Проявляются ли элементы сотворчества в руководстве творческими играми? 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Проявляются ли элементы сотворчества в руководстве творческими играми?



Руководство творческими играми - один из самых сложных разделов методики дошкольного воспитания. Педагог не может заранее предвидеть, что придумают дети и как они будут вести себя в игре. Но это не значит, что роль воспитателя в творческой игре менее активна, чем на занятиях или в играх с правилами. Однако своеобразие детской деятельности требует и своеобразных приемов управления.

Важнейшее условие успешного руководства творческими играми - умение завоевать доверие детей, установить с ними контакт. Это достигается только в том случае, если педагог относится к игре серьезно, с искренним интересом, понимает замыслы детей, их переживания. Такому воспитателю ребята охотно рассказывают о своих планах, обращаются к нему за советом и помощью.

Часто ставится вопрос: может ли и должен ли воспитатель вмешиваться в игру? Разумеется, такое право у него есть, если это требуется для того, чтобы дать игре нужное направление. Но вмешательство взрослого только тогда будет успешным, когда он пользуется у детей достаточным уважением и доверием, когда он умеет, не нарушая их замыслов, сделать игру увлекательнее. В игре раскрываются особенности каждого ребенка, его интересы, хорошие и дурные черты характера. Наблюдения за детьми в процессе этого вида деятельности дают педагогу богатый материал для изучения своих воспитанников, помогают найти правильный подход к каждому ребенку. Основной путь воспитания в игре - влияние на ее содержание, т. е. на выбор темы, развитие сюжета, распределение ролей и на реализацию игровых образов.

Не следует предлагать детям разработанные педагогом, готовые сюжеты игры. Дети в игре подражают деятельности взрослых, но не копируют ее, а комбинируют имеющиеся у них представления, выражают свои мысли и чувства. И если им предложить действовать по плану воспитателя, копировать данные образы, то это будет подавлять их воображение, самостоятельность, непосредственность.

Организация игрового коллектива и становление в этом коллективе личности каждого ребенка - один из важнейших и очень сложных вопросов педагогики детского возраста. Сложность эта вызвана двойственным характером переживаний и взаимоотношений играющих. С увлечением выполняя свою роль, ребенок не утрачивает чувства реальности, помнит, что на самом деле он не матрос, и капитан - это только его товарищ. Оказывая внешне уважение командиру, он, может быть, испытывает совсем другие чувства - осуждает его, завидует ему. Если же игра сильно увлекает ребенка, если он осознанно и глубоко вошел в роль, игровые переживания побеждают эгоистические порывы. Задача педагога - воспитывать детей на лучших примерах из жизни и деятельности людей, способствующих формированию положительных чувств и побуждений.

При организации игры перед воспитателем встают трудные вопросы: каждому ребенку хочется быть главным, но не все умеют считаться с мнением товарищей, справедливо разрешать споры. Выбор организатора требует большого внимания. Не каждый может справиться с этой ролью, но у всех детей необходимо воспитывать активность и организаторские умения. Например, ребята задумали совершить морское путешествие, и многим хочется стать капитаном. Педагог, исходя из замысла игры, напоминает детям о виденном, прочитанном, говорит, что, кроме капитана, на корабле много других интересных профессий: помощник капитана, радист, лоцман, и предлагает подумать и решить, кого назначить на ту или иную роль. Дети и сами вспоминают, что нужен повар, врач. «А библиотека есть на корабле?» - спрашивает любитель книг. Оказывается, всем находится дело по душе. Педагог рассказывает об ответственной работе матросов, и эта роль также становится привлекательной.

Особенно сложно воспитателю руководить игрой, когда она уже началась. Пока идет обсуждение сюжета и дети еще не вошли в образ, педагог может давать советы, не изменяя, однако, детского замысла. Неосторожное вмешательство во время разыгрывания ролей может разрушить созданный ребенком образ. Если воспитатель понимает замыслы детей, их переживания, то чтобы предложить новый интересный эпизод, дать игре новое направление, он должен вступить в игру в какой-нибудь роли и обращаться к детям, как к действующим лицам.

