Оценка состояния и тенденций развития фармацевтического рынка РФ 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Оценка состояния и тенденций развития фармацевтического рынка РФ



Проводя оценку состояния и тенденций развития фармацевтического рынка РФ необходимо отметить, что подводя итоги развития розничного сектора фармацевтического рынка РФ за 2005 год можно отметить, что его суммарный объем составил 7,4 млрд. долларов в конечных ценах.

 Важно отметить тот факт, что главным фактором, повлиявшим на развитие фармрынка РФ в 2005 году, стала программа дополнительного лекарственного обеспечения /ДЛО/, определившая годовой 33% прирост рынка в ценах конечного потребления.

 Также аналитики фиксируют и заметно увеличившуюся покупательскую способность населения. Так потребление лекарств на душу населения в 2005 году составило в денежном выражении 36,7 долларов (без учета ДЛО), по сравнению с аналогичным показателем 2004 года в 30,5 долл.

 Объем аптечного сектора фармрынка РФ составил 5,3 млрд. долл. в розничных ценах. По сравнению с данными за 2004 год, прирост в данном сегменте составил 20%.

Также отметим, что объем больничных закупок в РФ в 2005 году увеличился на 20% по сравнению с 2004 годом и составил 1,07 млрд. долл. Рейтинги ведущих торговых наименований и МНН претерпели существенные изменения за анализируемый период. Подобно аптечному сектору, структура госпитального сегмента в разрезе производителей и АТС групп демонстрирует относительную стабильность.

Далее необходимо отметить тот факт, что одной из наиболее ярких тенденцией развития российского фармацевтического рынка является приход в отрасль иностранных фармацевтических компаний, в том числе приход в производственный сектор фармотрасли. Изменение взглядов производителей на перспективы российского фармрынка произошло в 2005 году. Основная причина возросшего интереса к России - стабильный рост фармрынка на 15% в год. На общемировом фоне российский фармрынок сегодня остался одним из немногих, которому есть куда развиваться.

 Такой рост фармрынка создает предпосылки для развития отрасли. Идет процесс концентрации: более мелкие компании разоряются, поглощаются более крупными, входят в группы компаний и холдинги, более крупные компании усиливаются, создают холдинги. Ярким примером концентрации в отрасли является активное развитие аптечных сетей. В последние 5 лет разорилось большое количество небольших компаний-дистрибьюторов, сейчас на долю трех крупнейших фармдистрибьюторов приходится более 50% фармрынка, такая ситуация характерна для фармрынков развитых стран.

 В 2006 году развитие рынка уже не было столь стремительным, и, по нашим подсчетам, он составит в среднем 16-17% и будет находиться в пределах 9,2 млрд. долл. США. Также неоьходимо отметить, что ожидается рост показателя подушевого потребления ЛС до 64 долл США per capita.

 В рамках данного раздела следует более подробно следует остановиться на программе ДЛО. Так, программа ДЛО станет самым стабильным рынком сбыта для компаний, вошедших в нее. Из средств Федерального бюджета планируется потратить на реализацию ДЛО около 1 млрд долл. США. В долгосрочной перспективе, по мнению аналитиков, Программа ДЛО станет основной в процессе обеспечения населения лекарственными средствами.

Новые социальные категории граждан (до 70% от всего населения страны) будут включены в эту программу. Таким образом, социально ориентированный внутриполитический курс страны, в первую очередь, коснется реструктуризации системы страхования и госпитального рынка.

 Что касается производителей, то производственный сегмент фармотрасли демонстрирует наибольшую стабильность и предсказуемость, чем другие субъекты товаропроводящей сети. Большое число иностранных производителей начали активно осваивать производственный потенциал России, открывая или арендуя здесь производственные площади. Практически все лидеры рынка уже подписывают договора с отечественными производствами или сами строят свои производственные мощности, или рассматривают это, как ближайшую неизбежную перспективу. Почему неизбежную? В первую очередь, потому, что процессы, происходящие на фарм рынке России (объявленная протекция отечественных производителей в участии в программе ДЛО) требуют от компаний такого принципиального решения. Во-вторых, рынок России начинает постепенно евпропеизироваться и по своим стоимостным объемам, а также тенденциям начинает отдаленно напоминать рынки развитых государств. Россия становится удачным плацдармом в плане выхода на рынки сопредельных государств (страны СНГ, Азии).

