Раздел 1. Основы транспортного права 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Раздел 1. Основы транспортного права



Раздел 1. Основы транспортного права

Лекция 1. Понятие, принципы и система транспортного права

Лекция 2. Источники транспортного права

Лекция 3. Транспортные правоотношения

Лекция 4. Управление в области транспорта

Лекция 5. Сертификация и лицензирование предприятий транспорта

Раздел 2 Гражданско-правовые отношения в сфере перевозочной деятельности

Лекция 6. Договор перевозки грузов

Лекция 7. Договор перевозки пассажиров и багажа

Лекция 8. Договоры на выполнение транспортных услуг. Транспортные организационные договоры. Общие положения. Порядок заключения, изменения и прекращения транспортных договоров

Раздел 3 Ответственность по гражданско-правовым сделкам

Лекция 9. Ответственность сторон за неисполнение договора перевозки грузов

Лекция 10. Ответственность грузоотправителей и грузополучателей

Лекция 11. Ответственность по перевозке пассажиров и багажа

Раздел 4 Правовое регулирование споров в транспортных правоотношениях

Лекция 12. Экономические споры. Претензионный порядок урегулирования споров

Лекция 13. Судебная система РФ. Исковая давность

Раздел 5 Страхование и налогообложение транспортных средств

Лекция 14. Договор страхования автотранспортных средств

Лекция 15. Налогообложение. Транспортный налог

Раздел 6 Ответственность за нарушение на транспорте

Лекция 16. Правонарушение на транспорте

Лекция 17. Ответственность за правонарушения на транспорте: понятие, виды

Лекция 18. Ответственность за причиненный материальный ущерб

Раздел 7 Охрана труда на автомобильном транспорте

Лекция 19. Нормативное регулирование охраны труда на автомобильном транспорте

Раздел 8 Контроль и надзор за деятельностью транспорта

Лекция 20.Контроль и надзор за деятельностью транспорта

Система транспортного права

Систему транспортного права составляют Общая и Особенная части. Общая часть включает следующие основные положения:

– понятие транспортного права;

– принципы и источники транспортного права;

– транспортные правоотношения;

– управление на транспорте;

– понятие перевозки;

– транспортные договоры, их виды;

– ответственность за нарушения обязательств по перевозке.

Общая часть как системообразующий фактор является базой для создания и действия норм Особенной части транспортного права, которые регулируют специфику организации и осуществления перевозок соответствующими видами транспорта. Наряду с выделением Общей и Особенной частей систему транспортного права представляют такие структурные элементы, как подотрасли права и правовые институты. Подотрасли транспортного права:

1) договорные транспортные обязательства (регулируют договорные условия организации и осуществления перевозок пассажиров, багажа, грузов; отражает особенности условий организации и осуществления перевозок автомобильным, железнодорожным, воздушным, морским и внутренним водным транспортом);

2) государственное управление в транспортной сфере (административно-правовой статус федерального органа исполнительной власти в области транспорта (Минтранса России); закрепляет формы управленческих действий, (указы Президента РФ, постановления Правительства РФ по вопросам управления в области транспортной деятельности, приказы Минтранса России, в том числе утверждающие правила перевозок пассажиров, багажа, грузов различными видами транспорта, и др.); надзорная и контрольная деятельность при осуществлении управления на транспорте; правоотношения по поводу соблюдения правил административно-правовых режимов, например режима чрезвычайного положения);

3) труд на транспорте (особенностей трудовой деятельности работников транспорта);

4) претензионно-процессуальное разрешение споров в связи с перевозкой (основания подачи претензий, лиц, правомочных реализовать установленный претензионный порядок, надлежащих ответчиков-перевозчиков, стадии претензионной процедуры, претензионные сроки).

