Тема 8. Устойчивые словосочетания и фразеологизмы. Особенности употребления фразеологизмов в речи. Классификация фразеологизмов 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Тема 8. Устойчивые словосочетания и фразеологизмы. Особенности употребления фразеологизмов в речи. Классификация фразеологизмов



Задание 1. Прочитайте текст «Устойчивые словосочетания и фразеологизмы. Особенности употребления фразеологизмов в речи. Классификация фразеологизмов»

     Слова, соединяясь друг с другом, образуют словосочетания. Одни из них сохраняют самостоятельное значение и выполняют функцию отдельного члена предложения. Такие словосочетания называются свободными. Например: читать книгу, идти по улице. Но есть словосочетания, которые называются несвободными, фразеологически связанными. В них слова, соединяясь вместе, теряют свое лексическое значение и образуют новое смысловое целое, которое по семантике приравнивается к отдельному слову, например: пустить красного петуха поджечь; бить баклуши – бездельничать; с минуты на минуту – скоро. Как правило, такие сочетания закрепляются в языке в результате частой, длительной, иногда многовековой практики употребления. Что же такое фразеологизмы? Фразеологизм – это устойчивая и воспроизводимая единица языка, состоящая из компонентов, наделенных целостным или частично целостным значением и сочетающаяся с другими словами. Компонент – это составная часть фразеологизма, лишенная основных признаков слова. Слово утрачивает то значение, которое оно имеет в свободном употреблении. Это и обусловливает семантическую целостность фразеологизма, т.е. его значение равно значению одного понятия (нередко одного слова). Фразеологизмы могут образовываться в результате метафорического переосмысления (полного или частичного) свободных словосочетаний (сматывать удочки, брать быка за рога). Так же, как отдельному слову, фразеологизму свойственна устойчивость и воспроизводимость. Благодаря этому, фразеологизмы могут сохранять в своем составе устаревшие слова или словосочетания, которые уже не употребляются в современном русском языке: притча во языцех, точить лясы.  Этимология таких фразеологизмов требует специального анализа. Большинство фразеологизмов обладает относительной непроницаемостью: в состав фразеологизма нельзя ввести дополнительную единицу. Большинство фразеологизмов обладает экспрессивно-эмоциональной и функционально-стилевой окраской. Ср.: куда Макар телят не гонял, к черту на кулички (негат., разг.) – внести посильную лепту (полож., книж.).

Источники фразеологизмов

1. Профессиональная речь: играть первую скрипку, разделать под орех.

2. Фольклор: молочные реки, кисельные берега; за тридевять земель.

3. Исторические события: как Мамай прошел, потемкинские деревни, троянский конь.

4. Библия (Евангелие): манна небесная, умывать руки, нести свой крест.

5. Мифология: яблоко раздора, Ахиллесова пята.

6. Литературные источники: с корабля на бал, человек в футляре, на деревню дедушке.

7. Заимствованные фразеологизмы (кальки): не в своей тарелке, таскать каштаны из огня.

 Разновидностью фразеологизмов является перифраза – описательное, образное название предмета или явления, которое замещает имя существительное: джентльмен удачи – жулик, братья наши меньшие – животные и т.д. Перифразы не обязательно соотносятся с одним словом, но обязательно с одной не членимой в смысловом отношении реалией внешнего мира: однорукий бандит – игровой автомат. Перифразы могут соотноситься с именами собственными: страна восходящего солнца – Япония, крыша мира – Эверест. Перифразы могут включать в свой состав имена собственные: потомки Остапа Бендера – мошенники. Перифразы могут выступать в качестве эвфемизмов, замещая слова с резко отрицательной эмоциональной окраской: язык родных осин – нецензурная лексика, места, не столь отдаленные, – тюрьма.

Выделяют три типа фразеологизмов:

      1. Фразеологические сращения устойчивые словосочетания, обобщено-  целостное значение которых не выводится из значения составляющих компонентов. Например: попасть в просак, бить баклуши, с бухты-барахты, собаку съесть, куда ни шло и т.д.

