Синтаксический разбор простого предложения 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Синтаксический разбор простого предложения



Оглавление

№ задания содержание стр.

Задание 2

Морфологические разборы (сущ., прил., глаг., прич., дееприч., нареч., числ., мест.) 3
Синтаксический разбор 5
задание 3 Правописание НЕ с разными частями речи 6
задание 4 Правописание Н-НН в суффиксах разных частей речи 8
задание 5 Ударение 9
задание 6 Грамматические ошибки 10
задание 7 Основная мысль 13
задание 8 Микротема 13

задание 9

Средства выразительности 13
Средства выразительности в таблице 15
задание 11 Виды подчинительной связи (согласование, управление, примыкание) 16
задание 12 Грамматическая основа 17
задание 13 Односоставные предложения 19
задание 14 Вводные слова 20
задание 15 Обособленные определения 21
задание 16 Обособленные обстоятельства 21

 

ЗАДАНИЕ 2

МОРФОЛОГИЧЕСКИЙ РАЗБОР (3) ИМЕНИ СУЩЕСТВИТЕЛЬНОГО

1. Часть речи, общее грамматическое значение и вопрос (обозначает предмет)

2. Морфологические признаки: Начальная форма (И.п., ед.ч.). Постоянные морфологические признаки: а) собственное или нарицательное; б) одушевлённое или неодушевлённое; в) род; г)склонение; д) число (если слово имеет только одну форму – единственного или множественного числа). Непостоянные морфологические признаки: а) падеж, б) число (если слово изменяется по числам);

3. Синтаксическая роль.

На печальные поляны льёт печально свет она. 1. Поляны -сущ., т.к. обозначает предмет. Льёт (на что?) на поляны. 2. Н.Ф. – поляна. Пост.: нариц., неодуш., ж.р., 1-го скл.; непост.: вин.п., мн.ч. III. Льет (куда?) на поляны.

МОРФОЛОГИЧЕСКИЙ РАЗБОР(3) ИМЕНИ ПРИЛАГАТЕЛЬНОГО

1. Часть речи, общее грамматическое значение и вопрос (обозначает признак предмета).

2. Морфологические признаки. Начальная форма (мужской род, единственное число, именительный падеж). Постоянные морфологические признаки: разряд по значению (качественное, относительное, притяжательное). Непостоянные морфологические признаки: 1)только для качественных прилагательных: а) степень сравнения (сравнительная, превосходная); б) полная или краткая форма; 2) число, род (в единственном числе), падеж.

3. Синтаксическая роль.

Чиста небесная лазурь. 1. Небесная (лазурь) – прил., т.к. обозначает признак предмета. Лазурь (какая?) небесная. 2. Н.Ф. – небесный. Пост.- относит.; непост. - им.п., ед.ч., ж.р. III. Лазурь (какая?) небесная.  

МОРФОЛОГИЧЕСКИЙ РАЗБОР(3) ГЛАГОЛА

1. Часть речи, общее грамматическое значение и вопрос.

2. Начальная форма (инфинитив). Морфологические признаки: Постоянные морфологические признаки: вид (совершенный, несовершенный); возвратность (невозвратный, возвратный); переходность (переходный, непереходный); спряжение. Непостоянные морфологические признаки: наклонение; время (в изъявительном наклонении); число; лицо (в настоящем, будущем времени; в повелительном наклонении); род (в единственном числе прошедшего времени и сослагательного наклонения).

3. Синтаксическая роль.

Ты любишь родной дом, родную землю... 1. Любишь – глагол, т.к. обозначает действие; отвечает на вопрос Ты (что делаешь?) любишь. I. 2. Н.ф.– любить. Морфологические признаки: Постоянные морфологические признаки: несов. вид; невозв.; перех.; II спр. Непостоянные морфологические признаки: употреблён в форме изъявительного наклонения; наст. времени; ед. числа; 2-го лица. II. 3. Ты (что делаешь?) люблю (ПГС)

МОРФОЛОГИЧЕСКИЙ РАЗБОР(3)  ИМЕНИ ЧИСЛИТЕЛЬНОГО

1. Часть речи, общее грамматическое значение и вопрос.

2. Н.Ф. (именительный падеж, если есть род и число, то единственное число, мужской род). Морфологические признаки: Постоянные морфологические признаки: разряд по строению (простое, составное, сложное), разряд по значению (количественное (собирательное, целое, дробное), порядковое. Непостоянные морфологические признаки: падеж; число, род (если они есть).

