Прочие промышленные производства 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Прочие промышленные производства



 

 

Род фабрик и заводов

Богородск

Павловский пасад

Богородский уезд

ВСЕГО

число фабрик и заводов число рабочих число фабрик и заводов число рабочих число фабрик и заводов число рабочих число фабрик и заводов число рабочих
1 гребенные, рогов, костян, кокосов, пуговиц         19 348 21 598
2 шляпные, шапочные и картузные         10 49 11 89
3 валяной обуви             9 184
7 ИТОГО         29 397 41 871

 

 

 

Род фабрик и заводов

Богородск

Павловский пасад

Богородский уезд

ВСЕГО

число фабрик и заводов число рабочих число фабрик и заводов число рабочих число фабрик и заводов число рабочих число фабрик и заводов число рабочих
4 эфесных и военно-офицерских вещей         6 20 6 20
5 искуственных цветов             1 50
6 графических искусств             4 78
7 ИТОГО         6 20 11 148

 

 

Михаил Назаров, один из защитников Ѣ-России, в своей книге «Вождю третьего Рима»[8] пишет:

«…Среднегодовые темпы роста российской экономики на протяжении четверти века превышали развитие всех других развитых стран: 8% в 1889–1899 годах и 6,25% в 1900–1913 годах (снижение объясняется войной с Японией и попыткой "первой революции"). Причем, успешно развивались не только сельское хозяйство, металлургия, нефтяная, лесная отрасли, но и самые передовые: химия, электротехника, машиностроение (с 1909 по 1913 годы производство двигателей внутреннего сгорания выросло на 283,5 %), авиастроение (достаточно назвать самые мощные в мiре самолеты "Витязь" и "Илья Муромец" И.И. Сикорского).»

Вот только автор, может без умысла, а может и намеренно, почему-то «забыл» указать во-первых, что части производств до рассматриваемого им времени в России просто не существовало, и во вторых, то – что двигатели внутреннего сгорания, почти на 100%, не производились, а собирались из импортных коомплектующих. Единственное исключение, это моторы «Русо-Балт», выпускавшиеся небольшими партиями, но и здесь без импорта не обошлось. Полностью своего производства двигателей, в том числе и авиационных, Российская промышленность производить не могла из-за отсутствия в стране заводов, производящих подшипники, без которых любой двигатель, а высокооборотистый авиационнный особенно, это просто набор железных деталей. Для строительства самолетов двигатели закупались за границей, в основном из Франции. На заводе «Анатра» (по имени основателя и хозяина) делались неплохие для того времени самолёты нескольких типов, но моторы для них закупались во Франции на заводах Эмиля Сальмсона, и в Испании производства «Испана Сюиза», причём испанцы делали свои моторы для авто элитного класса, поэтому их моторы были очень дорогими. Самолёты одного из пионеров отечественной авиации, Владимира Александровча Лебедева, с красивыми названиями «Лебедь», имели тот же мотор Эмиля Сальмсона. Тяжёлый бомбардировщик «Илья Муромец» Игоря Сикорского имел четыре двигателя вовсе не от хорошей жизни, а только лишь потому, что меньшее количество движков такую массу не потянуло бы а более мощных в России не имелось. Всего их было выпущено 60 штук, двух типов – один с моторами фирмы «Рено», второй с моторами «Русо-Балт». К слову сказать, почти однотипная машина германских ВВС имела два, но более мощных движка, то есть, имей Россия подобные моторы, «Муромцев», только с двумя моторами вместо четырёх, можно было бы построить в два раза больше.

Сюда следует добавить такой прискорбный факт, что многие предприятия, которые находились на территории России, на которых работали жители России, самой России не принадлежали! «…Почти две трети банковского капитала страны находилось в иностранных руках, такое же положение было в машиностроении и обрабатывающей промышленности[9]».

Например, Акционерное общество «Электропередача» было учреждено консорциумом немецких банков, и вся его деятельность определялась и направлялась из Берлина.

Завод в Каменках Васильевской волости Богородского уезда принадлежал Московскому акционерному обществу «Электрические угли» и зависел от поставок сырья из Германии, основной состав технического персонала завода был представлен немецкими служащими.

Более того, золотые прииски на р. Лена находились в концессии у английской компании «Лена Голдфилдс» (Ленские золотые поля), то есть, добытое в России золото, необходимое для покрытия и обеспечения стабильности введенного после реформы С. Ю. Витте золотого рубля (б О льшая часть его покрывалассь за счёт иностранных займов, в основном – из Франции), в значительной части уходило в руки иностранного капитала.

