Глава 1. Социальное прогнозирование как функция государства 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Глава 1. Социальное прогнозирование как функция государства



Оглавление

 

Введение

Глава 1. Социальное прогнозирование как функция государства

Прогнозирование как функция государства

Методы прогнозирования

Классификация прогнозов

Глава 2. Исследование национальной безопасности страны как объекта социального прогнозирования

Понятие национальной безопасности страны

Угрозы безопасности страны

Глава 3. Анализ прогнозирования уровня национальной безопасности России

Обеспечение и прогнозирование национальной безопасности

Прогнозирование национальной безопасности России

Заключение

Библиографический список

 


Введение

 

Данная тема представляется актуальной, так как национальная безопасность любого государства является состоянием защищенности его национальных интересов от реальных и потенциальных угроз. Как правило, основными национальными интересами государства являются сохранение государственной независимости, территориальной целостности, неприкосновенность границы, незыблемость конституционного строя и т.д.

Сегодня ни у кого не вызывает сомнения понятие «национальная безопасность». Оно прочно вошло в лексикон и жизнь общества во многих странах. Из концепции национальной безопасности РФ вытекает ряд направлений, по которым уже ведется работа. Согласно этой концепции национальные интересы России в области экономики являются ключевыми.

В конце XX в. среди общесистемных понятий особое место занимают «безопасность» и «национальная безопасность». Это связано с усложнением развития человечества, увеличением числа предметов материального мира, распространением ядерного и другого оружия массового уничтожения, появлением новых опасных заболеваний, международным терроризмом. Применение компьютеров, высоких технологий, глобализация финансовых рынков привели к ускорению товарно-денежного обращения, увеличению масштабов перелива капитала. Эти процессы, способствуя экономическому росту, в то же время повышают значимость фактора риска и расширяют зону опасности не только в бизнесе, но и в функционировании государства. В случае кризиса в одном регионе планеты он быстро перемещается в другие, как это было, например, в конце 1997 г., когда финансовый кризис в Юго-Восточной Азии привел к кризису в России, а затем затронул и экономику развитых стран.

Одним из направлений государства по обеспечению национальной безопасности относится прогнозирования угроз национальной безопасности.

Степень разработанности проблемы. Основы социального прогнозирования в зарубежной классической социологии и социальной философии заложили в начале ХХ-го века труды таких выдающихся исследователей, как П. Гартинг, Э. Говард, Ш. Рише, Г. Тард, Г. Уэллс и др.

Во второй половине ХХ-го столетия большую известность приобрели результаты научных разработок по прогностике таких исследователей, как Б. Барток, Д. Белл, Д. Берналл, Э. Биркенхед, П. Бурдье, Н. Винер, Д. Гелбрайт, Э. Гидденс, Т. Гордон, Г. Кан, П. Лазарсфельд, Г. Лассуэл, А. Лоу, Р. Мертон, Ч. Миллс, Т. Парсонс, Ф. Полак, Н. Смелзер, П. Сорокин, Г. Тейл, О. Тоффлер, О. Хелмер, У. Эшби, Э. Янч и др.

В последние годы все большее значение специалисты придают принципам прогнозирования сложных социальных объектов и процессов в условиях новейшей российской действительности (работы Г.А. Антонюка, Л.Е. Басовского, И.В. Бестужева-Лады, Т.М. Дридзе, В.В. Егорова, Л.А. Зеленова, В.И. Курбатова, О.В. Курбатовой, В.А. Лисичкина,. В.А. Лукова, И.И. Ляхова, Г.А. Парсаданова, Н.М. Найбороденко, Е.А. Черныша, О.В. Юферова и др.).

Объектом исследования курсовой работы является социальное прогнозирование.

Предметом исследования курсовой работы является прогнозирование национальной безопасности России.

Цель курсовой работы - исследовать прогнозирование национальной безопасности.

В соответствии с указанной целью необходимо решить основные задачи:

1) Раскрыть сущность социального прогнозирования как функцию государства.

