Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Пояснительная записка к программам для 2—4 классовСтр 1 из 5Следующая ⇒
ПРОГРАММЫ СПЕЦИАЛЬНЫХ (КОРРЕКЦИОННЫХ) ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ УЧРЕЖДЕНИЙ V ВИДА [1] Авторы программ: Г. В. Чиркина, Т. А. Алтухова, Ю. Е. Вятлева, Е. Н. Российская, Т. В. Скобликова, М. Б. Хабибулина, Е. Л. Черкасова Автор-составитель сборника: доктор педагогических наук, профессор Г. В. Чиркина
Содержание Предисловие (Г.В. Чиркина) ………………………………………………………………….с. 3 Коррекционный лингвистический курс (Г.В. Чиркина) ………………………………... с. 7 Развитие речи (0-1 классы - Г.В.Чиркина, Е.Н. Российская, 2-4 классы - Е.Л.Черкасова) с. 10 Произношение (Г.В. Чиркина, Е.Н. Российская) …………………………………………... с. 82 Обучение грамоте (Г.В. Чиркина, Е.Н. Российская) ………………………………..……. с. 125 Русский язык (Ю.Е. Вятлева) ……………………………………………………………….. с. 130 Литературное чтение (Т.А. Алтухова) ……………………………………………..………. с. 146 Математика (М.Б. Хабибулина) ……………………………………………………….….. с. 183 Изобразительное искусство (Г.В. Чиркина, Е.Н. Российская) ……………….………… с. 189 Физическая культура (Т.В. Скобликова) ……………………………………..………….. с. 209 Приложение …………………………………………………………………………………... с. 235
Сборник программ для специальных (коррекционных) образовательных учреждений (СКОУ) V вида подготовлен в соответствии с требованиями, обязательными для реализации примерных основных образовательных программ начального общего образования. Программы включают коррекционную составляющую образовательного процесса в соответствии с концепцией Специального Федерального государственного образовательного стандарта для детей с ограниченными возможностями здоровья и определяют содержание обучения школьников с нарушениями речи. В каждой программе имеются пояснительные записки, раскрывающие основные теоретические и методические позиции авторского коллектива, представлены основные требования к знаниям и умениям обучающихся, даны рекомендации к оценке академической успешности и к разработке индивидуальных образовательных программ. Представленные программы могут быть использованы в учебном процессе СКОУ V вида, в начальных классах для детей с речевыми нарушениями общеобразовательных учреждений. Предисловие
Сборник программ для специальных (коррекционных) образовательных учреждений (СКОУ) V вида (1-е отделение) подготовлен в соответствии с требованиями, обязательными для реализации образовательной программы начального общего образования. Программы предназначены для обучения детей с нарушениями речевого развития, которые проявляются в системной недостаточности основных компонентов языка: фонетики, лексики и грамматики. Основная идея сборника как нормативного документа состоит в том, что наряду с обеспечением общеобразовательной подготовки программы должны включать коррекционную работув соответствии с требованиями, разработанными в концепции Специального федерального государственного образовательного стандарта (СФГОС)[2], направленную на: • реализацию комплексной помощи обучающимся с нарушениями речевого развития, относящимся к категории детей с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ); • коррекцию недостатков в физическом и (или) психическом развитии обучающихся, а также на их социальную адаптацию. Программа коррекционной работы предусматривает создание специальных условий обучения и воспитания, позволяющих учитывать особые образовательные потребности детей с ОВЗ посредством индивидуализации и дифференциации образовательного процесса (ФГОС НОО, приказ Минобрнауки РФ № 2357 от 22.09.2011 г.). В связи с современной тенденцией интеграции детей с нарушениями речи в общеразвивающую среду при разработке программ авторский коллектив преследовал двоякую цель: 1. определение содержания и организации коррекционной работы по устранению (или минимизации) проявлений речевой патологии 2. и её вторичных отклонений при сохранении цензового уровня начального образования. Таким образом, обучающимся с речевой недостаточностью предоставляются равные возможности получения начального общего образования. Особое внимание обращено на дифференциацию содержания обучения в соответствии с уровнем речевого развития. В программах предусмотрены вариативные формы получения начального образования для детей с выраженными или сочетанными нарушениями психоречевого развития, сформулированы требования к оценке уровня продвижения в преодолении недоразвития речи и качеству усвоения программного материала.
