Глава 1. Психолого-педагогические основы нравственного воспитания старших дошкольников 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Глава 1. Психолого-педагогические основы нравственного воспитания старших дошкольников



Содержание

 

Введение

 

Глава 1. Психолого-педагогические основы нравственного воспитания старших дошкольников

1.1. Понятие и проблема нравственного воспитания в психолого-педагогической литературе

1.2. Специфика и содержание нравственного воспитания

1.3. Средства нравственного воспитания детей старшего дошкольного возраста

Вывод

 

Глава 2. Опыт и методика нравственного воспитания через сюжетно-ролевую игру

2.1. Уровень нравственной сформированности у детей старшего дошкольного возраста

2.2. Комплекс сюжетно-ролевых игр по нравственному воспитанию

Вывод

 

Заключение

 

Список использованной литературы

 

Введение

Актуальной задачей в настоящее время является воспитание у дошкольников нравственно-волевых качеств: самостоятельности, организованности, настойчивости, ответственности, дисциплинированности.

Формирование нравственно-волевой сферы – важное условие всестороннего воспитания личности ребенка. От того как, будет воспитан дошкольник в нравственно-волевом отношении, зависит не только его успешное обучение в школе, но и формирование жизненной позиции.

Одним из самых важных и распространенных средств нравственного воспитания детей дошкольного возраста является сюжетно-ролевая игра (т.к. именно игровая деятельность является ведущим видом деятельности у детей данного возраста).

Игра, несомненно, является ведущим видом деятельности дошкольника. Именно через игру ребёнок познаёт мир, готовится к взрослой жизни. Одновременно, игра является основой творческого развития ребёнка, развития умения соотнесения творческих навыков и реальной жизни. Игра выступает в роли своеобразного мостика от мира детей к миру взрослых, где всё переплетено и взаимосвязано: мир взрослых влияет на мир детей (и наоборот) игры часто подразумевают «исполнение» детьми определённых социальных ролей взрослых, взрослые часто используют игры для того, чтобы ещё лучше познать мир (деловые игры), повысить уровень «внутреннего Я» (спортивные игры) развить уровень интеллекта (сюжетно-ролевые игры) и др. Игра основана на восприятии представленных правил, тем самым ориентирует ребёнка на соблюдение определённых правил взрослой жизни. Игра в силу своих характеристик – лучший способ добиться развития творческих способностей ребёнка без использования методов принуждения. Из всего вышесказанного ясно, какую роль должна занимать (занимает) игра в современном воспитательном процессе и насколько важно стремиться активизировать игровую деятельность дошкольников. Отсюда постоянная важность и актуальность рассмотрения теории применения игры в воспитании и развитии ребёнка, становлении у него творческих способностей.

Цель работы: анализ и рассмотрение сюжетно-ролевой игры как фактора развития нравственности детей дошкольного возраста (именно в этом возрасте игра является преобладающим видом деятельности, именно в этом возрасте реализуется задача развития творческих способностей).

Для решения поставленной цели, в процессе её выполнения реализовывались следующие задачи:

1) анализ психолого-педагогической литературы по данной проблеме;

2) выявление важности процесса игры как основы развития творческих способностей;

3) анализ состояния проблемы в теории;

4) выявить уровень нравственной воспитанности детей старшего дошкольного возраста;

5) составление перечня методов и приемов педагогической поддержки сюжетно-ролевой игры младших дошкольников;

6) подобрать и экспериментально апробировать сюжетно-ролевую игру в нравственном воспитании детей.

В целях соответствия представленной работы её целям и задачам композиционно она составлена из двух частей:

1. теоретическая часть (описание проблемы нравственного воспитания, определение её важности для развития ребёнка);

2. практическая часть (предложение перечня методов и приемов развития сюжетно-ролевой игры младших дошкольников).

Объектом исследования является процесс нравственного воспитания.

Предмет: сюжетно-ролевая игра как средство нравственного воспитания.

Гипотеза: если в системе использовать разные сюжетно-ролевые игры нравственного содержания воспитания дошкольников, то повысится уровень нравственной воспитанности.