 Отечественный производитель, в настоящее время, старается себя выгодно продать или подписать контракт с иностранной компанией на фасовку или производство ЛС на своих мощностях. Аналитиками рынка предполагается, что в ближайшем времени могут быть проданы крупные отечественные производственные холдинги "Отечественные Лекарства", "Микроген" и др. Возможно, что появится заинтересованный инвестор для покупки или объединения фармфабрик страны, которые в большем своем количестве сегодня находятся в неблагоприятном состоянии.

 Если говорить о дистрибуции на фарм рынке, то необходимо отметить, что программа ДЛО внесла изменения в расстановку основных сил также и в этом сегменте.

Все дистрибуторы-партнеры программы в 2006 году сохранят свои позиции в рейтингах, однако значительно увеличат отрыв от тех компаний, которые по тем или иным причинам не вошли в программу. По мнению аналитиков, такой расклад может оставить крупных игроков быть единственным операторами, осуществляющих поставки и оборот ЛС в стране. Рентабельность работы мелкооптовых структур будет значительно уменьшена.

 Говоря об аптечных сетях важно отметить, что наибольшая вероятность того, что крупные игроки в розничном аптечном сегменте будут агрессивно проникать на новые рынки сбыта, в первую очередь в регионы. Наиболее перспективной схемой такого проникновения будет франчайзинговый инструмент. Причем, им воспользуются как аптечные сети "второго эшелона", так и крупные игроки национального уровня.

В 2007 году в первую очередь под экспансию крупных игроков розничного фарм рынка попадут города Екатеринбург, Казань, Ростов-на-Дону – так как эти регионы представляют собой интерес в плане высокого потребления ЛС на душу населения и слабой конкуренцией среди присутствующих в них аптечных сетей. Помимо чисто экономических расчетов спроса на появление крупных игроков в некоторых регионах, можно аналитически предположить, что интересными для аптечных сетей также будут регионы, где высока доля муниципальных учреждений (бывш. Фармаций).

Так, мы предполагаем, что в ближайшем будущем можно ожидать появление крупных коммерческих аптечных сетей в Тюмени, Кургане (+ область), Липецке и др. городах. Основой своей стратегии расширения регионального присутствия аптечные сети видят в городах с населением больше 250 тыс. человек.

 Ожидается, что в 2007 году наконец-таки появится национальная аптечная сеть. Главный претендент – аптечная сеть "Аптеки 36,6". Доля аптечных сетей в розничном рынке составит около 37%.

 Не исключено, что в будущем розничный аптечный сегмент сопредельных стран, в частности Украины будет развиваться усилиями россиян, которые уже давно изучают этот рынок. Например, о планах экспансии в Украину не раз заявляла крупная российская сеть "36,6". Впрочем, приход крупных аптечных сетей РФ будет зависеть от экономической политики правительства государства, обеспечения законодательного зеленого света в части строительства аптек, налоговых льгот для этих компаний. Если крупные российские аптечные фирмы увидят для себя интересные перспективы, они начнут делать владельцам аптек в СНГ предложения о покупке уже готовых сетей, от которых они не смогут отказаться.

 Исследуя динамику развития фарм рынка в 2006 году необходимо отметить, что среднеквартальный индекс цен на лекарства за анализируемый период составил 0,88%, а для коммерческого сегмента фармрынка соответствующий показатель составил 1,15%. При этом если в розничном секторе отмечался умеренный рост цен, то в госпитальном секторе цены даже несколько снизились. В целом рост цен на лекарства по-прежнему заметно ниже, чем ИПЦ (индекс потребительских цен) в среднем за прошедшие кварталы 2006 года.

 Говоря о развитии фарм рынка в 2006 году важно отметить, что в первой половине данного года наблюдался его существенный прирост, который по некоторым оценкам составил 31% по сравнению с аналогичным периодом прошлого года.

 Причина значительного прироста в том, что в первой половине прошлого года только начинался запуск программы дополнительного лекарственного обеспечения (ДЛО). К началу этого года программа была обкатана и уже достаточно успешно работает. Согласно прогнозам, конечный показатель роста рынка по итогам года может составить около 25%. В финансовом выражении это может составить около 12 млрд долл.

 Отечественный фармрынок демонстрирует более чем 30%-ный рост. Для сравнения: объем продаж фармацевтических препаратов на мировых рынках растет на 5%. Рост американского рынка оценивается экспертами в 5–7%. На России эти тенденции пока никак не сказываются, поскольку объемы местного рынка в мировом масштабе ничтожно малы: его доля на мировом фармрынке составляет лишь 1%. Поэтому на сегодня российский фармацевтический рынок является одним из наиболее динамично развивающихся, его потенциальная емкость далеко не исчерпана, и тенденция значительного роста, по прогнозам экспертов, будет присуща ему еще несколько лет.

