Введение. В.Е. Гринберг, главный редактор журнала «Национальная металлургия» 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Введение. В.Е. Гринберг, главный редактор журнала «Национальная металлургия»



Черная металлургия в России

Введение. В.Е. Гринберг, главный редактор журнала «Национальная металлургия»

Металлургия — одна из структурообразующих отраслей российской экономики»

Такое положение отрасли обусловлено ее масштабами, количеством занятого в отрасли трудоспособного населения, долей в ВВП, экспорте, объеме налоговых поступлений. Отрасль является одним из основных поставщиков продукции для предприятий ВПК, ТЭК, машиностроения, строительства и т. п.

В силу этого для национальной экономики приоритетно наращивание производства в металлургии, стимулирование роста внутреннего потребления стали, наращивание присутствия на внешних рынках при сохранении равных в условиях страны конкурентных преимуществ как для металлургических предприятий, так и для предприятий перерабатывающих отраслей.

Исключительный рост цен на стальную продукцию в последние годы свидетельствует о резком росте спроса на нее со стороны развивающихся стран, в первую очередь Китая

Следует обратить особое внимание на то, что тенденции 2003-2004 годов, а именно, огромный спрос на сталь со стороны Китая, обусловивший бурный рост цен, являются кратковременными, в основном их действие уже закончилось. В настоящее время (примерно с конца 2004 года) металлургия переживает новую фазу цикла — рост издержек при снижающихся мировых ценах. Растут цены на основные виды металлургического сырья, это процесс, спровоцированный именно резким ростом цен на стальную продукцию, но в силу специфики горнодобывающей отрасли она отыграла ростом цен на свою продукцию с запозданием. Растут тарифы на все виды энергетических ресурсов, растут транспортные тарифы.

В то же время в Китае мощности черной металлургии продолжают расти темпами, опережающими рост внутреннего потребления. Эта диспропорция будет усиливаться по мере решения Китаем металлоемких инфраструктурных задач. По мере перетока инвестиций в перерабатывающие отрасли (особенно машиностроение) будут высвобождаться все большие количества избыточной стали. Ожидать существенного сокращения производства достаточно трудно, несмотря на то что в соответствии со стратегическими планами китайская металлургическая отрасль будет серьезно реформирована. Реформа затронет крупные сталелитейные компании, которые за счет слияний будут еще больше укрупняться (на 10 ведущих компаний будет приходиться до 70% выплавляемой стали, т. е. примерно 300 млн тонн). Ведущие компании, таким образом, могут оккупировать первую десятку списка крупнейших производителей, а впоследствии, вероятно, потеснить и мировых лидеров отрасли — Mittal Steel и Arcelor. Таким образом, для этих компаний еще больше облегчится доступ к финансовым ресурсам.

Часть устаревших неэффективных металлургических предприятий в процессе реформы будет закрыта, часть подвергнется коренной реконструкции, однако маловероятно, что это приведет к серьезному сокращению выплавки стали в стране, поскольку крупные компании сохраняют возможность наращивания производства и ограничителем служат дефицит энергетических ресурсов, проблемы транспортной инфраструктуры. Китай постепенно перейдет от нетто импорта к нетто экспорту, вытесняя российские предприятия с традиционных экспортных рынков. Более чем вероятным представляется постепенное расширение присутствия китайского металла не только на Дальнем Востоке, но и в других регионах России.

Внутренний рынок

Рядовой прокат

Российские металлургические предприятия способны полностью закрыть потребность внутреннего рынка в рядовом прокате. Сегодня Россия потребляет примерно половину выплавляемой стали. По итогам 2004 года был показан существенно больший, чем в предыдущие годы рост внутреннего потребления (13%) (рис. 3). Однако значительная часть этого прироста может объясняться ростом складских запасов у трейдеров и потребителей, обусловленным практически непрерывным ростом цен. Поэтому по итогам 2005 года мы ожидаем более скромных значений прироста внутреннего потребления. В целом рост внутреннего потребления стоит рассматривать как базу дальнейшего роста производства в металлургии. Однако оценить потенциал этого роста достаточно сложно. Существуют различные методики расчета коэффициента прироста металлопотребления к ВВП (величина прироста в процентах на 1% роста ВВП), например для развивающихся экономик коэффициент роста потребления стали больше 1 (например, в Китае на 1% роста ВВП — более 2% роста потребления стали). По оценкам компании PriceWaterhouseCoopers, для Польши, структура экономики которой может быть с определенными допущениями соотнесена с российской, рост металлопотребления на 4% меньше, чем рост ВВП. Рисунок 3 Видимое внутреннее потребление стального проката (производство + импортэкспорт), млн т Источник: ГКС

