Лекция 1. Предмет, задачи и методы возрастной психологии. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Лекция 1. Предмет, задачи и методы возрастной психологии.



Лекция 1. Предмет, задачи и методы возрастной психологии.

План.

1.Сущность предмета возрастной психологии, её место в системе       психологических дисциплин.

2. Классификация методов исследования в возрастной психологии. Организационные методы.

3. Эмпирические методы исследования.

4. Основные задачи возрастной психологии.

 

  1. Возрастная психология изучает процесс развития психических функций и личности на протяжении всей жизни человека.

Разделами   возрастной психологии являются:

1. Детская психология: психология младенца, ребенка раннего детства, дошкольника.

2. Психология школьника: младшего школьника, подростка и старшего школьника;

3. Акмеология - психология развития зрелой личности.

4. Геронтопсихология – психология старости и долгожительства.

Главное отличие возрастной психологии от других областей психологии, - акцент на динамике психического развития личности.

   Возрастная психология тесно связана с другими областями психологии: общей психологией, психологией личности, социальной, педагогической и дифференциальной психологией и т.д.

 Возрастная психология – это особая область психологических знаний, которая рассматривает процесс поэтапного развития человека, даёт характеристику разных возрастных периодов и оперирует основным понятием - возраст человека.

   Каждый возраст или возрастной период человека - это определенный цикл его развития, имеющий свою структуру и динамику.

              Предметом возрастной психологии являются возрастные особенности как специфические свойства личности (и ее психики) закономерно изменяющиеся в процессе возрастного развития.

  2. Методы исследования возрастного развития.

Методы возрастной психологии – это способы выяснения фактов, характеризующих психическое развитие человека.

I Группа: Организационные методы исследования.

- Метод срезов: в группах с помощью конкретных методик изучается определенный аспект развития, и получаются данные, характерные для группы одного возраста.

Когда делается несколько срезов, подключается

- Сравнительный метод: данные по каждой группе сравниваются между собой и делаются выводы о том, какие тенденции развития здесь наблюдаются и чем они обусловлены.

- Лонгитюдный метод исследования (часто называется "методом продольных срезов"), прослеживается развитие одного и того же испытуемого в течение длительного времени (иногда десятки лет).

- Комплексный метод – исследование ребенка проводится с точки зрения различных наук (медики, учителя, психологи).      

3. Эмпирические методы исследования.

I I Группа: Эмпирические методы исследования.

 

1. Наблюдение – это целенаправленное, планомерное изучение внешних проявлений психических явлений.

Незаменимый метод в работе с маленькими детьми, хотя может применяться при изучении развития детей любого возраста.

 

Виды наблюдения:

- сплошное и выборочное;

- скрытое и открытое;

- естественное и лабораторное;

- включенное и не включенное;

- структурированное и неструктурированное.

 

  Требования к наблюдению:

- четко поставленная цель и разработанная схема наблюдений;

- объективность наблюдения;

- систематичность наблюдений;

- наблюдение за естественным поведением ребенка.

 

Самонаблюдение – это изучение психики на основе наблюдения за собственными психическими явлениями.

Обычно наблюдение сочетается с экспериментом.  

 

2. Эксперимент – создание условий для проявления необходимых явлений.

Отличается от наблюдения активным вмешательством в ситуацию со стороны исследователя, осуществляющего планомерное манипулирование одной или несколькими переменными, и регистрацию сопутствующих изменений в поведении изучаемого объекта.

 

Виды эксперимента:

- Констатирующий эксперимент

- Формирующий эксперимент

- Генетико-моделирующий эксперимент - моделирование закономерностей возникновения той или иной психической способности и создание условий, обеспечивающих ее целенаправленное формирование.

- Контрольный эксперимент - фиксация изменений в системе изучаемых фактов.

- Естественный эксперимент;

- Лабораторный эксперимент.

 

Психодиагностические методы

 

- Тестирование (англ. test - проба, испытание) - короткие экспериментальные приемы, которые используются для выявления уровня психического развития личности

- Анкетирование - метод сбора статистического материала путем прямого письменного опроса испытyемыx.

- Социометрия - метод изучения связей и отношений детей в группе, положения, которое занимает ребенок в гpyппe сверстников.

- Беседа, интервью - способ получения информации с помощью устного опроса.

- Проективные методы (лат. projectio - выбрасывание вперед) ­совокупность методик целостного изучения личности, основаны на принципе проекции - перенесения на других людей своих собственных потребностей отношений, качеств.       

- Анализ продуктов деятельности - метод опосредованного эмпирического изучения человека через анализ, интерпретацию материальных и идеальных (музыка, живопись, рисунки, сказки, поделки, сочинения, ученические тетради, т.д.) продуктов деятельности.

- Биографический метод - анализ событий жизненного пути человека, документации, т.д.

 

Третью группу составляют методы обработки данных:

- Количественный (статистический)

- Качественный (дифференциация материала по группам, вариантам, описание) анализы.

 

Лекция 1. Предмет, задачи и методы возрастной психологии.

План.

1.Сущность предмета возрастной психологии, её место в системе       психологических дисциплин.

2. Классификация методов исследования в возрастной психологии. Организационные методы.

3. Эмпирические методы исследования.

4. Основные задачи возрастной психологии.

 

  1. Возрастная психология изучает процесс развития психических функций и личности на протяжении всей жизни человека.

Разделами   возрастной психологии являются:

1. Детская психология: психология младенца, ребенка раннего детства, дошкольника.

2. Психология школьника: младшего школьника, подростка и старшего школьника;

3. Акмеология - психология развития зрелой личности.

4. Геронтопсихология – психология старости и долгожительства.

Главное отличие возрастной психологии от других областей психологии, - акцент на динамике психического развития личности.

   Возрастная психология тесно связана с другими областями психологии: общей психологией, психологией личности, социальной, педагогической и дифференциальной психологией и т.д.

 Возрастная психология – это особая область психологических знаний, которая рассматривает процесс поэтапного развития человека, даёт характеристику разных возрастных периодов и оперирует основным понятием - возраст человека.

   Каждый возраст или возрастной период человека - это определенный цикл его развития, имеющий свою структуру и динамику.

              Предметом возрастной психологии являются возрастные особенности как специфические свойства личности (и ее психики) закономерно изменяющиеся в процессе возрастного развития.

  2. Методы исследования возрастного развития.

Методы возрастной психологии – это способы выяснения фактов, характеризующих психическое развитие человека.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2020-11-11; просмотров: 125; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.217.203.172 (0.012 с.)