Вывод

Под моралью понимают исторические сложившиеся нормы и правила поведения человека, определяющие его отношения к обществу, труду, людям. Нравственность – это внутренняя мораль, мораль не показная, не для других – для себя. Важнее всего формировать глубокую человеческую нравственность. Нравственное воспитание решает такие задачи, как формирование нравственных понятий, суждений, чувств и убеждений, навыков и привычек поведения, соответствующих нормам общества.

   Нравственные понятия и суждения отражают сущность нравственных явлений и дают возможность понимать, что хорошо, что плохо, что справедливо, что несправедливо. Нравственные понятия и суждения переходят в убеждения и проявляются в действиях, поступках. Нравственные поступки и действия – определяющий критерий нравственного развития личности. Нравственные чувства – это переживания своего отношения к нравственным явлениям. Они возникают у человека в связи с соответствием или несоответствием его поведения требованиям общественной морали. Чувства побуждают к преодолению трудностей, стимулируют освоение мира.

    В основе нравственного воспитания подрастающего поколения лежат как общечеловеческие ценности, непреходящие моральные нормы, выработанные людьми в процессе исторического развития общества, так и новые принципы и нормы, возникающие на современном этапе развития общества. Непреходящие нравственные качества – честность, справедливость, долг, порядочность, ответственность, честь, совесть, достоинство, гуманизм, бескорыстие, трудолюбие, уважение к старшим. Среди нравственных качеств, рожденных современным развитием общества, выделим уважение к государству, органам власти, государственной символике, законам, Конституции, честное и добросовестное отношение к труду, патриотизм, дисциплинированность, требовательность к себе, неравнодушие к событиям, происходящим в стране, социальную активность, милосердие.

  Все перечисленные выше качества должны формироваться у ребенка с раннего детства. Поэтому, нравственным воспитанием детей должны в первую очередь начинать заниматься родители, потом воспитатели дошкольных учреждений, а уже после этого, школьные педагоги. Как уже не раз говорилось, ведущей деятельностью у дошкольников является игра. Игра – понятие многогранное, и нельзя говорить о ней как о средстве воспитания и формирования лишь каких определенных качеств. Игра способна привнести многое при правильном ее использовании в процессе воспитания подрастающего поколения. Поэтому далее игра будет нами рассмотрена как основное средство нравственного воспитания детей дошкольного возраста.

 

 

Вывод

Таким образом, проследив развитие теорий об игровой деятельности ребенка в педагогике, игровые теории современной педагогики, особенности формирования и развития сюжетно-ролевой игры младших дошкольников можно прийти к следующим выводам.

Во-первых, игровая деятельность является основой развивающей деятельностью дошкольников. В процессе игры дети познают себя, окружающий мир, у них формируются основные понятия человеческих взаимоотношений.

Во-вторых, именно сюжетно-ролевые игры, вкупе с играми с правилами, являются вершиной игровой детской деятельности. Все предыдущие формы игры являются подготовительным этапом к освоению сюжетно-ролевых игр, к осмысленному принятию на себя той или иной роли.

В-третьих, именно проблема грамотного введения ребенка в ту или иную роль на сегодняшнем этапе представляется наиболее сложной из педагогических проблем, решаемых в технологиях, связанных с дошкольной игровой деятельностью.

И, наконец, в-четвертых, грамотное использование сюжетно-ролевых игр, именно в младшем школьном возрасте во многом облегчит ребенку не только подготовку к школе в дальнейшем, но и наиболее быструю акклиматизацию в условиях начальной школы и послужит основным средством процесса нравственного воспитания.

 

 

Заключение

Основным стержнем в общей системе всестороннего развития личности является нравственное воспитание. Нравственное воспитание - процесс, направленный на формирование и развитие целостной личности ребенка, и предполагает становление его к Родине, обществу, коллективу, людям, к труду, своим обязанностям и к самому себе.

Задача нравственного воспитания состоит в том, чтобы социально необходимые требования общества педагоги превратили во внутренние стимулы личности каждого ребенка, такие, как долг, честь, совесть, достоинство.

Пути решения проблем нравственного воспитания могут осуществляться как в процессе специального обучения, так и в свободное время могут быть использованы этические беседы, конкурсы, тематические досуги.

Касательно детей старшего дошкольного возраста, здесь можно говорить о ведущей роли игры как основного вида деятельности, а именно о сюжетно- ролевой игре, в процессе которой можно лучшим образом реализовать содержание нравственного воспитания.

