Общественный и Государственный строй Речи Посполитой и России в XVII – XVIII В. В. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Общественный и Государственный строй Речи Посполитой и России в XVII – XVIII В. В.



Общественный и государственный строй Речи Посполитой и России в XVII – XVIII в.в.

 

 

Выполнил: студент группы

Научный руководитель:

кандидат исторических наук,

 

 

МИНСК 2006


Содержание

Введение.......................................................................................................... 3

Глава 1. Общественный и государственный строй Речи Посполитой.......... 8

1.1 Общественный строй Речи Посполитой................................................... 8

1.1.1 Шляхта.................................................................................................... 9

1.1.2 Духовенство.......................................................................................... 11

1.1.3 Крестьянство........................................................................................ 12

1.1.4 Городское население............................................................................ 13

1.2. Государственный строй Речи Посполитой........................................... 14

1.3 Государственный строй Речи Посполитой по Конституции 3 мая 1791г. 19

Глава 2. Общественный и государственный строй Российской Империи.. 25

2.1. Причины образования абсолютной монархии в России...................... 25

2.2 Реформы Петра I..................................................................................... 28

 


Введение

 

В своей работе автор хочет дать характеристику двух монархий – Речи Посполитой и России времен Петра I.

История Беларуси в составе Речи Посполитой – один из наиболее интересных периодов истории нашей Родины. Историческая судьба белорусского народа в то время была тесно связана с историей народов Польши, Литвы, Украины, России.

Находясь в составе Речи Посполитой с 1659 года, государство и право Беларуси претерпело определенные изменения. Они происходили не только под воздействием дальнейшего развития производительных отношений, но и под воздействием других, как внутренних, так и внешних событий, причин, главной из которых был углубляющийся с середины XVII века политический кризис Речи Посполитой.

К концу XVII века в России начинает складываться абсолютная монархия. Ее идея появляется во второй половине XVII века и тесно переплетается с проектами экономических преобразований страны. Окончательно абсолютная монархия оформляется в первой четверти XVIII века при Петре I. Законодательно это было закреплено в толковании к артикулу 20 Воинского Устава (1715г.) «…его величество есть самовластный Монарх никому на свете о своих делах ответу дать не должен: но силу власть имеет свои Государства и земли, яко Христианский Государь по своей воле и благомнению управлять».[1]

Каждый народ мира стремится создать свою культуру, свою государственность и, наконец, свою империю. В 1721 году Сенат и Духовный Синод преподнесли Петру титул Императора Всероссийского. Россия становится Империей. И тут надо сказать, что значение этого события очень велико. XVIII столетие в истории России стало поистине судьбоносным. Оно явилось временем коренных перемен вызванных петровскими реформами. Своими преобразованиями Петр I круто повернул Россию на Запад. Этот поворот и его последствия для развития России и русской культуры стали предметом острого спора ученых и мыслителей, который с особой силой разгорелся в XIX веке и продолжается по сей день.

Тщательное изучение Речи Посполитой и абсолютной монархии в России имеет не только научное, но и практическое значение. Оба государства являлись монархиями, но имели множество различий. Сравнение их общественного и государственного строя, по мнению автора, важно для изучения истории государства и права нашей Родины.

Автор не претендует на полное изложение проблемы, а лишь ставит перед собой задачи показать общественный и государственный строй Речи Посполитой; показать, что есть абсолютизм вообще; причины образования абсолютной монархии в России; предпосылки реформ Петра I; реформы Петра I и укрепление абсолютизма.

Для осуществления этих задач автор использовал такую литературу как «Гiсторыя Беларусi ад старажытных часоў – па люты 1917 г.» - Новiк Я.К., Марцуля Г.С.; «Гiсторыя дзяржавы i права Беларусi» - Вiшнеускi А.Ф.; «Гiсторыя дзяржавы i права Беларусi ў дакументах i матэрыялах» - Вiшнеускi А.Ф.; «История государства и права Беларуси» - Кузнецов И.Н., Шелкопляс В.А.; «Гiсторыя дзяржавы i права Беларусi» - Юхо Я.А.; «История СССР с древнейших времен до 1861 года»; «История государства и права России» -Исаев И.А.; «Хрестоматия истории государства и права СССР»; «Народная монархия» - Солоневич И.Л. и многую другую.