3. Роль в предложении (каким членом предложения является числительное в данном предложении).

Рассыпался горох на семьдесят семь дорог. 1. (На)семьдесят(дорог) - имя числительное; т.к. обозначает количество предметов при счёте, отвечает на вопрос сколько? 2. Н. ф. – семьдесят. Постоянные признаки: сложное; количественное. Непостоянные признаки: употреблено в форме винительного падежа. 3. Рассыпался (куда?) на семьдесят дорог
Мой брат пошёл в первый класс. 1. (в) первый  (класс) - имя числительное; обозначает порядок предметов при счёте, в класс (который?) первый 2. Н. ф. – первый. Постоянные признаки: простое; порядковое. Непостоянные признаки: употреблено в форме единственного числа, мужского рода, винительного падежа. 3. В класс (который?) первый

МОРФОЛОГИЧЕСКИЙ РАЗБОР(3)  ПРИЧАСТИЯ

1. Часть речи, общееграмматическое значение и вопрос.

2. Н.ф. (единственное число, мужской род, именительный падеж). Морфологические признаки: разряд причастия (действительное, страдательное); признаки глагола: вид, возвратность, время; признаки прилагательного: только для страдательных причастий – полная / краткая форма; для всех причастий – число, род (в единственном числе), падеж (в полной форме).

3. Синтаксическая роль в предложении (каким членом предложения является причастие в данном предложении).

Вокруг меня, подгоняемый знакомыми мальчиками, промчался табун. 1. Подгоняемый (табун) - причастие, обозначает признак предмета по действию; Табун (какой?) подгоняемый 2. Н. ф. – подгоняемый. Морфологические признаки: страдательное; признаки глагола: несовершенный вид, невозвратное, настоящее время; признаки прилагательного: употреблено в полной форме, единственном числе, мужском роде, именительном падеже. 3. Табун (какой?) подгоняемый  
Пушка наша заряжена была картечью. 1. Заряжена - причастие, обозначает признак предмета по действию; пушка (какова?) заряжена 2. Н. ф. – заряженный. Морфологические признаки: страдательное; признаки глагола: совершенный вид, невозвратное, прошедшее время; признаки прилагательного: употреблено в краткой форме, единственном числе, женском роде. 3. Пушка (какова?) заряжена (СИС)

МОРФОЛОГИЧЕСКИЙ РАЗБОР(3)  ДЕЕПРИЧАСТИЯ

1. Часть речи, общее грамматическое значение и вопрос.

2. Начальная форма. Морфологические признаки: Постоянные морфологические признаки: вид (совершенный или несовершенный); возвратность (СЯ – возвратный, нет СЯ – невозвратный). Непостоянные морфологические признаки неизменяемое слово.

3. Синтаксическая роль в предложении (каким членом предложения является деепричастие в данном предложении).

Он ушибся, упав с лошади. 1. Упав - деепричастие, так как обозначает добавочное действие; отвечает на вопросы когда? что сделав? 2. Н. ф. – упав. Морфологические признаки: Постоянные морфологические признаки: совершенный вид; невозвратное. Непостоянные морфологические признаки: (неизменяемое слово). 3. Ушибся (когда?) упав с лошади  

 

МОРФОЛОГИЧЕСКИЙ РАЗБОР(3)  МЕСТОИМЕНИЯ

1. Часть речи и общее грамматическое значение.

2. Начальная форма и морфологические признаки: Постоянные (П.п.): разряд (у всех),

лицо (только у личных), число (только у личных), род (только у личных в 3 лице). Непостоянные (Н.п.): употреблено в форме.... падежа,...число (кроме личных).

3. Синтаксическая роль местоимения.