Игра – основной вид деятельности ребенка вплоть до младшего школьного возраста. Игра постоянно привлекательна для ребенка, позволяет ему осуществить свои стремления. Зачастую в игре ребенок открывает в себе те качества, которые не были раньше заметны ни ему, ни окружающим, открывает в себе новые возможности. Игра лучший способ тренировки тех или иных навыков.

Нет таких положительных качеств, которые нельзя было бы развить у ребенка в ходе игры. Игра – основной способ развития этих качеств, так как она более привлекательна для детей и дети занимаются ей с большим удовольствием, чем, например, просто учёбой в школе. Через игру можно развить познавательные характеристики ребёнка, подготовить его к жизни в современном обществе, заставить его поверить в свои силы и возможности.

Игра, затем уже, после окончания ребенком школы, реализует себя и в его взрослой жизни в качестве деловых и «взрослых» ролевых игр. Современному человеку достаточно трудно реализовать себя в обществе без игры. Так что, игра, будучи важнейшим фактором развития ребенка, является не только реализацией этого развития, но и способствует совершенствованию умений и навыков взрослого человека.

Нами опытно и экспериментально был разработан и апробирован комплекс игр, направленных на воспитание и развитие нравственных качеств детей. По мере проведения эксперимента (на базе старшей группы детского сада) можно было сделать выводы, что сюжетно- ролевые игры действительно способствуют решению ряда поставленных задач в высшей степени, что обуславливает полное подтверждение поставленной нами гипотезы.

Надо найти золотую середину, чтобы с одной стороны, помочь ребенку прийти в школу подготовленным, а с другой стороны, не перестараться, трудными и долгими упражнениями не отбить желания учиться.

Дошкольное воспитание и обучение являются частью системы образования. Одна из задач дошкольного воспитания – подготовка детей к школе. Воспитатель в детском саду только совместно с родителями может подготовить ребенка к новой ступеньке его жизни: культура еды, общения и взаимоотношений, культура речи, трудолюбие, умение слушать музыку и ценить произведения искусства, красоту и богатство природы – все это имеет большое значения не только для обучения в школе, но и для всей последующей жизни. Необходимо отметить, что все перечисленные проблемы вполне успешно решаются по средством ролевой игры.

 

 

Список использованной литературы

1. Агаева Е., Брофман В., Булычева А., Веракса Н., Говорова Р., Дьяченко О., Цеханская Л. Играем каждый день. Школа дошкольника. // Семья и школа. 1991, №8.

2. Азаров Ю.П. Игра и труд. М.: Знание. 1973.

3. Аникеева Н.П. Воспитание игрой. М.: Просвещение. 1987.

4. Бабаева Т.И. У школьного порога. – М., 1993.

5. Бардиан А.Н. Воспитание детей в семье./Психол.-пед.очерки. – М., 1972.

6. Барташникова И.А., Барташников А.А. «Учись играя.» Харьков: Фолио, 1997.

7. Белова Е. Размышления перед школой. // Дошкольное воспитание. 1994, №8.

8. Божович Л.И. Личность и её формирование в детском возрасте. –М, 1968.

9. Венгер Л.А., Венгер А.А. Домашняя школа. – М., 1994.

10. Веракса Н.Е., Дьяченко О.М. Еще не поздно: (развитие творческих способностей детей) – М., 1992.

11. Воспитателю о работе с семьей: Пособие для воспитателя детского сада /Л.В. Загик, Т.А. Куликова, Т.А. Маркова и др., Под ред. Н.Ф. Виноградовой. – М., 1989.

12. Выготский Л.С. Избранные психологические исследования. М., 1956.

13. Зворыгина Е.В.. Первые сюжетные игры малышей. М: Просвещение. 1988.

14. Кравцова Е.Е. Психологические проблемы готовности детей к обучению в школе. – М., 1983.

15. Макаренко А.С. О воспитании. – М., 1988.

16. Маркова Т.А. Воспитание дошкольника в семье. – М., 1979.

17. Никитин Б.П., Никитина Л.А. Мы и наши дети. – М., 1980.

18. Нравственное воспитание детей /Свадковский И.Ф.; АПН РСФСР.-М.: Изд-во АПН РСФСР, 1962.-179с.

