Пояснительная записка к программам для 2—4 классов 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Пояснительная записка к программам для 2—4 классов



ПРОГРАММЫ

СПЕЦИАЛЬНЫХ (КОРРЕКЦИОННЫХ) ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ

УЧРЕЖДЕНИЙ V ВИДА [1]

Авторы программ:

Г. В. Чиркина, Т. А. Алтухова, Ю. Е. Вятлева,

Е. Н. Российская, Т. В. Скобликова, М. Б. Хабибулина, Е. Л. Черкасова

Автор-составитель сборника: доктор педагогических наук, профессор Г. В. Чиркина

 

Содержание

Предисловие (Г.В. Чиркина) ………………………………………………………………….с. 3

Коррекционный лингвистический курс (Г.В. Чиркина) ………………………………... с. 7

Развитие речи (0-1 классы - Г.В.Чиркина, Е.Н. Российская, 2-4 классы - Е.Л.Черкасова) с. 10

Произношение (Г.В. Чиркина, Е.Н. Российская) …………………………………………... с. 82

Обучение грамоте (Г.В. Чиркина, Е.Н. Российская) ………………………………..……. с. 125

Русский язык (Ю.Е. Вятлева) ……………………………………………………………….. с. 130

Литературное чтение (Т.А. Алтухова) ……………………………………………..………. с. 146

Математика (М.Б. Хабибулина) ……………………………………………………….….. с. 183

Изобразительное искусство (Г.В. Чиркина, Е.Н. Российская) ……………….………… с. 189

Физическая культура (Т.В. Скобликова) ……………………………………..………….. с. 209

Приложение …………………………………………………………………………………... с. 235

 

Сборник программ для специальных (коррекционных) образова­тельных учреждений (СКОУ) V вида подготовлен в соответствии с тре­бованиями, обязательными для реализации примерных основных об­разовательных программ начального общего образования. Программы включают коррекционную составляющую образовательного процесса в соответствии с концепцией Специального Федерального государствен­ного образовательного стандарта для детей с ограниченными возмож­ностями здоровья и определяют содержание обучения школьников с нарушениями речи.

В каждой программе имеются пояснительные записки, раскрыва­ющие основные теоретические и методические позиции авторского коллектива, представлены основные требования к знаниям и умениям обучающихся, даны рекомендации к оценке академической успешно­сти и к разработке индивидуальных образовательных программ.

Представленные программы могут быть использованы в учебном процессе СКОУ V вида, в начальных классах для детей с речевыми нарушениями общеобразовательных учреждений.

Предисловие

Сборник программ для специальных (коррекционных) образова­тельных учреждений (СКОУ) V вида (1-е отделение) подготовлен в соответствии с требованиями, обязательными для реализации образо­вательной программы начального общего образования.

Программы предназначены для обучения детей с нарушениями ре­чевого развития, которые проявляются в системной недостаточности основных компонентов языка: фонетики, лексики и грамматики.

Основная идея сборника как нормативного документа состоит в том, что наряду с обеспечением общеобразовательной подготовки программы должны включать коррекционную работув соответствии с требованиями, разработанными в концепции Специального федерального государствен­ного образовательного стандарта (СФГОС)[2], направленную на:

реализацию комплексной помощи обучающимся с нарушениями речевого развития, относящимся к категории детей с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ);

коррекцию недостатков в физическом и (или) психическом раз­витии обучающихся, а также на их социальную адаптацию.

Программа коррекционной работы предусматривает создание спе­циальных условий обучения и воспитания, позволяющих учитывать особые образовательные потребности детей с ОВЗ посредством ин­дивидуализации и дифференциации образовательного процесса (ФГОС НОО, приказ Минобрнауки РФ № 2357 от 22.09.2011 г.).

В связи с современной тенденцией интеграции детей с нарушени­ями речи в общеразвивающую среду при разработке программ автор­ский коллектив преследовал двоякую цель:

1. определение содержания и организации коррекционной работы по устранению (или миними­зации) проявлений речевой патологии

2. и её вторичных отклонений при сохранении цензового уровня начального образования.

Таким образом, обучающимся с речевой недостаточностью предоставляются равные возможности получения начального общего образования. Осо­бое внимание обращено на дифференциацию содержания обучения в соответствии с уровнем речевого развития.

