Закономерности развития государства и церкви в России 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Закономерности развития государства и церкви в России



Оглавление

Введение

. Закономерности развития государства и церкви в России

Государство и церковь в истории России

Государство и церковь в условиях российской ментальности

. Способы взаимодействия государства и церкви

Церковь как связующее звено между гражданским обществом и государством России

Церковь и государство в политической системе России

. Общая характеристика государства и политической системы

Понятие и сущность государства

Политическая система России

. Характеристика государства в политической системе

Государство в политической системе переходного периода

Роль и место политических партий в функционировании системы органов власти

Заключение

Библиографический список

 


Введение

Взаимоотношения религиозных институтов и политических структур в истории религии приобретали крайне разнообразные формы. Среди этих форм можно назвать теократические монархии, где государственная власть и господствующая религия нераздельно слиты. В демократических странах принципом взаимоотношения церкви, и государства становится их автономность Друг от друга, а одним из главных прав личности является право исповедовать любую религию или быть атеистом. Двадцатый век с его тоталитарными режимами породил и такую диковинную и неведомую прежде форму взаимоотношений, как принудительный атеизм, ставший государственным мировоззрением, обязательным для всех граждан.

Повсеместное строительство и возрождение храмов, рост авторитета и влияния Русской Православной Церкви стали приметой нашего времени. Однако, поскольку Российская Федерация в соответствии с Конституцией является светским государством, последнее обстоятельство вызывает в обществе неоднозначные оценки.

Духовная жизнь современного российского общества существенно отличается от советских времен идеологическим многообразием, отсутствием государственной или обязательной идеологии, свободой совести и вероисповедания, свободой мысли и слова, правом каждого на образование, обязательностью основного общего образования, свободой литературного, художественного, научного, технического и других видов творчества, правовой защитой собственности, правом каждого на пользование учреждениями культуры и на доступ к культурным ценностям.

Значительную роль в этом процессе сыграло принятие Конституции РФ от 12 декабря 1993 г., согласно ст. 14 которой Российская Федерация является светским государством. Никакая религия не может устанавливаться в качестве государственной или обязательной. Религиозные объединения отделены от государства и равны перед законом.

Сегодня проблема взаимоотношений Церкви и государства остра как никогда. Если принять во внимание, что крупнейшей и наиболее структурированной религиозной организацией в нашей стране является Русская православная церковь, осуществляющая активные контакты с государством, то становится очевидной необходимость научного подхода к изучению ее конституционно-правового статуса в Российской Федерации; данный подход должен лечь в основу более взвешенной, предсказуемой и оправданной государственной политики в этой области.

Таким образом, избранная тема, несомненно, весьма актуальна.

Причем изучение государства и церкви, тенденций и способов взаимодействия имеет не только теоретическое, но и большое практическое значение.

Объектом исследования являются общественные отношения, связанные с характеристикой государства и церкви, тенденций и способов взаимодействия.

Предметом исследования являются государство и церковь, тенденции и способы взаимодействия.

Целью работы является комплексный анализ государства и церкви, их тенденций и способов взаимодействия.

Исходя из цели, были поставлены следующие задачи:

изучить закономерности развития государства и церкви в России,

рассмотреть государство и церковь в истории России,

проанализировать государство и церковь в условиях российской ментальности,

изучить способы взаимодействия государства и церкви,

рассмотреть церковь как связующее звено между гражданским обществом и государством России,

изучить соотношение церкви и государства в политической системе России.

Были изучены нормативно-правовые источники по данной теме, а также монографическая, учебная и периодическая литература.

Методологическую основу исследования составили общенаучный, логический, исторический, системно-структурный, сравнительно-правовой и аксиологический методы.

Теоретическая основа исследования. Для разработки темы курсовой работы была изучена соответствующая теоретико-правовая и другая юридическая литература, включая работы российских ученых-юристов: С.С. Алексеева, А.В. Алексеева, Л.Ю. Грудцына, С.П. Донцева, А.А. Дорской, С.Г. Зубановой, Г.А. Комарова, К.Н. Костюка, А.В. Красикова, Д.А. Пашенцева, В.В. Пущанского и других ученых.