В книге Вишневского А.Ф., например, в хронологической последовательности освещаются основные этапы возникновения и развития государственно-правовых институтов, анализируются нормативно-правовые акты. Хронологический материал, изложенный в книге Кузнецова И.Н. и Шелкопляс охватывает период с IX века до 1998 года. В тезисах и структурно – логических схемах раскрываются в исторической последовательности государственно-правовые факты и явления. В книге Юхо Я.А. освещаются история возникновения и развития государства и права на территории Беларуси с первобытного времени. Анализируется государственный и общественный строй Беларуси времени ВКЛ и Речи Посполитой. Показывается значительное влияние белорусского права на правовую культуру соседних стран. Исаев И.А., например, в своей книге стремится осветить все аспекты государственного и правового развития России на всех этапах ее истории. Но, на взгляд автора, невозможно в одной книге рассказать многое обо всей Российской истории. Поэтому эта книга не содержит необходимого количества информации по данной теме. А вот книга Солоневича И.Л. «Народная монархия» полностью посвящена монархии в России. Правда позиция автора книги для многих является неожиданной, так как его анализ Российской истории резко отличается от прочно укоренившегося в нашем сознании стереотипа. Учебник «История СССР с древнейших времен до 1861 года» освещает основные проблемы истории России от первобытнообщинного и рабовладельческого строя до разложения и кризиса феодально-крепостнического строя и зарождения в его недрах буржуазно-крепостного уклада. Автор считает, вопросы, касающиеся абсолютной монархии в России, в этой книге изложены достаточно широко.

1569 год положил начало новой, трагической странице в истории Беларуси. В этот год на политической карте Европы исчезло самостоятельное, мощное и независимое средневековое государство Великое княжество Литовское и появилось новое – Реч Посполитая, что обозначает «республика». Этот исторический акт произошел в результате Люблинской Унии.[[2]] В соответствии с этим актом, Польское королевство и ВКЛ объединялись в одно государство – Речь Посполитую под властью одного государя – польского короля и великого князя литовского, с общим органом законодательной власти – сеймом, единой внешней политикой и денежной единицей. Ливония объявлялась их совместным владением, Украина отходила к Польше. Княжество лишалось права выбирать себе отдельного монарха, иметь собственное законодательство, собирать свой сейм. Полякам предоставлялось право приобретать земли и получать должности на территории ВКЛ. Люблинская уния сильно ограничивала суверенитет княжества, но его государственности окончательно не ликвидировала. Оно сохраняло свое войско, судебную систему, административный аппарат, печать. Обе части Речи Посполитой имели самостоятельные названия и до конца XVII в. – государственные языки.

По акту Люблинской Унии Великое Княжество Литовское должно было слиться с Польшей и потерять свою самостоятельность. Этот акт должен был стать программой ополячивания и ликвидации белорусской народности, уничтожения ее культуры.[[3]] Но согласно Статуту 1588 года оно сохраняло полный суверенитет, а акт унии игнорировался. Таким образом, их отношения основывались не на основе акта Люблинской Унии, а на больше чем двухсотлетней практике персональных уний и новых правовых актов.[[4]]

Прежде чем говорить о Российской Империи, а точнее об образовании абсолютной монархии в России, хотелось бы сказать об особенностях абсолютизма. Для абсолютной монархии характерно максимальное сосредоточение власти (как светской, так и духовной) в руках одной личности. Для возникновения монархии необходим переходный период от феодальной системы к капиталистической. Для абсолютной монархии характерно наличие сильного разветвленного профессионального бюрократического аппарата, сильной постоянной армии, ликвидация всех сословно-представительных органов и учреждений. Эти признаки присущи и Российскому абсолютизму, однако, у него были свои существенные особенности:[[5]]

абсолютная монархия в Европе складывалась в условиях развития капиталистических отношений и отмены старых феодальных институтов (особенно крепостного права), абсолютизм в России совпал с развитием крепостничества;

социальной базой западноевропейского абсолютизма был союз дворянства с городами), а российский абсолютизм опирался в основном на крепостническое дворянство, служилое сословие.

Установление абсолютной монархии в России сопровождалось широкой экспансией государства, его вторжением во все сферы общественной, корпоративной и частной жизни. Экспансионистские устремления выразились, прежде всего, в стремлении к расширению своей территории и выходу к морям.


Шляхта

По-прежнему господствующим классом осталась шляхта, которая в XVII-XVIII вв. получили ряд привилегий. Речь Посполитую часто называли "шляхетским государством".

