Метод диагностики межличностных отношений 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Метод диагностики межличностных отношений



 

Методика создана Т. Лири (Т. Лиар), Г. Лефоржем, Р. Сазеком в 1954 г. и предназначена для исследования представлений субъекта о себе и идеальном " Я", а также для изучения взаимоотношений в малых группах. С помощью данной методики выявляется преобладающий тип отношений к людям в самооценке и взаимооценке. При исследовании межличностных отношений, социальных аттитюдов наиболее часто выделяются два фактора: доминирование-подчинение и дружелюбие-агрессивность. Именно эти факторы определяют общее впечатление о человеке в процессах межличностного восприятия. Они названы М. Аргайлом в числе главных компонентов при анализе стиля межличностного поведения.

Схема Тимоти Лири основана на предположении, что чем ближе оказываются результаты испытуемого к центру окружности, тем сильнее взаимосвязь этих двух переменных. Сумма баллов каждой ориентации переводится в индекс, где доминируют вертикальная (доминирование-подчинение) и горизонтальная (дружелюбие-враждебность) оси. Расстояние полученных показателей от центра окружности указывает на адаптивность или экстремальность интерперсонального поведения.

В зависимости от заданной инструкции методика может выявлять:

) субъективную оценку Я в сопоставлении с идеалом своего Я;

) оценку других лиц, включенных в эксперимент при изучении малой группы, характеристики которых также можно рассматривать в сравнении с идеалом;

) конгруэнтность или напряженность отношений в малой группе - будь то семья, коллектив, команда и т.д.

Опросник содержит 128 оценочных суждений, из которых в каждом из 8 типов отношений образуются 16 пунктов, упорядоченных по восходящей интенсивности. Методика построена так, что суждения, направленные на выяснение какого-либо типа отношений, расположены не подряд, а особым образом: они группируются по 4 и повторяются через равное количество определений. При обработке подсчитывается количество отношений каждого типа.

Испытуемый должен на регистрационной сетке зачеркивать крестом номера, соответствующие тем чертам, которые он у себя находит, оставляя незачеркнутыми остальные номера.Т. Лири предлагал использовать методику для оценки наблюдаемого поведения людей, т.е. поведения в оценке окружающих ("со стороны"), для самооценки, оценки близких людей, для описания идеального "Я". В соответствии с этими уровнями диагностики меняется инструкция для ответа. Разные направления диагностики позволяют определить тип личности, а также сопоставлять данные по отдельным аспектам. Например, "социальное "Я", "реальное "Я"", "мои партнеры" и т.д. Максимальная оценка уровня - 16 баллов, но она разделена на четыре степени выраженности отношения. В результате производится подсчет баллов по каждой октанте с помощью специального "ключа" к опроснику.

Инструкция

Перед вами опросник, содержащий различные характеристики. Следует внимательно прочесть каждую и подумать, соответствует ли она вашему представлению о себе. Если да, то перечеркните крестом соответствующую порядковому номеру характеристики цифру в сетке регистрационного листа. Если нет, то не делайте никаких пометок на регистрационном листе. Постарайтесь проявить максимальную внимательность и откровенность, чтобы избежать повторного обследования. Итак, какой вы человек? (Я - человек, который…).

