Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Знакомство с шахматными фигурами.Стр 1 из 2Следующая ⇒
ВВОДНЫЙ УРОК ШАХМАТ ЦЕЛЬ УРОКА: побуждение детей к дальнейшему обучению игре в шахматы.
ХОД ЗАНЯТИЯ Вводная часть Здравствуйте! В какие игры вы любите играть? (Ответы детей) Конечно, в самые разные! На улице вы с удовольствием играете в догоняшки, пятнашки, футбол, прыгаете в резинку или классики… Дома почти у всех есть компьютеры. Иногда с родителями можно поиграть в лото или домино… Среди замечательных и полезных игр, существующих в мире, особое место принадлежит именно шахматам. Конечно, многие из вас умеют играть в шахматы. Кто-то играет хорошо, даже друзей обыгрывает, а кто-то может быть и не знаком даже с этой замечательной игрой. Но все вместе мы с вами будем учиться играть и скоро, может быть, обыграем даже папу или дедушку! Так с чего же нам начать? Конечно же, с легенды о появлении шахмат.
Чтобы попасть в волшебный мир шахмат, нужно ответить на несколько вопросов. 1. Где родились шахматы? 2. Чем, по мнению индийского шаха, сложнее управлять – целой армией или небольшим отрядом шахматным фигур? 3. Переведите на русский язык слово «ШАХМАТЫ». А где же происходят шахматные сражения? Конечно, на шахматной доске. О ней мы сейчас и поговрим. Основная часть. 1. Знакомство с шахматной доской. Доски бывают разные – гладильные, стиральные, разделочные, строительные. На них в шахматы не поиграешь! Это можно сделать только на шахматной доске. Вот она перед вами. Чтобы играть в шахматы, её необходимо хорошо знать. Шахматная доска – это квадрат, на нём 32 белые и 32 чёрные клетки. Сколько же всего? (64) По краям доски отмечены буквы и цифры. Сверху и снизу – буквы (проговорить названия), справа и слева – цифры (от 1 до 8). Они нужны нам для того, чтобы определить адрес шахматной клетки, а он у каждой клетки свой собственный. Как же его узнать? Посмотрите =, эта клетка имеет адрес а1, потому что стоит на пересечении буквы а и цифры 1. Попробуйте определить (h1, a3, е6). Что же, первое знакомстов с шахматной доской состоялось. Скоро на ней появится шахматное войско. Вы готовы к встрече с ним? Проверим, а для этого я попрошу ответить вас на несколько вопросов. - Какую форму имеет шахматная доска? - Сколько клеток на шахматном поле? - Какие цветы любят шахматы? - Для чего на доске нужны буквы и цифры? - Зачем нужно знать точный адрес клетки? ПРИЛОЖЕНИЕ ШАХМАТНЫЕ ЗАГАДКИ Видимо, она упряма, Он в шахматах, можно сказать, чемпион, Если ходит только прямо, И шаг у него широк. Не петляет: прыг да скок, Умеет ходить как ладья, и как слон - Не шагнет наискосок И прямо, и наискосок. (Пешка) (Ферзь)
Стою на самом краю, Прыгнет он. Подковы звяк! Путь откроют – пойду. Необычен каждый шаг: Только прямо хожу, Буква «Г» и так, и сяк. Как зовут - не скажу. Получается зигзаг! (Ладья) (Конь)
Я силой и мощью своей Передвигается не косо и не прямо, Лишь по прямым полям А буквой «Г» - так шахматисты говорят И линиям прокладываю путь (Конь) И горе тем, кто на пути моем Пытается «вздремнуть». Кто ходит прыг-скок и в бок? (Ладья) (Конь)
Не живет в зверинце, Гладкий люблю я, расчищенный путь: Не берет гостинцы, На шаг в любую сторону могу я шагнуть. По косой он ходит, (Король) Хоботом не водит. (Слон) Два братца через грядку смотрят, А подойти друг к другу не могут Когда мы встанем в строй, (Король)
Нас спутает любой. Но лишь начнется бой, Фигура – маленький солдат, У каждого путь свой. Лишь команды ждет, (Слон) Чтоб с квадрата на квадрат Двигаться вперед (Пешка) Я смел, и строен, и высок: Предпочитаю ходить и бить Всегда по-своему: наискосок. (Слон)
Два братца в одной армии служат, А встретиться друг с другом не могут. (Слон) ЗАГАДКИ-РИФМЫ
Раскрыла Оленька ладонь – скачи в атаку белый …… (конь) Безопасные поля поищи для…(короля) Черным клеточкам верны чернопольные…..(слоны) И еще два поля есть, а на них король и ….(ферзь) Скоро бой и ждет войска деревянная…..(доска) Ни к чему такая спешка – потеряться может….(пешка) В углу стоит бадья, а в ней плывет…(ладья) На доске есть у меня две лошадки, два….(коня) Использованная литература Весела И., Веселы И. Шахматный букварь. – М.: Просвещение, 1983. Гришин В., Ильин Е. Шахматная азбука.–М.: Детская литература, 1980. Зак В., Длуголенский Я. Я играю в шахматы. – Л.: Детская литература, 1985. Князева В. Уроки шахмат. – Ташкент: Укитувчи, 1992. Сухин И. Удивительные приключения в Шахматной стране. – М.: Поматур, 2000. Сухин И. Шахматы для самых маленьких. – М.: Астрель, АСТ, 2000. Сухин И. Шахматы, первый год, или Там клетки черно-белые чудес и тайн полны: Учебник для 1 класса четырёхлетней и трёхлетней начальной школы. – Обнинск: Духовное возрождение, 1998. .