2) Рассмотреть национальную безопасность и угрозы национальной безопасности.

)   Исследовать прогнозирование национальной безопасности России.

Гипотеза: предполагается, что используя метод прогнозирования, государство может повысить уровень национальной безопасности.

Методологическую основу исследования составляют научные труды в области социального прогнозирования. В работе использованы такие методы исследования, как анализ и синтез, изучение публикаций и статей.

Исследуемая мною тема курсовой работы представляется в работах таких авторов как Пузиков О.С., Шепитько Г.Е., Шульга В.А. и др.

Структура курсовой работы включает в себя: введение, три главы, заключение, библиографический список.

 


Методы прогнозирования

 

Под методами прогнозирования следует понимать совокупность приемов и способов мышления, позволяющих на основе анализа ретроспективных данных, экзогенных (внешних) и эндогенных (внутренних) связей объекта прогнозирования, а также их измерений в рамках рассматриваемого явления или процесса вывести суждения определенной достоверности относительно его (объекта) будущего развития.

Всю совокупность методов прогнозирования можно сгруппировать по различным признакам; степени формализации; общему принципу действия; способу получения и обработки информации; направлениям и назначению прогнозирования; процедуре получения параметров прогнозной модели и некоторым другим.

Наибольшее распространение имеет группировка методов прогнозирования по степени формализации, в соответствии с которой все методы можно разделить на интуитивные и формализованные.

Интуитивные методы прогнозирования позволяют получить прогнозную оценку состояния развития объекта в будущем независимо от информационной обеспеченности. Их сущность заключается в построении рациональной процедуры, интуитивно-логического мышления человека в сочетании с количественными методами оценки и обработки полученных результатов. При этом обобщенное мнение экспертов применяется как решение проблемы.

Характерным для методов экспертных оценок является научно обоснованная организация проведения всех этапов экспертизы, обеспечивающая наибольшую эффективность работы на каждом этапе; применение количественных методов как при организации экспертизы, так и при оценке суждения экспертов и формальной групповой обработке результатов. Наиболее часто эти методы используются при рассмотрении специальных вопросов, где невозможно выработать формализованную прогностическую модель.

При помощи экспертных методов можно решать следующие типовые задачи:

составление перечня возможных событий за определенный промежуток времени;

определение наиболее вероятных интервалов времени совершения совокупности событий;

определение целей и задач управления с упорядочением их по степени важности;

разработка альтернативных вариантов решения задачи с оценкой их предпочтения;

альтернативное распределение ресурсов для решения с ранжированием их очередности;

альтернативные варианты принятия решений в определенной ситуации с оценкой их предпочтительности.

Организация процедуры экспертной оценки включает несколько направлений:

формирование репрезентативной экспертной группы;

подготовку и проведение экспертизы;

статистическую обработку полученных результатов опроса.

Формализованные методы прогнозирования базируются на математической теории, которая обеспечивает повышение достоверности и точности прогнозов, значительно сокращает сроки их выполнения, позволяет облегчить деятельность по обработке информации и оценке результатов. В состав формализованных методов прогнозирования входят: методы экстраполяции и методы математического моделирования.

Термин «экстраполяция» имеет несколько толкований. В широком смысле слова экстраполяция - это метод научного исследования, заключающийся в распространении выводов, полученных из наблюдений над одной частью явления, на другую его часть. В узком смысле - это нахождение на ряду данных функций других ее значений, находящиеся вне этого ряда. Экстраполяция заключается в изучении сложившихся в прошлом и настоящем тенденций экономического развития и перенесении их на будущее. В прогнозировании экстраполяция применяется при изучении временных рядов и представляет собой нахождение значений функций за пределами области ее определения с использованием информации о поведении данной функции в некоторых точках, принадлежащих области ее определения.

Итак, были проанализированы существующие методы прогнозирования. В существующих источниках представлены различные классификационные принципы методов прогнозирования. Одним из наиболее важных классификационных признаков методов прогнозирования является степень формализации, которая достаточно полно охватывает прогностические методы. Вторым классификационным признаком можно назвать общий принцип действия методов прогнозирования, третьим - способ получения прогнозной информации.