Тест

1. Другие думают о нем благосклонно

. Производит впечатление на окружающих. Умеет распоряжаться, приказывать

. Умеет настоять на своем

. Обладает чувством собственного достоинства

. Независимый. Способен сам позаботиться о себе

. Может проявить безразличие

. Способен быть суровым

. Строгий, но справедливый. Может быть искренним

. Критичен к другим

. Любит поплакаться

. Часто печален. Способен проявить недоверие

. Часто разочаровывается

. Способен быть критичным к себе

. Способен признать свою неправоту. 19. Охотно подчиняется 20. Уступчивый

. Благородный

. Восхищающийся и склонный к подражанию. Уважительный

. Ищущий одобрения

. Способен к сотрудничеству

. Стремится ужиться с другими. Дружелюбный, доброжелательный

. Внимательный и ласковый

. Деликатный

. Одобряющий. Отзывчивый к призывам о помощи

. Бескорыстный

. Способен вызвать восхищение

. Пользуется уважением у других. Обладает талантом руководителя

. Любит ответственность

. Уверен в себе

. Самоуверен и напорист. Деловит и практичен

. Любит соревноваться

. Строгий и крутой, где надо

. Неумолимый, но беспристрастный.. Раздражительный

. Открытый и прямолинейный

. Не терпит, чтобы им командовали

. Скептичен. На него трудно произвести впечатление 48. Обидчивый, щепетильный

. Легко смущается

. Не уверен в себе. Уступчивый

. Скромный

. Часто прибегает к помощи других

. Очень почитает авторитеты. Охотно принимает советы

. Доверчив и стремится радовать других

. Всегда любезен в обхождении

. Дорожит мнением окружающих. Общительный и уживчивый

. Добросердечный

. Добрый, вселяющий уверенность

. Нежный и мягкосердечный. Любит заботиться о других

. Бескорыстный, щедрый

. Любит давать советы

. Производит впечатление значимости. Начальственно-повелительный

. Властный

. Хвастливый

. Надменный и самодовольный. Думает только о себе

. Хитрый и расчетливый

. Нетерпим к ошибкам других

. Своекорыстный. Откровенный

. Часто недружелюбен

. Озлобленный

. Жалобщик. Ревнивый

. Долго помнит обиды

. Склонный к самобичеванию

. Застенчивый. Безынициативный

. Кроткий

. Зависимый, несамостоятельный

. Любит подчиняться. Предоставляет другим принимать решения

. Легко попадает впросак

. Легко попадает под влияние друзей

. Готов довериться любому. Благорасположен ко всем без разбору

. Всем симпатизирует

. Прощает все

. Переполнен чрезмерным сочувствием. Великодушен и терпим к недостаткам

. Стремится покровительствовать

. Стремится к успеху

. Ожидает восхищения от каждого. Распоряжается другими

. Деспотичный

. Сноб (судит о людях по рангу и личным качествам)

. Тщеславный. Эгоистичный

. Холодный, черствый

. Язвительный, насмешливый

. Злобный, жестокий. Часто гневливый

. Бесчувственный, равнодушный

. Злопамятный 110. Проникнут духом противоречия. Упрямый

. Недоверчивый и подозрительный

. Робкий

. Стыдливый. Отличается чрезмерной готовностью

. Мягкотелый

. Почти никогда и никому не возражает

. Ненавязчивый. Любит, чтобы его опекали

. Чрезмерно доверчив

. Стремится снискать расположение каждого

. Со всеми соглашается. Всегда дружелюбен

. Всех любит

. Слишком снисходителен к окружающим

. Старается утешить каждого. Заботится о других в ущерб себе

. Портит людей чрезмерной добротой

Результаты тестирования

Типы отношения к окружающим

I. Авторитарный

13-16 - диктаторский, властный, деспотический характер, тип сильной личности, которая лидирует во всех видах групповой деятельности. Всех наставляет, поучает, во всем стремится полагаться на свое мнение, не умеет принимать советы других. Окружающие отмечают эту властность, но признают ее.

-12 - доминантный, энергичный, компетентный, авторитетный лидер, успешный в делах, любит давать советы, требует к себе уважения.

-8 - уверенный в себе человек, но не обязательно лидер, упорный и настойчивый.

II. Эгоистичный

13-16 - стремится быть над всеми, но одновременно в стороне от всех, самовлюбленный, расчетливый, независимый, себялюбивый. Трудности перекладывает на окружающих, сам относится к ним несколько отчужденно, хвастливый, самодовольный, заносчивый.

-12 - эгоистические черты, ориентация на себя, склонность к соперничеству.

III. Агрессивный

13-16 - жесткий и враждебный по отношению к окружающим, резкий, жесткий, агрессивность может доходить до асоциального поведения.

-12 - требовательный, прямолинейный, откровенный, строгий и резкий в оценке других, непримиримый, склонный во всем обвинять окружающих, насмешливый, ироничный, раздражительный.

-8 - упрямый, упорный, настойчивый и энергичный.

IV. Подозрительный

13-16 - отчужденный по отношению к враждебному и злобному миру, подозрительный, обидчивый, склонный к сомнению во всем, злопамятный, постоянно на всех жалуется, всем недоволен (шизоидный тип характера).

-12 - критичный, необщительный, испытывает трудности в интерперсональных контактах из-за неуверенности в себе, подозрительности и боязни плохого отношения, замкнутый, скептичный, разочарованный в людях, скрытный, свой негативизм проявляет в вербальной агрессии.

-8 - критичный по отношению ко всем социальным явлениям и окружающим людям.

V. Подчиняемый

13-16 - покорный, склонный к самоунижению, слабовольный, склонный уступать всем и во всем, всегда ставит себя на последнее место и осуждает себя, приписывает себе вину, пассивный, стремится найти опору в ком-либо более сильном.

-12 - застенчивый, кроткий, легко смущается, склонен подчиняться более сильному без учета ситуации.

