Статья 4. Единая государственная система предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Статья 4. Единая государственная система предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций



Введение

химический чрезвычайный пожар взрыв

Индустриализация современного общества, усложнение технологических процессов производства неизбежно ведут к появлению негативных явлений, связанных с возникновением чрезвычайных ситуаций. Продолжают наносить огромный ущерб, опасные природные явления и стихийные бедствия метеорологического, гидрологического и геофизического происхождения. Разрушение зданий, сооружений, промышленных объектов гибель людей и материальных ценностей имеют место не только во время войны, но и в мирное время в результате стихийных бедствий, производственных аварий и катастроф.

В связи с этим, важное социальное и экономическое значение имеет работа, направленная на провидение мероприятий по прогнозированию предупреждению чрезвычайных ситуаций. Знание руководителями и специалистами ОНХ, личным составом НВФ и всем населением основных характеристик стихийных бедствий, аварий, катастроф, современных средств нападения и их поражающих факторов, умение организовать защиту людей, продовольствия, водоисточников и техники считается важнейшим и необходимым условием деятельности каждого из них в современных условиях, гарантией высокой готовности объекта народного хозяйства к действиям в экстремальной ситуации.

Федеральный закон о защите населения и территорий от черезвычайных ситуаций природного и техногенного характера определяет общие для Российской Федерации организационно-правовые нормы в области защиты граждан Российской Федерации, иностранных граждан и лиц без гражданства, находящихся на территории Российской Федерации (далее - население), всего земельного, водного, воздушного пространства в пределах Российской Федерации или его части, объектов производственного и социального назначения, а также окружающей среды (далее - территории) от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера (далее - чрезвычайные ситуации).

Действие настоящего Федерального закона распространяется на отношения, возникающие в процессе деятельности органов государственной власти Российской Федерации, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, а также предприятий, учреждений и организаций независимо от их организационно-правовой формы (далее - организации) и населения в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций.

 


Основные понятия

 

Чрезвычайная ситуация - это обстановка на определенной территории, сложившаяся в результате аварии, опасного природного явления, катастрофы, стихийного или иного бедствия, которые могут повлечь или повлекли за собой человеческие жертвы, ущерб здоровью людей или окружающей среде, значительные материальные потери и нарушение условий жизнедеятельности людей. (в ред. Федерального закона от 30.12.2008 №309-ФЗ)

Предупреждение чрезвычайных ситуаций - это комплекс мероприятий, проводимых заблаговременно и направленных на максимально возможное уменьшение риска возникновения чрезвычайных ситуаций, а также на сохранение здоровья людей, снижение размеров ущерба окружающей среде и материальных потерь в случае их возникновения. (в ред. Федерального закона от 30.12.2008 №309-ФЗ)

Ликвидация чрезвычайных ситуаций - это аварийно-спасательные и другие неотложные работы, проводимые при возникновении чрезвычайных ситуаций и направленные на спасение жизни и сохранение здоровья людей, снижение размеров ущерба окружающей среде и материальных потерь, а также на локализацию зон чрезвычайных ситуаций, прекращение действия характерных для них опасных факторов. (в ред. Федерального закона от 30.12.2008 №309-ФЗ)

Зона чрезвычайной ситуации - это территория, на которой сложилась чрезвычайная ситуация.

Расчет зоны ЧС

Задание

На химическом предприятии произошла авария на технологическом трубопроводе с жидким хлором, находящимся под давлением. Количество вытекшей из трубопровода жидкости не установлено. Известно, что в технологической системе содержалось 59 т сжиженного хлора. Требуется определить глубину зоны возможного заражения хлором при времени от начала аварии 1 ч и продолжительность действия источника заражения (время испарения хлора). Метеоусловия на момент аварии: скорость ветра 3 м/с, температура воздуха 0°С, инверсия. Разлив АХОВ на подстилающей поверхности - свободный.

Методика оценки

1. Эквивалентное количество АХОВ, перешедшее в первичное облако, по формуле

 

,

 

Где -эквивалентное количество АХОВ в первичном облаке, Т; -количество выброшенного (разлившегося) при аварии АХОВ, т; -коэффициент, та висящий от условий хранении АХОВ (); -коэффициент, равный отношению пороговой токеодоэм хлора к пороговой токсодоэе АХОВ (); - коэффициент, учитывающий степень вертикальной устойчивости воздуха и равный: 1-для инверсии; - коэффициент, учитывающий влияние температуры воздуха на скорость образования первичного облака ().