Нормативную основу исследования составляет Конституция Российской Федерации, а также Федеральный закон «О свободе совести и о религиозных объединениях» от 26 сентября 1997 г. № 125-ФЗ.

Рассматриваемая тема в целом достаточно разработана, однако единого источника, посвященного классификации и эволюции функций государства, не имеется.

Структура работы представляет собой две главы, содержащие 4 параграфа. В первой главе изучены закономерности развития государства и церкви в России: рассмотрены государство и церковь в истории России, а также государство и церковь в условиях российской ментальности. Вторая глава посвящена изучению способов взаимодействия государства и церкви: рассмотрена церковь как связующее звено между гражданским обществом и государством России, а также церковь и государство в политической системе России.

Центральное место в политической системе общества занимает государство как единая политическая организация, власть которой распространяется на все население страны в пределах ее государственных границ. В то же время государство обладает суверенитетом, т.е. верховенством по отношению к другим властям внутри страны и независимостью от любой иностранной власти. Государство в политической системе общества координирует основные стороны жизни общества. Поэтому степень "демократичности" политической системы в первую очередь зависит от сущности государства.

Государство взаимосвязано и взаимодействует с другими элементами политической системы - партиями, профсоюзами, молодежными, религиозными и иными объединениями на основе принципов сотрудничества, помощи и содействия друг другу, компромисса, а также контроля.

Выделяя государство как важнейший элемент политической системы, необходимо обратить внимание и на то, что на любом этапе развития общества государство выступает как самая массовая организация. Оно стремится объединить вокруг себя самые различные слои населения. В конституциях и других основополагающих актах оно стремится закрепить себя и представить непременно как организацию для народа. Это особенно ярко проявляется в конституциях таких государств, как Германия, Франция, Япония, США, Швеция.

В Конституции США, например, записано: "Мы, народ Соединенных Штатов, в целях образования более совершенного Союза, утверждения правосудия, охраны внутреннего спокойствия,... учреждаем и вводим эту Конституцию для Соединенных Штатов Америки". Подобные отсылки к народу содержатся и в Конституции России 1993 г.

Особое место и роль государства в политической системе общества определяется тем, что оно сосредоточивает в своих руках огромные материальные и финансовые средства. В ряде стран оно является исключительным собственником основных орудий и средств производства.

Природа государства, его сущность особенно отчетливо выявляются при сопоставлении понятия "государство" с такой категорией, как "политическая система". Сопоставление этих понятий помогает ответить на вопрос, какое место занимает государство в политической системе общества, какую роль в ней играет?

Государство как никакое другое явление общественной жизни связано с политикой. Слово "политика" происходит от греческого "polis", что значит "государство". Главный вопрос политики - вопрос об отношении к власти, участие в делах государства, возможность влиять на реализацию его задач и функций.

Политическая система в значительной степени обусловлена социально-политической структурой общества. Любое развитое человеческое общество представляет собой совокупность определенных социальных групп, объединяющих индивидов по самым разным признакам: профессии, возрасту, материальному положению и т.п. Различные социальные общности (группы людей) образуют организации, основная задача которых - выражать и проводить волю членов организации и защищать их политические, экономические, профессиональные и другие интересы.

Объединяясь в те или иные ассоциации, союзы, индивиды лично или через своих представителей могут выражать свое отношение к деятельности государства, а также влиять на проводимую государством политику, на содержание принимаемых им решений.

Политическую систему общества можно определить как совокупность государственных органов, политических партий, других общественных объединений, хозяйственных организаций, институтов, в той или иной степени участвующих в политической жизни общества. Политическая система, таким образом, состоит из государственных структур и негосударственных образований.

 


Государством России

 

Духовная жизнь современного российского общества существенно отличается от советских времен идеологическим многообразием, отсутствием государственной или обязательной идеологии, свободой совести и вероисповедания, свободой мысли и слова, правом каждого на образование, обязательностью основного общего образования, свободой литературного, художественного, научного, технического и других видов творчества, правовой защитой собственности, правом каждого на пользование учреждениями культуры и на доступ к культурным ценностям.

