Назначение налогового анализа и его место в общей системе экономических наук 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Назначение налогового анализа и его место в общей системе экономических наук



Содержание

1. Назначение налогового анализа и его место в общей системе экономических наук

2. Задачи и функции налогового анализа на макроуровне и основные пути их решения

3. Классификация и виды налогового анализа

4. Сравнительная характеристика налогового и финансового анализа. Характеристика налогового анализа

5. Применение стандартных методов финансового анализа в налоговом анализе

6. Финансовая отчетность как база налогового анализа

7. Выбор показателей для налогового анализа

8. Аналитические коэффициенты в налоговом анализе

9. Качественные и количественные методы налогового анализа

10. Анализ структуры налоговых доходов государства

11. Налоговый анализ по формам налоговой отчетности

12. Сущность и назначение сводной отчетности

13. Сводная налоговая отчетность как основа для прогноза налоговых поступлений

14. Понятие налогового прогнозирования, его сущность и значение

15. Понятие налогового планирования, его сущность и значение

16. Сфера применения налогового прогнозирования и налогового планирования на макроуровне

17. Правовое обеспечение налогового прогнозирования и планирования

18. Принципы налогового прогнозирования и планирования

19. Виды и способы налогового прогнозирования и планирования

20. Стратегическое и тактическое налоговое прогнозирование и планирование

21. Зарубежный опыт налогового прогнозирования и планирования

22. Объекты налогообложения и налоговые базы, их обоснование для целей налогового прогнозирования и планирования

23. Сущность и содержание экономического анализа как этапа налогового прогнозирования и планирования

24. Система аналитических показателей, используемых в налоговом планировании

25. Программные продукты по налоговому прогнозированию и планированию, их характеристика и особенности применения

26. Информационное обеспечение налогового прогнозирования и планирования

27. Этапы и сроки налогового прогнозирования и планирования на макроуровне

28. Документационное обеспечение налогового прогнозирования и планирования

29. Методика расчета плановых налоговых обязательств

30. Понятие, сущность и значение оперативного налогового планирования в организации

31. Налоговый мониторинг

32. Порядок внесения изменений в план налоговых обязательств


Сравнительная характеристика налогового и финансового анализа. Характеристика налогового анализа

 

Финансовый анализ - изучение основных параметров, коэффициентов и мультипликаторов, дающих объективную оценку финансового состояния предприятия, а также анализ курса акций предприятия, с целью принятия решения о размещении капитала. Финансовый анализ - это часть экономического анализа.

Налоговый анализ же это анализ совокупности или отдельных видов налогов.

Цель финансового анализа - характеристика финансового состояния предприятия, бизнеса, группы компаний.

Целями налогового анализа является составление и сбор данных о поступлениях средств от налогообложений как на макро так и на микро уровнях.

Налоговый анализ рассматривает не одно предприятие или совокупность предприятий как это делает финансовый анализ, он рассматривает сферу в которой это предприятия могут быть никак не связаны с друг другом но иметь общую налогооблагаемую базу и подчиняться одной системе норм налогового обложения предприятий. Финансовый анализ может рассматривать совокупность финансовых средств предприятий и составлять проекты их использования.

