Первая половина марта 1917 г. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Первая половина марта 1917 г.



Собрание благочинных уездных протоиереев, Преосвященных викариев1, Консистории в полном ее составе под моим председательством, заслушав определение Святейшего Синода по поводу актов об отречении от престола Государя Николая П и сложении с себя верховной власти Великого Князя Михаила Александровича, движимые чувством беспредельной любви к Родине и сыновне оберегая мирное, спокойное течение жизни ее в эти великие дни созидания нового государственного строя, постановили обратиться к населению Владимирс­кой епархии с воззванием, в котором призвать его во всем подчиняться новой временной власти, всеми мерами содействовать осуществлению ее намерений и молить Бога о том, да явит Отец Небесный нашему Отечеству мудрых строителей новой государственной жизни его, которые вывели бы Россию на путь к могуществу, славе и победе над врагом.

Владимирские епарх. ведомости. Владимир, 1917. №9-10. Частъ офиц. С. 41.

1 Ими являлись епископы: Юрьевский Евгений (Мерцалов), Муромский Митрофан (Загорский), Суздальский Павел (Борисовский). Четвертый викарий Владимирской епархии епископ Переславский (Переславль-Залесский) Иннокентий (Фигуровский), являясь начальником Российской духовной мис­сии в Пекине, весной 1917 г. вел проповедническую деятельность на Алтае и в Китае.

№ 312. Телеграмма М.В. Родзянко епископа Челябинского Серафима (Алексан­дрова) и духовенства г. Челябинска

15 марта 1917 г. Пг. Председателю Исполнительного комитета Государственной Думы М.В. Родзянко. Духовенство города Челябинска во главе со своим епископом1 на первом пастырском собрании единодушно постановило приветствовать в лице Вашем новое правительство и всемерно содействовать среди вверенной ему паствы укреплению нового строя на христианских началах свободы, правды и равенства, призывая всех к мирной и дружной работе на благо и счастье Родины и дорогой нашей армии до конечной победы над коварным врагом.

Серафим, епископ Челябинский.

РГИА. Ф. 1278. On. 5. 1917. Д. 1292. Л. 90. Подлинник; Челябинский листок.

Челябинск, 1917.№ 1742. С. 2. 1 Викарием Оренбургской епархии, епископом Челябинским Серафимом (Александровым).

№ 313. Телеграмма обер-прокурору Св. синода «по поводу отмены Временным правительством смертной казни»1 духовенства г. Перми, Мотовилихинского завода и епископа Пермского и Кунгурского Андроника (Никольского)

Середина марта 1917 г.

Объединенное духовенство города Перми и Мотовилихинского завода с архи­пастырем2, осуждая террористические убийства, с какой бы стороны и для какой бы цели они ни производились, радостно приветствует через вас Временное правитель­ство по поводу отмены смертной казни и молит Бога, чтобы и другие христианские идеалы - мира, любви, равенства и братства - возможно скорее проведены были в жизнь.

Вестник Пермского края. Пермь, 1917. № 17. С. 3;

ВЦОВ. 1917. №8. С. 4.

1 Название (повод отправления) телеграммы дано в источнике.

2 Поскольку упоминается «архипастырь г. Перми», то имеется в виду епископ Пермский и Кунгурский Андроник (Никольский).

№ 314. Телеграмма обер-прокурору Св. синода духовенства г. Перми, Мотовилихинского завода, епископа Пермского и Кунгурского Андроника (Никольского) и викарного епископа Соликамского Феофана (Ильмин- ского1)

Середина марта 1917 г.

Градо-Пермское и Мотовилихинское духовенство, одушевляемое любовью к Родине и Церкви, с твердым упованием в помощь всегда помогавшего нашему Оте­честву Бога, взирая на светлое будущее, в лице Вашем приветствует все Временное Правительство, да помогает ему Бог устроить всю страну нашу на началах граж­данской свободы, да поможет Вам Господь содействовать осуществлению всегдаш­ней Вашей заботы о каноническом устроении отечественной православной церкви, два века бывшей в унизительном плену у государственного режима. Вместе с ду­ховенством

Епископ Андроник2, Епископ Феофан3.

Пермские епарх. ведомости. Пермь, 1917. № 12. Отдел неофиц. С. 214-215;

Вестник Пермского края. Пермь, 1917. № 17. С. 3;

ВЦОВ. 1917. №8. С. 4.