Игра «Почтальон» Цель: Умение ориентироваться на доске, безошибочно находить нужную клетку; закрепление шахматной нотации.
Обучающимся даются конверты с квадратами по величине шахматной клетки. На карточках изображены адреса каждой клетки. Предлагается быть почтальонами и разнести квадраты точно по адресам, например: а1, в2, с3,h4, g5? d6, е8 и т.д. Ход урока 1. Организационный момент: Рассаживание учащихся. Подготовка рабочего места. 2. Знакомство с ходом и содержанием занятия: Сегодня мы с вами закрепим, что такое шах, способы защиты Короля от шаха. Вы будете создавать ситуации для защиты Короля, поработаем над шахматными терминами, закрепим шахматную нотацию
3. Работа над ключевыми терминами: – Объясните слово “шах”? (Угроза Королю.) Выходит учащийся в костюме шахматной доски и читает стих: Вся в квадратах белых, чёрных Разминка:
Игра на внимание “Найди ошибку”, Приложение 1. (на демонстрационной доске расставлены фигуры – два слона чёрного цвета на двух белых полях, два Короля стоят рядом, первоначально не правильно поставлены Король и Ферзь). Учащимся даётся задание посмотреть внимательно на фигуры и исправить ошибки. Игра “Сложи фигуру”, Приложение 2. Даётся задание выложить из косточек шахматную фигуру, а также собрать из 3–4 разрезанных частей и назвать её. Игра на смекалку, Приложение 3. – У какого слона нет хобота? (У шахматного.) – Какой Король не умеет говорить? (Шахматный.) – Что за чудо– поле, где тесно мышке, а свободно Слону? (Шахматное поле.) – На каком Слоне нельзя прокатиться? (На шахматном.) – Какая клетка всегда только квадратная? (Шахматная.) – Если их соединить, угол можно получить (горизонталь и диагональ, горизонталь и вертикаль, вертикаль и диагональ). – Какая фигура грамоту знает, Физкультминутка “Буратино”, [8]. Буратино потянулся (Все поднимают руки вверх.) Практическая работа. Расставить шахматы на доске так, чтобы была видна ситуация шаха Королю (учащиеся расставляют). – первая защита – отойти на свободное соседнее поле; Эти три защиты применяем у себя на шахматной доске. Игра “Почтальон”, Приложение № 4. Педагог просит на демонстрационной доске назвать на нескольких клетках адрес, например, а1, в2, с3, е8, h7, f4 и.д., затем предлагает записать адреса клеток на листе бумаги, а потом “разнести” карточки по адресам у себя на шахматной доске.
Kh3 – g5 + Kр (Это означает, что Конь аш 3 идёт на поле жэ 5 и ставит шах Королю). Далее чтение следующих ходов фигур: – Фе8 – е4 – Л а3: Сf3 +х Кр, – Сg8 – а7 +Кр, – Крh6: Лh7 – Kd1 – е3 х Кр Подведение итога занятия. Давайте вспомним, с чего мы начали своё занятие? Как правильно назвать нашу работу? Рефлексия по занятию.
Всем спасибо. Увидимся на следующем занятии. Список литературы, рекомендуемый для педагога.