Обучение языку в процессе речевой практики детей с выраженными нарушениями речи в соответствии с требованиями, разработанными в проекте СФГОС, является сложнейшей дидактической задачей, поскольку у таких детей изначально в разной степени нарушены или недостаточно сформированы фонематическое восприятие, лексикограмматический строй, связная речь. Предшествующий ограниченный лингвистический опыт детей с речевой недостаточностью, низкая коммуникативная активность не позволяют приступить к усвоению ряда учебных предметов на общих основаниях. Необходимо включение в содержание образовательных программ специальных разделов, направленных на преодоление имеющегося речеязыкового дефицита и обогащение речевого опыта в разных формах речевой деятельности.
Следует согласовать особые образовательные потребности обучающихся с нарушениями речи с возможностями усвоения ими программного содержания по русскому языку, математике и другим учебным предметам. Диагностика уровня речевой готовности к усвоению русского языка как учебного предмета позволит определить релевантные направления коррекционной работы и соответствующие педагогические условия. Каждый из разделов программы наряду с общеобразовательными задачами обязательно включает систематическую и планомерную работу по формированию и развитию самостоятельной речи обучающихся, которая осуществляется разными путями, но ведёт к единой цели — устранению в процессе обучения недостатков речевого развития ребёнка и созданию у него готовности к овладению школьными навыками и умениями. Настоящие программы позволяют учитывать неоднородный состав обучающихся. В зависимости от уровня развития речи на начало школьного обучения, а также от наличия/отсутствия дошкольного этапа коррекционного обучения и воспитания введены разделы, подготавливающие детей к усвоению учебных предметов. Кроме того, предусмотрен вариант обучения, включающий этап подготовки к школьному обучению детей с нарушениями речи, который может быть реализован в условиях школы, дошкольного образовательного учреждения (ДОУ) или учреждения дополнительного образования. Вопрос о выборе варианта программы для детей с общим недоразвитием речи (ОНР) II уровня речевого развития решается консолидированно на консилиуме образовательного учреждения с учётом индивидуального (актуального и прогнозируемого) развития ребёнка. Модульное построение содержания программ по основным учебным курсам позволяет осуществить при необходимости перевод ребёнка из подготовительного класса в 1 класс по программе для 1—4 классов. Специфика системы обучения детей с нарушениями речи определяет цензовый и нецензовый уровни усвоения таких учебных курсов, как «Русский язык», «Литературное чтение» и «Математика».
Отдельно необходимо остановиться на сроках обучения. Федеральное законодательство не устанавливает нормативные сроки усвоения программ, реализуемых специальными (коррекционными) образовательными учреждениями для обучающихся, воспитанников с ограниченными возможностями здоровья.
В приложении к приказу Министерства образования РФ от 10.04.2002 г. № 29/2065-п «Об утверждении учебных планов специальных (коррекционных) образовательных учреждений для обучающихся, воспитанников с отклонениями в развитии» отмечается, что «нагрузка обучающихся в 1-м отделении школы регулируется за счёт увеличения количества лет обучения, по сравнению с общеобразовательными учреждениями, в зависимости от тяжести основного дефекта, использования специальных коррекционных методов обучения, организации учебного материала, жёсткой этапности в формировании умений и навыков». Пролонгировать сроки обучения позволяет подготовительный класс, содержание коррекционно-образовательного процесса в котором представлено в данном сборнике. Вариативным является вопрос его организации. В СКОУ V вида подготовительный класс является формой организации работы с детьми школьного возраста, носящей пропедевтический характер, позволяющей обеспечить готовность к школьному обучению детей, не прошедших специального (коррекционного) дошкольного обучения (дошкольную логопедическую подготовку), и детей с логопедическим заключением « общее недоразвитие речи. 1 - II уровень речевого развития ». С одной стороны, обучение в подготовительном классе может быть организовано по программам дополнительного образования социально-педагогической направленности (приложение к приказу Минобразования РФ от 03.05.2000 г. № 1276). С другой стороны, обучение в подготовительном классе может осуществляться в рамках программ дошкольного образования.