В программах предусмотрены вариативные формы получения на­чального образования для детей с выраженными или сочетанными нарушениями психоречевого развития, сформулированы требования к оценке уровня продвижения в преодолении недоразвития речи и качеству усвоения программного материала.

 

Обучение языку в процессе речевой практики детей с выраженны­ми нарушениями речи в соответствии с требованиями, разработанны­ми в проекте СФГОС, является сложнейшей дидактической задачей, поскольку у таких детей изначально в разной степени нарушены или недостаточно сформированы фонематическое восприятие, лексико­грамматический строй, связная речь. Предшествующий ограниченный лингвистический опыт детей с речевой недостаточностью, низкая ком­муникативная активность не позволяют приступить к усвоению ряда учебных предметов на общих основаниях. Необходимо включение в содержание образовательных программ специальных разделов, направ­ленных на преодоление имеющегося речеязыкового дефицита и обо­гащение речевого опыта в разных формах речевой деятельности.

 

Следует согласовать особые образовательные потребности обуча­ющихся с нарушениями речи с возможностями усвоения ими про­граммного содержания по русскому языку, математике и другим учеб­ным предметам. Диагностика уровня речевой готовности к усвоению русского языка как учебного предмета позволит определить релевант­ные направления коррекционной работы и соответствующие педаго­гические условия. Каждый из разделов программы наряду с обще­образовательными задачами обязательно включает систематическую и планомерную работу по формированию и развитию самостоятельной речи обучающихся, которая осуществляется разными путями, но ведёт к единой цели — устранению в процессе обучения недостатков рече­вого развития ребёнка и созданию у него готовности к овладению школьными навыками и умениями.

Настоящие программы позволяют учитывать неоднородный со­став обучающихся. В зависимости от уровня развития речи на на­чало школьного обучения, а также от наличия/отсутствия дошкольно­го этапа коррекционного обучения и воспитания введены разделы, подготавливающие детей к усвоению учебных предметов. Кроме то­го, предусмотрен вариант обучения, включающий этап подготовки к школьному обучению детей с нарушениями речи, который может быть реализован в условиях школы, дошкольного образовательного учреж­дения (ДОУ) или учреждения дополнительного образования.

Вопрос о выборе варианта программы для детей с общим недо­развитием речи (ОНР) II уровня речевого развития решается консо­лидированно на консилиуме образовательного учреждения с учётом индивидуального (актуального и прогнозируемого) развития ребёнка. Модульное построение содержания программ по основным учебным курсам позволяет осуществить при необходимости перевод ребёнка из подготовительного класса в 1 класс по программе для 1—4 классов.

Специфика системы обучения детей с нарушениями речи опреде­ляет цензовый и нецензовый уровни усвоения таких учебных курсов, как «Русский язык», «Литературное чтение» и «Математика».

 

Отдельно необходимо остановиться на сроках обучения. Федераль­ное законодательство не устанавливает нормативные сроки усвоения программ, реализуемых специальными (коррекционными) образова­тельными учреждениями для обучающихся, воспитанников с ограни­ченными возможностями здоровья.

В приложении к приказу Министерства образования РФ от 10.04.2002 г. № 29/2065-п «Об утверждении учебных планов специаль­ных (коррекционных) образовательных учреждений для обучающихся, воспитанников с отклонениями в развитии» отмечается, что «нагрузка обучающихся в 1-м отделении школы регулируется за счёт увеличе­ния количества лет обучения, по сравнению с общеобразовательными учреждениями, в зависимости от тяжести основного дефекта, исполь­зования специальных коррекционных методов обучения, организации учебного материала, жёсткой этапности в формировании умений и навыков».

Пролонгировать сроки обучения позволяет подготовительный класс, содержание коррекционно-образовательного процесса в котором пред­ставлено в данном сборнике. Вариативным является вопрос его орга­низации. В СКОУ V вида подготовительный класс является формой организации работы с детьми школьного возраста, носящей пропе­девтический характер, позволяющей обеспечить готовность к школь­ному обучению детей, не прошедших специального (коррекционно­го) дошкольного обучения (дошкольную логопедическую подготовку), и детей с логопедическим заключением « общее недоразвитие речи. 1 - II уровень речевого развития ». С одной стороны, обучение в под­готовительном классе может быть организовано по программам до­полнительного образования социально-педагогической направленности (приложение к приказу Минобразования РФ от 03.05.2000 г. № 1276). С другой стороны, обучение в подготовительном классе может осу­ществляться в рамках программ дошкольного образования.

