Внешнеэкономическое сотрудничество и энергетическая дипломатия 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Внешнеэкономическое сотрудничество и энергетическая дипломатия



 

Расширение международной деятельности в сфере энергетики, взаимовыгодного сотрудничества с зарубежными странами по освоению и разработке топливно-энергетических ресурсов, повышению эффективности их использования и освоению новых энергетических рынков является не только одним из важнейших направлений долгосрочной энергетической политики России, но и ее весомым вкладом в решение глобальных проблем энергетики, которые стоят перед человечеством в первые десятилетия XXI века.

Международная деятельность и энергетическая дипломатия призваны:

· обеспечить сохранение энергетической безопасности и независимости страны, восстановить и укрепить экономические позиции России в ряде регионов за ее пределами;

· создать условия для максимально эффективной реализации экспортных возможностей отечественного ТЭК;

· обеспечить свободный бездискриминационный доступ к зарубежным ресурсам и рынкам сбыта для национальных энергетических (нефтяных, газовых, электроэнергетических и др.) компаний, к финансовым ресурсам и к передовым энергетическим технологиям мирового соообщества;

· способствовать привлечению в рациональных масштабах и на взаимовыгодных началах зарубежных инвестиций для модернизации и развития ТЭК и смежных с ним отраслей российской экономики;

· обеспечить условия для расширения экспорта продукции отечественного энергетического, энерготехнического, нефтегазового и горно-транспортного машиностроения;

· создать инструменты эффективного сотрудничества в рамках СНГ и мирового сообщества в целом.

Основными принципами взаимоотношений с зарубежными партнерами новая редакция Энергетической стратегии России провозглашает следующие[26]:

· отношения со всеми зарубежными государствами, организациями и компаниями строятся исходя из приоритета национальных интересов Российской Федерации на взаимовыгодных началах. Признавая равные возможности отечественных и зарубежных структур, государство сохраняет за собой право оказывать протекционистскую поддержку национальным предприятиям;

· особый приоритет имеют отношения со странами СНГ, высший приоритет - с Белоруссией;

· допускаются любые формы участия иностранного капитала в топливно-энергетическом комплексе России, за исключением ограничений, предусмотренных законодательством России и субъектов Федерации;

· допускаются любые формы участия национального капитала в энергетике зарубежных стран в целях повышения эффективности и надежности энергообеспечения отечественных потребителей;

· выступая за открытую и честную конкуренцию на своих внутренних рынках, Россия вправе требовать такого же подхода и для своих компаний на рынках зарубежных государств;

· отрицается политическое и силовое давление на партнеров, а возникающие энергетические проблемы должны решаться на справедливой основе путем переговоров.

Исходя из этих целей и принципов, международная деятельность России в сфере энергетики будет осуществляться по следующим основным направлениям:

· экспорт топливно-энергетических ресурсов;

· разработка и освоение энергетических ресурсов на территории других государств;

· закрепление на внутренних энергетических рынках зарубежных государств, совладение сбытовой сетью энергоресурсов и объектами энергетической инфраструктуры в этих странах;

· привлечение зарубежных инвестиций в производство, транспорт и преобразование энергоносителей в России;

· международное научно-техническое и правовое сотрудничество.

Важнейшим направлением в течение всей рассматриваемой перспективы останется экспорт энергоресурсов. Энергетической стратегией России предусматривается сохранение значительных объемов экспорта энергоресурсов, особенно природного газа и жидкого топлива, однако наращивание их поставок на внешние рынки должно прекратиться уже к 2012-2015 годам. Дальнейшая динамика экспорта энергоносителей будет определяться прежде всего соотношением между ценами внешних рынков и издержками на добычу (производство) топлива и энергии в России. На масштабах вывоза углеводородного сырья будет также сказываться удельный вес его производства с привлечением зарубежного капитала и на условиях соглашений о разделе продукции. В перспективе возможен масштабный выход России на мировой рынок сжиженного природного газа, а также начало экспорта синтетического моторного топлива.