Значительную роль в этом процессе сыграло принятие в 1993 г. Конституции РФ, согласно ст. 14 которой Российская Федерация является светским государством. Никакая религия не может устанавливаться в качестве государственной или обязательной. Религиозные объединения отделены от государства и равны перед законом. Через четыре года конституционная норма о светском государстве практически дословно была воспроизведена в ч. 1 ст. 4 Федерального закона "О свободе совести и о религиозных объединениях" с дополнением, касающимся того, что не должно и вправе делать государство в лице своих органов:

не вмешиваться в определение гражданином своего отношения к религии и религиозной принадлежности, в воспитание детей родителями или лицами, их заменяющими, в соответствии со своими убеждениями и с учетом права ребенка на свободу совести и свободу вероисповедания;

не возлагать на религиозные объединения выполнение функций органов государственной власти, других государственных органов, государственных учреждений и органов местного самоуправления;

не вмешиваться в деятельность религиозных объединений, если она не противоречит Федеральному закону "О свободе совести и о религиозных объединениях";

обеспечивать светский характер образования в государственных и муниципальных образовательных учреждениях.

Государство также регулирует предоставление религиозным организациям налоговых и иных льгот, оказывает финансовую, материальную и иную помощь религиозным организациям в реставрации, содержании и охране зданий и объектов, являющихся памятниками истории и культуры, а также в обеспечении преподавания общеобразовательных дисциплин в образовательных учреждениях, созданных религиозными организациями в соответствии с законодательством об образовании.

В соответствии со ст. 28 Конституции РФ каждому гарантируются (государством посредством законодательного установления определенных гарантий) свобода совести, свобода вероисповедания, включая право исповедовать индивидуально или совместно с другими любую религию или не исповедовать никакой, свободно выбирать, иметь и распространять религиозные и иные убеждения и действовать в соответствии с ними.

Свобода совести в этическом плане - это право человека мыслить и поступать в соответствии со своими убеждениями, его независимость в моральной самооценке и самоконтроле поступков и мыслей. В то же время исторически свобода совести приобрела более узкое понимание - свобода в области религии. Она стала рассматриваться в плане взаимоотношений церкви и государства, а не только свободы мысли. В соответствии со ст. 28 Конституции РФ свобода совести означает право человека исповедовать любую религию или не исповедовать никакой, отправлять религиозные культы и обряды и осуществлять атеистическую пропаганду. За незаконное воспрепятствование деятельности религиозных организаций или совершению религиозных обрядов предусмотрена уголовная ответственность (ст. 148 УК РФ). Гарантии свободы совести и религии включают:

равноправие граждан независимо от их отношения к религии, не допускающее ограничения прав граждан по мотивам конфессиональной принадлежности, разжигания вражды и ненависти на религиозной почве;

отделение религиозных, атеистических объединений от государства;

светский характер системы государственного образования;

равенство религий, религиозных объединений перед законом.

В соответствии со ст. 3 Закона "О свободе совести и о религиозных объединениях" в России гарантируются свобода совести и свобода вероисповедания, в том числе право исповедовать индивидуально или совместно с другими любую религию или не исповедовать никакой, свободно выбирать и менять, иметь и распространять религиозные и иные убеждения и действовать в соответствии с ними. Иностранные граждане и лица без гражданства, законно находящиеся на территории России, пользуются правом на свободу совести и свободу вероисповедания наравне с гражданами России и несут ответственность за нарушение законодательства о свободе совести, свободе вероисповедания и о религиозных объединениях. Граждане России равны перед законом во всех областях гражданской, политической, экономической, социальной и культурной жизни независимо от их отношения к религии и религиозной принадлежности. Гражданин России в случае, если его убеждениям или вероисповеданию противоречит несение военной службы, имеет право на замену ее альтернативной гражданской службой. Ничто в законодательстве о свободе совести, свободе вероисповедания и о религиозных объединениях не должно истолковываться в смысле умаления или ущемления прав человека и гражданина на свободу совести и свободу вероисповедания, гарантированных Конституцией РФ или вытекающих из международных договоров Российской Федерации.

