Русской православной церкви» 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Русской православной церкви»



РУССКОЙ ПРАВОСЛАВНОЙ ЦЕРКВИ»

 

 


СОГЛАСОВАНО

Зав. церковно-практической кафедрой

 

_______________________________

Свящ. Максим Михайлов

 

«____»___________________ 2018 г.

УТВЕРЖДАЮ

Проректор по учебной работе

 

_______________________________

Диакон Никита Стратилат

 

«____»___________________ 2018 г.


 

Введение в библеистику

рабочая программа дисциплины

 

 

 

Код и направление подготовки: 48.03.01 «Теология»

Профиль: «Православная теология»

Уровень образования: бакалавриат

Квалификация: академический бакалавр

Форма обучения: очная

Общая трудоёмкость: 4 ЗЕТ

Составитель: свящ. Максим Михайлов, к.б.

 


 

 

Москва

2018

 

Печатается по решению Учёного совета

Перервинской духовной семинарии

 

 

Введение в билеистику: рабочая программа дисциплины

для очной формы обучения ПДС. Москва, 2018. – 20 с.

 

Рабочая программа дисциплины (РПД) разработана в соответствии с ФГОС 3+ «Теология» и составлена на основании Учебного плана, утверждённого Учёным советом Перервинской духовной семинарии от 30.06.2018 г. протокол №1. Данная РПД содержит основные требования предъявляемые к изучению дисциплины «Введение в библеистику», а также методические материалы для оптимизации учебного процесса: учебно-тематический план, фонд оценочных средств, методические указания для обучающихся по освоению дисциплины, учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины, материально-техническое обеспечение дисциплины и др.

 

© свящ. Максим Михайлов, 2018

© Перервинская духовная семинария, 2018

 

Содержание

 

 

1. ВВОДНАЯ ЧАСТЬ................................................................................................................................. 4

1.1. Цели и задачи освоения дисциплины........................................................................................... 4

1.2. Место дисциплины в структуре ООП.......................................................................................... 4

1.3. Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины.................... 4

1.4. Требования к уровню освоения содержания курса...................................................................... 4

2. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ...................................................................................... 6

2.1. Учебно-тематический план........................................................................................................... 6

2.2. Содержание дисциплины.............................................................................................................. 8

3. ФОНД ОЦЕНОЧНЫХ СРЕДСТВ............................................................................................................ 11

3.1. Контрольные вопросы к текущей аттестации............................................................................. 11

3.2. Контрольные вопросы к промежуточной аттестации (к зачёту)............................................... 13

3.3. Билеты к итоговой аттестации..................................................................................................... 14

4. МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ ДЛЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ ПО ОСВОЕНИЮ ДИСЦИПЛИНЫ........................ 16

4.1. Методические рекомендации по видам учебных занятий.......................................................... 16

4.2. Перечень учебно-методического обеспечения самостоятельной работы студентов.............. 16

5. УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ И ИНФОРМАЦИОННОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ.................................................... 18

5.1. Список рекомендуемой литературы........................................................................................... 18

5.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети «Интернет»...................... 19

5.3. Образовательные технологии...................................................................................................... 19

6. МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ......................................................... 20

 

 

ВВОДНАЯ ЧАСТЬ

Дисциплина «Введение в библеистику» предназначена для студентов 1-го курса и является пропедевтической в системе богословского образования. Курс находится в тесной взаимосвязи с такими специальными дисциплинами, как «Священное Писание Ветхого Завета», «Священное Писание Нового Завета», «Патрология» и др., и призван дать целостное представление о Священном Писании и о его месте в жизни Церкви. Преподавание данного предмета предполагает преемство с толкованиями Святых Отцов и литургическим преданием Церкви, а также с современными достижениями исторической и археологической наук.

1.1. Цели и задачи освоения дисциплины

Цель курса состоит в приобщении студентов к святоотеческой традиции изучения и толкования Священного Писания Нового Завета и выработке умения ориентироваться в современных научных достижениях библеистики.