-8 - скромный, робкий, уступчивый, эмоционально сдержанный, способный подчиняться, не имеет собственного мнения, послушно и честно выполняет свои обязанности.

VI. Зависимый

13-16 - резко неуверенный в себе, имеет навязчивые страхи, опасения, тревожится по любому поводу, поэтому зависим от других, от чужого мнения.

-12 - послушный, боязливый, беспомощный, не умеет проявить сопротивление, искренне считает, что другие всегда правы.

-8 - конформный, мягкий, ожидает помощи и советов, доверчивый, склонный к восхищению окружающими, вежливый.

VII. Дружелюбный

9-16 - дружелюбный и любезный со всеми, ориентирован на принятие и социальное одобрение, стремится удовлетворить требования всех, "быть хорошим" для всех без учета ситуации, стремится к целям микрогрупп, имеет развитые механизмы вытеснения и подавления, эмоционально лабильный (истероидный тип характера).

-8 - склонный к сотрудничеству, кооперации, гибкий и компромиссный при решении проблем и в конфликтных ситуациях, стремится быть в согласии с мнением окружающих, сознательно конформный, следует условностям, правилам и принципам "хорошего тона" в отношениях с людьми, инициативный энтузиаст в достижении целей группы, стремится помогать, чувствовать себя в центре внимания, заслужить признание и любовь, общительный, проявляет теплоту и дружелюбие в отношениях.

VIII. Альтруистический

9-16 - гиперответственный, всегда приносит в жертву свои интересы, стремится помочь и сострадать всем, навязчивый в своей помощи и слишком активный по отношению к окружающим, принимает на себя ответственность за других (может быть только внешняя "маска", скрывающая личность противоположного типа).

-8 - ответственный по отношению к людям, деликатный, мягкий, добрый, эмоциональное отношение к людям проявляет в сострадании, симпатии, заботе, ласке, умеет подбодрить и успокоить окружающих, бескорыстный и отзывчивый.

Максимальная оценка уровня - 16 баллов, но она разделена на четыре степени выраженности отношения:

 

0-4 балла - низкая адаптивное поведение
5-8 баллов - умеренная  
9-12 баллов - высокая экстремальное до патологии поведение

 

По специальным формулам определяются показатели по основным факторам: доминирование и дружелюбие.

Доминирование = (I - V) + 0,7 х (VIII + II - VI)

Дружелюбие = (VII - III) + 0,7 х (VIII - II - IV + VI)

Результаты ДМО

При исследовании межличностных отношений в коллективе, нам необходимо было выявить преобладающий тип отношений к людям. Этот результат был получен с помощью методики Т. Лири. В ходе ее проведения использовалась следующая инструкция: "Поставить знак "+" против тех определений, которые соответствуют представлению о себе. Если нет полной уверенности знак "+" не ставить". Каждый испытуемый набрал разное количество баллов по определенным типам отношений. На основе этих результатов были найдены средние значения по 8 типам отношений и начерчена условная схема в виде круга, разделенного на сектора, и отмечены на нем эти величины. Тем самым показана взаимосвязь двух переменных: доминирование - подчинение, дружелюбие - враждебность.

Смотря на данную схему можно сделать вывод о том, что связь дружелюбие-доминирование является очень сильной, т. к результаты респондентов находятся на близком расстоянии от центра круга. Расстояние полученных показателей от центра окружности указывают на адаптивность интерперсонального поведения. Также по специальным формулам определяются показатели по основным факторам: доминирование и дружелюбие. Результаты представлены в виде диаграмм.

 

Рисунок 3 - показатели фактора доминирование в коллективе

 

Рисунок 4 - показатели фактора дружелюбие в коллективе

 

Согласно данным диаграммам можно сказать о том, что: 73% респондентов доминируют, 27% - подчиняются; 53% - дружелюбные, 47% - агрессивные. Т.е. можно теперь сделать вывод о том, что в коллективе преобладает фактор доминирования, чем подчинения, а фактор дружелюбие почти одинаков с фактором агрессивность.

