Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Нормативные кризисы развития личности
Как отмечает Е.Л.Солдатова (2007), представление о том, что кризис затрагивает многие структуры личности, отражено в большинстве исследований кризисов, отмечается и негативный их характер, и положительные результаты кризиса: преобладание отрицательных эмоций затрудняет преодоление кризисов (Ниемела П., 1987; Донченко Е.А., Титаренко Т. М, 1987; Брюдаль, 1998; Глуханюк Н.С., 2001); с кризисом связаны изменения на когнитивном уровне (Ананьев Б.Г., Степанова Е.И. и др.), изменения в восприятии себя и своей жизни (Кон И.С, 1998; В.И.Слободчиков, Е.И. Исаев, 1998), изменения в ценностно–мотивационной и смысловой сферах личности (Леонтьев Д.А., 1999), в самосознании и Я-концепции (Бурлачук Л.Ф., Коржова Е.Ю., 1998), в социально-профессиональной сфере и в деятельности (Ниемела П., 1987; Зеер Э.Ф.1998, 2003; Сыманюк Э.Э., 2003, 2005; Горелова Г.Г, 2000; Глуханюк Н.С., 2001). Современные психологические концепции личности все чаще включают указания на общевозрастные закономерности в развитии взрослых людей, на нормативность изменений личности в возрастных кризисах (Л.И.Анцыферова, Л.И.Бершедова, Б.С.Братусь, В.А.Ганзен, Л.А.Головей, Э.Ф.Зеер, Н.Коуэн, Е.Ф.Рыбалко, В.Ф.Моргун, Е.И.Степанова, Сыманюк Э.Э., Н.Ю. Ткачева, Г.Томе, Д.И.Фельдштейн, Д.Левинсон и др.), что позволяет рассматривать характер кризисов возрастного развития личности взрослого человека как нормативный, имеющий общевозрастные свойства и детерминанты. Нормативные кризисы развития личности взрослого опосредованы противоречием между нормативными структурно-личностными преобразованиями, соответствующими возрасту и выработанным в культуре задачам развития, и стремлением к сохранению индивидуальной целостности, самотождественности [ цит. по: 47]. Нормативный кризис развития - процесс проживания личностью обязательного переходного этапа между стадиями взрослого периода развития. В нормативном кризисе изменениям подвержены не устойчивые свойства личности, а система отношений личности – социальная ситуация развития. Изменения происходят от заданного разрушения старой, к произвольному переструктурированию и освоению новой системы отношений к миру и себе. Наряду с объективной и субъективной составляющими социальная ситуация развития в нормативных кризисах взрослости обязательно включает рефлексивную. Рефлексия личностью гетерохронных изменений, происходящих с ней в результате преобразований социальных отношений и динамики интериоризации образа возраста как формы развития, связана с процессом самоотождествления, или эго-идентичности. Эго-идентичность - глубинная личностная структура, способствующая сохранению тождественности себе в условиях глубоких динамических преобразований всех уровней социальной ситуации развития личности. Эго-идентичность изменяется в нормативном кризисе от фиксированной или предрешенной к диффузной и, затем, к достигнутой. Достигнутая эго-идентичность является психологической готовностью к следующему этапу развития и новообразованием нормативного кризиса личности [47].
Анализ содержания образа возраста - обязательного элемента культуры позволил определить нормативные критерии возраста как идеальной формы возрастного развития личности. Наиболее общие основания для категоризации возрастных критериев: 1) мудрость, опыт и 2) активность, новаторство. Образ возраста как специфический набор признаков и ценностей поддерживается носителями определенной возрастной субкультуры и транслируется как идеальная форма представителям других возрастов. В дебюте кризиса человек открывает для себя идеальную форму развития,в критической фазе эта форма апробируется, индивидуализируется, в третьей фазе кризиса происходит ее присвоение, персонализация. Задачи ранней взрослости включают в первую очередь профессиональное развитие, создание семьи, направленность на получение новых знаний, высокую активность в созидании нового. Мужчинам общественное мнение приписывает большую ориентацию на профессиональную активность, а женщинам, – на создание семьи и рождение детей наряду с профессиональным становлением и освоением знаний. Задачи средней взрослости и для мужчин, и для женщин связаны с интенсивной работой, наличием новых идей и продуктивностью в профессиональной сфере, а также с воспитанием детей. При этом для женщин на первых позициях - задачи, связанные с детьми и семьей, а для мужчин – профессиональная активность. Задачи мужчин и женщин возраста зрелости наряду с профессиональной активностью включает такие категории как стабильность, хранение и передача опыта, уверенность в себе (у женщин) и требование быть образцом для подражания (у мужчин) [47].
|
|||||
Последнее изменение этой страницы: 2020-11-11; просмотров: 180; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 13.58.197.26 (0.005 с.) |