Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Уровневые классификации языковСтр 1 из 4Следующая ⇒
Курсовая работа Уровневые классификации языков Введение
В наши дни одной из самых актуальных проблем в общем языкознании является проблема классификации языков. Хотя проведено большое количество исследований и создано огромное количество работ, посвященных этому вопросу, до сих пор нет рациональной классификации, которая могла бы систематизировать все известные языки. Факторами, усложняющими решение этой проблемы, являются: разнообразие языков, сложность их структуры, неоднородность языка как явления реального мира. Все вышеупомянутое и составляет актуальность нашего исследования. Цель исследования заключается в описании и анализе общих и уровневых классификаций языков. Для достижения цели и были определены следующие задачи исследования: анализ теоретических воззрений отечественных и зарубежных авторов на проблему классификации языков; исследование общих классификаций языков; обзор уровневых классификаций языков. Теоретико-методологической основой исследования являются идеи языковедов, лингвистов, филологов, философов разрабатывавших проблему, классификации языков, таких как, Ю. Рождественский [13,14], А. Блинов [13], В. Гумбольдт [5], А. Шлегель [14], Э. Сепир [15], И. Мещанинов [13,23], Дж. Гринберг [13] и другие. Для решения поставленных нами задач использовался комплекс взаимодополняющих методов исследования: описательный, сопоставительный и метод анализа существующей литературы по данной теме. Достоверность результатов исследования обеспечена исходными теоретико-методологическими позициями, репрезентативностью исходных данных, применением адекватных целям и задачам методов исследования и обработки полученных результатов, опытной проверкой гипотезы. Результаты нашего исследования можно будет применять в языковедческой практике, а так же в лекционных курсах по языкознанию. В этом и заключается научная и практическая значимость исследования.
Общие классификации Стадиальная классификация
Проблему стадиальности исследовали многие известные ученые-лингвисты. (Гумболдт, Шлегель, Потебня, Мещанинов). Истоки идей стадиальности берут свое начало уже в романтическом языкознании, где присутствовала теория о двух ступенях развития языка. Первая ступень падает на доисторию, является творческим периодом в жизни языка, когда создаются все основные языковые категории, характеризующие его строй. Вторая же ступень охватывает исторический период, в котором происходят изменения, не затрагивающие существенных сторон языка.[23, 22]
Стадиальная классификация И.И. Мещанинова представляет собой средство описания исторического развития общества и мышления. В ней рассматриваются отношения между синтаксическим и морфологическими уровнями в ходе исторического (по стадиям) развития синтаксических структур разных языков с учетом степени развитости мыслительной деятельности на этих языках. [13] Первая стадия (активно-мифологическая, словопредложение) отражает период бесписьменных языков, которые ограничиваются простыми предложениями: назывными и элементарными двучленными; сложные синтаксические конструкции отсутствуют. Высказывания выстраиваются из слов-предложений, так или иначе грамматически оформленных. Подобный синтаксический строй характерен для примитивных в культурном отношении языков, которые И.И. Мещанинов назвал полисинтетическими. Полисинтетические языки - языки, в которых все члены предложения (полная инкорпорация) или некоторые компоненты словосочетания (частичная инкорпорация) соединяются в единое целое без формальных показателей у каждого из них. Вторая стадия (посессивная) характеризуется состоянием определенной развитости общественного интеллекта, когда человек обретает элементарную логику: возникает расчлененное именование в двухчленных и связочных предложениях. Третью стадию (эргативная) отличает формирование разнообразных второстепенных членов предложения; сами предложения становятся распространенными. Появляется возможность варьировать порядок слов в соответствии с изменением типа мысли. Четвертая стадия (номинативная) представляет вершину языкового развития, когда создается нормированная литературная речь и возникают разнообразные типы сложных предложений. [13] Номинативная стадия является завершающей в контенсивном ряду типов. Но в то же время номинативные языки могут быть последовательно агглютинативными, агглютинативно-флективными и флективными, как и эргативные. [21]
Стадиальная теория Мещанинова связывает развитие языка с развитием форм мысли: схема четырех стадий развертывания и усложнения предложения положена в основание классификации языков и классификации народов. Она построена на текстах этих языков. Заключение
В целом, в данной курсовой работе были отражены основные взгляды различных языковедов и лингвистов на проблему классификации языков. На основе теоретического анализа исследованной литературы, мы можем сделать вывод, что данная проблема и по сей день остается актуальной, потому что невозможно создать универсальную типологическую классификацию, которая могла бы полноценно систематизировать все языки мира. Создано множество типологий, классифицирующих языки по различным критериям. В своей работе мы рассмотрели наиболее фундаментальные из них, такие как типологическая классификация Гумбольдта - Шлегеля, стадиальная классификация Мещанинова и другие. Особое внимание было уделено классификациям по языковым уровням, подверглись анализу фонологическая, морфологическая и синтаксическая классификации. Типологическая классификация Гумбольдта-Шлегеля отражает связь грамматических, лексических, фонетических аспектов языка. Август-Вильгельм Шлегель выделил 3 типа языка: аморфный, аффиксирующий, флективный. Но его классификация была не совершенна. Позже, Гумбольдт добавил 4 тип языка- инкорпорирующий (предложение является сложным словом). Стадиальная классификация Мещанинова представляет собой средство описания исторического развития общества и мышления. Она состоит из 4х стадий, каждая из которых отображает не только развитие языковой системы, но и человечества в целом. Некоторые классификационные характеристики плохо соответствуют реальному языковому материалу. На этой основе Ч. Базелл создал свою типологическую классификацию, где показал минусы типологических классификаций. Уровневые классификации языков - это классификации, дающие типологическую характеристику по какому-нибудь одному уровню. В рамках фонологической классификации сравнивается количество гласных и согласных фонем. Она выделяет консонантические (в языке преобладают согласные) и вокалические языки (большое количество гласных при ограниченном количестве согласных). Морфологическая классификация разрабатывалась лингвистами Шлегелем, Штейнталем, Гумбольдтом, Шлейхером, Сепиром и др. Морфологическая классификация Сепира различает языки по отношениям словообразования и словоизменения. Он выделял языки, имеющие или не имеющие словообразовательные или словоизменительные морфемы. Синтаксическая классификация отражает правильные порядки слов в языковых системах. Она различает языки со свободным порядком слов или, наоборот, со строгой последовательностью слов, существуют так же и промежуточные случаи.