Например, на аэродроме два самолета, пассажиры переходят из одного в другой, порядка нет. Педагог в роли пассажира спрашивает: «Товарищ начальник, кто объявляет посадку? Какой самолет отправляется в Ленинград?» Начальник подхватывает идею, организует диспетчерский пункт, договаривается с диспетчером, какой самолет отправится раньше, заботится об организованной посадке пассажиров.

Правильно организуя игры, воспитатель помогает каждому ребенку найти свое место в игровом коллективе и стать его активным членом, воспитывает его хорошим товарищем, справедливым и скромным.

В индивидуальном подходе нуждается каждый ребенок, даже если его поведение в игре не вызывает никакой тревоги педагога. Особого же внимания требуют дети робкие, неуверенные в себе, которые из-за этого кажутся неинициативными. Мы категорически возражаем против деления детей на актив и пассив группы. Мнимая пассивность ребенка большей частью объясняется тем, что ему трудно сразу войти в жизнь коллектива, а взрослые не помогают ему в этом, не понимают его интересов. Многие факты показывают, как преображается такой ребенок, если находит поддержку воспитателя, как расцветают его творческие способности, организаторские умения.

Немало трудностей у педагога и с детьми излишне бойкими, смелыми, самолюбивыми. Они большей частью бывают заводилами игр, и ребята им охотно подчиняются. Поддерживая и развивая организаторские способности этих детей, необходимо воспитывать у них скромность, чувство ответственности, уважение к товарищам, привычку считаться с другими людьми.

Во время игры бывает много моментов, требующих от воспитателя тонкой наблюдательности и находчивости, умения объединить детей для выполнения игровой задачи, отвлечь от подражания дурному. Например, в играх могут вспыхивать споры, и даже ссоры между детьми. Причины их различны, причем с возрастом и развитием детей характер конфликтов меняется. Малыши чаще всего ссорятся из-за обладания игрушкой. Воспитатель легко помирит их, предложив столь же привлекательную куклу или машину. В более старшем возрасте могут возникнуть недоразумения из-за того, что в совместной игре дети не всегда понимают друг друга.

Например, две девочки играют в детский сад. Одна уложила кукол спать, другая поднимает их, сажает в машину. Возникает ссора. Воспитатель выясняет, что у второй девочки появилась интересная идея - везти кукол на дачу. Договариваются, что детки сначала поспят, а затем поедут на дачу.

У детей пяти-шести лет уже накоплен опыт совместной игры, они умеют объяснять товарищам свои замыслы, но и в хорошо организованном, дружном игровом коллективе иногда возникают конфликты. У дошкольников этого возраста развивается самолюбие, которому необходимо дать правильное направление, чтобы оно не переросло в самомнение, тщеславие. Споры могут возникнуть при выборе игры (каждому хочется, чтобы приняли его предложение), при распределении ролей, при внесении в сюжет новых эпизодов. Внимательное, чуткое руководство воспитателя помогает справедливо разрешать конфликты. Постепенно педагог приучает детей к тому, чтобы они делали это самостоятельно. Иногда возникают любопытные споры о том, как ведет себя герой игры в жизни, как на самом деле устроена машина. Такие споры полезны для уточнения представлений детей, для воспитания их любознательности.

Каждого ребенка надо привлекать к коллективным играм, дети должны чувствовать и понимать, что играть вместе интересно. Но это не означает, что в детском саду не должно быть игр в одиночку. Даже у самого общительного ребенка любого возраста появляется желание самостоятельно сделать постройку, поиграть одному с любимой игрушкой. Такие игры особенно полезны для детей легко возбудимых, которые устают от общества сверстников. Нередко можно увидеть, как долго, сосредоточенно ребенок строит что-либо или разыгрывает сценки с помощью игрушек, выступая в роли режиссера и говоря за всех действующих лиц. Индивидуальные игры помогают воспитателю выявить особенности ребенка и найти к нему подход.

