Прогрессивные информационные технологии в налоговой системе 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Прогрессивные информационные технологии в налоговой системе



 

Важным органом, занимающимся аккумуляцией денежных средств в бюджетной системе, является налоговая служба, которая, как известно, состоит из Государственной налоговой службы РФ и государственных налоговых инспекций республик в составе России и субъектов РФ.

Мировой опыт показывает, что внедрение достижений информационных технологий — наиболее перспективное и экономически эффективное направление в работе налоговых органов. Способы организации обработки налоговой информации оказывают все большее влияние на полноту сбора налогов, поэтому неизменно важной является задача обеспечения своевременного ввода, обработки, хранения и предоставления информации по основным направлениям деятельности налоговой службы.

Структура налоговой службы РФ предполагает единство целей, при которых локальные системы управления одного уровня функционируют по одной (типовой) схеме, решают идентичный набор задач по заранее определенной единой методологии и технологии обработки данных.

АИС в налоговой службе — это автоматизированная информационная система (АИС «Налог»), определяемая как совокупность технических, организационных и программных средств, используемых для автоматизации процессов обработки учетной, контрольной и отчетной информации в налоговых органах различного уровня.

При решении задач, стоящих перед налоговыми органами, необходимо использовать и анализировать большие объемы информации. Эффективное и полноценное применение достижений информационных технологий требует сложной многовариантной обработки практически всего объема имеющейся в налоговых инспекциях информации.

Для решения задач внедрения информационных технологий непосредственно в региональных и местных налоговых инспекциях организуются специальные подразделения по информатизации, которые занимаются:

• внедрением нового системного программного обеспечения и средств электронно-вычислительной и другой офисной техники;

• эксплуатацией системных и прикладных программных продуктов и средств ЭВТ;

• информационным взаимодействием между уровнями АИС «Налог» и внешними автоматизированными системами;

• оказанием консультационной помощи.

При разработке АИС «Налог» в системах налогообложения необходимо владеть всей полнотой информации о предметной области налогообложения, которая включает информационно-функциональные схемы работы налоговых инспекций.

АИС «Налог» имеет свои особенности, которые определяются следующим перечнем требований: структура АИС должна соответствовать структуре налоговой системы; содержание АИС должно соответствовать предметной области налоговой системы (задачи, документы); система обработки информации в АИС реализуется на основе сетевой информационной технологии в налоговых службах; при разработке информационного, программного и технического обеспечения АИС необходимо учитывать единство стандартов, терминологии, унификации методик проектирования.

Техническую основу информатизации в налоговых органах в настоящее время составляют локальные вычислительные сети на базе персональных компьютеров типа IBM PC.

Основное системное программное обеспечение — операционные системы фирмы Microsoft (для рабочих станций) и Novell (для локальных сетей).

Использование информационных технологий в налоговой инспекции позволяет реализовать:

• ввод и хранение платежных и отчетных налоговых документов;

• функционирование в единой среде нормативно-справочной информации;

• стандартизированную систему кодирования данных, предназначенных для обмена информацией между объектами налоговой службы;

• идентификацию информации по налогообложению в соответствии со стандартизированной системой присвоения внутренних машинных имен реквизитов;

• дополнительную (кроме общесистемной — на уровне операционной системы или системы управления базами данных) защиту данных от несанкционированного доступа пользователей с различными привилегиями;

• дополнительные (кроме общесистемных) средства обеспечения сохранности и безопасности хранения информации;

• архивирование данных по налогообложению и последующий их анализ с возможностью построения прогнозных отчетов;

• ведение архивно-справочной системы хранения, извлечения и обработки результатов запросов к информационной базе, выходных отчетных форм и любых других документов;

• генерирование и возможность модификации входных интерфейсных форм, выходных отчетных форм, библиотек запросов, личных картотек пользователей.

Функционально АИС «Налог» состоит из прикладных программных комплексов, включающих:

• комплекс «Налогообложение, обеспечение сбора налогов и других платежей, отчетность по налогам»;

• комплекс «Обеспечение и контроль соблюдения налогового законодательства».