    Мы можем не знать, что такое «просак» (в старину так называли станок для плетения сетей), не понимать слова «баклуши» (деревянные заготовки для изготовления ложек), однако целостное значение каждого из этих фразеологизмов понятно всякому русскому человеку.

      2. Фразеологические единства устойчивые сочетания, значение которых отчасти связано с семантикой составляющих их компонентов, употребленных в образном значении: плыть по течению, держать камень за пазухой, прикусить язык и т.д.

3. Фразеологические сочетания устойчивые обороты, значение которых мотивировано семантикой составляющих их компонентов: потупить взор, бархатный сезон, потерпеть крах, одержать фиаско.

Важно знать, что фразеологические сращения и фразеологические единства чаще всего своим образованием обязаны каламбуру, шутке, метафоре, гиперболе, описательным образным выражениям. Они используются в речи для особой выразительности.

Речевые ошибки в употреблении фразеологизмов:

1. Неправильное употребление фразеологизмов по значению (незнание значения фразеологизма). Например: Он все время мечет бисер перед свиньями, а ему все верят. Фразеологизм метать бисер перед свиньями имеет значение «напрасно говорить о чем-либо или доказывать что-либо тому, кто не способен понять этого». В данном контексте он употреблен в значении «выдумывать, рассказывать небылицы».

2. Замена одного из компонентов фразеологизма. Например: Это нужно спросить у сильных мира всего (вместо сего). С бешеной овцы – хоть шерсти клок ( вместо паршивой).

3. Искажение грамматической формы фразеологизма. Например: Его теперь с собакой не сыщешь (вместо с собаками).

4. Нарушение целостности фразеологизма: а) расширение (добавление компонента). Например: Пора уже тебе взяться за свой ум; б) сужение ( пропуск одного из компонентов). Например: Я не хочу вешать собак на Министерство по чрезвычайным ситуациям. (Вешать всех собак на кого-либо (разг. неодобр .) – делать кого-либо единственным виновником); в) контаминация: соединение двух фразеологизмов: держать ухо на пульсе (ср.: держать руку на пульсе и держать ухо востро быть бдительным, контролировать ситуацию).

5. Неправильное употребление фразеологизма по стилистической окраске. Например: Борьба с местными террористами - это дело рук узбекских пограничников. Фразеологизм чьих-либо рук дело имеет негативную эмоционально-оценочную окраску, что не соответствует контексту данного высказывания. Ср.: Распространение подобных слухов – дело рук недобросовестных журналистов.

 Роль фразеологизмов в русском языке и литературной речи велика.         Фразеологизмы выражают свое отношение к тому, о чем ведется речь в сочетании с образным переносным смыслом, делают речь яркой и образной. Меткость, образность, эмоциональность русских говоров делает их «золотым запасом» общенародного языка.

Задание 2. Вопросы для самоконтроля:

1. Чем различаются свободные и несвободные словосочетания?

2. Что изучает фразеология?

3. Какие признаки фразеологизмов вы знаете?

4. Какие типы фразеологизмов вы знаете?

5. Как стилистически используются фразеологизмы в речи

6. Как различаются фразеологизмы по происхождению?

7. Какую роль играют фразеологизмы в речи русского языка?

Выполните данные упражнения

Упражнение 1. Замените фразеологизмы словами. Проверьте по словарю, правильно ли вы понимаете значение фразеологизмов.

Ни свет ни заря; пойти по миру; перейти Рубикон; не лыком шит; перегибать палку; в час по чайной ложке; авгиевы конюшни; ломать шапку; нить Ариадны; небо коптить; сизифов труд; валаамова ослица.

Упражнение 2. Закончите фразеологизмы, затратив наименьшее количество времени. Объясните их значение.