Постиндустриальные экономики в состоянии наращивать ВВП без роста металлопотребления либо даже при незначительном снижении. Поэтому тезис об удвоении ВВП нельзя впрямую переносить на потенциал роста потребления стали. Если рост ВВП будет сопровождаться крупными инфраструктурными проектами, то прирост металлопотребления с большой вероятностью обгонит прирост ВВП. Если основой роста ВВП останется рост цен на основные экспортируемые сырьевые товары, рост металлопотребления может замедлиться либо прекратиться.

  2003 2004 Прирост, % 8 мес. 2005 Прирост, %
Сталь          
Всего по отрасли 62708 65583 1,05 43458 7
ОАО «Северсталь» 9877 10435 1,06 7037 1,02
ОАО ММК 11471 11254 0,98 7422 0,98
ОАО НЛМК 8854 9123 1,03 5429 0,88
ОАО НТМК 5477 5491 1,00 3780 1,05
ОАО ЗСМК 5931 5607 0,95 674 1,003
ОАО Н КМ К 2460 2591 1,05 1691 0,96
ООО «Уральская сталь» 3345 3616 1,08 2416 1,03
ОАО «Мечел» 4129 5027 1,22 3083 0,96
ОАО ОЭМК 2353 2464 1,05 1684 1,03
Прокат          
Всего по отрасли 51053 53799 1,05 35613 7
ОАО «Северсталь» 8808 9140 1,04 6255 1,03
ОАО ММК 10162 10243 1,01 6265 0,91
ОАО НЛМК 8233 8576 1,04 5103 0,88
ОАО НТМК 4058 4445 1,10 3390 1,23
ОАО ЗСМК 4783 4520 0,95 2990 1,01
ОАО Н КМ К 2168 2166 1,00 1312 0,89
ООО «Уральская сталь» 2469 2732 1,11 1969 1,13
ОАО «Мечел» 2651 3412 1,29 2180 1
ОАО ОЭМК 2119 2193 1,03 1564 1,08

Данные НЛМК

Рост внутреннего рынка — безусловно, приоритетная цель для российских металлургических компаний. Это обусловлено тем, что в отличие от внешнего рынка, доля продукции низкой степени переработки на внутреннем рынке минимальна, поскольку основными потребителями являются не металлургические заводы, осуществляющие дальнейший передел полуфабрикатов, а конечные потребители — машиностроители, строители, ТЭК и т. д. Соответственно показатель выручки на тонну продукции на внутреннем рынке выше, чем на внешнем (рис. 4). Рисунок 4 Рыночные цены на основные виды металлопродукции, тыс. руб/т Источник: «Русмет»

Специальные стали

Рисунок 5 Сопоставление цен на нержавеющий и рядовой прокат Источник: «Русмет» Однако большинство положительных тенденций концентрируется в сфере производства рядовых сталей общего назначения. Потребление специальных сталей и сплавов в России растет гораздо более медленными темпами, особенно это касается нержавеющих сталей — самого массового вида металлопродукции специального назначения (рис. 5). Рост цен на нержавеющие стали в значительной степени отставал от роста цен на рядовые стали. При этом стоимость основных легирующих элементов (никеля, хрома марганца) росла достаточно быстрыми темпами. Это привело к постепенному снижению рентабельности производства нержавеющих и других высоколегированных сталей. Кроме того, предприятия, которые могли выпускать одновременно высокорентабельные рядовые стали и низкорентабельные специальные стали, постепенно наращивали выпуск первых и снижали производство вторых. В результате на рынке постепенно расширялась ниша, занимаемая импортными сталями, производители которых, прежде всего в силу значительно больших объемов производства, имели возможность поставлять их по более конкурентным ценам.