Налоговый мониторинг

Важной компонентой деятельности налоговых органов должно быть антикризисное влияние на экономические процессы. Для этого необходимы сбор и обработка соответствующей экономической информации, что предполагает разработку системы приемов и методов. Одним из таких методов является налоговый мониторинг как комплекс системных наблюдений, оценок и прогнозов качественных изменений в социально-экономической ситуации на конкретной территории, что связано с выделением антикризисной деятельности как особого направления работы налоговых органов. На основе трудов отечественных исследователей в области формирования систем наблюдения за развитием социально-экономических процессов автором разработаны концептуальные подходы и методическое обеспечение антикризисного налогового мониторинга, главная цель которого - обеспечение налоговых органов полной, своевременной и достоверной информацией о процессах, протекающих в налоговой сфере, о состоянии и изменении налогового потенциала региона. Антикризисный налоговый мониторинг включает: организацию наблюдения и получения достоверной информации о налоговой сфере и основных экономических процессах региона; оценку и системный анализ налоговой информации, выявление причин, вызывающих те или иные кризисные явления в экономике; анализ текущих тенденций в экономике региона, в финансово-кредитной и социальной сферах, выявление информационных взаимосвязей между макроэкономическими показателями, характеризующими состояние и тенденции развития экономики; организацию системы анализа отчетной информации субъектов хозяйствования, установление информационной связи между ними и параметрами экономической статистики; прогнозирование и моделирование изменения налогового потенциала региона; подготовку рекомендаций, направленных на преодоление кризисных процессов в регионе, и доведение их до соответствующих органов управления. Предложенная нами методика расширенного налогового мониторинга построена в развитие принципиальных подходов, представленных в "Методических рекомендациях проведения налогового мониторинга и предпроверочного анализа на основе среднеотраслевых индикаторов" (1 Методические рекомендации проведения налогового мониторинга и предпроверочного анализа на основе среднеотраслевых индикаторов. Приказ ФНС России от 23 июля 2009 г. NMM-8-l\24gsn@). Основной ее целью является внедрение в практику налоговых органов механизма наблюдения, диагностики и анализа, позволяющего определять области риска образования кризисных ситуаций и оценивать угрозы их возникновения на основе среднеотраслевых индикаторов для принятия антикризисных управленческих решений органами государственного регулирования. Проведение полного и налогового мониторинга информационно обеспечивают современные формы бухгалтерской и налоговой отчетности. Основные методические элементы во взаимосвязи с мониторингом налоговых рисков, проводимого фискальными органами, нами представлены следующим образом. Индикаторы мониторинга представлены шестью оценочными группами: оценка рыночной эффективности предприятия; оценка устойчивости предприятия; оценка эффективности использования активов предприятия; оценка структуры затрат; оценка использования труда; оценка налоговой нагрузки. Новизна представленной методики - в диагностических оценках расчетных показателей, в масштабах и способах подсчета. Рассмотрим содержание каждой группы индикаторов, способов расчета, наблюдения с целью выявления диагностируемых угроз.

32. Порядок внесения изменений в план налоговых обязательств

 

Налоговое обязательство - это обязательство плательщика налогов уплатить в бюджеты или государственные целевые фонды соответствующую сумму средств в порядке и в сроки. Регулируется "О порядке погашения обязательств плательщиков налогов перед бюджетами и государственными целевыми фондами" или другими законами. Основой так же выступает порядок изменения общего налогового законодательства.

Вопрос о порядке внесения изменений в налоговое законодательство является вопросом его стабильности. Проблема стабильности налогового законодательства тесно связана с принципом определенности налоговых обязательств. Конституционный Суд Российской Федерации отметил, что "только закон в силу его определенности, стабильности, особого порядка принятия может предоставить налогоплательщику достоверные данные для исполнения им налоговой повинности". Определенность налоговых обязательств включает в себя и определенность в вопросе о периоде, в течение которого эти обязательства будут оставаться неизменными. Частые изменения нормативной базы налогообложения противоречат принципу определенности налоговых обязательств, становление ограничений на изменение правил налогообложения соответствует и принципу свободы предпринимательской деятельности (ч.1 ст.34 Конституции РФ), так как этот принцип предполагает наличие стабильных условий занятия предпринимательством. Начиная с 1991 г., к сожалению, практикуется внесение изменений в законы о налогах по 3-4 раза в год. Например, в Закон РФ от 7 декабря 1991 г. № 1998-1 "О подоходном налоге с физических лиц" за 8 лет его применения (1992-1999) внесено 20 изменений и дополнений, в Закон РФ от 6 декабря 1991 г. № 1992-1 "О налоге на добавленную стоимость": за тот же срок изменения вносились 22 раза; Закона РФ от 27 декабря 1991 г. №2116-1 "О налоге на прибыль предприятий и организаций" "переделки" коснулись 25 раз.