Курам на …, ни пуха …, вставлять палки в …, нашла коса …, рука руку …, на вору …., ставить точки …, не лезет за словом …, кричать во всю …, вода камень…

Упражнение 3. Исправьте ошибки, допущенные вследствие неправильного употребления устойчивых оборотов.

1. Писатель идет в ногу со своим временем. 2. Эта статья до глубины души меня удивила. 3. Наш герой живет как сыр в масле. 4. Он взял себе львиную часть заработанного. 5. Возвратившись домой, он сразу оказался под неусыпным оком матери. 6. Руководитель просто обязан взять инициативу на себя. 7. Появление этого предмета здесь окутано кромешной тайной. 8. В разговоре он допустил сильную ошибку. 9. Грехи мои тяжелые! 10. Низкая благодарность правительству за это.

Упражнение 4. В данных предложениях найдите фразеологизмы, определите их тип:

1. Сначала были переводчики-любители, потом появились профессионалы. Сначала переводили, не мудрствуя лукаво, потом появились теории перевода (К. Жуков)

2. Писатель обязан шагать в ногу со временем.

3. Он решил, что если ему плюют в глаза, то он еще докажет, что с ним шутки плохи. (И. Бунин)

4. Я видел, что ему гораздо проще валять дурака, чем взять себя в руки и согласиться со всеми. (И. Бунин)

5. Родители души в нем не чаяли.

6. Мой самый близкий друг любил, оказывается, считать ворон, бить баклуши и гонять лодыря.

 

Упражнение 5. В данном тексте найдите фразеологизмы, которые имеют одинаковое значение.

В один из вечеров мы, приятели Шурика, услышали такое, что на его месте давно бы провалились сквозь землю и нас бы мучили угрызения совести. А этому, что ни толкуй в одно ухо влетает, в другое вылетает. Все с него как с гуся вода, все ему, что об стенку горохом. «Нет, мать, заключил однажды отец, – я больше не намерен бросать слова на ветер и сидеть сложа руки». И он потянулся за ремнем на стене, чтобы Шурику всыпать по первое число, задать баню, снять с него стружку и, в конце концов, показать, где раки зимуют.                                                            (По Э.А. Артаньяну)

Упражнение 6. Найдите синонимичные фразеологизмы, составьте предложение (4 на выбор).

Голову морочить, биться как рыба об лед, считать гусей, играть на нервах, рубикон пройден, голубая кровь, голубей гонять, жребий брошен, белая кость, одним лыком шиты, заткнуть за пояс, дать маху, одного поля ягоды, другая история, другая песня.

Упражнение 7. Найдите антонимические фразеологизмы. Составьте с ними предложения (4 на выбор).

Голова на плечах, за тридевять земель, цены нет, два шага, гонять лодыря, без царя в голове, грош цена, с хлеба на квас, рукой подать, жить на широкую ногу.

Упражнение 8. По представленному лексическому значению найдите и запишите фразеологизм.

1. Быть в трудном, опасном положении.

2. Оторвавшийся от семьи, сбившийся с пути человек.

3. Очень громкий, зычный голос.

4. От начала до конца.

5. Слабая, уязвимая сторона кого-либо.

6. Делать быстро, не вникая в суть дела.

 

Упражнение 9. Прочитайте буквальные переводы иноязычных фразеологизмов. Подберите к ним русский аналог.

1. Жить как петух на откорме. (франц.)

2. Дождь льет алебардами. (франц.)

3. Еще рыба в воде, а он сковороду на огонь ставит. (армянск.)

4. Болтливый петух. (франц.)

5. Принять пузыри за фонари. (итал.)

 

Упражнение 10. Замените подчеркнутые слова фразеологизмами:

1.Мы целый день бездельничали.

2. Было понятно, что он обманывает.

3. В данном случае нужно избегать рискованных решений.

4. Родители очень переволновались.

5.Сегодня у меня отвратительное настроение.

 

Упражнение 11. Установите, какие определения в левой колонке соответствуют словам и выражениям, данным в правой колонке.

