Социально-экономическое развитие России в первой половине XIX века (презентация к лекции 6. 2. ) 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Социально-экономическое развитие России в первой половине XIX века (презентация к лекции 6. 2. )



Слайд 2-3. В первой половине XIX века Российская империя представляла собой огромную континентальную страну, размеры которой к середине XIX века достигли 18 млн км2. Население, насчитывавшее в 1815 году около 45 млн человек, выросло до 70 млн человек к началу 50-х гг. К середине столетия Россия состояла из, 69 губерний и обла­стей, которые делились на уезды.

Сельское хозяйство. Россия первой половины XIX века являлась аграрной страной, 90 % населения которой со­ставляли крестьяне. Основной отраслью экономики было сельское хозяйство. Преимущественной земледельческой системой являлось сложившееся еще в Средневековье трех­полье: яровые — озимые — пар. Прирост сельскохозяй­ственной продукции происходил преимущественно за счет расширения площади посевов, т. е. экстенсивным путем. В общем объеме сельскохозяйственных культур ведущее место занимали серые хлеба: рожь, ячмень, овес. Вместе с тем в черноземных районах стал возрастать удельный вес посевов пшеницы. Со второй четверти XIX века значительно расширяются посадки картофеля, который из ого­родной культуры превращается в полевую. В первой по­ловине XIX века вывоз хлеба еще не приобрел широкого размаха (из 342 млн пудов товарного хлеба на экспорт шло лишь 72 млн. пудов, остальное потреблялось внутри стра­ны). В 30-х гг. в России насчитывалось около 127 тыс. помещичьих семей, которые составляли 1 % населения стра­ны, причем большинство из них (70 %) были мелкопомест­ными (т. е. имели не более 21 души крестьян мужского пола). Крупных помещиков насчитывалось около 3 %, од­нако владели они почти 50 % крепостных крестьян.

Категории крестьянства. Всех крестьян дореформен­ной России можно разделить на три неравные по своей численности группы: помещичьи, государственные и удель­ные. Первая из данных категорий была самой многочис­ленной (к началу 50-х гг. их насчитывалось до 23 млн человек обоего пола). По форме феодальной эксплуатации помещичьи крестьяне делились на оброчных и барщин­ных. Численность оброчных крестьян была выше в наибо­лее развитых промышленных губерниях. Феодальные по­винности с течением времени росли, что свидетельствует, с одной стороны, об усилении феодального гнета, а с дру­гой о повышении доходности крестьянского хозяйства, которое начинает по объему производства сельскохозяй­ственной продукции конкурировать с помещичьим хозяй­ством. Государственных крестьян насчитывалось до 19 млн душ обоего пола. Феодалом по отношению к ним выступа­ло само государство. Государственные крестьяне платили в казну оброк и ряд различных налогов. Формально эти крестьяне считались свободными сельскими обывателями, и в целом их положение было несколько лучше, нежели помещичьих. Удельные крестьяне, занимавшие как бы промежуточное положение между двумя предыдущими ка­тегориями, принадлежали императорской фамилии. Их насчитывалось к концу 50-х годов 1,7 млн душ обоего пола. Удельные крестьяне несли ряд натуральных и де­нежных повинностей. С усилением капиталистических от­ношений в России все больше углубляется имущественная дифференциация в крестьянской среде. Особенно этот про­цесс получил развитие в центральных промышленных губерниях, где развитая торгово-промышленная деятельность крестьян давала им возможность обогащаться. В целом же крепостническая система хотя и обладала еще опреде­ленным запасом жизнеспособности, становилась все более ощутимым препятствием для дальнейшего развития то­варно-денежных отношений в деревне и для развития эко­номики в целом.

Промышленность и транспорт. Промышленное разви­тие дореформенной России отличалось широким распрос­транением мелкой, преимущественно крестьянской про­мышленности. К началу 50-х годов XIX века до 2/3 всей продукции обрабатывающей промышленности приходилось на долю крестьянских кустарных промыслов. Мелкая про­мышленность стала основой для дальнейшего роста капи­талистического производства — в ее недрах подготавлива­лись квалифицированные кадры, накапливались капита­лы, формировалась промышленная буржуазия.

Наряду с кустарной промышленностью развивалась и круп­ная, заводская промышленность. Наиболее значительный рост происходит во второй четверти XIX века, когда в России начинается промышленный переворот. Это проявилось в пе­реходе от мануфактуры к фабрике и выразилось, во-первых, в техническом переоснащении предприятий, на которых си­стематически начинают использоваться машины и станки, и во-вторых, в переходе от подневольного к вольнонаемному труду. Однако господствующее положение фабричное произ­водство в России займет только после отмены крепостного права в 1861 г. Рост промышленного развития приводил к росту городского населения, которое с 1811 г. по 1863 г. увеличилось в 2,2 раза. Особенно быстро росло население новых торгово-промышленных центров: Одессы, Ростова-на-Дону, Николаева, Самары и др. Социально-экономическое развитие страны требовало дальнейшего развития путей со­общения, что было больным местом российской экономики. Транспорт в России по-прежнему оставался исключительно гужевым и водным. Наиболее важной транспортной артери­ей была Волга, связывающая центральные промышленные районы с южными областями страны. Водный транспорт был самым дешевым, и поэтому правительство вкладывает много средств для создания и совершенствования гидротехнических сооружений (каналов, шлюзов). В первой полови­не XIX века в России начинают строиться шоссейные доро­ги, протяженность которых к концу 50-х годов составляла 8,5 тыс. верст. В 1873 г. в России была построена первая железная дорога — между С. Петербургом и Царским Селом. В течение восьми лет (с 1843 по 1851 гг.) строилась желез­ная дорога между Москвой и Санкт-Петербургом. Для ог­ромных просторов страны протяженность шоссейных и же­лезных дорог была совершенно недостаточна.

Торговля. Во внутренней торговле огромную роль игра­ли ярмарки. Крупнейшей из них была Нижегородская, еже­годный торговый оборот которой к началу 60-х годов со­ставлял 125 млн руб. В 1824 г. только в европейской части России насчитывалось 76 крупных ярмарок. Наиболее ак­тивную внешнюю торговлю Россия вела с Англией (34 % русского экспорта и импорта), а также с Германией (11 %), Францией (10 %), Китаем (7 %), Турцией (5 %) и т.д. В первой четверти XIX века среднегодовой вывоз това­ров определялся суммой в 59 млн руб., а ввоз — 42 млн руб. Россия вывозила преимущественно сырье и продоволь­ственные товары (85 — 90 %) экспорта: хлеб, лес, лен, кожи, пеньку и пр. Хлеб, составлявший основу русского экспорта, вывозился за счет недопотребления его внутри страны, практически ежегодно та или иная область импе­рии голодала. Среди импортируемых в Россию товаров пре­обладали промышленные товары, станки, ткани, бумага, предметы роскоши. Русская внешняя торговля имела ак­тивный баланс, т.е. превышение экспорта над импортом, что достигалось, прежде всего, высокими пошлинами на ввозимые товары. Политика протекционизма, которую про­водило правительство, защищала русскую промышленность от конкуренции и давала дополнительные доходы в казну.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2020-11-11; просмотров: 71; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.219.86.155 (0.004 с.)