I. Предпосылки «культурной революции» 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

I. Предпосылки «культурной революции»



Содержание

 

Введение. Предпосылки «культурной революции»

Курс «трех красных знамен»

Мао Цзэдун - Великий Кормчий. Периоды «культурной революции

Первый этап - начало «культурных» преобразований

Хунвейбины выходят на сцену

Второй этап - Школы кадров 7 мая. Последний полет наследного принца

Третий этап - разгром «контрреволюционной» «банды четырех»

Итоги «культурной революции»

Заключение

Список использованной литературы

 


Введение

 

«Культурная революция» - термин, обозначающий политические события с ноября 1965 по октябрь 1976 года в истории КНР.[1]

Любое историческое событие состоит, как из положительных, так и из отрицательных моментов. Современное состояние страны складывается из предшествующих политических событий. И «культурная революция» в Китае, по-моему, очень важный момент в истории становления страны, потому что в этот период произошли коренные изменения в жизни китайского общества. «Культурная революция» сломала все старые общественные отношения в Китае, расчистив место, для становления новых.

Но нельзя утверждать, что «культурная революция» понесла за собой только положительные моменты. Не зря многие современные ученые- историки с негативом относятся к событиям «культурной революции».

В любом случае, «культурная революция» захватывает из жизни страны период протяженностью в десять лет, и следовательно, никак не может остаться бесследным. Именно поэтому, эта тема представляется мне актуальной.

Целью данной работы является изучение предпосылок, сам ход и результаты «Великой пролетарской культурной революции» в КНР на основе работ ученых, посвященных этой теме, источников, непосредственно касающихся ее и научных статей журналов. И в конце, мы попытаемся сложить собственное мнение о данной проблеме.

Задачи курсовой работы: изучение предпосылок «культурной революции». Провал курса «трех красных знамен», который повлек за собой борьбу внутри партии и повлиял на дальнейший поворот событий.

Мао Цзэдун - Великий Кормчий, стоявший «у руля» страны в этот период и руководивший, как позже будут говорить, хаосом «культурной революции». Но до того, как прийти к власти, Великому Кормчему пришлось преодолеть длинный и трудный путь, во время которого, он учился, получал образование, сформировал свои основные политические идей, в последующем, ставшими идеологией всей страны. Также именно в период своего становления Мао Цзэдун сформировал свое окружение и получил авторитет и популярность среди народа.

Далее, будет исследован непосредственно ход «культурной революции», которая делится на три этапа:этап продолжается с ноября 1965 года по 1969 год. Начало этому периоду революции положило написание статьи, критикующей пьесу «Разжалование Хай Жуя» пекинского партийца У Ханя.

После этого началась «чистка кадров», по стране, в частности среди общества интеллигенции, и по государственному аппарату, прокатилась волна репрессий, против тех, кто «был против Мао Цзэдуна», а по сути просто имевших самостоятельное мнение о положении страны.

Также к этому периоду относятся и бесчинства хунвейбинов, «Красной гвардии», которые получив благословения сверху, стали преследовать интеллигенцию, уничтожать культурное наследие страны, и, в целом, стали для страны кошмаром наяву.этап захватывает период с мая 1969 года, когда в стране начали создаваться школы кадров 7 мая, по 1973 год. В этот период произошел новый кризис внутри правящей партии, связанный в неудачным «государственным переворотом» «наследного принца» Линь Бяо, погибшего позже при странных обстоятельствах в авиакатастрофе над Монголией.этап- это этап завершения революции, длившийся с 1973 по 1976 год, собственно до кончины Мао Цзэдуна 9 сентября 1976 года. Этот период характеризуется правлением «банды четырех», состоявшей из Цзян Цин, Яо Вэньюань, Чжан Чуньцяо и Ван Хунвэнь.

В качестве источников были использованы выступления Мао Цзэдуна на съездах и заседаниях партии, его письма и указания, решения съездов КПК, а также статьи и данные из газеты «Жэньминь Жибао».