Комплекс «Налогообложение, обеспечение сбора налогов и других платежей, отчетность по налогам» предназначен для:

•учета налогоплательщиков;

•оперативно-бухгалтерского учета в области налогообложения;

•камеральных проверок налоговых расчетов;

• ведения налоговой статистики и отчетности;

•учета и контроля банковских счетов;

•учета контрольно-кассовых машин;

• обработки информации по внешнеэкономической деятельности налогоплательщиков по данным Государственного таможенного комитета РФ.

Комплекс «Обеспечение и контроль соблюдения налогового законодательства» позволяет решить:

• составление, анализ и корректировку графиков проведения документальных проверок и их типов;

• сбор и анализ информации, необходимой при проведении документальных проверок, из других подсистем АИС «Налог» с использованием запросной системы;

• сбор и анализ информации, необходимой при проведении документальных проверок, из внешних автоматизированных систем;

• хранение размеров и видов выявленных сумм, актов по итогам документальных проверок, предложений к актам, журналов регистрации, проверок и правонарушений;

• получение и передачу в подсистему оперативно-бухгалтерского учета результатов проведения документальных проверок — сумм сокрытых налогов, доначислений, переплат, штрафных санкций и пени;

• учет административных мер, наложенных на налогоплательщиков — физических лиц.

В АИС «Налог» реализовано межуровневое информационное взаимодействие на основе создания интегрированных распределенных баз данных. По специальному регламенту на федеральном уровне собираются по каналам связи и обобщаются данные по Государственному реестру налогоплательщиков, налоговая статистическая отчетность, деловая и ведомственная переписка. Из Министерства РФ по налогам и сборам по электронным каналам поступают директивные указания, методические и нормативно-справочные материалы, сертифицированное программное обеспечение и доработки к нему.

Для полноценного использования средств информационных технологий необходимо получение информации практически из всех баз данных, имеющихся в настоящее время в информационной среде налоговых органов. Кроме того, должны быть созданы дополнительные базы данных с информацией, поступающей от внешних организаций, или реализованы постоянные информационные связи с ними.

АИС «Налог» располагает следующими основными базами данных.

• государственный реестр налогоплательщиков;

• интегрированная многоуровневая база данных банковских счетов налогоплательщиков;

• комплексная база данных лицевых счетов каждого налогоплательщика;

• база данных обязательных отчетных документов, которые определены налоговым законодательством для указания налогооблагаемой базы и исчисления налогов самим налогоплательщиком;

• база данных контрольных (документальных) проверок налогоплательщиков;

• нормативная база данных, содержащая нормативно-справочную информацию;

• база данных с дополнительными сведениями о налогоплательщиках.

Информационное взаимодействие с государственными организациями — одна из главных задач, поставленных перед налоговой инспекцией.

Основные информационные потоки, связанные с Министерством РФ по налогам и сборам, приходят из банковских и кредитных учреждений, из Государственного таможенного комитета РФ, из Федерального казначейства, из Федеральной службы налоговой полиции и органов Министерства внутренних дел РФ. При слиянии и взаимном обмене этих потоков возможно создание и совместное использование таких баз данных, как:

• Государственный реестр налогоплательщиков с дополнительными учетными данными;

• сведения по нарушениям налогового законодательства;

• банковские счета налогоплательщиков (всех типов, в том числе и закрытых на текущий момент);

• движение на лицевых счетах государственного бюджета в части налоговых поступлений от юридических и физических лиц.

Большое значение придается созданию автоматизированных компьютерных систем, предназначенных для выявления потенциальных или явных неплательщиков налогов.

 

Проект «Электронная Россия

 

Федеральная целевая программа "Электронная Россия 2002-2010" - своеобразная попытка рывка в "цифровое будущее".

Программа впрямую не ориентирована на достижение мгновенных экономических результатов: стимуляция развития российского рынка высоких технологий не является ее непосредственной задачей, хотя подобный эффект в случае успешной реализации намеченных планов также будет достигнут.