19. Эльконин Д.Б.. Психология игры. М., 1978.

20. Эльконин Д.Б. Избранные психологические труды. М.: Просвещение 1989.

 

 

Содержание

 

Введение

 

Глава 1. Психолого-педагогические основы нравственного воспитания старших дошкольников

1.1. Понятие и проблема нравственного воспитания в психолого-педагогической литературе

1.2. Специфика и содержание нравственного воспитания

1.3. Средства нравственного воспитания детей старшего дошкольного возраста

Вывод

 

Глава 2. Опыт и методика нравственного воспитания через сюжетно-ролевую игру

2.1. Уровень нравственной сформированности у детей старшего дошкольного возраста

2.2. Комплекс сюжетно-ролевых игр по нравственному воспитанию

Вывод

 

Заключение

 

Список использованной литературы

 

Введение

Актуальной задачей в настоящее время является воспитание у дошкольников нравственно-волевых качеств: самостоятельности, организованности, настойчивости, ответственности, дисциплинированности.

Формирование нравственно-волевой сферы – важное условие всестороннего воспитания личности ребенка. От того как, будет воспитан дошкольник в нравственно-волевом отношении, зависит не только его успешное обучение в школе, но и формирование жизненной позиции.

Одним из самых важных и распространенных средств нравственного воспитания детей дошкольного возраста является сюжетно-ролевая игра (т.к. именно игровая деятельность является ведущим видом деятельности у детей данного возраста).

Игра, несомненно, является ведущим видом деятельности дошкольника. Именно через игру ребёнок познаёт мир, готовится к взрослой жизни. Одновременно, игра является основой творческого развития ребёнка, развития умения соотнесения творческих навыков и реальной жизни. Игра выступает в роли своеобразного мостика от мира детей к миру взрослых, где всё переплетено и взаимосвязано: мир взрослых влияет на мир детей (и наоборот) игры часто подразумевают «исполнение» детьми определённых социальных ролей взрослых, взрослые часто используют игры для того, чтобы ещё лучше познать мир (деловые игры), повысить уровень «внутреннего Я» (спортивные игры) развить уровень интеллекта (сюжетно-ролевые игры) и др. Игра основана на восприятии представленных правил, тем самым ориентирует ребёнка на соблюдение определённых правил взрослой жизни. Игра в силу своих характеристик – лучший способ добиться развития творческих способностей ребёнка без использования методов принуждения. Из всего вышесказанного ясно, какую роль должна занимать (занимает) игра в современном воспитательном процессе и насколько важно стремиться активизировать игровую деятельность дошкольников. Отсюда постоянная важность и актуальность рассмотрения теории применения игры в воспитании и развитии ребёнка, становлении у него творческих способностей.

Цель работы: анализ и рассмотрение сюжетно-ролевой игры как фактора развития нравственности детей дошкольного возраста (именно в этом возрасте игра является преобладающим видом деятельности, именно в этом возрасте реализуется задача развития творческих способностей).

Для решения поставленной цели, в процессе её выполнения реализовывались следующие задачи:

1) анализ психолого-педагогической литературы по данной проблеме;

2) выявление важности процесса игры как основы развития творческих способностей;

3) анализ состояния проблемы в теории;

4) выявить уровень нравственной воспитанности детей старшего дошкольного возраста;

5) составление перечня методов и приемов педагогической поддержки сюжетно-ролевой игры младших дошкольников;

6) подобрать и экспериментально апробировать сюжетно-ролевую игру в нравственном воспитании детей.

В целях соответствия представленной работы её целям и задачам композиционно она составлена из двух частей:

1. теоретическая часть (описание проблемы нравственного воспитания, определение её важности для развития ребёнка);

2. практическая часть (предложение перечня методов и приемов развития сюжетно-ролевой игры младших дошкольников).

Объектом исследования является процесс нравственного воспитания.

Предмет: сюжетно-ролевая игра как средство нравственного воспитания.

Гипотеза: если в системе использовать разные сюжетно-ролевые игры нравственного содержания воспитания дошкольников, то повысится уровень нравственной воспитанности.

Глава 1. Психолого-педагогические основы нравственного воспитания старших дошкольников

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2020-03-14; просмотров: 390; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.17.79.60 (0.059 с.)