Оопт и рекреационные зоны как элементы экологического каркаса территории 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Оопт и рекреационные зоны как элементы экологического каркаса территории



природный территория природопользование ровеньский

Российская Федерация получила в наследство от СССР сложный комплекс экологических проблем, образовавшихся за десятилетия интенсивного развития, когда экологическая проблема не учитывалась должным образом в макроэкономической политике, при развитии разных отраслей народного хозяйства и в бюджетном планировании. Тем не менее, в рамках старой централизованной системы управления в масштабах СССР развивалась и функционировала широкомасштабная система природоохранных институтов и мероприятий.

В частности, большой вклад в сохранение биологического разнообразия вносили многочисленные ООПТ всех типов, занимавшие более 6 % от площади СССР, и являвшиеся крупнейшей и одной из лучших в мире национальных систем территориальной охраны природы.

На современном этапе перехода к рынку Россия в погоне за экономической эффективностью при формировании государственной политики снова игнорирует многочисленные экологические проблемы. К сожалению, эти проблемы в новых социально-экономических условиях не могут быть решены путем воссоздания старых систем природоохранной деятельности рассчитанных на командную систему управления. Требуется разработка и внедрение систем природоохранного регулирования в новых условиях [9].

Одной из проблем выживания человечества в современной биосфере является сохранение биологического разнообразия, что недостижимо без создания особо охраняемых природных территорий. Важнейший способ сохранения биоразнообразия - развитие системы особо охраняемых природных территорий. Кроме того, особо охраняемые природные территории необходимы как эталоны относительно нетронутой природы для определения степени нарушенности различных экосистем. Без такого рода сведений нельзя установить сроки, объемы и направления действий по преодолению экологического кризиса [14].

В любом регионе есть ареалы в разной степени «острых» экологических ситуаций - свалки, эрозионно-деградирующие земли, подтопленные территории и т.п. - которые можно реанимировать, создавая культурные ландшафты. В основе культурного ландшафта любого региона должен лежать экологический каркас территории - совокупность природных объектов, связанных между собой таким образом, чтобы свести к минимуму отрицательные воздействия человека на природную среду и создать максимально благоприятные условия для жизнедеятельности населения [14]. Составными частями экологического каркаса являются лесные массивы и болота, небольшие участки сохранившихся степных «целинок» по берегам рек, балкам, лощинам, оврагам, а также различные объекты сети особо охраняемых природных территорий (ООПТ).

Особо охраняемые природные территории (ООПТ) - это участки земли, водной поверхности и воздушного пространства над ними, где располагаются природные комплексы и объекты, имеющие особое природоохранное, научное, культурное, эстетическое, рекреационное, оздоровительное значение, которые изъяты решениями органов государственной и региональной власти полностью или частично из хозяйственного использования и для них установлен режим особой охраны [3]. Такие территории обычно находятся не только под охраной закона, но и под наблюдением специальной службы егерей, лесничих и смотрителей [14].

Система охранных природных территорий Российской Федерации состоит из 95 Заповедников, 31 Национального парка, более 1000 заказников и Памятников природы и охватывает 6 % общей площади территории страны. Их разбросанность, отдаленность и огромные размеры некоторых из них порождают значительные трудности в их охране.

Большинство ООПТ в России, как по числу, так и по площади, составляют организованные органами власти субъектов Российской Федерации заповедники и заказники, памятники природы и т.п. Вместе с ООПТ федерального уровня они должны образовывать в каждом регионе единую систему, обеспечивающую сохранение биоразнообразия.

Разбитие территориальной охраны природы сформировало представление о системе ООПТ (природоохранном каркасе или сети), как о юридически защищенном функционально едином участке экосистемного покрова, благодаря своей огромной суммарной площади на избегающей отрицательных воздействий фрагментации ландшафта. Наличие надежных экологических связей обеспечивает миграции животных и другие экологические процессы. Функциональному разнообразию различных участков экологической сети должно соответствовать разнообразие категорий ООПТ, оптимальных для выполнения своих функций в конкретных социально-экологических условиях.

В староосвоенных регионах, к каковым и относится Белгородская область область, возрастает роль ООПТ регионального подчинения, с частичным ограничением природопользования и без изъятия земельных участков у природопользователя. Это позволяет расширить систему ООПТ, учитывая интересы природопользователей.

Успешное создание региональных систем ООПТ, как правило, наблюдается в регионах, где территориальные органы охраны природы эффективно взаимодействуют с неправительственными природоохранными организациями и исследовательскими учреждениями, включая заповедники.

Экологическая сеть включает в себя заповедники, национальные парки, заказчики, памятники природы и т.д.

Как отмечено в федеральном законе о статусе ООПТ, государственный природный заповедник учреждается постановлением Правительства Российской Федерации при условии согласия субъектов Российской Федерации на отнесение его территории к субъектам Федеральной собственности, принимаемым по представлению органов государственной власти, субъектов Российской Федерации и специально уполномоченного на то государственного органа Российской Федерации в области охраны окружающей природной среды.

