Методические указания к выполнению контрольной работы 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Методические указания к выполнению контрольной работы



КОЛЛЕДЖ БИЗНЕСА,

УПРАВЛЕНИЯ ИТЕХНОЛОИИ

КРАСОТЫ

Министерство образования  и молодежной политики Свердловской области Государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение Свердловской области «УРАЛЬСКИЙ КОЛЛЕДЖ БИЗНЕСА, УПРАВЛЕНИЯ И ТЕХНОЛОГИИ КРАСОТЫ»
      УТВЕРЖДАЮ: Директор   _______________/ Н.Б. Глебова/    «____» ____________ 2019г.                                                            

 

МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ И ВАРИАНТЫ КОНТРОЛЬНЫХ РАБОТ ПО ДИСЦИПЛИНе «БЕЗОПАСНОСТЬ ЖИЗНЕДЕЯТЕЛЬНОСТИ» (для выполнения контрольной работы студентами заочной формы обучения) Для всех специальностей                              Екатеринбург, 2019

Методические указания по учебной дисциплины «Безопасность жизнедеятельности» для специальности СПО заочного обучения / сост. Скворцов Ю.В., - Екатеринбург: ГБПОУ СО « Уральский колледж бизнеса, управления и технологии красоты», 2019г. -    стр.

 

Данные о составителе:

Скворцов Ю.В., преподаватель ГБПОУ СО «Уральский колледж бизнеса, управления и технологии красоты», кандидат военных наук, высшая квалификационная категория.

 

 

Рассмотрено на заседании предметно-цикловой комиссии

Протокол №1 от «28» августа 2019г.

Руководитель ПЦК ______________

 

Рекомендовано научно-методическим советом

Протокол № 1 от «29» августа 201г.

Председатель _______________ Н.А. Корзухина 

 

СОДЕРЖАНИЕ

 

Стр.


1. Общие положения................................................................................................................ 2

2. Методические указания к изучению дисциплины........................................................... 5

3. Методические указания по выполнению контрольной работы...................................... 6

4. Методические рекомендации по самостоятельной работ........………………………… 8

5. Контрольные теоретические вопросы и практические задания.................................... 12

6. Требования к оформлению контрольной работы............................................................ 20

7. Список литературы............................................................................................................ 23

Приложение №1: Тематическое содержание дисциплины для самостоятельного изучения ……………………………………………………..…………………………….. 26

Приложение №2: Краткий курс лекций по дисциплине ………………………. ….. 33

Приложение №3: Расчетные формулы и справочные данные для решения практических задач …………………………………………………………………………………………75

Приложение №4: Контрольные вопросы и тесы для самостоятельного изучения …. 85

Приложение №5: Контрольный тест для подготовки к зачету ……………………….. 95 

Приложение №6: Пример оформления титульного листа ……………………………… 82

Приложение №7: Пример оформления рецензии ……………………………………….. 83

 


Общие положения

Безопасность жизнедеятельности наука о комфортном и безопасном взаимодействии человека со средой обитания. Ее основная задача состоит в сохранении работоспособности и здоровья человека. Решение этой задачи достигается оптимальным выбором параметров состояния среды обитания; выявлением и идентификацией опасных, вредных и травмирующих факторов; принятием мер защиты от негативных факторов естественного и техногенного происхождения.

Учебная дисциплина «Безопасность жизнедеятельности» является обязательной общепрофессиональной дисциплиной, в которой рассматриваются вопросы современного состояния и тенденций изменения среды обитания, принципы обеспечения безопасного взаимодействия человека со средой обитания, вопросы охраны труда и защиты от поражающих факторов чрезвычайных ситуаций, а также специфические проблемы обеспечения безопасности в отрасли.

Цель дисциплины – изучение опасностей в процессе жизнедеятельности человека и способов защиты от них в любых средах и условиях обитания (нормальных и экстремальных).

Изучением дисциплины достигается формирование у специалистов представления о неразрывном единстве эффективной профессиональной деятельности с требованиями безопасности и защищенности человека. Реализация этих требований гарантирует сохранение здоровья и работоспособности человека, готовит его к действиям в экстремальных условиях.