 

Этот сегмент рынка все больше оказывается под контролем внешних производителей. Отсутствие заинтересованности российских предприятий в работе в этом сегменте рынка, более высокое качество продукции, поставляемой по импорту, привлекательные цены — все это приводит к тому, что российские потребители все чаще переходят на импортные нержавеющие стали. В силу гораздо более низкой рентабельности спецметаллургического производства по сравнению с производством рядового проката (рис. 6) российские предприятия спецметаллургии осваивают производство рядовых сталей, чаще всего низкой степени переработки. В частности, в начале 2005 года Челябинский меткомбинат прекратил выплавку нержавеющих сталей, мотивируя это демпинговыми поставками аналогичной продукции из Европы, что привело к снижению рентабельности производства этого вида продукции в условиях ЧМК до отрицательных значений. Анализ таможенной статистики показал, что стали, произведенные в Европе, завозятся по весьма низким ценам, что делает их конкурентоспособность искусственно завышенной. Цитата из Уведомления МЭРТ о начале антидемпингового расследования по нержавеющему никельсодержащему прокату: «Приведенные в заявлении данные позволяют констатировать следующее: Наличие демпингового импорта никель содержащего плоского проката, происходящего из стран ЕС, на таможенную территорию Российской Федерации за период с I по III квартал 2003 года, в частности: Рисунок 6 Видимое внутреннее потребление нержавеющего проката в России, т Источник: Корпорация «Чермет», новости компаний

· нормальная стоимость никельсодержащего плоского проката, происходящего из стран ЕС, на рынке ЕС составила в среднем 1657 долларов США за тонну;

· экспортная цена никельсодержащего плоского проката, происходящего из стран ЕС и ввозимого на таможенную территорию Российской Федерации, составила в среднем 708 долларов США за тонну;

· демпинговая маржа по поставкам никельсодержащего плоского проката, происходящего из стран ЕС, на таможенную территорию Российской Федерации составила 134%».

Объективные показатели свидетельствуют о том, что привлекательность российского рынка стального проката растет. Причем — как для внутренних производителей, о чем свидетельствует достаточно явная тенденция снижения доли экспорта в производстве стального проката, так и для внешних производителей — рост доли импорта в потреблении (рис. 7). Этот эффект тем значимее, что достигнут на фоне ощутимого роста цен на внешних рынках (особенно в 2004 году). Следовательно, тезис о том, что внутренний рынок снабжается стальным прокатом по остаточному принципу, который был весьма популярен несколько лет назад, сегодня можно считать несостоятельным. Внутренний рынок действительно приоритетен, однако его объем значительно ниже, чем производственные мощности российских предприятий, а рост не столь быстр, чтобы в краткосрочной перспективе можно было существенно увеличить поставки. Таким образом: · в сегменте рядового проката российские металлурги продолжат доминировать на внутреннем рынке; · основной проблемой останется импорт проката из Украины; · в сегменте специальных сталей, при отсутствии четкой программы развития потребляющих отраслей, российские металлургия продолжат терять позиции. Рисунок 7 Доли ипорта в производстве и экспорта в потреблении,% Источник: ГКС, данные компаний