Россия не заинтересована в сохранении зависимости от своего основного (европейского) рынка сбыта энергоресурсов. Уже к 2010 году будут реализованы меры по существенной диверсификации экспортных потоков российских энергоносителей в южном и восточном направлениях. В последующие годы эти направления (и прежде всего страны Северо-Восточной Азии и Азиатско-Тихоокеанского региона в целом) будут занимать все больший удельный вес в географической структуре экспорта энергоресурсов из России.

Возрастут межсистемные перетоки электроэнергии между Россией и зарубежными государствами, потребуется организация совместной работы энергосистем России, Белоруссии и других стран СНГ с межгосударственными энергетическими объединениями Южной, Центральной и Западной Европы. "Энергомосты" со странами Северо-Восточной Азии положат начало формированию глобальных евроазиатских энергетических систем.

Для обеспечения прогнозируемого экспорта энергоресурсов из России понадобится освоение уникальных месторождений углеводородного сырья полуострова Ямал, Восточной Сибири, шельфов Баренцева, Карского и дальневосточных морей, коренная реконструкция и развитие электроэнергетики, разработка и широкое внедрение новых технологий добычи (производства), переработки (преобразования) и транспорта (распределение) энергоносителей.

Россия выступает за формирование единой энергетической и энерготранспортной инфраструктуры в сопредельных регионах Европы и Азии, за развитие международных энерготранспортных систем, за недискриминационный транзит энергоносителей.

В этих целях государство будет поощрять участие российских акционерных обществ и компаний в разработке и реализации крупномасштабных международных проектов, таких, как:

· газотранспортные - "Ямал-Европа", Южно-Европейский и Северо-Европейский газопроводы, "Ковыкта-Китай-Корея", "Голубой поток" и др.;

· нефтетранспортные - "Каспийский трубопроводный консорциум", "Балтийская трубопроводная система", "Восточная Сибирь-Китай" и др.;

· электроэнергетические - "Балтийское кольцо", "Объединенная энергетическая система стран Каспийско-Черноморского бассейна", энергомосты "Восток-Запад", "Сибирь-Китай", "Сахалин-Хоккайдо" и др.

Сотрудничество в сфере энергетики со странами СНГ и особенно с Белоруссией относится к числу важнейших приоритетов долгосрочной энергетической политики российского государства. Основными направлениями этого сотрудничества являются:

· всестороннее развитие интеграционных процессов в энергетике на базе использования объективных преимуществ совместной работы крупных (объединенных) электро-, газо-, нефте- и нефтепродуктоснабжающих систем и входящих в них предприятий для повышения экономической эффективности, надежности и маневренности их функционирования;

· обеспечение надежности функционирования всех видов топливно-энергетических коммуникаций, связывающих Россию с Европой и другими регионами мира и проходящих по территории стран СНГ;

· координация и согласование налоговой, ценовой и тарифной политики при торговле и транзите энергоресурсов в рамках СНГ;

· сохранение и развитие единой технологической и экологической политики в сфере производства и потребления топлива и энергии;

· координация долгосрочной энергетической политики, разработка и реализация мер, направленных на обеспечение энергетической безопасности как Содружества в целом, так и каждого из входящих в него государств.

Важное значение для достижения поставленных целей в области международной деятельности будет иметь законодательное обеспечение. Уже на первом этапе (до 2005 года) необходимо принять законы и поправки к действующим законам в части регламентирования порядка вывоза капитала из России и инвестиций российских компаний за рубежом, поддержки отечественных компаний в борьбе за ресурсы и рынки сбыта энергоносителей, развития совместных предприятий и иностранных инвестиций в добычу (производство) энергоресурсов в стране, включая выработку электроэнергии.

В целях координации внешнеэкономической деятельности и внешнеполитической поддержки отечественных топливно-энергетических компаний требуется безотлагательное решение о создании соответствующей межведомственной комиссии и повышение эффективности работы созданных органов управления в рамках СНГ и Союза России и Белоруссии.

