Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Единицы самосознания В.В. Столина
1. Личностный смысл возникает в реальной жизнедеятельности субъекта, отражает отношение целей (что делает?) к мотивам деятельности (почему так поступает?). В структуре сознания личностный смысл выражает себя в значениях и эмоциональных (чувственных) переживаниях (когнитивный и эмоциональный аспекты). На индивидном уровне смысл «Я» частично тождественен самооценке и выполняет прежде всего адаптивную функцию в отношении к деятельности субъекта. Пример: «Я – хороший» - сигнал, что в достижении цели или реализации мотива все благополучно, «Я – плохой» - значит, что субъект становиться негативным условием собственной мотивации в достижении цели. Проявлением личностного смысла является конфликтный личностный смысл. Одни и те же обстоятельства, действия, последствия, вовлекаются в разные жизненные отношения (деятельности) и могут иметь разный личностный смысл: позитивный в отношении к одному мотиву и негативный по отношению к другому. Этот противоречивый смысл и является конфликтным. 2. Конфликтный личностный смысл будет позитивным для личности в той мере, в которой отражается связь действия с достижением одного мотива, и негативным в той мере, в которой отражается удаленность от другого мотива. Конфликтный смысл поступка переживается уже до его свершения, либо как сознательная дилемма, либо как субъективная трудность – в форме эмоциональной сигнализации этой конфликтности. Однако, пока поступок не свершен, смыслы «Я» не находятся в противоречии. Конфликтный личностный смысл «Я» возникает после свершения поступка. Состояния самосознания личности по В.В.Столину. Анализируя проблему строения личности, А.Н.Леонтьев наметил три типа личностных конфликтов, природа которых коренится в особенностях мотивационной сферы личности. Самосознание человека, отражая эти конфликты, как бы вбирает их в себя, что, в свою очередь, может привести к особым состояниям самосознания. 1. Разъединенность мотивационной сферы может породить и расщепленность самосознания личности – расщепление самосознания, потеря себя и переживание неоправданности своего «Я». 2. "Я" приобретает смысл в соотношении с мотивами и с главным мотивом-целью и в контексте той иерархии, в которой организуется мотивационная сфера. Но эти мотивы, как и сознаваемые связи и соподчинения между ними, могут быть мнимыми. "Я", осмысляемое относительно мнимых мотивов, приобретает фальшивый личностный смысл. Фальшивое "Я" оказывается мощным препятствием личности для понимания, оценки и переработки собственного опыта; фактором, искажающим восприятие как себя самого, так и социальной действительности. Но человек действует с реальными людьми и в реальных обстоятельствах, поэтому возникает вопрос о том, как фальшивый смысл самого себя отражается на других людях, на общении с ними.
3. Беспомощное "Я" Общая предпосылка работы самосознания на любом" из трех его уровней состоит в восприятии различий в изменениях самого себя и окружения, вызванных внешними причинами и собственной активностью. Если эти различия не воспринимаются, тогда человек может впасть в две ошибки: либо воспринять все с ним происходящее как результат его собственной активности, либо как результат действия внешних сил. 4. Деиндивидуация. Если три предыдущих состояния самосознания прежде всего связаны с мотивационно-ценностным (или мотивационно-нравственным) аспектом личности и являются отражением особенностей этой сферы в самосознании данного человека, то в явлении или состоянии деиндивидуации речь идет прежде всего об утрате чувства свободы выбора и моральной ответственности. В современных западных социально-психологических работах деиндивидуация рассматривается как явление, вызванное нивелированием отличительных характеристик индивида, анонимностью и социальной безответственностью (В.В.Столин). Традиционно самосознание как вершина человеческой психики включает следующие три тесно взаимосвязанных компонента: самопознание, самоконтроль (или саморегуляцию), самосовершенствование. Самопознание, в свою очередь, складывается из самонаблюдения и самооценки. Наиболее полно временная динамика самосознания проявляется в самооценке – одном из ключевых личностных образований самосознания. В процессе формирования самосознания, как отмечает Б. И. Додонов, особой интенсивности и глубины достигает эмоционально-ценностное отношение человека к себе. Многообразные чувства, эмоциональные состояния, пережитые в разное время в разных ситуациях жизни, образуют эмоциональный «фонд» самосознания. Это составляет основу самооценки, процесс становления которой не имеет предела во времени. Самооценка определяет и направляет весь процесс саморегулирования. Результат этого процесса прямо соотнесен с адекватностью, устойчивостью и глубиной самооценки, динамикой ее развития.