Шляхта, стремясь удержаться у власти и не только сохранить, но и расширить свои привилегии, ущемляет права мещан, лишая некоторые города Великого княжества Литовского магдебургского права по постановлению Варшавского сейма в 1776 г. Шляхта как сословие под воздействием религиозной нетерпимости распалась на два противоборствующих лагеря - православную шляхту, с одной стороны, и католическую и униатскую шляхту, с другой.[[8]]

Среди прав шляхты были: право на владение землей, свобода от податей, пошлин, воинского постоя, право личной неприкосновенности, право занимать государственные должности и выбирать короля. Что касается обязанностей, то шляхта должна была участвовать в шляхетском ополчении и платить подати на военные нужды, но подати она перекладывала на крестьян. С 1696 г. шляхта ВКЛ окончательно уравнялась в правах с польской в отношении контроля над деятельностью высших должностных лиц.

Шляхта ВКЛ, получая привилегии от короля видела, что если она будет идти вместе с польской шляхтой, то она получит еще больше прав.[[9]] Так оно и было. «Генриховские» артикулы, которые окончательно узаконивали систему шляхетской демократии, назначались народам как «польскаму, так і літоўскаму... і ўсіх... зямель і правінцый, што ўваходзілі ў Рэч Паспалітую»[[10]]. Поэтому шляхта ВКЛ все больше поворачивалась к польскому, а это значит к католицизму, польской культуре и речи. Это, в свою очередь, сдерживало развитие белорусской государственности, культуры, языка. Ополячивание господствующего класса на землях Беларуси во второй половине XVIII в. привело к такой ситуации, когда белорусскому крестьянину и горожанину противостоял не только пан-угнетатель, но и представитель другого народа, веры, культуры, языка.

Уже во второй половине XVII в. стало ясно, что расширение шляхетской демократии при ослаблении центральной королевской власти ведет к ее передаче в руки магнатов, которые экономически закабаляли шляхту, превращая ее в свое вассальное окружение. Закон давал шляхтичу равные права с магнатами на участие в государственных делах, но на практике экономическая мощь последних полностью подавляла политическую свободу простого шляхтича.

Таким образом, роль крупных магнатов в стране еще больше возросла. Они занимали высшие государственные должности, по сути, были главной силой в стране.[[11]]

 

Духовенство

Довольно привилегированное положение занимало духовенство, хотя его права постепенно ограничивались. Так, закон запрещал завещать церкви недвижимое имущество, ограничивалась юрисдикция церкви. Следует отметить, что высшее духовенство было органично связано со шляхтой и для назначения на высшие церковные должности необходимо быть шляхтичем. Однако между статусом католического, православного и протестантского духовенства имелось значительное отличие, т.к. в высшие органы власти могли входить только представители католического духовенства.

Для решения религиозного вопроса в Речи Посполитой православное, униатское и католическое духовенство прибегало к помощи иностранных держав, что давало повод последним вмешиваться во внутренние дела Речи Посполитой. Так, население православной веры ВКЛ неоднократно обращалось к русскому командованию и даже через посла русского к самой Екатерине II с просьбой оградить их от притязаний католического и униатского духовенства. Возникший в Речи Посполитой «дессидентский» вопрос послужил благовидным поводом для вмешательства России во внутренние дела Речи Посполитой.[[12]]

 

Крестьянство

Социальная структура крестьянства не претерпела кардинальных изменений. Общей тенденцией для всех групп крестьян был рост прямых и косвенных повинностей и уменьшение земельных наделов.

Этот процесс коснулся не только, частновладельческих, но и королевских (государственных) крестьян. При этом, как правило, барщина во многих имениях уже составляла в ХVШ в. 6 дней в неделю. И, судя по Люстрации Гродненской экономии за 1790 г., тяглые крестьяне составляли основную массу сельскохозяйственного населения. Так, из 11559 дымов тяглых было 9052, чиншевых - 1653, холупных - 521, огородных - 214, а других категорий дымов было еще меньше.[[13]]

В конце XVI в. в ВКЛ окончательно оформляется крепостное право. Крепостные крестьяне не могли распоряжаться своим имуществом без разрешения пана, они стали объектом заклада, купли-продажи феодал мог судить зависимых крестьян.

Но и в сельском хозяйстве ростки буржуазных отношений пробивали себе дорогу. Многие магнаты, стремясь увеличить товарность своих имений, переводили крестьян с барщины на денежный оброк (чинш), что свидетельствовало дифференциации крестьянства и появлению рынка рабочей силы.[[14]]

Но помимо уплаты чинша крестьяне обязаны были своевременно платить государственные подати и сборы, содержать больницы, поставлять рекрутов, чинить дороги, доставлять почту, перевозить военные команды и арестантов по требованию местных властей.

