Этапы разработки программы развития предприятия 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Этапы разработки программы развития предприятия



Содержание

Введение

. Отрасль туризма как объект управления и планирования

Сущность отрасли туризма

Стратегия развития предприятия и методы ее построения

Этапы разработки программы развития предприятия

2. Анализ состояния и перспективы развития ООО «Манго-тур»

2.1 Общая характеристика деятельности ООО «Манго-Тур»

Основные показатели деятельности ООО «Манго-Тур»

2.3 Проведение SWOT - анализа

. Разработка программы развития ООО «Манго-Тур»

Обоснование необходимости развития туризма

Основные тактические мероприятия по повышению эффективности деятельности ООО «Манго-Тур»

3.3 Разработка стратегических мероприятий по совершенствованию деятельности ООО «Манго-Тур»

Заключение

Список использованных источников

Приложение А

 

 


Введение

 

Формирование рыночной экономики в России усилило интерес к формам и методам туристического обслуживания населения. Развитие данной отрасли ускоренными темпами и возрастание роли конкуренции и степени коммерциализации туристской деятельности привели к пониманию необходимости государственного регулирования туристского бизнеса. В течение нескольких поколений значительная часть населения России пользовалась туристскими услугами, в результате чего потребность в них была массовой, т.е. вошла в норму жизни, стала частью национальной культуры [34, С. 96].

Нередко туризм оказывался в разных странах тем рычагом, использование которого позволяло оздоровить всю национальную экономику страны. Во многих странах туризм играет значительную роль в формировании валового внутреннего продукта, создании дополнительных рабочих мест и обеспечении занятости населения, активизации внешнеторгового баланса. Туризм оказывает огромное влияние на такие ключевые отрасли экономики, как транспорт и связь, строительство, сельское хозяйство, производство товаров народного потребления и другие, т.е. выступает своеобразным катализатором социально-экономического развития. Туризм стал одним из самых прибыльных видов бизнеса в мире.

В последние годы и в России стали уделять больше внимания развитию туризма.

Перспективы развития туристского комплекса России во многом зависят от усиления государственного регулирования туристской сферы на общенациональном уровне, которое должно сочетаться с современной стратегией продвижения региональных турпродуктов.

Отсутствие тщательно и обоснованно разработанной Программы развития туризма, методических разработок решения проблем развития туризма, возможности практической реализации мероприятий уже имеющихся программ придают исследованию актуальность.

Целью дипломной работы является разработка рекомендаций по совершенствованию программы развития ООО «Манго-Тур».

Достижение этой цели потребовало решения следующих основных задач:

1. рассмотреть теоретические основы разработки программы развития предприятия;

2. дать общую характеристику и провести анализ деятельности ООО «Манго-Тур»;

.   изучить имеющую стратегию развития ООО «Манго-Тур»;

4. предложить рекомендации по совершенствованию программы развития ООО «Манго-Тур».

Объект исследования - ООО «Манго-Тур».

Предмет исследования - совершенствование стратегии развития турагентства ООО «Манго-Тур»

Во введении обоснована актуальность дипломной работы, которая состоит в том, что отсутствие тщательно и обоснованно разработанной Программы развития туризма, методических разработок решения проблем развития туризма, возможности практической реализации мероприятий уже имеющихся программ тормозят развитие туризма.

В работе использовались статистический, аналитический, обзорный методы обработки информации.

В первой главе дипломной работы отражены этапы разработки программы развития предприятия

Вторая глава дипломной работы посвящена анализу основных показателей деятельности ООО «Манго-Тур» за 2010-2012 гг.

В третьей главе дипломной работы представлены основные направления развития предприятия и оценка их экономической эффективности. Структура и объем работы: введение, три главы, заключение, список использованной литературы, приложения.

1. Отрасль туризма как объект управления и планирования

Сущность отрасли туризма

 

Анализ существующих определений понятия «туризм» приводит к выводу о том, что подавляющее большинство авторов трактует туризм только с точки зрения потребителя, т.е. туризм как путешествие, предпринятое с определенной целью [19, С. 12]. На наш взгляд, необходимо рассматривать туризм и с точки зрения производителя как сферы производства и реализации туристских услуг и товаров различными организациями, располагающими туристскими ресурсами. Мы предлагаем следующее определение понятия «туризм» - это специфическая отрасль экономики, включающая в себя деятельность туристских предприятий по предоставлению комплекса туристских услуг и продаже туристских товаров в целях удовлетворения потребностей человека, возникающих в период его путешествия (поездки) [31, С.23].

