Система упражнений для работы с антонимами. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Система упражнений для работы с антонимами.



Для того, чтобы дети умело использовали в речи слова-антонимы, необходимо правильно организовать работу с подобными словами. Каждый урок русского языка, по возможности, должен включать в себя упражнения, направленные на работу с антонимами. Только проведение систематической работы позволит обеспечить правильность и глубину усвоения знаний. Нас интересуют упражнения, которые можно включить в уроки русского языка обучающего периода (на примере 2 класса).

М.Р.Львов (15, с.46-48) предлагает следующую систему упражнений с антонимами.

1. Группировка антонимов по парам.

Детям предлагается список слов, которые могут образовывать антонимические пары.

Задание: выписать пары слов с противоположным значением.

Подниматься, толстый, свет, узкий, худой, ночь, горький, опускаться, широкий, сладкий, тьма, день, красный, прохлада.

Разновидностью данного упражнения может быть упражнение на составление предложений с антонимами.

2. Замена антонимов в предложении.

Данные предложения:

1) Пустой колос легок, он стоит прямо.

2) Наступила холодная снежная зима.

3) Зимой рано смеркается.

4) Заяц быстро бегает.

5) Весной птицы летят с юга на север.

 

Перестроенные предложения:

1) Полный колос тяжел, он к земле клонится.

2) Наступило жаркое цветущее лето.

3) Зимой поздно рассветает.

4) Черепаха медленно ходит.

5) Осенью птицы летят с севера на юг.

Замена антонимов в предложении требует его перестройки, добавления или замены некоторых слов. При этом нередко приходится использовать еще одну или даже две антонимичсские пары. В этом состоит развивающая цель упражнения.

2. Дополнение начатого предложения словами с противоположным значением.

Начала предложений:

а) В поле холодно, ветер свищет, а в уютном беличьем домике…

б) Наступила весна, все ожило: и огромные дубы, и высокие сосны, и кустарники, и …

в) Впереди старые, сильные лебеди, …

г) Умный себя винит, …

д) Солнце восходит в Калининграде, …

Дополнения:

а) тепло и спокойно

б) крохотные кустики брусники

в) сзади летели те, которые были моложе и слабее.

г) глупый – своего товарища.

д) а на Дальнем Востоке оно уже заходит.

Каждый ученик может дать собственное продолжение начатого предложения, внести творческие дополнения, но во второй части предложения необходимо использовать антоним.

3. Подбор антонимов к словам, выступающим в разных значениях.

Учащиеся начальных классов с самых первых шагов обучения встречаются с многозначностью слова. Например, на с.78 "Букваря" дано 4 значения слова "земля": Земля – планета, земля – суша (антоним – вода), земля почва, родная земля – Родина (антоним – чужбина).

Подбор различных антонимов к разным значениям многозначного слова не только расширяет представление школьника о таком явлении, как многозначность слова, но и уточняет каждое значение этого слова.

Многозначность слов обнаруживается и в словосочетаниях. Учащиеся должны подобрать сочетания по образцам с противоположными значениями.

Например:

С легким рюкзаком – с тяжелым рюкзаком.

Легкую задачу – трудную задачу.

По легкому морозу – по сильному морозу.

В старом саду – в молодом саду.  

На старую квартиру – на новую квартиру.

О свежем хлебе – о черством хлебе.

В свежей рубашке – в грязной рубашке.

Глухим голосом – звонким голосом.

В глухом переулке – в шумном переулке.

Данной упражнение рассчитано на учеников 2-3 классов, но отдельные задания подобного типа применяются в конце 1 класса.

 

4. Подбор синонимических групп антонимов.

 Часто говорящий или пишущий использует рядом 2-3- синонима и достигает таким образом большей выразительности речи.

Люблю березу русскую,

То светлую, то грустную…

То ясную, кипучую,

То грустную, плакучую.

(А.Прокофьев).

 

Здесь два синонимических ряда ясную, кипучую и грустную, плакучую противопоставлены между собой, т.е. являются антонимами. Дети с интересом составляют подобные противопоставленные ряды:

Солнце яркое, жгучее; луна … (бледная, холодная).

В лесу тихо, спокойно; в лесу … (шумно, тревожно).

Как и в других словарных упражнениях, в данном случае желательная активизация подобранных антонимических групп, т.е. составление предложений с ними.

Например:

Степные реки текут медленно, спокойно, а горные реки быстрые, бурные, шумные. До дождя листья были пыльными, увядшими, будто устали. Дождик прошел – они стали блестящими, веселыми, зашелестели на ветру.