Основная задача дисциплины – вооружить будущих специалистов теоретическими знаниями и практическими навыками, необходимыми для:

- создания оптимального или нормативного состояния среды обитания в зонах трудовой деятельности и отдыха человека;

- идентификации негативных воздействий среды обитания естественного и техногенного происхождения;

- разработки и реализации эффективных мер защиты человека и среды обитания от негативных воздействий;

- социально-экономической оценки ущерба здоровью человека и среде обитания в результате техногенного воздействия;

- определения затрат при стратегическом и оперативном планировании, повышения уровня безопасности;

- обеспечения устойчивости функционирования объектов и технических систем в штатных и чрезвычайных ситуациях;

- прогнозирования развития и оценки последствий чрезвычайных ситуаций, а также принятия мер по ликвидации их последствий;

- принятия решений по защите производственного персонала и населения от возможных последствий аварий, катастроф, стихийных бедствий и применения современных средств поражения.

Дисциплина «Безопасность жизнедеятельности» обладает не только прикладной инженерной направленностью, но и способствует повышению гуманитарной составляющей подготовки специалиста. Она базируется на знаниях, полученных студентами при изучении естественнонаучных дисциплин «Теоретические основы прогрессивных технологий», «Концепции современного естествознания», «Экология», ряда экономических и гуманитарных дисциплин.

Для успешного усвоения данной дисциплины студенты должны владеть необходимыми знаниями по физике, математике, информатике, экологии, праву, экономике и организации производства, управлению и др.

В результате изучения дисциплины «Безопасность жизнедеятельности» студент должен знать:

- теоретические основы обеспечения безопасности системе «человек – среда обитания»;

- правовые, нормативно-технические и организационные основы безопасности жизнедеятельности;

- экономические методы управления безопасностью человека и среды обитания;

- основы физиологии труда и методы обеспечения комфортных условий деятельности человека;

- анатомо-физиологические последствия воздействия на человека травмирующих и вредных факторов производственной среды, поражающих факторов чрезвычайных ситуаций;

- методы и средства повышения безопасности и экологичности технических систем и технологических процессов;

- основные направления и способы повышения устойчивости функционирования объектов экономики в чрезвычайных ситуациях;

- основы организации и управления действиями производственного персонала в чрезвычайных ситуациях, ведения спасательных и других неотложных работ в очагах поражения;

Студент должен уметь:

- оценивать параметры негативных факторов и степень их воздействия в соответствии с нормативными требованиями;

- разрабатывать мероприятия по повышению безопасности и экологичности производственной деятельности с учетом их экономической эффективности;

- планировать и осуществлять мероприятия по повышению устойчивости производственных систем и объектов;

- эффективно использовать средства коллективной и индивидуальной защиты от негативных воздействий;

- управлять действиями подчиненного персонала при чрезвычайных ситуациях.

Студент должен иметь навыки:

- измерения параметров негативных факторов производственной среды;

- использования средств индивидуальной и коллективной защиты в штатных и экстремальных условиях деятельности;

- работы с приборами радиационной и химической разведки в чрезвычайных ситуациях;

- оказания первой доврачебной помощи пострадавшим при травмах.

Промежуточной формой контроля является дифференцированный зачет.

2. Методические указания к изучению дисциплины

Дисциплина «Безопасность жизнедеятельности» построена в соответствии с логическим принципом «от общего к частному». Это обстоятельство отражено в структуре курса лекций по дисциплине (Приложение 2), в котором выделены основные темы дисциплины для изучения. В лекциях излагаются общетеоретические основы обеспечения безопасности в любых условиях деятельности, посвящены возможностям применения этой теории в условиях повседневной деятельности и в условиях чрезвычайных ситуаций, соответственно. Более подробное содержание разделов и тем дисциплины для самостоятельного изучения и конспектирования приведено в приложении 1 «Тематическое содержание дисциплины».

В соответствии с упомянутым выше принципом изучение дисциплины следует начать с уяснения смысла основных понятий дисциплины и взаимосвязи между ними. Необходимо обратить внимание на особенности количественного описания опасностей, способы получения их количественных оценок, принципы и методы обеспечения безопасности, возможности и алгоритм управления безопасностью.

Следующий этап изучения дисциплины – рассмотрение конкретных опасностей, объединенных в шесть основных групп: антропогенные, социальные, природные, биологические, техногенные и экологические. Изучение каждой опасности целесообразно проводить по схеме: сущность опасности – возможные последствия её воздействия – количественные характеристики опасности – допустимые уровни ее воздействия – способы и средства защиты.