Классификация прогнозов

 

Краткий обзор возможных видов прогнозов, которые классифицируются по нескольким признакам:

) по горизонту времени различают краткосрочные (1-2 года), среднесрочные (3-5 лет) и долгосрочные (10 и более лет) прогнозы;

) по уровню государственного управления прогнозы могут быть федеральными, региональными и местными;

) по предметному содержанию различают ряд частных прогнозов: демографический, экологический, научно-технический, социальный, природных ресурсов, внешнеэкономический, отраслевой и т. д.; отдельно разрабатывается прогноз развития государственного сектора экономики;

) в зависимости от направленности и интенсивности экономических процессов в будущем формируют несколько вариантов прогнозов:

а) высокий (оптимистический), ориентированный на наиболее благоприятный ход событий;

б) средний, соответствующий наиболее вероятным перспективам развития;

в) низкий (пессимистический), который возможен при наиболее неблагоприятных условиях развития экономической системы.

В связи с большой значимостью экономических прогнозов как инструмента государственного управления, и государственного планирования в том числе, необходимо на государственном уровне создавать предпосылки эффективности прогнозирования. Важнейшей из таких предпосылок является обеспечение соответствующей нормативно-правовой базы экономического прогнозирования, хотя на практике ситуация иная. Ныне действующий Федеральный закон «О государственном прогнозировании и программах социально-экономического развития Российской Федерации» был принят в 1995 г. Проект Федерального закона «О государственном прогнозировании, индикативном планировании и программах социально-экономического развития Российской Федерации», подготовленный и представленный в апреле 2000 г. в Государственную Думу, на основании решения Президента Российской Федерации в феврале 2004 г. был снят с дальнейшего рассмотрения Государственной Думой. Отсутствуют какие-либо иные нормативно-правовые акты, регулирующие экономическое прогнозирование, что затрудняет создание единой методологии и организационной системы научно обоснованного государственного прогнозирования.

Оценивая, в какой мере рассматриваемый Федеральный закон «О государственном прогнозировании и программах социально-экономического развития Российской Федерации» (далее - Закон) выполняет функцию правового обеспечения государственного прогнозирования, можно отметить следующее. В преамбуле Закона сказано, что он определяет цели, содержание и общий порядок разработки системы государственных прогнозов социально-экономического развития Российской Федерации.

О целях социально-экономических прогнозов в законе имеются следующие указания.

. Их результаты используются при принятии органами законодательной и исполнительной власти конкретных решений в области социально-экономической политики государства.

. На основе прогнозов на долгосрочную перспективу разрабатываются:

а) концепция социально-экономического развития Российской Федерации на долгосрочную перспективу;

б) прогноз социально-экономического развития Российской Федерации на среднесрочную перспективу;

в) среднесрочная программа социально-экономического развития Российской Федерации.

. Социально-экономический прогноз на предстоящий год вместе с другими документами представляется в Государственную Думу как обоснование проекта федерального бюджета.

По поводу содержания государственных прогнозов в п. 5 ст. 2 Закона указано: «Прогнозы социально-экономического развития включают количественные показатели и качественные характеристики развития макроэкономической ситуации, экономической структуры, научно-технического развития, внешнеэкономической деятельности, динамики производства и потребления, уровня и качества жизни, экологической обстановки, социальной структуры, а также систем образования, здравоохранения и социального обеспечения населения».

Следуя временному признаку, имеет смысл выделить три самостоятельных вида прогнозов: долгосрочные, среднесрочные и краткосрочные (оперативные) прогнозы.

Долгосрочные прогнозы служат целям «контурного» предвидения динамики макроэкономических показателей. Горизонт этих прогнозов может достигать 5-10 лет. Как правило, такие прогнозы включают небольшое число переменных и параметров. Поэтому они не претендуют на сколько-нибудь детальное предсказание ведущих макроэкономических индикаторов. Задача этих прогнозов - дать характеристику последствий той или иной траектории развития национальной экономики, масштабно оценить долговременные результаты принятой концепции социально-экономической политики, включающей демографические, экологические, геополитические аспекты.