Исходя из этого, задачи изучения дисциплины предстают в следующем виде:

· дать целостное представление о Священном Писании и о его месте в жизни Церкви;

· познакомить с традиционными и критическими подходами к толкованию библейского текста;

· дать представление о происхождении книг Священного Писания, истории формирования канона и истории священного текста книг Нового Завета.

1.2. Место дисциплины в структуре ООП

«Введение в библеистику» (Б1.Б.03) входит в основную часть обязательных дисциплин Блока 1. ООП по направлению 48.03.01. «Теология» и изучается на 1-м курсе. Курс рассчитан на 4 ЗЕТ (144 ч.), 72 часа аудиторных занятий в уч. год – (лекции 24 часа) + (практические занятия 48 часов) и 45 часов отводится на самостоятельную работу студентов, 27 часов отводится на экзамен. Освоение данной дисциплины необходимо для успешного параллельного освоения дисциплин ООП: «Священное Писание Ветхого Завета» и «Священное Писание Нового Завета».

1.3. Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины

Данная дисциплина способствует формированию следующей компетенции, предусмотренной ФГОС ВО по направлению подготовки «Теология»:

общекультурные (ОК):

· способностью использовать основы теологических знаний в процессе духовно-нравственного развития (ОК-10).

Требования к уровню освоения содержания курса

Исходя из поставленной цели курса и предполагаемой учебной нагрузки, по окончании изучения дисциплины студенты должны:

знать:

· содержание и методы библейских дисциплин и их значение для понимания Слова Божия;

· методы толкования текста Священного Писания;

· основные принципы патристической экзегезы;

· историю происхождения Священной письменности;

· важнейшие рукописи Священного Писания Нового и Ветхого Завета;

· историческую судьбу славянского и русского текстов Священного Писания.

уметь:

· применять на практике знание библейских дисциплин для понимания текста Священного Писания;

· пользоваться основными герменевтическими методами для толкования Священного Писания;

· аргументированно доказать правильность православного подхода для понимания богодухновенности Священного Писания;

· аргументированно обосновать православный подход в вопросах исагогики Священного Писания;

· ориентироваться в исторических событиях, связанных с созданием текста Священного Писания на церковнославянском и русском языках;

· показать исторические особенности развития  русской библеистики.

 

владеть:

· целостным представлением о содержании библейской науки и её значении в изучении Священного текста;

· навыками научного подхода к изучению текста Священного Писания;

· методами толкования Священного Писания на основе принципов православной патристической экзегезы;

· научным инструментарием библейских дисциплин для православной апологетики.


 

 

СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ

2.1. Учебно-тематический план

 

Наименование разделов

И тем

Сем.

Нед.

Аудит.

СР

Вид

Занятия

Лек Пр

РАЗДЕЛ I

РАЗДЕЛ II

РАЗДЕЛ III

РАЗДЕЛ IV

РАЗДЕЛ V

РАЗДЕЛ VI

РАЗДЕЛ VII

РАЗДЕЛ VIII

ЯЗЫК КНИГ НОВОГО ЗАВЕТА

12. Язык книг Нового Завета 2 17-18 2 2   Лекция Семинар
  Итоговая аттестация 2       27 Экзамен
  Итого 2 36 24 48 45 144

2.2. Содержание дисциплины

Наименование разделов и тем Содержание

РАЗДЕЛ I

РАЗДЕЛ II

РАЗДЕЛ III

РАЗДЕЛ IV

РАЗДЕЛ V

РАЗДЕЛ VI

РАЗДЕЛ VII

ФОНД ОЦЕНОЧНЫХ СРЕДСТВ

Рабочая программа дисциплины обеспечена фондом оценочных средств для проведения текущего, промежуточного и итогового контроля. В учебной программе запланированы текущая аттестация (опросы, коллоквиумы), промежуточной аттестации (зачёт с оценкой) и итоговые аттестации (экзамен). Для подготовки к опросам и коллоквиумам студент использует перечень вопросов, учебное пособие, указанную литературу и собственные записи. При подготовке к итоговой аттестации рекомендуется к каждому вопросу составить тезисы. Подобная рекомендация поможет быстро восстанавливать в памяти прочитанный материал.