1. Ахиллесова пята. 1. Двуличный человек.
2.Дамоклов меч. 2.Бесследно исчезнуть из памяти людей.
3.Прометеев огонь. 3. Слабое уязвимое место.
4. Кануть в лету. 4. Неугасимое стремление к достижению высоких целей.
5. Троянский конь 5. Постоянно угрожающая опасность.
6. Двуликий Янус. 6. Дар врагу, чтобы погубить его.
7. Глас вопиющего в пустыне. 7.Напрасный призыв к чему-либо.

Упражнение 13. Определите характер сочетания слов (свободное или устойчивое словосочетание). Проанализируйте значение и сферу употребления имеющихся в списке фразеологизмов.

Ответить за всех; точить лясы; репчатый лук; поступил на работу; себе на уме; узнать друга; черный рынок; черная смородина; получить оценку; шевелить мозгами; играть первую скрипку; ставить точки над и; перемыть посуду; перемыть кости; красной нитью; бархатный сезон, сесть за стол; сесть за стол переговоров; перемена декораций; во-первых,… во-вторых,…; уделить внимание; имеет значение.

Упражнение 14. Подготовьте монологическое высказывание по теме: «Устойчивые словосочетания и фразеологизмы. Особенности употребления фразеологизмов в речи. Классификация фразеологизмов».

Тестовые задания

1. Фразеологизмы – это …
A) Устаревшие слова.
B) Общеупотребительные слова.
C) Словосочетания.
D) Устойчивые сочетания слов.
E) Лексический состав языка.
2. Какие фразеологические единицы являются синонимами к слову «надоедать"?
A) Набивать оскомину, стоять над душой, мозолить глаза.
B) Иметь виды, льстить себя надеждой.
C) Свалиться с плеч, свет в окне, после дождичка в четверг.
D) Ноль без палочки, ходить по миру.
E) Побиться об заклад, валяться в ногах.
3. Какие фразеологические единицы являются синонимами к слову «близко»?
A) В двух шагах, под боком, рукой подать.
B) Молочные реки, кисельные берега.
C) На краю света, возносить до небес.
D) На всех парах, сломя голову.
E) У черта на куличках, ни тпру ни ну.
4. Укажите, в каком случае источником фразеологизма является античная мифология:
A) Казанская сирота, квасной патриотизм.
B) Поэтическая вольность, ищите и обрящете.
C) Сизифов труд, ящик Пандоры.
D) Хранить молчание, кричать во всю Ивановскую.
E) С корабля на бал, рукой подать.