На много дней увлекла ребят игра в космонавтов. Они устроили космодром, соорудили ракету. Отряд космонавтов проводил тренировки, врачи их осматривали, повара готовили пищу. Много интересной выдумки, изобретательности проявили конструкторы космического корабля. Все они делали самостоятельно, обращаясь к воспитателю за советом, делясь с ним своими проектами. Но эта самостоятельность, изобретательность - результат полученных предварительно на занятиях и в ходе игры знаний, сформированных воспитателем конструктивных умений, привитых организаторских навыков.

Проделав большую подготовительную работу, педагог продолжает внимательно следить за развитием сюжета, за характером детских взаимоотношений, помогает решать спорные вопросы, советами, предложениями дает игре нужное направление. Успех руководства игровой деятельностью в значительной степени зависит от того, удается ли связать ее с трудовой активностью детей. Стремление ребенка к самостоятельности проявляется и в том, что он никогда не довольствуется готовыми игрушками, как бы хороши они ни были.

Процесс изготовления игрушек входит в игру как один из ее этапов, в ходе которого ребенок может полностью проявить свою активность и самостоятельность. Начиная с младшей группы, следует приучать детей готовить все нужное для игры. Например, малыши решили праздновать день рождения куклы. Воспитатель предлагает приготовить для именинницы угощение и показывает, как из пластилина слепить конфеты и пирожные. Затем в подарок кукле дети делают рисунки, маленькие игрушки из пластилина. В дальнейшем дошкольников учат мастерить игрушки из картона, дерева, из другого, подходящего для этой цели материала, который есть в каждом доме (дощечки, коробки, катушки, лоскуты материи и пр.). Летом ребята под руководством воспитателя учатся делать нужные для игры вещи из сосновых и еловых шишек, мха, древесной коры, веток. Умение строить, мастерить заметно развивает детское игровое творчество, делает игры более содержательными и целенаправленными.

Для воспитания детей в игре очень важен также подбор готовых игрушек, обдуманный способ их использования и хранения. Для творческой игры, прежде всего, необходимы игрушки, передающие образ человека, животного, изображающие различные предметы, машины. Игрушка часто побуждает к игре, помогает осуществить задуманное, вызывает у ребенка добрые чувства. В игре много воображаемого, условного, но как мы уже говорили, переживания ребенка и его действия всегда реальны. С куклой в руках девочка чувствует себя настоящей мамой, с игрушечными животными дети могут устроить зоопарк или цирк. В семье малыш единовластно распоряжается своими игрушками, сам дает имена куклам, зверюшкам. В детском саду ребенок впервые, сталкивается с общественной собственностью и привыкает относиться к игрушкам бережно: однако и в детском саду следует создать радостную игровую атмосферу, сохранить отношение к игрушке как к товарищу по игре.

В каждой возрастной группе подбор игрушек меняется в связи с развитием игровых интересов детей. У малышей обычно имеется несколько одинаковых игрушек разного размера и оформления, так как разнообразие рассеивает внимание детей, мешает им сосредоточиться на одном сюжете. С возрастом детей игры усложняются и возникает необходимость в большем количестве различных игрушек. Вместо нескольких одинаковых собачек и мишек нужен набор разных игрушечных животных, с которыми можно играть в стадо, в цирк или зоопарк. Появляются куклы - пионеры, матросы, солдаты, куклы, изображающие людей разной национальности. Чтобы игрушки не теряли своей привлекательности, необходимо их менять: убирать на время те, к которым угас интерес, и вносить новые. Знакомство с новой игрушкой может проходить по-разному, но всегда воспитатель должен вызвать к ней интерес, объяснить ее назначение.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2020-03-26; просмотров: 271; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.147.89.24 (0.008 с.)