Песнопения о противостоянии Московской Руси Орде 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Песнопения о противостоянии Московской Руси Орде



 

Начиная с 1237-1238 годов в русские летописи приходит трагическая тема ордынского нашествия. Вслед за литературными памятниками начинают складываться циклы песнопений на русские праздники о героях, защитниках и духовных подвижниках русской земли.

Княжеские культы этого периода - Михаила Черниговского, Михаила Тверского и Александра Невского формировались по началу как княжеско-семейные. В самое трудное для Руси время складываются основы певческих циклов о героических страницах русской истории.

Князь Александр Ярославич (1220-1263) - выдающийся полководец, политик, один из самых известных деятелей истории Древней Руси. Годы его правления совпали с первыми десятилетиями ордынского ига.

Первая краткая редакция службы Александру Невскому возникла в середине XVI века, вторая, пространная редакция появляется в 80-е года XVI века, после чего служба уже не изменяется по составу.

Одним из драматических эпизодов первых лет противостояния Руси и Орды является убийство Михаила Черниговского (1246 г.). Подвиг этого князя был воспет в цикле песнопений на 20-е сентября. Служба была очень популярна и встречается во множестве списков.

Все стихиры этому князю содержат элементы повествования о его подвиге. Они основываются на сюжете «Жития» Михаила Черниговского. Напев стихир своеобразен, что выражается в яркой диалогичности и сказовости, которая идет от живой народной традиции интонирования, непринужденного певческого повествования.

В 1304 г. тверской князь Михаил Ярославич становится великим Владимирским князем. Он первым из русских князей принял титул великого князя «Всея Руси». Михаил Ярославич, зная о своей грядущей гибели, едет в Орду, чтобы отвратить гнев ордынского хана от своего княжества. В ноябре 1318 г. в ходе борьбы между тверскими и московскими князьями за обладание Владимирским великокняжеским столом в Орде он был убит.

Составление службы относят к XIV-XV вв. Многие певческие циклы дошли до нас лишь в рукописях не ранее второй половины XVI века.

Сергий Радонежский - центральный образ русской святости. Он благословил князя Дмитрия на Куликовскую битву, был духовным покровителем Руси при жизни и остается им на протяжении всего времени, прошедшего с его смерти.

Считается, что первым автором службы был Епифаний Премудрый. В ранних стихирарях фиксировались в основном лишь самогласные песнопения - славники, по две-три стихиры. В конце XV века стихиры Сергию Радонежскому прочно устанавливаются в разделах службы на 25 сентября и сначала XVI века являются обязательными для любого нотированного стихираря.

Последовательность стихир в службе Сергию на 25 сентября типична для всех певческих циклов годового круга: чередование трех или четырех подобных стихир и одной самогласной. Начиная со второй половины XVI века, в стихирарях фиксируются некоторые песнопения на 5 июля - из службы Обретение мощей Сергия Радонежского. Затем создаются стихиры специально к этой службе. Они прославляют Сергия как духовную основу Руси.

Во второй половине XVII в. службы Сергию Радонежскому становятся едва ли не самым масштабным циклом песнопений из всех русских служб. Таким образом, основной корпус песнопений этому святому развивался на протяжении XV-XVII вв.

г. считается рубежным в истории Руси. Но песнопения, распространившиеся по всей стране после этой даты, не являются победной ретроспекцией тема нашествия, как с запада, так и с юга и востока всегда была актуальной для русского государства.

Поэтому русские службы были не только праздниками: они совершались в дни великой опасности с молениями о заступничестве. Песнопения, сложенные в XVI веке были воспоминанием о подвигах русских князей и святых подвижников, собирали воинов на битвы, служили источником новой духовной.

 


Заключение

 

Древнерусское певческое искусство к X-XVII вв. прошло долгий путь своего развития. Оно создавалось как искусство мастеров церковного пения. Это объясняется существованием исключительно тесных связей между религией и искусством в этот период. Религия несла с собой культуру, образованность и обеспечивала государственное единство. Церковь была мощной культурной силой, через которую шло просвещение народных масс.

Соприкоснувшись с высокой византийской культурой, русские мастера в своем творчестве создали новый тип певческой культуры. К XVI веку уже полностью определены не только его общие стилистические нормы и жанровые разновидности, но и основной репертуар песнопений.

Произошел процесс усвоения и ассимиляции. Ростки старой культуры самостоятельно, творчески развились на новой почве. Во второй половине XVII века уже московские композиторы, соприкоснувшись с польско-украинским партесным пением, создадут новый стиль национальной хоровой культуры - русское партесное пение.