 

Продолжительность учебного года:

1 класс — 33 учебные недели;

2-4 классы — не менее 34 учебных недель.

Образовательная недельная нагрузка распределяется равномерно в течение учебной недели, при этом объём максимально допустимой на­грузки в течение дня не должен превышать:

1 класс4 урока и один раз в неделю — не более 5 уроков (за счёт урока физической культуры);

2—4 классы5 уроков и один раз в неделю 6 уроков (за счёт урока физической культуры при шестидневной учебной неделе).

Продолжительность урока не должна превышать 45 минут.

В первом классе в целях облегчения адаптации детей к школь­ному обучению применяется «ступенчатый» режим постепенного на­ращивания учебной нагрузки:

1-я четверть — 3 урока по 35 минут;

2-я четверть — 4 урока по 35 минут (САНПИН 2.4.2.2821-10 «Са­нитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях»).

 

Важным компонентом управления коррекционным процессом и получения информации о степени усвоения материала и об уровне продвижения в речевом развитии является оценка успеваемости обу­чающихся, которая позволяет целенаправленно вносить изменения в организацию и содержание работы. Учитель-логопед должен вести

учёт достигаемых результатов.

 

Предварительный учёт даёт сведения об исходном уровне состояния речи обучающихся и их потенциальных возможностях до начала целена­правленного коррекционного обучения и воспитания. Результаты за­носятся в речевые карты и включают ряд подразделов:

• недостатки произношения звуков (смешиваемые в речи, непра­вильно произносимые, отсутствующие);

• затруднения в произношении слов различной слоговой структуры;

• развитие фонематического слуха (различение звуков, сходных по звучанию, одной или нескольких фонетических групп; степень подготовленности к анализу звукового состава речи);

• темп и плавность речи;

• состояние лексико-грамматического строя речи;

• особенности связной речи.

 

Текущий учёт осуществляется постоянно и является домини­рующим на протяжении всего обучения (при восприятии учебного материала, формировании и закреплении языковых и коммуникатив­ных умений и навыков).

 

Итоговый учёт констатирует усвоение материала в целом по учебному предмету. Способы проверки знаний, умений и навыков могут быть уст­ными, письменными, основанными на выполнении практических заданий.

Устная проверка может быть фронтальной или индивидуальной. Устная фронтальная проверка представляет собой беглый опрос боль­шинства обучающихся класса, которые отвечают на вопросы, обра­щённые ко всем. Ответы детей при такой проверке носят краткий ха­рактер. Данный вид проверки позволяет проконтролировать усвоение знаний, умений и навыков значительной части детей и активизирует речемыслительную деятельность класса в целом. Однако при этой фор­ме контроля не всегда возможно оценить индивидуальные проявления речевой недостаточности.

Проверка, основанная на выполнении практических заданий, может сводиться к наблюдению за правильностью выполняемых дей­ствий. Этот вид контроля часто используется на уроках произношения.

Особой разновидностью является контроль за всей деятельностью обучающегося на протяжении всего урока, который завершается вы­ставлением поурочного балла. Это стимулирует обучающегося к посто­янному проявлению активности, поддерживает его работоспособность.

На основании результатов проверки учитель-логопед оценивает обу­чающихся. Оценка одновременно выполняет три функции:

фиксирует «зону актуального развития» обучающегося и степень приближения к требуемому образцу;

оказывает управляющее воздействие на его последующую учеб­ную деятельность;

воспитывает свойства личности.

Характер оценки должен быть стимулирующим: словесное краткое суждение, балл или поощрительный жест.

В 1 и 2 классах отметки не ставятся, ответы оцениваются качественно.