Получается, что так называемая «Промышленная революция» конца XIX - начала XX веков, не более, чем миф, а рост количества предприятий и числа рабочих на них, особенно заметных в текстильной промышленности, есть ни что иное, как результат капитализации страны с очень низкого базового старта. Наглядным примером такого результата является положение в состоянии электроэнергетики, когда к работавшей с 1897 г ГРЭС – 1 (Центральной электростанцие Москвы на Раушской набережной) прибавилась районная электростанция «Электропередача». Была одна, стало две, рост в 100%!

Более подробно о промышленности начала XX века в Богородском уезде Московской губернии можно узнать на страницах сайта «Богородск-Ногинск. Богородское краеведение».

В социальной сфере дела обстояли не лучше.

Образование

Обсуждаемый несколько десятилетий закон об обязательном всеобщем начальном образовании так и не был принят. В 1894 году по данным Комитета грамотности в Империи насчитывалось 60592 начальных школ, училищ и т.п. с наполняемостью примерно в 297000 учащихся[10], причём речь идет в основном только о мальчиках, охват образованием девочек был очень незначителен. Перепись 1897 года дает 21% грамотного населения империи, и распределение грамотности было весьма неравномерным. В европейской части 22,9%, в прибалтийских губерниях 70-80%, в Московской губернии 40%, в Петербургской 55%, учитывая более менее высокий процент в указанных местностях, в остальной части империи этот самый процент стремительно падает к нулю. К 1917 году грамотных насчитыватся уже 43%.

По отношению к 1897 году процентный рост более чем вдвое. Но вопрос в том, что считать грамотностью. Мерилом грамотности того времени было умение читать, что вовсе не подразумевало умение писать, и более того, это не значило, что человек сможет осваивать более-менее сложные объёмные тексты! Кроме того, немаловажным является такой фактор, как феномен утраченной грамотности. К примеру, известный всем Ванька Жуков не поехал в город, а остался в деревне. Естественно, он тут же втягивается в деревенский производственный цикл. Весна-лето-осень, когда дни длинные, ему не до чтения, с утра до вечера в поле, в лугах,, успеть бы вовремя удобрить, вспахать, посеять, убрать урожай, заготовить сена и других кормов для скотины. Зимой работы кажется меньше, но всё равно много, и топливо заготовить, и скотину в стойле обиходить, а светлого времени то чуть. Жечь свечи или дорогой керосин? Или читать при дрожащем свете лучины? В результате через какой то срок навыки чтения полностью или почти полностью утрачивались, и уже взрослого человека надо было заново учить читать и писать.

К 1914 году на 1000 человек в России приходилось 59 учащихся, в то же время в Австрии 143, в Японии 146, во Франции 148, в Великобритании 152, в Германии 175, в США 213 человек. Притом, что например, в Германии население 42 млн, а в России 167 млн человек.

Государственные расходы в сопоставимых ценах на душу населения составляли: в Англии 2р84к, во Франции 2р11к, в Герании 1р89к, а в России 21 копейка. Можно возразить, что были еще местные расходы на земские, церковно-приходские и другие школы, но если учесть, что к этому времени школы, в том числе и земские, примерно на 65% датировались государством, то оставшиеся 35% от 21 копейки – добавка не очень существенная. Вполне естественно, что эти цифры, не что иное, как средняя температура по больнице, на местах расходы были самыми разными.

М.В. Аникина, работая с документами в ЦИАМ, сделала фотографии дела «Сведения о хозяйственной части училищ по Богородскому уезда за 1895-1896 год» и любезно предоставила их мне. Имеются там сведения и о школах д. Соболево и с. Хотеичи.

Сведения о хозяйственной части Соболевского училища Богородского уезда за 1895-96 учебный год [11].

1. Помещение школы: Помещение школы даровое.

2. Квартира учителя: Квартира учителя отдельно; в этом расходе участвовало Уездное Богородское Земство в размере 60 руб в год.

3. Топливо: Топливо для школы доставляется попечителем, тратится им на это приблизительно (по местным данным) до 30руб.

4. Освещение: В освещении нужды не бывает, ибо занятий вечером не бывает.

5. Ремонт:

6. Сторож: Сторож, живущий недалеко от школы, нанимается попечителем за 14 руб (нанимается только на зиму)

7. Поддержание чистоты: По просьбе учителя поддержание чистоты в училище производится матерями или родственниками учащихся по очереди и по личному желанию. Мытьё пола бывает в 3 или 4 недели один раз.

8. Ночлежный приют: Не имеется.

9. Учебники: Учебники доставляются в училище Земством и в отчётном году поставлено на 32 руб 47 коп (слово не разборчиво, в сшивке дела). Учебников достаточно, только чувствуется недостаток в арифметических задачниках (для самостоя [12])тельных работ учеников во всех (группах), так как присылается всего по одному (экземпляру? учебнику?) задачника каждого автора. Для (слово не разборчиво, в сшивке дела)учащимся нужно бы задачников по несколько (штук). Недостаток этот более заметен в (группах) где один преподаватель. Этот недостаток восполняется большей частью самим (преподавателем).