Работы была сделана на основе работ и монографий различных ученых, посвященных данной проблеме, такие как Шевелев В.Н. «Мао Цзэдун - Великий Кормчий», Желоховцев А. «Культурная революция» с близкого расстояния и др. Также была задействована статья из журнала «Вокруг света» «Мао на войне с культурой».

Структура работы:

.   Во введение рассмотрены вопросы актуальности темы, сформулированы цели и задачи, дана краткая характеристика источников и историографии.

.   В первом разделе изучены предпосылки революции, социально-экономическое состояние страны на период революции, идеология правящих кругов, личность Мао Цзэдуна.

.   Во втором разделе поэтапно исследован ход проведения революции, роль молодежи в ней, репрессии, политическая борьба в этот период, и результаты «культурной революции».

.   В заключении подведен итог курсовой работы и «культурной революции» в целом.

 


Курс «трех красных знамен»

 

К началу 60-х годов XX века стал выявляться провал курса «трех красных знамен».

Целью курса «трех красных знамен» был переход к коммунизму в кратчайшие сроки.

В мае 1958 года II сессия VIII съезда КПК приняла новую генеральную линию, а именно: «напрягая все силы, стремясь вперед, строить социализм по принципу больше, быстрее, лучше, экономнее».[1]

·   Следующий шаг на пути формирования этого курса был сделан на заседании Политбюро ЦК КПК в Бэйдайхе в августе 1958 года с участием первых секретарей провинциальных комитетов КПК. Мао Цзэдун выступил на нем с изложением своего представления об идеальной организации общества[1]: «В течение месяца надо отдыхать два дня, в полмесяца - один день. В страдную пору надо отдыхать поменьше, в нестрадную - побольше.

·   Придерживаться системы бесплатного снабжения, вести коммунистический образ жизни - значит противопоставить марксистский стиль буржуазному стилю.

·   Возврат к системе бесплатного снабжения выглядит словно бы «отступлением», а на самом же деле такое «отступление» - это продвижение вперёд, потому что, когда мы вступили в города, мы отступили.

·   Отказ от системы заработной платы имеет преимущества. Во-первых, питание обеспечено, и человек не умрёт с голоду, во-вторых, сохраняется здоровье человека.

·   Я не верю, что осуществление системы бесплатного снабжения приведёт к тому, что люди разленятся, сократится рационализаторская и изобретательская деятельность, снизится активность.

·   [В Китае] зерновая проблема в основном решена. …Благодаря обильному урожаю… …зерна у нас теперь много…

·   …Сельское хозяйство наладили, сельское хозяйство поставлено на рельсы, а промышленность ещё на рельсы не поставлена…

·   Когда вы возвратитесь к себе на места, оставьте все дела и в течение нескольких месяцев занимайтесь исключительно промышленностью… Мы должны во что бы то ни стало в 3-5-7 лет превратить нашу страну в индустриальную державу.

·   Надо изменить взгляд на проблему роста населения. Раньше речь шла о 800 миллионах населения, а теперь даже миллиард и несколько сот миллионов населения не составляет проблемы.

·   На мой взгляд, «деревенский» стиль, партизанские привычки - это всё же хорошо… Надо восстановить военные традиции, традиции Красной армии, 8-й армии и Народно-освободительной армии. Я просил товарища Чэнь Бо-да лично подготовить к изданию книгу «Маркс, Энгельс, Ленин, Сталин об армии». Я прочитал оттуда одну-две статьи и наткнулся на мысль, что с древних времён многие начинания осуществлялись прежде всего в армии.

·   Именно в городах и надо распространять «деревенский» стиль и партизанские привычки.»[2]

По сути, эта политика сводилась к «казарменному социализму», который опирался и оправдывался идеологией маоизма, созданной Мао Цзэдуном.

Согласно Большой Советской Энциклопедии, «Маоизм, враждебное марксизму-ленинизму мелкобуржуазно-националистическое течение в Коммунистической партии Китая. Маоизм представляет собой конгломерат субъективистско-волюнтаристических, вульгарно-материалистических идей, противопоставляемых марксистской философии, политической экономии, научному коммунизму, пролетарской стратегии и тактике мирового коммунистического движения. Маоизм призван обосновывать авантюристическую политику «казарменного коммунизма». Краеугольным камнем Маоизм является антисоветизм.