Разработки среднесрочного характера предназначены для расчетов показателей состояния и динамики на 3-5-летнюю перспективу. Эти прогнозы могут опираться на результаты долгосрочных расчетов.

Самую ответственную нагрузку, особенно в периоды неустойчивого и кризисного развития, несут краткосрочные прогнозы (с горизонтом предвидения до 3-х лет). Именно эти прогнозы должны дать информацию для принятия оперативных решений хозяйственным ячейкам и управляющим звеньям.

Таким образом, в зависимости от условий функционирования экономических систем и целей их развития в будущем определяется конкретный вид прогноза.

Итак, в первой главе курсовой работы было рассмотрено социальное прогнозирование как функция государства. Социально-экономическое прогнозирование является способом предвидения общественной системы с учетом закономерностей ее развития, перспектив эффективного вложения капитала. Социально-экономическое прогнозирование служит функцией государства. Государственное прогнозирование представляет собой систему научно обоснованных представлений о тех или иных направлениях социально-экономического развития страны. Методы прогнозирования можно сгруппировать по различным признакам; степени формализации; общему принципу действия; способу получения и обработки информации; направлениям и назначению прогнозирования; процедуре получения параметров прогнозной модели и некоторым другим. Классификация прогнозов проходит по следующим критериям: по горизонту времени, уровню государственного управления, предметному содержанию, в зависимости от направленности и интенсивности экономических процессов.

 


Угрозы безопасности страны

 

Угроза безопасности - это фактически любые внутренние или внешние условия и факторы, оказывающие негативное воздействие на процесс развития и требующие для повышения уровня социального развития снижения своих количественных характеристик.

Данное положение имеет громадное практическое значение при формировании политики обеспечения национальной безопасности. Оно позволяет отфильтровать реальные угрозы от множества надуманных угроз, не имеющих под собой объективной основы. Так, по определению не могут быть угрозами факторы, отражающие интересы благосостояния, даже если значения их показателей снижаются: падение объема производства, сокращение доходов, снижение рождаемости и т.п. Уменьшение значения этих показателей является только результатом действия других, подлинных угроз безопасности. В самом общем виде источники опасности жизненно важным интересам личности, общества и государства имеют природный или антропогенный характер. Природными источниками являются опасные явления и процессы природы, которые не зависят от деятельности человека и происходят в соответствии с объективными, во многом еще не понятыми законами природы. Это землетрясения, наводнения, ураганы и т. д. Наиболее же распространенной и серьезной является опасность, порожденная деятельностью человека в различных сферах общественных отношений.

Угроза национальной безопасности (интересам личности, общества и государства) представляет собой посягательство на интерес. Угрозы интересам существуют в каждой сфере жизнедеятельности. Они таятся вне и внутри личности, общества и государства.

Угроза может быть внешней или внутренней в зависимости оттого, где расположен источник опасности (рис. 2.1).

 

Рис. 2.1 − Классификация угроз безопасности по местонахождению источника опасности

 

Основанием данной классификации является государственная принадлежность источника опасности, формирующей угрозу. Если опасность исходит от другого государства или его граждан, где бы они ни находились, то угроза признается внешней, если же нанесение вреда исходит со стороны собственного государства или своих сограждан, то это внутренняя угроза.

Деление угроз безопасности на эти два вида имеет практическую значимость, хотя в настоящее время воздействие многих угроз носит трансграничный характер.

По степени сформированности угрозы подразделяются на потенциальные и реальные, отражая философские категории действительности и возможности (рис. 2.2)

 

Рис. 2.2 − Классификация угроз безопасности по степени сформированности угрозы

Потенциальная угроза представляет собой зарождение опасности, формирование предпосылок, возможности нанесения вреда.

Реальная угроза - это окончательно сформировавшееся явление, когда для нанесения вреда не хватает одного или нескольких факторов или условий.