 

В начале и в конце учебного года учитель-логопед должен опре­делить уровень речевого развития каждого ребёнка: объём и качество словарного запаса, употребление грамматических форм, навыки произ­ношения звуков и слов различной слоговой структуры, сформированность фонематического слуха, наличие специфических затруднений в письме и чтении. Показатели речевого развития, выявленные в начале года, и последующие изменения в процессе коррекционного обучения каждого школьника отмечаются в речевых картах [3].

 

 

ЛИТЕРАТУРНОЕ ЧТЕНИЕ

Навык чтения

Способ чтения: чтение текстов целыми словами. Чтение трудных (сложных по зву- ко-слоговому составу) текстов по слогам.

Правильность чтения: формирование правильного орфоэпического чтения.

Скорость чтения: темп чтения знакомого текста — 40—50 слов в минуту (указан ми­нимум для выставления высшей отметки).

Выразительность чтения:

• соблюдение при чтении пауз и интонаций, соответствующих зна­кам препинания в конце предложения, интонации перечисления при запятых;

• передача основного эмоционального тона произведения;

• передача эмоционального тона персонажа;

• чтение по ролям небольших произведений.

Осмысленность чтения:

• понимание содержания более сложных текстов произведений по языковому и смысловому уровню;

• понимание подтекста литературных произведений;

• определение эмоционального характера текста;

• определение того, что из описанного в тексте соответствует дей­ствительности, что — нет (небылицы).

Коммуникативное развитие:

• формирование умения формулировать вопросы и обращаться с ними к партнёру по общению, соблюдая речевой этикет;

• работа над умением выразить своё отношение к прочитанному, герою, ситуации, используя соответствующие лингвистические и паралингвистические средства;

• выработка умения оценивать содержательную и эмоциональную стороны высказывания других учеников, соотносить со своим мнением и отношением, дополнять их ответы или высказывать другую точку зрения;

• работа над умением отбирать необходимые факты, эпизоды, элементы характеристик героев для доказательства своего мнения по поводу прочитанного или прослушанного.

Развитие письменной речи:

• развитие умения писать работы по итогам чтения — сочинения- миниатюры о сказочных героях.

 

4 КЛАСС (105 Ч)

 

«Круг детского чтения»

Устное народное творчество

Былины.

Рекомендуемый список произведений: «Добрыня и Змея», «Илья Муромец и Соловей-разбойник», «Алёша Попович и Тугарин Змеевич».

Загадки.

Рекомендуемый список произведений: загадки — описания свойств, признаков и действий предмета, загад- ки-противопоставления, загадки-вопросы, загадки-сравнения; В. Даль. «Старик-годовик».

Сказки.

Рекомендуемый список произведений: Ш. Перро. «Подарки феи»; П. Ершов. «Конёк-Горбунок»; В. Гар­шин. «Лягушка-путешественница»; С. Маршак. «Двенадцать месяцев» (пьеса-сказка).

Пословицы.

Рекомендуемый список произведений: пословицы о Родине, труде, человеке, природе и временах года, о смелости, знании и учении, книге, дружбе.

Басни.

Рекомендуемый список произведений: Эзоп. «Лисица и виноград»; И. Крылов. «Ворона и Лисица», «Волк и Ягнёнок», «Стрекоза и Муравей», «Квартет».

Александр Сергеевич Пушкин.

Рекомендуемый список произведений: «У лукоморья дуб зелёный...», «Сказка о царе Салтане, о сыне его славном и могучем богатыре князе Гвидоне Салтановиче и о прекрасной царевне Лебеди», «Сказка о золотом петушке», «Зимний вечер».

Михаил Юрьевич Лермонтов.

Рекомендуемый список произведений: «Утёс», «Парус».

Иван Сергеевич Тургенев.

Рекомендуемый список произведений: «Воробей», «Перепёлка».

Лев Николаевич Толстой.

Рекомендуемый список произведений: «Два брата» (сказка), «Белка и волк» (басня), «Как боролся русский богатырь» (былина), «Зайцы», «Лев и собачка», «Прыжок».

Николай Алексеевич Некрасов.

Рекомендуемый список произведений: «Мужичок с ноготок» (отрывок из стихотворения «Крестьянские дети»), «Мороз-воевода».

Антон Павлович Чехов.

Рекомендуемый список произведений: «Ванька», «Каштанка».

Сергей Александрович Есенин.

Рекомендуемый список произведений: «Берёза», «С добрым утром!».

