Глава 3. Эмпирическое исследование профориентационных предпочтений у подростков с различными акцентуациями характера 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Глава 3. Эмпирическое исследование профориентационных предпочтений у подростков с различными акцентуациями характера



 

Гипотеза, цели, задачи и контингент исследованных

 

Профессиональное самоопределение, как подчеркивалось ранее многими авторами— это длительный, многоэтапный процесс. Поэтому, обращаясь к поиску факторов, которые могли бы оказывать влияние на динамику этого процесса на всех стадиях, в основу нашего исследования мы положили общую гипотезу о связи характерологических черт личности с ее профессиональным самоопределением. В нашем исследовании мы рассмотрели влияние характерологических особенностей, а именно личностной акцентуации, на динамику профессионального самоопределения личности на стадиях формирования профессиональных намерений и профессионального обучения.

Гипотеза исследования: выбор профессии в подростковом возрасте связан с акцентуированными чертами личности.

Для подтверждения предложенной гипотезы были проведены следующие этапы исследования:

1. Выявить среди нашего контингента исследуемых лиц с преобладанием различных акцентуированных черт характера.

2. В соответствии с полученными результатами разделить исследуемых на группы, т.е. фактор акцентуации личности – разделяющий фактор нашей выборки.

3. Провести исследование по ряду параметров

Исследование проводилось с участием учеников московских школ в возрасте 14-17 лет. В результатах исследования отражены данные по 68 подросткам, исследованным с использованием 4 психологических методик.

Для исследования акцентуаций характера мы использовали Методику аутоидентификации акцентуаций характера Э.Г. Эйдемиллера.

Методики исследования

Методика аутоидентификации акцентуаций характера Э.Г. Эйдемиллера

Данная методики отличается от других методик выявления акцентуаций характера свой простотой выполнения и сочетанием процессов оценки и самооценки личности самим подростком. Необходимо отметить, что карточки этого теста, с учетом подросткового возраста испытуемых, в котором есть многочисленные особенности самооценки, мы – для повышения точности методики показывали карточки самому подростку (самооценка), затем его родителям (оценка). Кроме того, мы в процессе беседы-обследования наблюдали за подростком и оценивали его психологическое состояние. Результат по данному тесту в нашей работе- это комплексный результат оценки, самооценки и наблюдения. Таким образом мы увеличили достоверность по данной методике. (см. ПРИЛОЖЕНИЕ 1.)

 

Опросник ДДО

Методика предназначена для отбора на различные типы профессий в соответствии с классификацией типов профессий Е.А. Климова. Можно использовать при профориентации подростков и взрослых.

Содержание методики. Испытуемый должен в каждой из 20 пар предлагаемых видов деятельности выбрать только один вид и в соответствующей клетке листа ответов поставить знак «+». (Подробнее см. ПРИЛОЖЕНИЕ 3)

Классификация проводится по 5 типам:

Человек- Техника (Ч-Т).

Труд людей этой группы профессий связан с:

· преобразованием деталей, изделий, механизмов (изготовление деталей, машин, механизмов вручную, на станках и автоматических линиях, слесарно-сборочные работы, монтажные и электромонтажные, строительно-отделочные, работы по добыче и переработке промышленного сырья, изготовление пищевых продуктов);

· обслуживанием технических объектов (наладка и обслуживание оборудования, управление станками, машинами, механизмами, транспортными средствами и строительными машинами);

· восстановлением (восстановление и ремонт технического оборудования, изделий);

· изучением (контроль и анализ качества изделий и механизмов, испытание качества изделий).

Человек - Человек (Ч-Ч).

труд людей этой группы профессий связан с:

· воспитанием, обучением, тренировкой других людей (воспитатель дошкольных учреждений, детских домов, преподаватель в школах и других учебных заведениях, мастер производственного обучения, тренер по спорту и др.);

· медицинским обслуживанием людей и уходом за ними (врач, зубной техник, медицинская сестра);

· правовой помощью (судья, адвокат, юрисконсульт, работник милиции и т.д.);

· организацией людей, руководством и управлением ими (администратор, менеджер и пр.);

· изучением, описанием, исследованием других людей (социолог, психолог, журналист, следователь и пр.).



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2020-03-14; просмотров: 235; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.139.82.23 (0.007 с.)