Список используемой литературы
1. Ахманова О.С. Словарь лингвистических терминов. - М., 1966. 2. Вендина Т.И. Введение в языкознание, - М.: Высш. шк., 2002 - 288 с. . Глисон Г. Введение в дескриптивную лингвистику / Русский пер. М., 1959.
. Гумбольдт В. Избранные труды по языкознанию. М., 1984. . Гумбольдт В. Язык и философия языка. - М., 1985. . Даниленко В.П. К соотношению научной и языковой картин мира // Словарь, грамматика, текст / Под ред. И.Б. Барамыгиной. - Иркутск, 2000.-С. 58-66. . Кузнецов П.С. Морфологическая классификация языков. Изд.МГУ, 1954. . Лингвистический энциклопедический словарь. М.: Сов. энцикл., 1990. . Мельников Г.П. Язык как система и языковые универсалии // Языковые универсалии и лингвистическая типология / Под ред. И.Ф. Вардуля. - М., 1969. - С. 34-45. . Мечковская Н.Б., Б.Ю. Норман Б.Ю., Б.А. Плотников Б.А., Супрун А.Е.; Под общ. ред. Супруна А.Е. Общее языкознание: Структура языка. Типология языков и лингвистика универсалий, - Минск, издательство «Высшая школа», 1995 - с. 336 . Морфологическая типология и проблема классификации языков. М.-Л.: Наука, 1965. . Новое в лингвистике. Вып.3. - М., 1963. . Рождественский Ю., Блинов А., Введение в языкознание. - М.: издательство «Академия», 2005. - с. 336 . Рождественский Ю. Лекции по общему языкознанию - М.: издательство «Высшая школа», 1990 - с. 381 . Сепир Э., Язык. пер. с англ., М., 1934 . Серебренников Б.А. Общее языкознание. Внутренняя структура языка. - М.: Наука, 1972 (раздел: Лингвистическая типология). . Скорик Г. О соотношении агглютинации и инкоропорации // Морфологическая типология и проблема классификации языков, М.-Л., 1965 . Ярцева М. Теоретические основы классификации языков мира; - М.: Наука, 1980. Интернет-ресурсы: . Большая советская энциклопедия, статья «Уровни языка».://gatchina3000.ru/great-soviet-encyclopedia/bse/114/496.htm . Общая типология языков в концепции В. Гумбольдта.://www.islu.ru/danilenko/articles/gumbtipol.htm . Панфилов К. Статья по лингвистике: «Стадиальная типологическая классификация языков» http://erlang.com.ru/euskara/? linguistics-stadial 22. Полисинтетический язык.://ru.wikipedia.org/wiki/Полисинтетический_язык . Стадиальность в развитии языка.://yazykoznanie.ru/content/view/23/211/ . Типология (лингвистика).://ru.wikipedia.org/wiki/Типология_(лингвистика) 25. Arahau: experience of Speedtalk.://sites.google.com/site/rbardalzo/arahau Курсовая работа Уровневые классификации языков Введение
В наши дни одной из самых актуальных проблем в общем языкознании является проблема классификации языков. Хотя проведено большое количество исследований и создано огромное количество работ, посвященных этому вопросу, до сих пор нет рациональной классификации, которая могла бы систематизировать все известные языки. Факторами, усложняющими решение этой проблемы, являются: разнообразие языков, сложность их структуры, неоднородность языка как явления реального мира. Все вышеупомянутое и составляет актуальность нашего исследования. Цель исследования заключается в описании и анализе общих и уровневых классификаций языков.
Для достижения цели и были определены следующие задачи исследования: анализ теоретических воззрений отечественных и зарубежных авторов на проблему классификации языков; исследование общих классификаций языков; обзор уровневых классификаций языков. Теоретико-методологической основой исследования являются идеи языковедов, лингвистов, филологов, философов разрабатывавших проблему, классификации языков, таких как, Ю. Рождественский [13,14], А. Блинов [13], В. Гумбольдт [5], А. Шлегель [14], Э. Сепир [15], И. Мещанинов [13,23], Дж. Гринберг [13] и другие. Для решения поставленных нами задач использовался комплекс взаимодополняющих методов исследования: описательный, сопоставительный и метод анализа существующей литературы по данной теме. Достоверность результатов исследования обеспечена исходными теоретико-методологическими позициями, репрезентативностью исходных данных, применением адекватных целям и задачам методов исследования и обработки полученных результатов, опытной проверкой гипотезы. Результаты нашего исследования можно будет применять в языковедческой практике, а так же в лекционных курсах по языкознанию. В этом и заключается научная и практическая значимость исследования.
Общие классификации
|
||||||||
Последнее изменение этой страницы: 2020-03-26; просмотров: 189; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.133.156.156 (0.016 с.) |