Теоретическое обоснование методов. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Теоретическое обоснование методов.



У зависимости много граней и сторон. Обращаясь к теме наркотиков, общество чаще всего особенно выделяет сильные наркотики. На самом же деле они представляют собой лишь небольшую часть всего спектра зависимостей, к которому относятся алкоголизм, зависимость от медикаментов и курение, а также так называемые поведенческие зависимости, такие, например, как зависимость от телевидения, игровых автоматов и т. д.

В целом профилактика зависимости, конечно же, занимается формами зависимости, последствия которых проявляются достаточно очевидно. Но мы в своей работе стараемся побудить подростков вступить в полемику со своей жизненной ситуацией и присущими им элементами зависимого поведения. При этом речь чаще всего идет о таких зависимостях, которые не воспринимаются как таковые, которые уже стали повседневной реальностью. Поэтому мы понимаем профилактику зависимости, прежде всего, как стимулирование и поддержку обращения к своим собственным чувствам и желаниям, выработку социальной компетенции и активное участие в создании своего жизненного пространства.

Употребление наркотиков начинается по разным причинам и в разных ситуациях. Поэтому профилактика зависимости должна создавать такие жизненные условия, которые бы моделировали ситуации пропаганды наркотиков и предотвращали первое употребление и вступление в зависимость.

Профилактика зависимости должна доставлять удовольствие и давать импульсы для более активного вступления в контакт с другими и с самим собой. Необходимо помнить, что

“наркомания расползается как пожар: для его возникновения может быть достаточно

одной спички, а для прекращения недостаточно и десятков пожарных машин”. Так что, “гаси искру до пожара, беду отводи до удара”.

 

При выборе методов мы ставили следующие содержательные акценты, которые относятся к важнейшим задачам профилактики зависимости у подростков. Обращение к собственной личности и составляющим собственной личности, которые могут вести к наркотической или другим зависимостям, обуславливает необходимость обратиться к элементам зависимого поведения, а также умению справляться с конфликтами, способности к контактам и т. д. При этом обсуждаются причины зависимого поведения и пробуждается осознание того, что пристрастие и зависимость это те темы, с которыми каждый из нас сталкивается в различных формах и сферах, то есть они являются составными частями нашей жизни.

 

Решение конфликтов также может быть связано с употреблением наркотиков. Часто практикуемая стратегия состоит в том, чтобы путем употребления наркотических средств уйти в сторону от решения проблем и конфликтов. Говорить друг с другом, иметь возможность доверить кому-либо свои проблемы, выслушать другого и знать, где и у кого можно получить помощь - важные цели профилактики зависимости.

Восприятие и выражение чувств, одна из важных тем нашей работы. Молодые люди сами ищут ответы на такие вопросы как: Как проявляются гнев, страх, симпатия или радость? Как я веду себя, когда я печален, рассержен? Как я могу рассказать о моих эмоциях другим? Имею ли я право показать свою слабость, или другие злоупотребят моим поведением? Неумение выразить свои чувства означает, что растет внутреннее напряжение, и для того, чтобы облегчить свое состояние, могут быть использованы и наркотики. Как я провожу свое свободное время? Что доставляет мне удовольствие, а что раздражает? Как я могу изменить в своем окружении то, что мне не нравится?

Здесь важную роль играют возрастные группы. Поэтому представленные нами методы обращаются к следующим темам. Как я ощущаю себя в группе? Какую роль я беру на себя в группе? Как мы в группе ведем себя по отношению к “чужакам”? и т. д. В комплексе также представлены конструктивные формы снятия стресса и расслабления.

 Представленные методы подходят к теме зависимости от наркотиков, пробуждают потребность в информации и дают представление об уровне знаний и основных интересах молодых людей.

Материалы собраны по принципу “кирпичиков”, это означает, что их можно комбинировать в зависимости от педагогической ситуации и временных рамок. В комплексе представлены различные методы, при этом выделены и используемый материал, и время проведения, и процесс проведения.

 

 

Методологическая часть.

Проект выборки.

Опрос всех молодых людей, составляющих объект исследования практически невозможен так как пришлось бы опросить, только в нашем городе, несколько тысяч человек, поэтому мы прибегаем к выборочному обследованию, то есть к сбору данных путем опроса специально подобранной группы респондентов в количестве 26 человек (11 класс МОУ г.Сургута).

Первичное анкетирование

 Согласно задач нашего исследования было проведено анкетирование. Анкета составлена в виде вопросов, утвердительный ответ на любой из которых свидетельствует о предрасположенности респондента к употреблению ПАВ.

 

  Анкета. Мы предлагаем Вам выразить свое отношение к употреблению наркотиков.             Обведите кружком номера вопросов, на которые Вы можете ответить утвердительно. 1. Согласились бы Вы употребить наркотик, если бы Вам его предложил какай – нибудь авторитетный взрослый человек? 2. Употребили бы Вы наркотики после огорчений, ссор или после того, как взрослый отчитает Вас? 3. Когда у Вас проблемы или Вы чувствуете себя в затруднительном положении – Вы употребляете наркотики? 4. Бывают ли такие случаи, что без наркотиков Вы чувствуете себя дискомфортно? 5. Испытывали ли Вы когда-нибудь чувство вины из-за того, что употребляете наркотики? 6. Всегда ли у Вас есть причина, чтобы покурить марихуану или уколоться? 7. Пытались ли Вы что-нибудь сделать, чтобы контролировать свое употребление наркотиков? 8. Увеличивается ли у Вас число проблем, связанных с деньгами или работой? 9. Не кажется ли Вам, что все больше людей стали обращаться с Вами несправедливо без достаточных на то оснований? 10. Чувствуете ли Вы себя временами очень подавленно и сомневаетесь ли Вы при этом в смысле жизни? Спасибо за участие!  

Если респондент ответил “Да” на один из этих вопросов, то у него есть симптомы “первичной наркотизации” (Алферов).

 


 

Средний показатель “первичной наркотизации” по выборке составил 56%. Этот высокий показатель свидетельствует о достаточно сильной склонности молодых людей к употреблению ПАВ.

 

Повторное анкетирование

В течение двух месяцев нами был реализован психопрофилакический комплекс “Твой Выбор” (см. Приложение). После его проведения было проведено повторное анкетирование.

 


 

 

Уровень первичной наркотизации составил 18 %, что свидетельствует об эффективности проведенной работы.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2020-03-14; просмотров: 82; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.149.229.253 (0.015 с.)