1 По одним сведениям - Ильминский (Акты святейшего Тихона... С. 995), по другим - Ильменский (Пермские епарх. ведомости. Пермь, 1917. № 7-8. Отдел неофиц. С. 149).

2 Епископ Пермский и Кунгурский Андроник (Никольский).

3 Епископ Соликамский Феофан (Ильминский), викарий Пермской епархии.

№ 315. Телеграмма председателю Совета министров князю Г.Е. Львову архи­епископа Харьковского и Ахтырского Антония (Храповицкого) и собрания духовен­ства г. Харькова

16 марта 1917 г.

Собрание духовенства города Харькова под председательством своего архипастыря1 постановило в лице Вашем приветствовать Временное правительство за проведение высо­кохристианской меры безусловной отмены смертной казни и молится, чтобы промысел Бо­жий помог России навеки упрочить действие сего закона.

ГАРФ. Ф. 1778. 1917. On. 1.Д. 95. Л. 18. Подлинник. 1 Архиепископа Харьковского и Ахтырского Антония (Храповицкого).

№ 316. Телеграмма М.В. Родзянко епископа Переславского Иннокентия (Фигу-ровского) и духовенства Бийского уезда Томской губернии

19 марта 1917 г.

Петроград. Председателю Государственной Думы Родзянко.

Духовенство Бийского уезда совместно с епископом Иннокентием1, 17 марта вознеся усердное моление Господу Богу о ниспослании благословения на созидатель­ную работу Временного народного правительства, объединилось с Бийским Исполни­тельным комитетом в совместной работе проведения демократических начал в народ­ные массы, выражает вам благодарность за почин и руководство в освобождении до­рогой родины от старого деспотического строя.

РГИА. Ф. 1278. On. 5. 1917. Д. 1292. Л. 106. Подлинник.

1 Епископ Переславский Иннокентий (Фигуровский), начальник Российской духовной миссии в Пекине.

№ 317. Телеграмма Временному правительству ректора Петроградской духов­ной академии, викария Петроградской епархии епископа Ямбургского Анастасия (Александрова)

20 марта 1917 г.

Петроградская духовная академия, приветствуя облеченное всей полнотой власти Временное правительство, просит принять уверение в полной готовности академии и в дальнейшем, в согласии с Временным правительством, честно служить на благо дорогой Родины, православной церкви и богословской науке, которая от своих корней питает и укрепляет духовно-нравственную жизнь многих десятков миллионов правос­лавных русских людей.

Ректор Петроградской Духовной Академии Анастасий, епископ Ямбургский.

ГАРФ. Ф. 1778. 1917. On. 1.Д. 96. Л. 19. Машинопись. Копия.

№ 318. Из телеграммы обер-прокурору Св. синода епископа Подольского и Брацлавского Митрофана (Афонского) и собрания депутатов духовенства Каменец-кого и Проскуровского уездов Подольской губернии

20-22 марта 1917 г.

...Депутаты, движимые чувством искреннего желания благополучия и счастья Родине, считают долгом совести с радостью приветствовать новое Правительство Рос­сийской Державы и Вас, как представителя этого правительства, созидающего жизнь нашей дорогой Родины на началах христианской любви, свободы, равенства и братства. Призываем всех сынов Православной Церкви к безусловному повиновению и полной солидарности с новым правительством.

Православная Подолия. Каменец-Подольск, 1917. № 12-13. Неофиц. часть. С. 268.

№ 319. Телеграмма М.В. Родзянко епископа Переславского Иннокентия (Фигу-ровского) и духовенства Алтайской духовной миссии1

24 марта 1917 г.

Пг. Председателю Государственной Думы М.В. Родзянко.

Алтайская духовная миссия в лице вашем приветствует Государственную Думу, соз­давшую первое народное правительство освобожденной России, и выражает свою пре­данность оному. С горячим пожеланием успеха в выпавшей на его долю задаче.

Начальник Алтайской миссии епископ Иннокентий. РГИА. Ф. 1278. On. 5. 7977.

Д. 1292. Л. 124. Подлинник. 1 На бланке телеграммы пометка об отправлении из г. Бийска (Томской губ.).

