История расследования преступлений СК при прокуратуре РФ за 2007 до 2010 гг 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

История расследования преступлений СК при прокуратуре РФ за 2007 до 2010 гг



 

В соответствии с Федеральным законом от 5 июня 2007 г. № 87-ФЗ «О внесении изменений в уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации и Федеральный закон «О Прокуратуре Российской Федерации» образованы и с 7 сентября 2007 г. приступили к работе военные следственные органы Следственного комитета.

Система военных следственных органов включает:

военное следственное управление центрального аппарата;

12 военных следственных управлений по военным округам, флотам, Объединенной группировке войск (сил) по проведению контртеррористических операций на территории Северо-Кавказского региона, Ракетным войскам стратегического назначения и по городу Москве;

150 военных следственных отделов и 57 отделений.

За пределами Российской Федерации, где в соответствии с международными договорами находятся российские войска, создано 5 военных следственных отделов: в Армении (г. Гюмри), Украине (г. Севастополь), Казахстане (г. Байконур и Приозерск) и Таджикистане (Душанбе).

Военные следственные органы осуществляют свою деятельность в Вооруженных Силах Российской Федерации, других войсках, воинских формированиях и органах.

Общая штатная численность военных следственных органов - 1 384 военнослужащих, из них 836 следственных должностей. Некомплект следователей составляет 39 офицеров (4,6 %).

С первых дней деятельности военное следственное управление старается максимально четко организовать работу как в аппарате, так и на местах.

Для своевременного получения информации о чрезвычайных происшествиях и преступлениях, оперативного принятия процессуальных и контрольных решений, а также для организации выездов на место происшествия и раскрытия преступлений разработаны и приняты организационно-распорядительные документы, созданы нештатные группы раскрытия, организовано круглосуточное дежурство.

Работа управления строится с учетом уровня и характера преступности в войсках.

Так, почти треть расследуемых преступлений составляют нарушения порядка прохождения военной службы - уклонение от прохождения военной службы и дезертирство. С начала 2009 г. количество военнослужащих, разыскиваемых за нарушения порядка прохождения военной службы, возросло на 3,6 %.

В связи с этим самое пристальное внимание уделяется организации розыска лиц, подозреваемых и обвиняемых в уклонении от прохождения военной службы.

С 1 октября 2009 г. во время осеннего призыва совместно с Главной военной прокуратурой, территориальными правоохранительными органами, органами военного управления, общественными и правозащитными организациями проводились широкомасштабные мероприятия, в ходе которых было установлено местонахождение 1 302 военнослужащих; 850 из них явились добровольно.

Трудности при расследовании уголовных дел об уклонении от прохождения военной службы возникают и у территориальных следственных органов.

С уверенностью можно сказать, что создание самостоятельного следственного органа придало новые качественные возможности следствию. В тесном взаимодействии с федеральными и местными органами исполнительной власти, общественными объединениями и организациями Следственный комитет разрабатывает и осуществляет меры по реализации государственной политики в сфере исполнения законодательства об уголовном судопроизводстве. На новой организационной основе выстраивает сотрудничество с органами, осуществляющими оперативно-розыскную деятельность, в целях быстрого и эффективного раскрытия преступлений и изобличения виновных лиц.

С начала деятельности Следственного комитета по март 2008 года в производстве его следственных органов находилось более 87 тыс. уголовных дел. Среднемесячная нагрузка следователей составила 3 уголовных дела. За 4 месяца окончено расследованием более 38 тыс. дел. Из них в суды направлено 90 % дел (34 тыс.). В ходе следствия дополнительно выявлено и раскрыто 3 тыс. ранее не состоявших на учете преступлений.

По всем без исключения показателям работы Следственным комитетом результаты, достигнутые в 2009 году, превосходят данные 2008 года. За истекший год количество требований прокуроров об отмене решений об отказе в возбуждении уголовного дела в регионах снизилось более чем на 20 тысяч, в 2 раза меньше поступило таких требований о повторной отмене данных решений и в 3 раза меньше прокуроры отменили решений о возбуждении уголовного дела.