10. Учебные пособия: Учебные пособия доставляются (в училище) Земством, в 1895/96 учебн году (доставлено) на сумму 46 руб 32 коп /точно/.учебных пособий вполне достаточно.

11. Библиотека: Библиотека есть и в расходах на содержание участвует Уездное (слово не разборчиво, в сшивке дела)Пополнения в 1895/96 учебн году не было.

12. Обезпечиваются приварком: Нет.

13. Хозяйственные расходы не придусмотренные: Расходов для училища боль (слово не разборчиво, в сшивке дела)ких не было.

Замечания преподавателей организацией школьного хозяйства. Пожелания:

Желательно было бы иметь в училище (слово не разборчиво, в сшивке дела)ных для учеников парных столов новой конструкции побольше … старинные столы на неопределённое количество учеников и неприспособленных к их росту весьма неудобны.

Сведения о хозяйственной части Хатеического училища Богородского уезда за 1895-96 учебный год [13].

1. Помещение школы: Помещение школы даровое.

2. Квартира учителя: Квартира учительниц отдельно от школы. На квартиры полагается двум учительницам 120 р в год. Квартирные деньги получаются от Земства.

3. Топливо: Топливо для школы доставляется попечителем, на которое он израсходовал в отчётном году30 руб приблизительно.

4. Освещение: Освещение нетребуется.

5. Ремонт: В настоящем году производилась переделка печки в училище. В расходах участвовал попечитель на сумму 7 руб приблизительно

6. Сторож: При училище ночуют два церковных сторожа. Отдельно сторожей для училища нет.

7. Поддержание чистоты: Пол в училище моется редко, для чего собираются деньги с учащихся. Других же средств для поддержания чистоты не назначается.

8. Ночлежный приют: Ночлежного приюта при школе нет.

9 – 13 (фото листа 111 оборотного нет)

Это школы одного региона, расположенные в трёх километрах друг от друга, а вот отчёт по школе, расположенной в другой волости:

Лист 35

Сведения о хозяйственной части Гридинского училища Богородского уезда за 1895-96 учебный год [14].

1. Помещение школы: Даровое.

2. Квартира учителя: (живёт) отдельно; квартирных выдано земством 60 руб.

3. Топливо: Дрова покупаются попечителем на средства Земства, в отчётном году Земство истратило на отопление 22 рубля.

4. Освещение: На освещение школы и квартиры учителя никаких средств не даётся.

5. Ремонт:

6. Сторож: Имеется, при школе не живёт, нанимается за 12 рублей, 8 рубл от Земства и 4 от попечителя.

7. Поддержание чистоты: На поддержание чистоты никаких средств не ассигнуется. В отчётном году на чистку отхожих мест истрачено попечителем 3 рубля. На мытьё полов собиралось с учеников, размер сборов 96 коп, полы мылись 4 раза в год.

8. Ночлежный приют: ночлежного приюта нет.

Лист 35 об.

9. Учебники: Учебники доставляются для пользования учеников (слово не разборчиво, в сшивке дела) от Земства, в отчётном году прислано учебников (слово не разборчиво, в сшивке дела) на 12 руб 50 коп. Сумма эта определена точно. Учащиеся в достаточной мере обезпечены учебниками.

10. Учебные пособия: Учебные пособия доставляются тоже Земством безплатно для учеников. В отчётном году на учебные пособия земством истрачено 21 руб 38 коп. эта сумма точная. Повтор… (тут и далее отточие - часть слова в сшивке дела) недостаток бумаги для …шей группы и перьев для всех групп. Этот недостаток пополняется сбором с учеников. В отчётном году на это собрано (слово не разборчиво) было 25 копеек.

11. Библиотека: Книги, составляющие библиотеку, пожертвованы единовременно в 1893 году Инспектором Народных Училищ Н.Ф. Добровольским на сумму, приблизительно в … Библиотека никогда не пополнялась.

12. Обезпечиваются приварком: Нет.

13. Хозяйственные расходы непридусмотренные: Нет.

Замечания преподавателей организацией школьного хозяйства. Пожелания: Школьное хозяйство в общем поставлено и организовано удовлетворительно, в частности желательно изменение в следующем; 1) желательно заменить остающиеся … старой конструкции столами … конструкции. 2) желательно … дополнительные средства на … освещение и поддержание … в школе, а так же и на … школьного здания, так как ощущается недостаток, желательно получать в большем количестве бумаги линованной … и перьев. В деле снабжения школы учебниками за 5 лет (изменений – СЗ) не произошло за исключением замены учебников другими.

Лист 36



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2020-11-11; просмотров: 61; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.224.59.231 (0.025 с.)