Использование современных технологий в развитии связной речи детей. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Использование современных технологий в развитии связной речи детей.



Творческое задание - это сложный психологический процесс неразрывно связанный с жизненным опытом ребенка. Словесное творчество наиболее сложный вид творческой деятельности ребенка: требует активный работы воображения мышления, речи, проявления наблюдательности и волевых усилий. Особенности творческого рассказывания заключается в том, что ребенок должен самостоятельно придумать содержание (сюжет, воображаемые действующие лица), опираясь на тему и свой прошлый опыт. Требуется умение придумывать завязки, ход события, кульминацию и развязку. Не менее сложная задача – точно выразительно передавать свой замысел (словесное творчество детей) выражается в различных формах:

 А) в сочинении рассказов, сказок, описаний

Б) в сочинении стихотворений, загадок, небылиц.

элемент творчества есть в любом детском рассказе, поэтому термин «творчество рассказы» это условное название рассказов, где дети придумывают сами. Следовательно значение обучения творческому рассказыванию; в речевом развитии ребенка и в развитии творческого воображения.

1. Педагогические условия необходимые для обучения детей творческому рассказыванию:

1) Обогащение опыта детей впечатлениями из жизни (экскурсии, наблюдения за трудом взрослых, рассматривание картин, альбомов, иллюстраций в книгах, журналах, чтение книг).

2) Обогащение и активизация словаря детей. Эту работу воспитатель должен проводить постоянно на занятиях, вне занятий, объясняя значение слов, вводить в речь детей новые слова, т.к. если у ребенка бедный словарный запас он не в состоянии передать придуманное словами. Поэтому важно чтобы ребенок использовал в речи прилагательные, синонимы, антонимы, сравнения, фразеологизмы.

3) Творческий рассказ это продуктивный вид деятельности, результатом его должен быть связный последовательный рассказ, поэтому одно из условий – умение детей связано рассказывать, владеть структурой связного высказывания (что рассказ состоит из начала, середины и конца).

Правильное понимание детьми задания придумать, т.е. создать нечто новое, рассказать о том, чего на самом деле не было или ребенок этого сам не видел но придумал, хотя в опыте других подобный факт мог быть.

Тематика творческих рассказов должна быть связана с общими задачами воспитания у детей правильное отношение к окружающей жизни, воспитания уважения к старшим, любви к младшим, дружбы и товарищества.

Тема должна быть близка к опыту детей, доступна их пониманию и интереса.

Тема для рассказыванию может быть с конкретном содержанием: «Как мальчик нашел щенка», «Подарок маме» и другие; отвлеченным «Про веселый случай», «У страха глаза велики»

Можно выделить следующие виды творческих рассказов:

-рассказы реалистического характера;

-сказки;

-описания природы.

Приемы обучения творческому рассказыванию зависит от умения детей, задача обучения и виды рассказа.

2. В старшей группе – прием рассказывания детей вместе с воспитателями по вопросам; придумывание детьми продолжения авторского текста. Так, после чтения и пересказывания рассказа Л. Толстого «Сел дет пить чай» педагог предлагает продолжить его. Показывает как можно придумать конец, давая свой образец.

В подготовительной к школе группе- придумывание продолжения и завершение рассказа. Воспитатель дает образец, который содержит завязку и определяет пути развития сюжета. Начало обстановкой в которой происходит действие.

Вспомогательные вопросы- по мнению Л.А. Пеньевской является одним из приемов активного руководства творческим рассказывание, облегчающий ребенку решение творческой задачи, влияющим на связность и выразительность речи.

План в виде вопросов помогает сосредоточить внимание детей на последовательности и плотное развития сюжета. Для плана целесообразно использовать три-четыре вопроса. Вопросы задаются очень осторожно. Можно спросить, что случилось с героем, о котором ребенок забыл рассказать. Можно подсказать описание героя, его характеристику или как закончить рассказ.

Система занятий по обучению рассказыванию по готовым сюжетам разработал Э.П. Короткова.

Воспитатель должен составлять такой план который походил бы любому рассказу ребенка.

План-схема рассказа. К составленному плану воспитатель предлагает схему или вместе с детьми придумывают ее.

в старшей группе схема может быть очень простой, состоять из рисунков, а в подготовительной группе персонажи и действия можно заменить геометрическими фигурами или знаками.

Схема «Как Маша заблудилась в зоопарке»

Зоопарк

 


Воспитатель объясняет план-схему так: на первом квадратике мы нарисовали Машу значит рассказ надо начинать с придумывания: как Маша собиралась и с кем пошла а ЗОО, т.е. рассказать о Маше.

На втором квадрате нарисовали калитку ЗОО, значит нужно придумать что видела Маша в ЗОО и как заблудилась.

На третьем квадрате мы нарисовали Машу и взрослого, значит того с кем она пошла, поэтому нужно придумать как она нашлась.

В подготовительной группе по теме: «Как ежик нашел себе друга» - можно предложить план-схему:

?

 


В первом квадрате ежика обозначила овалом значит сначала надо придумать о том какой был ежик, где он жил.

Второй квадратик середина сказки обозначен вопросом, значит нужно придумать случай с ежиком (может он попал в беду и кто-то ему помог; а может сам помог кому-то в беде).

На третьем квадрате мы нарисовали ежика овалом, а его друга квадратом, рассказ закончить, как они дальше дружили (как подружились).

Использование воспитателем план-схемы, поможет ребенку зрительно увидеть последовательность своего будущего рассказа учить детей сосредотачивать внимание, развивает мыслительные способности подготавливает к школьному обучению.

Придумывание рассказа на самостоятельно выбранную тему самое трудное задание. Педагог советует о чем можно придумать рассказ.

3. Придумывание рассказа на самостоятельно выбранную тему – самое трудное задание. Использование этого приема возможно при наличии у детей элементарных знаний о структуре повествования и средствах внутри текстовой связи, а также умение озаглавить свой рассказ. Педагог советует, о чем можно придумать рассказ (об интересном случаи, который произошел с мальчиком или девочкой, о дружбе зверей, о зайце или волке). Предлагает ребенку придумать название будущего рассказа и составить план («Сначала скажи, как твой рассказ будет называться, и коротко – о чем ты будешь рассказывать сначала, о чем в середине и чем в конце. После этого расскажешь все»).



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2020-11-11; просмотров: 201; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.191.176.66 (0.007 с.)