3.1. Контрольные вопросы к текущей аттестации

Раздел I

1. Различия между естественным и сверхъестественным Откровением. Необходимость сверхъестественного Откровения, его формы (письменная, устная).

2. Содержание терминов «Писание», «Книги», «Библия», «Слово Божие», «Ветхий Завет», «Новый Завет».

3. Цели и плоды, а также способы изучения Св. Писания по преп. Исааку Сирину.

4. Краткая характеристика библейских дисциплин: исагогики, герменевтики, экзегетики, библейского богословия, а также археологии, истории, лингвистики, палеографии

5. Отличие Священных книг от прочей литературы. Понятие богодухновенности. Различные объяснения природы богодухновенности.

6. Свидетельства иудейского предания о составлении сборника священных книг. Роль Моисея, Иисуса Навина, пророческих школ, а также Ездры и Неемии в написании и сохранении священных книг.

7. Заключение ветхозаветного канона. Палестинский и Александрийский канон.

8. Взгляд восточных и западных отцов Церкви I–III века на ветхозаветный канон. Развитие этих взглядов в IV–V, а также VI–XVI веках.

9. Обсуждение вопроса о границах ветхозаветного канона на Поместных Соборах в КПле и Иерусалиме (1638, 1642, 1672). Взгляд свт. Филарета Московского. Надуманность проблемы разграничения узкого и пространного канона Ветхого Завета.

10. Разделение книг в еврейской Библии, Септуагинте и Вульгате. Причины появления апокрифов, их отличие от канонических книг.

11. Древнееврейский, арамейский и древнегреческий язык, их особенности в передаче Откровения В.З.

12. Происхождение палеоеврейской и арамейской письменности, квадратного еврейского алфавита и греческого алфавита.

13. Материалы для письма в Ветхом Завете: папирус и пергамен, способ изготовления и техника письма.

14. Форма ветхозаветных книг. Способы копирования манускриптов.

15. Промасоретский и масоретский текст, самарянское Пятикнижие, рукописи Мертвого моря.

16. Септуагинта, другие древнегреческие переводы. Редакции и издания Септуагинты, таргумы, сирийская Пешитта.

17. Старолатинские переводы Ветхого Завета и Вульгата. Церковнославянские и русские переводы Ветхого Завета.

18. Правила толкования Св. Писания. Этимология термина «герменевтика». Основные принципы общей герменевтики.

19. Связь библейской герменевтики и экзегетики. Особенности библейской герменевтики. Необходимость толкования Священного Писания.

20. Принципы православной герменевтики. Богодухновенность Священного Писания. Богочеловеческий характер Священного Писания.

21. Христоцентризм Священного Писания. Толкование Ветхого Завета в свете Нового. Духовная жизнь как условие правильного толкования Священного Писания.

22. Толкование Священного Писания в свете Священного Предания. Многоплановость библейского текста.

23. Методы толкования Св. Писания. Историко-филологический метод толкования. Аллегорический метод толкования. Тропологический (нравоучительный) метод толкования.

24. Типологический (прообразовательный) метод толкования. Анагогический метод толкования. Аккомодативное толкование.

Раздел II

1. История термина «Новый Завет». Специфика новозаветной исагогики.

2. Материал по исагогике у святых отцов Церкви и церковных писателей.

3. Исагогика нового времени: от Ришара Симона и Тюбингенской школы к школе «истории религии», «эсхатологической школе», школе «истории форм» и «истории редакций»; теория «демифологизации» Бультмана, стилистический и структуранализ и др.

4. Материал новозаветных рукописей. Форма рукописных книг: переход от свитка к кодексу. Виды новозаветных рукописей: в отношении способа написания; в отношении содержания и назначения. Число новозаветных рукописей.