Продолжительность учебного года: 1 класс — 33 учебные недели; 2-4 классы — не менее 34 учебных недель. Образовательная недельная нагрузка распределяется равномерно в течение учебной недели, при этом объём максимально допустимой нагрузки в течение дня не должен превышать: 1 класс — 4 урока и один раз в неделю — не более 5 уроков (за счёт урока физической культуры); 2—4 классы — 5 уроков и один раз в неделю 6 уроков (за счёт урока физической культуры при шестидневной учебной неделе). Продолжительность урока не должна превышать 45 минут. В первом классе в целях облегчения адаптации детей к школьному обучению применяется «ступенчатый» режим постепенного наращивания учебной нагрузки: 1-я четверть — 3 урока по 35 минут; 2-я четверть — 4 урока по 35 минут (САНПИН 2.4.2.2821-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях»).
Важным компонентом управления коррекционным процессом и получения информации о степени усвоения материала и об уровне продвижения в речевом развитии является оценка успеваемости обучающихся, которая позволяет целенаправленно вносить изменения в организацию и содержание работы. Учитель-логопед должен вести учёт достигаемых результатов.
Предварительный учёт даёт сведения об исходном уровне состояния речи обучающихся и их потенциальных возможностях до начала целенаправленного коррекционного обучения и воспитания. Результаты заносятся в речевые карты и включают ряд подразделов: • недостатки произношения звуков (смешиваемые в речи, неправильно произносимые, отсутствующие); • затруднения в произношении слов различной слоговой структуры; • развитие фонематического слуха (различение звуков, сходных по звучанию, одной или нескольких фонетических групп; степень подготовленности к анализу звукового состава речи); • темп и плавность речи; • состояние лексико-грамматического строя речи; • особенности связной речи.
Текущий учёт осуществляется постоянно и является доминирующим на протяжении всего обучения (при восприятии учебного материала, формировании и закреплении языковых и коммуникативных умений и навыков).
Итоговый учёт констатирует усвоение материала в целом по учебному предмету. Способы проверки знаний, умений и навыков могут быть устными, письменными, основанными на выполнении практических заданий. Устная проверка может быть фронтальной или индивидуальной. Устная фронтальная проверка представляет собой беглый опрос большинства обучающихся класса, которые отвечают на вопросы, обращённые ко всем. Ответы детей при такой проверке носят краткий характер. Данный вид проверки позволяет проконтролировать усвоение знаний, умений и навыков значительной части детей и активизирует речемыслительную деятельность класса в целом. Однако при этой форме контроля не всегда возможно оценить индивидуальные проявления речевой недостаточности. Проверка, основанная на выполнении практических заданий, может сводиться к наблюдению за правильностью выполняемых действий. Этот вид контроля часто используется на уроках произношения. Особой разновидностью является контроль за всей деятельностью обучающегося на протяжении всего урока, который завершается выставлением поурочного балла. Это стимулирует обучающегося к постоянному проявлению активности, поддерживает его работоспособность. На основании результатов проверки учитель-логопед оценивает обучающихся. Оценка одновременно выполняет три функции: • фиксирует «зону актуального развития» обучающегося и степень приближения к требуемому образцу; • оказывает управляющее воздействие на его последующую учебную деятельность;
• воспитывает свойства личности. Характер оценки должен быть стимулирующим: словесное краткое суждение, балл или поощрительный жест. В 1 и 2 классах отметки не ставятся, ответы оцениваются качественно.