В современном демократическом государстве религиозные вероучения выполняют роль регулятора нравственных ценностей в обществе, носителя моральных традиций и устоев. Возвышение даже наиболее востребованного населением учения о Боге - православия, как отмечает Ю.А. Дмитриев, означает оскорбление религиозных чувств верующих, исповедующих ислам, буддизм, иудаизм и другие вероучения. Таким образом, действующая Конституция пошла дальше провозглашения России светским государством, а "демократическое государство встало на позиции веротерпимости и толерантности по отношению к религиозной жизни населения, чего нельзя сказать о ряде представителей официальных духовных властей". И далее: "Русская Православная Церковь, при определенном попустительстве власти светской, занимает резко наступательную позицию в вопросах распространения веры, возвращения церковных ценностей и собственности, вмешивается в политическую, законодательную, образовательную сферы жизни общества. Такую деятельность нельзя назвать соответствующей Конституции и закону". Более того, это порождает религиозные, а вместе с ними национальные конфликты, способствует росту шовинистических и расистских настроений в обществе.

Данная позиция представляется несколько радикальной хотя бы потому, что реально функционирующий институт гражданского общества и должен вмешиваться и воздействовать на власть (в противном случае его роль и значение для общества непонятны), ведь по определению деятельность институтов гражданского общества связана с деятельностью государства (его уполномоченных органов); они противостоят государственному насилию по отношению к личности или коллективу людей, защищают и отстаивают интересы различных социальных слоев населения. Поэтому активное занятие Церковью некоторых правозащитных позиций представляется вполне естественным. Другое дело - распространение веры путем попыток введения соответствующего предмета преподавания в школе. Это противоречит ст. 14 Конституции РФ и ст. 3 Федерального закона "О свободе совести и о религиозных объединениях".

С духовной жизнью современного общества тесно связан информационный аспект его жизни (информационный компонент гражданского общества), в основе которого лежит право каждого "свободно искать, получать, передавать, производить и распространять информацию любым законным способом" (ч. 4 ст. 29 Конституции РФ).

Проблема, присущая православию, заключается в том, что Русская Православная Церковь в течение столетий составляла вместе с государством единую социальную систему. Одно не могло быть мыслимо и существовать отдельно от другого. Верховная государственная (монархическая) власть была сакрализована и поддерживалась всем авторитетом Церкви, а сама Церковь получала от государства основные социальные гарантии и выступала в роли государственного мировоззрения, на правах его идеологии.

Далеко не случайным является тот факт, что в православии есть учение о государстве, но не существует социального учения, учения об обществе. Свои основные понятия православное богословие разработало в период восточной патристики, на закате эллинизма. Если многие богословские понятия были оригинальны, то основные философские, в том числе социальные, понятия были большей частью заимствованы из эллинистической философии. В античной философии социум осмыслялся в понятии "полис". Со временем полисом стали называться крупные территориальные государства, в которых рамки свободы для самостоятельной общественной деятельности были гораздо уже. Жизнь подданных не есть жизнь граждан. Предпосылок противопоставления общества и государства тоже не возникало. Ситуация начинает меняться только тогда, когда наравне с государственной жизнью и деятельностью власти появляется активная частная социальная деятельность, не связанная с государственной, которая и объединяется понятием общества.

Государству пришлось согласиться с тем, что оно уже не может и не должно ссылаться на божественный авторитет (как это было в средние века). Оно получает свой авторитет не от Церкви и не может быть непосредственно выведено от Бога. Следовательно, по земным законам оно должно служить всем гражданам: верующим, неверующим, инаковерующим. К тому же государство должно признавать, что земные нравственные мерила несовершенны и недостаточны. Одного принципа демократического большинства недостаточно, ведь большинство не всегда право, поэтому компромисс является неотъемлемой составляющей демократии.

Понятие ответственного общества требует от Церкви, общества и государства соответствующего поведения и создания соответствующих структур. Во-первых, это поддержание диалога. Ведь Церковь получает свой авторитет в государстве не автоматически - только потому, что она Церковь, а лишь в том случае, если она предлагает то, что люди считают полезным для благополучия своего существования. Только в таком случае неверующий или инаковерующий человек увидит, что за намерениями, идеями и целями Церкви скрывается то, что является важным также для него. В этом диалоге Церковь, общество и государство встречаются на одном уровне.