5. Важнейшие рукописи: Синайский кодекс, Александрийский и Ватиканский кодексы, кодекс Ефрема и др. Разделения текста, употреблявшиеся в древности.

6. Древние переводы Нового Завета. Открытость Церкви к переводу Ее проповеди (и текстов) на разные языки (дар языков). Греческий язык новозаветных книг, как выражение Ее открытости всему миру.

7. Латинские переводы. Сирийские переводы. Другие древние переводы. Дополнительно: новогреческие переводы Нового Завета.

8. История печатного греческого текста Нового Завета. От Эразма до Textus Receptus: Комплютенская Полиглота, особенности Эразмового издания, издания Роберта Стефана, издания братьев Эльзевир.

9. От Textus Receptus до критических изданий: Парижская и Лондонская Полиглоты. Принципы текстуальной критики Бенгеля, Ветштейна и Грисбаха. Влияние научных достижений и археологических открытий на библейскую текстологию.

10. Издание Весткота и Хорта. Исследования византийского текста Н.З. в XX веке. Издания Нестле-Аланда. Издания церковного греческого текста Н.З. Издания богослужебных чтений из Евангелия и Апостола.

11. Что такое «критика новозаветного текста»? Раннехристианские редакции новозаветного текста.

12. Причины возникновения разночтений в рукописях Нового Завета, основные виды ошибок.

13. Примеры современной классификации рукописей по типу текста. Значение греческого церковного текста для исследований Нового Завета.

14. Ветхий Завет как Священное Писание ранней Церкви. Объем и форма ветхозаветных книг у первых христиан. Отношение раннехристианских писателей к девтероканоническим книгам Ветхого Завета.

15. Первые упоминания о Новом Завете, как Писании. Два значения термина «Евангелие». Превосходство устного Предания над письменным у первых христиан: свидетельство епископа Папия Иерапольского.

16. Первые случаи цитирования новозаветных книг. Первые собрания книг Нового Завета: Corpus Paulinum, первые упоминания о четверичном числе Евангелий.

17. Конец II века как решающий момент в истории новозаветного канона. Первые случаи использования словосочетания «Новый Завет» в приложении к новозаветным книгам. Свидетельства свт. Иринея Лионского и Климента Александрийского о составе новозаветного канона.

18. Канон Муратори. Варианты в составе новозаветного канона к концу II века.

19. Споры о каноничности некоторых книг Нового Завета в III веке. Свидетельство Оригена о состоянии новозаветного канона. Сомнения Восточной Церкви относительно Апокалип­сиса.

20. Окончательное формирование канона в IV веке. Группировка новозаветных книг у Евсевия Кесарийского. Споры относительно Апокалипсиса. Книги, не вошедшие в новозаветный канон. 39-е Послание свт. Афанасия Александрийского. Особое место Апокалипсиса в каноне.

21. Язык книг Нового Завета. Языки, на которых говорили апостолы и Спаситель. Надпись на Кресте Господа. Особенности новозаветного греческого языка. Различия в стиле между книгами Нового Завета. Влияние богословия на язык новозаветных книг.

3.2. Контрольные вопросы к промежуточной аттестации (к зачёту)

Введение в Ветхий Завет

1. Назовите различия между естественным и сверхъестественным Откровением. Формы сверхъ­естественного Откровения.

2. Краткая характеристика библейских дисциплин: исагогики, герменевтики, экзегетики

3. Краткая характеристика библейских дисциплин: библейского богословия, археологии, истории, лингвистики, палеографии.

4. Понятие богодухновенности. Различные объяснения природы богодухновенности.

5. Заключение ветхозаветного канона. Палестинский и Александрийский канон.

6. Взгляд восточных и западных отцов Церкви I–III века на ветхозаветный канон. Развитие этих взглядов в последующие века.

7. Разделение книг в еврейской Библии, Септуагинте и Вульгате. Причины появления апокрифов, их отличие от канонических книг.