 

.   Эквивалентное количество АХОВ, перешедшее во вторичное облако, по формуле

 

,

 

где - количество АХОВ во вторичном облаке, т; - коэффициент, зависящий от физико-химических свойств АХОВ (; - коэффициент, учитывающий скорость ветра (=1,67); - коэффициент, зависящий от времени, прошедшего после начала аварии N (N≥T),

 

где Т - продолжительность поражающего действия АХОВ (время испарения АХОВ с площади разлива), ч, определяется из уравнения:

 

Так как Т<1 часа, принимаем для 1 часа, т.е.

коэффициент, учитывающий влияние температуры окружающего воздуха па скоростьобразования вторичного облака.

 

3. Глубина распространения первичного () и вторичного () облаков АХОВ. =6,07 км;=21,514 км

Общая глубина распространения зараженного воздуха вычисляется по формуле

 


 

где - общая глубина распространения облака зараженного АХОВ воздуха, км; - большее из двух значенийи, км; - меньшее из двух значений и, км.

;

 

4. Общую глубину распространения облака зараженного воздуха сравнивают с возможным предельным значением глубины переноса воздушных масс (), определяемой из уравнения

 

где V - скорость переноса переднего фронта облака зараженного воздуха (); N - время от начала аварии, ч.

Из двух значений выбирают наименьшее, соблюдая условие

 

,

 

где Г - глубина зоны возможного заражения АХОВ, км.

 

. Площадь зоны возможного заражения АХОВ ()

 

,,

 

где - угловые размеры зоны возможного заражения АХОВ, град.

 

.

. Площадь зоны фактического заражения АХОВ ()

 


 

,,

 

Где-коэффициент, который зависит от степени вертикальной устойчивости воздуха и принимается равным: 0,081 - для инверсии.

 

. Время подхода облака зараженного воздуха к заданному объекту:

 

Расчет зоны ЧС

Задание

На территории ОЭ хранится бензин массой М =55 т Хранениегрупповое. Удельная теплота сгорания бензина =1800. Сделать расчет возможных последствий аварии.

По результатам выполненного расчета на генеральный план предприятия (прил. 9) в масштабе наносим зоны разрушений при взрыве ТВС с указанием радиусов этих зон и величины избыточного давления в этих зонах.

Методика расчета

Характерными особенностями взрывов ТВС являются: I возникновение разных типов взрывов: детонационного, дефлаграционного или комбинированного;

при взрывах образуется 5 зон поражения: бризантная (детонационная), действия продуктов взрыва (огненного шара), действия ударной волны, теплового поражения и токсического задымления;

зависимость мощности взрыва от параметров среды, в которой происходит взрыв (температура, скорость ветра, плотность застройки, рельеф местности);

для реализации комбинированного или детонационного взрыва для ТВС обязательным условием является создание концентрации продукта в воздухе в пределах нижнего и верхнего концентрационного предела.

Дефлаграция - взрывное горение с дозвуковой скоростью.

Детонация - процесс взрывчатого превращения вещества со сверхзвуковой скоростью.

Расчет радиусов зон поражения (R) и избыточного давления во фронте ударной волны () при взрыве производится по следующим формулам:

1. Бризантная зона (зона детонации):

 

 

где М - масса ТВС в резервуаре (кг). За М принимается 90% - при групповом хранения.

 

Для бризантной зоны.

2. Зона продуктов горения (зона огненного шара):

Радиус зоны:

 

Избыточное давление во фронте ударной волны рассчитывается:

 

кПа

Для остальных зон их радиусы рассчитываются по следующей формуле:

 

.

 

. Зона действия ударной волны:

) Слабые разрушения - повреждения или разрушения крыт и оконных и дверных проемов. Ущерб - 10… 15% от стоимости зданий..

 

Тепловой импульс () определяется по формуле:

 

 

где I-интенсивность теплового излучения взрыва ТВС на расстоянии R,

 

Где - удельная теплота пожара,; F - угловой коэффициент, характеризующий взаимное расположение источника горения и объекта

 

прозрачность воздуха

 

 

-продолжительность существования огненного шара(с)

 

 

) Средние разрушения -разрушение крыш, окон, перегородок, чердачных перекрытий, верхних этажей. Ущерб - 30… 40%.

 

) Сильные разрушения - разрушения несущих конструкций и перекрытий. Ущерб - 50%. Ремонт нецелесообразен..

 

) Полное разрушение -обрушение зданий..

 

В результате взрыва на складе бензина:

) слабым разрушениям подвергнуться магазин 7, столовая 4, бытовой корпус 9, гараж 2, насосная 5, эл. мех. мастерская 6, пожарное депо 3, мед. пункт 8, электрофильтр 16, электроподстанции 16 и10, отдел сырьевых мельниц 11, сырьевое отделение 12, склад сырья 13, котельная 14. В этой зоне произойдут повреждения или разрушения крыш и оконных и дверных проемов. Ущерб 10-15% от стоимости зданий.