 

Результат тестирования: Александр, 26 лет

Название результата Максимум Значение Диапазон баллов
Первая тенденция (I) - доминантность властность - деспотичность 16 3 0 - 4
Вторая тенденция (II) - уверенность в в себе - самоуверенность - самовлюбленность 16 7 5 - 8
Третья тенденция (III) - требовательность - непримиримость жестокость 16 5 5 - 8
Четвертая тенденция (IV) - скептицизм - упрямство - негативизм 16 2 0 - 4
Пятая тенденция (V) - уступчивость - кротость - пассивная подчиняемость 16 2 0 - 4
Шестая тенденция (VI) - доверчивость - послушность - зависимость 16 2 0 - 4
Седьмая тенденция (VII) - добросердечие - несамостоятельность - чрезмерный конформизм 16 6 5 - 8
Восьмая тенденция (VIII) - отзывчивость - бескорыстие - жертвенность 16 4 0 - 4
   

 Процент (%)

Доминирование = I - V + 0,7 * (VIII +II - IV - VI) 38 5,8 15
Дружелюбие = VII - III + 0,7 * (VIII - II - IV +VI) 38 1,09 -3

По результатам данного тестирования по I тенденции: Авторитарность - низкая степень (3 балла) уверенный в себе, упорный и настойчивый; по II тенденции: Эгоистичность - умеренная (7 баллов) уверенный, независимый, ориентирован на себя, склонен к соперничеству; по III тенденции: Агрессивность - умеренная (5 баллов) энергичный, непосредственный, упрямый, упорный в достижении цели; по IV тенденции: Недоверчивость - скептичность (подозрительность) - низкая степень (2 балла) реалистичен в суждениях и поступках, критичен по отношению к окружающим, скептик; по V тенденции: Покорность - застенчивость (подчиняемость) - низкая степень (2 балла) эмоционально сдержанная, честно выполняет свои обязанности; по VI тенденции: Зависимость - послушность - низкая степень (2 балла) комфортный и мягкий человек, вежливый, нуждается в признании; по VII тенденции: Сотрудничество - конвенциональность (дружелюбность) - умеренная (6 баллов) дружелюбен и любезен со всеми, ориентирован на принятие и социальное одобрение, стремится удовлетворить требования всех, "быть хорошим" для всех без учета ситуации, стремится к целям микрогрупп имеет развитые механизмы вытеснения и подавления, эмоционально лабильный (истероидный тип характера - главной чертой является эгоцентризм, ненасытная жажда постоянного внимания окружающих к своей особе, потребность вызывать восхищение, удивление, почитание, сочувствие); по VIII тенденции: Альтруистичность - низкая степень (4 балла) ответственный по отношению к людям, деликатный, мягкий, добрый, эмоциональное отношение к людям проявляет в сострадании, симпатии, заботе, ласке, умеет подбодрить и успокоить окружающих, бескорыстный и отзывчивый. По показателям основных факторов: доминирование и дружелюбие - преобладает доминирование (15 %).

 

Результат тестирования: Сергей, 33 года

Название результатаМаксимумЗначениеДиапазон баллов      
Первая тенденция (I) 16 11 9 - 12
Вторая тенденция (II) 16 4 0 - 4
Третья тенденция (III) 16 5 5 - 8
Четвертая тенденция (IV) 16 3 0 - 4
Пятая тенденция (V) 16 5 5 - 8
Шестая тенденция (VI) 16 6 5 - 8
Седьмая тенденция (VII) 16 10 9 - 12
Восьмая тенденция (VIII) 16 9 9 - 12
   

Процент (%)

Доминирование = I - V + 0,7 * (VIII +II - IV - VI) 38 9 24
Дружелюбие = VII - III + 0,7 * (VIII - II - IV +VI) 38 11 29

 

По результатам данного тестирования Наумова С.Н. по I тенденции: Авторитарность - высокая степень (11 баллов) уверенный в себе, упорный и настойчивый; по II тенденции: Эгоистичность - умеренная (4 балла) уверенный, независимый, ориентирован на себя, склонен к соперничеству; по III тенденции: Агрессивность - умеренная (5 баллов) энергичный, непосредственный, упрямый, упорный в достижении цели; по IV тенденции: Недоверчивость умеренная (5баллов) эмоционально сдержанная, честно выполняет свои обязанности; по VI тенденции: Зависимость - послушность - умеренная (6 баллов) комфортный и мягкий человек, вежливый, нуждается в признании; по VII тенденции: Сотрудничество - конвенциональность (дружелюбность) - высокая степень (10 баллов) дружелюбен и любезен со всеми, ориентирован на принятие и социальное одобрение, стремится удовлетворить требования всех, "быть хорошим" для всех без учета ситуации, стремится к целям микрогрупп имеет развитые механизмы вытеснения и подавления, эмоционально лабильный (истероидный тип характера - главной чертой является эгоцентризм, ненасытная жажда постоянного внимания окружающих к своей особе, потребность вызывать восхищение, удивление, почитание, сочувствие); по VIII тенденции: Альтруистичность - высокая степень (9 баллов) гиперответственный, всегда приносит в жертву свои интересы, стремится помочь и сострадать всем, навязчивый в своей помощи и слишком активный по отношению к окружающим, принимает на себя ответственность за других. По показателям основных факторов: доминирование и дружелюбие - преобладает дружелюбие (29 %).