На государственные природные заповедники возлагаются следующие задачи:

а)осуществление охраны природных территорий в целях сохранения биологического разнообразия и поддержания в естественном состоянии охраняемых природных комплексов и субъектов;

б)организация и проведение научных исследований, включая ведение Летописи природы;

в) осуществление экологического мониторинга в рамках общегосударственной системы мониторинга окружающей природной среды;

г)экологическое просвещение;

д)участие в государственной экологической экспертизе проектов и схем размещения хозяйственных и иных объектов;

е)содействие в подготовке научных кадров и специалистов в области охраны окружающей природной среды.

На территории государственных природных заповедников полностью изымаются из хозяйственного использования, особо охраняемые природные комплексы и объекты (земля, вода, недра, растительный и животный мир), имеющие природоохранное, научное, эколого-просветительское значение как образцы естественной природной среды, типичные или редкие ландшафты, места сохранения генетического фонда растительного и животного мира.

На территории государственного природного заповедника запрещается любая деятельность, противоречащая задачам государственного природного заповедника и режиму особой охраны его территории, установленному в положении о данном государственном природном заповеднике.

На территории государственных природных заповедников запрещается интродукция живых организмов в целях их акклиматизации.

В отдельных случаях в границах национальных парков могут находиться отдельные участки иных пользователей, а также собственников.

Национальные парки имеют исключительное право приобретения земель за счет средств федерального бюджета и иных, не запрешенных законом источников.

Национальные парки относятся исключительно к объектам федеральной собственности. Здания, сооружения, историко-культурные и другие объекты недвижимости закрепляются за национальными парками на право оперативного управления. Конкретный национальный парк функционирует на основании положения, утверждаемого государственным органом, в ведении которого он находится, по согласованию со специально уполномоченным на то государственным органом Российской Федерации в области охраны окружающей природной среды. Вокруг национального парка создается охранная зона с ограниченным режимом природопользования [14].

На национальные парки возлагаются следующие основные задачи:

а) сохранение природных комплексов, уникальных и эталонных природных участков и объектов;

б)сохранение историко-культурных объектов;

в)экологическое просвещение населения;

г)создание условий для регулируемого туризма и отдыха;

д) разработка и внедрение научных методов охраны природы и экологического просвещения;

е)осуществление экологического мониторинга;

ж)восстановление нарушенных природных и историко-культурных комплексов и объектов.

Национальные парки являются юридическими лицами, которые не имеют в качестве цели своей деятельности извлечение прибыли.

Природные парки являются природоохранными рекреационными учреждениями, находящимися в ведении субъектов Российской Федерации, территории (акватории) которых включают в себя природные комплексы и объекты, имеющие значительную экологическую и эстетическую ценность, и предназначены для использования в природоохранных, просветительских и рекреационных целях.

Территории природных парков располагаются на землях, предоставленных им в бессрочное (постоянное) пользование, в отдельных случаях - на землях иных пользователей, а также собственников. На природные парки возлагаются следующие задачи:

а)сохранение природной среды, природных ландшафтов;

б)создание условий для отдыха (в том числе массового) и сохранение рекреационных ресурсов;

в)разработка и внедрение эффективных методов охраны природы и поддержание экологического баланса в условиях рекреационного использования территорий природных парков.

Порядок образования природных парков:

Решение об образовании природных парков принимают органы государственной власти субъектов Российской Федерации по представлению специально уполномоченных на то государственных органов Российской Федерации в области охраны окружающей природной среды по согласованию с органами местного самоуправления.

Создание природных парков, связанное с изъятием земельных участков или водных пространств, используемых для общегосударственных нужд, осуществляется постановлением органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации по согласованию с Правительством Российской Федерации.

Государственными природными заказниками являются территории, имеющие особое значение для сохранения или восстановления природных комплексов или их компонентов и поддержания экологического баланса. Объявление территории государственным природным заказником допускается как с изъятием, так и без изъятия у пользователей, владельцев и собственников земельных участков. Государственные природные заказники могут быть федерального или национального значения. Государственные природные заказники могут иметь различный профиль, в том числе быть:

а)комплексными (ландшафтными) предназначенными для сохранения становления природных комплексов (природных ландшафтов);

б) биологическими (ботаническими и зоологическими), предназначенными для сохранения и восстановления редких и исчезающих видов растений и животных, в том числе ценных видов в хозяйственном, научном и культурном отношениях;

в)палеонтологическими, предназначенными для сохранения ископаемых объектов;

г)гидрологическими (болотными, озерными, речными, морскими), предназначенными для сохранения и восстановления ценных водных объектов и экологических систем;

д)геологическими, предназначенными для сохранения ценных объектов и комплексов неживой природы.

Государственные природные заказники федерального значения находятся в ведении специально уполномоченных на то Правительством Российской Федерации государственных органов Российской Федерации и финансируются за счет средств федерального бюджета и других не запрещенных законом источников.

Подчиненность и порядок финансирования дирекций государственных природных заказников регионального значения определяются соответствующими органами государственной власти субъектов Российской грации.