Колькину маму никто по имени-отчеству не называл. 1. Никто – мест, т.к. указывает на лицо, но не называет его. Не называл (кто?) никто 2. Н.ф. – (кто?) никто. Пост. признаки: отрицательное. Непост. признаки: – в И.п. 3. Не называл (кто?) никто  
Все, даже ребята, называли её просто Лёлей. 1. Её – мест., т.к. указывает на лицо, но не называет его. Называли (кого?) её 2. Н.ф. – (кто?) она. П.п. – личное, 3 лицо, ж.р., ед. ч. Н.п. – в Р.п. 3. Называли (кого?) её  
"Вот придет наша Лёля с работы, мы вам покажем!" - кричали они волейболистам соседнего двора 1. Мы – мест, т.к. указывает на лицо, но не называет его. Покажем (кто?) мы 2. Н.ф. – (кто?) мы. П.п. – личное, 1 лицо, мн.ч. Н.п. – в И.п. 3. Покажем (кто?) мы  
Все, даже ребята, называли её просто Лёлей. 1. Все – мест., т.к. указывает на предмет, но не называет его. Называли (кто?) все. 2. Н.ф. – (какой?) весь. П.п. – определительное. Н.п. – в И.п., во мн.ч. 3. Называли (кто?) все  
"Вот придет наша Лёля с работы, мы вам покажем!" - кричали они волейболистам соседнего двора 1. Наша – мест., т.к. указывает на принадлежность предмета, но не называет его. Лёля (чья?) наша 2. Н.ф. – (чей?) наш. П.п. – притяжательное. Н.п. – в И.п., в ед.ч., в ж.р. 3. Лёля (чья?) наша  

МОРФОЛОГИЧЕСКИЙ РАЗБОР(3)   НАРЕЧИЯ

1. Часть речи. Вопрос. Общее грамматическое значение и вопрос.

2. Морфологические признаки. Разряд по значению. Степень сравнения (если есть). Полная морфологическая неизменяемость.

3. Синтаксическая роль.

Особенно сильно пахнут белые соцветия таволги. 1. Сильно – наречие, т.к. обозначает признак действия. Пахнут (как?) сильно 2. Морф. признаки: разряд по значению - образа действия, в положительной форме сравнения, неизменяемое слово. 3. Пахнут (как?) сильно (обстоятельство образа действия)
Ближе к домам жмутся стаи синичек. 1. Ближе – наречие, т.к. обозначает признак действия. Жмутся (как?) ближе. 2. Морф. признаки: разряд по значению - образа действия, в форме простой сравнительной степени, неизменяемое слово. 3. Жмутся (как?) ближе (обстоятельство образа действия).

План разбора простого предложения

1. Определить вид предложения по цели высказывания (повествовательное, вопросительное, побудительное).

2. Выяснить тип предложения по эмоциональной окраске (невосклицательное или восклицательное).

3. Найти грамматическую основу предложения, подчеркнуть её и обозначить способы выражения, указать, что предложение простое.

4. Определить состав главных членов предложения (двусоставное или односоставное).

5. Определить наличие второстепенных членов (распространённое или нераспространённое).

6. Подчеркнуть второстепенные члены предложения, указать способы их выражения (части речи): из состава подлежащего и состава сказуемого.

7. Определить наличие пропущенных членов предложения (полное или неполное).

8. Определить наличие осложнения (осложнено или не осложнено).

9. Записать характеристику предложения.

10. Составить схему предложения.

ЗАДАНИЕ 3

ЗАДАНИЕ 4

 


 