В начале и в конце учебного года учитель-логопед должен определить уровень речевого развития каждого ребёнка: объём и качество словарного запаса, употребление грамматических форм, навыки произношения звуков и слов различной слоговой структуры, сформированность фонематического слуха, наличие специфических затруднений в письме и чтении. Показатели речевого развития, выявленные в начале года, и последующие изменения в процессе коррекционного обучения каждого школьника отмечаются в речевых картах [3].
ЛИТЕРАТУРНОЕ ЧТЕНИЕ Навык чтения Способ чтения: чтение текстов целыми словами. Чтение трудных (сложных по зву- ко-слоговому составу) текстов по слогам. Правильность чтения: формирование правильного орфоэпического чтения. Скорость чтения: темп чтения знакомого текста — 40—50 слов в минуту (указан минимум для выставления высшей отметки). Выразительность чтения: • соблюдение при чтении пауз и интонаций, соответствующих знакам препинания в конце предложения, интонации перечисления при запятых; • передача основного эмоционального тона произведения; • передача эмоционального тона персонажа; • чтение по ролям небольших произведений. Осмысленность чтения: • понимание содержания более сложных текстов произведений по языковому и смысловому уровню; • понимание подтекста литературных произведений; • определение эмоционального характера текста; • определение того, что из описанного в тексте соответствует действительности, что — нет (небылицы). • Коммуникативное развитие: • формирование умения формулировать вопросы и обращаться с ними к партнёру по общению, соблюдая речевой этикет; • работа над умением выразить своё отношение к прочитанному, герою, ситуации, используя соответствующие лингвистические и паралингвистические средства; • выработка умения оценивать содержательную и эмоциональную стороны высказывания других учеников, соотносить со своим мнением и отношением, дополнять их ответы или высказывать другую точку зрения; • работа над умением отбирать необходимые факты, эпизоды, элементы характеристик героев для доказательства своего мнения по поводу прочитанного или прослушанного. Развитие письменной речи: • развитие умения писать работы по итогам чтения — сочинения- миниатюры о сказочных героях.
4 КЛАСС (105 Ч)
«Круг детского чтения» Устное народное творчество Былины. Рекомендуемый список произведений: «Добрыня и Змея», «Илья Муромец и Соловей-разбойник», «Алёша Попович и Тугарин Змеевич». Загадки. Рекомендуемый список произведений: загадки — описания свойств, признаков и действий предмета, загад- ки-противопоставления, загадки-вопросы, загадки-сравнения; В. Даль. «Старик-годовик». Сказки. Рекомендуемый список произведений: Ш. Перро. «Подарки феи»; П. Ершов. «Конёк-Горбунок»; В. Гаршин. «Лягушка-путешественница»; С. Маршак. «Двенадцать месяцев» (пьеса-сказка). Пословицы. Рекомендуемый список произведений: пословицы о Родине, труде, человеке, природе и временах года, о смелости, знании и учении, книге, дружбе. Басни. Рекомендуемый список произведений: Эзоп. «Лисица и виноград»; И. Крылов. «Ворона и Лисица», «Волк и Ягнёнок», «Стрекоза и Муравей», «Квартет». Александр Сергеевич Пушкин. Рекомендуемый список произведений: «У лукоморья дуб зелёный...», «Сказка о царе Салтане, о сыне его славном и могучем богатыре князе Гвидоне Салтановиче и о прекрасной царевне Лебеди», «Сказка о золотом петушке», «Зимний вечер». Михаил Юрьевич Лермонтов. Рекомендуемый список произведений: «Утёс», «Парус». Иван Сергеевич Тургенев. Рекомендуемый список произведений: «Воробей», «Перепёлка». Лев Николаевич Толстой. Рекомендуемый список произведений: «Два брата» (сказка), «Белка и волк» (басня), «Как боролся русский богатырь» (былина), «Зайцы», «Лев и собачка», «Прыжок». Николай Алексеевич Некрасов. Рекомендуемый список произведений: «Мужичок с ноготок» (отрывок из стихотворения «Крестьянские дети»), «Мороз-воевода». Антон Павлович Чехов. Рекомендуемый список произведений: «Ванька», «Каштанка». Сергей Александрович Есенин. Рекомендуемый список произведений: «Берёза», «С добрым утром!». Константин Георгиевич Паустовский. Рекомендуемый список произведений: «Стальное колечко», «Кот-ворюга», «Какие бывают дожди». Михаил Михайлович Пришвин. Рекомендуемый список произведений: «Моя Родина», «Жаркий час», «Выскочка».