Институт транспортного права представляет собой систему правовых норм, регулирующих разновидность предметно связанных транспортных отношений в рамках соответствующей подотрасли. Если рассматривать институты такой подотрасли, как договорные транспортные обязательства, то это, прежде всего, институты договорных перевозочных обязательств, ответственности в связи с организацией и осуществлением перевозок. Институты транспортного права в свою очередь подразделяются на подинституты. В частности, в рамках того же института договорных перевозочных обязательств можно выделить в качестве подинститутов договорные обязательства по перевозке пассажиров, багажа, грузобагажа и грузов. Подинституты содержат системы норм меньших масштабов по сравнению с системами норм институтов, в состав которых они входят.

ВОПРОСЫ И ЗАДАНИЯ:

1.Решите тест

1. К принципам транспортного права относится:

А) возложение обязанности погрузки груза на одну из сторон договора

Б) перевозка грузов грузовой или большой скоростью

В) защита прав и законных интересов грузополучателя

Г) свобода перемещения товаров и услуг.

2. Методом(-ами) правового регулирования транспортного права является (-ются):

А) только властно-распорядительный метод

Б) только метод запрета

В) только метод юридического равенства сторон

Г) метод юридического равенства сторон, властно-распорядительный метод, метод запрета.

3. Принцип транспортного права:

А) устанавливает штрафную санкцию за просрочку доставки груза

Б) отражает одну из обязанностей перевозчика

В) закрепляет требование к таре

Г) отражает сущностный характер транспортного права.

4. Принципом транспортного права является:

А) регулирование особенностей перевозки грузов соответствующими видами транспорта ведомственными правилами

Б) сочетание централизованного регулирования перевозки с ведомственной ее регламентацией

В) требование о внесении платы за перевозку до ее начала

Г) положение о возмещении причиненного ущерба при несохранности груза.

2.Ответьте на вопросы.

- Транспортное право – это…..

- Основная деятельность транспорта заключается …

- Основным методом правового регулирования транспортных договорных правоотношений является …

- Основным методом правового регулирования административных правоотношений на транспорте является …

. Основным методом правового регулирования процессуальных правоотношений является …

3. Постройте схему системы транспортного права с указанием подотрасли, института и подинститута, например:

 

ЛЕКЦИЯ 2. ИСТОЧНИКИ ТРАНСПОРТНОГО ПРАВА

ПЛАН:

1. Понятие источника транспортного права.

2. Виды источников транспортного права.

 

1.Понятие источника транспортного права. Источник права – это совокупность нормативных правовых актов, в которых содержатся нормы права. Свое выражение правовые нормы находят в законодательстве.

Источником транспортного права является совокупность нормативных правовых актов, регулирующих транспортную деятельность.

2.Виды источников транспортного права. Высшим юридическим актом, регулирующим транспортные отношения, является Конституция РФ, в п. «и» ст. 71 которой указывается, что в ведении Российской Федерации находятся федеральные транспорт и пути сообщения.

Следующую ступень нормативно-правового регулирования занимает Гражданский кодекс РФ, в котором сосредоточены наиболее важные правила поведения лиц – участников транспортных обязательств, носящих имущественный характер.

В настоящее время ч. 2. ст. 784 ГК устанавливает, что общие условия перевозки определяются транспортными уставами и кодексами, иными законами и издаваемыми в соответствии с ними правилами. Из этого, в частности, следует, что все транспортные уставы и кодексы должны получить статус федеральных законов. С принятием Устава автомобильного транспорта и городского наземного электрического транспорта такой статус в настоящий момент имеют все транспортные уставы и кодексы, а именно: Воздушный кодекс Российской Федерации, Кодекс внутреннего водного транспорта, Кодекс торгового мореплавания, Устав железнодорожного транспорта Российской Федерации. Данные нормативные документы не могут противоречить нормам ГК, если иное не предусмотрено Кодексом.

Наряду с транспортными уставами и кодексами правовыми актами, регулирующими транспортные отношения, являются следующие федеральные законы:

– от 30.06.2003 № 87-ФЗ «О транспортно-экспедиционной деятельности»;

– от 27.02.2003 № 29-ФЗ «Об особенностях управления и распоряжения имуществом железнодорожного транспорта»;

– от 10.01.2003 № 17-ФЗ «О железнодорожном транспорте в Российской Федерации»;

– от 25.08.1995 № 153-ФЗ «О федеральном железнодорожном транспорте» и др.