Специфика сферы туризма как отрасли национальной экономики заключается в том, что ее продуктом является право на потребление определенного рода услуг, в то время как сами услуги создаются в других отраслях экономики [30, С. 24].

Традиционно в туризме выделяют три экономические функции: производственная, обеспечения занятости и создания дохода. Некоторые ученые [16, С. 134] считают необходимым дополнить список экономических функций туризма функцией сглаживания региональных диспропорций, что является особенно актуальным на сегодняшний день, и функцией нивелирования отклонений платежного баланса. Реализация этих функций определяет место туризма в народно-хозяйственном комплексе страны.

Масштабность и важность туризма свидетельствуют о его принадлежности к стратегическим отраслям экономики страны, что требует непосредственного государственного планирования, с целью обеспечения пропорциональности развития территориальных и отраслевых народнохозяйственных комплексов, обоснования политики занятости, обеспечения роста бюджетных доходов и управления состоянием платежного баланса.

Многочисленные связи туризма с другими отраслями экономики порождают внешние экономические, экологические и социально-культурные эффекты, распространение которых зачастую находится вне сферы контроля субъектов туристской деятельности [5, С. 68].

Государственное планирование развития туризма должно быть направлено на минимизацию негативных и увеличение положительных последствий внешних воздействий [11, С. 39].

Туризм уже давно рассматривается как одна из наиболее доходных и интенсивно развивающихся отраслей мирового хозяйства. Об этом свидетельствует тот факт, что на долю туризма приходится около 10% мирового валового национального дохода [5, С. 24].

К началу третьего тысячелетия на долю международного туризма приходилось 8% общего объема мирового экспорта и 30-35% мировой торговли услугами. Общие расходы на внутренний и международный туризм составляют 12% мирового валового национального продукта [5, С. 84].

Развитие туризма играет важную роль в решении социальных проблем. Во многих странах мира именно за счет туризма создаются новые рабочие места, поддерживается высокий уровень жизни населения, создаются предпосылки для улучшения платежного баланса страны. Необходимость развития сферы туризма способствует повышению уровня образования, совершенствованию системы медицинского обслуживания населения, внедрению новых средств распространения информации и т.д.

Туризм оказывает влияние на сохранение и развитие культурного потенциала, ведет к гармонизации отношений между различными странами и народами, заставляет правительства, общественные организации и коммерческие структуры активно участвовать в деле сохранения и оздоровления окружающей среды.

Современное развитие туризма в России характеризуется наличием глубоких противоречий в его организационной структуре, в направленности развития, в состоянии качественных и количественных характеристик [27, С. 68].

С одной стороны, современное состояние туризма в России расценивается как кризисное, связанное с резким падением достигнутых ранее объемов предоставления туристских услуг, сокращением материальной базы туристской отрасли и значительным несоответствием потребностям населения в туристских услугах. [27, С. 69]

С другой стороны, отмечаются высокие темпы строительства туристских объектов, отвечающих самым высоким мировым стандартам, значительное увеличение выездов россиян в зарубежные поездки, рост числа туристских организаций по всей территории России [27, С. 69].

По прогнозу Всемирной Туристской Организации к 2020 году Россия может войти в первую десятку стран - самых популярных направлений туризма. По оценке экспертов Всемирной туристической организации (ВТО), Российская Федерация занимает 15 место в мировой классификации по посещаемости иностранцами, что составляет 2,5% мирового рынка въездного туризма. Прирост в процентном отношении в 2012 году по сравнению с 2011 годом составил 5,23% [19, С. 54].

В настоящее время Россию посещает порядка 17,5 млн. иностранцев в год (в т.ч. с целью туризма только 2,5 млн. чел. в год - 14,3% от общего объема), что составляет около 2,5% мирового потока [42].

Рост туристической активности (по данным ВТО), измеряемый в численности прибытия туристов в другие страны и доходов от их обслуживания (в процентах), представлен в таблице 1.

При этом косвенное влияние туризма на экономику почти равно ее прямому результату.


 

Таблица 1

Рост туристической активности

Период Рост числа прибытий туристов, % Рост доходов от обслуживания туристов, %
1992-1997 гг. 2,5 3,0
1998-2003 гг. 4,0 5,0
2003-2012 гг. 3,0 4,0

 

Туристический бизнес стимулирует развитие других отраслей хозяйства: строительства, торговли, сельского хозяйства, производства товаров народного потребления, связи и т.д.