С целью придания налоговому законодательству большей стабильности Закон РСФСР от 10 октября 1991 г. № 1734-1 "Об основах бюджетного устройства и бюджетного процесса в РСФСР" устанавливал в ст.23 "Порядок изменений в налоговом законодательстве РСФСР", что предложения по налоговой реформе подаются в высший представительный орган не позднее чем за 3,5 месяца до начала соответствующего финансового года и рассматриваются в ходе обсуждения проекта бюджета. Принятые изменения вводятся в действие только с начала следующего финансового года. Однако все установленные ограничения систематически нарушались самим же парламентом, установившим их. Опыт российского налогового законотворчества показал, что его основные принципы, в том числе принцип стабильности, должны быть закреплены в акте высшей юридической силы - Конституции РФ. Только это сможет гарантировать столь необходимую всем стабильность налогового законодательства федерального уровня. Стабильность налогового законодательства субъектов Федерации и нормативной базы органов местного самоуправления может обеспечиваться и путем установления соответствующих норм федеральным законом. Налоговый кодекс Российской Федерации предусматривает, что акты законодательства о налогах вступают в силу не ранее чем по истечении одного месяца со дня их официального опубликования и не ранее 1 - го числа очередного налогового периода по соответствующему налогу. Это правило установлено в отношении актов, изменяющих условия взимания установленных налогов. Что касается федеральных законов, устанавливающих новые налоги и сборы, то они могут вступать в силу не ранее 1 января года, следующего за годом их принятия, и не ранее одного месяца со дня их официального опубликования.

Эти же ограничения установлены в отношении актов субъектов Федерации и органов местного самоуправления, вводящих налоги и сборы (п.1 ст.5 части первой НК РФ). Речь, конечно, идет о тех налогах и сборах, которые предусмотрены в ст.14 "Региональные налоги и сборы" и в ст.15 "Местные налоги и сборы" НК РФ. Таким образом, те налоги, налоговый период по которым равняется календарному году (налог на прибыль организаций, подоходный налог с физических лиц, налог на имущество и др.), могут быть изменены в течение года многократно, однако все изменения будут вступать в силу не ранее 1 января следующего года при условии, что такие изменения официально опубликованы до 1 декабря текущего года. Если же публикация состоялась только в декабре, то срок вступления изменений в силу сдвигается на год. Например, закон, опубликованный в декабре 1999 года, вступит в силу не ранее 1 января 2001 года. Условия взимания налогов с коротким налоговым периодом (например, для НДС и акцизов он равен, как правило, одному месяцу) могут меняться значительно чаще. Нетрудно заметить, что при установлении двух и более условий определения момента вступления закона о налогообложении в силу, этот момент определяется датой события, наступившего после выполнения всех других условий. В графическом виде порядок определения даты вступления в силу закона об изменении условий взимания налога представлен на схеме III-4, а закона об установлении нового налога - на схеме III-5.

В отношении сборов - разовых платежей, применительно к которым налоговый период не устанавливается, изменения могут вступать в силу не ранее чем по истечении одного месяца со дня опубликования соответствующего акта законодательства (п.1 ст.5 части первой НК РФ).

Перечисленные ограничения, однако, не касаются актов законодательства, улучшающих положение налогоплательщиков. Поскольку такие акты имеют или могут иметь обратную силу, они вступают в действие по общеустановленным правилам: по истечении 10-дневного срока с момента официального опубликования, если иное не установлено в самом законодательном акте. Установлению стабильных условий налогообложения способствует и включение в законодательство так называемых дедушкиных оговорок. Это нормы, устанавливающие, что в случае изменения законодателем условий налогообложения, ухудшающих положение налогоплательщика, прежние правила исчисления и взимания налога могут применяться налогоплательщиком в течение определенного периода. Установленная законодателем "дедушкина оговорка" не может быть произвольно отменена.