Константин Георгиевич Паустовский.

Рекомендуемый список произведений: «Стальное колечко», «Кот-ворюга», «Какие бывают дожди».

Михаил Михайлович Пришвин.

Рекомендуемый список произведений: «Моя Родина», «Жаркий час», «Выскочка».

 

Читательские умения (2-е полугодие)

Навык чтения

Способ чтения: чтение текстов целыми словами.

Правильность чтения: правильное орфоэпическое чтение.

Скорость чтения: темп чтения знакомого текста — 60—70 слов в минуту.

Выразительность чтения:

• использование в знакомом тексте (предварительно разобранном в содержательном и смысловом отношении) длинных и коротких пауз в зависимости от смысла читаемого;

• использование ритмических пауз при чтении стихотворений;

• определение темпа чтения в зависимости от смысла читаемого;

• использование силы голоса для постановки логических ударений и передачи характера текста;

• передача эмоционального отношения к содержанию текста.

Осмысленность чтения:

• понимание подтекста и основной идеи произведений, более сложных, чем прежде, по художественному и смысловому уровню;

• выявление отношения автора к тому, о чём ведётся речь, к ли­тературным персонажам, осознание и выражение собственного от­ношения к тому, что и как написано;

• полноценное восприятие и осмысливание доступных возрасту и речевым возможностям литературных произведений разных жанров.

 

Литература народов России для детей

Р. Гамзатов. «Надписи на дверях и воротах».

М. Джалиль. «Красная ромашка», «Пташка» (перевод с татарского).

Ю. С. Рытхэу. «Первый хлеб».

 

Зарубежная литература для детей

Г. X. Андерсен. «Дюймовочка», «Русалочка», «Огниво», «Принцесса на горошине».

Л. Ф. Баум. «Лоскутушка из страны Оз», «Путешествие в страну Оз».

А.Гауф. «Карлик-нос».

Р. Д. Киплинг. «Маугли», «Рикки-Тикки-Тави».

К. Коллоди. «Приключения Пиноккио».

Л. Кэрролл. «Алиса в Стране Чудес», «Алиса в Зазеркалье».

С. Лагерлёф. «Чудесное путешествие Нильса с дикими гусями».

А. Линдгрен. «Три повести о малыше и Карлсоне, который живёт на крыше».

А.А. Милн. «Винни Пух и все-все-все».

Ш. Перро. «Мальчик-с-пальчик», «Красная Шапочка», «Спящая красавица».

Э.Р. Распэ. «Приключения барона Мюнхгаузена».

Дж. Родари. «Приключения Чиполлино».

А.Сент-Экзюпери. «Маленький принц».

М. Твен. «Приключения Тома Сойера и Гекльберри Финна».

П. Треверс. «Мери Поппинс с Вишнёвой улицы», «Мери Поппинс, до свидания».

 

Приключения и путешествия

Г.Б. Адамов. «Тайна двух океанов».

А.Г. Алексин. «Саша и Шура».

А. Белянин. «Джек и тайна древнего замка».

Д. Дефо. «Приключения Робинзона Крузо».

Дж. Лондон. «Зов предков».

А.С. Некрасов. «Приключения капитана Врунгеля».

 

Исторические приключения

С.П. Алексеев. «История крепостного мальчика», «Суворовские сапоги».

А.О. Ишимова. «История России в рассказах для детей».

Л. А. Кассиль. «Главное войско».

Н. П. Кончаловская. «Наша древняя столица».

А.Г. Ян. «Они защищали Москву».

 

Научно-популярная литература

С.А. Баруздин. «Сказка о трамвае».

А.Беляев. «Как человек научился летать».

О. М. Гурьян. «Мальчик из Холмогор».

Л. Дуров. «Мои звери».

Г. Дуров. «Мои артисты».

Б. В. Зубков. «Из чего машины сделаны», «Как построить небо­скрёб?».

Б. Ю. Левин. «Астрономия в картинках».

Е. П. Мар. «Воздух, которым мы дышим».

С.Я. Маршак. «Как печатали вашу книгу».

Н. Ф. Осипов. «В воде и у воды».

Е. А. Пермяк. «От костра до котла».