ЗАДАНИЕ 5

УДАРЕНИЕ

А: аэропОрты Б: бАнты, баловАть, баловАться, избаловАть, разбаловАть, бАловень(судьбы), балОванный, балУясь, болтлИва, бОроду, бОроды, борОд, бородАм, брать – бралА, брАться – бралАсь, бухгАлтеров В: вернА, вероисповЕдание, взялА, взялАсь, включИть – включИшь–включИм–включИт, включЁнный – вкдючЁн, влИться – влилАсь,  вОвремя, водопровОд, ворвАться – ворвалАсь, воспринЯть – воспринялА, воссоздАть – воссоздалА, вручИть – вручИт Г: гнать – гналА, гнАться – гналАсь, граждАнство, газопровОд Д: дефИс, дешевИзна, диалОг, диспансЕр, добелА, добрАть – добралА, добрАться – добралАсь, добелА, довезЁнный, дОверху, договорЁнность, дождАться – дождалАсь, дозвонИться – дозвонИтся, дозвонЯтся, дозИровать, докумЕнт, донЕльзя, дОнизу, досУг, дОсуха, доЯр Е: еретИк Ж: жалюзИ, ждать – ждалА, жИться – жилОсь З: завИдно, зАгнутый, зАгодя, закУпорить, закУпорив, занЯть – зАнял, занялА, зАняло, зАняли, зАнятый – занятА, заперлА, заперлАсь, зАпертый – запертА, зАсветло, заселЁнный – заселенА, зАсветло–зАтемно, защемИть – защемИт, звать – звалА, звонИшь, звонИт, звонИм, знАчимость, знАчимый И: Иксы, исчЕрпать, избалОванный К: каталОг, квартАл, киоскЁр, клАсть – клАла, контролЁр, корЫсть, крАны, красИвее, красИвейший, крАсться – крАлась, кремЕнь, кремнЯ, кровоточИть – кровоточИла, кровоточАщий, кормЯщий, кУхонный Л: лгать – лгалА, лЕкторов, лить – лилА, лИться – лилАсь, ловкА М: мЕстностей, мозаИчный, монолОг, мусоропровОд, молЯщий Н: навЕрх, навралА, наделЁнный, наделИть – наделИт, надОлго, ненадОлго, надорвАться – надорвалАсь, нажИвший, нАжитый– нажитА, назвАться – назвалАсь, накренИться – накренИтся, налитА, налИть – налилА, налИвший, намЕрение, нанЯвшийся, нарвАть – нарвалА, нарОст, насорИть – насорИт, начАв, начАвший, начАвшись, начАть – нАчал, началА, нАчали, нАчатый – начатА, нЕдруг, недУг, некролОг, ненадОлго, неизведЁнный – неизведЁн, нефтепровОд, низведЁнный – низведЁн, новостЕй, нОвости, нОгтя, нормировАть О: обзвонИть – обзвонИт, облегчИть – облегчИт, облИться – облилАсь, обнЯться – обнялАсь, обогнАть – обогналА, ободрАть – ободралА, ободрЁнный – ободрЁн – ободренА, ободрИть, ободрИться – ободрИшься, обострЁнный, обострИть - обострИт, одолжИть – одолжИт, озлОбить, оклЕить, окружИть – окружИт,  опломбировАть, опОшлить, оптОвый, освЕдомиться – освЕдомишься, отбЫть – отбылА, отдАв, отдалА, отключЁнный, откУпорить – откУпорил, отозвАть – отозвалА, отозвАться – отозвалАсь, Отрок, Отрочество П: партЕр, перелИть – перелилА, перезвонИт, плодоносИть, плодонОсит, повторЁнный, повторИть – повторИт, поделЁнный, поднЯв, позвАть – позвалА, позвонИшь – позвонИт, полилА, понЯв, понЯвший, понЯть – понялА, портфЕль, пОручни, послАть – послАла, пОчестей, прибЫв, прибЫть – прИбыл – прибылА – прИбыло, придАное, принЯть – прИнял – прИняли –принялА, прИнятый - прИнят – принятА, принУдить, приручЁнный, прожИвший, прожОрлива, прозорлИва Р: рвать – рвалА С: сверлИть – сверлИшь – сверлИт, свЁкла, сирОты, слИвовый (слИва), смазлИва, снять – снялА, снЯтый – снятА, сОгнутый, создАв, создАть – создалА, созЫв, сорвАть – сорвалА, сортировАть, сорИть – сорИт, срЕдства, стАтуя, столЯр, суетлИва Т: тамОжня, тОртов, тОрты У: убрАть – убралА, убыстрИть, углубИть, углубИт, укрепИть – укрепИт Ф: формировАть Ц: цепОчка Ч: чЕлюстей, чЕрпать Ш: шАрфы, шофЁр, школЯр Щ: щемИть – щемИт, щЁлкать Э: экспЕрт

 

ПОДСКАЗКИ к заданию 4

Ударное окончание! Ударный первый слог корня! Проверочное однокоренное слово с ударным слогом! Ударное окончание! Ударный последний слог! Ударный последний слог! Ударный суффикс –ЛИВ-
включИт вручИт защемИт звонИт кровоточИт наделИт накренИтся облегчИт ободрИт обострИт  одолжИт окружИт сверлИт углубИт укрепИт щемИт но: плодонОсит, плодоносИть аэропОрты бАнты Иксы крАны пОрты склАды тОрты шАрфы шпрИцы   кАшлянуть (кАшель) вероисповЕдание (вЕдать) освЕдомиться (вЕдать) Отрочество (Отрок) мЕстностей (мЕсто) бухгАлтеров (бухгАлтер) надОлго (дОлго) нОгтя (нОготь) пОчестей (пОчесть) сирОты (нет сирОт) слИвовый (слИва) кУхонный (кУхня) чЕлюстей (чЕлюсть) лЕкторов (лЕктор)     Запомните: договОры как протокОлы бралА вернА взялА влилАсь воспринялА воссоздалА ворвалАсь гналАсь добралАсь дождалАсь занятА запертА заселенА лгалА лилА ловкА навралА налилА налитА начатА принялА принятА рвалА снятА но: клАла укрАла крАлась послАла водопровОд газопровОд нефтепровОд но: электропрОвод     премировАть нормировАть баловАть пломбировАть опломбировАть (тренировАть - проверочное слово для данных глаголов) монолОг диалОг каталОг некролОг болтлИва прозорлИва смазлИва суетлИва но: прожОрлива