Интересной представляется предложенная (в результате анализа различных точек зрения на структуру личности и ее самосознания) А. А. Налчаджян, одной из последовательниц школы Д. Н. Узнадзе, следующая обобщенная схема: · Я, центр личности и ее самосознания, причем ее структура находится на сознательно-подсознательном уровне; · Я-концепция или самосознание – это общая структура самосознания; · ситуативные или оперативные Я-образы; · свойства личности (черты характера, способности и т. п.). Вся структура центрирована вокруг Я. Познавательные процессы составляют отдельный «блок» психики. Центральное Я личности через устойчивые структуры Я-концепции управляет этими процессами, регулирует их, направляет на познание себя и окружающего мира. Другие «блоки» – чувства и установки, программы действий, умения и навыки. Активность самосознания личности выражается в виде ситуативных Я-образов, «окружающих» центральное Я и его Я-концепцию. Относительно самосознания А. А. Налчаджян пишет, что в его структуре можно выделить несколько разновидностей элементов: · элементы самосознания, относящиеся к схеме тела личности; · элементы настоящего (реального) Я; · элементы идеального Я и др. Таким образом проблема самосознания в современной психологической науке рассматривалась с разных позиций. Общим для всех них является выделение самосознания в отдельную область при изучении личности, а также очевидность того факта, что самосознание является необходимым условием существования личности. Из всего сказанного можно сделать вывод, что в структуре самосознания личности развиваются и функционируют три образования: образ себя, самооценка и самоотношение. Самосознание как процесс. Процесс познания себя может быть представлен в виде нескольких параметров: 1) осознание себя в качестве активного деятеля; 2) осознание собственного единства; 3) осознание собственной идентичности; 4) осознание себя как отличного от остального мира (мира объектов и других людей). Осознание себя в качестве активного деятеля связано с пониманием, что процесс осознания сопровождается ощущением себя как источника активности. Сознание присутствует во всех областях психической жизни. В форме "Я мыслю" оно сопровождает все восприятия, представления, чувства и ощущения. Любое действие человека, будь то телесное, моторное, ментальное или любое другое, несет в себе аспект принадлежности Я. Нарушения этого процесса могут выступать в виде: 1) потери чувства собственного Я, либо 2) осознания проявлений психического как явлений, вложенных извне, управляемых другим человеком или людьми, силами, мировой волей. Осознание собственного единства связано с пониманием, что в процессе самосознания участвует целостное, неделимое Я. Согласно этой форме осознания себя человек уверен в единстве свой личности в каждый данный момент времени. Этот процесс осуществляется благодаря существованию устойчивой иерархии мотивов и ценностей, соподчиненности отдельных аспектов Я. Нарушения чувства единства личности выражаются в феноменах раздвоения личности. Как кратковременное явление оно встречается у людей с нормальной психикой и означает стремление взглянуть на себя со стороны. Нарушение проявляется в устойчивом существовании двух или более независимых друг от друга личностей.
Осознание собственной идентичности характеризует этот процесс с точки зрения устойчивости представлений о себе во времени. Иными словами, на фоне изменений, которые происходят с человеком в течение его жизни, он остается верным самому себе, чувствуя, что он тот, кем был всегда. Нарушения чувства идентичности связаны с отвержением себя в прошлом, с разрывом между прошлым и настоящим образами Я. Осознание себя как отличного от окружающего мира проявляется в отчетливом понимании Я и не-Я, в ощущении, что есть невидимые границы между своей личностью и объектами окружающего ее пространства. Нарушение границ проявляется в отождествлении себя с другими людьми или даже неодушевленными объектами, а также в конфликте приближения/отдаления, характерном для пограничной личности. Самосознание как результат. Самосознание как процесс может находить свое завершение в результате познания и осознания себя. Безусловно, мы говорим о некоторой условности завершения, поскольку остановки и прекращения самосознания явление редкое и связанное с экстремальными для человека событиями жизни. Самосознание как результат описывается в терминах Я-концепции. По мнению Карла Роджерса, Я-концепция складывается из представлений о собственных характеристиках и способностях индивида, представлений о возможностях взаимодействия с другими людьми и ценностных представлений, связанных с объектами и действиями [49,56]. Идентичность личности Понятие идентичности. Идентичность рассматривается как некая структура, переживаемая субъективно как чувство тождественности и постоянства собственной личности при восприятии другими, признающими это тождество. Чувство идентичности сопровождается ощущением целенаправленности и осмысленности своей жизни и уверенности во внешнем одобрении. Дж. Марсиа определил идентичность как структуру эго - внутреннюю, самосоздающуюся, динамичную организацию потребностей, способностей, убеждений и индивидуальной истории.
Можно выделить 2 аспекта идентичности - социальный*, являющийся продуктом интериоризации социальных позиций индивида, и личностный, являющийся результатом сознательного выбора индивидом одной из множества альтернатив развития. Онтогенетически личностная идентичность является вторичной по отношению к социальной, формируясь на основе использования выработанных в процессе социальной категоризации понятий. На определенном этапе развития идентичности оба аспекта становятся все более взаимосвязанными, объединяясь в содержательном измерении. Идентичность - динамическая структура. Она развивается на протяжении всей жизни человека, причем это развитие нелинейно и неравномерно, оно может идти как в прогрессивном, так и регрессивном плане достижения идентичности направлении. Развитие идентичности проходит через кризисные периоды, когда наличная структура идентичности перестает выполнять функцию поддержания целостности и непрерывности личности в силу изменившегося биологического или социального контекста её существования. А.Ватерман выделяет 4 сферы жизни, наиболее значимые для формирования идентичности: 1) выбор профессии и профессионального пути; 2) принятие и переоценка религиозных и моральных убеждений; 3) выработка политических взглядов; 4) принятие набора социальных ролей, включая половые роли и ожидания в отношении супружества и родительства.
|
||||||||
Последнее изменение этой страницы: 2020-11-11; просмотров: 348; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.129.210.17 (0.015 с.) |