) Средним разрушениям подвергнуться сырьевое отделение 22, моторное отделение 23, отдел цементных мельниц 24, печное отделение 21, эл. подстанция 17, компрессорная 18, резервуар гор. воды 20. В этой зоне произойдут разрушения крыш, окон, перегородок, чердачных перекрытий, верхних этажей. Ущерб 30-40%.

) Сильным разрушениям подвергнуться часть цементных силосов 42, эл. подстанция 27, насосная гор. воды 19, часть клинкерного склада 32. В этой зоне произойдут разрушения несущих конструкций и перекрытий. Ущерб 50%. Ремонт нецелесообразен.

) Полным разрушениям подвергнуться склад бензина 38, резервуар воды 30, брызговой бассейн 36, насосная 35, мех. мастерская 29, склад огнеупоров 37, упаковочная 39, моторное отделение 33, эл. подстанция 34, отдел цем. мельниц 31, мастер. склад 28, паровозное депо 40, часть клинкерного склада 25.в этой зоне произойдут полные разрушения зданий и сооружений.

Заключение

 

При различных ЧС, зоны поражения и последствия зависят от источника возникновения. В моем РГЗ я рассмотрел 2 чрезвычайные ситуации техногенного характера разного типа аварий. Первая авария с выбросом аварийно-химически опасного вещества - хлора, с большой зоной поражения и опасным воздействием на человека и окружающую среду. Вторая представляет собой аварию на взрыво-пожароопасном объекте - складе легковоспламеняющихся, горючих материалов. В результате аварии в зону поражения попадает цементный завод, прилегающая территория и люди, работающие на нем.

Способом защиты от ЧС является совокупность взаимоувязанных по времени, ресурсам и месту проведения мероприятийРСЧС, направленных на предотвращение или предельное снижение потерь населения и угрозы его жизни и здоровью от поражающих факторов и воздействий источников чрезвычайных ситуаций.

Необходимость подготовки и осуществления мероприятий по защите населения от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера обусловливается:

§ риском для человека подвергнуться воздействию поражающих факторов стихийных бедствий, аварий, природных и техногенных катастроф;

§ предоставленным законодательством правом людей на защиту жизни, здоровья и личного имущества в случае возникновения чрезвычайных ситуаций.

Мероприятия защиты населения являются составной частью предупредительных мер и мер по ликвидации чрезвычайных ситуаций и, следовательно, выполняются как в превентивном (предупредительном), так и оперативном порядке с учетом возможных опасностей и угроз. При этом учитываются особенности расселения людей, природно-климатические и другие местные условия, а также экономические возможности по подготовке и реализации защитных мероприятий.

Мероприятия по подготовке страны к защите населения проводятся по территориально-производственному принципу. Они осуществляются не только в связи с возможными чрезвычайными ситуациями природного и техногенного характера, но и в предвидении опасностей, возникающих при ведении военных действий или вследствие их, поскольку значительная часть этих мероприятий эффективна как в мирное, так и военное время.

Меры по защите населения от чрезвычайных ситуаций осуществляются силами и средствами предприятий, учреждений, организаций, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, на территории которых возможна или сложилась чрезвычайная ситуация.

Комплекс мероприятий по защите населения включает:

§ оповещение населения об опасности, его информирование о порядке действий в сложившихся чрезвычайных условиях;

§ эвакуационные мероприятия;

§ меры по инженерной защите населения;

§ меры радиационной и химической защиты;

§ медицинские мероприятия;

§ подготовку населения в области защиты от чрезвычайных ситуаций.

Введение

химический чрезвычайный пожар взрыв

Индустриализация современного общества, усложнение технологических процессов производства неизбежно ведут к появлению негативных явлений, связанных с возникновением чрезвычайных ситуаций. Продолжают наносить огромный ущерб, опасные природные явления и стихийные бедствия метеорологического, гидрологического и геофизического происхождения. Разрушение зданий, сооружений, промышленных объектов гибель людей и материальных ценностей имеют место не только во время войны, но и в мирное время в результате стихийных бедствий, производственных аварий и катастроф.

В связи с этим, важное социальное и экономическое значение имеет работа, направленная на провидение мероприятий по прогнозированию предупреждению чрезвычайных ситуаций. Знание руководителями и специалистами ОНХ, личным составом НВФ и всем населением основных характеристик стихийных бедствий, аварий, катастроф, современных средств нападения и их поражающих факторов, умение организовать защиту людей, продовольствия, водоисточников и техники считается важнейшим и необходимым условием деятельности каждого из них в современных условиях, гарантией высокой готовности объекта народного хозяйства к действиям в экстремальной ситуации.