Городское население

В городах зарождение капиталистических отношений проявилось в развитии предпринимательской деятельности и мануфактурного производства.[[15]] Например, во второй половине XVIII в. на 53 мануфактурах Беларуси было занято 2400 рабочих[[16]]. Эти экономические процессы содействовали более быстрому расслоению городского населения, обострению противоречий между городской верхушкой и остальной частью городского населения, которое несло на себе все тяготы войн и внутренних неурядиц. Центральная власть неоднократно принимала постановления, по которым население городов ввиду их разорения во время войн частично, либо полностью на определенное время освобождалось от уплаты налогов. Так, по постановлению Варшавского сейма 1661 г. мещане Могилева, Ошмян, Лиды на 4 года освобождались от всяких обложений[[17]].

В 1776 г. сейм постановил упразднить магдебургское право в городах, которые не являются центрами воеводства и повета.[[18]]

Вывод. В общественном строе Беларуси XVII – второй половине XVIII вв. произошли изменения. Это такие изменения как усиление власти крупных магнатов; рост противоречий в среде крупных магнатов; дальнейшее увеличение привилегий шляхты; ухудшение экономического и правового положений городского населения; резкое обострение противоречий в духовенстве и другие.


Реформы Петра I

Военная реформа

В этот период происходит коренная реорганизация вооруженных сил. В России создается мощная регулярная армия и в связи с этим ликвидируется поместное дворянское ополчение и стрелецкое войско. Основу армии стали составлять регулярные пехотные и кавалерийские полки с единообразным штатом, обмундированием, вооружением, осуществлявшие боевую подготовку в соответствии с общеармейскими уставами. Главными из них были Воинский 1716г. и Морской уставы 1720г., в разработке которых участвовал Петр I. Развитие металлургии способствовало значительному росту производства артиллерийских орудий, устаревшая разнокалиберная артиллерия заменялась орудиями новых образцов.

В армии было впервые произведено соединение холодного и огнестрельного оружия — к ружью был примкнут штык, что значительно усилило огневую и ударную мощь войска.

В начале XVIII века впервые в истории России на Дону и на Балтике был создан военно-морской флот, что по значению не уступало созданию регулярной армии. Строительство флота осуществлялось невиданно быстрыми темпами на уровне лучших образцов военного кораблестроения того времени. Создание регулярных армии и флота потребовало новых принципов их комплектования. В основу была положена рекрутская система, обладавшая несомненными преимуществами, перед другими имевшими в то время формами комплектования. Дворянство освобождалось от рекрутской повинности, но для нее обязательна была военная или гражданская служба.

 

Церковная реформа

 

Важную роль в утверждении абсолютизма играла церковная реформа. В 1700г. умер патриарх Адриан, и Петр I запретил избирать ему преемника. Управление церковью поручалось одному из митрополитов, выполнявшему функции "местоблюстителя патриаршего престола". В 1721 г. патриаршество было ликвидировано, для управления церковью был создан "Святейший правительствующий Синод", или Духовная коллегия, также подчинявшаяся Сенату. Церковная реформа означала ликвидацию самостоятельной политической роли церкви. Она превращалась в составную часть чиновничье-бюрократического аппарата абсолютистского государства. Параллельно с этим государство усилило контроль за доходами церкви и систематически изымалась значительная их часть на нужды казны. Эти действия Петра I вызывали недовольство церковной иерархии и черного духовенства и явились одной из главных причин их участия во всякого рода реакционных заговорах. Петр осуществил церковную реформу, выразившуюся в создании коллегиального (синодального) управления русской церковью. Уничтожение патриаршества отражало стремление Петра ликвидировать немыслимую при самодержавии петровского времени "княжескую" систему церковной власти. Объявив себя фактически главой церкви, Петр уничтожил ее автономию. Более того, он широко использовал институты церкви для проведения полицейской политики. Подданные, под страхом крупных штрафов, были обязаны посещать церковь и каяться на исповеди священнику в своих грехах. Священник, также согласно закону, был обязан доносить властям обо всем противозаконном, ставшим известным на исповеди. Превращение церкви в бюрократическую контору, стоящую на охране интересов самодержавия, обслуживающую его запросы, означало уничтожение для народа духовной альтернативы режиму и идеям, идущим от государства. Церковь стала послушным орудием власти и тем самым во многом потеряла уважение народа, впоследствии так равнодушно смотревшего и на ее гибель под обломками самодержавия, и на разрушение ее храмов.