Такое разделение угроз позволяет прогнозировать и предупреждать возможность нанесения вреда на самых ранних стадиях формирования угрозы. При появлении же реальной угрозы перед системой обеспечения национальной безопасности возникает задача создания таких условий, которые позволили бы снизить остроту угрозы и перевести ее в потенциальную.

В зависимости от характера угроз, определяемого их источником и спецификой, угрозы делятся на природные, антропогенные и социальные. Выделение таких видов угроз позволяет целенаправленно выявлять наиболее острые, первостепенные угрозы, своевременное предотвращение которых позволит повысить эффективность деятельности по обеспечению национальной безопасности и отдельных ее видов.

Особую практическую значимость имеет классификация угроз безопасности по сферам и областям человеческой деятельности

Подобное деление угроз имеет важное значение при организации системы обеспечения национальной безопасности и определении основных направлений ее функционирования. При этом выделение видов угроз по данному критерию можно конкретизировать для каждой самостоятельной сферы человеческой деятельности.

Исключительно важное, если не определяющее значение в организации деятельности по обеспечению национальной безопасности имеет субъективная сторона восприятия угроз. Несмотря на объективную природу угроз безопасности, отражение человеком этого явления сплошь и рядом не совпадает с реальным положением. Оценка объективно существующей угрозы всегда несет в себе элементы субъективизма и уже в силу этого является искаженным отражением объективной действительности. Порой искажения в восприятии угрозы могут достигать значительных масштабов.

Состояние отечественной экономики, несовершенство системы организации государственной власти и гражданского общества, социально-политическая поляризация российского общества и криминализация общественных отношений, рост организованной преступности и увеличение масштабов терроризма, обострение межнациональных и осложнение международных отношений создают широкий спектр внутренних и внешних угроз национальной безопасности страны.

В сфере экономики угрозы имеют комплексный характер и обусловлены прежде всего сокращением внутреннего валового продукта, снижением инвестиционной, инновационной активности и научно-технического потенциала, стагнацией аграрного сектора, разбалансированием банковской системы, ростом внешнего и внутреннего государственного долга, тенденцией к преобладанию в экспортных поставках топливно-сырьевой и энергетической составляющих, а в импортных поставках - продовольствия и предметов потребления, включая предметы первой необходимости.

Ослабление научно-технического и технологического потенциала страны, сокращение исследований на стратегически важных направлениях научно-технического развития, отток за рубеж высококвалифицированных специалистов и продукта интеллектуальной собственности угрожают России утратой передовых позиций в мире, деградацией наукоемких производств, усилением внешней технологической зависимости и подрывом обороноспособности России.

Негативные процессы в экономике лежат в основе сепаратистских устремлений ряда субъектов Российской Федерации. Это ведет к усилению политической нестабильности, ослаблению единого экономического пространства России и его важнейших составляющих - производственно-технологических и транспортных связей, финансово-банковской, кредитной и налоговой систем.

Непосредственную опасность экономическим интересам создают экономические угрозы, нарушающие нормальный ход общественного воспроизводства. В самом общем виде они могут быть классифицированы по таким агрегированным группам, как внутренние и внешние угрозы.

К внешним относятся прежде всего факторы геополитические и внешнеэкономические, а также глобальные экологические процессы.

Внешнеэкономическая безопасность в условиях открытой экономики требует: во- первых, чтобы участие страны в мирохозяйственных связях создавало наиболее благоприятные условия национального производства; во-вторых, чтобы национальная экономика в наименьшей степени ощущала неблагоприятное развитие событий в мире как в экономической, так и в политической области, хотя полностью избежать этого влияния в условиях открытой экономики невозможно.

