Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Построение концептуальной модели и её формализацияСтр 1 из 4Следующая ⇒
Введение
Бурный рост промышленности и науки во всех сферах человеческой деятельности привёл в настоящее время к такому положению вещей, что создание и разработка каких-либо новых технологий, технических средств (машин, приборов, оборудования и т. п.), а также методик их применения для нужд человека становится затруднительным, а в некоторых случаях невозможным, без интенсивного применения научных методов познания и поиска. Одной из таких обязательных сторон научного исследования является метод моделирования, без которого не обходится ни одна конструкторская и ни одна исследовательская работа. Всякое вновь изучаемое явление или процесс бесконечно сложно и многообразно и потому до конца принципиально не познаваемо и не изучаемо. Поэтому, приступая к изучению явления или процесса, исследователь заменяет его схематической моделью, которая выбирается тем более сложной, чем подробнее и точнее нужно изучить упомянутое явления. В модели сохраняется только самые существенные стороны изучаемого явления, а все мало существенные свойства и закономерности отбрасываются. Какие стороны изучаемого явления необходимо сохранить в модели и какие отбросить, зависит от постановки задачи исследований. Цель и задачи исследований формулируются перед началом разработки теории еще неизученного явления или уточнения уже существующей теории с целью более адекватного описания изучаемого процесса или явления. При решении любой задачи основную роль играют эксперимент и модель, а также анализ полученных результатов. Модель дает правильно поставленный эксперимент, а эксперимент уточняет модель. Эксперимент имеет два направления: обработка результатов и планирование эксперимента. Достоверность модели достигается посредством наблюдения и логически правильной обработки данных. Моделирование широко применяется в технике. Это и исследование гидроэнергетических объектов и космических ракет, специальные модели для наладки приборов управления и тренировки персонала, управляющего различными сложными объектами. Многообразно применение моделирования в военной технике. В последнее время особое значение пробрело моделирование биологических и физиологических процессов.
Общеизвестна роль моделирования общественно-исторических процессов. Применение моделей позволяет проводить контролируемые эксперименты в ситуациях, где экспериментирование на реальных объектах является практически невозможным или по каким-то причинам (экономическим, нравственным и т. д.) нецелесообразным. Большое значение на современном этапе развития науки и техники приобретают задачи предсказания, управления, распознавания. Метод эволюционного моделирования возник при попытке воспроизведения на ЭВМ поведения человека. Эволюционное моделирование было предложено как альтернатива эвристическому и бионическому подходу, моделировавшему мозг человека в нейронных структурах и сетях. При этом основная идея звучала так: заменить процесс моделирования интеллекта моделированием процесса его эволюции. Таким образом, моделирование превращается в один из универсальных методов познания в сочетании с ЭВМ. Постановка задачи
Распределенный банк данных системы сбора информации организован на базе ЭВМ, соединенных дуплексным каналом связи. Поступающий запрос обрабатывается на первой ЭВМ и с вероятностью 50% необходимая информация обнаруживается на месте. В противном случае необходима посылка запроса во вторую ЭВМ. Запросы поступают через 10±3 с, первичная обработка запроса занимает 2с, выдача ответа требует 18±2 с, передача по каналу связи занимает 3с. Временные характеристики второй ЭВМ аналогичны первой. Смоделировать прохождение 400 запросов. Определить необходимую емкость накопителей перед ЭВМ, обеспечивающую безотказную работу системы, и функцию распределения времени обслуживания заявки. В данной курсовой работе предполагается смоделировать работу поступления и обработку запросов на 2 – х ЭВМ от распределённого банка, определить характеристики процесса функционирования СМО: рассчитать коэффициенты загрузки каналов, нужную ёмкость накопителей перед ЭВМ, обеспечивая безотказную работу системы. Всю работу можно условно разделить на три этапа: · На первом этапе предполагается разработать концептуальную модель СМО, вывести математическую модель процесса функционирования СМО, провести глубокий анализ задачи моделирования и на его основе при необходимости выдвинуть гипотезы и принять соответствующие предположения.