Заключительный этап – изучение особенностей обеспечения безопасности в чрезвычайных ситуациях. Логика рассмотрения отдельных видов чрезвычайных ситуаций аналогична логике изучения отдельных опасностей. При этом особое внимание следует обратить на возможные пути предотвращения чрезвычайных ситуаций и мероприятия по минимизации ущерба от них, на действия подразделений ГО.

При изучении дисциплины необходимо активно пользоваться учебниками, нормативно-правовыми документами и методическими материалами, представленными в списке литературы, а также руководствоваться рекомендациями и указаниями, полученными во время аудиторных занятий.

 

Подготовка доклада

       Доклад представляет собой короткое сообщение на заданную тему. Доклад может иметь как устное, так и письменное выражение. В любом случае защита доклада, производится устно.

       Письменная форма реализации доклада не обязательна. Доклад можно выполнить в разговорном, канцелярском стиле и т.п.

Доклад – это научное сообщение на заданную тему и определенной аргументацией.

В случае письменной формы доклада его объем устанавливается в количестве 5-8 страниц.

Доклад содержит введение, содержательную часть, заключение. Требования к содержанию – те же, что и при выполнении контрольной работы.

       Доклад:

1) опирается на широкое обобщение, на представительную сумму достоверных, подкрепленных документально и неоднократно проверенных фактов;

2) представляет новые, ранее неизвестные явления природы, общества, факты;

3) использует строгие однозначные термины;

4) не имеет предвзятого отношения к изучаемому предмету, бесстрастное и не навязывающее необоснованных оценок.

       В ходе доклада нужно продемонстрировать владение темой, по которой дается доклад. В докладе (при наличии научной проблемы) может быть сформулирован основной тезис – мысль, требующая обоснования.

       В качестве тезиса могут выступать:

а) новые неизвестные факты;

б) новые объяснения известных фактов;

в) новые оценки известных фактов.

       Чем сомнительнее исходный тезис, тем больше аргументов требуется для его обоснования (доказательства). В данному случае используются аргументы.

       Аргумент – это суждение, посредством которого обосновывается истинность тезиса. Аргументы, используемые в качестве доказательства, должны удовлетворять следующим требованиям:

а) аргументы должны быть истинными утверждениями;

б) истинность аргументов должна устанавливаться независимо от тезиса;

в) приводимые аргументы не должны противоречить друг другу;

г) аргументы, истинные только при определенных условиях, НЕЛЬЗЯ приводить в качестве аргументов истинных всегда, везде и всюду;

д) аргументы должны быть соразмерны тезисам.

      

       Устный доклад имеет свою специфику.

Поскольку доклад – это устное выступление, он отличается от письменных работ (рефератов). Для этого нужно соблюдать определенные правила:

1) необходимо четко соблюдать регламент:

а) тщательно отобрать факты и примеры, исключить из текста выступления все, не относящееся напрямую к теме;

б) исключить повторы;

в) весь иллюстративный материал (графики, диаграммы, таблицы, схемы) должен быть подготовлен заранее;

г) необходимо заранее проговорить вслух текст выступления, зафиксировав время и сделав поправку на волнение, которое неизбежно увеличивает время выступления перед аудиторией.

2) обеспечить удобство слухового восприятия:

а) соблюдать краткость, т.е. исключить из текста слова и словосочетания, не несущие смысловой нагрузки;

б) соблюдать точность, т.е. двоякое толкование тех или иных фраз;

в) отказаться от неоправданного использования иностранных слов и сложных грамматических конструкций.

3) обеспечить доступность:

а)слушателю должна быть понятна логика изложения

4) постоянно поддерживать контакт с аудиторией и ораторские приемы:

а) риторические вопросы;

б) паузы;

в) голосовые приемы (понижение или повышение голоса, ускорение или замедление речи, замедленное и отчетливое произнесение некоторых слов);
г) жестикуляция;

д) прямое требование внимания (пословицы, поговорки, анекдоты).

 

Подготовка презентаций

       Презентация – это зрительное сопровождение доклада или визуально-ориентированная исследовательская работа по заданной тематике.

