Целевые программы развития регионов. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Целевые программы развития регионов.



Методология программно-целевого планир-я развития регионов находит широкое применение на ур. гос-го, регион-го управления; для муниципальных образований также характерна разработка и реализация частных целевых программ. Цел.программы различаются по масштабам действия: фед. уровня -в масштабах страны, с финансир-ием из фед. бюджета и с дифференциацией распространения целевых функций программ на регионы; регион-го уровня, в масш.-х региона с различным влиянием программы на МО региона, с финансированием из регион-го бюджета с возможным привлечением средств фед. бюджета; муниц-ного уровня, в границах муниц-ного терр-ного образования, за счёт средств местного бюджета, с возможным финан-нием из регион-ного бюджета.

Каждая программа- это согласованный и увязанный по ресурсам, исполнителям и срокам осущ-ния комплекс научно-исследовательских, проектных, производственных, соц.-экономических, организ-но-хоз-ных и др. целевых мероприятий, реализуемых при поддержке гос-ва. Они обеспечивают эфф-ное решение задач общенационального, межтерриториального или важного регионального значения в области экон-го, научно-технического, соц.-культурного, экологического развития региона.

Региональное целевое программирование является инструментом непосредственного гос.воздействия на рыночную экономику той или иной территории, обеспечивая сочетание принципов саморегулирования и целенаправленности в ее развитии. Программно-целевой метод хоз-ого и терр-ного управления служит 1им из важных средств активного влияния гос-тва на соц.-экономический комплекс региона.

Федеральные целевые программы разрабатываются по инициативе высших и терр-ных органов исполнительной власти и утверждаются в центре. На Правительственную комиссию по государственной поддержке развития регионов были возложены обязанности: подготовка предложений по определению приор-ных направлений рег-ного развития на перспективу; рассмотрение проектов фед.целевых программ развития регионов и представление заключений по ним; подготовка на этапе составления проектов годовых прогнозов соц.-экон-кого развития РФ и фед.бюджета перечня фед.целевых программ развития регионов, подлежащих финансированию за счет средств (частично или полностью) фед. бюджета. Из средств региональных и местных бюджетов полностью и частично финансируются программы соответствующего значения и уровня.

При подготовке рег-ых программ должны решаться методические вопросы-это относится к методике определения программной проблемы. Задачи народнохоз-ного и терр-льного развития меняются, финансовые и др. ресурсы ограничены. Необходим отбор программ, д/ чего требуется изучение к-ой программной проблемы, всестороннее, с ед-х методол-ких позиций, научное обоснование целесооб-сти ее решения.

Критериями отбора программной проблемы следует считать: ее значимость для нац.экономики и региона; межотраслевой и многоплановый характер проблемы, наличие многих участников решения и необходимость координации их действий; принц-льную новизну и прогресс-ость технич-х, организационных и др. программных мероприятий, ожидаемые высокие народнохозяйственные результаты (эффективность проблемы).

Ответственная задача- определение целей рег.программы. Четко выраженный целевой характер региональной программы проявляется в строгой ориентации любого мероприятия и использования ресурса, деятельности каждого участника.

Оценка эффективности программ-ее эконом-ая, соц-ая, научно-техн-ая, экол-кая и иная эфф-сть- выражается конкретными показателями (абсолютными, относительными, стоимостными, натуральными) итогов достижения программной цели.

Цел.программы д-ы учитывать специфику регионов. Для группы развитых (опорных) регионов необходимы программы активизации «точек роста» на базе самодостаточности их финна-х ресурсов с последующим выполнением «донорских» фун-ий для убыточных регионов. Развитые регионы призваны выступать «генераторами» экономического и организационного прогресса, полигонами отработки новых хоз-ных механизмов. В составе группы выделяются 2 подгруппы: высокотехнологичные и сырьевые регионы.

Тип депрессивных регионов характеризуется сравнительно ↑ уровнем экон-кого потенциала, значительной долей промышленности и во многих случаях ее ведущих производств в структуре хоз-ва, ↑ной квалификацией местных труд.ресурсов. В рез-те ↓конкурент-ности профилирующих отраслей, нарушения снабженческо-сырьевых связей или переориентации стратег.курса эти регионы отличаются глубоким спадом произв-ва, ↑ безработицей, малой инвестиционной активностью, ↓ уровнем финн.-бюджетной обеспеченности и реальных доходов населения и его резким соц.расслоением.

К слаборазвитым (экон-ки отсталым) относятся регионы с крайне малой интенс-тью и ↓ параметрами хоз-ной деятельности, однобокой недиверсифицированной структурой экон-ки, резким отставанием от основных регионов по развитию производ-ной базы, соц.сферы и рыночной инфраструктуры, с ↑ безработицей и ↓ уровнем жизни.

Экстремальные районы отличаются суровыми природно-климатическими условиями, сугубо сырьевой моноспециализацией, неустойчивостью функц-вания профилирующих отраслей, нестабильностью и дороговизной завоза народнохоз-ных грузов. Их спецификой остается выборочный характер хоз-ного освоения, ограничение перерабатывающих производств и сети населенных пунктов, надлежащее развитие произв-ной и соц. инфраструктуры, особенно транспорта и энергетики.

К катастрофичным (кризисные ) принадлежат территории, подверженные разрушительному воздействию природных (экологических) и техногенных катастроф, а также охваченные широкомасштабными межнациональными и соц.конфликтами.

Регионы нового освоения (восточные и северные) обладают огромным природ.-ресур-м потенциалом, но слабо обжиты и обустроены, имеют ↓ уровень развития обрабатывающих отраслей и инфраструктуры, особенно соц., а также внутренних производ-ных связей. Экономический рост носит экстенсивный характер, очень часто сопровождается расточительным использованием мин-ых, лесных и др.сырьевых ресурсов. Затраты на производство конечной продукции, капитальное строительство, перевозку грузов и соц.-бытовое обслуживание здесь, весьма велики.

Стратегические промышленные регионы - главное звено регионов «особо важного страт.значения», выделенных Основными положениями регион.политики. Их в 1ую очередь обеспечиваются геополит-кие, стратег-ие интересы, безопасность и обороноспособность страны, поддержание на должном ур-е ее оборонно-эконом-ого потенциала в целях сохранения терр-ной целостности и независимости государства.

Долгосрочная цел.программа Ом.об.: "Старшее поколение" на 11-15"; "Доступная среда" на 11-15"; "Обеспечение безопасности дорожного движения 10-14"; "Обеспечение пожарной безопасности в Ом.об. 11-20)"; "Развитие системы образования(2010-2014)"; "Электронное Правительство10-15"; "Строительство Красногорского водоподъемного гидроузла на реке Иртыш (2010 – 2014)"; "Об охране окружающей среды 10-15"и др.

 Областные цел.программы: "Подготовка и проведение празднования 300-летия на 08-16; "Об охране атмосферного воздуха и мониторинговых исследованиях до 2015»;

Долгосрочные цел. программа омского муниц-ого района ом.области: «Формирование и развитие муниц-ой собственности Омск.муниц-ого района 11-15; «Энергосбережение и ↑ энергетической эфф-сти в Омском муниц-ном районе 11-2015»



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2020-03-14; просмотров: 133; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.225.10.116 (0.007 с.)