Искусство режиссуры В европейском театре рубежа XIX -хх веков и первой половины ХХ века В историко-культурном контексте. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Искусство режиссуры В европейском театре рубежа XIX -хх веков и первой половины ХХ века В историко-культурном контексте.



Историко-художественные и философские предпосылки формирования режиссуры как самостоятельной театральной профессии.

Натуралистическая концепция театра и режиссура Мейнингенского театра. Деятельность Людвига Кронега (1837-1891). Детальное воссоздание исторической эпохи как основа сценического прочтения классики, принципы постановки массовых сцен, обращение к традиции «живописной режиссуры». А. Н. Островский и К. С. Станиславский о мейнингенцах. Режиссерская деятельность Отто Брама (1856-1912): драматургия Г. Ибсена и Г. Гауптмана в театре «Свободная сцена». Развитие натуралистических идей во французском театре: Театр Либр (Свободный театр) Андре Антуана (1858-1943). Эволюция режиссерского искусства Антуана, стремление «принять все школы и группировки» (провозглашение принципа «либерального эклектизма»). «Власть тьмы» Л. Н. Толстого и «Привидения» Г. Ибсена в театре Антуана. Создание нового типа спектакля, в основе которого ансамбль.

Режиссура символистского театра как оппозиция театральному натурализму. Основные черты театра символизма. Три концепции символистского спектакля Поля Фора (1872-1960): театр поэта, стремящийся усилить воздействие поэтического слова средствами театра; театр художника, в котором символистская сценография определяла эстетическую направленность спектакля; синтетический театр, воздействующий на зрителя всем комплексом художественных средств. Мировая драматургия, близкая символистской эстетике на сцене театра Эвр в режиссуре Орельена Мари Люнье-По (1867-1940). Теория и практика символистского театра Гордона Крэга (1872-1966).

Полемика реформатора немецкой сцены Макса Рейнхардта (1873-1943) с театральным натурализмом А. Антуана и О. Брама. Синтетический характер режиссуры Рейнхардта. Режиссура как вид поэтического творчества, искусство поэтического реализма, соединяющего звучащее слово, пластическую выразительность актера, сценографическое и музыкальное решение спектакля. Эволюция режиссерских принципов Рейнхардта. Роль эмоционально-чувственного начала в раскрытии мироощущения человека. Спектакли «Сон в летнюю ночь» В. Шекспира (1905), «Привидения» Г. Ибсена (1906), «Гамлет» В. Шекспира (1909), «Царь Эдип» Софокла (1910) и др.

Искания французской режиссуры первой половина ХХ века. Предпосылки возникновения новой французской режиссуры в деятельности театра «Старая голубятня»   Жака Копо (1879-1949), «моральное, интеллектуальное, эстетическое обновление» сценического искусства, синтез приемов условного и психологического театров. Создание творческой корпорации «Картель четырех» (1927) режиссерами разных творческих индивидуальностей Шарлем Дюлленом (1885-1949), Луи Жуве (1887-1951), Гастоном Бати (1885-1952) и Жоржем Питоевым (1885-1939). Выдающаяся роль «Картеля» в развитии французского театрального искусства. Стихия свободной импровизации и другие принципы формирования актерской техники в студии театра «Ателье» Дюллена. Спектакли Ш. Дюллена: «Антигона» Софокла (1923), «Вольпоне» Бена Джонса (1928), «Мухи» Ж.-П. Сартра (1943) и др. Интеллектуальная режиссура Л. Жуве. Сотрудничество с драматургом Жаном Жироду (спектакль «Троянской войны не будет» (1935)). Религиозно-нравственные театральные искания Г. Бати, требование освобождения театра от господства литературы, синтез живописи, скульптуры, архитектуры, музыки и актерского искусства, спектакль «Преступление и наказание» по роману Ф. М. Достоевского в сценической адаптации Бати на сцене театра «Монпарнас» (1933). Психологический театр Ж. Питоева, «открытие» французским театром драматургии А. П. Чехова в режиссуре Ж. Питоева: спектакли «Чайка» (1921), «Дядя Ваня» (1922), «Три сестры» (1929).

Сюрреализм и искусство режиссуры: Театр «Альфред Жарри» Антонена Арто. Теория и практика «театра жестокости» А. Арто (1896-1948).

Экспрессионистский театр Леопольда Йесснера (1878-1945): интеллектуализм, принципы контраста в мизансценах и динамизма действия.

Теория и практика эпического театра Бертольта Брехта.

 

Литература

1. Барро Ж. Л. Воспоминания для будущего. – М., 1979.

2. Бобылева А. Л. Хозяин спектакля. Режиссерское искусство на рубеже XIX-XX веков. – М., 2000.

3. Гительман Л. И. Из истории французской режиссуры. Л., 1976.

4. Западноевропейский театр от эпохи Возрождения до рубежа XIX-XX вв. – М., 2001.

5. Искусство режиссуры за рубежом (Первая половина ХХ века). Хрестоматия. – СПб., 2004.

6. История зарубежного театра в 4 частях. Ч. 2-4. – М., 1984, 1986, 1987.

7. История зарубежного театра в 8 томах. Т. 5-8. – М., 1970, 1974, 1985,1988.

8. История зарубежного театра: Учебник. – СПб., 2005.

9. Питоев Ж. Статьи. Выступления. Интервью. Письма. – М., 2005.

10. Проскурникова Т. Б. Театр Франции. Судьбы и образы. Очерки истории французского театра второй половины ХХ века. – СПб., М., 2002.

11. Спектакли двадцатого века. – М., 2004.

12. Финкельштейн Е. Картель Четырех. – Л., 1974.

13. Хрестоматия по истории зарубежного театра. – СПб., 2007.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2020-11-11; просмотров: 381; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.19.30.232 (0.006 с.)