Объем презентации составляет 10-15 слайдов. Презентация с элементами научного исследования может содержать большее количество слайдов (до 25).

       Правила оформления:

1-й слайд – Тематический (тема, ФИО студента, название учебного заведения, год выполнения);

2-й слайд – Цель и актуальность исследования (рассматриваемые вопросы);

3-й – 9-й слайд – Содержание исследования с заголовками и подзаголовками из плана;

10-й слайд (заключительный) – заключение.

       В презентации должен быть текстовый материал с раскрытием основных вопросов и графический материал (таблицы, диаграммы, рисунки). По возможности необходимо выполнить анимационные эффекты.

       В тесте необходимо выравнивание по ширине. Минимальный кегль (размер шрифта) – 14 пт.

       Не должно быть на одном слайде избытка средств представления информации (текст, графика). Количество текста на одном слайде должно быть оптимальным, чтобы зритель мог увидеть его. Комбинации цветов не должны быть избыточными.

Не рекомендуется сокращать слова, кроме общепринятых типа «и др.», «и т.д.».

В заголовках и надписях не рекоменду6ется делать переносы. Рисунки должны иметь подписи.

       Опыт подсказывает, что на одном графике оптимально располагать не более 4-х кривых, причем выделять их цветом, а не другими кодами (точками, крестиками, пунктиром и т.п.). Расцвечивание информации улучшает ее восприятие, кодирование цветом воспринимается лучше, чем формой.

При демонстрации таблиц следует помнить, что их перегрузка делает таблицы нечитабельными, внимание аудитории рассеивается, и материал плохо воспринимается.

      

Примерные критерии оценки презентации, выполненной на «отлично»

Отлично (5)

I. Дизайн и мультимедиа-эффекты, общее оформление

1. Цвет фона гармонирует с цветом текста, всё отлично читается

2. Использовано 3 цвета шрифта

3. Все страницы выдержаны в едином стиле

4. Гиперссылки выделены и имеют разное оформление до и после посещения кадра

5. Анимация присутствует только в тех местах, где она уместна и усиливает эффект восприятия текстовой части информации

6. Звуковой фон соответствует единой концепции и усиливает эффект восприятия текстовой части информации

7. Размер шрифта оптимальный

8. Все ссылки работают

II. Содержание и структура

1. Содержание раскрывает основные вопросы и содержит анализ

2. Иллюстрации (графические, музыкальные, видео) усиливают эффект восприятия текстовой части информации

3. Орфографические, пунктуационные, стилистические ошибки отсутствуют

4. Наборы числовых данных проиллюстрированы графиками и диаграммами, причем в наиболее адекватной форме

5. Информация является актуальной и современной

6. Ключевые слова в тексте выделены

В процессе оценивания учитывается:

Правильное оформление титульного листа,

Отмечены информационные ресурсы,

Логическая последовательность информации на слайдах

Единый стиль оформления

Использование на слайдах разного рода объектов

Использование анимационных объектов

Правильность изложения текста

Использование объектов, сделанных в других программах

Сформулированы цель, гипотезы

Понятны задачи и ход исследования

Достоверность полученных результатов обоснована

Сделаны выводы

Результаты и выводы соответствуют поставленной цели

5. Контрольные теоретические вопросы и практические задания

Уважаемый студент!

Для самостоятельного выполнения контрольной работы и сдачи зачета по дисциплине безопасность жизнедеятельности вам необходимо:

1. Ознакомится с тематическим содержанием дисциплины (Приложение №1)

  1. Прочитать текст лекций (Приложение №2), самостоятельно изучить их и законспектировать в тетради основные положения тем.
  2. Ответить на вопросы, выполнить тестовые задания и решить ситуационные задачи приведенные в конце текста лекций.
  3. Изучение дисциплины заканчивается выполнением контрольной работы по выбранным вопросам (табл. 1), ее оформлением согласно ГОСТ.
  4. Подготовкой доклада и презентации для защиты контрольной работы.
  5. Выслать выполненную контрольную работу за 15 дней до сессии для проверки.
  6. Сдать зачет в колледже.

 

5.1 Контрольные вопросы

1. Риск как количественная характеристика опасности. Виды риска. Примеры расчета риска.

2. Организационные принципы обеспечения БЖД; названия, сущность, примеры.