 

Заключение

 

Находясь в составе Речи Посполитой с 1569 г., государство и право Беларуси претерпело определенные изменения. Они происходили не только под воздействием дальнейшего развития производительных сил и производственных отношений, но и под воздействием других, как внутренних, так и внешних событий, причин, главной из которых был углубляющийся с середины ХVII в. политический кризис Речи Посполитой.

Возникшая в результате Люблинской унии многонациональная Речь Посполитая, составляла целое только вовне, тогда как внутри всегда существовало разделение на Корону (Польшу) и Великое княжество Литовское, которое сохранило свои центральные учреждения, собственную казну, армию и свое право - Статут 1588 г.

Постоянные войны, антифеодальные восстания, междоусобная борьба соперничавших магнатских группировок расшатывали государственно-правовые устои Речи Посполитой, углубляя экономический и политический кризисы. К тому же избрание на польский престол в 1697г. саксонского короля Августа II из династии Веттинов привело к созданию в 1697г. личной унии между Речью Посполитой и Саксонией, сохранявшейся до 1763г. Поведение саксонских королей и их политика в Короне и Великом княжестве Литовского приобретали нередко черты оккупации, что вызывало недовольство у всех слоев населения Речи Посполитой. Во времена правления саксонских королей усилилась религиозная нетерпимость, что также не содействовало социальному миру в Речи Посполитой, углубило общий кризис Речи Посполитой и в итоге привело эту страну к трем разделам ее территории.

Конец XVII – первая половина XVIII веков – время, которое является важной гранью в истории феодальной России. В этот период были проведены различные преобразования, которые оставили глубокий след, прежде всего тем, что они охватывали самые разнообразные сферы жизни страны: экономику и науку, быт и внешнюю политику, государственный строй и положение трудовых масс, церковные дела и искусство. Осуществление преобразований связано с деятельностью Петра I. Он провел ряд реформ, которые коснулись буквально всех сторон жизни русского государства и русского народа.

Главным итогом реформ Петра I было утверждение абсолютизма в России. Реформа государственного аппарата в первой четверти XVIII века завершила начавшийся еще в XVII веке процесс становления абсолютизма – неограниченной власти царя, опирающейся на дворянство и растущий класс торговой и мануфактурной буржуазии, при полном бесправии народа. Усиление государственного аппарата в центре и на местах было обусловлено мощными антифеодальными движениями второй половины XVII – начала XVIII в., задачами укрепления обороноспособности, преодоления экономической и культурной отсталости страны.

При Петре I Россия совершила значительный шаг в развитии, но полностью преодолеть отсталость не смогла. В то время как в развитых европейских странах (Англия, Нидерланды) развивались буржуазные отношения, в России все еще сохранялось крепостное право.


Источники

 

Конституция Речи Посполитой 3 мая 1791 г

Хрестоматия по истории южных и западных славян. – Мн., 1987. Т. 1;

Хрестоматия по истории СССР с древнейших времен до конца XVIII века. М.: «Просвещение» 1989г.

Хрестоматия по истории государства и права СССР. М., 1990г

Гісторыя дзяржавы і права Беларусі у дакументах і матэрыялах / А.Ф. Вішнеўскі, Я.А. Юхо – Мн., 1998

 

Литература

 

Козаченко А.И. История СССР. С древнейших времен до 1861 года. М.: «Просвещение», 1983г.

Антонов В.Ф. Книга для чтения по истории СССР с древнейших времен до конца XVIII века. М.: «Просвещение», 1984г.

Буганов В.И. Петр Великий и его время. М.: «Наука» 1989г.

Богданов А.П. Россия при царевне Софье и Петре I: записки русских людей. М.: «Современник» 1990г.

Солоневич И.Л. Народная монархия. М.: «Феникс», 1991г.

Юхо Я.А. Кароткі нарыс гісторы дзяржавы і права Беларусі. Мн., 1992;

Саверчанка I, Санько З. 100 пытанняў і адказаў з гісторыі Беларусі. Мн.: “Навука і тэхніка”, 1994;

Гісторыя Беларусі / Пад рэд. А.Г. Каханоўскага і інш. – Мн.: “Экаперспектыва”, 1997;

Исаев И.А. История государства и права России. М.: «Юрист», 1999г.

Казанский П. Е. Власть Всероссийского Императора. М., 1999г.