По наиболее важным вопросам, не получившим детальной регламентации в федеральных законах, издаются указы Президента РФ, например:

– от 16.03.2010 № 321 «О мерах по организации движения высокоскоростного железнодорожного транспорта в Российской Федерации»;

– от 31.03.2010 № 403 «О создании комплексной системы обеспечения безопасности населения на транспорте» и др.

Правительство РФ также осуществляет законотворческую деятельность, издавая постановления и распоряжения по различным вопросам, связанным с перевозками грузов и пассажиров. Так, немаловажное значение имеют постановления Правительства РФ:

– от 07.04.2007 № 207 «Об утверждении Правил предоставления субсидий организациям железнодорожного транспорта на компенсацию потерь в доходах, возникающих в результате государственного регулирования тарифов на перевозку пассажиров в дальнем следовании (в плацкартных и общих вагонах)»;

– от 14.02.2009 № 112 «Об утверждении Правил перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом»;

– от 15.04.2011 № 272 «Об утверждении Правил перевозок грузов автомобильным транспортом»;

– от 07.09.2011 № 757 «О внесении изменений в Правила перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом»;

– от 30.01.2012 № 48 «О внесении изменений в Правила предоставления субсидий организациям воздушного транспорта в целях обеспечения доступности воздушных перевозок пассажиров с Дальнего Востока в европейскую часть страны и в обратном направлении»;

– от 16.04.2012 № 325 «О внесении изменений в Правила предоставления субсидий организациям воздушного транспорта в целях обеспечения доступности воздушных перевозок пассажиров с Дальнего Востока в европейскую часть страны и в обратном направлении»;

– от 05.05.2012 № 457 «О лицензировании деятельности по перевозкам воздушным транспортом пассажиров и перевозкам воздушным транспортом грузов (за исключением случая, если указанная деятельность осуществляется для обеспечения собственных нужд юридического лица или индивидуального предпринимателя)».

Разумеется, что постановления Правительства РФ не могут противоречить указам Президента РФ, так же как последние не должны противоречить федеральным законам.

Не последнюю роль в правовом регулировании транспортной деятельности играют ведомственные нормативные правовые акты, к которым относятся инструкции, постановления и правила по вопросам компетенции соответствующих министерств, ведомств, комитетов и иных государственных органов. Речь идет о таких подзаконных актах, как:

– приказ ФТС России от 17.11.2011 № 2351 «Об утверждении Порядка совершения таможенных операций при перемещении товаров автомобильным транспортом из мест прибытия на таможенную территорию Таможенного союза на склады временного хранения, находящиеся в непосредственной близости от пунктов пропуска через Государственную границу РФ»;

– приказ Минтранса России от 26.01.2012 № 20 «Об утверждении Порядка оснащения транспортных средств, находящихся в эксплуатации, включая специальные транспортные средства, категории М, используемых для коммерческих перевозок пассажиров, и категории N, используемых для перевозки опасных грузов, аппаратурой спутниковой навигации ГЛОНАСС или ГЛОНАСС/GPS»;

– приказ Минтранса России от 27.03.2012 № 83 «Об утверждении схем размещения территориальных органов Федеральной службы по надзору в сфере транспорта, Федерального агентства воздушного транспорта, Федерального агентства железнодорожного транспорта»;

– приказ ФСТ России от 18.04.2012 № 60-т/2 «Об определении экономически обоснованного уровня тарифов на перевозки пассажиров железнодорожным транспортом общего пользования в дальнем следовании в плацкартных и общих вагонах на 2012 год и его прогнозного уровня на 2013 год» и др.