Содержание

1. Назначение налогового анализа и его место в общей системе экономических наук

2. Задачи и функции налогового анализа на макроуровне и основные пути их решения

3. Классификация и виды налогового анализа

4. Сравнительная характеристика налогового и финансового анализа. Характеристика налогового анализа

5. Применение стандартных методов финансового анализа в налоговом анализе

6. Финансовая отчетность как база налогового анализа

7. Выбор показателей для налогового анализа

8. Аналитические коэффициенты в налоговом анализе

9. Качественные и количественные методы налогового анализа

10. Анализ структуры налоговых доходов государства

11. Налоговый анализ по формам налоговой отчетности

12. Сущность и назначение сводной отчетности

13. Сводная налоговая отчетность как основа для прогноза налоговых поступлений

14. Понятие налогового прогнозирования, его сущность и значение

15. Понятие налогового планирования, его сущность и значение

16. Сфера применения налогового прогнозирования и налогового планирования на макроуровне

17. Правовое обеспечение налогового прогнозирования и планирования

18. Принципы налогового прогнозирования и планирования

19. Виды и способы налогового прогнозирования и планирования

20. Стратегическое и тактическое налоговое прогнозирование и планирование

21. Зарубежный опыт налогового прогнозирования и планирования

22. Объекты налогообложения и налоговые базы, их обоснование для целей налогового прогнозирования и планирования

23. Сущность и содержание экономического анализа как этапа налогового прогнозирования и планирования

24. Система аналитических показателей, используемых в налоговом планировании

25. Программные продукты по налоговому прогнозированию и планированию, их характеристика и особенности применения

26. Информационное обеспечение налогового прогнозирования и планирования

27. Этапы и сроки налогового прогнозирования и планирования на макроуровне

28. Документационное обеспечение налогового прогнозирования и планирования

29. Методика расчета плановых налоговых обязательств

30. Понятие, сущность и значение оперативного налогового планирования в организации

31. Налоговый мониторинг

32. Порядок внесения изменений в план налоговых обязательств


Назначение налогового анализа и его место в общей системе экономических наук

 

Налоговые органы рекомендуют анализировать суммы исчисленных налоговых платежей и их динамику; суммы уплаченных налогов (по каждому виду налога или сбора) и их динамику; показатели налоговой и (или) бухгалтерской (финансовой) отчетности и их динамику (выявление отклонений показателей текущего периода от аналогичных показателей за предыдущие периоды или от среднестатистических показателей отчетности аналогичных хозяйствующих субъектов за определенный промежуток времени; выявление противоречий в представленных документах); факторы и причины, влияющие на формирование налоговой базы. В числе расчетных показателей финансово-хозяйственной деятельности организации анализу подлежат суммы убытков на протяжении нескольких налоговых периодов; значительные суммы налоговых вычетов за определенный период; опережающий темп роста расходов над темпом роста доходов от реализации товаров (работ, услуг); размер среднемесячной заработной платы на одного работника; уровень рентабельности деятельности и др. Аналитическая работа должна осуществляться систематически. Это позволит отслеживать динамику возникновения обязательств и своевременность их погашения, выявлять просроченную задолженность перед налоговыми органами, контролировать изменение налоговой нагрузки с точки зрения ее оптимальности для осуществления данного вида деятельности и предупреждать налоговые правонарушения. В качестве источников информации для анализа используются данные бухгалтерского учета и бухгалтерской (финансовой) отчетности, а также показатели налогового учета и налоговой отчетности. В статье рассмотрены лишь отдельные приемы и методы анализа налоговых показателей. Налоговые показатели в составе бухгалтерской (финансовой) отчетности. В соответствии с требованиями отчетности организаций Приказа Минфина России от 22.07.2003 N 67н информация о налоговых активах и обязательствах организации находит отражение в бухгалтерском балансе (форма N 1) и отчете о прибылях и убытках (форма N 2) за отчетный период



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2020-03-26; просмотров: 94; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.141.41.187 (0.032 с.)