· На втором этапе предполагается провести выбор вычислительных средств для моделирования СМО, выполнить непосредственно машинную реализацию модели системы, протестировать программу. · На третьем, заключительном, этапе предполагается зафиксировать результаты моделирования СМО при нескольких прогонах программы, проанализировать их, представить в удобной для чтения форме, интерпретировать их и сделать соответствующие выводы.
Построение логической схемы
Для более полного понимания алгоритма модели необходимо построить логическую схему модели. Построение логической схемы модели системы из таких блоков дает ряд преимуществ на стадии ее машинной разработки, а также упрощает понимание структуры модели. При построении блочной модели проводится разбиение общего процесса функционирования системы на отдельные более мелкие по масштабу процессы. Существует 2 вида схем для рассмотрения логической структуры модели процесса функционирования систем: обобщенные схемы и детальные схемы моделирующих алгоритмов. Укрупненная (обобщенная) схема модели задает общий порядок действий без каких-либо уточняющих деталей. Детальная схема модели содержит уточнения, отсутствующие в обобщенной схеме, и показывает, что следует выполнить на каждом шаге и как это выполнить. При ее построении учитывается, что моделирующий механизм имеет блочную структуру. Фактически обобщенная схема — это обобщенный вид блок-схемы, показывающий основные этапы. Рисунок -2.3.1. Логическая обобщенная схема
Анализ задачи моделирования Программирование модели
Программирование в среде Delphi, можно разделить на два этапа: создание интерфейса и написание программного кода. Основная работа программы осуществляется следующим образом: Источник генерирует заявки через дискретные промежутки времени, в которые производится смена состояний элементов системы. Исходя из постановки задачи неизменные данные являются продолжительность моделирования (400 сек), время поступления запросов (10±3сек), первичная обработка запроса (2 сек), выдача ответа (18±2 сек), и изменяемые – ёмкость накопителя № 1 и № 2, манипулируя которыми достигается оптимальность системы. После ввода ёмкости накопителя № 1 и № 2 следует нажать на кнопку «Выполнить» для начала работы программы. После чего в нижнем окне будут выведены все найденные параметры системы и столбцовая диаграмма, отражающая количество сигналов в накопителе №1 в единицу времени, в которую в каждую единицу времени добавляется объём накопителя № 1 (рис 3.2.1). Рисунок 3.2.1- Внешний вид программы.
Листинг программы представлен в приложении А. Планирование машинного эксперимента
Перед проведением рабочих расчетов на ЭВМ должен быть составлен план проведения эксперимента. Проведение планирования машинных экспериментов призвано дать возможность получить максимальный объем необходимой информации об объекте моделирования при минимальных затратах ресурсов ЭВМ. Решаются частные задачи планирования конкретного машинного эксперимента при уже заданных условиях его проведения и выбранных инструментальной ЭВМ и ее математического обеспечения.
Так как модель стохастична, в ней присутствует случайный элемент (время поступления заявок), то и результаты не будут одинаковы для двух запусков программы. Но тем не менее, можно определить некое число, к которому будет стремиться конкретный параметр (ранее мы выбрали из трех методов аппроксимации метод определения средних значений). Для этого необходимо увеличить количество прогонов программы, или, говоря языком теории вероятностей, число опытов. Это число должно быть конечным, и точность результатов при нем достаточно высока. Определим количество прогонов необходимых для получения достоверной информации по формуле (1):
(1)
где: p - частота = n1/n; n1 - число исходов в n – экспериментах; Q - доверительная вероятность; Ф-1 -обратная функция Лапласа. Таблица 4.1.1- Обратная функция Лапласа.