 

ЗАДАНИЕ 6

 

ГРАММАТИЧЕСКИЕ ОШИБКИ

ЗАДАНИЕ 7

ОСНОВНАЯ или главная мысль текста (идея) — это то, что хотел нам сказать автор, то, ради чего он написал этот текст. (ЗАЧЕМ НАПИСАН ТЕКСТ? КАКУЮ МЫСЛЬ АВТОР ХОЧЕТ ДОНЕСТИ ДО ЧИТАТЕЛЯ?)

Основная мысль текста обычно передаёт оценку автора предмета речи.

 

 

ЗАДАНИЕ 8

 

МИКРОТЕМАэто составная часть общей темы текста. Условно её можно назвать главной мыслью абзаца.

Микротему можно определить по ключевым словам и ключевым предложениям абзаца.

 

 

ЗАДАНИЕ 9

Метафора Троп: это слово или выражение, которое употребляется в переносном значении на основе сходства двух предметов или явлений по какому-либо Щёки горят, кольцо дыма, золотые кудри; крыло самолёта, завыл мотор, заря жизни, град пуль. В лицо полетели тысячи маленьких холодных пуль      (В.Шукшин)
Олицетворение Троп: Разновидность метафоры, присвоение предметам неживой природы свойств живых существ. Олицетворением называют и перенос человеческих свойств на животных. Ветер спит, и всё немеет, Только бы уснуть; Ясный воздух сам робеет На мороз дохнуть. (А.Фет)
Сравнение Троп, основанный на сопоставлении одного явления или понятия с другим.  Обычно сравнение выражается 1)с помощью слов как, будто, точно, словно, похоже, наподобие, подобно  и т.п. 2) в форме творительного падежа 3) сравнительной степенью прил. или наречия 4) с помощью сравнительного придаточного.     А сосны гнутся, как живые, И так задумчиво шумят... (И.С.Тургенев) Ярким солнцем в саду пламенеет костёр   Эти глаза зеленее моря

Примечание: в отличие от метафоры сравнение всегда двучленно: в нём называются оба сопоставляемых предмета (явления, признака, действия)

Эпитет Троп: образное определение, слово или словосочетание, определяющее лицо, предмет, явление или действие с субъективных позиций автора Побледневшие,нежно-стыдливые, Распустились в болотной глуши Белых лилий цветы молчаливые, И вкруг них шелестят камыши. (К. Бальмонт)
Литота преуменьшение   И шествуя важно В спокойствии чинном Лошадку ведет Под узды мужичек В больших сапогах, В полушубке овчинном, В больших рукавицах… А сам с ноготок!       (Некрасов)
Гипербола (от греческого - преувеличение) образное выражение, содержащее непомерное преувеличение размера, силы, значения и т.д. какого -либо предмета, явления. 1)Между тем перед глазами ехавших расстилалась уже широкая, бесконечная равнина, перехваченная цепью холмов.   2) Редкая птица долетит до середины Днепра
Перифраз (описательный оборот) 1) Выражение, являющееся описательной передачей смысла другого выражения или слова. 2) Троп, состоящий в замене названия лица, предмета или явления описанием их существенных признаков или указанием на их характерные черты. Пишущий эти строки (т.е Я) Царь зверей (т.е лев). Туманный Альбион (т.е Англия). Творец Гамлета (т.е.  Шекспир).
Фразеологизм воспроизводимые в готовом виде словосочетания или предложения. Неделимые словосочетания как белка в колесе водить за нос хранить как зеницу ока мелкая сошка грош цена ни днём ни ночью

Морфологические средства:

Частотное употребление частей речи: большое количество глаголов, или существительных, или прилагательных...

Фонетические средства:

Аллитерация (повторение одинаковых согласных)

Ассонанс (повторение одинаковых гласных)

ЗАДАНИЕ 11

Согласование

Частые встречи. Прилагательное.

Главное слово диктует зависимому род, число и падеж, поэтому зависимое слово стоит в том же роде, числе и падеже, что и главное.