№ 320. Телеграмма президенту Северо-Американских Соединенных Штатов Т.В. Вильсону1 архиепископа Алеутского и Северо-Американского Евдокима (Мещерского)

24 марта 1917 г.

Глубокочтимый и Дорогой Господин Президент.

Вы великодушно выступаете на защиту свободы человечества, этого высокого золотого дара Господа Бога грешной земле. Вы открыто заявляете, что никем и никогда не должны быть попираемы и оскверняемы права отдельных народов земли ради интересов одного че­ловека или одного народа. Действительно на земле не может быть столь гнусной «автокра­тии». Это так же справедливо, как справедливы слова Евангелия.

Я - глава русской православной церкви в Америке. За мною стоят миллионы русских людей. Мы не только лояльны, но и будем сражаться с великим Американским народом [против Германии] за свободу человечества до последней капли крови. Если нужна Вам моя жизнь для этого, я с великой любовью принесу ее на алтарь свободы человечества. Наш первый русский женский колледж в Бруклине2 отдаю под лазарет будущих страдальцев-воинов за золотую свободу человечества.

Американский православный вестник. Нью-Йорк, 1917. № 13. С. 196.

1 Вильсон Т.В. - 28-й президент США от Демократической партии Занимал этот пост с1913по1921г.

Телеграмма была отправлена в ответ на вступление 22 марта (4 апреля) 1917г. Соединенных Штатов в войну с Центральными державами на стороне России и ее союзников (День. Пг, № 1588 (16). С. 4; Уткин А.М. Указ. соч. С. 318).

2 Бруклин - один из районов Нью-Йорка.

№ 321. Телеграмма князю Г.Е. Львову епископа Енисейского и Красноярского Никона (Бессонова)

Не позднее 28 марта 1917 г.

Председателю Совета министров.

Счастлив заявить, что Красноярское городское духовенство, все служащие ду­ховно-учебных заведений единодушно приветствуют новое правительство и готовы всемерно помогать ему. Не имею возможности созвать Съезд епархиального духове­нства, но глубоко уверен, что оно, - как один человек, - будет поддерживать настоящее правительство, которое, - верим, - даст Отечеству нашему победу над врагом и внутреннее процветание. С нами Бог!

РГИА. Ф. 797. On. 86. 1917. Ш отдел. IVстол. Д. 64. Л. 25об. Машинопись. Копия.

1 Телеграмма послана по просьбе собрания духовенства г. Красноярска.

№ 322. Из телеграммы Временному правительству епископа Псковского и Порховского Евсевия (Громова), священников, дьяконов, псаломщиков, церковных старост и представителей прихожан г. Пскова1

Март 1917 г.

...Освобожденные от векового гнета над совестью нашей, в светлой радости ве­рующего сердца, в полном разумении, с твердой волей, обещаем все силы свои отдать на службу Церкви Христовой, Свободной Родине и вам, являя словом и делом любовь Христову, которая есть исполнение всего закона2.

Псковские епарх. ведомости. Псков, 1917. № 6-7. Отдел офиц. С. 41; ВЦОВ. 1917. > 1. С. 3;

Титлинов Б.В. Церковь во время революции. Пг., Изд. Былое. 1924. С. 58.

1 Телеграмма в источниках приводится в изложении.

2 В этой же телеграмме Временное правительство именовалось как «отмеченное печатью всеобщей народной любви, доверия и уважения».

№ 323. О посылке телеграммы председателю Временного правительства и приветствия обер-прокурору Св. синода ректором Киевской духовной акаде­мии, викарием Киевской епархии епископом Каневским Василием (Богдаше-вским)1

Март-апрель 1917 г.

После Февральской революции 1917г. [епископ] В[асилий] от лица профессоров и преподавателей К[иевской] Д[уховной] А[кадемии] направил на имя главы Временного правительства кн[язя] Г.Е. Львова поздравительную телеграмму, от себя лично - привет­ствие новому обер-прокурору Синода В.Н. Львову.

Православная энциклопедия. М., Церковно-научный центр «Православная энциклопедия». 2004. Т. 7. С. 76. 1В источнике имеется лишь упоминание о документах.

№ 324. Из телеграммы обер-прокурору Св. синода викария Костромской епар­хии епископа Кинешемского Севастиана (Вести)

2 апреля 1917 г.

...[Члены Временного правительства] восприяли на себя добровольный великий подвиг освобождения нашего Отечества от рабства династии Романовых.