С. Сахарнов. «В мире дельфина и осьминога».

А.В. Тихонов. «Про птиц. Моя первая книга о животных», «Про моря и океаны».

А.А. Усачёв. «Прогулки по Третьяковской галерее».

Г. Юрмин. «Про тетрадь и карту, карандаш и парту».

 

Оценка уровня учебных достижений

Оценка уровня освоения программы должна учитывать индивиду­альную динамику продвижения обучающегося, академическую успеш­ность и жизненную компетенцию.

Поэтому при выставлении итоговой оценки по разделу «Литера­турное чтение» должны оцениваться:

достижения обучающегося в развитии речевой деятельности;

освоение содержания обучения (академическая результативность);

достижения в личностном, познавательном и коммуникативном развитии (жизненная компетентность).

Основными критериями оценки выступают: состояние навыка чте­ния (всех его основных компонентов), умение работать с текстом, мо­тивационная основа чтения (наличие потребности в систематическом чтении), умение самостоятельно выбирать интересующую (жизненно необходимую) литературу, состояние коммуникативно-речевой компе­тентности.

 

Оценка выставляется строго индивидуально начиная со 2 класса и носит поощрительный характер. При этом особое внимание должно уде­ляться достижениям обучающегося в сфере жизненной компетентности.

Для формализации оценивания достижений обучающихся в усло­виях образовательного процесса предлагается определение уровня до­стижений ребёнка в области выделенных компонентов.

Академическая успешность: высокий уровень; средний уровень; допустимый уровень.

Жизненная компетентность: высокий уровень; переходный уровень.

 

Схема комплексной оценки может выглядеть следующим образом:

 

 

Уровень достижений

 

Академическая успешность   высокий высокий  средний средний средний допустимый
Жизненная компетентность высокий переходный высокий переходный высокий переходный

 

Академическая успешность

2 класс

Высокий уровень

Ученик читает орфографически правильно, не допускает на­рушений звуко-слоговой структуры слов (допускает не более 1—2 ошибок), повторов частей и слов, отчётливо произносит звуки и слова, использует послоговой способ чтения с перехо­дом на чтение целыми словами. Соблюдает паузы и интонацию в конце предложения. Темп чтения знакомого текста соответствует 25—30 словам в минуту. Понимает простой в содержательном и язы­ковом отношении, небольшой по объёму текст, отвечает на вопросы по его содержанию, соотносит эпизоды и ситуации с иллюстраци­ями, составляет картинный план, называет автора и заглавие лите­ратурного произведения. Твёрдо знает наизусть текст стихотворения, читает его выразительно. Выполняет требования по внеклассному чтению для данного года обучения.

 

Средний уровень

Ученик читает орфографически правильно, допускает не более 3—4 ошибок в словах (замены, перестановки, добавления, пропуски звуков, слогов, слов, повторы частей и слов). Использует преимуще­ственно послоговой способ чтения, а знакомые и короткие слова чи­тает целостно. Соблюдает паузы и интонацию в конце предложения, но может допускать единичные ошибки. Темп чтения знакомого текста соответствует 20—25 словам в минуту. Понимает простой в содержа­тельном и языковом отношении, небольшой по объёму текст, отвечает на вопросы по его содержанию, соотносит эпизоды и ситуации с ил­люстрациями, составляет картинный план, называет автора и заглавие литературного произведения. Допускает при чтении наизусть единич­ные ошибки, но легко исправляет их с помощью учителя. Выполняет требования по внеклассному чтению для данного года обучения.

 

Допустимый уровень

Ученик читает по слогам, отмечается тенденция к плавному по- слоговому чтению, допускает 5—10 ошибок (замены, перестановки, добавления, пропуски звуков, слогов, слов, повторы частей и слов). Не всегда соблюдает паузы и интонацию в конце предложения, па­узы между словами. Темп чтения знакомого текста соответствует 15—20 словам в минуту. Понимает простой в содержательном и язы­ковом отношении, небольшой по объёму текст, отвечает на вопросы по его содержанию, соотносит эпизоды и ситуации с иллюстрациями, испытывает трудности при составлении картинного плана (справляется с помощью учителя), называет автора и заглавие литературного произ­ведения. При чтении наизусть отмечается нетвёрдое усвоение текста. Требования по внеклассному чтению для данного года обучения вы­полняет при условии индивидуально ограниченного задания.

