Глава 1. Дискурсивный подход к проблеме самопрезентации субъекта: обзор научных исследований 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Глава 1. Дискурсивный подход к проблеме самопрезентации субъекта: обзор научных исследований



Содержание

_Toc223950546

Введение........................................................................................................... 3

Глава 1. Дискурсивный подход к проблеме самопрезентации субъекта: обзор научных исследований.................................................................................... 4

1.1 Интенциональные основания вербальной коммуникации....................... 4

1.2 Проявление личностных особенностей субъекта в речевой продукции. 8

1.3 Влияние коммуникативного контекста на организацию речи................ 9

Глава 2. Самопрезентация субъекта в различных видах дискурса............ 12

2.1 Самопрезентация субъекта с точки зрения дискурса............................ 12

2.2 Самопрезентация в политическом дискурсе.......................................... 14

2.3 Самопрезентация в дискурсе психологического консультирования.... 17

Заключение.................................................................................................... 27

Список литературы....................................................................................... 28

 

 


Введение

 

В настоящее время важное место в психологических исследованиях дискурса занимает изучение его интенциональных оснований.

В центре внимания находятся социально обусловленные элементы интенционального содержания, которые связаны с текущей коммуникацией, адресатом речи, практической деятельностью участников. Разрабатывается представление, что актуальное интенциональное состояние коммуниканта формируют не только интенции, возникающие до и за рамками коммуникативного акта, но и такие интенции, которые связаны с действиями партнера общения, процессом взаимодействия, а также продвижением в решении практических задач. С этих позиций интенции субъекта, тесно связанные как с личностной сферой, так и с текущим общением, являются важнейшей психологической детерминантой организации дискурса.

Цель данной работы – рассмотреть дискурсивный подход к проблеме самопрезентации субъекта.

Задачи:

- выявить интенциональные основания вербальной коммуникации;

- провести анализ научных исследований в данной области;

- исследовать самопрезентацию субъекта с точки зрения дискурса;

- выявить самопрезентацию субъекта в различных видах дискурса.

Теоретическая значимость исследования заключается в системном анализе различных исследований авторов о самопрезентации как психологическом феномене.

Практическая значимость работы в том, что в процессе профессиональной подготовки и переподготовки психологов и педагогов и других специалистов, они могут опереться на данное исследование, как на обобщающий анализ темы самопрезентации субъекта в различных дискурсах.


Глава 1. Дискурсивный подход к проблеме самопрезентации субъекта: обзор научных исследований

 

Глава 2. Самопрезинтация субъекта в различных видах дискурса

 

Заключение

 

Следует подвести некоторые итоги.

Интенции, трактуемые в широком смысле как предметные направленности субъекта, образуют основу и глубинное психологическое содержание речи, которое непосредственно связано с целями деятельности и «видением мира» субъектом, его желаниями, нуждами, установками. Понимание говорящего во многом определяется восприятием именно интенционального аспекта речи. Соответственно, без обращения к интенциональному плану дискурса невозможно уяснить не только, почему и зачем осуществляется коммуникация, но, что не менее важно, и ее результаты.

Самопрезинтация может проявляться в осознанном стремлении представить себя в определенном свете (собственно Самопрезинтация). Произвести определенное впечатление на партнера по коммуникации (одновременно оказать воздействие). А также в связи с другими интенциями, в том числе и неосознаваемыми, которые также могут косвенно служить самопрезинтации. Например: критика другого часто связана с самопрезентацией.

Под самопрезентацией обычно понимается процесс представления себя другим, создания определенного впечатления о себе, способствующего реализации цели субъекта в определенной коммуникативной ситуации. Интенции - это предметные направленности субъекта, которые образуют основу и глубинное содержание речи, связанное с целями деятельности субъекта, его желаниями, потребностями, установками. Соответственно в общем смысле интенция самопрезентации может рассматриваться как направленность субъекта на представление себя другим в ходе коммуникации.


Список литературы

 

1. Алексеев К. И. Метафора в научном дискурсе // Психологические исследования дискурса. - М.: ПЕР СЭ, 2006.

2. Алмаев Н.А. Конетент-анализ в психологических целях: некоторые концептуальные проблемы // Языковое сознание: теоретические и прикладные аспекты / Отв. ред. Н.В. Уфимцева. - Барнаул, 2004. - С. 102-112.

3. Алмаев Н.А. Элементы психологической теории значения. - М.: ИП РАН, 2006.

4. Арутюнова Н.Д. Дискурс // Языкознание. Большой энциклопедический словарь. - М.: ГРАНД, 2004. - С.136.

