Уровневые классификации языков 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Уровневые классификации языков



Курсовая работа

Уровневые классификации языков


Введение

 

В наши дни одной из самых актуальных проблем в общем языкознании является проблема классификации языков. Хотя проведено большое количество исследований и создано огромное количество работ, посвященных этому вопросу, до сих пор нет рациональной классификации, которая могла бы систематизировать все известные языки. Факторами, усложняющими решение этой проблемы, являются: разнообразие языков, сложность их структуры, неоднородность языка как явления реального мира. Все вышеупомянутое и составляет актуальность нашего исследования. Цель исследования заключается в описании и анализе общих и уровневых классификаций языков.

Для достижения цели и были определены следующие задачи исследования:

анализ теоретических воззрений отечественных и зарубежных авторов на проблему классификации языков;

исследование общих классификаций языков;

обзор уровневых классификаций языков.

Теоретико-методологической основой исследования являются идеи языковедов, лингвистов, филологов, философов разрабатывавших проблему, классификации языков, таких как, Ю. Рождественский [13,14], А. Блинов [13], В. Гумбольдт [5], А. Шлегель [14], Э. Сепир [15], И. Мещанинов [13,23], Дж. Гринберг [13] и другие. Для решения поставленных нами задач использовался комплекс взаимодополняющих методов исследования: описательный, сопоставительный и метод анализа существующей литературы по данной теме.

Достоверность результатов исследования обеспечена исходными теоретико-методологическими позициями, репрезентативностью исходных данных, применением адекватных целям и задачам методов исследования и обработки полученных результатов, опытной проверкой гипотезы.

Результаты нашего исследования можно будет применять в языковедческой практике, а так же в лекционных курсах по языкознанию. В этом и заключается научная и практическая значимость исследования.

 


Общие классификации

Стадиальная классификация

 

Проблему стадиальности исследовали многие известные ученые-лингвисты. (Гумболдт, Шлегель, Потебня, Мещанинов). Истоки идей стадиальности берут свое начало уже в романтическом языкознании, где присутствовала теория о двух ступенях развития языка. Первая ступень падает на доисторию, является творческим периодом в жизни языка, когда создаются все основные языковые категории, характеризующие его строй. Вторая же ступень охватывает исторический период, в котором происходят изменения, не затрагивающие существенных сторон языка.[23, 22]

Стадиальная классификация И.И. Мещанинова представляет собой средство описания исторического развития общества и мышления. В ней рассматриваются отношения между синтаксическим и морфологическими уровнями в ходе исторического (по стадиям) развития синтаксических структур разных языков с учетом степени развитости мыслительной деятельности на этих языках. [13]

Первая стадия (активно-мифологическая, словопредложение) отражает период бесписьменных языков, которые ограничиваются простыми предложениями: назывными и элементарными двучленными; сложные синтаксические конструкции отсутствуют. Высказывания выстраиваются из слов-предложений, так или иначе грамматически оформленных. Подобный синтаксический строй характерен для примитивных в культурном отношении языков, которые И.И. Мещанинов назвал полисинтетическими. Полисинтетические языки - языки, в которых все члены предложения (полная инкорпорация) или некоторые компоненты словосочетания (частичная инкорпорация) соединяются в единое целое без формальных показателей у каждого из них.

Вторая стадия (посессивная) характеризуется состоянием определенной развитости общественного интеллекта, когда человек обретает элементарную логику: возникает расчлененное именование в двухчленных и связочных предложениях.

Третью стадию (эргативная) отличает формирование разнообразных второстепенных членов предложения; сами предложения становятся распространенными. Появляется возможность варьировать порядок слов в соответствии с изменением типа мысли.

Четвертая стадия (номинативная) представляет вершину языкового развития, когда создается нормированная литературная речь и возникают разнообразные типы сложных предложений. [13] Номинативная стадия является завершающей в контенсивном ряду типов. Но в то же время номинативные языки могут быть последовательно агглютинативными, агглютинативно-флективными и флективными, как и эргативные. [21]

Стадиальная теория Мещанинова связывает развитие языка с развитием форм мысли: схема четырех стадий развертывания и усложнения предложения положена в основание классификации языков и классификации народов. Она построена на текстах этих языков.


Заключение

 

В целом, в данной курсовой работе были отражены основные взгляды различных языковедов и лингвистов на проблему классификации языков. На основе теоретического анализа исследованной литературы, мы можем сделать вывод, что данная проблема и по сей день остается актуальной, потому что невозможно создать универсальную типологическую классификацию, которая могла бы полноценно систематизировать все языки мира.

Создано множество типологий, классифицирующих языки по различным критериям. В своей работе мы рассмотрели наиболее фундаментальные из них, такие как типологическая классификация Гумбольдта - Шлегеля, стадиальная классификация Мещанинова и другие. Особое внимание было уделено классификациям по языковым уровням, подверглись анализу фонологическая, морфологическая и синтаксическая классификации.

Типологическая классификация Гумбольдта-Шлегеля отражает связь грамматических, лексических, фонетических аспектов языка. Август-Вильгельм Шлегель выделил 3 типа языка: аморфный, аффиксирующий, флективный. Но его классификация была не совершенна. Позже, Гумбольдт добавил 4 тип языка- инкорпорирующий (предложение является сложным словом). Стадиальная классификация Мещанинова представляет собой средство описания исторического развития общества и мышления. Она состоит из 4х стадий, каждая из которых отображает не только развитие языковой системы, но и человечества в целом. Некоторые классификационные характеристики плохо соответствуют реальному языковому материалу. На этой основе Ч. Базелл создал свою типологическую классификацию, где показал минусы типологических классификаций.