Певческое искусство Древней Руси является необъемлемой частью национального культурного достояния нашего отечества. Его образцы обладают высокой художественной ценностью. Но оно остается неизведанной областью даже для близких к музыке людей. Причины этого заложены в самой специфике этого вида искусства. Музыкальные памятники прошлого немы для нас, если они не звучат.

Положение осложняется тем, что до сих пор не найден ключ к точному прочтению и расшифровке древнейших образцов знаменного распева. Знакомство основывается почти исключительно на рукописях XVII века, и даже не всего этого столетия, а только второй его половины.

Певческое искусство к Х-XVII веков развивалось в рамках церковной организации. В результате взаимоотношений между музыкальным искусством и религией были выработаны четкие требования и правила. Церковь сознательно ограничивала усложнение и увеличение музыкального материала, так как песнопения при этом становились недоступными для прихожан. Она стремилась догматизировать и канонизировать сложившиеся формы религиозно-обрядовой музыки, сбалансировать соотношение в ней религиозного и эстетического содержания. Особую опасность церковь видела в проникновении в культовую музыку светского звучания. История певческого искусства - это еще и запреты, постановления и реформы, направленные на ограждение церковной музыки от элементов светскости. При всем этом старании народное музыкальное богатство проникало через самые плотные заслоны церковной цензуры.

Певческое искусство Древней Руси X-XVII веков представляет собой взаимосвязь музыкальной, литературной и религиозной традиции. Его особенность в том, что это целостное явление, которое включает в себя не только музыкальные принципы развития, но и эстетические и философские. Каждое из песнопений - это некий микрокосм, который отражает в себе закономерности, заключенные в чинопоследовании.

Задача древнерусских песнопений в службе - усилить эмоциональную сторону, чтобы оказать еще большее воздействие на слушателей (прихожан). С другой стороны, осмысленное применение разножанровых песнопений и соответствующих им типов выразительности, их чередование в службе позволяло древнерусским мастерам создавать художественно цельные произведения.

Кроме этого, необходимо отметить и то, что развитие древнерусского певческого искусства Х-XVII веков напрямую связано с теми политическими событиями, которые происходили в Киевской Руси, а затем и в Московском государстве, так как церковь и древнерусское церковное пение было необъемлемой частью государственного образования.

 


Литература

1. Бражников М.В. Памятники знаменного распева. Л., 1974.

2. Наказная грамота 1558 г. по Стоглавому собору // Правосл. собес, 1863, ч.I.

.   Повести Древней Руси: XI-XII века. Л., 1983.

.   Серегина Н.С. Песнопения русским святым: по материалам рукописной певческой книги XI-XIX вв. «Стихирарь месячный». Спб., 1994.

.   Собор 1649 г. о единогласии//ЧОИДР, кн. IV. М., 1894.

.   Аллеманов Д. Курс истории русского церковного пения. М., 1911.

.   Вагнер Г.К. Византия и Русь. М., 1983.

.   Вагнер Г.К. Искусство древней Руси. М., 1993.

.   Воронин Н.Н. Анонимное сказание о Борисе и Глебе, его время, стиль, автор // ТОДРЛ. Т.XIII. М.; Л., 1957.

.   Источниковедческое изучение памятников письменной культуры. Сб. научн. трудов // Под ред. Кручинина А.Н., Рамазанова Н.В. - М., 1992.

.   Келдыш Ю.В. История русской музыки. Т.I. М., 1983.

.   Лихачев Д.С. Некоторые вопросы идеологии феодалов в литературе XI-XIII вв. // ТОДРЛ. Т.Х. М.; Л., 1954.

.   Металлов В.М. Русская семиография. М., 1912.

.   Никольский Н.М. История русской церкви. М., 1930.

.   Розеншильд К. Музыкальное искусство и религия; исторический очерк. М., 1964.

.   Романов Л. Музыкальное искусство и православие. Л., 1989.

.   Рукописные памятники: публикации и исследования. Вып.4. Спб., 1997.

.   Серегина Н.С. Из истории певческих циклов Борису и Глебу // ТОДРЛ. Т.XLIII. Л., 1991.

.   Успенский Н.Д. Древнерусское певческое искусство. М., 1971.

.   Максименко Ф. Церковное пение в России.//Церковно-общественный вестник. Спб., 1881. №1. 23 августа.

.   Преображенский А.В. О сходстве русского музыкального письма с греческим в певческих рукописях XI-XII вв. // РМГ, 1909, №8.

.   Сорокин А. О русском безлинейном и в частности хоровом пении // Труды Киевской духовной академии. Киев, 1876. Т.I. январь.

Размещено на Аllbеst.ru



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2020-03-26; просмотров: 77; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.144.143.31 (0.016 с.)