Кузнецов И.Н. Шелкопляс В.А. История государства и права Беларуси – Мн.: “Дикта”, 1999;

Вішнеускі А.Ф. Гісторыя дзяржавы і права Беларусі – Мн., 2000;

Новік Я.К, Марцуля Г.С. Гісторыя Беларусі ад старажытных часоў – па люты 1917 г. – Мн., 2000;

Юхо Я.А. Гiсторыя дзяржавы i права Беларусi – Мн.: РІВШ БДУ, 2000;

Аргучинцев Г.К. История государства и права Республики Беларусь. Учебно-методический комплекс для студентов специальности "Правоведение" Мн.: “ФУСТ” БГУ, 2002;

Аргучинцев Г.К, Вішнеўскі А.Ф., Вішнеўская І.У. История государства и права Республики Беларусь. Учебно-методический комплекс для студентов специальности "Правоведение" - Мн.: БГУ, 2002;

Ковкель И.И., Ярмусик Э.С. История Беларуси. С древнейших времен до нашнго времени – Мн.: “Аверсэв”, 2002.


[1] Хрестоматия по истории государства и права СССР. М., 1990 г. с. 289

[2] Новик Я.К., Марцуля Г.С. Гісторыя Беларусі ад старажытных часоў – па люты 1917 г. – Мн., 2000. - С. 170.

[3] Юхо Я.А. Кароткі нарыс гісторы дзяржавы і права Беларусі - Мн., 1992. – С. 134.

[4] Юхо Я.А Гiсторыя дзяржавы i права Беларусi – Мн.: РІВШ БДУ, 2000. - С. 279.

[5] Исаев И.А. «История государства и права» М., 1999 г. стр. 122

[6] Кузнецов И.Н., Шелкопляс В.А История государства и права Беларуси –  Мн.: “Дикта”, 1999. – С. 99.

[7] Юхо Я.А. Гiсторыя дзяржавы i права Беларусi – Мн.: РІВШ БДУ, 2000. - С. 279.

[8] Кузнецов И.Н., Шелкопляс В.А История государства и права Беларуси –  Мн.: “Дикта”, 1999.. – С. 99.

[9] Гісторыя Беларусі / Пад рэд. А.Г. Каханоўскага і інш. – Мн.: “Экаперспектыва”, 1997. – С. 92.

[10] Хрестоматия по истории южных и западных славян. – Мн., 1987. Т. 1. С. 229 –230.

[11]Аргучинцев Г.К. История государства и права Республики Беларусь. Учебно-методический комплекс для студентов специальности "Правоведение" Мн.: “ФУСТ” БГУ, 2002. – С. 53.

[12] Кузнецов И.Н., Шелкопляс В.А История государства и права Беларуси –  Мн.: “Дикта”, 1999. – С. 101.

[13] Кузнецов И.Н., Шелкопляс В.А История государства и права Беларуси –  Мн.: “Дикта”, 1999. – С. 100.

[14] Там же – С. 101.

[15] Там же – С. 99.

[16] Аргучинцев Г.К. История государства и права Республики Беларусь. Учебно-методический комплекс для студентов специальности "Правоведение" Мн.: “ФУСТ” БГУ, 2002. С. 54.

[17] Кузнецов И.Н., Шелкопляс В.А История государства и права Беларуси –  Мн.: “Дикта”, 1999.– С. 100.

[18] Аргучинцев Г.К. История государства и права Республики Беларусь. Учебно-методический комплекс для студентов специальности "Правоведение" Мн.: “ФУСТ” БГУ, 2002. С. 54.

[19] Новик Я.К., Марцуля Г.С. Гісторыя Беларусі ад старажытных часоў – па люты 1917 г. – Мн., 2000- С. 177.

[20] Вішнеускі А.Ф. Гісторыя дзяржавы і права Беларусі – Мн., 2000.– С. 123.

[21] Кузнецов И.Н., Шелкопляс В.А История государства и права Беларуси –  Мн.: “Дикта”, 1999.– С. 103.

[22] Юхо Я.А. Гiсторыя дзяржавы i права Беларусi – Мн.: РІВШ БДУ, 2000. – С. 281

[23] Аргучинцев Г.К. История государства и права Республики Беларусь. Учебно-методический комплекс для студентов специальности "Правоведение" Мн.: “ФУСТ” БГУ, 2002. – С. 56.