5. Воронин А.Н. Интеллект и креативность в межличностном взаимодействии. - М.: ИП РАН, 2004.

6. Дейк ван Т.А. Принципы критического анализа дискурса // Перевод и лингвистика текста. - М.: Инфра-М, 2004. - С. 169-217.

7. Зачесова И.А. Интенциональные особенности речи в непринужденном общении // Психологические исследования дискурса. - М.: ПЕР СЭ, 2004. – С. 58-63.

8. Зачесова И.А. Особенности речи в непринужденном семейном общении // Теоретические и прикладные коммуникативные исследования. - Ярославль, 2007.

9. Кубрак Т.А. Самопрезентация субъекта. Состояние проблемы и дискурсивный подход к изучению // Проблемы психологии дискурса. - М.: Институт психологии РАН, 2005. - С. 180-195.

10. Латынов В.В. Социальная коммуникация. Социология. - М.: Норма, 2006.

11. Латынов В.В. Формализованный метод анализа политических представлений, выраженных в текстах СМИ // Психология высших когнитивных процессов. - М., 2004.

12. Макаров М.Л. Основы теории дискурса. - М.: Академия, 2007.

13. Павлова Н.Д. Коммуникативная функция речи: интенциональная и интерактивная составляющие. Автореф. дис.... д-ра психол. наук. - М.: ИП РАН, 2004.

14. Павлова Н.Д. Предвыборные интенции в речи политиков // Психологические исследования дискурса. – М.: ПЕР СЭ, 2004. – С. 112-119.

15. Павлова Н.Д. Слово в действии. Интент-анализ политического дискурса. – СПб: Питер, 2004.

16. Поттер Дж. Дискурс-анализ как метод исследования естественно протекающей речи // Иностранная психология. - 2004. - №10. – С. 96-100.

17. Психологические исследования дискурса. Сб. научных трудов / Отв. ред. Павлова Н.Д. - М.: ПЕР СЭ, 2006.

18. Теория речевых актов. Новое в зарубежной лингвистике. М.: МГУ, 2004.

19. Ушакова Т.Н. Интент–анализ политических текстов // Психологический журнал. - 2004. - №4. - С. 98-109.

20. Шустова Л.А. Особенности педагогической коммуникации в начальных классах // Теоретические и прикладные коммуникативные исследования. - Ярославль, 2007.

Содержание

_Toc223950546

Введение........................................................................................................... 3

Глава 1. Дискурсивный подход к проблеме самопрезентации субъекта: обзор научных исследований.................................................................................... 4

1.1 Интенциональные основания вербальной коммуникации....................... 4

1.2 Проявление личностных особенностей субъекта в речевой продукции. 8

1.3 Влияние коммуникативного контекста на организацию речи................ 9

Глава 2. Самопрезентация субъекта в различных видах дискурса............ 12

2.1 Самопрезентация субъекта с точки зрения дискурса............................ 12

2.2 Самопрезентация в политическом дискурсе.......................................... 14

2.3 Самопрезентация в дискурсе психологического консультирования.... 17

Заключение.................................................................................................... 27

Список литературы....................................................................................... 28

 

 


Введение

 

В настоящее время важное место в психологических исследованиях дискурса занимает изучение его интенциональных оснований.

В центре внимания находятся социально обусловленные элементы интенционального содержания, которые связаны с текущей коммуникацией, адресатом речи, практической деятельностью участников. Разрабатывается представление, что актуальное интенциональное состояние коммуниканта формируют не только интенции, возникающие до и за рамками коммуникативного акта, но и такие интенции, которые связаны с действиями партнера общения, процессом взаимодействия, а также продвижением в решении практических задач. С этих позиций интенции субъекта, тесно связанные как с личностной сферой, так и с текущим общением, являются важнейшей психологической детерминантой организации дискурса.

Цель данной работы – рассмотреть дискурсивный подход к проблеме самопрезентации субъекта.

Задачи:

- выявить интенциональные основания вербальной коммуникации;

- провести анализ научных исследований в данной области;

- исследовать самопрезентацию субъекта с точки зрения дискурса;

- выявить самопрезентацию субъекта в различных видах дискурса.

Теоретическая значимость исследования заключается в системном анализе различных исследований авторов о самопрезентации как психологическом феномене.

Практическая значимость работы в том, что в процессе профессиональной подготовки и переподготовки психологов и педагогов и других специалистов, они могут опереться на данное исследование, как на обобщающий анализ темы самопрезентации субъекта в различных дискурсах.


Глава 1. Дискурсивный подход к проблеме самопрезентации субъекта: обзор научных исследований

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2020-03-26; просмотров: 741; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.119.143.4 (0.01 с.)