Данный бизнес привлекает предпринимателей по многим причинам: небольшие стартовые инвестиции, растущий спрос на туристские услуги, высокий уровень рентабельности и минимальный срок окупаемости затрат.

В ряде зарубежных стран туризм является одной из самых приоритетных отраслей, вклад в валовой национальный доход которых составляет 15-35% (Венгрия, Чехия, Австрия, Швеция, Италия, Франция, Испания, Португалия [22, С. 152]).

В туристической индустрии динамика роста объемов предоставляемых услуг приводит к увеличению числа рабочих мест намного быстрее, чем в других отраслях временной промежуток между ростом спроса на туристические услуги и появлением новых рабочих мест в туристическом бизнесе минимальный.

Россия теряет миллиарды рублей, отказывая туризму в поддержке, кроме того, теряются сотни тысяч потенциальных рабочих мест.

Несмотря на продолжающийся туристический бум в России, влияние индустрии туризма на экономику страны пока незначительно. Оно адекватно вкладу государства в развитие данной отрасли и сдерживается, в основном, отсутствием реальных инвестиций, низким уровнем гостиничного сервиса, недостаточным количеством гостиничных мест, дефицитом квалифицированных кадров.

По самым оптимистическим подсчетам в российской индустрии туризма занят лишь один работник из 300, что в 30 раз ниже аналогичного мирового показателя.

Неразвитость туристической инфраструктуры, невысокое качество сервиса, устойчивый миф о России, как о зоне повышенного риска привели к тому, что в настоящее время на нашу страну приходится менее 1 % мирового туристского потока.

В 1994 году дефицит платежного баланса туристской отрасли России составил около 8 млрд. долларов, т.е. прибыль от выездного туризма 4 млрд. долларов не покрыла вывезенных туристами 12 млрд. долларов. В 1995, 1996 годах экономика отечественного туризма постепенно стабилизируется. Меняется и отношение государства к туризму. В 1995 году принят Указ Президента РФ «О реорганизации и развитии туризма в Российской Федерации». Разработана федеральная целевая программа «Развитие туризма в Российской Федерации», а также создана Национальная туристская корпорация. В рамках стран СНГ принят законодательный акт «Об основных принципах сотрудничества государств - участников СНГ в области туризма». [18, С. 83].

Таким образом, туризм, являясь выгодной отраслью экономики, может стать при соответствующих условиях важнейшей статьей валового национального дохода России.

Структура поездок в Россию иностранных граждан по целям поездки представлена на рисунке 1.

 

Рисунок 1 - Структура поездок в Россию иностранных граждан


 

По туристическим визам в Россию из всех стран мира в 2012 г. было отмечено 4502,1 тыс. чел., что на 2257,8 тыс. больше, чем за 2011 г. Прирост составил 100,6 % (рисунок 2).

 

Рисунок 2 - Количество прибывших в Россию по туристическим визам из всех стран мира (тыс. чел.).

 

На рисунке 3 видно, что из стран дальнего зарубежья в 2012 году прибыло 2088,3тыс. человек - на 203,8 тыс. больше чем за 2011 г.

 

Рисунок 3 - Количество прибывших в Россию из стран дальнего зарубежья (тыс. чел)

 

Число прибывших из стран СНГ, воспользовавшихся услугами турфирм увеличилось на 2054,3 тыс. человек, т.е. выросло в 6,7 раза (рисунок 4).

Доля туризма в общем мировом потоке оставила 26,3%, в потоке из стран дальнего зарубежья - 28,9%, из стран СНГ - 24,5%. При этом на страны, вошедшие в первую десятку приходилось 92,3% (таблица 2).

Рисунок 4 - Количество прибывших в Россию из стран СНГ (тыс. чел)

 

Таблица 2

Основные страны, поставщики в Россию организованных туристов

Страна Число прибытий (тыс. человек)
Украина 2358,8
Польша 977,8
Финляндия 311,9
Китай 135,5
Германия 105,5
Литва 63,3
США 61,2
Франция 54,5
Латвия 48,1
Эстония 39,8
Монголия 38,3
Великобритания 27,9
Таджикистан 24,3
Италия 23,3
Япония 18,8
Швеция 16,7
Израиль 14,0
Нидерланды 11,6
Южная Корея 11,4
Турция 11,2

 

В 2011 году по въездам в Россию лидировала Польша. В 2012 году она уступила свою позицию в рейтинге Украине даже при увеличении числа туристов на 61,8% (373,7 тыс. чел.). Число прибытий по турвизам из Украины увеличилось в 19,4 раза, или до 2237,2 тыс. чел.