Согласно ст. 15 Конституции РФ общепризнанные принципы и нормы международного права и международные договоры РФ являются составной частью ее правовой системы. Если международным договором Российской Федерации установлены иные правила, чем предусмотренные законом, то применяются правила международного договора. Вопросам транспортного права посвящен целый ряд международных конвенций:

– «Об унификации некоторых правил о коносаменте» (Брюссель, 25 августа 1924 г.);

– «Конвенция для унификации некоторых правил международных воздушных перевозок» (Монреаль, 28 мая 1999 г.);

– Соглашение о международном железнодорожном грузовом сообщении от 1 ноября 1951 г.;

– «О договоре международной дорожной перевозки грузов» (Женева, 19 мая 1956 г.);

– «О кодексе поведения линейных конференций» (Женева, 6 апреля 1974 г.);

– «О морской перевозке грузов» (Гамбург, 31 марта 1978 г.).

Правила конвенций, участницей которых Россия не является, могут применяться только в том случае, если на них имеется прямая ссылка в соглашении сторон.

В транспортном праве, особенно в морском, большую роль играют обычаи делового оборота. Под ними понимаются сложившиеся и широко применяемые правила поведения, не предусмотренные законодательством, независимо от того, зафиксированы ли они в каком-либо документе. Так, при международных перевозках в качестве обычаев делового оборота широко используются международные правила толкования торговых терминов «ИНКОТЕРМС-2010» и Правила ЮНКТАД/МТП в отношении документов смешанных перевозок (последняя редакция действует с 1995 г.). Международной ассоциацией транспортных экспедиторов (ФИАТА) разработаны типовые правила, касающиеся услуг грузового экспедирования, которые также могут быть использованы в качестве обычаев делового оборота при наличии пробелов в отечественном законодательстве. Кроме того, правилами установлено, что они применяются и в том случае, если в договоре транспортной экспедиции имеется ссылка на них. Кодекс торгового мореплавания в качестве источников правового регулирования называет обычаи делового оборота (ст. 130–132). Согласно его положениям вопросы о сроке погрузки и размере оплаты за простои разрешаются на основе действующих в данном порту обычаев.

Конвенция ООН об ответственности операторов транспортных терминалов в международной торговле, принятая дипломатической конференцией (Вена, 2–19 апреля 1991 г.), устанавливает единообразные правовые нормы, регулирующие ответственность оператора терминала за утрату или повреждение груза, который является объектом международной перевозки, в период его нахождения в транспортном терминале и за задержку оператором терминала доставки груза.

В отдельных случаях источниками транспортного права могут считаться судебные акты, в том числе постановления пленумов Верховного Суда РФ и Высшего Арбитражного Суда РФ.

ВОПРОСЫ И ЗАДАНИЯ

1. Решите тест

1.Основной нормативный правовой акт, регулирующий деятельность железнодорожного транспорта - Федеральный закон….

А) «О федеральном железнодорожном транспорте РФ»

Б) «О железнодорожном транспорте в РФ»

В) «Транспортный устав железных дорог РФ»

Г) «Устав железнодорожного транспорта РФ».

2. К подзаконным нормативным актам относится:

А) устав железнодорожного транспорта

Б) воздушный кодекс

В) Указ Президента РФ по вопросам деятельности транспорта

Г) Кодекс торгового мореплавания.

3. Дата принятия конституции Российской Федерации:

А) 13 декабря1992 года

Б) 12 декабря1993 года

В) 13 декабря1994 года

Г) 12 декабря 1995 года.

4. Установите последовательность присвоения правового статуса правилам перевозок грузов:

А) утверждение министром транспорта

Б) согласование руководителем Федерального агентства железнодорожного транспорта

В) опубликование в официальном издании

Г) регистрация в Минюсте РФ.

5.Обнаружение противоречия между нормативными правовыми актами равной силы разрешается путем применения …

А) разъяснения вышестоящего руководителя

Б) более приемлемого акта в конкретной ситуации;

В) последнего по дате принятия акта;

Г) аналогии права.

2. Перечислите нормативные правовые документы, устанавливающие требования к выбранному процессу (перевозки грузов, перевозки пассажиров). Сделайте извлечение из каждого нормативного документа, в котором содержатся требования к выбранному процессу.

3. Выстроите нормативно-правовые акты в иерархической последовательности:

- ФЗ РФ «Воздушный кодекс Российской Федерации» от 19.03.1997 № 60-ФЗ

- Конституция РФ, 1993г.