В виде самостоятельной платформы Маоизм сложился в конце 50-х годов 20 века. Возникновение Маоизм непосредственно связано с деятельностью Мао Цзэдуна. На 9-м съезде КПК (1969) Маоизм, именуемый официально в Китае «идеи Мао Цзэдуна», был объявлен «теоретической основой, определяющей идеи КПК», и провозглашен «марксизмом-ленинизмом современной эпохи»...»[3]

После заседания в Бэйдайхе было ускоренно создание коммун, в результате чего 720 тыс. сельскохозяйственных производственных кооператива были объединены в 26 тыс. коммун.

В коммунах обобществлялся труд, основные средства производства и даже вся собственность крестьян - приусадебные участки становились собственностью коммуны. Было введено уравнительное распределение доходов, бесплатное, хотя скорее безденежное, питание в столовых.

В коммунах должно было развиваться не только сельское хозяйство, но также и промышленность, такая как плавка металла, изготовление сельскохозяйственного инвентаря, транспортных средств и др.

Не только труд, но даже быт военизировались. В целом положение трудящихся было тяжелым, но рабочие трудились с энтузиазмом, не покладая рук, следуя лозунгу «Три года напряженного труда- десять тысяч лет счастья!», который собирал огромные массы народа: заниматься физическим трудом обязаны были не только рабочие и крестьяне, но и представители партии, служащие государственного аппарата. [см. там же с. 48] Об этом нам прямо говорит следующий фрагмент из выступления Мао Цзэдуна на заседании в Бэйдайхе: «Надо делать упор на деревенский стиль работы, на партизанские привычки, надо один месяц в году уделять физическому труду, поочередно отправляться в село для участия в сельскохозяйственных работах.»[4]

Но что за личностью был Мао Цзэдун, стоящий во главе партии и правящий страной в этот период? Попробуем в этом разобраться.

 

Хунвейбины выходят на сцену

Хунвейбины - «Красная гвардия» - впервые заявили о себе в конце мая 1966 года в Пекине, в обычной средней школе при университете Цинхуа, где был оглашен специальный «Манифест»: «Мы клянемся, что ради защиты ЦК и великого вождя Председателя Мао, не задумываясь, отдадим последнюю каплю крови, решительно доведем до конца культурную революцию». [4]

Ниже представлен ответ Мао Цзэдуна хунвейбинам средней школы при Университете Цинхуа.

«Товарищи хунвейбины из средней школы при Университете Цинхуа!

Получил ваши две дацзыбао, посланные мне 28 июля, а также письмо с просьбой ответить. В ваших дацзыбао от 24 июня и 4 июля выражается негодование и осуждение в связи с тем, что помещики, буржуазия, империалисты, ревизионисты и их приспешники эксплуатируют и подавляют рабочих, крестьян, революционную интеллигенцию и революционные партии и группы, и объясняется, что ваш бунт против них правомерен.

Я горячо поддерживаю вас. Одновременно я выражаю горячую поддержку дацзыбао боевой группы «Хунци» средней школы при Университете Цинхуа, в которой говорится о том, что бунт против реакционеров правомерен, и очень хорошему выступлению товарища Пэн Сяомэна от имени боевой группы «Хунци» 25 июля на общем собрании преподавателей и студентов Пекинского университета. Здесь я должен сказать, что я и мои революционные соратники стоим на таких же позициях. В равной мере мы горячо поддерживаем всех, кто стоит на одинаковых с вами позициях в движении культурной революции как в Пекине, так и во всей стране. Мы вас поддерживаем и в то же время требуем, чтобы вы обратили внимание на сплочение всех, кого можно сплотить, а тем, кто совершил серьёзные ошибки, надо, указав на их ошибки, дать возможность работать и исправить их и стать новыми людьми.

Маркс говорил: «Пролетариат не только должен освободить самого себя, но и должен освободить всё человечество. Если он не сможет освободить всё человечество, то и сам пролетариат не сможет по-настоящему добиться освобождения».