3. Показатели травматизма и оценка ущерба от него.

4. Классификация источников опасностей и их характеристика, примеры.

5. Методы обеспечения БЖД; сущность, экономическая эффективность, примеры.

6. Основные формы жизнедеятельности. Виды труда и показатели его опасности.

7. «Деревья опасностей и причин»; назначение, характеристика и примеры.

8. Основные понятия и определения дисциплины БЖД. Триада «опасность – причины – ущерб». Аксиомы БЖД.

9. Классификация последствий проявления опасностей (ущерба), их характеристика; примеры.

10. Модель процесса деятельности человека. Концепция приемлемого риска.

11. Ориентирующие принципы обеспечения БЖД; названия, сущность, примеры.

12. Цели, задачи и функции управления БЖД.

13. Работоспособность и ее динамика; фазы трудовой деятельности.

14. Средства обеспечения БЖД; виды, классификация, режимы функционирования, показатели надежности.

15. Законодательные и нормативно-правовые акты в области охраны труда; государственный надзор и общественный контроль за их соблюдением. Ответственность за нарушение законодательства об охране труда.

16. Основные опасности природного и экологического характера. Классификация опасностей; источники опасностей, примеры.

17. Технические принципы обеспечения БЖД; названия, сущность, примеры.

18. «Деревья отказов»; назначение и примеры.

19. Роль государства в защите населения и территорий от ЧС. Логическая схема управления (проектирования) БЖД

20. Жизнедеятельность и ее безопасность. Обмен веществом, энергией, информацией между человеком и средой его обитания; интенсивность этого обмена и состояние организма. Цели и задачи БЖД

21. Организация охраны труда на объекте экономики. Виды инструктажей по технике безопасности.

22. Методы оценки и восприятие риска. Объективные данные и субъективные оценки; пути и опыт устранения несоответствия.

23. Методы анализа БЖД; название, сущность, примеры. Связь методов анализа с основными задачами БЖД.

24. Логика причинно-следственных связей между событиями и ее отображение в математических операциях при анализе БЖД.

25. Поле источника опасности и его описание. Негативные (поражающие) факторы и параметры. Условный (параметрический) и координатный законы поражения.

26. Условия деятельности и факторы их определяющие; примеры.

27. Причины травматизма и профессиональных заболеваний. Регистрация, расследование и учет несчастных случаев.

28. Управленческие принципы обеспечения БЖД; названия, сущность, примеры.

29. Основные положения эргономики. Направления установления соответствия (совместимости) среды обитания и человека.

30. Мероприятия по защите населения и территорий в ЧС.

31. Способы и средства обеспечения нормативных параметров освещенности помещений и рабочих мест. Виды и характеристика источников искусственного света.

32. Социальные опасности, связанные с психологическим воздействием одних людей на других; мероприятия по предупреждению реализации этих опасностей.

33. Биологические опасности, способы и средства защиты от них.

34. Охрана труда: взаимодействие человека с производственной средой. Способы и средства защиты от шума.

35. Загрязнение окружающей среды: понятие, виды и источники загрязнений. Нормирование и контроль содержания вредных веществ в воздухе, воде и почве. Укрупненная оценка ущерба от загрязнения окружающей среды.

36. Микроклимат; параметры микроклимата и их нормирование. Влияние отклонения параметров микроклимата от нормативных значений на эффективность деятельности и здоровье человека.

37. Основные факторы производственной среды. Защита населения и территорий в условиях электромагнитного излучения окружающей среды.

38. Защита населения и территорий при авариях на радиационно опасных объектах, обеспечение безопасности при выбросом РВ и эксплуатации технических систем.

39. Ионизирующее излучение и обеспечение радиационной безопасности: источники и параметры, негативное воздействие и нормирование, способы и средства защиты.

40. Активные методы и средства защиты гидросферы от загрязнений. Вода как фактор среды обитания и как источник опасности.

41. Биологические опасности, способы и средства защиты населения и территорий в условиях эпидемий.

42. Медико-биологические принципы безопасности жизнедеятельности. Способы и средства обеспечения нормативных параметров микроклимата.

43. Техногенные и механические опасности. Вибрация как негативный фактор: источники, параметры, виды и нормирование.

44. Механические активные и пассивные опасности: сущность и примеры, количественное описание и защитные мероприятия.