Наведение порядка при рассмотрении сообщений о преступлениях позволило в 2 раза снизить и количество уголовных дел, возбужденных после отмен постановлений об отказе в возбуждении уголовного дела.

Следственные подразделения СКП в 2009 году на 20% снизили прекращаемость уголовных дел, на треть меньше вынесено решений о приостановлении предварительного следствия.

Все эти меры позволили повысить эффективность принятия процессуальных решений.

Повышение эффективности следственной работы сказалось и на качестве расследования уголовных дел. В 2009 году на треть сократилось количество уголовных дел, возвращенных прокурорами для дополнительного расследования. Процент таких возвратов составил 2,6 от числа дел, направленных прокурору вместо 3,3% - в 2008 году.

Результативно работали следственные органы Приволжского федерального округа. Хорошие показатели направленных в суд уголовных дел в республиках Башкортостан, Татарстан и Мордовия, Чувашской Республике, Приморском крае и других регионах.

Примерно десятая часть уголовных дел расследуется военными следователями, на которых лежит основная нагрузка по борьбе с преступностью и коррупцией в войсках, обеспечению правовой защиты военнослужащих.

К сожалению, в работе следственных органов выявились и некоторые негативные тенденции.

Прокуроры стали чаще возвращать уголовные дела для производства дополнительного расследования. Если в 2006 г. следователям прокуратуры было возвращено 1 200 уголовных дел, за 2007 г. следователям Следственного комитета - 3 679, за 2008 - 3405, за 2009 - 2980.

Недоработки как следователей, так и руководителей следственных органов, осуществляющих процессуальный контроль, отмечаются в Республике Коми, Чеченской Республике, Ленинградской, Мурманской, Новгородской и Тверской областях, Южном следственном управлении на транспорте. В следственных органах республик Дагестан, Калмыкия и Курганской области для производства дополнительного расследования возвращается каждое десятое дело, Камчатского края - четверть всех уголовных дел, направленных прокурору. Такое положение, первый заместитель генерального прокурора Российской Федерации Председатель Следственного отдела при прокуратуре Российской Федерации, Бастрыкин А.И. считает нетерпимым.

Основными причинами возвращения уголовных дел по-прежнему остаются неполнота следствия, неправильная квалификация действий обвиняемых, нарушение их права на защиту.

Вызывает обеспокоенность и состояние дел с соблюдением прав участников уголовного судопроизводства.

Следователями Следственного комитета прекращено уголовное преследование по реабилитирующим основаниям в отношении 532 лиц, из них 158 - содержались под стражей. Необходимо, правда, отметить, что решения о предъявлении им обвинения или об избрании меры пресечения принимали следователи органов прокуратуры до 7 сентября 2007 г. Но в целом это не меняет тенденции. В 2009 году следователями Следственного комитета прекращено уголовное преследование по реабилитирующим основаниям в отношении 352 лиц, из них 138 - содержались под стражей.

июня 2009 года в Казани прошел расширенное заседание коллегии по итогам работы следственных органов Следственного комитета при прокуратуре Российской Федерации за первое полугодие 2009 года и о мерах по повышению эффективности противодействия коррупции, незаконному захвату чужого имущества (рейдерству).

С докладом выступил Председатель Следственного комитета при прокуратуре Российской Федерации Александр Бастрыкин. Характеризуя состояние преступности в стране, Бастрыкин отметил, что на протяжении нескольких лет наблюдается тенденция снижения преступности. Только за 5 месяцев этого года оно составило 8 %. Во многом этому способствовало особое внимание профилактике правонарушений.

Вместе с тем, несмотря на положительные статистические тенденции, криминальная обстановка в стране остается сложной.

Из зарегистрированных 1 миллиона 300 тысяч преступлений более трети остались нераскрытыми, в том числе 715 убийств, почти 3 тысячи причинений тяжкого вреда здоровью, из них 464 - повлекших смерть потерпевшего. В результате преступных посягательств погибло более 19 тысяч человек, здоровью 23 тысяч граждан - причинен тяжкий вред.

