Русская культура в начале XX в. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Русская культура в начале XX в.



 

Бурная общественная жизнь, переходное состояние российского общества в новую эпоху определили характер развития культуры в начале XX в. В естественных науках Россия вступала в новый век с серьезными достижениями сложившихся национальных школ математики, физики, химии, медицинских наук, почвоведения. Продолжались активные разработки в радиотехнике по созданию аппаратов, способных передавать речь и музыку. Под руководством Н.Е. Жуковского сооружена одна из первых в Европе аэродинамических труб и организован первый аэродинамический институт. К.Э. Циолковский разработал основы ракетного движения и теоретической космонавтики. Географы активно изучали районы Сибири, Дальнего Востока, Арктики. В ходе нескольких экспедиций на Север исследована возможность, а в 1914 - 1915 гг. два ледокола «Вайгач» и «Таймыр» прошли вокруг азиатского материка за две навигации. Российскую науку обогатили исследования В.И. Вернадского, основателя учения о биосфере, К.А. Тимирязева, основателя школы физиологов растений. Оба академика активно участвовали в общественной жизни и в 1911 г. подали в отставку в знак протеста против притеснения правительством студенчества.

В общественных науках быстро развивается философия, социология, история, в них образуются новые направления. Марксистская философия и социология разрабатывала проблемы революции, диалектического и исторического материализма (Г.В. Плеханов, В.И. Ленин и др.). В религиозной философии обозначились тенденции «богоискательства» и «возрождения христианства» в противовес угрозе западной бездуховной цивилизации (Н.А. Бердяев, П.А. Флоренский и др.).

Литература и искусство особенно живо откликались на об щественные процессы переломной эпохи и революционные события. Ведущие направления русской классической литературы - критический реализм, гуманизм и глубокая психологичность получили продолжение в творчестве писателей и поэтов-реалистов А.И. Куприна, И.А. Бунина, Л.Н. Андреева, А.Н. Толстого, А. П. Чехова, С.А. Есенина и др. Резкий протест против социальной несправедливости в яркой художественной форме звучал в произведениях В.Г. Короленко, А.М. Горького, рассказы, пьесы и романы которого наполнены революционными порывами. Одновременно в поэзии развиваются, как и на Западе, модернистские направления (символизм, акмеизм) и авангардизм. Творческие поиски этого периода получили название «Серебряного века» русской литературы (в отличие от «Золотого» первой четверти XIX в.). Символисты - Д.С. Мережковский, В.Я. Брюсов, Ф.К. Сологуб, К.Д. Бальмонт, А.А. Блок, В.И. Иванов обращались к символам, ассоциациям, видя в искусстве магическую силу обновления жизни. К акмеистам, приверженцам самодовлеющего значения формы и композиции, себя причисляли Н.С. Гумилев, О.Э. Мандельштам, А.А. Ахматова. Главными фигурами авангарда, отрицавшими прежние формы поэзии, были В.В. Маяковский и В. Хлебников. Вне группировок стояли поэты М.И. Цветаева и Б.Л. Пастернак. Литература во всех своих направлениях отражала «мятущуюся душу» российского общества в ходе начавшихся революционных потрясений.

Еще большую роль в культурной жизни общества приобрело театральное искусство. Новым явлением стали театры К.Д. Станиславского, А.Я. Таирова, В.И. Немировича-Данченко, В.Э. Мейер хольда. Станиславский сформулировал законы жизненно правдивого поведения актера на сцене и принципы режиссуры («система Станиславского»). Эти принципы были воплощены в Московском художественном театре. Мейерхольд стал создателем «условного театра». Большой вклад в театральное искусство внесла выдающаяся актриса В. Ф. Комиссаржевская, бывшая руководителем Драматического театра в Петербурге.

На рубеже XX в. раскрывается плодотворная деятельность многих замечательных русских композиторов - С.И. Танеева, А.С. Аренского, Л.К. Глазунова, начинается творческий путь представителей молодого поколения - С.В. Рахманинова, АН. Скрябина, И.Ф. Стравинского, Р.М. Глиера, Б.В. Асафьева. В этот период блистают на сцене Ф.И. Шаляпин, А.В. Нежданова, Л.В. Собинов, прославившие русскую музыкальную культуру во всем мире.

В живописи наряду с продолжателями русского реализма ре пинской и суриковской школ большим вниманием пользовались русские импрессионисты К. А. Коровин, И.Э. Грабарь и др. Русский модерн в живописи был представлен объединением «Мирискусства» - А.Н. Бенуа, С.П. Дягилев, Л.С. Бакст, Н.К. Рерих, К.А. Сомов. Представителями авангарда стали В.В. Кандинский, М.3. Шагал, К.С. Малевич. В конце XIX в. в России появляется кинематограф и в XX в. зарождается русское киноискусство. В 1908 г. выпущена первая русская игровая кинокартина «Стенька Разин». Собственное производство фильмов начали фирмы А. Дранкова и А.А. Ханжонкова.

В целом русская культура в начале XX в. продолжала подъем XIX в. и открывала новые направления научного, технического и художественного творчества. Однако уровень культуры простого народа резко контрастировал с культурой интеллигенции и богатых слоев общества. Несмотря на начавшийся процесс урбанизации основная масса населения проживала в деревне, была неграмотна, и подъем культуры в городе мало влиял на ее духовный мир. По переписи 1897 г. из 126 млн взрослого населения грамотных было всего 21,1 % (неграмотных мужчин - 78 %, а женщин - 87 %). Уровень грамотности и условия жизни трудовых слоев были главной преградой в овладении ими богатствами русской культуры.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2020-03-26; просмотров: 59; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.225.10.116 (0.005 с.)