К внешним факторам, представляющим угрозу экономической безопасности, относятся:

преобладание сырьевых товаров в экспорте, потеря традиционных рынков сбыта военной и машиностроительной продукции;

зависимость страны от импорта многих видов продукции, в том числе стратегического значения, продовольственных товаров;

увеличивающаяся внешняя задолженность;

недостаточный экспортный и валютный контроль и незамкнутость таможенной границы;

неразвитость современной финансовой, организационной и информационной инфраструктуры поддержки конкурентоспособности экспорта и рационализации структуры импорта;

неразвитость транспортной инфраструктуры, обслуживающей экспортно-импортные операции.

Во внутриэкономической сфере безопасность обусловлена природными, технико-технологическими, инфраструктурными, социальными и другими факторами макро- и микроэкономического развития, внутренним иммунитетом и внешней защищенностью от разного рода дестабилизирующих и деструктивных воздействий.

К внутренним факторам, представляющим угрозу экономической безопасности, относятся:

унаследованная от прошлого структурная деформированность экономики;

низкая конкурентоспособность национальной экономики, вызванная отсталостью технологической базы большинства отраслей, высокой энергоемкостью и ресурсоемкостью;

высокий уровень монополизации экономики;

высокий уровень инфляции;

недостаточная развитость и устойчивость объектов инфраструктуры;

слабая степень разведанности минерально-сырьевой базы и недостаточные возможности вовлечения ресурсов в хозяйственный оборот;

ухудшение состояния научно-технического потенциала страны, потеря ведущих позиций на отдельных направлениях научно-технического развития, в том числе и в результате «утечки мозгов» за рубеж и в другие сферы деятельности, утрата престижности интеллектуального труда;

вытеснение отечественных товаропроизводителей, особенно потребительских товаров, с внутреннего рынка зарубежными фирмами;

тенденции регионального сепаратизма и высокий уровень отраслевого лоббизма при принятии управленческих решений;

низкая инвестиционная активность;

предпочтение текущих расходов в ущерб капитальным;

потенциальная угроза возникновения социальных конфликтов, в том числе из-за несовершенства механизма оплаты труда, роста безработицы, стратификации населения, снижения качества и уровня образования;

несовершенство правового законодательства, монопольное положение и недобросовестность действий ряда экономических субъектов на внутреннем и внешнем рынке, их низкая правовая дисциплина;

низкая финансовая и договорная дисциплина агентов Рынка;

криминализация экономики и коррупция в области Управления экономикой;

массовое сокрытие доходов и уклонение от уплаты Налогов;

незаконный перевод финансовых средств за границу.

Внутренние факторы, в свою очередь, подразделяются на: 1) связанные с закономерностями циклического развития экономической системы и 2) не связанные с циклическими закономерностями развития. Масштабы и устойчивость действия первой группы факторов приводят к выводу, что они при определенных условиях могут иметь негативные последствия на макроэкономическом уровне и составят реальную угрозу экономической безопасности государства.

Таким образом, угроза национальной безопасности может быть внешней или внутренней в зависимости оттого, где расположен источник опасности.

Во второй главе были рассмотрены особенности национальной безопасности страны и угрозы ее безопасности. Под национальной безопасностью РФ понимается безопасность ее многонационального народа как носителя суверенитета и единственного источника власти в РФ. Обеспечение национальной безопасности имеет целью защиту интересов России. Принято различать внешнюю и внутреннюю форму угроз национальной безопасности. Если опасность исходит от другого государства или его граждан, где бы они ни находились, то угроза признается внешней, если же нанесение вреда исходит со стороны собственного государства или своих сограждан, то это внутренняя угроза. Стабильное состояние государства достигается только тогда, когда надлежащим образом обеспечены внешняя и внутренняя безопасность.

 


Заключение

 

Таким образом, можно сделать следующие выводы.

В первой главе рассматривалось социальное прогнозирование как функция государства.

Прогнозирование - процесс научного предвидения, определение тенденций развития и образа будущего. Социально-экономическое прогнозирование является способом предвидения общественной системы с учетом закономерностей ее развития, перспектив эффективного вложения капитала. Социально-экономическое прогнозирование служит функцией государства. Государственное прогнозирование представляет собой систему научно обоснованных представлений о тех или иных направлениях социально-экономического развития страны.