Государство особенно уважает религиозные традиции в том случае, если культура народа и общества была сформирована религиозным наследием. В то же время государство должно защищать также права религиозных меньшинств. Государство отвечает на готовность церквей к диалогу передачей определенных социальных сфер под ответственность Церкви. Исходя из принципа субсидиарности, государство передает церкви некоторые сферы ответственности в области среднего и высшего образования, здравоохранения и т.д., а также предоставляет Церкви соответствующее финансирование. Таким образом, под эгидой Церкви возникают своеобразные островки, на которых она имеет возможность наглядно продемонстрировать свою заботу о благе человека. Конечно же, Церковь должна следовать определенным государственным предписаниям, действующим в данных социальных сферах.

 

Политическая система России

церковь религия государство политический

Политическую систему можно определить как целостную и динамичную совокупность однотипных, дополняющих друг друга ролей, отношений и институтов власти, взаимодействующих на основе единых норм и ценностей, задаваемых интересами доминирующих в обществе социальных групп и позволяющих последним реализовывать свои цели и намерения.

По своей сути политическая система характеризует глубинные, качественно определенные основания организации публичной государственной власти в масштабах общества, отображая базовые предпосылки и факторы воспроизводства отношений государства и социума в целом. Политическая система - это ансамбль однородных, однотипных структур и отношений, обладающий внутренней целостностью и воспроизводящий доминирующие позиции во власти тех или иных социальных сил. Иными словами, политическая система есть качественная характеристика политических порядков, свидетельство степени внутренней упорядоченности, организованности и однотипности составляющих власть базовых элементов.

Политическая система как определенная подсистема общества испытывает постоянное влияние внутренней (интросоциетальной) и внешней (экстрасоциетальной и внесоциальной) среды. В качестве факторов внутреннего влияния могут выступать интересы разнообразных групповых и индивидуальных, элитарных и неэлитарных субъектов. Внешнее влияние на публичную власть осуществляется соответственно путем воздействия (биологических, геологических, географических и т.п.) факторов природного характера, а также влияния качественно иных социальных процессов (экономических, нравственных и др.) либо тех или иных международных институтов и структур (ОБСЕ, ООН и т.п.). Приспосабливаясь к влиянию всех этих факторов, политическая система призвана постоянно совершенствовать свое строение, искусственно достраивая собственные порядки необходимыми институтами и структурами, способствуя при этом целенаправленным изменениям общественных отношений.

В соответствии со статьей 1 Конституции Российская Федерация - есть демократическое федеративное правовое государство с республиканской формой правления.

Определение Российской Федерации в качестве демократического государства раскрывается, прежде всего, в положении о том, что единственным источником власти в России является народ, кроме того, в положении о том, что эту власть сам народ и осуществляет как непосредственно, так и через органы государственной власти и органы местного самоуправления.

Демократичность российского государства проявляется и в том, что его граждане равноправны и обладают широкими правами и свободами, в том числе правом участвовать в управлении делами государства. В российском государстве установлена выборность органов законодательной власти и представительных органов местного самоуправления, ряда руководящих должностных лиц - Президента Российской Федерации, глав региональной и местной администрации и т. д.

Характеристика российского государства в качестве федеративного указывает на форму его устройства. Федерация - это государство, состоящее в свою очередь из государств и (или) государственно-подобных образований, близких по статусу к государству. В составе Российской Федерации находятся республики, края, области, города федерального значения, автономная область и автономные округа.

В Российской Федерации наряду с федеральными органами государственной власти, осуществляющими свои полномочия на всей ее территории, имеются органы государственной власти соответствующих субъектов Федерации. Они осуществляют всю полноту государственной власти на своей территории в пределах своих полномочий. Субъекты Российской Федерации имеют свое законодательство; их статус закреплен не только в федеральном законодательстве, но и в конституциях республик, уставах краев, областей, округов, городов федерального значения.

Для России с ее огромными территориями, со множеством ее регионов, значительно отличающихся друг от друга по своим природным и экономическим условиям, с большим разнообразием исторических и национально-культурных особенностей проживающих в ней народов именно последовательный федерализм является оптимальной политико-юридической формой сочетания главных интересов Российской Федерации в целом и составляющих ее субъектов.