Из Литвы поток туристов увеличился на 22,2% (11,5 тыс. прибытий), Латвии - на 34,9% (12,4 тыс.), Эстонии - на 89,7% (18,8 тыс.)

Кроме стран Балтии можно отметить рост числа туристических прибытий из Японии на 13,9% (2326 человек), Швеции - 5,7% (897), Израиля - на 11,5% (1457), Южной Кореи на 48,4% (3809) [42].

Вывод

Туризм, являясь выгодной отраслью экономики, может стать при соответствующих условиях важнейшей статьей валового национального дохода России.

Вывод

Существует множество определений стратегии, но их можно свести к одному: «стратегия» - это установленная на достаточно длительный период времени совокупность норм, ориентиров, направлений, сфер, способов и правил деятельности, обеспечивающих рост и высокую конкурентную способность организации, укрепляющих позиции на рынке, повышающих способность к выживанию в конкретной ситуации. Одна из важных задач стратегии состоит в том, чтобы путем разработки комплексного плана с учетом влияния факторов внешней и внутренней среды максимально повысить возможность достижения поставленных целей.

 

Вывод

Методика сметного управления прибылью - это системный подход к планированию, осуществляемый на всех стадиях деятельности организации, состоящая из следующих последовательных этапов:

. Оценка основных факторов, воздействующих на деятельность предприятия;

. Определение общих целей и направлений развития предприятия;

. Выработка конкретных целей и задач деятельности;

. Разработка стратегии предприятия;

. Составление исполнительных управленческих инструкций;

. Разработка стратегического и тактического планов прибыли;

. Реализация планов прибыли;

. Составление отчетов об исполнении;

. Проверка результатов деятельности.


Вывод

В условиях развития рынка туруслуг и усиления конкуренции, повышения требовательности со стороны клиентов, туроператор-разработчик вынужден постоянно заботиться об укреплении и консолидации своей сбытовой сети, улучшении качества работы.

 

Вывод

Финансово-экономические показатели деятельности ООО «Манго-Тур» за 2010-2012 гг. показали, что предприятия, не смотря на кризисные явления в экономике, остается прибыльным, получает доход.

Важным показателем экономической эффективности деятельности ООО «Манго-Тур». является себестоимость оказываемых услуг.

Немаловажным показателем экономической деятельности ООО «Манго-Тур» являются эффективность деятельности, которая измеряется показателями рентабельности:

Рентабельность предприятия в 2010 г. составляла 138%; в 2011 г. она выросла до 195% однако в связи с кризисом в 2012 г. рентабельность уменьшилась до 76,2%.

рентабельность продукции в 2011 году незначительно выросла по сравнению с 2010 годом. Прирост составил 8% и значение рентабельности продукции достигло 66%. Однако в 2012 году наблюдается резкий спад рентабельности до 43%. Таким образом, сказывается влияние кризиса на доходность предприятия: себестоимость путевок растет, а спрос падает.

В настоящее время индустрия туризма является одной из наиболее динамично развивающихся форм международной торговли услугами. В последние 20 лет среднегодовые темпы роста числа прибытий иностранных туристов в мире составили 5,1%, валютных поступлений - 14%.

По прогнозам экспертов, бурное развитие международного туризма будет продолжаться и далее. По разным подсчётам, к 2020 году эта отрасль станет ведущей экспортной отраслью в мире. Поэтому, несомненно, важно и актуально изучение туристической отрасли с точки зрения маркетинга и экономики. Что и было сделано на примере ООО «Манго-Тур».

Проведение SWOT - анализа

 

Проведём SWOT-анализ ООО "Манго-Тур".

 

Рисунок 5 - Микровнешняя среда ООО "Манго-Тур"

 

На основании анализа микровнешней среды определим слабые и сильные стороны исследуемой организации, которые приведены в таблице 6.