Собственникам, владельцам и пользователям земельных участков, годящихся в границах государственных заказников, представляются льготы земельному налогу, в порядке, установленном законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации. Для обеспечения функционирования государственных природных заказников создаются их администрации.

Государственные природные заказники федерального значения учреждаются решением Правительства Российской Федерации на основании представления органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации и специально уполномоченного на то государственного органа Российской Федерации в области охраны окружающей природной среды.

Государственные природные заказники регионального значения образуются органами исполнительной власти соответствующих субъектов Российской Федерации по согласованию с соответствующими органами местного самоуправления.

Памятники природы - уникальные, невосполнимые, ценные в экологическом, научном, культурном и эстетическом отношениях природные комплексы, а также объекты естественного и искусственного происхождения. Памятники природы могут быть федерального, регионального значения. Порядок признания территорий, занятых памятниками природы, особо охраняемыми природными территориями:

Природные объекты и комплексы объявляются памятниками природы федерального значения, а территории, занятые ими, - особо охраняемыми природными территориями федерального значения Правительством Российской Федерации;

Природные объекты и комплексы объявляются памятниками природы регионального значения, а территории, занятые ими, - особо охраняемыми природными территориями регионального значения соответствующими органами государственной власти субъектов Российской Федерации. Органы государственной власти Российской Федерации и органы государственной власти субъектов Российской Федерации утверждают границы и определяют режим особой охраны территорий памятников природы, находящихся в их ведении. Передача памятников природы и их территорий под охрану лиц, в чье ведение они переданы, оформление охранного обязательства, паспорта и других документов осуществляются специально уполномоченным государственным органом Российской Федерации в области охраны окружающей природной среды [1].

Объявление природных комплексов и объектов памятников природы, и территорий, занятых ими, территориями памятников природы допускается с изъятием занимаемых ими земельных участков у собственников, владельцев и пользователей этих участков.

В случае необходимости изъятия земельных участков или водных пространств, используемых для общегосударственных нужд, объявление природных комплексов и объектов памятников природы, а территорий, занятых ими, территориями памятников природы осуществляется постановлением органов исполнительной власти соответствующих субъектов Российской Федерации по согласованию с Правительством Российской Федерации.

Дендрологические парки и ботанические сады являются природоохранными учреждениями, в задачи которых входят создание специальных коллекций растений в целях сохранения разнообразия и обогащения растительного мира, а также осуществление научной, учебной и просветительской деятельности. Территории дендрологических парков и ботанических садов предназначаются только для выполнения их прямых задач, при этом земельные участки передаются в бессрочное (постоянное) пользование дендрологическим паркам, ботаническим садам, а также научно-исследовательским или образовательным учреждениям, в ведении которых находятся дендрологические парки и ботанические сады.

Находящиеся на балансе дендрологических парков и ботанических садов здания, сооружения и помещения приватизации не подлежат.

Дендрологические парки и ботанические сады могут быть федерального, национального значения и образуются соответственно решениями дополнительных органов государственной власти Российской Федерации или представительных и исполнительных органов государственной власти соответствующих субъектов Российской Федерации.

На территории дендрологических парков и ботанических садов запрещается всякая деятельность, не связанная с выполнением их задач и влекущая за собой нарушение сохранности флористических объектов.

Территории дендрологических парков и ботанических садов могут быть разделены на различные функциональные зоны, в том числе [1]:

а) экспозиционную, посещение которой разрешается в порядке, определенном дирекциями дендрологических парков и ботанических садов;

б)научно-экспериментальную, доступ в которую имеют только научные сотрудники дендрологических парков и ботанических садов, а также специалисты других научно-исследовательских учреждений;

в)административную.

Задачи, научный профиль, особенности правового положения, организационное устройство, особенности режима особой охраны конкретного дендрологического парка и ботанического сада определяются в положениях о них, утверждаемых соответствующими органами исполнительной власти, принявшими решения об образовании этих учреждений.

Территории (акватории), пригодные для организации лечения и профилактики заболеваний, а также отдыха населения и обладающие природными лечебными ресурсами (минеральные воды, лечебные грязи, рапа озер, лечебный климат, пляжи, части акваторий и внутренних морей, (другие природные объекты и условия) могут быть отнесены к лечебно-оздоровительным местностям.

Лечебно-оздоровительные местности и курорты выделяются в целях их рационального использования и обеспечения сохранения их природных лечебных ресурсов и оздоровительных свойств. Лечебно-оздоровительные местности и курорты могут иметь федеральное, региональное или местное значение.

Отнесение территорий (акваторий) к лечебно-оздоровительным местностям и курортам осуществляется в порядке, устанавливаемом Федеральным законом о природных лечебных ресурсах, лечебно-оздоровительных местностях и курортах.

Освоенные и используемые в лечебно-профилактических целях территории, которые обладают природными лечебными ресурсами, а также располагают необходимыми для их эксплуатации зданиями и сооружениями, включая объекты инфраструктуры, являются курортами.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2020-03-14; просмотров: 127; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.12.34.178 (0.034 с.)