5. Укажите фразеологизмы, выражающие удивление, недоумение, изумление:
A) Как вкопанный; подумать только! Вот так штука
B) Под горячую руку; рвать и метать; дальше некуда!
C) Не поздоровится; зарубить на носу; брать на пушку.
D) Задерживать взгляд; глаза разбегаются; смотреть в рот.
E) Войти в положение; делать упор; смотреть в оба.
6. Назовите антоним фразеологизма ”спустя рукава”
A) не покладая рук
B) не шутя
C) засучив рукава
D) положа руку на сердце
E) сложа руки
7. Подберите фразеологизм-синоним к словосочетанию “говорить без достаточного основания”
A) высосать из пальца
B) подвести под монастырь
C) распускать нюни
D) играть первую скрипку
E) заметать следы
8. Подберите фразеологизм-синоним к понятию: “Золото”
A) голова на плечах
B) кожа да кости
C) слово в слово
D) презренный металл
E) кот наплакал
9. Подобрать фразеологизм – синоним к понятию:” Умышленно врать”
A) бежать сломя голову
B) сойти со сцены
C) втаптывать в грязь
D) кричать во всю Ивановскую
E) втирать очки
10. Какому словосочетанию синонимичен фразеологизм: ”Стреляный воробей”?
A) глупый человек
B) веселый человек
C) бывалый человек
D) трусливый человек
E) легкомысленный человек
11. Какому словосочетанию синонимичен фразеологизм: ”Он вдруг неестественно выпрямился”?
A) воды в рот набрали
B) аршин проглотил
C) червячка заморил
D) язык проглотил
E) сел в лужу
12. Какому словосочетанию синонимичен фразеологизм:”Человек очень испугался”?
A) душа в пятки ушла
B) есть еще порох в пороховницах
C) косая сажень в плечах
D) ума палата
E) пыль в глаза пускать
13. Какому словосочетанию синонимичен фразеологизм: ”хранить молчание”?
A) как две капли воды
B) как в воду глядел
C) выйти сухим из воды
D) набрать в рот воды
E) прошел сквозь огонь и воду
14. Определите, в каком варианте правильно указан фразеологический синоним к слову зазнаваться:
A) врезаться в память
B) как рыба в воде
C) до корней волос
D) повесить голову
E) задирать нос
15. Определите, какой фразеологический оборот является синонимом словосочетания очень много работать:
A) не разгибая спины
B) поставить на ноги
C) от корки до корки
D) за тридевять земель
E) как рыба в воде
16. Определите, какое словосочетание является синонимом фразеологического оборота задирать нос:
A) бездельничать
B) быстро убегать
C) помнить долго
D) прочитать книгу до конца
E) зазнаваться
17. Определите, какое словосочетание является синонимом фразеологического оборота «за тридевять земель»:
A) быстро возвратиться
B) лодырничать
C) очень много говорить
D) сильно плакать
E) находиться далеко
18. Определите, какое словосочетание является синонимом фразеологического оборота «до корней волос»:
A) покраснеть сильно
B) легко держаться в воде
C) бежать очень быстро
D) уехать очень далеко
E) опечалиться
19. Определите, какое словосочетание является синонимом фразеологического оборота «пасть духом»:
A) Отсутствие аппетита из-за сильных неприятностей.
B) Разувериться в чём-либо.
C) Очень много работать.
D) Бездельничать.
E) Родительский долг, по отношению к детям, выполненный до конца.
20. Определите, какое словосочетание является синонимом фразеологического оборота «не теряй головы»:
A) Купить очень дешево.
B) Быстро возвратиться.
C) Быть серьёзным, осмотрительным.
D) Легко держаться в воде.
E) Уехать очень далеко.
21. Определите, какое словосочетание является синонимом фразеологического оборота «бить баклуши»:
A) Прочитать книгу с первой строчки до последней.
B) Уехать очень далеко.
C) Покраснеть сильно.
D) Очень опечалится.
E) Лентяйничать, когда есть работа.
22. Определите, какое словосочетание является синонимом фразеологического оборота "на вес золота":
A) Стремится выполнить два дела одновременно.
B) Попасть в неудобное положение.
C) Будь внимателен.
D) Стоить очень дорого.
E) Очень темно.
23. Определите, в каком варианте имеется фразеологический оборот:
A) После обеда, откуда не возьмись, задул крепкий попутный ветер.
B) Над деревней носятся белые снежинки, падая на истоптанную землю.
C) Вокруг темень.