- Конвенция для унификации некоторых правил международных воздушных перевозок».- Монреаль, 28 мая 1999 г.

- Приказ ФСТ России от 18.04.2012 № 60-т/2 «Об определении экономически обоснованного уровня тарифов на перевозки пассажиров железнодорожным транспортом общего пользования в дальнем следовании в плацкартных и общих вагонах на 2012 год и его прогнозного уровня на 2013 год»

- Постановление РФ от 14.02.2009 № 112 «Об утверждении Правил перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом»

- Указ Президента РФ от 16.03.2010 № 321 «О мерах по организации движения высокоскоростного железнодорожного транспорта в Российской Федерации»;

- Договор перевозки груза.

4. Решите задачу

Игнатов заранее заказал по Интернету билет на междугородний автобусный рейс. По приезде на вокзал обратился в кассу, чтобы забрать билет и оплатить его стоимость. Кассир сообщила Игнатову, чтобы его билет уже продан, так как до отправления автобуса осталось 30 минут. На возражения пассажира ответила, что данное положения прописано в ее должностной инструкции.

Какими нормативно-правовыми актами регулируются данные отношения? Является ли должностная инструкция кассира источником транспортного права?

5. Решите задачу

ИП Иванов П.Ю. заключил договор перевозки груза с АО «Перспектива». Является ли данный договор источником транспортного права? Докажите свою точку зрения.

 

ЛЕКЦИЯ 3. ТРАНСПОРТНЫЕ ПРАВООТНОШЕНИЯ

ПЛАН:

1. Понятие транспортных правоотношений, структура

2. Виды транспортных правоотношений.

 

1. Понятие транспортных правоотношений, структура. Для правоотношения характерным является то, что:

а) оно всегда складывается на основе правовых норм;

б) его участники наделяются взаимными правами и обязанностями;

в) оно имеет осознанно-волевой характер;

г) оно гарантируется государством и охраняется в необходимых случаях силой государственного принуждения.

Транспортное правоотношение – это регулируемое нормами транспортного права общественное отношение, складывающееся по поводу оказания транспортных услуг и связанной с ними деятельности транспорта, а также управления им. Как и любое правоотношение, транспортное правоотношение состоит из следующих элементов: объекта, субъектного состава правоотношения и содержания. Объект транспортного правоотношения – это транспортная деятельность, связанная с перевозками. Субъектный состав транспортного правоотношения – совокупность участников этого правоотношения. Ими могут быть индивиды (физические лица), юридические лица, государство в лице различных государственных органов. Минимальный состав субъектов транспортного правоотношения включает управомоченного субъекта и обязанного субъекта (грузоотправитель – перевозчик; грузополучатель – транспортный экспедитор; перевозчик – представитель таможенного органа; перевозчик – представитель органа технического надзора и классификации судов и т.д.). Субъекты транспортного правоотношения обладают правосубъектностью, т.е. социально-правовой возможностью быть участниками транспортных правоотношений. Элементами правосубъектности являются правоспособность, дееспособность и деликтоспособность субъектов. Содержание транспортного правоотношения составляют юридические права и обязанности его субъектов. Они разнообразны. Для содержания имущественных транспортных правоотношений, являющихся разновидностью гражданских правоотношений, характерно то, что и права и обязанности их субъектов именуются субъективными правами и обязанностями. Субъективные права и обязанности и возникают, и прекращаются одновременно. Например, они возникают у сторон договора перевозки груза одновременно с моментом его заключения, а прекращаются исполнением этого договора.

Субъектный состав транспортных правоотношенийвключает:

1. Физические лица:

а) пассажиры – физические лица, перевозка которых транспортным средством осуществляется на основании договора перевозки пассажира или договора фрахтования транспортного средства для перевозки пассажира (п.12 ст.2 Устава автомобильного транспорта и городского наземного электрического транспорта (далее – УАТГНЭТ));

б) грузоотправители, грузополучатели – выступают в этом качестве лишь в случае осуществления перевозки груза для личных (бытовых), семейных, домашних и иных нужд, не связанных с осуществлением предпринимательской деятельности;

в) индивидуальные предприниматели – перевозчики, грузоотправители, грузополучатели, фрахтовщики, фрахтователи, владельцы инфраструктуры железнодорожного транспорта и др. Приобрести статус индивидуального предпринимателя физическое лицо может только после прохождения процедуры государственной регистрации в установленном порядке. В случаях, определенных законом, деятельность индивидуальных предпринимателей – субъектов транспортных правоотношений – лицензируется.