45. Сенсорные системы человека и параметры их чувствительности. Закон Вебера-Фехнера. Требования к безопасности при освещении помещения.

46. Опасности, вызываемые механическими колебаниями. Психические нагрузки и их влияние на состояние и поведение человека.

47. Электрический ток и его влияние на человека. Способы и средства защиты от поражения электрическим током.

48. Естественное и искусственное освещение; параметры освещенности помещений и рабочих мест и их нормирование. Влияние отклонения параметров освещенности от нормативных значений на эффективность деятельности и здоровье человека.

49. ЧС радиационного и химического характера. Инфра- и ультразвук как негативные факторы: источники, параметры, нормирование, способы и средства защиты.

50. Пассивные методы защиты человека от выбросов вредных веществ: рассеивание выбросов и сбросов; санитарно-защитные зоны. Безотходные и малоотходные технологии: понятие, основные элементы, примеры.

51. Единая государственная система предупреждения и ликвидации ЧС (РСЧС), назначение, структура силы и средства

52. Биолого-социальные опасности, защита населения и территорий связанные с терактом и в условиях эпидемий; мероприятия по предупреждению реализации этих опасностей.

53. Вредные и опасные производственные факторы. Шум: понятие, источники, виды, параметры и нормирование.

54. Электробезопасность. Опасность поражения. Обеспечение безопасности при эксплуатации электроустановок.

55. Экологические опасности. Естественное и антропогенное воздействие на биосферу. Активные методы и средства защиты атмосферы от загрязнений.

56. Прогнозирование и оценка обстановки при ЧС. Мониторинг.

57. Человек и окружающая среда, атмосферная пыль, газы, загрязнение воды и почвы, внутренняя среда жилища. Классификация вредных веществ по степени воздействия на человека.

58. Электромагнитные излучения радиочастотного диапазона: источники и параметры, негативное воздействие и нормирование, способы и средства защиты.

59. Устойчивость объектов, понятия, исследование устойчивости и мероприятия по повышению устойчивости.

60. Электрический ток как негативный фактор: поражающее действие и факторы, его определяющие; виды поражений и первая помощь при электрическом ударе; параметры и нормирование электрического тока.

61. Сильнодействующие ядовитые вещества (СДЯВ); параметры опасности и классификация СДЯВ. Признаки и последствия отравления, оказание первой помощи.

62. Естественная и искусственная радиация. Радиоактивные вещества и ионизирующие излучения: виды, параметры и нормирование. Защита от ионизирующих излучений.

63. Пути повышения устойчивости функционирования объекта экономики в чрезвычайных ситуациях. Подготовка к безаварийной остановке и быстрому восстановлению нарушенного производства.

64. Степени поражения людей, степени разрушения зданий и сооружений, зоны разрушений в населенных пунктах при взрывах. Предупреждение взрывов и уменьшение ущерба от них.

65. Пожары. Принципы и способы тушения пожаров; огнегасительные вещества и средства пожаротушения. Средства пожарной сигнализации и извещения; автоматические системы пожаротушения.

66. Средства коллективной защиты в чрезвычайных ситуациях: их виды и требования, предъявляемые к ним. Эвакуационные мероприятия.

67. Основы организации аварийно-спасательных и других неотложных работ по ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций (ЧС). Виды и способы выполнения работ. Очередность, стадийность и последовательность ликвидации последствий ЧС.

68. Геологические литосферные опасности и чрезвычайные ситуации: оползни, сели, снежные лавины; основные причины, поражающие факторы и их параметры, способы и возможности защиты.

69. Атмосферные опасности и чрезвычайные ситуации: циклоны, антициклоны, ураганы, штормы, смерчи; основные причины, поражающие факторы и их параметры, способы и возможности защиты.

70. Характеристика ЧС экологического характера. Классификация чрезвычайных ситуаций по природе возникновения, по масштабам, по скорости развития, по видам зон воздействия.

71. Пожары: их основные причины, поражающие факторы и фазы протекания. Правила поведения и средства спасения людей при пожарах.

72. Радиационно-опасные объекты мирного назначения. Аварии на АЭС, их категорирование и поражающие факторы. Зонирование радиационного загрязненных территорий при авариях на АЭС.