Глобальный характер энергетических проблем и все большая их политизация, а также объективно влиятельное положение российского ТЭК в системе мировой энергетики выдвинули энергетический фактор в число элементов, на которые опирается российская дипломатия в стремлении усилить реальное участие России в мировых делах. Более того, в современных условиях и на предстоящее десятилетие энергетический фактор и активная энергетическая дипломатия останутся важнейшим средством действенного влияния России на внешнеполитические реалии в окружающем ее мире.

Исходя из провозглашенных целей и принципов, а также особенностей экономического состояния России, ее геополитического положения и возможностей национального топливно-энергетического комплекса, основными задачами энергетической дипломатии на ближайшие двадцать лет являются:

· внешнеполитическое обеспечение реализации Энергетической стратегии России;

· создание инструментов эффективного сотрудничества в рамках Союзного государства Россия-Белоруссия, СНГ, а также мирового сообщества в целом;

· разработка и проведение дифференцированного подхода к каждой группе стран и отдельным странам внутри этих групп в зависимости от энергетических и геополитических интересов России и формирование концепции взаимоотношений с основными международными энергетическими организациями;

· дипломатическая поддержка интересов российских топливно-энергетических компаний за рубежом;

· содействие формированию стратегических альянсов российских акционерных обществ и компаний с ведущими зарубежными партнерами и международными энергетическими организациями на основе равноправия и выгодности таких союзов для отечественного капитала при реализации крупных проектов как в России, так и на территории других стран[27].

Механизмы реализации энергетической дипломатии в двусторонних отношениях - это традиционные рабочие органы: смешанные комиссии, комитеты и т.д. Среди основных механизмов в многостороннем формате можно выделить переговорный процесс в рамках Конференции по Энергетической хартии, участие в энергетических группах Форума АТЭС и других региональных организаций. Из механизмов энергетической дипломатии России на глобальном направлении важнейшими являются участие в диалоге стран - потребителей и производителей энергоресурсов в рамках ежегодных международных энергетических конференций, в сотрудничестве с промышленно развитыми странами на основе декларации о сотрудничестве с МЭА и в рамках "восьмерки", а также во взаимодействии с ведущими странами - экспортерами нефти в рамках ИПЕК и в контактах с ОПЕК.

Это взаимодействие включает участие России в качестве наблюдателя в конференциях этой организации на регулярной основе, проведение многосторонних и двусторонних консультаций, обмен информацией и прогнозами относительно перспектив нефтяного рынка. Участие в мероприятиях, проводимых этой организацией, положившей начало межгосударственному регулированию в энергетической сфере применительно к мировому нефтяному рынку, позволяет России осуществлять мониторинг ситуации на мировом рынке и, что самое важное, координацию ценовой политики. В вопросах взаимодействия с ОПЕК Россия стремится проводить взвешенную политику, разумно сочетая необходимость увеличения поступления валютных средств от экспорта нефти с одобрением усилий ОПЕК, направленных на стабилизацию рынков нефти.

В 1999 году по линии взаимодействия России с ОПЕК состоялись следующие мероприятия:

· заседание "круглого стола" Россия - ОПЕК "Перспективы развития мирового нефтяного рынка" с участием представителей Минтопэнерго России, МИД России, ведущих нефтяных компаний и финансовых институтов. Во время заседания были обсуждены задачи и перспективы развития мирового нефтяного рынка и российской нефтяной промышленности;

· участие руководства Минтопэнерго России в качестве наблюдателя в работе 107-й и 108-й конференций министров нефти стран ОПЕК, на которых принимались решения по ограничению производства и экспорта нефти, что позволило изменить ситуацию на мировом нефтяном рынке и стимулировало рост цен. [28]

Своими успехами последних двух лет отечественные нефтяные компании были во многом обязаны ОПЕК. Политика организации стран экспортеров нефти по снижению квот добычи привела к тому, что конъюнктура нефтяных цен с 1999 года стала меняться в нужную для них сторону. Период, который начался с середины 1999 года можно считать золотым для отрасли. Под обильный финансовый дождь попали не только арабские, латиноамериканские и африканские члены картеля. Крупнейшие нефтяные компании мира штурмовали исторические рекорды дохода и прибылей. А ExxonMobil, например, смог стать крупнейшей мировой корпорацией по величине объема продаж. Закрытие нефтяного крана ОПЕК позволило вновь ощутить процветание нефтяникам всего мира – от России и Норвегии до США и Канады.