 

Класс

Высокий уровень

Ученик читает правильно, соблюдает нормы орфоэпического чте­ния, не допускает ошибок, правильно соблюдает ударения в сло­вах (допускает не более 1—2 ошибок). Читает целыми словами, а в единичных случаях по слогам (сложные по звуко-слоговому составу, малознакомые слова). Соблюдает интонацию перечисления при запя­тых, паузы и интонацию в конце предложения. Передаёт эмоциональ­ный тон произведения. Темп чтения знакомого текста соответствует 40—50 словам в минуту. Понимает более объёмные и сложные в со­держательном и языковом отношении тексты, понимает главную мысль произведения и соотносит её с заглавием, отвечает на вопросы по смыслу прочитанного и самостоятельно их формулирует в процессе чтения, может определить эмоциональный характер текста. Умеет про­гнозировать содержание текста по его заглавию и прочитанной части. Использует авторские ремарки для характеристики персонажей. Со­ставляет простой речевой план. Умеет озаглавливать эпизоды произ­ведения. Умеет охарактеризовать и дать собственную оценку событиям, героям произведений, представить образ автора. Умеет ориентировать­ся в книге и в её оглавлении. Осознаёт принадлежность литературного произведения к народному или авторскому творчеству. Различает и может назвать различные разновидности рассказов (о животных, детях, юмористические, исторические). Твёрдо знает наизусть текст стихотво­рения, читает его выразительно. Выполняет требования по внекласс­ному чтению для данного года обучения.

 

Средний уровень

Ученик читает правильно, соблюдает нормы орфоэпического чтения, не допускает ошибок (допускает не более 1—2 ошибок), допускает не более 3—4 ошибок в выделении словесных ударений. Читает преиму­щественно целыми словами, но сложные по звуко-слоговому составу, малознакомые слова читает по слогам. Соблюдает паузы и интонацию в конце предложения. Иногда не соблюдает интонацию перечисления при запятых. Передаёт эмоциональный тон произведения. Темп чтения знакомого текста соответствует 35—40 словам в минуту. Понимает более объёмные и сложные в содержательном и языковом отношении тексты, понимает главную мысль произведения и соотносит его с заглавием, но испытывает трудности при формулировке главной мысли. Может определить эмоциональный характер текста. Умеет прогнозировать со­держание текста по его заглавию и прочитанной части. Использует ав­торские ремарки для характеристики персонажей. Составляет простой речевой план. Умеет озаглавливать эпизоды произведения. Испытывает трудности при характеристике и оценке событий, героев произведений, представлении образа автора. Умеет ориентироваться в книге и в её оглавлении. Осознаёт принадлежность литературного произведения к народному или авторскому творчеству. Различает и может назвать раз­личные разновидности рассказов (о животных, детях, юмористические, исторические). Допускает при чтении наизусть единичные ошибки, но легко исправляет их с помощью учителя. Выполняет требования по внеклассному чтению для данного года.

Допустимый уровень

Ученик читает орфографически правильно, допускает не более 4 ошибок в словах (замены, перестановки, добавления, пропуски звуков, слогов, слов, повторы частей и слов), допускает не более 5—8 ошибок в выделении словесных ударений. Читает послоговым способом с переходом на чтение целыми словами. Соблюдает паузы и интонацию в конце предложения. Затрудняется передать эмоциональ­ный тон произведения. Темп чтения знакомого текста соответствует 30—35 словам в минуту. Понимает объёмные и сложные в содержа­тельном и языковом отношении тексты, понимает главную мысль про­изведения и соотносит её с заглавием, но не может сформулировать главную мысль, затрудняется определить эмоциональный характер тек­ста (справляется с помощью учителя). Затрудняется прогнозировать со­держание текста по его заглавию и прочитанной части (справляется с помощью учителя). Использует авторские ремарки для характеристики персонажей. Составляет самостоятельно картинный план, а простой речевой план — с помощью учителя. С помощью учителя озаглавливает эпизоды произведения. Испытывает трудности при характеристике и оценке событий, героев произведений, представлении образа автора. Умеет ориентироваться в книге и в её оглавлении. Осознаёт принад­лежность литературного произведения к народному или авторскому творчеству. Различает различные разновидности рассказов (о живот­ных, детях, юмористические, исторические). При чтении наизусть отмечается нетвёрдое усвоение текста. Требования по внеклассному чтению для данного года обучения выполняет при условии индиви­дуально ограниченного задания.