[24] Юхо Я.А. Гiсторыя дзяржавы i права Беларусi – Мн.: РІВШ БДУ, 2000. – С. 281

[25] Кузнецов И.Н., Шелкопляс В.А История государства и права Беларуси –  Мн.: “Дикта”, 1999.– С. 103.

[26] Аргучинцев Г.К. История государства и права Республики Беларусь. Учебно-методический комплекс для студентов специальности "Правоведение" Мн.: “ФУСТ” БГУ, 2002. – С. 57.

[27] Кузнецов И.Н., Шелкопляс В.А История государства и права Беларуси –  Мн.: “Дикта”, 1999.– С. 104.

[28] Юхо Я.А. Гiсторыя дзяржавы i права Беларусi – Мн.: РІВШ БДУ, 2000. – С. 288-297.

[29] Вішнеускі А.Ф. Гісторыя дзяржавы і права Беларусі – Мн.: 2000.– С. 123-130.

[30] Аргучинцев Г.К. История государства и права Республики Беларусь. Учебно-методический комплекс для студентов специальности "Правоведение" Мн.: “ФУСТ” БГУ, 2002. – С. 59.

[31] Юхо Я.А. Гiсторыя дзяржавы i права Беларусi – Мн.: РІВШ БДУ, 2000. – С. 288-297.

[32] Конституция Речи Посполитой 3 мая 1791 г

[33] Юхо Я.А. Гiсторыя дзяржавы i права Беларусi – Мн.: РІВШ БДУ, 2000. – С. 288-297.

[34] Конституция Речи Посполитой 3 мая 1791 г

[35] Юхо Я.А. Гiсторыя дзяржавы i права Беларусi – Мн.: РІВШ БДУ, 2000. – С. 288-297.

[36] Юхо Я.А. Гiсторыя дзяржавы i права Беларусi – Мн.: РІВШ БДУ, 2000. – С. 288-297.

[37] Конституция Речи Посполитой 3 мая 1791 г

[38] Юхо Я.А. Гiсторыя дзяржавы i права Беларусi – Мн.: РІВШ БДУ, 2000. – С. 288-297.

[39] Антонов В.Ф. «Книга для чтения по истории СССР с древнейших времен до конца XVIII века». М., 1984 г. с. 113

[40] Там же с. 109

[41] Там же.

[42] Хрестоматия по истории СССР с древнейших времен до конца XVIII века. М., 1989 г. с.219

[43] Хрестоматия по истории СССР с древнейших времен до конца XVIII века. М., 1989 г. с.223

[44] Ингерманландия – шведское название старинной русской Ижорской земли (по течению реки Невы).

[45] Хрестоматия по истории СССР с древнейших времен до конца XVIII века. М., 1989 г. с.228

[46] История СССР. С древнейших времен до 1861 года. М., 1983 г. с.316

[47] Хрестоматия по истории СССР с древнейших времен до конца XVIII века. М., 1989 г. с.230

[48] История СССР. С древнейших времен до 1861 года. М., 1983 г. с. 317

[49] Там же.

[50] История СССР. С древнейших времен до 1861 года. М., 1983 г. с. 318

[51] Там же.

[52] История СССР. С древнейших времен до 1861 года. М., 1983 г. с. 319

[53] Хрестоматия по истории государства и права СССР. М., 1990 г. с. 289

 

Общественный и государственный строй Речи Посполитой и России в XVII – XVIII в.в.

 

 

Выполнил: студент группы

Научный руководитель:

кандидат исторических наук,

 

 

МИНСК 2006


Содержание

Введение.......................................................................................................... 3

Глава 1. Общественный и государственный строй Речи Посполитой.......... 8

1.1 Общественный строй Речи Посполитой................................................... 8

1.1.1 Шляхта.................................................................................................... 9

1.1.2 Духовенство.......................................................................................... 11

1.1.3 Крестьянство........................................................................................ 12

1.1.4 Городское население............................................................................ 13

1.2. Государственный строй Речи Посполитой........................................... 14

1.3 Государственный строй Речи Посполитой по Конституции 3 мая 1791г. 19

Глава 2. Общественный и государственный строй Российской Империи.. 25

2.1. Причины образования абсолютной монархии в России...................... 25

2.2 Реформы Петра I..................................................................................... 28

 


Введение

 

В своей работе автор хочет дать характеристику двух монархий – Речи Посполитой и России времен Петра I.

История Беларуси в составе Речи Посполитой – один из наиболее интересных периодов истории нашей Родины. Историческая судьба белорусского народа в то время была тесно связана с историей народов Польши, Литвы, Украины, России.