Исходя из задания Q=0.95, Е=0.05 следовательно (Ф-1 *Q/2)2 = 3,84 Проведем 10 экспериментов на модели (n=10) и проследим за значением расчетной величины – вероятностью отказа. Т.к. по при длине очереди накопителя № 1 равной 5, сбойных сигналов нет, то, следовательно, вероятность отказа будет равна 0, что делает невозможным расчет количества прогонов. Поэтому будем вести расчет при длине очереди накопителя № 1 и № 2 равной 1, только при этом значении наблюдается появление сбойных сигналов.
Таблица 4.1.2 – Экспериментальные данные.
n=8+10+10+6+9+10+8+7+10+9=87; p1=8/87=0,091954; p6=10/87=0,114943; р2=10/87=0,114943; р7=8/87=0,091954; р3=10/87=0,114943; р8=7/87=0,08046; р4=6/87=0,068966; р9=10/87=0,114943; р5=9/87=0,103448; р10=9/87=0,103448;
Выбираем самую худшую (большую) вероятность - 0,114943 и подставляем её в формулу (1):
Следовательно, чтобы точность экспериментов составляла 0.95 необходимо произвести 156 эксперимента. Статистические данные и результаты всех прогонов представлены в приложении Б.
Приложение А (обязательное)
Листинг программы
unit Unit1; interface uses Windows, Messages, SysUtils, Variants, Classes, Graphics, Controls, Forms, Dialogs, StdCtrls, Spin, ExtCtrls, TeEngine, Series, TeeProcs, Chart; type TForm1 = class(TForm) Button1: TButton; ListBox1: TListBox; GroupBox1: TGroupBox; GroupBox2: TGroupBox; Image1: TImage; Label1: TLabel; Label3: TLabel; GroupBox4: TGroupBox;
Label6: TLabel; seNak: TSpinEdit; Label7: TLabel; seNak2: TSpinEdit; Label2: TLabel; Label4: TLabel; Chart1: TChart; Series1: TBarSeries; procedure Button1Click(Sender: TObject); procedure FormCreate(Sender: TObject); private { Private declarations } public { Public declarations } procedure Kanal; procedure Istok; procedure Kanal_2; end; var Form1: TForm1; ZKan,zkan_2:boolean; t1,t2,n,t,tIstok,InSig,VNak,Sboy,OutSig,tkan,SZKan,SZNak,sekanal_2,sboy_2,outsig_2,SZNak_2,szkan_2,tkan_2,vnak_2:integer; in_k1:byte; { var nak_2:byte;{накопитель для канала № 2} {colnak1-кол-во сигналов, пройденных через накопитель 1} {in_k1-true-сигнал обслуж-ся каналом № 1, false-сигнал обслуж-ся каналом № 2} implementation {$R *.dfm} procedure TForm1.Button1Click(Sender: TObject); var j:integer; begin VNak:=0; {Накопитель} Sboy:=0; sboy_2:=0; InSig:=0;{подсчет посланных сигналов} OutSig:=0;{подсчет количества сигналов, покинувших систему обслуженными} vnak_2:=0; outsig_2:=0; SZNak:=0;{подсчет средней занятости накопителя в сигналах} SZNak_2:=0;{подсчет средней занятости накопителя в сигналах} SZKan:=0;{подсчет количества единиц времени, которое канал находится в состоянии занятости} szkan_2:=0; ZKan:=False; {состояние канала} ZKan_2:=false; in_k1:=0; ListBox1.Items.Clear; T:=0; tIstok:=T+7+random(7); Series1.Clear; Repeat