Нехватка подготовленных и опытных кадров, влияющая на передачу технологии 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Нехватка подготовленных и опытных кадров, влияющая на передачу технологии



Введение

На фоне задач, поставленных перед развернутыми в последнее десятилетие программами ЭСПРИТ, СПРИНТ, КОМЕТТ и ПЭЙС явно выделяется требование обеспечить эффективное использование всех ресурсов сектора высшего образования Европейского сообщества как непременное условие будущего технологического развития. Подобными программами Комиссия пытается влиять на взаимовыгодное развитие сотрудничества высшего образования и промышленности и облегчить его в частности в сфере знания и передачи технологии.

За это время большинство стран Сообщества уяснили определенную роль этих ресурсов в развитии новых возможностей этих стран, особенно при умелом использовании научных организаций и научных разработок. К сожалению, некоторые страны не придали должного значения тому, что успешная конкуренция на мировом рынке "находится в прямой зависимости от эффективности и темпов использования научных и технологических достижений".

Все лучше осознается, что даже не самые крупные и технически развитые из государств собираются создать инфраструктуры исследований, которые дадут им возможность независимо осуществлять программы в масштабе, позволяющем конкурировать с США и Японией за первенство на мировом рынке. Для оптимально выгодного использования ресурсов сектора высшего образования в первую очередь должны быть созданы прочные и долговременные межорганизационные, межнациональные исследовательские структуры, которые объединили бы экспертов всего Сообщества в целом. Такое объединение должно произойти одновременно с установлением необходимых связей с соответствующими секторами промышленности и коммерции, что будет способствовать технологическим нововведениям, соответствующим крупным технологическим изменениям, с которыми Сообщество столкнется к 2000 г. Такое объединение также призвано справиться с растущим внешним дефицитом Сообщества на рынке новейших технологий.

Одной из основных причин отставания Сообщества на мировом технологическом рынке, является не отсутствие высококвалифицированных специалистов и фондов, позволяющих использовать результаты фундаментальных и прикладных исследований, а неспособность выгодно пользоваться этими результатами в коммерческих целях.

Поэтому в настоящей статье рассматриваются обстоятельства, которые в настоящее время мешают сектору высшего образования Сообщества занять подобающее ему место в новейшей инфраструктуре. Очевидно, что препятствия варьируются от академического учреждения к учреждению, от учебных заведений к индустриальным, от страны к стране; как бы то ни было, в исследовании, посвященном взаимодействию высшего образования и промышленности в странах Сообщества (Кит Селлар и др., 1987) было отмечено следующее. Препятствия классифицировались следующим образом: основные (общие для всех стран препятствия); организационные (основные препятствия, выявленные в секторе высшего образования); промышленные (препятствия, связанные со сферой промышленности) и государственные (препятствия, которых можно избежать или которые можно устранить при помощи государств-членов).

Основные препятствия

Установочный/поведенческий разрыв между сектором высшего образования и промышленностью

Оказалось, что существует очень мало исследований взаимодействия высшего образования и промышленности в европейском масштабе. Тем не менее, в одном из первых исследований, проведением в 1972 г., содержится глава под названием "психологические установки", в которой четко указано на различие психологических установок двух секторов — источник "единственного самого серьезного препятствия" на пути взаимовыгодного сотрудничества (EIRMA 1972).

С тех пор как прозвучали эти слова, непрерывно предпринимались усиленные попытки интенсифицировать это взаимодействие, которое могло бы привести к появлению и использованию новых технологий. Вследствие бюджетных ограничений многим учебным заведениям пришлось искать новые контакты с промышленностью, чтобы "навести порядок в бухгалтерских книгах". Мелкие и средние предприятия ввиду роста стоимости исследований и темпа технологических перемен по-новсму ощутили необходимость активного использования промышленностью возможностей научных исследований и разработок. К сожалению, поскольку изначальные мотивы обоих секторов не были основаны на искреннем стремлении к реальной выгоде, которую могло бы принести обеим сторонам подобное сотрудничество, в некоторых случаях традиционные установки упрочились. Поэтому у высшего образования и промышленности все еще отсутствует взаимопонимание; это относится как к странам, так и к секторам.

Для того чтобы преодолеть это основное препятствие, необходимо систематически изучить традиционные приоритеты каждого сектора и выработать рекомендации по их согласованию, однако, до сих пор не заметно, чтобы в рамках Сообщества предпринимались попытки идентифицировать и проанализировать общие факторы и выработать принципы, на основе которых можно проанализировать национальные варианты.

Отсутствие эмпирических исследований основных факторов, которые обеспечивают взаимовыгодную передачу научной технологии

Хотя в некоторых странах и существуют политика и инфраструктуры, Способствующие передаче научных технологий, эти страны, по-видимому, должным образом не заботятся о практическом применении технологий. Существуют ли стимулы, мотивирующие научные исследования, находящие промышленное применение? Какие факторы могут обеспечить своевременную идентификацию идеи, ее дальнейшее превращение в изобретение и ее последующее появление на рынке в качестве новинки? Существуют ли должным образом подготовленные и опытные кадры, которые могут обеспечить плодотворное превращение идеи в новинку? Существует ли средства, обеспечивающие попадание на рынок способной принести прибыль новинки, даже несмотря на нежелание промышленности? Слишком многое предоставлено воле случая и обстоятельств, и слишком мало заботы об эффективном осуществлении государственных задач.