8. Древнееврейский, арамейский и древнегреческий язык, их особенности в передаче Откровения В.З.

9. Материалы для письма в Ветхом Завете: папирус и пергамен, способ изготовления и техника письма.

10. Форма ветхозаветных книг. Способы копирования манускриптов.

11. Септуагинта, другие древнегреческие переводы. Редакции и издания Септуагинты.

12. Старолатинские переводы Ветхого Завета и Вульгата.

13. Церковнославянские и русские переводы Ветхого Завета.

14. Основные принципы общей герменевтики.

15. Связь библейской герменевтики и экзегетики. Особенности библейской герменевтики.

16. Принципы православной герменевтики.

17. Методы толкования Св. Писания. Историко-филологический метод толкования. Аллегорический метод толкования. Тропологический (нравоучительный) метод толкования.

18. Типологический (прообразовательный) метод толкования. Анагогический метод толкования. Аккомодативное толкование.

 


 

Билет 1.

1. Естественное и сверхъестественное Откровение.

2. Язык книг Нового Завета.

 

Билет 2.

1. Различные объяснения природы богодухновенности.

2. Канон Муратори.

 

Билет 3.

1. Разделение книг в еврейской Библии, Септуагинте и Вульгате.

2. Основные этапы формирования новозаветного канона.

 

Билет 4.

1. Язык ветхозаветных книг. Особенности древних языков в передаче Откровения В.З.

2. Критика новозаветного текста.

 

Билет 5.

1. Материалы для письма в Ветхом Завете.

2. История печатного греческого текста Нового Завета. От Эразма до Textus Receptus.

 

Билет 6.

1. Септуагинта, другие древнегреческие переводы.

2. История печатного греческого текста НЗ. От Textus Receptus до критических изданий.

 

Билет 7.

1. Старолатинские переводы Ветхого Завета и Вульгата.

2. Материал новозаветных рукописей. Форма рукописных книг. Виды новозаветных рукописей.

Билет 8.

1. Церковнославянские и русские переводы Ветхого Завета.

2. Методы толкования Св. Писания. Историко-филологический метод толкования.

 

Билет 9.

1. Аллегорический метод толкования.

2. Древние переводы Нового Завета.

 

Билет 10.

1. Тропологический (нравоучительный) метод толкования.

2. Окончательное формирование НЗ канона в IV веке. Группировка новозаветных книг у Евсевия.

 

Билет 11.

1. НЗ канон в конце II в. Свидетельства свт. Иринея Лионского и Климента Александрийского.

2. Анагогический метод толкования. Аккомодативное толкование.

 

Билет 12.

1. История термина «Новый Завет».

2. Теория «демифологизации» Бультмана.

 

Билет 13.

1. Круг библейских дисциплин.

2. 39-е Послание свт. Афанасия Александрийского о каноне Св. Писания.

 

Билет 14.

1. Основные принципы общей герменевтики.

2. Исагогика нового времени: школа «истории форм».

 

Билет 15.

1. Принципы православной герменевтики.

2. Исагогика нового времени: школа «истории редакций».

 


 

 

4. МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ ДЛЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ
ПО ОСВОЕНИЮ ДИСЦИПЛИНЫ

4.1. Методические рекомендации по видам учебных занятий

1. Лекция (см. Методические рекомендации по проведению лекционных занятий).

2. Практические занятия (см. Методические рекомендации по проведению практических занятий).

4.2. Перечень учебно-методического обеспечения самостоятельной работы студентов

Контроль и оценка результатов освоения учебной дисциплины «Введение в библеистику» осуществляется преподавателем в процессе проведения практических (семинарских) занятий, тестирования, защиты рефератов и др.

Самостоятельная работа студентов, направленная на освоение основной образовательной программы направления подготовки 48.03.01 «Теология», включает в себя подготовку к аудиторным, в том числе практическим (семинарским) занятиям.