Прошу товарищей также обратить внимание на эту истину.

(1 августа 1966 г.)»[5]

Хунвейбины стали опорой «культурной революции». Получив одобрение «сверху», они принялись за массовые бесчинства.

Занятия в школах и ВУЗах были прекращены, «Красная гвардия» начала преследования интеллигенции: профессоров, школьных учителей, деятелей литературы и искусства - всех тех, «кто выступает против Мао Цзэдуна», а по сути тех, кто имел самостоятельные суждения о положении в стране.[6]

Главными врагами хунвейбинов стали Лю Шао-ци, который был объявлен «ревизионистским черным командующим», и Дэн Сяопин - «главарь номер два».[7]

В августе 1966 года был созван XXI пленум ЦК КПК, в работе которого не участвовали многие члены ЦК, ставшие жертвами репрессий. Во время работы пленума партийные руководители в центре и на местах были обвинены в том, что они «осуществляют диктатуру буржуазии». Мао Цзэдун призвал к разгрому партийных органов. Пленум выступил за ликвидацию части парторганизаций и смену руководства других. Из пяти заместителей председателя ЦК был оставлен один министр обороны Линь Бяо. [8]

После пленума бесчинства хунвейбинов, руководимых «группой по делам культурной революции» приняли еще более массовый характер. В1966-м году в одном лишь Пекине за месяц (с конца августа до конца сентября) красные гвардейцы убили 1 722 человека, изгнали из столицы более 85 000. К началу октября - уже около 400 тысяч буржуазных ревизионистов и прочих «чертей» отправились из городов в ссылку. Мао всё хуже и хуже контролировал основную массу «генералов культурной революции», хоть главные направления развития хаоса оставались под его контролем. [ см. там же с. 52]

Осенью 1967 года Мао применил армию против хунвейбинов, которых он теперь изобличал как «некомпетентных» и «политически незрелых». Иногда хунвейбины оказывали сопротивление армии. Так, 19 августа 1967 года в город Гуйлинь после долгой позиционной войны вошли 30 тысяч солдат и бойцов народной крестьянской милиции. В течение шести дней в городе истребили почти всех хунвейбинов. Мао угрожал, что если хунвейбины будут драться с армией, убивать людей, разрушать транспортные средства или жечь костры, то они будут уничтожены. В сентябре 1967 года отряды и организации хунвейбинов самораспустились. Пятеро главарей хунвейбинов вскоре были высланы работать на свиноферму в глубокой провинции. 27 апреля 1968 года нескольких руководителей «бунтарей» в Шанхае приговорили к смерти и публично расстреляли. Осенью 1967 года миллион молодых людей (а в 1970 году 5,4 миллиона) были сосланы в отдаленные районы, многие пробыли там более десяти лет.[9]

 

Заключение

 

В данной работе были исследованы предпосылки начала «Культурной революции». Также был изучен сам ход событий.

О результатах «культурной революции» судить сложно.

С одной стороны, Мао Цзэдун достиг тех целей, которые ставил перед собой в ходе революции: ему удалось добиться устранения тех фигур в высшем партийном руководстве, которые оказывали ему наибольшее противодействие. Лю Шаоци, Пэн Дэхуай, как и сотни тысяч других членов партии, погибли в заключении, Дэн Сяопин, Чэнь Юнь, как и миллионы других, были репрессированы. Всего за годы «культурной революции» репрессиям подверглись около 5 млн. членов партии и многие миллионы беспартийных. Мао Цзэдуну удалось сокрушить прежний и установить новый политический механизм в стране, более соответствовавший его представлениям о сути «китайской модели коммунизма».

Экономические результаты Культурной революции удавалось сохранить вплоть до 1978 года. В промышленности, сельском хозяйстве и торговле ещё существует доля частной собственности; социалистическая общественная собственность ещё не является полностью общенародной.