Кроме типов упражнений, перечисленных выше, можно предложить учителю включить дополнительные задания к упражнениям, языковой материал которых позволяет это сделать1.

Например:

1) 2 кл. (1-4) Т.Г.Рамзаева, упр.184, стр.55

Задание: Спиши, вставляя слово больше или меньше.

Образец: Воробей меньше голубя.

Лисица … зайца. Лошадь … слона. Сом … окуня. Гусь … утки.

* Что можно сказать о словах "больше – меньше"? Какие они? Приведите свои примеры слов с противоположным значением.

3) 2 кл., упр.234, с.70

Задание:  Отгадай, о какой птице говорится в тексте. Спиши, вставляя пропущенные буквы. Объясни их правописание.

 

Ж…вет в л…су птица. Сама черная с белыми пестринками, а на затылке у нее перышки яркие, красные. Сидит на ств…ле да клювом постукивает. Это – д…е..

* Найдите в тексте слова с противоположным значением. Подчеркните их.

4) 2 кл. упр.291, с.87

Задание:  Прочитай. С чем сравниваются в тексте снегири? Почему? Выпиши слова, которые обозначают предметы.

Даже в большие холода в лесу прыгают суетливые чечётки. На рябине качаются, похожие на румяные яблочки. Около ели порхают синицы. Дятел долбит осину крепким клювом.

* Что означает слово "холод"? Подберите к нему слово с противоположным значением. Приведите свои примеры таких слов.

______________________

 

1 Дополнительные задания будут обозначаться *

 

5) 2 кл., упр. 497, стр. 155

 

Задание: прочитай пословицы. Объясни их смысл. Спиши.

Птица сильна крылами, а человек делами. Легче друга потерять, чем найти. Можно жить без брата, но не без друга. Один и камень не поднимет, а миром и гору перенесем.

* Как вы понимаете значение слова друг? Что значит друг для вас? В русском языке есть слово с противоположным значением. Назовите его (враг).

Также на уроках можно использовать следующие упражнения, направленные на усвоение понятия "антоним".

1. Прочитайте. К каким словам антонимы указаны неверно? Правильно подберите антонимы к этим словам.

I. Высокий – широкий; звонкий – глухой; облачный – безоблачный; добрый – умный; положительный – хороший; большой – маленький.

II. Глубоко – мелко; выразительно – невыразительно; близко – далеко; назад – влево; тихо – шумно; твердо – мягко; широко – глубоко.

2. Подберите по два антонима к данным словам (однокоренные, разнокоренные).

Удачный, сильный, честный, активный, смелый, красивый, хороший, опасный.

3. Напиши данные фразы, используя антонимы.

Когда м вошли в зал, вечер уже начался. Антон рассказал мне грустную историю из своей жизни. Экскурсовод кончил рассказывать о Москве. Саша, закрой, пожалуйста, окно, очень холодно! В прошлом году мой младший брат окончил школу.

4. Подберите к данным словам антонимы. Укажите, с какими словами они могут сочетаться.

Жара, горечь, веселый, дорогой, правый, давать, молодость, радоваться, книзу, легка.

5. От данных слов образовать слова с противоположным значением с тем же корнем. Подумать, что при этом изменилось.

Благородно, славный, симпатичный, всесильный, революция.

Там, где возможно, подобрать к этим же словам слова с противоположным значением, но с другими корнями.

6. Списать слова. В словах с противоположным значением выделить ту часть, которая вносит противоположное значение.

1) Честь – бесчестье, сильный – бессильный, порядок, беспорядок.

2) Быль – небыль, правда, неправда, друг- недруг.

3) Прибавлять – убавлять, приезжать – уезжать.

4) Зацветать – отцветать, загадывать – отгадывать.

Подобные упражнения способствуют глубокому усвоению учащимися антонимии как языкового явления. Школьники здесь оперируют не столько словами – антонимами, сколько антонимами – морфемами. Усложняется мыслительная работа. Ученики не просто делят слова по составу, а устанавливают отношения между соответствующими приставками, в нашем случае, например, антонимические.

Основная цель упражнений с антонимами – использовать их в устной и письменной речи. Конечно, антонимы употребляются учащимися нечасто, применение их зависит от содержания высказывания. Однако умение вводить антонимы в свою речь должны служить одним из критериев оценки речевого развития младших школьников. 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2020-03-14; просмотров: 202; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.137.192.3 (0.013 с.)