Внешний рынок

В настоящее время цены на металлургическую продукцию находятся в стадии начала снижения, после нескольких лет бурного подъема (рис. 8). Кроме того, продолжительность последней фазы подъема была значительно больше, а амплитуда — выше, чем на предыдущих стадиях. Причина одна — рост китайской экономики и китайской металлургии. Причем, это фактор как предшествующего роста, так и будущего снижения, поскольку темпы роста китайской металлургии опережают темпы роста китайского потребления. Как показывает анализ, важнейшие изменения в региональном перераспределении торговых потоков стального проката связаны в основном с импортом в Китай. Импорт начал резко возрастать в 20022003 годах. Параллельно шел процесс активного строительства новых мощностей в Китае. Уже в 2004 году это привело к сокращению импорта и постепенному наращиванию экспорта. Но в 2004 году Китай оставался неттоимпортером стали, а 2005 год — переломный. Рост производства стали в Китае не замедляется, несмотря на целый ряд ограничений (энергетика, транспортная инфраструктура, портовая инфраструктура). Растет импорт сырья (железной руды) в Китай. Быстрыми темпами наращивается собственный флот для перевозки огромных объемов железной руды. Развивается сеть железных дорог. Растут инвестиции в энергетику. Прирост производства стали по итогам 10 месяцев 2005 года — 26,5% (произведено 287 млн тонн стали). Рисунок 8 Индекс цен Источник: MEPS

 

Рисунок 9 Прирост ВВП и производство стали в мире, % Источник: IISI Сокращение спроса на сталь в Китае явилось основной причиной снижения мировых цен. Но китайский стальной бум спровоцировал излишне большой (по отношению к приросту ВВП) прирост производства стали (рис. 9). Однако в последние два года этот прирост в основном сконцентрирован в азиатском регионе. Более того, в 2005 году крупнейшие мировые производители, столкнувшись со снижением спроса со стороны не только китайской, но и собственных экономик, вынуждены были сокращать производство, чтобы поддержать баланс спросапредложения на приемлемом уровне и не допустить сильного снижения цен. В результате доля стран Азии в мировой выплавке стали постоянно увеличивается (рис. 10). Но, поскольку Китай не присоединился к «движению за сокращение производства стали» и продолжает неуклонно наращивать собственное производство, на горизонте все более явно вырисовываются черты кризиса перепроизводства стали.

Еще один фактор, влияющий на постепенное перемещение выплавки стали в азиатский регион, — рост цен на сырье. Страны — продуценты стали не заинтересованы в дальнейшем росте этих цен, который пытаются пролоббировать производители железной руды. Поэтому снижение цен и спроса на сталь используется металлургами как аргумент в переговорах с производителями руды. Однако возможности металлургических компаний оказывать давление на производителей ЖРС невелики.

В то же время Китай — крупнейший в мире покупатель руды — в частности предпринимает ряд мер, направленных на ограничение экспорта собственной стали. Этот процесс идет под лозунгом достижения баланса внутреннего спроса и потребления, с тем, чтобы в дальнейшем сконцентрироваться на экспорте готовой китайской машиностроительной продукции. Однако нельзя исключать, что эти меры китайского правительства преследуют также цель создания избытка стали на внутреннем рынке, снижения цен на сталь и получения более низких цен на железную руду в 2006 году. По оценке некоторых аналитиков, уже в 2005 году Китай, являясь крупнейшим импортером руды и, соответственно, стратегическим партнером железорудных компаний, покупал ее в среднем на 10% дешевле других стран, аналогичная ситуация наблюдается и в начале 2006 года. Еще одной из причин постепенного смещения выплавки стали в развивающиеся страны является борьба развитых стран за экологию. Перекатные производства гораздо более экологичны, чем доменные сталеплавильные производства. Максимальная экологическая нагрузка приходится именно на первые переделы (добыча полезных ископаемых, выплавка чугуна и стали), эти переделы также более энергозатратны. Поэтому идет процесс перемещения центра выплавки стали в развивающиеся страны (Индия, Бразилия, Китай и т. д.). Российский экспорт в соответствии с этой же тенденцией смещается в сторону сырья (уголь, руда, лом) и продуктов низкого уровня переработки (сляб, заготовка). Несмотря на то что Россия готова предложить на мировой рынок продукты глубокой переработки, емкость рынка по этим продуктам значительно ниже, чем по сырью и полуфабрикатам. Стремление сохранить и наращивать объемы выплавки стали для сохранения высокой рентабельности вынуждает российские предприятия экспортировать более ликвидную продукцию. Рисунок 10а Дефицит(-) и профицит (+) стали по регионам мира, млн. т, (2005 прогноз) Источник: «IISI»