 

Таблица 6

Сильные, слабые стороны. Возможности и угрозы ООО "Манго-Тур"

Сильные стороны 1. Хорошее впечатление сложившееся об организации у потребителя 2. Накопленный многолетний опыт работы на рынке 3. Удобное месторасположение 4. Квалифицированный персонал 1. Развитие системы маркетинга 2. Пути расширения ассортимента услуг. 3. Улучшение качества обслуживания клиентов. Возможности
Слабые стороны 1. Неудовлетворительная организация маркетинговой деятельности; 2. Отсутствие базы постоянных клиентов 1. Выход на рынок конкурентов с более низкими издержками; 2. Высокая зависимость от снижения спроса; 3. Растущая требовательность потребителей. Угрозы

В исследуемой организации SWOT-анализ часто составляется для каждого ведущего конкурента и для отдельных рынков. Это раскрывает относительные силы и слабости компании, ее способности по борьбе с угрозами и использованию возможностей. Это упражнение полезно при определении привлекательности имеющихся возможностей и оценке способностей фирмы по их преследованию.

Таким образом, появляется возможность добиться максимальной конкретности сильных и слабых сторон по отношению к конкурентам, возможностей и угроз рынка.

 

Таблица 7

Развёрнутая форма SWOT-анализа ООО "Манго-Тур"

  Список сильных сторон: 1. Хорошее впечатление сложившееся об организации у потребителя; 2. Накопленный многолетний опыт работы на рынке; 3. Удобное месторасположение; 4. Квалифицированный персонал; Список слабых сторон: 1. Неудовлетворительная организация маркетинговой деятельности; 2. Отсутствие базы постоянных клиентов
Список возможностей: 1. Развитие системы маркетинга 2. Пути расширения ассортимента продукции. 3. Улучшение качества обслуживания клиентов. Сохранение фирмой имеющейся рыночной доли и удержание своих позиций на рынке Разработка маркетинговой деятельности.
Список угроз: 1. Выход на рынок конкурентов с более низкими издержками; 2. Высокая зависимость от снижения спроса; 3.Растущая требовательность потребителей. Удержание своих позиций на рынке Если столкнутся слабые стороны и угрозы то произойдет крах фирмы.

 

В результате формулирования SWOT-анализа в общей форме мы получим проранжированный список сильных и слабых сторон ООО "Манго-Тур", возможностей и угроз внешней среды. Раскрытие матрицы SWOT-анализа заключается в построении взаимосвязей между сильными и слабыми сторонами и возможностями и угрозами.

Это достигается благодаря использованию следующей матрице (Таблица 7).

SWOT является отчасти субъективным методом анализа. Потому, для получения полной картины необходимо использовать и другие известные методы исследования предприятия для принятия серьёзных стратегических, плановых решений. SWOT-анализ является удачным вариантом в условиях ограниченных ресурсов: материальных и (или) временных, но данный метод не отражает максимально полной картины, которую можно получить даже силами собственного предприятия и управленческого состава компании.

Вывод

В ООО «Манго-Тур» SWOT-анализ часто составляется для каждого ведущего конкурента и для отдельных рынков. Это раскрывает относительные силы и слабости компании, ее способности по борьбе с угрозами и использованию возможностей. Это упражнение полезно при определении привлекательности имеющихся возможностей и оценке способностей фирмы по их преследованию.

Таким образом, появляется возможность добиться максимальной конкретности сильных и слабых сторон по отношению к конкурентам, возможностей и угроз рынка.


Вывод

Люди, профессионально занимающиеся туризмом, по достоинству оценивают роль корпоративной культуры в этой сфере.

Существует развернутое и содержательное определение: „Корпоративная культура - сложная многоуровневая система взаимоотношений фирмы и потребителя ее продукции (услуг), основанная на понимании фирмой своей социальной роли, служащая постоянному повышению степени удобства, качества и комплексности обслуживания.

Она отражает специфику внутренних организационных, профессиональных и психологических особенностей фирмы, а также коммерческие, философские, эстетические представления руководства и персонала о перспективном развитии бизнеса.

В этом определении единство и взаимосвязь различных аспектов замыкаются в итоге на обслуживании туристов. Этому и должна быть подчинена разноплановая деятельность по распространению корпоративной культуры на турпредприятиях. Таким образом, учет и реализация вышеприведенных предложений позволят снизить влияние внешних факторов на деятельность ООО «Манго - Тур».

Содержание

Введение

. Отрасль туризма как объект управления и планирования

Сущность отрасли туризма

Стратегия развития предприятия и методы ее построения

Этапы разработки программы развития предприятия

2. Анализ состояния и перспективы развития ООО «Манго-тур»

2.1 Общая характеристика деятельности ООО «Манго-Тур»



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2020-03-14; просмотров: 141; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.145.191.169 (0.086 с.)