Для того, чтобы добиться оптимальной передачи технологии необходимо изучить как на уровне Сообщества, так и на национальном уровне указанные жизненно важные факторы, а также, к примеру, идентифицировать подходящие для передачи технологии структуры.

Институционные препятствия

Решающим фактором в развитии выгодной передачи научной технологии является создание в учебных заведениях благоприятных условий. Без полного признания и поддержки соответствующих сотрудников совместные проекты никогда не будут эффективными. В подобной обстановке нижеперечисленные факторы могут сами по себе или в совокупности препятствовать передаче технологии.

Выводы

В настоящее время всеми странами Европейского сообщества осознается настоятельная потребность в использовании возможностей сектора высшего образования, однако для технологического развития требуется установить прочные и долговременные связи с промышленностью, а также устранить на этом пути возможные препятствия.

Законодательное воплощение государственной политики само по себе не приведет к необходимому результату, поскольку ясно, что упомянутые связи не возникают автоматически, в частности ввиду постоянно возникающих на пути к сотрудничеству препятствий установочного характера и иных основных препятствий. Чтобы такое сотрудничество было эффективным, необходимо изучить, глубоко понять и принять потребность в установлении упомянутых связей и задачи взаимодействия; следует определить подходящие структуры для развития взаимодействия и ввести такие структуры. Для этого требуется наличие определенного профессионализма и опыта персонала и администрации, и сотрудники должны иметь возможность эффективно распространять научную технологию либо с помощью промышленного партнера, либо, если это необходимо, непосредственно поставляя ее на рынок.

Для устранения препятствий к установлению связи науки и технологии в рамках Сообщества потребуются фундаментальные культурные и организационные изменения как в секторе высшего образования, так и в индустриальном секторе. Эти изменения потребуют значительных усилий, однако, если они не будут осуществляться уже сейчас, Сообщество может никогда не занять подобающее ему место в будущем экономическом развитии.

Список литературы

Для подготовки данной работы были использованы материалы с сайта http://www.chuvsu.ru

Введение

На фоне задач, поставленных перед развернутыми в последнее десятилетие программами ЭСПРИТ, СПРИНТ, КОМЕТТ и ПЭЙС явно выделяется требование обеспечить эффективное использование всех ресурсов сектора высшего образования Европейского сообщества как непременное условие будущего технологического развития. Подобными программами Комиссия пытается влиять на взаимовыгодное развитие сотрудничества высшего образования и промышленности и облегчить его в частности в сфере знания и передачи технологии.

За это время большинство стран Сообщества уяснили определенную роль этих ресурсов в развитии новых возможностей этих стран, особенно при умелом использовании научных организаций и научных разработок. К сожалению, некоторые страны не придали должного значения тому, что успешная конкуренция на мировом рынке "находится в прямой зависимости от эффективности и темпов использования научных и технологических достижений".

Все лучше осознается, что даже не самые крупные и технически развитые из государств собираются создать инфраструктуры исследований, которые дадут им возможность независимо осуществлять программы в масштабе, позволяющем конкурировать с США и Японией за первенство на мировом рынке. Для оптимально выгодного использования ресурсов сектора высшего образования в первую очередь должны быть созданы прочные и долговременные межорганизационные, межнациональные исследовательские структуры, которые объединили бы экспертов всего Сообщества в целом. Такое объединение должно произойти одновременно с установлением необходимых связей с соответствующими секторами промышленности и коммерции, что будет способствовать технологическим нововведениям, соответствующим крупным технологическим изменениям, с которыми Сообщество столкнется к 2000 г. Такое объединение также призвано справиться с растущим внешним дефицитом Сообщества на рынке новейших технологий.

Одной из основных причин отставания Сообщества на мировом технологическом рынке, является не отсутствие высококвалифицированных специалистов и фондов, позволяющих использовать результаты фундаментальных и прикладных исследований, а неспособность выгодно пользоваться этими результатами в коммерческих целях.

Поэтому в настоящей статье рассматриваются обстоятельства, которые в настоящее время мешают сектору высшего образования Сообщества занять подобающее ему место в новейшей инфраструктуре. Очевидно, что препятствия варьируются от академического учреждения к учреждению, от учебных заведений к индустриальным, от страны к стране; как бы то ни было, в исследовании, посвященном взаимодействию высшего образования и промышленности в странах Сообщества (Кит Селлар и др., 1987) было отмечено следующее. Препятствия классифицировались следующим образом: основные (общие для всех стран препятствия); организационные (основные препятствия, выявленные в секторе высшего образования); промышленные (препятствия, связанные со сферой промышленности) и государственные (препятствия, которых можно избежать или которые можно устранить при помощи государств-членов).