Российский экспорт составляет чуть менее 10% мировой торговли сталью. Это достаточно много. Роль «поставщика сырья»— вынужденная, определяемая протекционистской политикой ряда государств, импортеров российского металла. Рентабельность металлургического производства в России, несмотря на повышенную ресурсе и энергоемкость, не ниже чем в Европе и США, что, повидимому, и позволяет российским компаниям покупать там предприятиябанкроты, осуществлять на них поставку полуфабрикатов и торговать готовым прокатом на привлекательных с точки зрения цены рынках, в обход квот и пошлин. Тот факт, что в период снижения производства ведущими мировыми производителями российские металлурги в целом смогли даже несколько нарастить объемы производства, свидетельствует о целесообразности подобных действий.

Рисунок 10 Производство стали по регионам мира Источник: «IISI» Но конкуренция на внешних рынках нарастает, что для избыточной по объемам производства российской металлургии грозит сокращением внешних рынков, снижением доходности и сокращением производства при наличии в разработке целого ряда проектов по его наращиванию. В то же время наличие в мире большого количества перерабатывающих металлургических мощностей (прокатных, по нанесению покрытий и т. д.) не позволяет наращивать экспорт продукции с высокой добавленной стоимостью. Конкуренция в этих сегментах особенно остра, поскольку производство избыточно. Любой крупный производитель специальных сталей и сплавов в состоянии нарастить производство. Таким образом, с позиций мировой металлургии российская металлургия сохранит в краткосрочной перспективе высокую конкурентоспособность. Основные факторы — обеспеченность сырьем, наличие каналов проникновения на зарубежные рынки (через собственные предприятия на этих рынках), низкая стоимость рабочей силы. В средне и долгосрочной перспективе (при сохранении существующих тенденций в экономике) мы столкнемся с ростом цен на сырье и энергоносители, усилением конкуренции на внешних рынках полуфабрикатов и готового проката унифицированного качества, усилением антидемпинговых мер. А слияния и поглощения, дальнейшее укрупнение лидирующих мировых компаний — производителей стали, усиление их влияния на рынке, экспансия китайской металлургии усугубит проблемы.

Будет наблюдаться постепенный рост рентабельности поставок сырья относительно рентабельности поставок металлопродукции, что повлечет углубление технического отставания российской металлургии от металлургии странконкурентов.

Альтернатива — развитие внутреннего рынка, ускоренное внедрение ресурсе и энергосберегающих технологий, а соответственно, увеличение объема заказов на проведение исследовательских работ, финансирование подготовки кадров для их проведения, обновление парка оборудования за счет развития российского металлургического машиностроения.

Проблемы отрасли

Можно выделить ряд проблем, относящихся к металлургии в целом.

Выбор стратегий

Компании

Главная задача, которую должна решать металлургическая компания, это адекватное рынку наращивание производства, укрепление позиций на существующих рынках сбыта и завоевание новых рынков, увеличение продаж продукции с высокой добавленной стоимостью. Соответственно вырабатываемая стратегия должна усиливать существующие конкурентные преимущества и создавать новые. Из существующих преимуществ отметим:

· Обеспеченность сырьевыми ресурсами. Наличие в составе крупных металлургических групп источников сырья является мощным рычагом управления себестоимостью продукции. Увеличение производства сырья сверх собственных потребностей может использоваться для хеджирования рисков, связанных с колебаниями цен на металлургическую продукцию.

· Унифицированная металлопродукция (коммерческий прокат), составляющая основу производственных программ крупных металлургических групп, высоколиквидна на внешних рынках. Нарастающая конкуренция и рост затрат диктуют необходимость ускоренного внедрения ресурсе и энергосберегающих технологий и оборудования, оптимизации структуры себестоимости (снижение доли затрат на сырье и энергию, увеличение амортизационных отчислений). Альтернатива — постепенная утрата конкурентоспособности на внешнем, а впоследствии на внутреннем рынке.

· Эффективный менеджмент в металлургии. Однако расширение существующих групп, покупка зарубежных предприятий, включение в состав предприятий других отраслей создает дефицит управленческих кадров.