Класс

Высокий уровень

Ученик читает правильно, соблюдает нормы орфоэпического чте­ния, не допускает ошибок, правильно соблюдает ударения в словах. Читает целыми словами. Темп чтения знакомого текста соответствует 60—70 словам в минуту. Может определять темп чтения в зависимо­сти от смысла читаемого. Соблюдает паузы, интонационно правильно оформляет предложения и использует логическое ударение. Передаёт характер произведения и выражает эмоциональное отношение к его содержанию. Понимает подтекст и основную идею художественного произведения и соотносит их с заглавием, самостоятельно формули­рует главную мысль прочитанного. Осмысливает прямой и скрытый смысл заглавия и может самостоятельно подобрать заглавие к прочи­танному тексту. Умеет прогнозировать содержание текста по его загла­вию и прочитанной части. Составляет различные варианты простого речевого плана на основе использования повествовательных предло­жений, вопросов, предложений текста. Владеет навыками подробного, частичного и выборочного пересказа. Умеет составить представление о содержании, жанре, характере произведения по обложке книги. Ориен­тируется в группе книг. Различает и может назвать различные виды и жанры литературных произведений (сказки и рассказы в прозе и стихах, басни, песни, легенды, лирика, эпические и лирические стихотворе­ния и т. п.). Выделяет художественные особенности, структуру, лексику сказок, различных видов лирики, рассказов. Умеет отличить художе­ственную литературу от познавательной на основе их сравнения. Име­ет общие представления о наиболее известных писателях (А. С. Пуш­кин, JI. Н. Толстой, Г. X. Андерсен, И. А. Крылов, С. Я. Маршак, К. Г. Паустовский и др.). Твёрдо знает наизусть текст стихотворения, читает его выразительно. Выполняет требования по внеклассному чте­нию для данного года обучения.

 

Средний уровень

Ученик читает правильно, соблюдает нормы орфоэпического чте­ния, не допускает ошибок, правильно соблюдает ударения в словах. Читает целыми словами, а в единичных случаях — по слогам малоиз­вестные слова сложной слоговой структуры. Темп чтения знакомого текста соответствует 55—60 словам в минуту. Соблюдает паузы, инто­национно правильно оформляет предложения и использует логическое ударение (может допускать 2—3 ошибки). Передаёт характер произве­дения и выражает эмоциональное отношение к его содержанию. По­нимает подтекст и основную идею художественного произведения и соотносит их с заглавием, с помощью учителя формулирует главную мысль прочитанного. Осмысливает прямой и скрытый смысл заглавия и может выбрать из предложенных вариантов заглавие к прочитанному тексту. Умеет прогнозировать содержание текста по его заглавию и прочитанной части. Составляет с помощью учителя различные вариан­ты простого речевого плана на основе использования повествователь­ных предложений, вопросов, предложений текста. Владеет навыками подробного, частичного и выборочного пересказа. Умеет составить представление о содержании, жанре, характере произведения по об­ложке книги. Ориентируется в группе книг. Различает и может назвать различные виды и жанры литературных произведений (сказки и рассказы в прозе и стихах, басни, песни, легенда, лирика, эпиче­ские и лирические стихотворения и т. п.). Выделяет художественные особенности, структуру и лексику сказок, различных видов лирики, рассказов. Умеет отличить художественную литературу от познаватель­ной на основе их практического сравнения. Имеет общие представле­ния о наиболее известных писателях (А. С. Пушкин, Jl. Н. Толстой, Г. X. Андерсен, И. А. Крылов, С. Я. Маршак, К. Г. Паустовский и др.). Допускает при чтении наизусть единичные ошибки, но легко ис­правляет их с помощью учителя. Выполняет требования по внекласс­ному чтению для данного года обучения.

 

Допустимый уровень



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2020-03-14; просмотров: 115; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 13.58.8.127 (0.155 с.)