Читательские умения (2-е полугодие) Навык чтения Способ чтения: чтение текстов целыми словами. Правильность чтения: правильное орфоэпическое чтение. Скорость чтения: темп чтения знакомого текста — 60—70 слов в минуту. Выразительность чтения: • использование в знакомом тексте (предварительно разобранном в содержательном и смысловом отношении) длинных и коротких пауз в зависимости от смысла читаемого; • использование ритмических пауз при чтении стихотворений; • определение темпа чтения в зависимости от смысла читаемого; • использование силы голоса для постановки логических ударений и передачи характера текста; • передача эмоционального отношения к содержанию текста. Осмысленность чтения: • понимание подтекста и основной идеи произведений, более сложных, чем прежде, по художественному и смысловому уровню; • выявление отношения автора к тому, о чём ведётся речь, к литературным персонажам, осознание и выражение собственного отношения к тому, что и как написано; • полноценное восприятие и осмысливание доступных возрасту и речевым возможностям литературных произведений разных жанров.
Литература народов России для детей Р. Гамзатов. «Надписи на дверях и воротах». М. Джалиль. «Красная ромашка», «Пташка» (перевод с татарского). Ю. С. Рытхэу. «Первый хлеб».
Зарубежная литература для детей Г. X. Андерсен. «Дюймовочка», «Русалочка», «Огниво», «Принцесса на горошине». Л. Ф. Баум. «Лоскутушка из страны Оз», «Путешествие в страну Оз». А.Гауф. «Карлик-нос». Р. Д. Киплинг. «Маугли», «Рикки-Тикки-Тави». К. Коллоди. «Приключения Пиноккио». Л. Кэрролл. «Алиса в Стране Чудес», «Алиса в Зазеркалье». С. Лагерлёф. «Чудесное путешествие Нильса с дикими гусями». А. Линдгрен. «Три повести о малыше и Карлсоне, который живёт на крыше». А.А. Милн. «Винни Пух и все-все-все». Ш. Перро. «Мальчик-с-пальчик», «Красная Шапочка», «Спящая красавица». Э.Р. Распэ. «Приключения барона Мюнхгаузена». Дж. Родари. «Приключения Чиполлино». А.Сент-Экзюпери. «Маленький принц». М. Твен. «Приключения Тома Сойера и Гекльберри Финна». П. Треверс. «Мери Поппинс с Вишнёвой улицы», «Мери Поппинс, до свидания».
Приключения и путешествия Г.Б. Адамов. «Тайна двух океанов». А.Г. Алексин. «Саша и Шура». А. Белянин. «Джек и тайна древнего замка». Д. Дефо. «Приключения Робинзона Крузо». Дж. Лондон. «Зов предков». А.С. Некрасов. «Приключения капитана Врунгеля».
Исторические приключения С.П. Алексеев. «История крепостного мальчика», «Суворовские сапоги». А.О. Ишимова. «История России в рассказах для детей». Л. А. Кассиль. «Главное войско». Н. П. Кончаловская. «Наша древняя столица». А.Г. Ян. «Они защищали Москву».
Научно-популярная литература С.А. Баруздин. «Сказка о трамвае». А.Беляев. «Как человек научился летать». О. М. Гурьян. «Мальчик из Холмогор». Л. Дуров. «Мои звери». Г. Дуров. «Мои артисты». Б. В. Зубков. «Из чего машины сделаны», «Как построить небоскрёб?». Б. Ю. Левин. «Астрономия в картинках». Е. П. Мар. «Воздух, которым мы дышим». С.Я. Маршак. «Как печатали вашу книгу». Н. Ф. Осипов. «В воде и у воды». Е. А. Пермяк. «От костра до котла». С. Сахарнов. «В мире дельфина и осьминога». А.В. Тихонов. «Про птиц. Моя первая книга о животных», «Про моря и океаны». А.А. Усачёв. «Прогулки по Третьяковской галерее». Г. Юрмин. «Про тетрадь и карту, карандаш и парту».