Всю совокупность методов прогнозирования можно сгруппировать по различным признакам; степени формализации; общему принципу действия; способу получения и обработки информации; направлениям и назначению прогнозирования; процедуре получения параметров прогнозной модели и некоторым другим.

Наибольшее распространение имеет группировка методов прогнозирования по степени формализации, в соответствии с которой все методы можно разделить на интуитивные и формализованные.

В зависимости от условий функционирования экономических систем и целей их развития в будущем определяется конкретный вид прогноза. Классификация прогнозов может быть: по горизонту времени, уровню государственного управления, предметному содержанию, в зависимости от направленности и интенсивности экономических процессов.

Итак, национальная безопасность - понятие весьма сложное и охватывает все сферы жизнедеятельности государства, является важнейшим критерием для жизни и деятельности личности, общества и государства и носителем независимости и суверенитета Российской Федерации. Она основывается на сбалансированности его внешних и внутренних интересов, обеспечении условий их реализации через систему мер политического, экономического, социального, военного характера и иного характера.

Принято различать внешнюю и внутреннюю форму угроз национальной безопасности. Если опасность исходит от другого государства или его граждан, где бы они ни находились, то угроза признается внешней, если же нанесение вреда исходит со стороны собственного государства или своих сограждан, то это внутренняя угроза. Стабильное состояние государства достигается только тогда, когда надлежащим образом обеспечены внешняя и внутренняя безопасность.

Для обеспечения национальной безопасности выявляются причины, факторы возникновения экономических угроз, осуществляется их мониторинг и прогнозируется влияние. Государственный мониторинг - это информационно-аналитическая постоянно действующая система наблюдений за динамикой показателей, характеризующих национальную безопасность страны. Государство разрабатывает и применяет в управлении механизм воздействия на факторы с целью укрепления национальной безопасности. Социально-экономическая ситуация в стране характеризуется значительным превышением фактических значений многих пороговых значений, апробированных мировым опытом. После обоснования пороговых значений государственные органы управления создают механизмы, обеспечивающие экономическую безопасность страны.

Безопасность России самым тесным образом связана с прогнозом, с компьютерными системами мониторинга и моделирования. На основе мониторинга и прогнозирования государство разрабатывает и применяет в управлении механизм воздействия на факторы с целью укрепления национальной безопасности. Прогнозирование стратегических рисков России на ближайшую перспективу (до 5 лет) позволило выявить следующее: в экономической сфере появление СР связывается с нерациональным выбором приоритетов, усилением криминализации и утечкой капитала за границу, снижением производственного потенциала и возможностью энергетического кризиса. Высокий уровень криминализации экономики и неполнота законодательных основ переходного периода будет содействовать высокому уровню коррупции. Ошибки в выборе приоритетов развития экономики, неравномерность развития регионов, недостаточное внимание духовному развитию общества в предшествующие годы с большой вероятностью усилят духовный кризис (особенно в молодежной среде), обострят проблему потребления алкоголя и наркотиков. На перспективу до 10 лет к перечисленным выше факторам экономических рисков добавятся угрозы, вызванные чрезмерной открытостью экономики России и ростом чувствительности различных отраслей экономики страны к колебаниям мировой конъюнктуры. Для среднесрочного прогноза характерно появление политического экстремизма в качестве значимого фактора.

Прогнозируется разворачивание ряда крупномасштабных проектов в Сибири и на Дальнем Востоке (особенно в области энергетики), результаты реализации которых могут существенно повлиять не только на внутреннюю социально-экономическую атмосферу, но и вызвать изменение конъюнктуры в азиатско-тихоокеанском регионе. Прогнозируемое усиление влияния США и Китая в течение ближайших 20 лет может вызвать политическое и экономическое противодействие реализации проектов. Особую озабоченность вызывает проблема терроризма, поскольку новые промышленные объекты могут стать источниками повышенного интереса со стороны соответствующих групп. Через десять лет может усилиться неравномерность внутри азиатских регионов страны. Реализация масштабных проектов, вероятно, инициирует миграционные процессы, которые также могут стать источником дополнительных социальных конфликтов.