С другой стороны, выдохшейся и обескровленной стране предстояло зализывать раны и оправляться от десяти лет сплошного кошмара. Ей предстояло построить одну из мощнейших экономик в мире и заполонить магазины Лондона, Сан-Франциско и Москвы товарами с маркой «Сделано в Китае». Китайцы с облегчением устремили взгляды туда, куда неизменно устремляли их в трудную минуту, - к Золотому веку мифических императоров древности, правивших мудро и справедливо. Конфуций любил приводить этот век в пример живущим. [1]

 


Список использованной литературы

 

1 Желоховцев А. «Культурная революция» с близкого расстояния. М., Политиздат, 1973 г.

Юрьев М.Ф. История стран Азии и Африки в новейшее время. - М., 1979 г.

Воеводин С.А., Гудошников Л.М. Идейно-политическая сущность маоизма. - М.: «Наука», 1977 г. //library.maoism.ru/

Материалы XXIV съезда КПСС, Маоизм. - 1971 г. //bse.sci-lib.com/

Маоизм без прикрас. - М., «Прогресс», 1980 г. //library.maoism.ru/

6 Шевелев В.Н. Мао Цзэдун- Великий Кормчий. - М.,2009 г.

7 Делюсин Л. П. «Культурная революция» в Китае. - М., 1967 г.

Дубровская Д. Мао на войне с культурой. //Вокруг света. http://www.vokrugsveta.ru/

9 Выступления и статьи Мао Цзэдуна разных лет, ранее не публиковавшиеся в печати. Сборник. Выпуск шестой. - М., «Прогресс», 1976 г.

Усов В.Н. КНР: от «большого скачка» к «культурной революции» (1960-1966 гг.). М., 1998 г. //ru.wikipedia.org/

Доклад Линь Бяо на IX съезде партии в 1963 г. //maoism.ru/

Усов В.Н. «Культурная революция» в Китае. Китай: история в лицах и событиях. - М., 1991 г. //ru.wikipedia.org/

Переломов, Л. С. Империя Цинь - первое централизованное государство в Китае (221-202 гг. до н. э.) // Академия наук СССР. Институт народов Азии. - М., Изд-во восточ. лит., 1962 г.

Материалы с сайта //www.nb-info.ru/

15 Dittmer L. China’s Continuous Revolution: The Post-Liberation Epoch, 1949-1981.

Содержание

 

Введение. Предпосылки «культурной революции»

Курс «трех красных знамен»

Мао Цзэдун - Великий Кормчий. Периоды «культурной революции

Первый этап - начало «культурных» преобразований

Хунвейбины выходят на сцену

Второй этап - Школы кадров 7 мая. Последний полет наследного принца

Третий этап - разгром «контрреволюционной» «банды четырех»

Итоги «культурной революции»

Заключение

Список использованной литературы

 


Введение

 

«Культурная революция» - термин, обозначающий политические события с ноября 1965 по октябрь 1976 года в истории КНР.[1]

Любое историческое событие состоит, как из положительных, так и из отрицательных моментов. Современное состояние страны складывается из предшествующих политических событий. И «культурная революция» в Китае, по-моему, очень важный момент в истории становления страны, потому что в этот период произошли коренные изменения в жизни китайского общества. «Культурная революция» сломала все старые общественные отношения в Китае, расчистив место, для становления новых.

Но нельзя утверждать, что «культурная революция» понесла за собой только положительные моменты. Не зря многие современные ученые- историки с негативом относятся к событиям «культурной революции».

В любом случае, «культурная революция» захватывает из жизни страны период протяженностью в десять лет, и следовательно, никак не может остаться бесследным. Именно поэтому, эта тема представляется мне актуальной.

Целью данной работы является изучение предпосылок, сам ход и результаты «Великой пролетарской культурной революции» в КНР на основе работ ученых, посвященных этой теме, источников, непосредственно касающихся ее и научных статей журналов. И в конце, мы попытаемся сложить собственное мнение о данной проблеме.

Задачи курсовой работы: изучение предпосылок «культурной революции». Провал курса «трех красных знамен», который повлек за собой борьбу внутри партии и повлиял на дальнейший поворот событий.