Оценка уровня учебных достижений Оценка уровня освоения программы должна учитывать индивидуальную динамику продвижения обучающегося, академическую успешность и жизненную компетенцию. Поэтому при выставлении итоговой оценки по разделу «Литературное чтение» должны оцениваться: • достижения обучающегося в развитии речевой деятельности; • освоение содержания обучения (академическая результативность); • достижения в личностном, познавательном и коммуникативном развитии (жизненная компетентность). Основными критериями оценки выступают: состояние навыка чтения (всех его основных компонентов), умение работать с текстом, мотивационная основа чтения (наличие потребности в систематическом чтении), умение самостоятельно выбирать интересующую (жизненно необходимую) литературу, состояние коммуникативно-речевой компетентности.
Оценка выставляется строго индивидуально начиная со 2 класса и носит поощрительный характер. При этом особое внимание должно уделяться достижениям обучающегося в сфере жизненной компетентности. Для формализации оценивания достижений обучающихся в условиях образовательного процесса предлагается определение уровня достижений ребёнка в области выделенных компонентов. Академическая успешность: высокий уровень; средний уровень; допустимый уровень. Жизненная компетентность: высокий уровень; переходный уровень.
Схема комплексной оценки может выглядеть следующим образом:
Академическая успешность 2 класс Высокий уровень Ученик читает орфографически правильно, не допускает нарушений звуко-слоговой структуры слов (допускает не более 1—2 ошибок), повторов частей и слов, отчётливо произносит звуки и слова, использует послоговой способ чтения с переходом на чтение целыми словами. Соблюдает паузы и интонацию в конце предложения. Темп чтения знакомого текста соответствует 25—30 словам в минуту. Понимает простой в содержательном и языковом отношении, небольшой по объёму текст, отвечает на вопросы по его содержанию, соотносит эпизоды и ситуации с иллюстрациями, составляет картинный план, называет автора и заглавие литературного произведения. Твёрдо знает наизусть текст стихотворения, читает его выразительно. Выполняет требования по внеклассному чтению для данного года обучения.
Средний уровень Ученик читает орфографически правильно, допускает не более 3—4 ошибок в словах (замены, перестановки, добавления, пропуски звуков, слогов, слов, повторы частей и слов). Использует преимущественно послоговой способ чтения, а знакомые и короткие слова читает целостно. Соблюдает паузы и интонацию в конце предложения, но может допускать единичные ошибки. Темп чтения знакомого текста соответствует 20—25 словам в минуту. Понимает простой в содержательном и языковом отношении, небольшой по объёму текст, отвечает на вопросы по его содержанию, соотносит эпизоды и ситуации с иллюстрациями, составляет картинный план, называет автора и заглавие литературного произведения. Допускает при чтении наизусть единичные ошибки, но легко исправляет их с помощью учителя. Выполняет требования по внеклассному чтению для данного года обучения.
Допустимый уровень Ученик читает по слогам, отмечается тенденция к плавному по- слоговому чтению, допускает 5—10 ошибок (замены, перестановки, добавления, пропуски звуков, слогов, слов, повторы частей и слов). Не всегда соблюдает паузы и интонацию в конце предложения, паузы между словами. Темп чтения знакомого текста соответствует 15—20 словам в минуту. Понимает простой в содержательном и языковом отношении, небольшой по объёму текст, отвечает на вопросы по его содержанию, соотносит эпизоды и ситуации с иллюстрациями, испытывает трудности при составлении картинного плана (справляется с помощью учителя), называет автора и заглавие литературного произведения. При чтении наизусть отмечается нетвёрдое усвоение текста. Требования по внеклассному чтению для данного года обучения выполняет при условии индивидуально ограниченного задания.