· Стабильное экономическое положение предприятий, позволяющее без проблем нарастить уровень заимствований на реализацию масштабных проектов. Незначительный объем ценных бумаг металлургических компаний, находящихся в свободном обращении на финансовом рынке, что является дополнительным резервом привлечения акционерного капитала.

Одна из главных долгосрочных проблем российского рынка стали в том, что это ярко выраженный рынок производителя. В перспективе это ведет к технологической стагнации. Производство современной высокотехнологичной высококачественной металлопродукции возможно только как ответ на соответствующий запрос рынка. Отсутствие масштабного спроса на высокотехнологичную продукцию приводит к тому, что малые партии такой продукции закупаются по импорту, а российские предприятия не готовы вкладываться в освоение их производства при малых объемах сбыта.

Воля потребителя на российском рынке выражается только в установлении справедливой рыночной цены. В 2005 году и в России, и на мировых рынках неоднократные попытки производителей поднять цены, обосновываемые ростом цен на сырье и тарифы, фактически провалились. Потребитель отказался платить за металл более высокую цену.

Что же касается более высоких требований к качеству продукции, ее потребительским свойствам, то такой диктат доступен только сильному потребителю. Такие примеры Россия тоже знает — «Газпром», «Транснефть», АвтоВАЗ и т. д., однако и эти компании в большей степени используют свои возможности давления на металлургов для получения более низких цен, а не более высокого качества.

В результате постепенно нарастает технологическое отставание, ликвидация которого со временем потребует практически полной замены основных производственных фондов. Кроме того, часть предприятий должна быть размещена ближе к морским портам, для снижения затрат на транспортировку сырья и готовой продукции. По сути — должна будет быть выстроена новая металлургическая отрасль.

Теоретически это возможно — наглядный пример Китая перед глазами. За тричетыре года производство стали возросло в 3,5 раза, при этом рост достигнут в основном за счет строительства новых мощностей. Однако первоначальный толчок этому процессу был дан бурным ростом китайской перерабатывающей промышленности.

Экспансия на внешние рынки

Развитие российских металлургических холдингов за счет приобретения предприятий в перспективных для экспорта регионах — это наиболее защищенный путь сохранения возможных объемов экспорта на эти рынки. Кроме того, приобретая предприятия, специализирующиеся на определенных видах продукции, российские компании не только получают возможность выхода на новые группы потребителей, но и получают доступ к современным технологическим наработкам.

Возможности приобретения предприятий в России невелики, основные эффективные предприятия уже входят в состав металлургических холдингов.

С учетом тех препятствий, которые возникают при попытке приобретения российскими компаниями предприятий в США, Турции, Италии и т. д., при жесткой конкуренции со стороны активно развивающихся компаний, таких как Mittal Steel, большинство этих приобретений может рассматриваться как успех российских компаний в вопросах завоевания и удержания внешних рынков.

Для металлургической отрасли, у которой объем поставок на внутренний рынок составляет менее 50%, сохранение экспорта на достаточно длительную перспективу — это залог выживания. Поскольку даже на внутреннем рынке при самых благоприятных прогнозах его роста конкуренция будет усиливаться, как со стороны российских компаний (действующих и новых), так и со стороны зарубежных компаний (особенно украинских).

Примечание 1

До недавнего времени стратегия развития всех российских металлургических холдингов строилась вокруг наращивания производства стали. Однако запредельно высокие темпы развития китайской металлургии, усиление конкуренции на всех без исключения традиционных экспортных рынках в 2005 году, замедление темпов роста российской экономики привели к тому, что этот экстенсивный путь развития стал чреват высокими рисками.

Современная коррекция стратегий заключается в повышении эффективности производства, снижении ресурсе и энергозатрат, создании защищенных каналов проникновения на внешние рынки, развитии собственной системы дистрибьюции на внутреннем рынке, оптимизации сортамента производимой продукции и переходе на долгосрочные контракты с ключевыми потребителями (например, контракт ОАО «Северсталь» и фирмы «Мерлони», контракт «Евразхолдинга» с ОАО РЖД, долгосрочные контракты с трубными компаниями и автомобильными заводами).