 В то же время в целом за год рост рынка может оказаться ниже, чем в предыдущем году. Тогда, в 2005-м, объем рынка увеличился на 37%, при этом доля ДЛО в столь значительном росте составила более 20%. В нынешнем году ситуация стабилизировалась, программа ДЛО успешно функционирует, хотя ее финансирование несколько снизилось в связи с тем, что средства, выделенные под ДЛО в 2005 году, были израсходованы лишь на 80%. Поэтому столь бурного роста в этом году ожидать уже не стоит. Хотя многое зависит и от того, будут ли введены новые государственные программы, например, связанные с льготным обеспечением госпитального сектора. Если это произойдет, рынок вырастет более значительно.

 В коммерческом секторе (продажи лекарств в аптеках) сохранится тенденция повышения спроса на относительно дорогостоящие препараты, обусловленная общим ростом уровня жизни и платежеспособности населения. А вот в государственном сегменте наблюдается обратная ситуация. Чтобы эффективнее расходовать средства, в списках ДЛО будет значительно уменьшено количество дорогостоящих брендов, которые заменят качественными дженериками, а также введена система квотирования препаратов, в соответствии с которой в рамках одного МНН (международное непатентованное название) будут выделяться большие квоты на более дешевые торговые марки. Соответственно в ближайшем будущем наиболее успешными, по крайней мере среди российских производителей, станут те компании, которые сумеют наладить выпуск высококачественных дженериков по стандартам GMP.

 По прогнозам компании "Фармэксперт", по итогам этого года рост всего фармрынка (ДЛО, коммерческий рынок и госпитальный рынок) ожидается на уровне 22–25%. Это объясняется, в первую очередь, увеличением выписки более дорогостоящих препаратов по программе ДЛО и ростом коммерческих продаж.

Необходимо отметить, что согласно оценкам специалистов, наиболее популярными препаратами в России будут брендированные дженерики, доля которых на рынке составляет порядка 54%. Кроме того, лидерами продаж становятся инновационные высокотехнологичные препараты для лечения тяжелых заболеваний. В целом по рынку лидерами всегда будут такие средства, как иммуномодуляторы, витамины, препараты для лечения сердечно-сосудистых заболеваний. Причем зачастую именно отечественного производства.

 Предполагается, что в 2007 году наиболее динамично будет развиваться производство. Российские производители находятся только в самом начале пути, сильно уступая по самым различным показателям европейским и американским компаниям. Основная задача, стоящая сегодня перед большинством отечественных предприятий, – полностью реорганизовать производство, чтобы выпускать препараты европейского качества. Крупные отечественные производители добиваются определенных успехов в продажах своих лекарств. Эксперты объясняют их успехи выпуском брендированных средств, а также препаратов с признаками инновационности.

 Однако, по мнению самих отечественных производителей, наибольших успехов пока по-прежнему добиваются иностранные компании. "Лидерами останутся "Санофи-Авентис", "Сервье", "Берлин-Хеми, – говорит RBC daily начальник аналитического отдела ОАО "Отечественные лекарства" Сергей Алябьев. – В портфелях этих компаний есть дорогие и социально значимые продукты – для лечения заболеваний сердечно-сосудистой системы, онкологических заболеваний и т. п. Продажи этих продуктов значительно вырастут благодаря программе ДЛО". По оценкам DSM group, также среди крупных производителей наиболее впечатляющие темпы прироста в первом полугодии 2006 года показали "Хоффманн – Ля Рош" (96%), "Новартис" (85%) и "Пфайзер" (44%).

 Аналитики предсказывают российскому фармрынку существенный рост в денежном выражении. По предварительным оценкам, прирост рынка лекарств в нашей стране перешагнет отметку в 12 млрд. долл. (прошлогодний результат – 9 млрд. долл.). Основным двигателем станет программа ДЛО, причем ее доля на фармрынке РФ увеличится с 15% до 25%. Таким образом, уже второй год подряд наш рынок демонстрирует небывалые темпы прироста в 30–35%.

Глава 2. Исследование рыночного положения ООО «Фарма»



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2020-03-14; просмотров: 116; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.133.111.85 (0.013 с.)