Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Русская культура в начале XX в.
Бурная общественная жизнь, переходное состояние российского общества в новую эпоху определили характер развития культуры в начале XX в. В естественных науках Россия вступала в новый век с серьезными достижениями сложившихся национальных школ математики, физики, химии, медицинских наук, почвоведения. Продолжались активные разработки в радиотехнике по созданию аппаратов, способных передавать речь и музыку. Под руководством Н.Е. Жуковского сооружена одна из первых в Европе аэродинамических труб и организован первый аэродинамический институт. К.Э. Циолковский разработал основы ракетного движения и теоретической космонавтики. Географы активно изучали районы Сибири, Дальнего Востока, Арктики. В ходе нескольких экспедиций на Север исследована возможность, а в 1914 - 1915 гг. два ледокола «Вайгач» и «Таймыр» прошли вокруг азиатского материка за две навигации. Российскую науку обогатили исследования В.И. Вернадского, основателя учения о биосфере, К.А. Тимирязева, основателя школы физиологов растений. Оба академика активно участвовали в общественной жизни и в 1911 г. подали в отставку в знак протеста против притеснения правительством студенчества. В общественных науках быстро развивается философия, социология, история, в них образуются новые направления. Марксистская философия и социология разрабатывала проблемы революции, диалектического и исторического материализма (Г.В. Плеханов, В.И. Ленин и др.). В религиозной философии обозначились тенденции «богоискательства» и «возрождения христианства» в противовес угрозе западной бездуховной цивилизации (Н.А. Бердяев, П.А. Флоренский и др.). Литература и искусство особенно живо откликались на об щественные процессы переломной эпохи и революционные события. Ведущие направления русской классической литературы - критический реализм, гуманизм и глубокая психологичность получили продолжение в творчестве писателей и поэтов-реалистов А.И. Куприна, И.А. Бунина, Л.Н. Андреева, А.Н. Толстого, А. П. Чехова, С.А. Есенина и др. Резкий протест против социальной несправедливости в яркой художественной форме звучал в произведениях В.Г. Короленко, А.М. Горького, рассказы, пьесы и романы которого наполнены революционными порывами. Одновременно в поэзии развиваются, как и на Западе, модернистские направления (символизм, акмеизм) и авангардизм. Творческие поиски этого периода получили название «Серебряного века» русской литературы (в отличие от «Золотого» первой четверти XIX в.). Символисты - Д.С. Мережковский, В.Я. Брюсов, Ф.К. Сологуб, К.Д. Бальмонт, А.А. Блок, В.И. Иванов обращались к символам, ассоциациям, видя в искусстве магическую силу обновления жизни. К акмеистам, приверженцам самодовлеющего значения формы и композиции, себя причисляли Н.С. Гумилев, О.Э. Мандельштам, А.А. Ахматова. Главными фигурами авангарда, отрицавшими прежние формы поэзии, были В.В. Маяковский и В. Хлебников. Вне группировок стояли поэты М.И. Цветаева и Б.Л. Пастернак. Литература во всех своих направлениях отражала «мятущуюся душу» российского общества в ходе начавшихся революционных потрясений.
Еще большую роль в культурной жизни общества приобрело театральное искусство. Новым явлением стали театры К.Д. Станиславского, А.Я. Таирова, В.И. Немировича-Данченко, В.Э. Мейер хольда. Станиславский сформулировал законы жизненно правдивого поведения актера на сцене и принципы режиссуры («система Станиславского»). Эти принципы были воплощены в Московском художественном театре. Мейерхольд стал создателем «условного театра». Большой вклад в театральное искусство внесла выдающаяся актриса В. Ф. Комиссаржевская, бывшая руководителем Драматического театра в Петербурге. На рубеже XX в. раскрывается плодотворная деятельность многих замечательных русских композиторов - С.И. Танеева, А.С. Аренского, Л.К. Глазунова, начинается творческий путь представителей молодого поколения - С.В. Рахманинова, АН. Скрябина, И.Ф. Стравинского, Р.М. Глиера, Б.В. Асафьева. В этот период блистают на сцене Ф.И. Шаляпин, А.В. Нежданова, Л.В. Собинов, прославившие русскую музыкальную культуру во всем мире. В живописи наряду с продолжателями русского реализма ре пинской и суриковской школ большим вниманием пользовались русские импрессионисты К. А. Коровин, И.Э. Грабарь и др. Русский модерн в живописи был представлен объединением «Мирискусства» - А.Н. Бенуа, С.П. Дягилев, Л.С. Бакст, Н.К. Рерих, К.А. Сомов. Представителями авангарда стали В.В. Кандинский, М.3. Шагал, К.С. Малевич. В конце XIX в. в России появляется кинематограф и в XX в. зарождается русское киноискусство. В 1908 г. выпущена первая русская игровая кинокартина «Стенька Разин». Собственное производство фильмов начали фирмы А. Дранкова и А.А. Ханжонкова.
В целом русская культура в начале XX в. продолжала подъем XIX в. и открывала новые направления научного, технического и художественного творчества. Однако уровень культуры простого народа резко контрастировал с культурой интеллигенции и богатых слоев общества. Несмотря на начавшийся процесс урбанизации основная масса населения проживала в деревне, была неграмотна, и подъем культуры в городе мало влиял на ее духовный мир. По переписи 1897 г. из 126 млн взрослого населения грамотных было всего 21,1 % (неграмотных мужчин - 78 %, а женщин - 87 %). Уровень грамотности и условия жизни трудовых слоев были главной преградой в овладении ими богатствами русской культуры.
|
||||||
Последнее изменение этой страницы: 2020-03-26; просмотров: 59; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.225.10.116 (0.005 с.) |