2. Юридические лица – перевозчики, грузоотправители, грузополучатели, фрахтовщики, фрахтователи, владельцы инфраструктур, транспортные экспедиторы и др. Законодательно установлена система лицензирования деятельности юридических лиц – субъектов транспортных правоотношений. В первую очередь необходимо отметить лицензирование деятельности перевозчика по перевозкам грузов и пассажиров, которое регулируется Федеральным законом от 04.05.2011 «О лицензировании отдельных видов деятельности».

2. Виды транспортных правоотношений. Среди транспортных правоотношений выделяются: – имущественные – административно-правовые – трудовые – процессуальные:

1. Частноправовые отношения имущественного характера возникают из транспортных договоров. Для них характерно:

а) равенство их субъектов – оно обнаруживается в договорных отношениях между перевозчиком и грузоотправителем, в которых они связаны друг с другом корреспондирующими субъективными правами и обязанностями;

б) свобода волеизъявления их участников - стороны, реализуя свободное волеизъявление, заключают транспортные договоры, изменяют и прекращают их в установленном порядке;

в) юридическая независимость сторон означает, что ни одна из них не может диктовать другой стороне свои условия, давать ей обязательные для исполнения указания;

г) особые способы защиты нарушенных прав их субъектов – это, главным образом, применение мер имущественного характера в виде возмещения убытков и взыскания неустойки;

д) досудебной порядок защиты нарушенных прав их субъектов (претензионный порядок)

2. Транспортные правоотношения административно-правового характера это общественные отношения между государственными органами исполнительной власти в области транспорта и транспортными организациями, пассажирами, грузоотправителями, грузополучателями и другими субъектами. Для них характерно:

а) они возникают в процессе государственного управления транспортом;

б) имеют в качестве обязательного субъекта орган государственного управления в области транспорта;

в) это отношения власти-подчинения, которым присуще юридическое неравенство сторон.

Субъектный состав этих отношений обусловлен характером управления транспортом. В качестве одной из сторон всегда выступает официальный и полномочный субъект исполнительной власти, представляющий публично-правовые интересы в области транспорта, который действует от имени государства (Минтранс России и др.). Вторую сторону (обязанную) представляют юридические лица и граждане, в том числе перевозчик, грузоотправитель, грузополучатель, пассажиры и др. Объектом административно-правовых транспортных отношений являются действия, которые заключаются в принятии субъектами органов управления транспортом нормативных правовых актов, регулирующих транспортную деятельность, установлении порядка управления перевозочным процессом, осуществлении контроля и надзора в транспортной сфере, лицензировании и сертификации транспортной деятельности. Содержание административно-правовых транспортных отношений составляют права и обязанности их субъектов, запреты и ограничения в связи с их реализацией.

3. Транспортные правоотношения трудового характера. Субъектами этих отношений являются: одна сторона – работники транспорта, а вторая сторона – работодатели – транспортные организации. На характер прав и обязанностей сторон трудового отношения оказывают влияние особенности труда на транспорте, безопасность его эксплуатации (например, особый режим рабочего времени и времени отдыха).

4. Транспортные правоотношения процессуального характера. Такие правоотношения возникают при спорах между перевозчиком, с одной стороны, и пассажиром, грузоотправителем, грузополучателем – с другой, в связи с неисполнением или ненадлежащим исполнением сторонами договорных обязательств. Транспортное законодательство устанавливает претензионный порядок разрешения споров, который предшествует исковому производству. Процедура претензионного рассмотрения и разрешения споров установлена транспортными кодексами и уставами, а также правилами перевозок. При неудовлетворительном результате претензионной процедуры спор может быть разрешен по усмотрению сторон в третейском суде или в порядке гражданского или арбитражногосудопроизводства.