Целью самостоятельной работы студентов по подготовке к практическим занятиям является освоение учебной дисциплины в полном объёме, углубление знаний, полученных на лекциях и в процессе самостоятельной работы над учебно-методической литературой и нормативными источниками. Эта форма работы развивает у студентов самостоятельность мышления, умение делать выводы, связывать теоретические положения с практикой. В ходе практических (семинарских) занятий вырабатываются необходимые для публичных выступлений навыки, совершенствуется культура речи.

Практические (семинарские) занятия являются средством контроля преподавателя за самостоятельной работой студентов.

К основным видам самостоятельной работы относятся:

1. Самостоятельная работа с содержанием лекционного курса.

2. Самостоятельное изучение теоретического материала.

3. Реферирование, конспектирование литературы.

4. Подготовка письменных и устных сообщений при использовании основных источников, а также докладов, обсуждений по проблемным вопросам на основе материалов дополнительных источников.

5. Работа с Интернет-ресурсами по изучаемой тематике и подготовка аналитических обзоров, докладов (в устной и письменной форме), проектов.

6. Подготовка к экзамену.

7. Выполнение индивидуальных заданий.

Для самостоятельной внеаудиторной работы обучающимся могут быть рекомендованы следующие виды заданий:

для овладения знаниями:

· чтение текста (учебника, первоисточника, дополнительной литературы по изучаемой теме);

· составление плана текста;

· графическое изображение структуры текста;

· конспектирование текста;

· выписки из текста;

· работа со словарями и справочниками;

· учебно-исследовательская работа;

· использование аудио- и видео-записей, компьютерной техники и Интернета и др.;

для закрепления и систематизации знаний:

· работа с конспектом лекций (обработка текста);

· повторная работа над учебным материалом (учебника, первоисточника, дополнительной литературы);

· составление плана и тезисов ответа;

· составление таблиц для систематизации учебного материала;

· ответы на контрольные вопросы;

· аналитическая обработка текста (аннотирование, рецензирование, реферирование и др.);

· подготовка сообщений к выступлению на семинаре, конференции;

· подготовка рефератов, докладов и др.

 

Подробнее см. Методические рекомендации по организации самостоятельной работы студентов.


 

 

УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ И ИНФОРМАЦИОННОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ

Список рекомендуемой литературы

Основная

1. Библия. Книги Священного Писания Ветхого и Нового Завета. Изд. Московской Патриархии. М., 1992.

2. Библия. Книги Священного Писания Ветхого и Нового Завета на церковнославянском языке. РБО. М., 1993.

3. Novum Testamentum graece // Nestle-Aland. Ed. XXVII. Stuttgart, 1996.

4. Феофан Затворник, свт. Толкования Посланий св. ап. Павла. М., 1995–1998.

5. Митр. Иларион (Алфеев). Иисус Христос. Жизнь и учение: в 6 кн. – Кн. 1: Начало Евангелия. М.: Изд-во Сретенского монастыря, 2016.

6. Каравидопулос И. Введение в Новый Завет. М.: Изд-во ПСТГУ, 2016.

7. Мецгер Брюс Новый Завет. Контекст, формирование, содержание. Изд-во ББИ. М., 2011.

8. Добыкин Д. Г. Введение в Священное Писание Ветхого Завета. СПб., 2014.

 

Дополнительная

1. Арсеньев И., священник Саддукеи. Происхождение этой иудейской партии и религиозно-политические ее воззрения. М. 1911.

2. Арфаксадов Ф. Иерусалимский синедрион. Историко-археологическое исследование. Казань, 1903.

3. Гай Светоний Транквилл. Жизнь двенадцати цезарей. М.: Наука, 1964. Серия: Литературные памятники.

4. Гатри Д. Введение в Новый Завет. СПб, 1996.

5. Глубоковский Н. Н. Библейский греческий язык в Писаниях Ветхого и Нового завета. К. 1914.

6. Глубоковский Н. Н. Греческий язык Нового Завета в свете современного языкознания. Пг. 1915.