Федеральный закон о защите населения и территорий от черезвычайных ситуаций природного и техногенного характера определяет общие для Российской Федерации организационно-правовые нормы в области защиты граждан Российской Федерации, иностранных граждан и лиц без гражданства, находящихся на территории Российской Федерации (далее - население), всего земельного, водного, воздушного пространства в пределах Российской Федерации или его части, объектов производственного и социального назначения, а также окружающей среды (далее - территории) от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера (далее - чрезвычайные ситуации).

Действие настоящего Федерального закона распространяется на отношения, возникающие в процессе деятельности органов государственной власти Российской Федерации, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, а также предприятий, учреждений и организаций независимо от их организационно-правовой формы (далее - организации) и населения в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций.

 


Основные понятия

 

Чрезвычайная ситуация - это обстановка на определенной территории, сложившаяся в результате аварии, опасного природного явления, катастрофы, стихийного или иного бедствия, которые могут повлечь или повлекли за собой человеческие жертвы, ущерб здоровью людей или окружающей среде, значительные материальные потери и нарушение условий жизнедеятельности людей. (в ред. Федерального закона от 30.12.2008 №309-ФЗ)

Предупреждение чрезвычайных ситуаций - это комплекс мероприятий, проводимых заблаговременно и направленных на максимально возможное уменьшение риска возникновения чрезвычайных ситуаций, а также на сохранение здоровья людей, снижение размеров ущерба окружающей среде и материальных потерь в случае их возникновения. (в ред. Федерального закона от 30.12.2008 №309-ФЗ)

Ликвидация чрезвычайных ситуаций - это аварийно-спасательные и другие неотложные работы, проводимые при возникновении чрезвычайных ситуаций и направленные на спасение жизни и сохранение здоровья людей, снижение размеров ущерба окружающей среде и материальных потерь, а также на локализацию зон чрезвычайных ситуаций, прекращение действия характерных для них опасных факторов. (в ред. Федерального закона от 30.12.2008 №309-ФЗ)

Зона чрезвычайной ситуации - это территория, на которой сложилась чрезвычайная ситуация.

Статья 4. Единая государственная система предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций

(в ред. Федерального закона от 04.12.2006 №206-ФЗ)

Единая государственная система предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций объединяет органы управления, силы и средства федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, организаций, в полномочия которых входит решение вопросов по защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций, в том числе по обеспечению безопасности людей на водных объектах. (в ред. Федерального закона от 19.05.2010 №91-ФЗ)

Основными задачами единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций являются, в том числе по обеспечению безопасности людей на водных объектах: (в ред. Федерального закона от 19.05.2010 №91-ФЗ)

разработка и реализация правовых и экономических норм по обеспечению защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций;

осуществление целевых и научно-технических программ, направленных на предупреждение чрезвычайных ситуаций и повышение устойчивости функционирования организаций, а также объектов социального назначения в чрезвычайных ситуациях;

обеспечение готовности к действиям органов управления, сил и средств, предназначенных и выделяемых для предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций;

сбор, обработка, обмен и выдача информации в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций, в том числе организация разъяснительной и профилактической работы среди населения в целях предупреждения возникновения чрезвычайных ситуаций на водных объектах; (в ред. Федерального закона от 19.05.2010 №91-ФЗ)

подготовка населения к действиям в чрезвычайных ситуациях;

организация оповещения населения о чрезвычайных ситуациях и информирования населения о чрезвычайных ситуациях, в том числе экстренного оповещения населения; (в ред. Федерального закона от 02.07.2013 №158-ФЗ)

прогнозирование и оценка социально-экономических последствий чрезвычайных ситуаций;

создание резервов финансовых и материальных ресурсов для ликвидации чрезвычайных ситуаций;

осуществление государственной экспертизы, государственного надзора в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций; (в ред. Федерального закона от 14.10.2014 №307-ФЗ)

ликвидация чрезвычайных ситуаций;

осуществление мероприятий по социальной защите населения, пострадавшего от чрезвычайных ситуаций, проведение гуманитарных акций;

реализация прав и обязанностей населения в области защиты от чрезвычайных ситуаций, а также лиц, непосредственно участвующих в их ликвидации, в том числе обеспечения безопасности людей на водных объектах; (в ред. Федерального закона от 19.05.2010 №91-ФЗ)

международное сотрудничество в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций.

Принципы построения, состав сил и средств, порядок выполнения задач и взаимодействия основных элементов, а также иные вопросы функционирования единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций определяются законодательством Российской Федерации, постановлениями и распоряжениями Правительства Российской Федерации.


Расчет зоны ЧС



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2020-03-26; просмотров: 109; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 13.59.9.236 (0.076 с.)