РГИА. Ф. 797. On. 86. 1917.1 отдел. Iстол. Д. 51. Л. 16-1боб. Подлинник.

№ 325. Из телеграммы обер-прокурору Св. синода Львову викария Орловской епархии епископа Елецкого Павла (Вильковского)

28 апреля 1917 г.

[...] Освобождение России совершилось1 [...]

ГАРФ. Ф. 550. On. 1. Д. 99. Л. 1. Лист типографской печати; Орловские епарх. ведомости. Орел, 1917. № 17-18. Отдел офиц. С. 96. 1 Телеграмма была посвящена вопросу об управлении в епархии.

№ 326. Телеграмма князю Г.Е. Львову Совета Казанской духовной академии и ее ректора, викария Казанской епархии, епископа Чистопольского Анатолия (Грисюк)

28 апреля 1917 г.

Пг. Министру-председателю князю Г.Е. Львову.

Совет Казанской духовной академии, обсудив тревожные петроградские события 20 и 21 апреля1, выражает полное доверие всероссийскому Временному правительству, высоко ценит тяжкий подвиг, который оно совершает для блага Отечества, и надеется, что черные силы в организованной общественно-народной воле [и] безответственные деяния, толка­ющие Родину на путъ анархии1, оно преодолеет и даст возможность осуществиться великим стремлениям России в нерушимом единении с союзниками, созыву Учредительного собра­ния и святому желанию Православной церкви возглавиться Собором.

Ректор академии епископ Анатолий. ГАРФ. Ф. 1778. 1917. On. 1.Д. 131. Л. 25.

1 Речь идет о событиях апрельского кризиса политической власти, вызвавшего волнения в Пет рограде. Поводом для последних послужило опубликование Временным правительством своих обяза тельств продолжать войну. Массовые антивоенные процессии начались 20 апреля, а на следующий день, 21 числа, их возглавили большевики. Основными требованиями манифестантов были заключение мира и передача власти Советам.

2 В источнике выделенная курсивом фраза стоит между словосочетаниями «оно преодолеет» и «и даст возможность». Стилистическая правка наша. -М.Б.

№ 327. Письмо председателю Совета министров и министру Внутренних дел князю Г.Е. Львову временно управляющего Петроградской епархией викарного епископа Гдовского Вениамина (Казанского)1

5 мая 1917 г.

Ваше Сиятельство, Милостивый Государь.

Настоятель Борисоглебской, на Калашниковской пристани в Петрограде церкви, про­тоиерей Николай Рудинский2 представил мне адресованный на имя Вашего Сиятельства акт приходского собрания Борисоглебских прихожан, происходившего 4-го текущего мая, с выражением одушевляющих их патриотических чувств и полнейшего доверия Временному Правительству в его неутомимой деятельности ко благу возлюбленного Отечества нашего, ныне свободной России, и о проч.

Настоящий акт Борисоглебских прихожан3 поставляю долгом своим препроводить при сем в подлиннике на благоусмотрение Вашего Сиятельства.

Молитвенно призывая на Вас Божие благопоспешествующее благословение, с ис­тинным к Вам почтением и искреннею преданностию

честь имею быть Вашего Сиятельства покорнейший слуга Вениамин, епископ Гдовский, временно управляющий Петроградской епархией.

ГАРФ. Ф. 1778. 1917. On. 1.Д. 191. Л. 120-120об. Машинопись.

Подпись сделана чернилами.

1 Викарий Петроградской епархии епископ Гдовский Вениамин 2 марта был назначен Св. синодом исполнять обязанности управляющего столичной епархией (ВЦОВ. 1917. № 1. С.

2- 3).

2 Рудинский Николай - петроградский священник. В 1905 г. входил в состав группы «32-х священников». Некоторое время заседание этой группы проходили у него на квартире (Фирсов С.Л. Указ. соч. С. 329).

3 См. приложение к этому документу.

Приложение к № 327

Письмо председателю Совета министров клириков и прихожан Борисоглеб­ской церкви Петрограда

4 мая 1917 г.

Приход Борисоглебской, на Калашниковой пристани, что в Петрограде, церкви, избрав по одному представителю от каждой сотни своих членов и составив из них «Приходское Соб­рание», выражающее коллективную волю всей своей многотысячной массы, в нынешний день 4 мая молитвенно освятил зарю новой свободной жизни церкви, засиявшей над Россией.