Уровневые классификации языков - это классификации, дающие типологическую характеристику по какому-нибудь одному уровню. В рамках фонологической классификации сравнивается количество гласных и согласных фонем. Она выделяет консонантические (в языке преобладают согласные) и вокалические языки (большое количество гласных при ограниченном количестве согласных). Морфологическая классификация разрабатывалась лингвистами Шлегелем, Штейнталем, Гумбольдтом, Шлейхером, Сепиром и др. Морфологическая классификация Сепира различает языки по отношениям словообразования и словоизменения. Он выделял языки, имеющие или не имеющие словообразовательные или словоизменительные морфемы. Синтаксическая классификация отражает правильные порядки слов в языковых системах. Она различает языки со свободным порядком слов или, наоборот, со строгой последовательностью слов, существуют так же и промежуточные случаи.

 


Список используемой литературы

 

1. Ахманова О.С. Словарь лингвистических терминов. - М., 1966.

2. Вендина Т.И. Введение в языкознание, - М.: Высш. шк., 2002 - 288 с.

.   Глисон Г. Введение в дескриптивную лингвистику / Русский пер. М., 1959.

.   Гумбольдт В. Избранные труды по языкознанию. М., 1984.

.   Гумбольдт В. Язык и философия языка. - М., 1985.

.   Даниленко В.П. К соотношению научной и языковой картин мира // Словарь, грамматика, текст / Под ред. И.Б. Барамыгиной. - Иркутск, 2000.-С. 58-66.

.   Кузнецов П.С. Морфологическая классификация языков. Изд.МГУ, 1954.

.   Лингвистический энциклопедический словарь. М.: Сов. энцикл., 1990.

.   Мельников Г.П. Язык как система и языковые универсалии // Языковые универсалии и лингвистическая типология / Под ред. И.Ф. Вардуля. - М., 1969. - С. 34-45.

.   Мечковская Н.Б., Б.Ю. Норман Б.Ю., Б.А. Плотников Б.А., Супрун А.Е.; Под общ. ред. Супруна А.Е. Общее языкознание: Структура языка. Типология языков и лингвистика универсалий, - Минск, издательство «Высшая школа», 1995 - с. 336

.   Морфологическая типология и проблема классификации языков. М.-Л.: Наука, 1965.

.   Новое в лингвистике. Вып.3. - М., 1963.

.   Рождественский Ю., Блинов А., Введение в языкознание. - М.: издательство «Академия», 2005. - с. 336

.   Рождественский Ю. Лекции по общему языкознанию - М.: издательство «Высшая школа», 1990 - с. 381

.   Сепир Э., Язык. пер. с англ., М., 1934

.   Серебренников Б.А. Общее языкознание. Внутренняя структура языка. - М.: Наука, 1972 (раздел: Лингвистическая типология).

.   Скорик Г. О соотношении агглютинации и инкоропорации // Морфологическая типология и проблема классификации языков, М.-Л., 1965

.   Ярцева М. Теоретические основы классификации языков мира; - М.: Наука, 1980.

Интернет-ресурсы:

. Большая советская энциклопедия, статья «Уровни языка».://gatchina3000.ru/great-soviet-encyclopedia/bse/114/496.htm

. Общая типология языков в концепции В. Гумбольдта.://www.islu.ru/danilenko/articles/gumbtipol.htm

. Панфилов К. Статья по лингвистике: «Стадиальная типологическая классификация языков»

http://erlang.com.ru/euskara/? linguistics-stadial

22. Полисинтетический язык.://ru.wikipedia.org/wiki/Полисинтетический_язык

. Стадиальность в развитии языка.://yazykoznanie.ru/content/view/23/211/

. Типология (лингвистика).://ru.wikipedia.org/wiki/Типология_(лингвистика)

25. Arahau: experience of Speedtalk.://sites.google.com/site/rbardalzo/arahau

Курсовая работа

Уровневые классификации языков


Введение

 

В наши дни одной из самых актуальных проблем в общем языкознании является проблема классификации языков. Хотя проведено большое количество исследований и создано огромное количество работ, посвященных этому вопросу, до сих пор нет рациональной классификации, которая могла бы систематизировать все известные языки. Факторами, усложняющими решение этой проблемы, являются: разнообразие языков, сложность их структуры, неоднородность языка как явления реального мира. Все вышеупомянутое и составляет актуальность нашего исследования. Цель исследования заключается в описании и анализе общих и уровневых классификаций языков.

Для достижения цели и были определены следующие задачи исследования:

анализ теоретических воззрений отечественных и зарубежных авторов на проблему классификации языков;

исследование общих классификаций языков;

обзор уровневых классификаций языков.

Теоретико-методологической основой исследования являются идеи языковедов, лингвистов, филологов, философов разрабатывавших проблему, классификации языков, таких как, Ю. Рождественский [13,14], А. Блинов [13], В. Гумбольдт [5], А. Шлегель [14], Э. Сепир [15], И. Мещанинов [13,23], Дж. Гринберг [13] и другие. Для решения поставленных нами задач использовался комплекс взаимодополняющих методов исследования: описательный, сопоставительный и метод анализа существующей литературы по данной теме.

Достоверность результатов исследования обеспечена исходными теоретико-методологическими позициями, репрезентативностью исходных данных, применением адекватных целям и задачам методов исследования и обработки полученных результатов, опытной проверкой гипотезы.

Результаты нашего исследования можно будет применять в языковедческой практике, а так же в лекционных курсах по языкознанию. В этом и заключается научная и практическая значимость исследования.

 


Общие классификации



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2020-03-26; просмотров: 189; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.133.156.156 (0.016 с.)