Реально успех программы будет означать в первую очередь, что органы власти всех уровней станут более доступными для граждан, а их деятельность – более прозрачной и более эффективной. Прозрачность достигается за счет обязательной электронной публикации и создания баз данных по всем документам, не имеющим статуса секретных, эффективность – за счет перевода в электронною форму значительных объемов документооборота. Программа также предусматривает наращивание возможностей доступа населения к интернету – это логично вытекает из вышеизложенного. Публиковать документы, которые мало кто сможет прочесть, - дело довольно бессмысленное. Соответственно, планируется также организовать подготовку специалистов в области информационных технологий. В первую очередь, такие специалисты понадобятся государственным учреждениям, но рост числа подготовленных людей не сможет не сказаться и в целом на ситуации на рынке. Отдельно предусматривается помощь в освоении новых технологий СМИ, в первую очередь – региональным (здесь имеются ввиду как подготовка специалистов, так и предоставление доступа к информационным сетям).

Косвенный результат – стимуляция ИТ-отрасли, в первую очередь – за счет роста числа специалистов, и кроме того – людей, имеющих доступ к информационным сетям, и, следовательно, являющихся потенциальными потребителями информационных услуг. Нельзя также сбрасывать со счетов и неизбежный рост спроса на услуги такого рода – как со стороны государственных организаций, внедряющих в делопроизводство новые технологии, так и со стороны их многообразных партнеров.

При этом все вышеперечисленное не служит однозначным обоснованием необходимости программы. Конечно без реализации этой и ряда подобных программ Россия все больше и больше будет отставать от ведущих развитых стран, плавно скатываясь к уровню середнячков третьего мира, которые прекрасно обходятся без информационно-коммуникативных технологий. Аргументы тех критиков программы, которые уже сейчас говорят, что заботиться о цифровом документообороте и расширении доступа к интернету в стране, имеющей целый ряд проблем куда более насущных, несколько преждевременно, не вовсе лишены оснований. Дать быстрый и однозначный ответ, не сбиваясь при этом на общие и бессодержательные рассуждения о месте России в мире и прочем, довольно затруднительно.

ФЦП не только предлагает решения очевидных проблем, она ставит целый ряд новых. Некоторые из этих проблем не могут быть решены в рамках "Электронной России 2002-2010". Для того, например, чтобы при помощи информационных технологий приблизить российскую систему образования к стандартам развитых стран Запада, разрабатывается программа "Развитие единой образовательной информационной среды на 2002-2006 гг.". И требуется детальное обсуждение этих проблем. Выражаем надежду, что проект "Электронная Россия" станет удобной площадкой для начала такого обсуждения, в котором смогут принять участие не только специалисты, представляющие государственный аппарат и российский ИТ-рынок, но и все, кто осознает степень важности поставленных программой вопросов.


ЗАКЛЮЧЕНИЕ

В данной курсовой работе в главе 1 мной была рассмотрена законодательная база, регулирующая отношения в сфере информатизации и налогообложения. Я использовала Федеральный закон № 24-ФЗ «Об информации, информатизации и защите информации», Федеральный закон № 149-ФЗ «Об информации, информационных технологиях и о защите информации», Федеральный Закон N 1-ФЗ «Об электронной цифровой подписи», концепцию электронного Правительства.

 Также изучены материалы, дающие представление о сетях в России в прошлом и настоящем. Раскрыта история появления сетей в России, их развитие в 80-х – 90-х годах. Также я рассказала о российских и международных сетях передачи данных, о корпоративных сетях, их применении и роли для предприятий.

Глава третья полностью посвящена информационным технологиям в налоговой системе Российской Федерации. В ней представлена информация о прогрессивных технологиях, применяемых в настоящее время в налоговых органах России. Также представлена информация о проекте «Электронная Россия». В Приложении 1 дается информация о сроках и этапах выполнения данной программы.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2020-03-14; просмотров: 115; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.138.33.87 (0.016 с.)