Класс Высокий уровень Ученик читает правильно, соблюдает нормы орфоэпического чтения, не допускает ошибок, правильно соблюдает ударения в словах (допускает не более 1—2 ошибок). Читает целыми словами, а в единичных случаях по слогам (сложные по звуко-слоговому составу, малознакомые слова). Соблюдает интонацию перечисления при запятых, паузы и интонацию в конце предложения. Передаёт эмоциональный тон произведения. Темп чтения знакомого текста соответствует 40—50 словам в минуту. Понимает более объёмные и сложные в содержательном и языковом отношении тексты, понимает главную мысль произведения и соотносит её с заглавием, отвечает на вопросы по смыслу прочитанного и самостоятельно их формулирует в процессе чтения, может определить эмоциональный характер текста. Умеет прогнозировать содержание текста по его заглавию и прочитанной части. Использует авторские ремарки для характеристики персонажей. Составляет простой речевой план. Умеет озаглавливать эпизоды произведения. Умеет охарактеризовать и дать собственную оценку событиям, героям произведений, представить образ автора. Умеет ориентироваться в книге и в её оглавлении. Осознаёт принадлежность литературного произведения к народному или авторскому творчеству. Различает и может назвать различные разновидности рассказов (о животных, детях, юмористические, исторические). Твёрдо знает наизусть текст стихотворения, читает его выразительно. Выполняет требования по внеклассному чтению для данного года обучения.
Средний уровень Ученик читает правильно, соблюдает нормы орфоэпического чтения, не допускает ошибок (допускает не более 1—2 ошибок), допускает не более 3—4 ошибок в выделении словесных ударений. Читает преимущественно целыми словами, но сложные по звуко-слоговому составу, малознакомые слова читает по слогам. Соблюдает паузы и интонацию в конце предложения. Иногда не соблюдает интонацию перечисления при запятых. Передаёт эмоциональный тон произведения. Темп чтения знакомого текста соответствует 35—40 словам в минуту. Понимает более объёмные и сложные в содержательном и языковом отношении тексты, понимает главную мысль произведения и соотносит его с заглавием, но испытывает трудности при формулировке главной мысли. Может определить эмоциональный характер текста. Умеет прогнозировать содержание текста по его заглавию и прочитанной части. Использует авторские ремарки для характеристики персонажей. Составляет простой речевой план. Умеет озаглавливать эпизоды произведения. Испытывает трудности при характеристике и оценке событий, героев произведений, представлении образа автора. Умеет ориентироваться в книге и в её оглавлении. Осознаёт принадлежность литературного произведения к народному или авторскому творчеству. Различает и может назвать различные разновидности рассказов (о животных, детях, юмористические, исторические). Допускает при чтении наизусть единичные ошибки, но легко исправляет их с помощью учителя. Выполняет требования по внеклассному чтению для данного года. Допустимый уровень Ученик читает орфографически правильно, допускает не более 4 ошибок в словах (замены, перестановки, добавления, пропуски звуков, слогов, слов, повторы частей и слов), допускает не более 5—8 ошибок в выделении словесных ударений. Читает послоговым способом с переходом на чтение целыми словами. Соблюдает паузы и интонацию в конце предложения. Затрудняется передать эмоциональный тон произведения. Темп чтения знакомого текста соответствует 30—35 словам в минуту. Понимает объёмные и сложные в содержательном и языковом отношении тексты, понимает главную мысль произведения и соотносит её с заглавием, но не может сформулировать главную мысль, затрудняется определить эмоциональный характер текста (справляется с помощью учителя). Затрудняется прогнозировать содержание текста по его заглавию и прочитанной части (справляется с помощью учителя). Использует авторские ремарки для характеристики персонажей. Составляет самостоятельно картинный план, а простой речевой план — с помощью учителя. С помощью учителя озаглавливает эпизоды произведения. Испытывает трудности при характеристике и оценке событий, героев произведений, представлении образа автора. Умеет ориентироваться в книге и в её оглавлении. Осознаёт принадлежность литературного