7. Глубоковский Н. Н. Св. апостол Лука, евангелист и дееписатель. София. 1932.

8. Плиний Младший. Письма. Кн. I—Х / Изд. подгот. Сергеенко М. Е., Доватур А. И. 1-е изд. 1950 г.; 2-е изд., перераб. 1982.

9. Поснов М. Э. Иудейство. К характеристике внутренней жизни еврейского народа в послепленное время. К., 1906.

10. Словарь Нового Завета. Мир Нового Завета. Т. 1–2. Изд.: ББИ М. 2010.

11. Сорокин А., прот. Христос и Церковь в Новом Завете. М., 2006.

12. Толковая Библия /Издание преемников Лопухина/. Т. 3. Стокгольм, 1987.

13. Хосроев А. Из истории раннего христианства (на материалах коптской библиотеки из Наг-Хаммади). М., 1997.

14. Цицерон Марк Туллий. Письма. М.: Наука, 2008.

Образовательные технологии

Образовательная технология (технология в сфере образования) – это совокупность научно и практически обоснованных методов и инструментов для достижения запланированных результатов в области образования. Применение конкретных образовательных технологий в учебном процессе определяется спецификой учебной деятельности, её информационно-ресурсной основы и видов учебной работы. Реализация компетентностного и личностно-деятельностного подхода в образовании предполагает применение активных и интерактивных форм обучения, таких как разбор конкретных ситуаций, коллективная мыслительная деятельность, дискуссии, работа над проектами научно-исследовательского характера и т.д. При этом предпочтение отдаётся технологиям, создающим дидактические и психологические условия, побуждающие студентов к активности, проявлению творческого, исследовательского подхода в процессе учебы, и технологиям, позволяющим не только подкреплять теоретические знания практикой, но и приобретать их, погружаясь в профессиональную деятельность.

В ходе изучения дисциплины Введение в библеистику предполагается применение следующих образовательных технологий:

1.Традиционные образовательные технологии ориентируются наорганизацию образовательного процесса, предполагающую прямую трансляцию знаний от преподавателя к студенту (преимущественно на основе объяснительно-иллюстративных методов обучения). Учебная деятельность студента носит в таких условиях, как правило, репродуктивный характер.

2.Информационно-коммуникационные образовательные технологии – организация образовательного процесса, основанная на применении специализированных программных сред и технических средств работы с информацией.

3.Технология коммуникативного обучения – направлена на формирование коммуникативной компетентности студентов и предполагает активное внедрение диалоговых форм занятий, подразумевающих как коммуникацию между студентом и преподавателем, так и коммуникацию студентов между собой.

4.Технология развития критического мышления ориентированы на развитие навыков анализа и критического мышления, демонстрации различных позиций и точек зрения, формирование навыков оценки альтернативных вариантов в условиях неопределённости.

5.Технология тестирования используется для контроля уровня усвоения лексических, грамматических знаний на определённом этапе обучения или на промежуточной аттестации. Кроме того, она позволяет преподавателю выявить и систематизировать аспекты, требующие дополнительной проработки.

Комплексное использование в учебном процессе всех вышеназванных образовательных технологий стимулируют личностную, интеллектуальную активность, способствуют формированию компетенций, в той степени, в которой они формируются в процессе освоения данного курса.


 

МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ

Для проведения лекционных и практических занятий необходим стандартный набор специализированной учебной мебели, учебного оборудования и технические средства для представления учебной информации студентам. Для изучения дисциплины «Введение в библеистику» необходимо следующее материально-техническое обеспечение:

Лекционные занятия комплект электронных презентаций (слайдов); аудитория, оснащённая презентационной техникой (проектор, экран, компьютер/ноутбук) и т.д.

Практические занятия доступ к библиотечным ресурсам;доступ к локальному серверу и сети Интернет;аудитория, оснащённая презентационной техникой (проектор, экран, компьютер/ноутбук) и т.д.