73. Аварийно-химически опасные вещества. Химически опасные объекты и их категорирование. Зоны химического заражения, их параметры и факторы, на них влияющие. Защита населения и территорий при химических авариях.

74. Коллективные средства защиты населения. Оповещение, рассредоточение и эвакуация.

75. Атмосферные опасности и чрезвычайные ситуации: туманы, ливни, грады, обильные снегопады, грозы, засухи; основные причины, поражающие факторы и их параметры, способы и возможности защиты.

76. Способы оказания первой помощи при переломах, кровотечениях и ожогах.

77. Ядерное оружие и средства его применения. Ядерные взрывы, их виды и поражающие факторы. Зоны радиоактивного загрязнения при ядерных взрывах.

78. Средства индивидуальной защиты в чрезвычайных ситуациях: классификация, принцип действия и возможности.

79. Правовые и нормативные акты в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера. Гражданская оборона. Задачи, структура, режимы функционирования и направления деятельности ГО.

80. Сущность, условия возникновения и разновидности процесса горения. Параметры горючести веществ и материалов. Классификация технологий и производств по степени пожарной опасности зданий и сооружений – по степени огнестойкости.

81. Химическое оружие; средства и признаки его применения. Боевые отравляющие вещества; параметры опасности и классификация. Признаки и последствия отравления, оказание первой помощи.

82. Сравнение радиационной обстановки при аварии на АЭС и при ядерном взрыве. Защитные мероприятия и критерии для принятия решения об их проведении при аварии на АЭС и при ядерном взрыве.

83. Структура гражданской обороны объекта экономики и задачи гражданских организаций гражданской обороны. Состав и функции членов комиссии по чрезвычайным ситуациям и пожарной безопасности объекта экономики.

84. Гидросферные опасности и чрезвычайные ситуации: паводки, наводнения, цунами, волнения на море; основные причины, поражающие факторы и их параметры, способы и возможности защиты.

85. Понятие устойчивости функционирования объекта экономики в чрезвычайных ситуациях. Факторы, влияющие на устойчивость объекта. Организация исследования устойчивости функционирования основных элементов объекта.

86. Взрывчатые вещества и смеси; их разновидности. Тротиловый эквивалент модности взрыва. Поражающие факторы взрыва и их параметры. Взрывоопасные объекты и технологии. Особенности взрывов топливовоздушных смесей.

87. Геофизические литосферные опасности и чрезвычайные ситуации: землетрясения и извержения вулканов; основные причины, поражающие факторы и их параметры, способы и возможности защиты.

88. Понятие чрезвычайной ситуации (ЧС) и ее признаки; авария и катастрофа. Условия и причина возникновения, фазы протекания ЧС. Зона ЧС и очаг поражения.

89. Пожары в населенных пунктах: их разновидности и факторы, влияющие на их распространение; мероприятия противопожарной защиты. Ландшафтные пожары: их виды, особенности и методы борьбы.

90. Способы оказания первой помощи при отравлениях вызванных АХОВ, при поражении электрическим током и ожогах.

Список литературы

Нормативно-правовые акты

1. Конституция Российской Федерации. – М.: Известия, 1993. – 127 с.

2. Трудовой кодекс Российской Федерации. Федеральный закон №197-ФЗ от 30.12.2001. / Е.В. Магницкая, Е.Н. Евстигнеев. Практический комментарий. – СПб: Питер, 2002. – 368 с.

3. Об основах охраны труда в Российской Федерации. Федеральный закон №181-ФЗ от 17.07.99. (с изменениями от 20 мая 2002 г., 10 января 2003 г., 9 мая, 26 декабря 2005 г.)

4. О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера. Федеральный закон №68-ФЗ от 21.12.94. (с изменениями от 28 октября 2002 г., 22 августа 2004 г.)

5. О пожарной безопасности. Федеральный закон №69-ФЗ от 21.12.94 г. (с изменениями от 22 августа 1995 г., 18 апреля 1996 г., 24 января 1998 г., 7 ноября, 27 декабря 2000 г., 6 августа, 30 декабря 2001 г., 25 июля 2002 г., 10 января 2003 г., 10 мая, 29 июня, 22 августа, 29 декабря 2004 г., 1 апреля, 9 мая 2005 г., 2 февраля 2006 г.)