Рекомендации

Проблема межличностных отношений всегда актуальна и очень важна. Как молодым специалистам нам нужно уметь регулировать отношения в коллективе, ведь они важны для организации. От персонала зависит работа фирмы, ее положение на рынке. Нужно грамотно выстраивать межличностные отношения внутри организации, и тогда будет оптимальная производительность, компания будет работать более эффективно.

Основной проблемой системы управления персоналом является неблагоприятная психологическая обстановка, ведущая к напряженности и конфликтным ситуациям. Психологический климат коллектива, обнаруживающий себя, прежде всего, в отношениях людей друг к другу и к общему делу, этим все же не исчерпывается. Он неизбежно сказывается и на отношениях людей к миру в целом, на их мироощущении и мировосприятии. А это в свою очередь может проявиться во всей системе ценностных ориентаций личности, являющейся членом данного коллектива. Таким образом, климат проявляется определенным образом и в отношении каждого из членов коллектива к самому себе. Каждый из членов коллектива на основе всех других параметров психологического климата вырабатывает в себе соответствующее этому климату сознание, восприятие, оценку и ощущение своего "я" в рамках данной конкретной общности людей. В организации большая текучка кадров, следовательно, часто в коллективе появляются новые люди, которые недовольны какими-либо аспектами деятельности коллектива или отдельных личностей, либо просто не могут сразу вжиться в коллектив. В этом случае личная неприязнь, излишняя принципиальность могут послужить причиной или поводом для возникновения конфликта. Среди сотрудников преобладает фактор доминирования, чем подчинения, поэтому многие сотрудники среднего звена недовольны своим положением в данной организации и стремятся к руководящим должностям, что приводит к недовольству персонала.

Для того чтобы исправить существующее негативное положение на предприятии, необходимо разработать ряд мер, способствовавших повышению корпоративной культуры в целом и снижению количества конфликтов в коллективе в частности. Конечно, нельзя исключать, что причиной конфликтов могут стать различие характеров, но это только один из факторов. Нужно начать с анализа фактических причин, а затем применять методики. Можно применить метод межличностного контакта, который носил организационный характер, т.е. больше проводить времени в неформальной обстановке. И, конечно же, помощь в адаптации новым сотрудникам.

К частным рекомендациям можно отнести следующее:

формирование общеорганизационных комплексных целей. Эффективное осуществление этих целей требует совместных усилий двух или более сотрудников, отделов или групп. Идея, лежащая в основе этой методики - направить усилия всех участников на достижение общей цели;

выработка межличностных стилей разрешения конфликтов, среди которых стиль уклонения, сглаживания, принуждения, компромисса и решения проблемы.

Большинство опрошенных сотрудников данной организации соответствуют занимаемой должности, вполне здоровы, однако, были выявлены сотрудники, которые неудовлетворенны собой, своим положением в организации, бояться брать на себя ответственность, эмоционально не стабильны.

Подводя итог, можно заключить, что персонал организации и его руководство, независимо от численности группы должны всегда помнить о важности положительного морально-психологического климата в коллективе, сознательно строить свое поведение и выбирать наиболее оптимальный стиль управления коллективом для повышения эффективности рабочего процесса и рентабельности всего предприятия. А подчиненные стремились к нововведениям и улучшениям, было желание работать и быть востребованным.


Заключение

 

В заключении можно сказать, что весь период прохождения практики был насыщенным аналитической работой по различным пунктам деятельности компании. В ходе написания данного отчета о прохождении практики, автором были проанализированы и исследованы основные вопросы, связанные с системой управления персоналом. Хочу заметить, что ООО "Парк Дракино" ведет свою деятельность довольно успешно, несмотря на некоторые трудности и проблемы. Текучесть кадров, которая была выявлена в ходе практики, не сильно сказывается на работе и уровне обслуживания, т.к. основная "текучка" кадров среди внештатных сотрудников, руководство, управляющие кадры, администраторы стабильны. Что касается основной проблемы, то данный факт связан, прежде всего, с психологической неудовлетворенностью персонала процессом рабочей деятельности. Были сделаны рекомендации, которые способствовали бы разряжению обстановки.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2020-03-14; просмотров: 118; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.138.114.38 (0.061 с.)