Одушевленный непоколебимой верой, что скоро взойдет и самое солнце свободы и счастья церкви над освобожденной и воскресшей к новой жизни Россией, Борисоглебский приход чрез посредство своего «Приходского Совета» выражает свое искреннее доверие Вре­менному Правительству, как воплощению народной воли всего Российского государства.

Сознавая тяжесть подвига и великую ответственность за судьбы России, какую несет на себе Временное Правительство, Борисоглебский приход молит Господа Бога об ук­реплении единой твердой власти за Временным Правительством, для установления по­рядка и законности в государстве, для уничтожения всех сеятелей смуты и одоления внутренних и внешних врагов государства.

Считая, что возрождение государства возможно лишь при условии просвещения души светом евангельской правды, «Приходское собрание» Борисоглебского прихода признало, что так как Христова церковь хранит в себе светлый источник новой жизни и имеет целью нравственно преображать души людей, то и устроение государства невозможно без возрождающей деятельности Церкви.

Посему «Приходское Собрание» Борисоглебского прихода единогласно просит Вре­менное Правительство дать Церкви Русской свободу самоопределения и каждому приходу 1 право юридического лица.

ГАРФ. Ф. 1778. 191 7. On. 1.Д. 191. Л. 121. Подлинник.

1 Следуют подписи председателя приходского совета протоиерея Николая Рудинского и других членов совета.


3.2. ТЕЛЕГРАММЫ И ДОНЕСЕНИЯ

Св. СИНОДУ ЕПИСКОПОВ И ДУХОВНЫХ КОНСИСТОРИЙ,

ПИСЬМА ИЕРАРХОВ, РАСПОРЯЖЕНИЯ
ПОДВЕДОМСТВЕННОМУ ДУХОВЕНСТВУ

№ 328. Телеграмма Св. синоду викария Киевской епархии, епископа Чигирин­ского Никодима (Кроткова)1

3 марта 1917 г. Как поминать на службах?

Епископ Никодим.

РГИА. Ф. 796. On. 204. 1917.1 отдел. V стол. Л. 1. Подлинник. 1

На почтовом бланке напечатано, что телеграмма послана из Киева.

№ 329. Телеграмма Св. синоду архиепископа Кишиневского и Хотинского Анастасия (Г рибановского)

4 марта 1917 г.

Почтительнейше прошу указаний относительно церковного объявления манифестов1 и поминовении [на] Богослужении царствующего дома.

Анастасий, архиепископ Кишиневский.

РГИА. Ф. 796. On. 204. 1917.1 отдел. Vстол. Л. 2. Подлинник. 1 Манифесты императора Николая Р и великого князя Михаила Александровича от 2 и 3 марта 1917 г

№ 330. Телеграмма Св. синоду архиепископа Алеутского и Северо-Американ­ского Евдокима (Мещерского)1

4 марта 1917 г.

Kindly advise form of church commemoration of governmental power.

Archbishop Evdokim2. РГИА. Ф. 796. On. 204. 1917.1 отдел. V стол.

Л. 4. Подлинник.

1 На почтовом бланке напечатано, что телеграмма послана из Нью-Йорка.

2 Перевод с англ.: «Любезно испрашиваю совета о форме церковного поминовения прави тельственной власти. Архиепископ Евдоким».

№ 331. Телеграмма Св. синоду епископа Архангельского и Холмогорского На­фан аила(Троицкого)

4 марта 1917 г.

Прошу указаний относительно прочтения в церквах высочайшего манифеста об отре­чении Государя Императора от престола и относительно поминовения за богослужениями.

Нафанаил, епископ Архангельский и Холмогорский. РГИА. Ф. 796.

On. 204. 1917.1 отдел. V стол. Л. 11. Подлинник.


№ 332. Телеграмма Св. синоду епископа Якутского и Вилюйского Евфимия (Лапина)

4 марта 1917 г.

Почтительнейше прошу дать указания относительно действий [в] настоящем положении.

Епископ Евфимий.

РГИА. Ф. 796. On. 204. 1917.1 отдел. V стол. Л. 12, 13, 15, 19.

Подлинники; четыре экземпляра.