6. О гражданской обороне. Федеральный закон №28-ФЗ от 12 февраля 1998 г. (с изменениями от 9 октября 2002 г., 19 июня, 22 августа 2004 г.)

7. Охрана труда. Обеспечение прав работников (Сборник действующих нормативных материалов) / Сост. М.И. Басаков. – Ростов н/Д: Феникс, 2005. – 384 с.

8. Сборник основных нормативных и правовых актов по вопросам ГО и РСЧС. Федеральные законы, Указы президента Российской Федерации и Постановления Правительства Российской Федерации.-М.: Библиотека журнала «Военные знания», 2000.-128с.

9. Безопасность в чрезвычайных ситуациях: Государственные стандарты Российской Федерации. Часть 1., Часть 2. –СПб.: Центр гражданской защиты, 2002.-107с., 113с.

10. Гигиенические критерии оценки и классификации условий труда по показателям вредности и опасности факторов производственной среды, тяжести и напряженности трудового процесса. Руководство Р 2.2.755-99./ Охрана труда. Практикум. №3. 2000 г. Приложение к журналу «Охрана труда и социальное страхование».

11. Нормы радиационной безопасности (НРБ-99): Гигиенические нормативы. - М.: Центр санитарно-эпидемиологического нормирования, гигиенической сертификации и экспертизы Минздрава России, 1999. – 116с.

7.2 Основная литература

1. Безопасность жизнедеятельности: Учебник для вузов / Под ред. С.В. Белова. 6-е изд.. испр. и доп.– М.: Высш. шк., 2012. – 616 с.

2. Безопасность и охрана труда: Учеб. пособие / Международная академия наук экологии и безопасности жизнедеятельности. Под ред. О.Н. Русака. – СПб: Изд-во МАНЭБ, 2009. – 278 с.

3. Власов Е.А., Постнов А.Ю. Безопасность жизнедеятельности Методические указания к самостоятельной работе для студентов всех специальностей и форм обучения. – Спб.: ИПК СПбГИЭУ, 2003. – 36с.

4. Власов Е.А., Постнов А.Ю. Контроль состава воздушной среды производственных помещений в системах пожаро- и взрывопредупреждения: Методические указания к практическим занятиям по курсу «Безопасность жизнедеятельности». – Спб.: ИПК СПбГИЭУ, 2002. – 20с.

5. Девисилов В.А. Охрана труда: Учебник. – М.: ФОРУМ: ИНФРА-М, 2005. – 400 с.

6. Дубов Ю.Н., Пономарев В.Я. Безопасность жизнедеятельности. Раздел «Охрана труда»: Метод. указ. к выполнению лаб. работ для студ. всех форм обуч. – СПб: СПбГИЭА, 1999. – 56 с.

7. Русак О.Н., Малаян К.Р., Занько Н.Г. Безопасность жизнедеятельности: Учеб. пособие. – 7-е изд., стереотип. – СПб.: Изд-во «Лань», 2004. – 448с.

8. Сороко В.Е., Еронько О.Н., Прокопенко А.Н. Построение деревьев причинно-следственных связей при управлении безопасностью жизнедеятельности: Методические указания к практическим занятиям по дисциплине «Безопасность жизнедеятельности». – Спб.: ИПК СПбГИЭУ, 2002. – 39с.

9. Удовенко А.Г., Казаков Н.П. Прогнозирование и оценка обстановки при химических авариях: Методические указания к практическим занятиям по дисциплине «Безопасность жизнедеятельности» для студентов всех специальностей и форм обучения. – Спб.: ИПК СПбГИЭУ, 2002. – 47с.

10. Удовенко А.Г., Крылов В.М. Безопасность жизнедеятельности (раздел «Защита в чрезвычайных ситуациях»). Средства контроля и защиты в чрезвычайных ситуациях. Часть I. Методические указания к лабораторным работам №1, 2 для студентов всех форм обучения и всех специальностей. – Спб.: ИПК СПбГИЭУ, 2004. – 32с.

11. Удовенко А.Г., Крылов В.М. Безопасность жизнедеятельности (раздел «Защита в чрезвычайных ситуациях»). Средс



Поделиться:


Читайте также:




Последнее изменение этой страницы: 2020-03-26; просмотров: 107; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.147.104.120 (0.143 с.)