Благодаря неплохой сырьевой конъюнктуре включился механизм разработки скважин с низкими технико-экономическими показателями, которые раньше использовать кроме как себе в убыток было невозможно. Этот процесс привел к вполне предсказуемым последствиям – структура мирового рынка энергоносителей стала меняться. Страны-участницы ОПЕК, обладающие, как правило, более благоприятными предпосылками для добычи нефти, связанные с высоким среднесуточным дебитом скважин и низкими издержками для обустройства месторождений, стали постепенно терять свою долю на рынке. Одновременно с этим происходил рост значимости экспортеров, не входящих в ОПЕК. В числе этих стран можно с гордостью назвать Россию. За время последнего регулирования рынка со стороны ОПЕК наша страны смогла увеличить свою долю на рынке с 4% до почти 6%. Нет ничего удивительного в том, что возникла предпосылка для озлобления опековцев на остальной нефтеэкспортирующий мир, в том числе и Россию. Так что, в демарше ОПЕК по призыву несознательных экспортеров к снижению добычи не было ничего непредсказуемого. Ситуация, сложившаяся на мировом рынке нефти, приковала внимание России, которая стала внезапно гарантом стабильности на нефтяном рынке.

За короткое время российский экспорт нефти стал событием не государственного, а мирового масштаба. Теперь уже за Россией остался вопрос на ответ – что важнее рост доли страны на мировом рынке, или уровень цен на черное золото. В короткое время ответ на этот вопрос страна не нашла и ввела весь мировой товарно-сырьевой рынок в период выжидания. Только 5 декабря 2000года стало ясно, что уровень цен на нефть для экономики страны является событием более предпочтительным. Решение о снижении экспортных квот на 150 тыс. баррелей в сутки имеет весьма негативный политический аспект, поскольку, что бы не говорили в правительстве, формально Россия пошла на поводу у ОПЕК. С другой стороны оно имеет под собой весьма серьезную экономическую базу.

Решение, которого нефтяной рынок давно ждал от России, принято и оно станет важным фактом для биржевой игры на повышение. Однако, могут произойти и другие события, способные оказать влияние как на экономику страны в целом, так и на развитие ее топливно-энергетического комплекса. Причем, эти последствия могут сказаться как на изменении структуры экспорта, так и на перераспределении сил в стане крупнейших вертикально-интегрированных нефтяных компаний нашей страны[29]

В настоящее время, на мой взгляд, не следует поднимать вопрос о вступлении России в ОПЕК. Вступление в ОПЕК поставит нашу страну в жесткие условия обязательных экспортных квот, что отрицательно скажется на экономике, т.к. нефть является одним из основных источников валютных поступлений. Одновременно это может вызвать напряженность в отношениях России с промышленно развитыми странами, которые считают, что ОПЕК навязывает им нерыночные условия игры и за счет ценовой политики эксплуатирует страны - импортеры нефти.

Вместе с тем России необходимо сотрудничать с ОПЕК. Это тем более важно, поскольку на мировом рынке нефти предложение постоянно превышает спрос и для стабилизации конъ­юнктуры рынка необходимо сотрудничество всех производителей нефти. Целесообразно также поддерживать деловые отношения и развивать сотрудничество на двусторонней основе с отдельными странами - членами ОПЕК, что дает возможность получать максимальную выгоду от реализации политики ОПЕК, направленной на повышение цен на нефть, не связывая себя никакими договорными обязательствами в отношении регулирования добычи и экспорта.[30]

Целям сохранения стабильности и предсказуемости мировых рынков нефти отвечает также участие России в созданной в 1988 году рядом нефтедобывающих стран неформальной организации независимых экспортеров нефти (ИПЕК). Учитывая совпадение некоторых международных нефтяных интересов России и стран ИПЕК, дальнейшее развитие контактов с этой организацией также будет содействовать усилению влияния России в мировой энергетической политике.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2020-03-14; просмотров: 115; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.224.32.86 (0.018 с.)