 

ВОПРОСЫ И ЗАДАНИЯ:

1. Определите структуру и вид правоотношений.

1. Согласно договору Акимов на личном автомобиле оказывал фирме услуги по управлению транспортом и по его технической эксплуатации, за что фирма должна была выплачивать ему по окончании месяца на основании путевых листов и акта выполненных работ. По истечении указанного времени Акимову не были выплачены денежные средства за отработанный месяц.

2. В связи с нарушением АО «РЖД» срока доставки вагонов с грузом на сутки, о чем свидетельствуют транспортные железнодорожные накладные, ООО направило претензию в адрес АО с предложением уплатить названную сумму пени. АО возражало, ссылаясь на уменьшение суммы пени из-за просрочки ООО при разгрузке товара.

3. Поскольку ДТП произошло во время исполнения Бикеевым трудовых обязанностей, ООО возместило убытки страховой компании и потребовала их компенсации от Бикеева.

4. В результате резкого торможения троллейбуса, несколько пассажиров получили увечья различной степени тяжести.

5. Гр. Волошин обнаружил в камере хранения на автовокзале сумку, которая была передана сотрудникам автовокзала.

2. Решите задачу

При проверке автоколонны сотрудники ГБДД выписали два протокола о привлечении к административной ответственности, в связи с отсутствием надлежащих документов на перевозку особых грузов. В первом протоколе было указано, что, управляя автомобилем, Родионов осуществлял перевозку горюче-смазочных материалов без свидетельства о подготовке его к управлению транспортными средствами, осуществляющими перевозку особых грузов, а также свидетельства о допуске автомашины к перевозке особых грузов. Во втором протоколе указывалось, что автомобиль, которым управлял Соболев, не прошел государственный технический осмотр, а сам Соболев не имел специального разрешения и специального пропуска на перевозку комбайна. Соболев возражал, считая неверным квалификацию его действий, поскольку разрешения у него были, только неверно оформлены. Кроме того, культиватор, которым оснащен комбайн, не является крупногабаритным грузом, поскольку это оборудование, установленное на транспортном средстве. Определите структуру и вид правоотношений. О каких правоотношениях идет речь в задаче? Нормами какой отрасли права регулируется данные правоотношения?

3.Решите задачу

Тихонов возражал против требований налоговых органов об уплате налога на автомобиль и моторную лодку. Свое возражение он мотивировал отказом государственных органов в снятии указанных транспортных средств с государственной регистрации. В отношении автомобиля Тихонов указал, что автомобиль им эксплуатировался круглый год в течение 20 лет в условиях сельской местности, на охоту, рыбалку и маркировка номера шасси стерлась под воздействием естественных коррозийных процессов. Данные изменения маркировки, принятой на заводе изготовителе, и явились причиной отказа регистрирующим органом в снятии с государственной регистрации. В отношении моторной лодки Тихонов пояснил, что снятие с государственного учета мотивировано тем, что данное судно вместе с судовыми документами утонуло в озере. Однако регистрирующим органом было отказано на том основании, что у Тихонова отсутствовал судовой билет и невозможно выдать его дубликат по причине невозможности произвести первичное техническое освидетельствование судна. Определите структуру и вид правоотношений. О каких правоотношениях идет речь в задаче? Нормами какой отрасли права регулируется данные правоотношения?

4.Приведите примеры транспортных правоотношений. Какие признаки положены в основу приведенных вами примеров?

5. Решите задачу.

Водитель автомобиля проехал на красный свет. Определите структуру и вид правоотношений. О каких правоотношениях идет речь в задаче? Нормами какой отрасли права регулируется данные правоотношения?