произведения к народному или авторскому творчеству. Различает различные разновидности рассказов (о животных, детях, юмористические, исторические). При чтении наизусть отмечается нетвёрдое усвоение текста. Требования по внеклассному чтению для данного года обучения выполняет при условии индивидуально ограниченного задания. Класс Высокий уровень Ученик читает правильно, соблюдает нормы орфоэпического чтения, не допускает ошибок, правильно соблюдает ударения в словах. Читает целыми словами. Темп чтения знакомого текста соответствует 60—70 словам в минуту. Может определять темп чтения в зависимости от смысла читаемого. Соблюдает паузы, интонационно правильно оформляет предложения и использует логическое ударение. Передаёт характер произведения и выражает эмоциональное отношение к его содержанию. Понимает подтекст и основную идею художественного произведения и соотносит их с заглавием, самостоятельно формулирует главную мысль прочитанного. Осмысливает прямой и скрытый смысл заглавия и может самостоятельно подобрать заглавие к прочитанному тексту. Умеет прогнозировать содержание текста по его заглавию и прочитанной части. Составляет различные варианты простого речевого плана на основе использования повествовательных предложений, вопросов, предложений текста. Владеет навыками подробного, частичного и выборочного пересказа. Умеет составить представление о содержании, жанре, характере произведения по обложке книги. Ориентируется в группе книг. Различает и может назвать различные виды и жанры литературных произведений (сказки и рассказы в прозе и стихах, басни, песни, легенды, лирика, эпические и лирические стихотворения и т. п.). Выделяет художественные особенности, структуру, лексику сказок, различных видов лирики, рассказов. Умеет отличить художественную литературу от познавательной на основе их сравнения. Имеет общие представления о наиболее известных писателях (А. С. Пушкин, JI. Н. Толстой, Г. X. Андерсен, И. А. Крылов, С. Я. Маршак, К. Г. Паустовский и др.). Твёрдо знает наизусть текст стихотворения, читает его выразительно. Выполняет требования по внеклассному чтению для данного года обучения.
Средний уровень Ученик читает правильно, соблюдает нормы орфоэпического чтения, не допускает ошибок, правильно соблюдает ударения в словах. Читает целыми словами, а в единичных случаях — по слогам малоизвестные слова сложной слоговой структуры. Темп чтения знакомого текста соответствует 55—60 словам в минуту. Соблюдает паузы, интонационно правильно оформляет предложения и использует логическое ударение (может допускать 2—3 ошибки). Передаёт характер произведения и выражает эмоциональное отношение к его содержанию. Понимает подтекст и основную идею художественного произведения и соотносит их с заглавием, с помощью учителя формулирует главную мысль прочитанного. Осмысливает прямой и скрытый смысл заглавия и может выбрать из предложенных вариантов заглавие к прочитанному тексту. Умеет прогнозировать содержание текста по его заглавию и прочитанной части. Составляет с помощью учителя различные варианты простого речевого плана на основе использования повествовательных предложений, вопросов, предложений текста. Владеет навыками подробного, частичного и выборочного пересказа. Умеет составить представление о содержании, жанре, характере произведения по обложке книги. Ориентируется в группе книг. Различает и может назвать различные виды и жанры литературных произведений (сказки и рассказы в прозе и стихах, басни, песни, легенда, лирика, эпические и лирические стихотворения и т. п.). Выделяет художественные особенности, структуру и лексику сказок, различных видов лирики, рассказов. Умеет отличить художественную литературу от познавательной на основе их практического сравнения. Имеет общие представления о наиболее известных писателях (А. С. Пушкин, Jl. Н. Толстой, Г. X. Андерсен, И. А. Крылов, С. Я. Маршак, К. Г. Паустовский и др.). Допускает при чтении наизусть единичные ошибки, но легко исправляет их с помощью учителя. Выполняет требования по внеклассному чтению для данного года обучения.
Допустимый уровень
|
||||||||||||||||||||||||||||||
Последнее изменение этой страницы: 2020-03-14; просмотров: 115; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 13.58.8.127 (0.155 с.) |