Летящий мяч. Причастие. Наше право. Всякий человек Любое решение Согласуемое местоимение. Третий ряд. Порядковое числительное. Красавица дочка. Профессор Петров. Согласуемое существительное.

Управление

Начало игры. Жарко у печки. Существительное (часто с предлогом).

Главное слово диктует зависимому только падеж. Зависимое слово «застывает» в определенном падеже (часто с предлогом).

Попросить её (кого?). Местоимение в функции существительного.

Примыкание

Ходить пешком. Наречие.

Главное слово не способно диктовать зависимому свою форму, потому что зависимое не изменяется.

Спать стоя. Деепричастие. Просил остаться. Желание знать. Хотел вернуться. Неопределенная форма глагола. Стать лучше. Сравнительная степень прил-ого. Его книга Её глаза Их мечты Притяжательные местоимения ЕГО, ЕЁ, ИХ (отвечают на вопрос чей? Чья? Чьё? Чьи?)

(Алгоритм )

1. Определите главное и зависимое слово.

2. Определите, чем выражено зависимое слово.

3. Если зависимое слово выражено наречием, деепричастием, неопределенной формой глагола,простой сравнительной степенью прилагательного (не сказуемое), несклоняемым существительным (метро, пальто), притяжательные местоимения их, её, его.

 


          то это ПРИМЫКАНИЕ

 


            4. Если другими частями речи, то смотрим

 

       Изменяются оба слова         Изменяется главное слово, а зависимое слово остаётся в

                                                                   в определённом косвенном падеже

              СОГЛАСОВАНИЕ                   УПРАВЛЕНИЕ

Красивый человек ( согласование, т.к. изменяется оба слова)

Читать быстро ( примыкание, т.к. зависимое слово выражено наречием)

Шёл в школу (управление, т.к. зависимое слово выражено существительным в косвенном падеже)

 

ПРИМЕЧАНИЕ: Грамматическая основа (подлежащее и сказуемое) НЕ ЯВЛЯЕТСЯ словосочетанием!!!

 

ЗАДАНИЕ 12

ГРАММАТИЧЕСКАЯ ОСНОВА

ПОДЛЕЖАЩЕЕ

 

Чем может быть выражено Примеры
Имя существительное Редела тень.Восток алел
Местоимение Я помню чудное мгновение. Никто не пришёл. Кто это сделал? [Море, (которое плескалось рядом), очаровало меня).
Прилагательное в значении существительного Наречие Причастие в значении существительного Приезжий был невысок ростом. Завтра не будет похоже на сегодня. Командующий перестал ходить по мостику.
Числительное + имя существительное Два бойца сидят в дозоре.
Неопределённая форма глагола Учиться всегда пригодится
Междометье в значении существительного Далече грянуло ура
Синтаксически неделимое словосочетание Анютины глазки росли около крыльца. Шли два приятеля. Несколько повозок въехало во двор гостиницы.
Числительное Десять делится на два.

 