Можно предположить, что одной из главных задач в краткосрочной перспективе является обеспечение ритмичной загрузки в первую очередь прокатного производства, поскольку сталеплавильное и доменное производство имеют достаточно высокий уровень загрузки. Задача решается достаточно успешно, если судить по результатам экспортной деятельности. Не смотря на снижение цен и обострение конкуренции на внешних рынках, экспорт проката вырос как в стоимостном, так и в натуральном выражении. К недостаткам следует отнести тот факт, что рост экспорта полуфабрикатов составил 12%, а проката — только 2,7%. Однако при явно ухудшившейся конъюнктуре результат можно считать положительным.

Примечание 2

Рост цен на сырье, безусловно, влияет на рентабельность работы металлургических предприятий, однако его влияние на конкурентоспособность слабее, поскольку этот рост — общемировая тенденция. В случае же с российской металлургией, это, скорее, фактор повышения конкурентоспособности. Европа и Китай, в частности, практически не обеспечены собственным сырьем и поэтому имеют меньше рычагов управления себестоимостью стали.

Уровень цен на основное сырье и материалы для производства стали на конец 2007г. представлен в таблице (на примере ОАО «Северсталь»).

Наименование Цена, руб./т.
Чугун передельный жидкий 8500
Лом стальной углеродистый 6000
Обрезь своего производства 600
Обрезь прокатных цехов 600
ФМн 70 28000
ФМн 78 28500
ФС 65 17500
СМн 12 17400
СМн 17 18000
Алюминий чушковый вторичный 36500
Алюминий дробь 42000
Алюминий катанка 49500
Окалина 105,5
Слябы для охлаждения на АДС 1020
Известняк 4500
Известь 5500
Доломит дробленый 4500
Доломит обожженный 4800
Ожелезненная известь 5300
Кокс молотый 4000
Гран-шлак 1500
Науглероживатель стали 25000
Плавиковый шпат 20000
Окатыши 3500
Шлакообразующая смесь 9200
Газ природный, тыс.м3 1050
Кокс 4000
Использование отходящего тепла 39,65
Электроэнергия, тыс. кВт*час 1200
Пар, Гкал 100
Вода деаэрированная, т 45
Вода промышленная, т/м3 200
Сжатый воздух, т/м3 100
Кислород, т/м3 950
Аргон, м3 3100
Азот чистый, м3 570
Кирпич алюмосиликатный 2200
Кирпич магнезиальный 5720
Кирпич шпинелидный 19700
Порошки и массы 4250
Прочие огнеупоры 21220

 

Примечание 3

Существует проблема постепенного истощения источников сырья. Она может быть решена несколькими способами: покупкой и разработкой новых месторождений, покупкой сырья у сторонних производителей. Это вопрос цены. Если говорить о необходимости разведки и освоения новых месторождений, то стоимость решения инфраструктурных задач такова, что силами металлургических компаний (особенно по принципу «каждый за себя») решить проблему нельзя.

Пример ММК показывает, что, хотя и с определенными проблемами, при поддержке государства (в виде льготных тарифов на перевозку руды) предприятие может работать на покупном сырье и быть высокорентабельным. Можно добавить, что в 2005 году НЛМК приобрел пробную партию бразильской руды.

В то же время развиваемые Стальной группой «Мечел» и «Евразхолдингом» угольные проекты изначально ориентированы на экспортные поставки продукции (коксующегося угля).

То есть, несмотря на то что сырьевые и металлургические активы объединены в рамках вертикальноинтегрированных групп, между металлургической и горнорудной отраслями можно провести некий водораздел. Каждая из этих отраслей развивается в достаточной степени самостоятельно, подчиняясь собственной конъюнктуре.

Черная металлургия в России

Введение. В.Е. Гринберг, главный редактор журнала «Национальная металлургия»



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2020-03-26; просмотров: 115; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.149.27.100 (0.047 с.)