К экзамену – аудитория, оснащённая презентационной техникой (проектор, экран, компьютер/ноутбук, сеть Wi-Fi, аудио-колонки).

 

 

РУССКОЙ ПРАВОСЛАВНОЙ ЦЕРКВИ»

 

 


СОГЛАСОВАНО

Зав. церковно-практической кафедрой

 

_______________________________

Свящ. Максим Михайлов

 

«____»___________________ 2018 г.

УТВЕРЖДАЮ

Проректор по учебной работе

 

_______________________________

Диакон Никита Стратилат

 

«____»___________________ 2018 г.


 

Введение в библеистику

рабочая программа дисциплины

 

 

 

Код и направление подготовки: 48.03.01 «Теология»

Профиль: «Православная теология»

Уровень образования: бакалавриат

Квалификация: академический бакалавр

Форма обучения: очная

Общая трудоёмкость: 4 ЗЕТ

Составитель: свящ. Максим Михайлов, к.б.

 


 

 

Москва

2018

 

Печатается по решению Учёного совета

Перервинской духовной семинарии

 

 

Введение в билеистику: рабочая программа дисциплины

для очной формы обучения ПДС. Москва, 2018. – 20 с.

 

Рабочая программа дисциплины (РПД) разработана в соответствии с ФГОС 3+ «Теология» и составлена на основании Учебного плана, утверждённого Учёным советом Перервинской духовной семинарии от 30.06.2018 г. протокол №1. Данная РПД содержит основные требования предъявляемые к изучению дисциплины «Введение в библеистику», а также методические материалы для оптимизации учебного процесса: учебно-тематический план, фонд оценочных средств, методические указания для обучающихся по освоению дисциплины, учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины, материально-техническое обеспечение дисциплины и др.

 

© свящ. Максим Михайлов, 2018

© Перервинская духовная семинария, 2018

 

Содержание

 

 

1. ВВОДНАЯ ЧАСТЬ................................................................................................................................. 4

1.1. Цели и задачи освоения дисциплины........................................................................................... 4

1.2. Место дисциплины в структуре ООП.......................................................................................... 4

1.3. Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины.................... 4

1.4. Требования к уровню освоения содержания курса...................................................................... 4

2. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ...................................................................................... 6

2.1. Учебно-тематический план........................................................................................................... 6

2.2. Содержание дисциплины.............................................................................................................. 8

3. ФОНД ОЦЕНОЧНЫХ СРЕДСТВ............................................................................................................ 11

3.1. Контрольные вопросы к текущей аттестации............................................................................. 11

3.2. Контрольные вопросы к промежуточной аттестации (к зачёту)............................................... 13

3.3. Билеты к итоговой аттестации..................................................................................................... 14

4. МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ ДЛЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ ПО ОСВОЕНИЮ ДИСЦИПЛИНЫ........................ 16

4.1. Методические рекомендации по видам учебных занятий.......................................................... 16

4.2. Перечень учебно-методического обеспечения самостоятельной работы студентов.............. 16

5. УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ И ИНФОРМАЦИОННОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ.................................................... 18

5.1. Список рекомендуемой литературы........................................................................................... 18

5.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети «Интернет»...................... 19

5.3. Образовательные технологии...................................................................................................... 19

6. МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ......................................................... 20

 

 

ВВОДНАЯ ЧАСТЬ

Дисциплина «Введение в библеистику» предназначена для студентов 1-го курса и является пропедевтической в системе богословского образования. Курс находится в тесной взаимосвязи с такими специальными дисциплинами, как «Священное Писание Ветхого Завета», «Священное Писание Нового Завета», «Патрология» и др., и призван дать целостное представление о Священном Писании и о его месте в жизни Церкви. Преподавание данного предмета предполагает преемство с толкованиями Святых Отцов и литургическим преданием Церкви, а также с современными достижениями исторической и археологической наук.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2020-11-11; просмотров: 92; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.142.195.24 (0.305 с.)