Для отдаленной перспективы (до 20 лет) прогнозирования характерен примерно тот же перечень возможных угроз, однако сила их потенциального проявления может несколько снизиться. В зависимости от успешности и эффективности антитеррористических действий может быть ослаблена или усилена как опасность крупномасштабных террористических акций, так и возможность сильного центра фундаментализма в Азии.


Библиографический список

 

1. Бархатов В.И. Прогнозирование и планирование в условиях рынка: учеб. пособие. / В.И. Бархатов, А.А. Горшков, Ю.Ш. Капкаев. - Челябинск: ЮУрГУ, 2001. - 140 с.

2. Бородушко И.В. Стратегическое планирование и контроллинг/ И.В. Бородушко, Э.К. Васильева. - СПб.: Питер, 2006. - 192 с.

.   Воробьев Ю.Л. Стратегические риски России: оценка и прогноз/ Ю.Л. Воробьев. - М.: Деловой экспресс, 2005. - 392 с.

4. Гладышев А.Г. Основы социального управления. / А.Г. Гладышев. - М.: Высш. шк., 2001. - 271 с.

5. Зуб А.Т. Стратегический менеджмент: Теория и практика/ А.Т. Зуб. - M.: Аспект Пресс, 2002. - 415 с.

6. Кушлин В.И. Государственное регулирование рыночной экономики/ В.И. Кушлин, А.А. Владимиров. - М.: ЗАО «Издательство «Экономика», 2004. - 735 с.

.   Морозова Т.Г. Государственное регулирование экономики: Учеб. пособие. / Т.Г. Морозова, Ю.М. Дурдыев, В.Ф. Тихонов. - М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2002. - 255 с.

8. Морозова Т.Г. Прогнозирование и планирование в условиях рынка. / Т.Г. Морозова, А.В. Пикулькин. - М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2001. - 318 с.

. Прохожев А.А. Общая теория национальной безопасности/ А.А. Прохожев. - М.: Изд-во РАГС, 2005. - 344 с.

10. Пузиков О.С. Курс лекций по социально-экономическому прогнозированию. / О.С. Пузиков. - Р-н/Д.: Рост. гос. строит. ун-т. 2000. - 125 с.

11. Сенчагов В.К. Экономическая безопасность России: Общий курс/ В.К. Сенчагов. - М.: Дело, 2005. - 896 с.

.   Черныш Е.А. Прогнозирование и планирование в условиях рынка./ Е.А. Черныш - М.: ПРИОР, 2003. - 176 с.

13. Шульга В.А. Национальная экономика/ В.А. Шульга. − М.: Изд-во Рос. эконом. акад., 2002. - 592 с.

14. Виноградов А.В. Проблемы национальной безопасности. / А.В. Виноградов // Право и безопасность. - 2003. - №3-4 (8-9). - Режим доступа: http://dpr.ru/pravo/pravo_6_14.htm.

.   Певень Л.В. Проблемы мониторинга обеспечения национальной безопасности Российской Федерации. / Л.В. Певень // Сорокинские чтения «Актуальные проблемы социологической науки и социальной практики», 17-18 декабря 2002 года. - Режим доступа: http://lib.socio.msu.ru/l/library?e=d-000-00---0sor--00-0-0-0prompt-10---4------0-1l--1-ru-50---20-about---00031-001-1-0windowsZz-1251-00&cl=CL1&d=HASHcd13ebbd19c58aec4e5430.2.44&x=1.

.   Экономическая теория. Электронный учебник. - Режим доступа: http://el.tfi.uz/ru/et/gl27.html.

Оглавление

 

Введение

Глава 1. Социальное прогнозирование как функция государства

Прогнозирование как функция государства

Методы прогнозирования

Классификация прогнозов

Глава 2. Исследование национальной безопасности страны как объекта социального прогнозирования



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2020-03-26; просмотров: 138; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.117.186.92 (0.096 с.)