Мао Цзэдун - Великий Кормчий, стоявший «у руля» страны в этот период и руководивший, как позже будут говорить, хаосом «культурной революции». Но до того, как прийти к власти, Великому Кормчему пришлось преодолеть длинный и трудный путь, во время которого, он учился, получал образование, сформировал свои основные политические идей, в последующем, ставшими идеологией всей страны. Также именно в период своего становления Мао Цзэдун сформировал свое окружение и получил авторитет и популярность среди народа.

Далее, будет исследован непосредственно ход «культурной революции», которая делится на три этапа:этап продолжается с ноября 1965 года по 1969 год. Начало этому периоду революции положило написание статьи, критикующей пьесу «Разжалование Хай Жуя» пекинского партийца У Ханя.

После этого началась «чистка кадров», по стране, в частности среди общества интеллигенции, и по государственному аппарату, прокатилась волна репрессий, против тех, кто «был против Мао Цзэдуна», а по сути просто имевших самостоятельное мнение о положении страны.

Также к этому периоду относятся и бесчинства хунвейбинов, «Красной гвардии», которые получив благословения сверху, стали преследовать интеллигенцию, уничтожать культурное наследие страны, и, в целом, стали для страны кошмаром наяву.этап захватывает период с мая 1969 года, когда в стране начали создаваться школы кадров 7 мая, по 1973 год. В этот период произошел новый кризис внутри правящей партии, связанный в неудачным «государственным переворотом» «наследного принца» Линь Бяо, погибшего позже при странных обстоятельствах в авиакатастрофе над Монголией.этап- это этап завершения революции, длившийся с 1973 по 1976 год, собственно до кончины Мао Цзэдуна 9 сентября 1976 года. Этот период характеризуется правлением «банды четырех», состоявшей из Цзян Цин, Яо Вэньюань, Чжан Чуньцяо и Ван Хунвэнь.

В качестве источников были использованы выступления Мао Цзэдуна на съездах и заседаниях партии, его письма и указания, решения съездов КПК, а также статьи и данные из газеты «Жэньминь Жибао».

Работы была сделана на основе работ и монографий различных ученых, посвященных данной проблеме, такие как Шевелев В.Н. «Мао Цзэдун - Великий Кормчий», Желоховцев А. «Культурная революция» с близкого расстояния и др. Также была задействована статья из журнала «Вокруг света» «Мао на войне с культурой».

Структура работы:

.   Во введение рассмотрены вопросы актуальности темы, сформулированы цели и задачи, дана краткая характеристика источников и историографии.

.   В первом разделе изучены предпосылки революции, социально-экономическое состояние страны на период революции, идеология правящих кругов, личность Мао Цзэдуна.

.   Во втором разделе поэтапно исследован ход проведения революции, роль молодежи в ней, репрессии, политическая борьба в этот период, и результаты «культурной революции».

.   В заключении подведен итог курсовой работы и «культурной революции» в целом.

 


I. Предпосылки «культурной революции»

Курс «трех красных знамен»

 

К началу 60-х годов XX века стал выявляться провал курса «трех красных знамен».

Целью курса «трех красных знамен» был переход к коммунизму в кратчайшие сроки.

В мае 1958 года II сессия VIII съезда КПК приняла новую генеральную линию, а именно: «напрягая все силы, стремясь вперед, строить социализм по принципу больше, быстрее, лучше, экономнее».[1]

·   Следующий шаг на пути формирования этого курса был сделан на заседании Политбюро ЦК КПК в Бэйдайхе в августе 1958 года с участием первых секретарей провинциальных комитетов КПК. Мао Цзэдун выступил на нем с изложением своего представления об идеальной организации общества[1]: «В течение месяца надо отдыхать два дня, в полмесяца - один день. В страдную пору надо отдыхать поменьше, в нестрадную - побольше.

·   Придерживаться системы бесплатного снабжения, вести коммунистический образ жизни - значит противопоставить марксистский стиль буржуазному стилю.

·   Возврат к системе бесплатного снабжения выглядит словно бы «отступлением», а на самом же деле такое «отступление» - это продвижение вперёд, потому что, когда мы вступили в города, мы отступили.

·   Отказ от системы заработной платы имеет преимущества. Во-первых, питание обеспечено, и человек не умрёт с голоду, во-вторых, сохраняется здоровье человека.