Istok; Kanal; kanal_2; SZNak:=SZNak+VNak; SZNak_2:=SZNak_2+VNak_2; inc(t); Series1.Add(vnak); {добавление данных в диаграмму о накопителе №1} Until T>400; with ListBox1.Items do begin { zkan_2:boolean;sekanal_2,sboy_2,outsig_2,szkan_2,tkan_2:integer;} { Add('Должно поступить сигналов: '+IntToStr(400 div 10));} Add('Поступло сигналов: '+IntToStr(InSig)); Add('Обработано сигналов каналом № 1: '+IntToStr(OutSig)); Add('Обработано сигналов каналом № 2: '+IntToStr(OutSig_2)); Add('Сбойных сигналов: '+IntToStr(Sboy+sboy_2)); if ZKan then Inc(VNak); Add('Учтенных сигналов: '+IntToStr(VNak+vnak_2+Sboy+sboy_2+OutSig+OutSig_2)); if ZKan_2 then Inc(VNak); if t-t1<3 then Inc(VNak); if t-t2<3 then Inc(VNak); Add('Осталось в системе сигналов: '+IntToStr(VNak)); Add('Средняя занятость накопителя № 1 (в сиг.): ' + FloatToStrF(SZNak/400,ffNumber,8,2)); Add('Средняя занятость накопителя № 1 (в %): ' + IntToStr(Round(SZNak/400/seNak.Value*100))); Add('Средняя занятость накопителя № 2 (в сиг.): ' + FloatToStrF(SZNak_2/400,ffNumber,8,2)); Add('Средняя занятость накопителя № 2 (в %): ' + IntToStr(Round(SZNak_2/400/seNak2.Value*100))); Add('Средняя занятость канала № 1 (в %): '+ IntToStr(Round(SZKan/400*100))); Add('Средняя занятость канала № 2 (в %): '+ IntToStr(Round(SZKan_2/400*100))); end; end; procedure TForm1.Kanal; begin if ZKan then begin Dec(tKan); Inc(SZKan);{подсчет количества единиц времени, которое канал находится в состоянии занятости} if tKan=0 {время, оставшееся до конца обработки сигнала} then begin ZKan:=False; if in_k1=1 then begin Inc(OutSig){подсчет количества сигналов, покинувших канал № 1 обслуженными}; t1:=t; end else begin if vnak_2<seNak2.Value then inc(vnak_2) else inc(sboy_2); end; end; end; if not ZKan and (VNak>0) then begin Dec(VNak); if in_k1=1 then in_k1:=0 else in_k1:=1; ZKan:=True; if in_k1=1 then tKan:=2+16+random(5){18+/-2:количество единиц времени, отводимое на обработку одного сигнала} else tKan:=2; end; end; procedure TForm1.Istok; begin { if T mod N=0 then tIstok:=T+7+random(7); {источник} if T=tIstok then begin tIstok:=T+7+random(7); {источник} Inc(InSig); {подсчет посланных сигналов} if VNak<seNak.Value{ёмкость накопителя} then begin Inc(VNak); end else Inc(Sboy); end; end; procedure TForm1.FormCreate(Sender: TObject); begin randomize; end; procedure TForm1.Kanal_2; begin if ZKan_2 then begin Dec(tKan_2); Inc(SZKan_2);{подсчет количества единиц времени, которое канал находится в состоянии занятости}
if tKan_2=0 {время, оставшееся до конца обработки сигнала} then begin ZKan_2:=False; Inc(OutSig_2);{подсчет количества сигналов, покинувших систему обслуженными} t2:=t; end; end; if not ZKan_2 and (VNak_2>0) then begin Dec(VNak_2); ZKan_2:=True; tKan_2:=16+random(5);{количество единиц времени, отводимое на обработку одного сигнала} end; end; end.