№ 333. Телеграмма Св. синоду экзарха Грузии1, архиепископа Карталинского и Кахетинского Платона (Рождественского)2

4 марта 1917 г.

Гражданской властью края сегодня обнародованы два манифеста. Прошу незамед­лительно дать мне указания.

Экзарх Грузии архиепископ Платон. РГИА. Ф. 796. On. 204. 1917.1 отдел. V стоп. Л. 14. Подлинник.

1 На почтовом бланке напечатано, что телеграмма послана из Тифлиса.

2 По имеющимся сведениям, в последних числах февраля 1917г. архиепископ Платон бла гословил великого князя Николая Николаевича Романова (наместника императора на Кавказе и главнокомандующего войсками Кавказского фронта) послать телеграмму Николаю II с просьбой к тому отречься от престола (Фомин С. Россия без Царя. Приложение «Особая папка Св. сино да» // Серафим (Кузнецов), игумен. Православный царь-мученик / Сост. С.Фомин. М., Изд. Пра вославный паломник. 1997. С. 794).

Телеграмма вел. кн. Николая Николаевича была следующего содержания: «[Государю Императору.] Генерал-адъютант [М.В.] Алексеев сообщает мне создавшуюся небывало роковую обстановку и просит меня поддержать его мнение, что победоносный конец войны, столь необходимый для блага и будущности России и спасения Династии, вызывает принятие сверхмеры. Я, как верноподданный, считаю по долгу присяги и по духу присяги необходимым коленопреклоненно молить Ваше Императорское Величество спасти Россию и Вашего Наследника [Алексея Николаевича], зная чувство святой любви Вашей к России и к Нему. Осенив Себя крестным знамением, передайте Ему - Ваше наследие. Другого выхода нет. Как никогда в жизни, с особо горячей молитвой молю Бога подкрепить и направить Вас. Генерал-адъютант Николай» (цит. по: Воейков В.Н. С Царем и без Царя. Воспоминания последнего Дворцового Коменданта Государя Императора Николая II. М., Изд. Родник. 1994. С. 133-134; Искендерое А.А. Указ. соч. С. 540-541).

По воспоминаниям очевидцев, эта телеграмма оказала глубокое эмоциональное воздействие на монарха и сыграла значительную роль в принятии Николаем II решения об отречении от престола (Воейков В.Н. Указ. соч. С. 133; Серафим (Кузнецов), игумен. Указ. соч. С. 494-496).

№ 334. Телеграмма Св. синоду епископа Рижского и Митавского Иоанна (Смирнова I)'

4 марта 1917 г.

Прошу указаний, как совершать царское возглашение на богослужении.

Епископ Иоанн2. РГИА. Ф. 796. On. 204. 1917.1 отдел. Vстол. Л. 16. Подлинник.

1 В 1917 г. в РПЦ было два архиепископа Иоанна с фамилией Смирнов. Один из них (Смирнов I) занимал Рижскую кафедру, а другой (Смирнов II) - Иркутскую (Акты святейшего Тихона... С. 975).

2 На почтовом бланке напечатано, что телеграмма послана из г. Юрьева (Лифляндской губ.).

№ 335. Телеграмма Св. синоду архиепископа Херсонского и Одесского Назария (Кириллова)

4 марта 1917 г.

Прошу спешно указаний Святейшего синода относительно возношения высочайших имен на богослужениях, ввиду объявленного манифеста.

Назарий, архиепископ Херсонский [и] Одесский. РГИА. Ф. 796. On. 204. 1917.1 отдел. Vстол. Л. 18. Подлинник. № 336. Телеграмма Св. синоду архиепископа Владимирского и Шуйского Алексия (Дородницына)

4 марта 1917 г.

Покорнейше прошу уведомить: благословил [ли] Синод прочитать в храмах мани­фесты [об] отречениях.

Архиепископ Алексий. РГИА. Ф. 796. On. 204. 1917. 1 отдел. V стол. Л. 20. Подлинник.

№ 337. Телеграмма Св. синоду епископа Екатеринославского и Мариупольского Агапита (Вишневского)

4 марта 1917 г.

Прошу указаний касательно поминовения на богослужении царского дома и пра­вительства.

Епископ Агапит Екатеринославский. РГИА. Ф. 796. On. 204. 1917.1 отдел. V стол. Л. 22. Подлинник.