За рассматриваемый период судами оправдано 16 человек, из них 8 - содержались под стражей. Наибольшее число оправданных - по уголовным делам, находившимся в производстве следственных органов республик Дагестан и Саха (Якутия), Ставропольского края, Московской, Курской, Липецкой и Тюменской областей.

Анализ недостатков следственной работы показал, что в большинстве случаев их можно устранить, лишь повысив требовательность к организации процессуального контроля со стороны руководителей следственных органов и квалификацию самих следователей. Немаловажно также при раскрытии и расследовании преступлений прошлых лет, совершенных в условиях неочевидности, шире использовать достижения науки и техники, современные возможности экспертных учреждений, повышать роль криминалистических служб.

На Первом Всероссийском совещании руководители следственных органов высказали обеспокоенность по поводу имеющихся пробелов в законодательстве.

По инициативе Следственного комитета принят Федеральный закон от 3 декабря 2007 г. № 323-ФЗ «О внесении изменений в Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации», который более четко определил процессуальные полномочия руководителя следственного органа.

С учетом предложений руководителей территориальных следственных органов подготовлен проект закона, предоставляющего руководителю следственного органа право лично рассматривать сообщения о преступлениях, возбуждать уголовное дело и производить по нему предварительное следствие в полном объеме, другие полномочия. Дополнительно регламентируется порядок проведения отдельных процессуальных действий до возбуждения уголовного дела и порядок соединения уголовных дел.

При этом надо учесть, что у дознавателей не имеется навыков в расследовании преступлений против конституционных прав и свобод человека и гражданина, военной службы, преступлений в сфере компьютерной информации, а также других преступлений, требующих проведения сложных и значительных по объему процессуальных действий.


Заключение

 

Деятельность Следственного комитета при прокуратуре Российской Федерации напрямую связана с обеспечением принципа неотвратимости наказания. Основными задачами Следственного комитета являются оперативное и качественное расследование преступлений, обеспечение законности при производстве предварительного следствия, защита прав и свобод человека и гражданина, выявление причин и условий, способствующих совершению преступлений.

Созданная в системе прокуратуры структура следственных органов функционирует короткий промежуток времени. Думаю, что какие-либо масштабные оценки давать еще рано.

За столь непродолжительный срок деятельности Следственного комитета при прокуратуре РФ определенно наметились как положительные, так и некоторые отрицательные тенденции. Можно отметить два основных аспекта, которые затрагивают фундаментальные права человека: возбуждение и отказ в возбуждении уголовного дела. Здесь в первоочередном порядке должны быть обеспечены законность и обоснованность решений, принимаемых следственными органами прокуратуры, и не могут быть допущены ошибки.

Считаю, что работникам правоохранительных органов следует более полно и тщательно собирать доказательства, чтобы подтвердить обоснованность предъявленного обвинения в суде. Для исключения подобных фактов нужно повысить требовательность к следователям и руководителям следственных подразделений, своевременно и качественно проводить служебные проверки по каждому случаю нарушения прав граждан, устанавливать персональную ответственность работников. Обеспечение законности при производстве предварительного следствия, защита прав и свобод человека, а также охраняемых законом интересов общества и государства от преступлений, принятие мер по восстановлению нарушенных прав - это первоочередные задачи следственных органов.

В настоящее время в производстве следователей Следственного комитета находится ряд уголовных дел в отношении высокопоставленных должностных лиц субъектов Российской Федерации и местных администраций, руководителей правоохранительных органов в Приморском крае, Республике Бурятия, Дальневосточном и Сибирском федеральных округах, Волгоградской области и других регионах.

Сотрудники Следственного комитета должны действовать без оглядки на должностное положение обвиняемых. Это распространяется и на лиц, обладающих особым правовым статусом. Перед законом все равны. Следователи должны быть готовы столкнуться с юридически грамотным процессуальным противником, который обладает большими административным и финансовым ресурсами, привлекает к защите своих интересов высокопрофессиональных адвокатов.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2020-03-14; просмотров: 91; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 13.59.218.147 (0.016 с.)