Основные препятствия

Установочный/поведенческий разрыв между сектором высшего образования и промышленностью

Оказалось, что существует очень мало исследований взаимодействия высшего образования и промышленности в европейском масштабе. Тем не менее, в одном из первых исследований, проведением в 1972 г., содержится глава под названием "психологические установки", в которой четко указано на различие психологических установок двух секторов — источник "единственного самого серьезного препятствия" на пути взаимовыгодного сотрудничества (EIRMA 1972).

С тех пор как прозвучали эти слова, непрерывно предпринимались усиленные попытки интенсифицировать это взаимодействие, которое могло бы привести к появлению и использованию новых технологий. Вследствие бюджетных ограничений многим учебным заведениям пришлось искать новые контакты с промышленностью, чтобы "навести порядок в бухгалтерских книгах". Мелкие и средние предприятия ввиду роста стоимости исследований и темпа технологических перемен по-новсму ощутили необходимость активного использования промышленностью возможностей научных исследований и разработок. К сожалению, поскольку изначальные мотивы обоих секторов не были основаны на искреннем стремлении к реальной выгоде, которую могло бы принести обеим сторонам подобное сотрудничество, в некоторых случаях традиционные установки упрочились. Поэтому у высшего образования и промышленности все еще отсутствует взаимопонимание; это относится как к странам, так и к секторам.

Для того чтобы преодолеть это основное препятствие, необходимо систематически изучить традиционные приоритеты каждого сектора и выработать рекомендации по их согласованию, однако, до сих пор не заметно, чтобы в рамках Сообщества предпринимались попытки идентифицировать и проанализировать общие факторы и выработать принципы, на основе которых можно проанализировать национальные варианты.

Отсутствие эмпирических исследований основных факторов, которые обеспечивают взаимовыгодную передачу научной технологии

Хотя в некоторых странах и существуют политика и инфраструктуры, Способствующие передаче научных технологий, эти страны, по-видимому, должным образом не заботятся о практическом применении технологий. Существуют ли стимулы, мотивирующие научные исследования, находящие промышленное применение? Какие факторы могут обеспечить своевременную идентификацию идеи, ее дальнейшее превращение в изобретение и ее последующее появление на рынке в качестве новинки? Существуют ли должным образом подготовленные и опытные кадры, которые могут обеспечить плодотворное превращение идеи в новинку? Существует ли средства, обеспечивающие попадание на рынок способной принести прибыль новинки, даже несмотря на нежелание промышленности? Слишком многое предоставлено воле случая и обстоятельств, и слишком мало заботы об эффективном осуществлении государственных задач.

Для того, чтобы добиться оптимальной передачи технологии необходимо изучить как на уровне Сообщества, так и на национальном уровне указанные жизненно важные факторы, а также, к примеру, идентифицировать подходящие для передачи технологии структуры.

Нехватка подготовленных и опытных кадров, влияющая на передачу технологии

Активные действия по развитию связей с промышленностью привели к увеличению числа различного типа организационных структур: от работающих неполный день бюро по связи с промышленностью до разного рода "парков", созданных для размещения компаний, занимающихся нововведениями. Это также привело к увеличению перечня обязанностей, которые должны выполнять соответствующие специалисты. Многие из этих обязанностей сами по себе являются новыми; уникальны и их комбинации.

Появление к началу текущего десятилетия во многих учебных заведениях бюро по связи с промышленностью воспринималось как неизбежное зло. Отдельные попытки членов бюро по связи внедрить в сотрудничество с предприятиями коммерческий подход открыто отвергались или отклонялись как в научной, так и в административной среде, где заботились о том, чтобы практика личного консультирования и ранее существовавшая политика управления не получили бы неблагоприятного освещения. Академическая среда, как это замечено многими авторами, такими как Ч. П. Сноу, известна своей реакцией на чужеродное вмешательство.

Соответствующие посты часто занимали второстепенные научные работники или вышедшие на пенсию или уволенные менеджеры, работавшие в промышленном секторе, которым недоставало необходимых для прибыльной передачи технологии специальных знаний и соответствующего опыта. Такое положение дел порождало у многих научных работников — специалистов в своих областях некоторый скептицизм в отношении помощи, которую предлагали такие «бюро» по связи с промышленностью. К сожалению, кое-где специалисты определенного уровня все еще сохраняют такое отношение. В сочетании с явным нежеланием некоторых учебных заведений отвести бюро по связи подобающее место в академической иерархии, такая установка привела к обесцениванию бюро и к падению их эффективности как внутри, так и вне институтов.

И хотя некоторые учебные заведения в настоящее время, возможно, установили реально необходимый им уровень квалификации специалистов, они испытывают огромные трудности, связанные с поиском и привлечением нужных кадров. Уровень заработной платы, категория и статус постов в бюро по связи с промышленностью, как правило, недостаточно привлекательны для тех, в ком может быть заинтересована промышленность. Эти проблемы признаны Комиссией, которая в настоящее время рассматривает предложения по подготовке необходимых кадров. Однако государства-члены должны также сыграть свою роль в устранении указанного препятствия, учредив постоянные должности по связям с промышленностью и обеспечив соответствующие уровень заработной платы, категорию и статус.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2020-03-26; просмотров: 36; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.145.108.9 (0.014 с.)