Приложение Б (обязательное)
Статистические данные
Введение
Бурный рост промышленности и науки во всех сферах человеческой деятельности привёл в настоящее время к такому положению вещей, что создание и разработка каких-либо новых технологий, технических средств (машин, приборов, оборудования и т. п.), а также методик их применения для нужд человека становится затруднительным, а в некоторых случаях невозможным, без интенсивного применения научных методов познания и поиска. Одной из таких обязательных сторон научного исследования является метод моделирования, без которого не обходится ни одна конструкторская и ни одна исследовательская работа. Всякое вновь изучаемое явление или процесс бесконечно сложно и многообразно и потому до конца принципиально не познаваемо и не изучаемо. Поэтому, приступая к изучению явления или процесса, исследователь заменяет его схематической моделью, которая выбирается тем более сложной, чем подробнее и точнее нужно изучить упомянутое явления. В модели сохраняется только самые существенные стороны изучаемого явления, а все мало существенные свойства и закономерности отбрасываются. Какие стороны изучаемого явления необходимо сохранить в модели и какие отбросить, зависит от постановки задачи исследований. Цель и задачи исследований формулируются перед началом разработки теории еще неизученного явления или уточнения уже существующей теории с целью более адекватного описания изучаемого процесса или явления. При решении любой задачи основную роль играют эксперимент и модель, а также анализ полученных результатов. Модель дает правильно поставленный эксперимент, а эксперимент уточняет модель. Эксперимент имеет два направления: обработка результатов и планирование эксперимента. Достоверность модели достигается посредством наблюдения и логически правильной обработки данных. Моделирование широко применяется в технике. Это и исследование гидроэнергетических объектов и космических ракет, специальные модели для наладки приборов управления и тренировки персонала, управляющего различными сложными объектами. Многообразно применение моделирования в военной технике. В последнее время особое значение пробрело моделирование биологических и физиологических процессов. Общеизвестна роль моделирования общественно-исторических процессов. Применение моделей позволяет проводить контролируемые эксперименты в ситуациях, где экспериментирование на реальных объектах является практически невозможным или по каким-то причинам (экономическим, нравственным и т. д.) нецелесообразным. Большое значение на современном этапе развития науки и техники приобретают задачи предсказания, управления, распознавания. Метод эволюционного моделирования возник при попытке воспроизведения на ЭВМ поведения человека. Эволюционное моделирование было предложено как альтернатива эвристическому и бионическому подходу, моделировавшему мозг человека в нейронных структурах и сетях. При этом основная идея звучала так: заменить процесс моделирования интеллекта моделированием процесса его эволюции. Таким образом, моделирование превращается в один из универсальных методов познания в сочетании с ЭВМ. Постановка задачи
Распределенный банк данных системы сбора информации организован на базе ЭВМ, соединенных дуплексным каналом связи. Поступающий запрос обрабатывается на первой ЭВМ и с вероятностью 50% необходимая информация обнаруживается на месте. В противном случае необходима посылка запроса во вторую ЭВМ. Запросы поступают через 10±3 с, первичная обработка запроса занимает 2с, выдача ответа требует 18±2 с, передача по каналу связи занимает 3с. Временные характеристики второй ЭВМ аналогичны первой. Смоделировать прохождение 400 запросов. Определить необходимую емкость накопителей перед ЭВМ, обеспечивающую безотказную работу системы, и функцию распределения времени обслуживания заявки. В данной курсовой работе предполагается смоделировать работу поступления и обработку запросов на 2 – х ЭВМ от распределённого банка, определить характеристики процесса функционирования СМО: рассчитать коэффициенты загрузки каналов, нужную ёмкость накопителей перед ЭВМ, обеспечивая безотказную работу системы. Всю работу можно условно разделить на три этапа: · На первом этапе предполагается разработать концептуальную модель СМО, вывести математическую модель процесса функционирования СМО, провести глубокий анализ задачи моделирования и на его основе при необходимости выдвинуть гипотезы и принять соответствующие предположения. · На втором этапе предполагается провести выбор вычислительных средств для моделирования СМО, выполнить непосредственно машинную реализацию модели системы, протестировать программу. · На третьем, заключительном, этапе предполагается зафиксировать результаты моделирования СМО при нескольких прогонах программы, проанализировать их, представить в удобной для чтения форме, интерпретировать их и сделать соответствующие выводы.
Построение концептуальной модели и её формализация
|
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Последнее изменение этой страницы: 2020-03-26; просмотров: 184; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.149.213.209 (0.79 с.) |