4. "Блиц - вопрос":
- Каких клеток больше, черных или белых? (равно) - Без какой фигуры не бывает игры? (король) - Где возникли шахматы? (Индия) - Как пешке укрыться от чернопольного коня? (встать на белое поле) - Что такое шах? - Что такое мат? - Между какими фигурами стоит конь в начале игры? (слон и ладья) - Какая фигура может перепрыгивать через фигуры? (конь)
5. Эстафета "Расставь фигуры": на скорость - бег и правильная расстановка фигур в первоначальное положение. ПЛАН Открытого занятия педагога дополнительного образования высшей квалификационной категории ХОД ЗАНЯТИЯ. ВВОДНЫЙ УРОК ШАХМАТ ЦЕЛЬ УРОКА: побуждение детей к дальнейшему обучению игре в шахматы.
ХОД ЗАНЯТИЯ Вводная часть Здравствуйте! В какие игры вы любите играть? (Ответы детей) Конечно, в самые разные! На улице вы с удовольствием играете в догоняшки, пятнашки, футбол, прыгаете в резинку или классики… Дома почти у всех есть компьютеры. Иногда с родителями можно поиграть в лото или домино… Среди замечательных и полезных игр, существующих в мире, особое место принадлежит именно шахматам. Конечно, многие из вас умеют играть в шахматы. Кто-то играет хорошо, даже друзей обыгрывает, а кто-то может быть и не знаком даже с этой замечательной игрой. Но все вместе мы с вами будем учиться играть и скоро, может быть, обыграем даже папу или дедушку! Так с чего же нам начать? Конечно же, с легенды о появлении шахмат.
Чтобы попасть в волшебный мир шахмат, нужно ответить на несколько вопросов. 1. Где родились шахматы? 2. Чем, по мнению индийского шаха, сложнее управлять – целой армией или небольшим отрядом шахматным фигур? 3. Переведите на русский язык слово «ШАХМАТЫ». А где же происходят шахматные сражения? Конечно, на шахматной доске. О ней мы сейчас и поговрим. Основная часть. 1. Знакомство с шахматной доской. Доски бывают разные – гладильные, стиральные, разделочные, строительные. На них в шахматы не поиграешь! Это можно сделать только на шахматной доске. Вот она перед вами. Чтобы играть в шахматы, её необходимо хорошо знать. Шахматная доска – это квадрат, на нём 32 белые и 32 чёрные клетки. Сколько же всего? (64) По краям доски отмечены буквы и цифры. Сверху и снизу – буквы (проговорить названия), справа и слева – цифры (от 1 до 8). Они нужны нам для того, чтобы определить адрес шахматной клетки, а он у каждой клетки свой собственный. Как же его узнать? Посмотрите =, эта клетка имеет адрес а1, потому что стоит на пересечении буквы а и цифры 1. Попробуйте определить (h1, a3, е6). Что же, первое знакомстов с шахматной доской состоялось. Скоро на ней появится шахматное войско. Вы готовы к встрече с ним? Проверим, а для этого я попрошу ответить вас на несколько вопросов. - Какую форму имеет шахматная доска? - Сколько клеток на шахматном поле? - Какие цветы любят шахматы? - Для чего на доске нужны буквы и цифры? - Зачем нужно знать точный адрес клетки? Знакомство с шахматными фигурами. Фигуры ещё спят на своих шахматных клетках. А нам уже не терпится с ними познакомиться. Отнесёмся к ним с большим уважением. Это не игрушки. Среди наших фигур есть царские особы. Давайте их рассмотрим. Вот его величество – Король! На кого или на что похож король? (ответы детей). Его Величество король самый высокий и поэтому самый заметный. Похож на человека с высокой острой короной. В каждом королевстве королей по одному – черный и белый. А вот Ферзь! На кого или на что похож ферзь? (ответы детей). Чуть поменьше короля. У него круглая небольшая шапочка-корона на голове. В начале шахматной партии ферзей в каждой армии по одному, как и королей. Посмотрите, вот Ладья! На кого или на что похожа ладья? (ответы детей). Напоминает крепостную башню. Во Франции и других странах она так и называется тура (башня, крепость). В Россию шахматы так долго плыли на кораблях-лодках (в старину лодки назывались ладьями), что эта фигура и превратилась в ладью. Ладей в каждом войске по две. Особая фигура – Слон. На кого или на что похож слон? (ответы детей). На слона совсем не похож. Скорее всего, это высокий человечек в остром шлеме. Почему именно слон? Древнеиндийские воины передвигались как пешком, так и нас лонах. Отсюда и возникла необходимость в этой фигуре, которая сохранила вид воина, а название – слона. Слонов в каждой армии по два. Кто знает, как по-другому называется эта фигура? (Офицер) Ещё одно животное на поле - Конь! Его никогда ни с кем не перепутаешь. За долгое время он потерял своего всадника, длинные ноги и хвост. Коней у противников по два. А теперь - Пешка! На кого или на что похожа пешка? (ответы детей). Похожа на маленького человечка. Пехота, пехотинец, пешком – вот почему эта фигура так называется. Идут только вперед. Их смело бросают в бой. Пешек в каждой армии больше всех – по восемь. Вот мы с вами узнали, как зовут каждую фигуру. Итак, всё шахматное войско перед вами! Хорошо ли вы запомнили этих воинов? Проверим? Показать детям фигуры и послушать их ответы.