Находясь в составе Речи Посполитой с 1659 года, государство и право Беларуси претерпело определенные изменения. Они происходили не только под воздействием дальнейшего развития производительных отношений, но и под воздействием других, как внутренних, так и внешних событий, причин, главной из которых был углубляющийся с середины XVII века политический кризис Речи Посполитой.

К концу XVII века в России начинает складываться абсолютная монархия. Ее идея появляется во второй половине XVII века и тесно переплетается с проектами экономических преобразований страны. Окончательно абсолютная монархия оформляется в первой четверти XVIII века при Петре I. Законодательно это было закреплено в толковании к артикулу 20 Воинского Устава (1715г.) «…его величество есть самовластный Монарх никому на свете о своих делах ответу дать не должен: но силу власть имеет свои Государства и земли, яко Христианский Государь по своей воле и благомнению управлять».[1]

Каждый народ мира стремится создать свою культуру, свою государственность и, наконец, свою империю. В 1721 году Сенат и Духовный Синод преподнесли Петру титул Императора Всероссийского. Россия становится Империей. И тут надо сказать, что значение этого события очень велико. XVIII столетие в истории России стало поистине судьбоносным. Оно явилось временем коренных перемен вызванных петровскими реформами. Своими преобразованиями Петр I круто повернул Россию на Запад. Этот поворот и его последствия для развития России и русской культуры стали предметом острого спора ученых и мыслителей, который с особой силой разгорелся в XIX веке и продолжается по сей день.

Тщательное изучение Речи Посполитой и абсолютной монархии в России имеет не только научное, но и практическое значение. Оба государства являлись монархиями, но имели множество различий. Сравнение их общественного и государственного строя, по мнению автора, важно для изучения истории государства и права нашей Родины.

Автор не претендует на полное изложение проблемы, а лишь ставит перед собой задачи показать общественный и государственный строй Речи Посполитой; показать, что есть абсолютизм вообще; причины образования абсолютной монархии в России; предпосылки реформ Петра I; реформы Петра I и укрепление абсолютизма.

Для осуществления этих задач автор использовал такую литературу как «Гiсторыя Беларусi ад старажытных часоў – па люты 1917 г.» - Новiк Я.К., Марцуля Г.С.; «Гiсторыя дзяржавы i права Беларусi» - Вiшнеускi А.Ф.; «Гiсторыя дзяржавы i права Беларусi ў дакументах i матэрыялах» - Вiшнеускi А.Ф.; «История государства и права Беларуси» - Кузнецов И.Н., Шелкопляс В.А.; «Гiсторыя дзяржавы i права Беларусi» - Юхо Я.А.; «История СССР с древнейших времен до 1861 года»; «История государства и права России» -Исаев И.А.; «Хрестоматия истории государства и права СССР»; «Народная монархия» - Солоневич И.Л. и многую другую.

В книге Вишневского А.Ф., например, в хронологической последовательности освещаются основные этапы возникновения и развития государственно-правовых институтов, анализируются нормативно-правовые акты. Хронологический материал, изложенный в книге Кузнецова И.Н. и Шелкопляс охватывает период с IX века до 1998 года. В тезисах и структурно – логических схемах раскрываются в исторической последовательности государственно-правовые факты и явления. В книге Юхо Я.А. освещаются история возникновения и развития государства и права на территории Беларуси с первобытного времени. Анализируется государственный и общественный строй Беларуси времени ВКЛ и Речи Посполитой. Показывается значительное влияние белорусского права на правовую культуру соседних стран. Исаев И.А., например, в своей книге стремится осветить все аспекты государственного и правового развития России на всех этапах ее истории. Но, на взгляд автора, невозможно в одной книге рассказать многое обо всей Российской истории. Поэтому эта книга не содержит необходимого количества информации по данной теме. А вот книга Солоневича И.Л. «Народная монархия» полностью посвящена монархии в России. Правда позиция автора книги для многих является неожиданной, так как его анализ Российской истории резко отличается от прочно укоренившегося в нашем сознании стереотипа. Учебник «История СССР с древнейших времен до 1861 года» освещает основные проблемы истории России от первобытнообщинного и рабовладельческого строя до разложения и кризиса феодально-крепостнического строя и зарождения в его недрах буржуазно-крепостного уклада. Автор считает, вопросы, касающиеся абсолютной монархии в России, в этой книге изложены достаточно широко.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2020-03-26; просмотров: 154; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.117.153.38 (0.145 с.)