ЕКЦИЯ 4. УПРАВЛЕНИЕ В ОБЛАСТИ ТРАНСПОРТА

ПЛАН:

1. Организационно-правовая система управления в области транспорта

2. Полномочия Минтранса РФ и федеральных агентств в области транспорта

3. Полномочия Федеральной службы по надзору в сфере транспорта

1.Организационно-правовая система управления в области транспорта. Организационно-правовая система государственного управления транспортом включает:

1) систему федеральных органов исполнительной власти в области транспорта;

2) регулирование основных направлений деятельности федеральных органов исполнительной власти в области транспорта;

3) нормативную базу, закрепляющую организацию и управление транспортом.

В соответствии с п. «и» ст. 71 Конституции РФ федеральные транспорт и пути сообщения находятся в ведении Российской Федерации. Это означает, что в компетенцию Правительства РФ входит решение вопроса организации государственного управления транспортом, а также разработка и внесение на рассмотрение законодательных органов проектов федеральных законов о федеральном транспорте и путях сообщения. Организация управления транспортом, не относящимся к федеральному уровню, возлагается на органы исполнительной власти субъектов Федерации. Обычно это департаменты (министерства) транспорта и связи. На муниципальном уровне осуществляется не государственное управление, а самоуправление. Его основные задачи в отношении транспорта заключаются в организации транспортного обслуживания населения, муниципальном дорожном строительстве, содержании дорог местного значения.

Государственное управление федеральным транспортом осуществляется с помощью системы специальных федеральных органов исполнительной власти. Эта система включает:

– Министерство транспорта Российской Федерации (Минтранс России) – первое звено;

– Федеральную службу по надзору в сфере транспорта (Ространснадзор) – второе звено;

– Федеральное дорожное агентство (Росавтодор) – третье звено;

– Федеральное агентство железнодорожного транспорта (Росжелдор) - третье звено;

– Федеральное агентство воздушного транспорта (Росавиация) - третье звено;

– Федеральное агентство морского и речного транспорта (Росморречфлот) - третье звено.

Это трехзвенная структура, объединенная общей целью организации и управления транспортом.

2. Полномочия Минтранса РФ и федеральных агентств в области транспорта. Минтранс России как федеральный орган исполнительной власти в области транспорта осуществляет руководство управлением всеми видами транспорта. Вырабатывая государственную политику в транспортной сфере, министерство осуществляет нормативно-правовое регулирование в сфере гражданской авиации, морского, внутреннего водного, железнодорожного, автомобильного, городского электрического (включая метрополитен) и промышленного транспорта, а также дорожного хозяйства. Существенное значение в деле регулирования транспортной деятельности имеет полномочие Минтранса России по принятию нормативных правовых актов. В содержащемся в указанном Положении перечне можно выделить несколько групп таких актов.

1. Акты, регулирующие порядок осуществления перевозок, например, правила перевозок пассажиров, багажа, грузов, грузобагажа, правила перевозки опасных грузов, правила перевозок грузов в прямом смешанном сообщении.

2. Акты о тарифах на перевозки. Это, в частности, правила формирования, применения тарифов, взимания сборов в области гражданской авиации, тарифы на международные транзитные железнодорожные перевозки и др.

3. Акты, устанавливающие формы транспортных документов, таких как формы билета, багажной квитанции и грузовой накладной, единые формы перевозочных документов на перевозки грузов.

4. Акты, касающиеся труда на транспорте, например, особенностей режима рабочего времени и времени отдыха, условий труда отдельных категорий работников транспорта.

5. Акты, регулирующие порядок регистрации и учета транспортных средств. Это, в частности, правила государственной регистрации и государственного учета гражданских воздушных судов, правила осуществления государственной регистрации в соответствующем государственном реестре морских судов и судов внутреннего водного транспорта.

6. Акты, касающиеся контроля на транспорте. К ним относятся, например, акты, определяющие порядок осуществления контроля за судами и регулирования деятельности в речном порту, порядок осуществления контроля за соблюдением требований пожарной безопасности на судах внутреннего водного транспорта, содержащие перечень речных портов, в которых капитаны портов осуществляют надзор за обеспечением безопасности судоходства и порядка в портах. Характеризуя полномочия федеральных агентств,



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2020-11-11; просмотров: 1753; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.144.77.71 (0.174 с.)