А в заключение давайте проговорим, что мы с вами сегодня вспомнили и что узнали: Какие шахматные фигуры вы знаете? (ответы детей) А сколько фигур в шахматной армии? (ответы детей) Вы хотите дальше учиться игре в шахматы? Спасибо за внимание, за ваши работы и до встречи на следующем занятии в нашем объединении «Белый Ферзь»!
ПРИЛОЖЕНИЕ ШАХМАТНЫЕ ЗАГАДКИ Видимо, она упряма, Он в шахматах, можно сказать, чемпион, Если ходит только прямо, И шаг у него широк. Не петляет: прыг да скок, Умеет ходить как ладья, и как слон - Не шагнет наискосок И прямо, и наискосок. (Пешка) (Ферзь)
Стою на самом краю, Прыгнет он. Подковы звяк! Путь откроют – пойду. Необычен каждый шаг: Только прямо хожу, Буква «Г» и так, и сяк. Как зовут - не скажу. Получается зигзаг! (Ладья) (Конь)
Я силой и мощью своей Передвигается не косо и не прямо, Лишь по прямым полям А буквой «Г» - так шахматисты говорят И линиям прокладываю путь (Конь) И горе тем, кто на пути моем Пытается «вздремнуть». Кто ходит прыг-скок и в бок? (Ладья) (Конь)
Не живет в зверинце, Гладкий люблю я, расчищенный путь: Не берет гостинцы, На шаг в любую сторону могу я шагнуть. По косой он ходит, (Король) Хоботом не водит. (Слон) Два братца через грядку смотрят, А подойти друг к другу не могут Когда мы встанем в строй, (Король) Нас спутает любой. Но лишь начнется бой, Фигура – маленький солдат, У каждого путь свой. Лишь команды ждет, (Слон) Чтоб с квадрата на квадрат Двигаться вперед (Пешка) Я смел, и строен, и высок: Предпочитаю ходить и бить Всегда по-своему: наискосок. (Слон)
Два братца в одной армии служат, А встретиться друг с другом не могут. (Слон) ЗАГАДКИ-РИФМЫ
Раскрыла Оленька ладонь – скачи в атаку белый …… (конь) Безопасные поля поищи для…(короля) Черным клеточкам верны чернопольные…..(слоны) И еще два поля есть, а на них король и ….(ферзь) Скоро бой и ждет войска деревянная…..(доска) Ни к чему такая спешка – потеряться может….(пешка) В углу стоит бадья, а в ней плывет…(ладья) На доске есть у меня две лошадки, два….(коня) Использованная литература Весела И., Веселы И. Шахматный букварь. – М.: Просвещение, 1983. Гришин В., Ильин Е. Шахматная азбука.–М.: Детская литература, 1980. Зак В., Длуголенский Я. Я играю в шахматы. – Л.: Детская литература, 1985. Князева В. Уроки шахмат. – Ташкент: Укитувчи, 1992. Сухин И. Удивительные приключения в Шахматной стране. – М.: Поматур, 2000. Сухин И. Шахматы для самых маленьких. – М.: Астрель, АСТ, 2000. Сухин И. Шахматы, первый год, или Там клетки черно-белые чудес и тайн полны: Учебник для 1 класса четырёхлетней и трёхлетней начальной школы. – Обнинск: Духовное возрождение, 1998. .
Игра «Почтальон» Цель: Умение ориентироваться на доске, безошибочно находить нужную клетку; закрепление шахматной нотации.
Обучающимся даются конверты с квадратами по величине шахматной клетки. На карточках изображены адреса каждой клетки. Предлагается быть почтальонами и разнести квадраты точно по адресам, например: а1, в2, с3,h4, g5? d6, е8 и т.д.
|
|||||||||||
Последнее изменение этой страницы: 2020-11-11; просмотров: 180; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.137.187.233 (0.198 с.) |