№ 338. Телеграммы Св. синоду архиепископа Пензенского и Саранского Вла­димира (Путяты)

4 марта 1917 г.

Объединенные пастыри [и] паства приветствуют в лице вашем зарю обновления церковной жизни. Все духовенство усердно просит преподать указание кого [и] как сле­дует поминать за церковным богослужением.

Архиепископ Пензенский Владимир. РГИА. Ф. 796. On. 204. 1917.1 отдел. V стол. Л. 23. Подлинник.

4 марта 1917 г.

Все духовенство сыновне просит указаний, кого [и] как поминать за церковным богослужением.

Архиепископ Пензенский Владимир. РГИА. Ф. 796. On. 204. 1917.1 отдел. V стол. Л. 35. Подлинник.

№ 339. Телеграмма Св. синоду епископа Саратовского и Царицынского Палладия (Добронравова)

4 марта 1917 г.

Прошу указаний относительно необходимых изменений в ектеньях за богослужением и объявления манифеста.

Палладий, епископ Саратовский. РГИА. Ф. 796. On. 204. 1917.1 отдел. V стол. Л. 26. Подлинник.

№ 340. Телеграмма Св. синоду архиепископа Курского и Обоянского Тихона (Василевского)

4 марта 1917 г. Весьма нуждаемся, просим руководстве иных распоряжений в связи с переживаемыми

событиями.

Тихон, архиепископ Курский. РГИА. Ф. 796. On. 204. 1917.1 отдел. Vстол. Л. 32. Подлинник. № 341.

Телеграмма всем благочинным епархии епископа Саратовского и Царицынского Палладия (Добронравова)

5 марта 1917 г. Предлагаю всему духовенству Саратовской епархии оказывать деятельную поддержку

Временному Правительству [с] разъяснением пастве общего нашего долга подчинения новой законной власти и [с] призывом к спокойному продолжению обычных трудов во славу Церкви и дорогой Родины.

Саратовские епарх. ведомости. Саратов, 1917. № 8. Часть офиц. С. 269.

№ 342. Телеграммы архиепископа Тамбовского и Шацкого Кирилла (Смирнова)

4 марта 1917 г. Святейшему синоду и обер-прокурору Св. синода: По получении манифеста об отречении Государя от престола и телеграммы об отказе Великого Князя Михаила Александровича мною сделано распоряжение о возношении за богослужением в соответственных местах моления «о богохранимой державе Российской и правительстве ея». Нужны указания [для] согласованности действования.

Архиепископ Кирилл. РГИА. Ф. 796. On. 204. 1917.1 отдел. V стол. Л. 17, 25. Подлинник; Тамбовские епарх. ведомости. Тамбов, 1917. № 10-11. Отдел неофиц. С. 292. Благочинным церквей, настоятелям и настоятельницам монастырей Тамбовской епархии:

Высокопреосвященный Кирилл, архиепископ Тамбовский, с тамбовским город­ским духовенством постановил: впредь до особых распоряжений во всех ектениях, мо­литвах и песнопениях исключать все слова и выражения, относящиеся к прежнему Царствующему Дому, и заменить словами: «Богохранимая Держава Российская и Пра­вительство ея». Призывать к спокойствию и послушанию новому Правительству.

6 марта 1917 г. Из телеграммы духовенству г. Лебедяни Тамбовской губернии:...По моему разумению, Государь отречением от Престола освободил подданных от данной ему присяги, передав Верховные полномочия брату и народному представительству. Великий же князь своим волеизъявлением перелил1 эти полномо­чия исключительно уже в народное представительство, по почину которого создалось временное Правительство, являющееся таким образом нашей законной Верховной Властью.


1 марта 1917 й

Из телеграммы духовенству г. Кириллова2:

...По моему разумению, Государь отречением от Престола всех разрешил от присяп и через Великого Князя Михаила Александровича передал Верховные полномочия Времен ному Правительству. Поминайте Богохранимую Державу Российскую и благоверное Вре менное правительство ея. Такова Синодальная формула. Передайте соседям.