Характеристика Российской Федерации в качестве правового государства означает, что в организации и деятельности государства превалируют принципы права, а не мотивы политической целесообразности. Правовое государство «связано» правом, исходит из признания неотчуждаемых (прирожденных) прав и свобод человека и возложения на государство обязанности соблюдать и защищать права и свободы человека и гражданина. Власть осуществляют только те, кто на это уполномочен Конституцией и законами, причем в рамках предусмотренных ими предметов ведения и полномочий. Гарантирована судебная защита прав и свобод человека и гражданина.

 


Системы органов власти

 

Согласно Федеральному закону №95-ФЗ "О политических партиях" политическая партия - это общественное объединение, созданное в целях участия граждан РФ в политической жизни общества посредством формирования и выражения их политической воли, участия в общественных и политических акциях, в выборах и референдумах, а также в целях представления интересов граждан в органах государственной власти и органах местного самоуправления.

Представляя интересы граждан, политические партии участвуют в формировании системы исполнительной власти в России с помощью следующих форм и методов:

а) система исполнительной власти в стране в настоящее время формируется партийным главой государства (Президент РФ избран в марте 2008 г. как кандидат от политической партии "Единая Россия");

б) практически все руководители органов исполнительной власти являются либо непосредственно членами политических партий, либо опосредованно - парламенты, формируемые на федеральном уровне исключительно из представителей партий, а на региональном как минимум наполовину, в свою очередь, участвуют в назначении указанного руководства;

в) именно политические партии к 2008 г. окончательно сформировались в качестве кузницы политических лидеров (примером тому является глава государства Д.А. Медведев);

г) исполнение государственными служащими, являющимися членами той или иной политической партии, своих должностных или служебных обязанностей не может зависеть от решений их партии, однако практика выборов 2007 - 2008 гг. показывает, что и избранный Президент РФ, и избираемые региональными парламентами главы исполнительной власти субъектов РФ связаны политическими программами выдвинувшей их партии;

д) представители политических партий посредством общественных и совещательных органов (например, на федеральном, региональном и местном уровне - это Общественная палата РФ, состоящая на 80% из представителей политических партий) влияют на формирование органов исполнительной власти всех трех уровней, обеспечивают возможность взаимодействия граждан страны с органами государственной власти и органами местного самоуправления и учет их потребностей и интересов, защиту прав и свобод;

е) глава государства, а также руководители органов исполнительной власти при принятии важных государственных решений проводят согласительные процедуры и советуются с представителями политических партий (основой решения В.В. Путина о поддержке кандидатуры Д.А. Медведева на выборах главы государства стало решение четырех ведущих политических партий России о поддержке последнего).

Не стоит забывать о том, что участие политических партий в формировании органов исполнительной власти имеет обратную цепочку связей, т.е. участие органов исполнительной власти в формировании политических партий:

органы исполнительной власти (Минюст России) уполномочены осуществлять регистрацию политических партий (регистрация в отличие от ряда зарубежных государств носит не уведомительный, а разрешительный характер, что позволяет исполнительной власти под предлогом защиты законности и правопорядка контролировать программные документы политических партий под угрозой отказа в государственной регистрации);

исполнительная власть наделена полномочиями по принудительной ликвидации в судебном порядке политических партий, наряду с юридическими основаниями ликвидации политических партий, свойственными процессу ликвидации иных юридических лиц (например, неоднократное непредставление политической партией в установленный срок в федеральный уполномоченный орган обновленных сведений, необходимых для внесения изменений в Единый государственный реестр юридических лиц),

закрепляет значительное число политических оснований (например, неучастие политической партии в выборах в исполнительные и законодательные органы власти в стране).

Указанную цепочку взаимоотношений исполнительной власти и политических партий можно продолжить рассмотрением полномочий сторон по участию в функционировании и развитии друг друга.