СКАЗУЕМОЕ

Простое глагольное сказуемое Составное глагольное сказуемое Составное именное сказуемое
1. Выражено одним глаголом в форме какого-либо наклонения: Проснулись птицы. Ещёгромче будут петь птицы (сложная форма будущего времени) Он пел. (Изъявительное наклонение) Ты спел бы. (Условное наклонение) Пой. (Повелительное наклонение)   Имеет две части: вспомогательную и основную =Н.Ф. глагола Вспомогательная часть может быть выражена: 1. Глаголами, обозначающими начало, продолжение, конец действия, долженствование: мочь, уметь, хотеть, решить, продолжать, стараться, стать, собираться, успеть, кончить, перестать, надеяться: Он хотел проехать мимо Имеет две части: именную части и глагол – связку, который может отсутствовать. Именная часть сказуемого выражена: 1. Именем существительным в И.п. или Т.п. Он ученик. Он был учеником.   2. Полным или кратким прилагательным, а также прилагательным в сравнительной степени Мы молодые. Мы молоды. Мы моложе Мы были молодыми.
2. Глаголом в форме сложного будущего времени Что я буду делать? 3. Глаголом в форме повелительного наклонения с частицами. Да подойдите же сюда! 4. Глаголом с частицами было, так, знай, себе, таки и др. Снег так и валил. Фадеев пошёл было с корзинкой на берег. 5. Устойчивым словосочетанием (фразеологизмом) Он стоял как вкопанный. 2. Краткими прилагательными (рад, готов, должен, способен, обязан и др.) Вы должны трудиться. 3. Фразеологизмами Он горел желанием выступить 4. Словами состояния со значением желательности, необходимости (надо, нельзя, можно, нужно, лень, необходимо): Надо учиться языку. 5.Словами состояния, выражающими эмоциональную оценку действий (любить, бояться, стыдиться, опасаться и др.): Я люблю читать. Основная часть несёт в себе главную смысловую нагрузку и выражена глаголом в не- определённой форме. Примечание: Следует иметь в виду, что сочетание с личным глаголом не всегда является составным глагольным сказуемым. 1. В составном глагольном сказуемом инфинитив всегда обозначает действие того лица, которое названо подлежащим. Сталонкликать золотую рыбку.   Если же инфинитив обозначает действие другого лица, он представляет собой дополнение при простом глагольном сказуемом. Матушка в слезах наказывала мне беречь свое здоровье. 2. При глаголах движения (или прекращения движения) инфинитив со значением цели является обстоятельством. Я опять пришел сюда слушать прибой. 3. Кратким страдательным причастием, категорией состояния: Дорога проложена.Жарко. Мне весело. 4. Предложно- падежным сочетанием: Он в восторге. Небо было в тучах. 5. Местоимением:   Дом теперь мой. 6. Числительным: Два + три будет пять 7. Наречием:   Ей туфли впору будут. 8.Синтаксически неделимым словосочетанием: Он был высокого роста. Варя была с заплаканными глазами. Его сюртук, галстук и жилет были постоянно черного цвета. Сапожки – что тебе зеркало. Глагол - связка может быть выражен: 1. Всеми формами глаголов: быть, стать, делаться, являться, казаться, становиться, иметь вид, называться Ты был смелым. Всё делается светлее от первого снега. Дворец казался островом. 2. В роли связок могут выступать глаголы, имеющие значения движения, состояния (стоять, прийти, приехать, вернуться, сидеть и др.) Я возвратился усталым. Мы пришли веселые. Ели и сосны стояли зеленые. Примечание: В состав сказуемого могут входить частицы это, вот, как, не, будто, словно и др. Поэзия – это душа подвига…

 

ЗАДАНИЕ 13

ОДНОСОСТАВНЫЕ ПРЕДЛОЖЕНИЯ

с главным членом-сказуемым:

1. Определённо-личное: сказуемое–глагол в форме 1 или 2 лица ед. или

мн.ч., наст. вр или буд. вр., повел. или изъявит. наклон., к которому легко можно добавить отсутствующие местоимения Я, МЫ, ТЫ, ВЫ. Например: Выйду (я) на улицу. Дайте (вы) мне коня.

2. Неопределённо – личное: сказуемое – глагол в форме 3лица мн.ч. в наст. или буд. времени и в форме мн.ч. прош. врем., к которому легко можно добавить отсутствующее местоимение ОНИ.

Например: В дверь постучались. На балконе дачи зажгли свет.

3. Безличное: сказуемое, при котором нет и не может быть подлежащего. 

К сказуемым в таких предложениях, если рядом нет существительных или местоимений вкосвенных падежах, можно добавить местоимение МНЕ, МЕНЯ или наречие ГДЕ-ТО. Например: Уже (где-то ) вечерело. Весело.

Сказуемое может быть выражено:

1. Безличным глаголом, обозначающим состояние человека или природы. Например: Вечереет.

2. Безличной формой личного глагола в 3л. ед.ч. н. или б. вр. или ср.р. ед.ч. пр. вр.

Например: Пахло сеном. Пахнет сеном.

3. Безличной формой глагола быть в отрицательных предложениях;

Например: Герасима не было на дворе. Дождя не будет.

4. Словом нет. Например: У меня нет линейки.

5. Неопределённой формой глагола.   Например: Быть дождю. Нужно учиться.

6. Наречием, кратким страдательным причастием в форме среднего рода.

Например: В избе жарко натоплено.

7. Категорией состояния. Например: На улице холодно. Жарко.

Примечание № 1: если сказуемое выражено глаголом ед.ч. м.р. или ж. р. пр. вр., то такое предложение является двусоставным, неполным. Пошла в кино. Зашел на минутку.

Примечание № 2:

2. Среди односоставных предложений выделяются обобщённо-личные, в которых выражены действия обобщённого лица, но это лицо не названо. Часто используются в пословицах, афоризмах. Главный член предложения обычно выражен глаголом 1-го, 2-го лица ед.ч. и мн.ч. или глаголом 3-го лица мн.ч.