Марта 1917

й

Благочинным Тамбовской епархии:

Приглашаю духовенство епархии общими силами уяснять себе и пастве важность пережи ваемых событий, ответственность всех за целость Родины, обязанность отдать себя и запасы на е спасение. Собирайтесь, обсуждайте, поддерживайте друг друга. Спешите делать, пока день есть

13 марта 1917 й

Первенствующему члену Св. синода митрополиту Владимиру и обер-прокурор; Св. синода В.Н. Львову:

Велениями совести вынуждаюсь просить, чтобы присылаемые из Св[ятейшего Синода указы подписывались кем-либо из членов Синода.

Первенствующему члену Св. синода и обер-прокурору Св. синода:

Нужно ли участие духовенства в приведении [к] присяге [по] новой форме[?]

Тамбовские епарх. ведомости. Тамбов, 1917. № 10-11 Отдел неофиц. С. 292-295

1 Так в тексте.

2 Составителю не удалось точно идентифицировать географическую принадлежность г. Ки риллова (или Кириллове). Город с названием Кириллов находился в Новгородской губернии, а с схожим именем на Тамбовщине был г. Кирсанов. Тем не менее, на страницах «Тамбовских епар> ведомостей» Кириллов (Кириллово) упоминается неоднократно.

№ 343. Телеграмма Св. синоду архиепископа Кавказского и Ставропольског Агафодора (Преображенского)

4 или 5 марта 1917 й

Духовенство города Ставрополя, собравшись [под] председательством преосвященнс го Михаила, епископа Александровского1, в соответствие обстоятельствам времени приш ло временно для возношения на богослужениях, где следует, формулу, выработанную мое ковским духовенством, а именно: «богохранимую державу Российскую, правительство христолюбивое воинство ея». Прошу распоряжений по сему вопросу.

Агафодор, архиепископ Кавказскш РГИА. Ф. 796. On. 204. 1917.1 отдел. Vстол. Л. 27. Подлинны 1

Михаил (Космодемьянский), епископ Александровский, викарий Ставропольской епархш

№ 344. Телеграмма Св. синоду епископа Орловского и Севскою Макария (Гневушев:

4 или 5 марта 1917

Ввиду манифеста, прошу указаний относительно богослужений.

Епископ Макарш РГИА. Ф. 796. On. 204. 1917.1 отдел. V стоп. Л.

34. Подлинна!


№ 345. Телеграмма Св. синоду архиепископа Воронежского и Задонского Тихона (Никанорова)

5 марта 1917 г.

Манифест по городу объявлен. Объявлять ли с церковного амвона и по епархии. Ожидаю распоряжения Святейшего синода.

Архиепископ Воронежский Тихон. РГИА. Ф. 796. On. 204. 1917.1 отдел. V стол. Л. 8. Подлинник.

№ 346. Телеграмма Св. синоду архиепископа Таврического и Симферопольского Димитрия (князя Абашидзе)

5 марта 1917 г.

Покорнейше прошу распоряжения Святейшего синода о чине поминовения властей.

Димитрий, архиепископ Таврический. РГИА. Ф. 796. On. 204. 1917.

1 отдел. V стол. Л. 9. Подлинник.

№ 347. Телеграмма Св. синоду епископа Вологодского и Тотемского Александра (Трапицына)

5 марта 1917 г.

Вследствие обращения ко мне военных властей с требованием, смиреннейше прошу, ввиду пропечатания телеграфным агентством актов отречения от престола, дать указания относительно поминовения за богослужениями.

Александр, епископ Вологодский. РГИА. Ф. 796. On. 204. 1917.1 отдел. V стол. Л. 10. Подлинник.

№ 348. Телеграмма Св. синоду архиепископа Приморского и Владивостокского Евсевия (Никольского) и собрания духовенства г. Владивостока

10 марта 1917 г.

Общее пастырское собрание города Владивостока [с] далекой окраины великой России, объединенное сознанием важности переживаемого момента, желает своей ро­дине полного расцвета всех ее сил и скорейшей победы над внешним врагом, привет­ствует обновленный строй ее, просит в лице Вашего Высокопреосвященства Святей­ший синод принять такое приветствие и ниспослать благословение на общий объеди­ненный труд.

Архиепископ Евсевий, председатель собрания протоиерей Коноплев. РГИА. Ф. 796. On. 204. 1917.1 отдел. V стол. Л. 77. Подлинник.

№ 349. Телеграмма Св. синоду епископа Архангельского и Холмогорского На-фанаила(Троицкого)



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2020-03-14; просмотров: 160; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.222.148.124 (0.164 с.)