Особенности проведения занятий в разных возрастных группах. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Особенности проведения занятий в разных возрастных группах.



Занятия в разных возрастных группах имеют свои особенности.
В младших группах дети еще не умеют заниматься в коллективе, не относят к себе речь, обращенную ко всей группе. Они не умеют слушать товарищей; сильным раздражителем, способным привлечь внимание детей, является речь педагога. В этих группах требуется широкое применение наглядности, эмоциональных приемов обучения, в основном игровых, сюрпризных моментов. Перед детьми не ставится учебной задачи (не сообщается – будем учиться, а воспитатель предлагает поиграть, посмотреть на картину, послушать сказку). Занятия носят подгрупповой и индивидуальный характер. Структура занятий проста. Первое время от детей не требуют индивидуальных ответов, на вопросы воспитателя отвечают те, кто захочет, все вместе.

В средней группе характер учебной деятельности несколько меняется. Дети начинают осознавать особенности своей речи, например особенности звукопроизношения. Усложняется содержание занятий. На занятиях становится возможным ставить учебную задачу («Будем учиться правильно произносить звук «з»). Повышаются требования к культуре речевого общения (говорить по очереди, по одному, а не хором, по возможности фразами). Появляются новые виды занятий: экскурсии, обучение рассказыванию, заучивание стихов. Длительность занятий увеличивается до 20 мин.

В старшей и подготовительной к школе группах повышается роль обязательных фронтальных занятий комплексного характера. Меняется характер занятий. Проводится больше занятий словесного характера: различные виды рассказывания, анализ звуковой структуры слова, состава предложений, специальные грамматические и лексические упражнения, словесные игры. Применение наглядности приобретает другие формы: все больше используются картины – настенные и настольные, мелкие, раздаточные. Изменяется и роль воспитателя. Он и теперь руководит занятием, но способствует большей самостоятельности детской речи, реже использует речевой образец. Усложняется речевая активность детей: используются коллективные рассказы, пересказы с перестройкой текста, чтение в лицах и др. В подготовительной к школе группе занятия приближаются к урокам школьного типа. Длительность занятий составляет 30–35 мин. Вместе с тем не следует забывать, что это дети дошкольного возраста, поэтому надо избегать сухости, дидактизма.

Планирование занятий по развитию речи.

В деятельности воспитателя дошкольного учреждения планирование воспитательно-образовательной работы с детьми — весьма ответственный этап подготовки к ее успешному осуществлению. В плане находят отражение как общие психолого-педагогические, так и узкоспециальные задачи. Грамотно спланированная и своевременно выполненная работа — гарантия не только интеллектуально-речевого, но и общего всестороннего развития ребенка.

При планировании занятий по родному языку необходимо учитывать объективно существующие закономерности усвоения речи детьми. Для обеспечения понимания речи и развития мышления детей при планировании занятий необходимо предусмотреть опорную чувственное восприятие объектов и явлений окружающего мира и соотнесение этого восприятия со словом, обозначающим эти объекты и явления. При этом учитываются методы выявления их связей, взаимоотношений: обследование предметов, рассматривание игрушек и иллюстраций, наблюдение животных и растений, явлений природы и общественной жизни, сопровождение действий детей вопросами, указаниями, пояснениями, рассказом воспитателя, чтением художественного произведения, загадыванием загадок, обобщением увиденного и услышанного народной пословицей. Такое первоначальное освоение языка служит развитию образного мышления, фантазии, воображения (со временем — творческого), создает надежную базу для перехода от образного мышления к обобщенному, абстрактному.

На занятиях по развитию речи в детском саду воспитательная, образовательная и чисто языковая задачи решаются в их единстве. В отличие от других видов занятий (физическое воспитание, изобразительная деятельность и др.) живая разговорная речь и художественная литература на занятиях по родному языку являются не только средством умственного, нравственного, эстетического воспитания, но и предметом практического освоения. Поэтому при планировании каждого занятия важно на фоне общепедагогических задач особо выделять языковые, которые предстоит решать на данном занятии.

Осваивая лексические и грамматические языковые значения разной степени обобщенности, ребенок практически постигает логику родного языка, учится мыслить логически.

Большая ответственность ложится на воспитателя при отборе текстов художественных произведений для чтения и рассказывания детям и особенно для пересказа и драматизации их детьми и заучивания наизусть. Только тексты, в которых ярко выражено отношение автора к тому, о чем он повествует, взволнуют детей, и в их памяти отложатся выразительные средства фонетики, лексики, грамматики. Дети без особого труда ответят на вопрос воспитателя: «А как об этом говорится в стихотворении (сказке, рассказе)?», воспроизведут и элементы звукописи, и рифмующиеся слова, услышат разницу в звучании слов, характеризующих положительного героя и отрицательный персонаж, услышат музыку речи (разумеется, сначала с помощью воспитателя).

Высокохудожественные литературные произведения способствуют успешному усвоению детьми норм речи, развитию чувства языка, выработке интонационной и стилистической выразительности устной речи.
Вопросы:

1. В чем своеобразие и особенности занятий по развитию речи в разных возрастных группах?

2. Перечислите дидактические требования к занятиям.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2020-11-11; просмотров: 529; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.216.123.120 (0.007 с.)