·   Я не верю, что осуществление системы бесплатного снабжения приведёт к тому, что люди разленятся, сократится рационализаторская и изобретательская деятельность, снизится активность.

·   [В Китае] зерновая проблема в основном решена. …Благодаря обильному урожаю… …зерна у нас теперь много…

·   …Сельское хозяйство наладили, сельское хозяйство поставлено на рельсы, а промышленность ещё на рельсы не поставлена…

·   Когда вы возвратитесь к себе на места, оставьте все дела и в течение нескольких месяцев занимайтесь исключительно промышленностью… Мы должны во что бы то ни стало в 3-5-7 лет превратить нашу страну в индустриальную державу.

·   Надо изменить взгляд на проблему роста населения. Раньше речь шла о 800 миллионах населения, а теперь даже миллиард и несколько сот миллионов населения не составляет проблемы.

·   На мой взгляд, «деревенский» стиль, партизанские привычки - это всё же хорошо… Надо восстановить военные традиции, традиции Красной армии, 8-й армии и Народно-освободительной армии. Я просил товарища Чэнь Бо-да лично подготовить к изданию книгу «Маркс, Энгельс, Ленин, Сталин об армии». Я прочитал оттуда одну-две статьи и наткнулся на мысль, что с древних времён многие начинания осуществлялись прежде всего в армии.

·   Именно в городах и надо распространять «деревенский» стиль и партизанские привычки.»[2]

По сути, эта политика сводилась к «казарменному социализму», который опирался и оправдывался идеологией маоизма, созданной Мао Цзэдуном.

Согласно Большой Советской Энциклопедии, «Маоизм, враждебное марксизму-ленинизму мелкобуржуазно-националистическое течение в Коммунистической партии Китая. Маоизм представляет собой конгломерат субъективистско-волюнтаристических, вульгарно-материалистических идей, противопоставляемых марксистской философии, политической экономии, научному коммунизму, пролетарской стратегии и тактике мирового коммунистического движения. Маоизм призван обосновывать авантюристическую политику «казарменного коммунизма». Краеугольным камнем Маоизм является антисоветизм.

В виде самостоятельной платформы Маоизм сложился в конце 50-х годов 20 века. Возникновение Маоизм непосредственно связано с деятельностью Мао Цзэдуна. На 9-м съезде КПК (1969) Маоизм, именуемый официально в Китае «идеи Мао Цзэдуна», был объявлен «теоретической основой, определяющей идеи КПК», и провозглашен «марксизмом-ленинизмом современной эпохи»...»[3]

После заседания в Бэйдайхе было ускоренно создание коммун, в результате чего 720 тыс. сельскохозяйственных производственных кооператива были объединены в 26 тыс. коммун.

В коммунах обобществлялся труд, основные средства производства и даже вся собственность крестьян - приусадебные участки становились собственностью коммуны. Было введено уравнительное распределение доходов, бесплатное, хотя скорее безденежное, питание в столовых.

В коммунах должно было развиваться не только сельское хозяйство, но также и промышленность, такая как плавка металла, изготовление сельскохозяйственного инвентаря, транспортных средств и др.

Не только труд, но даже быт военизировались. В целом положение трудящихся было тяжелым, но рабочие трудились с энтузиазмом, не покладая рук, следуя лозунгу «Три года напряженного труда- десять тысяч лет счастья!», который собирал огромные массы народа: заниматься физическим трудом обязаны были не только рабочие и крестьяне, но и представители партии, служащие государственного аппарата. [см. там же с. 48] Об этом нам прямо говорит следующий фрагмент из выступления Мао Цзэдуна на заседании в Бэйдайхе: «Надо делать упор на деревенский стиль работы, на партизанские привычки, надо один месяц в году уделять физическому труду, поочередно отправляться в село для участия в сельскохозяйственных работах.»[4]

Но что за личностью был Мао Цзэдун, стоящий во главе партии и правящий страной в этот период? Попробуем в этом разобраться.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2020-03-14; просмотров: 246; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 13.58.252.8 (0.087 с.)