Политические партии:

регулярно участвуют в выборах в федеральные и региональные органы исполнительной власти (необходимо отметить, что такое участие является не только правом, но и своего рода обязанностью партии, так как в противном случае она будет принудительно ликвидирована в судебном порядке);

- инициируют или участвуют во всероссийских и региональных референдумах, результаты которых прямо или косвенно затрагивают всю систему функционирования государственной власти;

- в региональном законодательстве ряда субъектов РФ предусмотрен институт общественных помощников должностных лиц исполнительной власти, назначаемых, как правило, из представителей политических партий.

Исполнительная власть:

наличие в ряде министерств и ведомств на федеральном уровне значительных полномочий по осуществлению различных форм контроля за деятельностью партий (например, контроль за источниками и размерами имущества, получаемого политическими партиями, их региональными отделениями и иными зарегистрированными структурными подразделениями, в виде вступительных и членских взносов, а также пожертвований граждан и юридических лиц осуществляют ЦИК России и соответствующая избирательная комиссия субъекта РФ, формируемые с участием органов исполнительной власти;

контроль за источниками иных доходов партий, их региональных отделений и иных зарегистрированных структурных подразделений, размерами получаемых ими денежных средств и уплатой налогов осуществляют Федеральная налоговая служба и ее территориальные органы;

органы исполнительной власти контролируют минимальную численность партии и количество ее региональных отделений);

уполномочена участвовать в финансировании деятельности партий (за политическими партиями, прошедшими в Государственную Думу, было закреплено право на государственную поддержку, что в абсолютных показателях составляет почти полмиллиарда рублей ежегодно).

По нашему мнению, следует предусмотреть обязанность Президента РФ вносить в Государственную Думу кандидатуру Председателя Правительства РФ только из числа предложенных политической партией (или коалицией политических партий), обладающей большинством мест в нижней палате парламента, что можно осуществить, изменив отдельные нормы Федерального конституционного закона "О Правительстве Российской Федерации".

Согласно Конституции РФ Государственная Дума дает согласие на назначение Председателя Правительства, но это право нивелировано полномочием главы государства по роспуску Государственной Думы в случае троекратного неутверждения ею предложенной кандидатуры. Поэтому следует подчинить инициативу главы государства мнению партийного большинства. Как видно из опыта европейских демократий, подобная модель назначения главы правительства укрепляет статус и роль самого правительства; придает полномочиям парламента по формированию правительства реальный, а не фиктивный характер; позволяет политическим партиям активно участвовать не только в парламентской жизни страны, но и в деятельности системы исполнительной власти. Такое изменение порядка назначения Председателя Правительства РФ узаконит сложившуюся после выборов в марте 2008 г. главы государства практику наличия двух сравнительно самостоятельных центров исполнительной власти, а также предотвратит возможные конфликты и противоречия между ними. Федеральных министров, руководителей федеральных служб и агентств необходимо назначать из числа кандидатур, предложенных политической партией (или их коалицией), обладающей большинством мест в нижней палате парламента.

Это приведет к созданию двух дополнительных механизмов контроля парламента за деятельностью федерального правительства, что особенно актуально с принятием трехлетнего федерального бюджета: члены Правительства РФ будут подконтрольны нижней палате (парламентский контроль) и, как назначенные из числа членов политической партии, будут ответственны за реализацию единой политической программы и платформы партии (партийный контроль). Подобные изменения порядка формирования Правительства не потребуют внесения изменений в Конституцию РФ, так как сам механизм назначения Правительства РФ не меняется, а уточняется процедура подбора кандидатур на высшие должности.

Второй мерой могло бы стать изменение процедуры назначения на должность руководителей исполнительной власти субъектов РФ таким образом, чтобы их кандидатуры представлялись Президентом РФ в региональные парламенты только после согласования с политической партией (их коалицией), имеющей большинство в региональном парламенте. Указанные изменения позволят сформировать в субъекте РФ систему государственной власти с минимальными политическими противоречиями, а также дадут возможность политическим партиям, обладающим наибольшим влиянием в данном субъекте РФ, реально участвовать в формировании и реализации исполнительной ветви государственной власти. Кроме того, политические партии, пользующиеся поддержкой большинства избирателей в РФ, смогут разрабатывать и реализовывать программы социально-экономического развития страны комплексно как на федеральном, так и на региональном уровне.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2020-03-26; просмотров: 71; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.224.149.242 (0.053 с.)