D) На другой день Лиза проснулась очень рано.
E) Лед трогается каждую весну
24. Определите, в каком варианте имеется фразеологический оборот:
A) Часовые на посту мокнут одиноко.
B) Ледоход всегда составляет событие для детворы.
C) Город никак не уступал другим губернским городам.
D) В ворота въехала красивая рессорная бричка.
E) Рукопись проливает свет на страну.
25. Определите, в каком варианте имеется фразеологический оборот:
A) Первый том словаря Ушакова вышел в 1935 году.
B) Хорошие словари стареют, потому что стареет язык.
C) Кротко синеет майское небо.
D) Оба, Фамусов и Чацкий, бросили друг другу перчатку.
E) Влажный ветерок набегает легкой волной.
26. Определите, в каком варианте имеется фразеологический оборот:
A) Крепкий свежий запах стесняет дыхание.
B) Зги не видно, ночь вокруг.
C) Слышится сдержанный, неясный шепот ночи.
D) Господин был встречен трактирным слугою, или половым.
E) Нельзя было рассмотреть, какое у него было лицо.
27. Определите, в каком варианте имеется фразеологический оборот:
A) Прошло свыше полувека, когда вышел первый том “Путь Абая”.
B) В Античности выделяется две формы драматического жанра – трагедия и комедия.
C) Он крепко пожал руку, как бы говоря: “Смотри в оба!”.
D) На Боровицком холме возник город неповторимой красоты.
E) Мой отец был рожден для сцены, и слава была для него родной стихией.
28. Определите, в каком варианте имеется фразеологический оборот:
A) Моя бабушка послужила моделью для образа Томирис.
B) Мы с отцом крепко дружили, но были у нас и размолвки.
C) Музыкальный театр поставил оперу “Ер-Таргын” и привез ее в город на Неве
D) В этот день ни свет ни заря поднялись дети.
E) Театр уже полон.
29. Определите, в каком варианте даны профессиональные слова, связанные со столярным делом:
A) Фуганок, стамеска, зубило.
B) Правда, ложь.
C) Красивый, великолепный.
D) Граница, рубеж, предел.
E) Штабс-капитан, ротмистр, хорунжий.
30. Определите, в каком варианте указаны устаревшие слова:
A) Самолёт, дельтаплан, ракета.
B) Уезд, волость, губерния.
C) Гипотеза, фейерверк, теорема.
D) Мемориал, обелиск, постамент.
E) Реликвия, шедевр.
31. Определите, в каком варианте указаны синонимы:
A) Килограмм, километр, миля, фунт.
B) Отфутболить, жигулёнок, брякнуть.
C) Каламбур, юмореска, шутка.
D) Смотри в оба.
E) Вешка, кочет, бирюк.
32. Определите, в каком варианте указаны диалектизмы:
A) Пила, фуганок, долото.
B) Скальпель, премьера, эксперт.
C) Компьютер, космонавт, менеджер.
D) Засека, ракита, площадь.
E) Кочет, петух.
33. Определите, в каком варианте указаны профессионализмы, относящиеся к музыкальному искусству:
A) Вахтер, привратник, швейцар.
B) Нотариус, презумпция невиновности, иск.
C) Яхта, парусник, бриг.
D) Ложа, партер, амфитеатр.
E) Увертюра, октава, аккорд, вокализ.
34. Укажите, в каком варианте дан фразеологический оборот со
значением «бездельничать»
A) Сломя голову.
B) Втирать очки.
C) Заправлять арапа.
D) Во все лопатки.
E) Сидеть сложа руки.
35. Определите, в каком варианте дан фразеологический оборот со
значением «обманывать»:
A) Высунув язык.
B) Собак гонять.
C) Вводить в заблуждение.
D) Во весь дух.
E) Бить баклуши.
36. Определите, в каком варианте дан фразеологический оборот со значением «быстро»:
A) Лодыря корчить.
B) Водит за нос.
C) Собак гонять.
D) Во весь дух.

E) Заправлять арапа.
37. Определите, в каком варианте дан фразеологический оборот со значением «быстро»:
A) Остаться пустым звуком.
B) Взять отстающего на буксир.
C) Выводить на чистую воду.
D) Умыть руки.
E) Во все лопатки.

38. Определите, в каком варианте допущена ошибка в употреблении фразеологического оборота:
A) Бобчинский и Добчинский оказали городничему плохую медвежью услугу.
B) Я вас выведу на чистую воду.
C) Делайте, как хотите, я умываю руки.
D) Долго ломал голову над задачей Илюша.
E) Булат совсем отчаялся, просто упал духом.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2020-11-11; просмотров: 1208; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.142.53.68 (0.04 с.)