Например: На деньги ума не купишь. Береги честь смолоду. За оскорбление деньгами не платят. Что посеешь, то и пожнешь. Не очень-то нынче стариков уважают.

с главным членом предложения - подлежащим

 


Назывное


имеет один главный член предложения – подлежащее, выраженное существительным в форме И.п. или количественно-именным сочетанием. Оно сообщает о том, что какое-нибудь явление или предмет существует (имеется) в настоящем.

Примечание:

1) В роли главного члена (подлежащего) может выступать личное местоимение: Вот она, Отчизна!

2) В роли главного члена числительное: Двенадцать... Сейчас, наверно, прошел он через посты. Час... Сейчас он добрался к подножию высоты. Два... Он теперь, должно быть, ползет на самый хребет. Три... Поскорей бы, чтобы его не застал рассвет.

3) В роли главного члена количественно-именное сочетание: Десять часов.

 

Например: Лес.Просека.Ночь.   Весна. Три войны, три голодных поры, то, чем век наградил.

ЗАДАНИЕ 14

ВВОДНЫЕ СЛОВА

 

значения вводные слова примеры
1. Разная степень уверенности Конечно, бесспорно, безусловно, несомненно, безусловно, разумеется, само собой разумеется, кажется, вероятно, очевидно, возможно, верно, без сомнения, без всякого сомнения, казалось бы, видимо, по-видимому, подлинно, в самом деле, действительно, правда, не правда ли, в сущности, по существу, право, чай, надо полагать, думаю, надеюсь, полагаю, должно быть, может, может быть, наверное, пожалуй, по всей вероятности и др. Дождь, кажется, кончился.
2. Различные чувства К счастью, к радости, к общей радости, на счастье, на радость, к стыду, к несчастью, по несчастью, на беду, удивительное дело, к ужасу, к сожалению, к удивлению, к досаде, чего доброго, к огорчению, странное дело, нечего греха таить, не ровен час и др. Дождь, к счастью, закончился.
3. Источник информации По сообщению (кого-либо), по словам (кого-либо), по мнению (кого-либо), по-моему, по-твоему, по сообщению (кого-либо), на мой взгляд, по слухам, по преданию, слышно, дескать, мол, помнится, говорят, сообщают, передают и др. По-моему, дождь кончился.
4. Порядок мыслей и их связь Во-первых, во-вторых, в-третьих, итак, таким образом, напротив, однако, впрочем, с одной стороны, с другой стороны, в частности, таким образом, главное, впрочем, между прочим, кроме того, сверх того, кстати, кстати сказать, к слову сказать, повторяю, подчеркиваю, скажем, стало быть, наконец, значит, следовательно, наоборот, например, к примеру и др. Итак, дождь кончился. Вскоре, однако, сомнения рассеялись.
5. Замечания о способах оформления мыслей Одним словом, словом, иначе говоря, лучше сказать, попусту говоря, короче говоря, другими словами, так сказать, грубо говоря, мягко выражаясь, если можно так сказать, если можно так выразиться, с позволения сказать, лучше сказать, что называется и др. Одним словом, всё обошлось благополучно.  
6. Слова, обращенные к собеседнику с целью привлечь его внимание к сообщаемому. Видишь (ли), видите (ли), понимаешь (ли), понимаете (ли), знаешь (ли), знаете (ли), пойми, поймите, послушайте, поверьте, согласитесь, вообразите, представьте себе, помилуйте, извините, простите, веришь (ли), пожалуйста, помилуйте, заметьте себе, сделайте милость, скажите на милость, если хотите знать и др. Верите ли, я все-таки сделала это.
7. Указывают оценку меры того, о чем  говорится. Самое большее, самое меньшее, по крайней мере, без преувеличений и др.   Мы, самое большее, завтра сделаем то, что обещали.
8. Выражают экспрессивность высказывания.   По правде, по совести, по справедливости, кроме шуток, страшно вспомнить, смешно сказать, не в укор будь сказано, надо признаться, честно говоря, между нами говоря, между нами будь сказано и др. Завтра, страшно вспомнить, будет десять лет, как мы знакомы.

 

 

ЗАДАНИЕ 15

ОБОСОБЛЕННЫЕ ОПРЕДЕЛЕНИЯ



Поделиться:


Читайте также:




Последнее изменение этой страницы: 2020-11-11; просмотров: 228; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.14.80.45 (0.144 с.)