Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Предметно-развивающая среда в доу для проведения сюжетно-ролевых игр старших дошкольниковСтр 1 из 6Следующая ⇒
ПРЕДМЕТНО-РАЗВИВАЮЩАЯ СРЕДА В ДОУ ДЛЯ ПРОВЕДЕНИЯ СЮЖЕТНО-РОЛЕВЫХ ИГР СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ
Исполнитель: Титова Елена Викторовна. Руководитель: Ломаева М.В., к.п.н., доцент
Нижний Тагил 2014
ОГЛАВЛЕНИЕ
ВВЕДЕНИЕ ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ОРГАНИЗАЦИИ ПРЕДМЕТНО-РАЗВИВАЮЩЕЙ СРЕДЫ ДЛЯ СЮЖЕТНО-РОЛЕВОЙ ИГРЫ В ДОУ Характеристика сюжетно-ролевой игры старших дошкольников Предметно-развивающая среда в ДОУ Условия организации предметно-развивающей среды ДОУ для проведения сюжетно-ролевых игр старших дошкольников ГЛАВА 2. ПРОЕКТИРОВАНИЕ ПРЕДМЕТНО-РАЗВИВАЮЩЕЙ СРЕДЫ В ДОУ ДЛЯ ОРГАНИЗАЦИИ СЮЖЕТНО-РОЛЕВОЙ ИГРЫ СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ Изучение сформированности игровых навыков у старших дошкольников Методические рекомендации по проектированию предметно-развивающей среды для организации сюжетно-ролевой игры старших дошкольников ЗАКЛЮЧЕНИЕ СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ ВВЕДЕНИЕ
Ведущим мотивом игры в старшем дошкольном возрасте становится познавательный интерес, проявляющийся в стремлении познать окружающую действительность. Процесс познания - творческий процесс, и задача педагога - поддержать и развивать в ребёнке интерес к исследованиям, открытиям, создать необходимые для этого условия. Формирование устойчивых познавательных интересов возможно лишь путем расширения детских представлений об окружающей жизни, о труде взрослых, которым дети подражают в своих играх. Знакомство ребенка с окружающим миром начинается с первых мгновений жизни. Дети всегда и везде в той или иной форме соприкасаются с предметами и явлениями окружающего мира. Все привлекает внимание ребенка, удивляет его, дает богатую пищу для детского развития. Взрослый становится проводником в мир вещей, предметов, явлений и событий. Ознакомление дошкольников с окружающим миром - это средство образования в их сознании реалистических знаний о мире, основанных на чувственном опыте и воспитание правильного отношения к нему. Знакомство с окружающим миром является источником первых конкретных знаний и тех радостных переживаний, которые часто запоминаются на всю жизнь. Как показывает практика, воспитатели старших групп, главным образом разучивают с детьми готовые сюжеты игры, предусмотренные Программой. Воспитатели стремятся охватить игрой по заданному сюжету всю группу. Дети не хотят играть самостоятельно в «разученные» игры, но по предложению педагога они их воспроизводят. Это объясняется отсутствием у детей интереса к сюжетам игр.
Психологи и педагоги А.Н. Леонтьев, Д.Б. Эльконин, Л.С. Выготский, Е.А. Аркин и др. показывают, что для того, чтобы игра состоялась, необходимо игровое пространство, в котором существует игровое действие, сюжет и роль. Игровое пространство характеризуется нами на основе теории Л.С. Выготского о воображении, как основе творчества.Особенности сюжетно-ролевой игры раскрыты в работах психологов Л.С. Выготского, Д.Б. Эльконина, А.В. Запорожца и педагогов Р.И. Жуковской, Д.В. Менджерицкой, А.П. Усовой, Н.Я. Михайленко. Под игровым пространством мы понимаем не конкретное место, а собирательный образ места, который создается для игры и чаще всего связан со словесным обозначением предметов. Предметно-игровая среда в современных дошкольных учреждениях должна отвечать определенным требованиям: это, прежде всего, свобода достижения ребенком темы, сюжета игры, тех или иных игрушек, места и времени игры. Педагог должен обеспечить свободу действий в условиях групповой комнаты, предусмотреть ее тематический и сюжетный поворот, найти для каждой игры только ей присущий стиль игрового интерьера и оборудования. Управление игрой при помощи игрового материала может оказать существенное влияние на развитие в игре детей. Благодаря идущей в настоящее время реформе дошкольного образования, в детских садах исчезло такое явление как нехватка свободного времени на игру. Но остались еще некоторые проблемы, одна из которых -организация предметно-игровой среды в разных возрастных группах в условиях детского сада. Как показывает изучение практики, многие педагоги считают, что главным в группе детского сада является создание так называемой «визуальной красоты и наполняемости». При таком подходе к организации среды группы полностью нивелируется ее содержательная сторона и такой принцип как обеспечение развивающего влияния среды на ребенка-дошкольника. Данный вопрос и определял актуальность нашего исследования.
В нашем исследовании рассматривалась более узкая часть предметно-развивающей среды - среда предметно-игровая, изучалось ее влияние на развитие сюжетно-ролевой игры детей старшего дошкольного возраста. При изучении психолого-педагогической литературы нами было выявлено противоречие между необходимостью организации предметно-развивающей среды детей старшего дошкольного возраста в соответствии с требованиями ФГОС ДО и недостаточным оснащением помещений ДОУ. Выявленное противоречие позволило обозначить проблему исследования: выявление условий организации предметно-развивающей среды в ДОУ для проведения сюжетно-ролевых игр старших дошкольников. Данная проблема позволила сформулировать тему исследования: «Предметно-развивающая среда в ДОУ для проведения сюжетно-ролевых игр старших дошкольников». Объект исследования: организация предметно-развивающей среды для старших дошкольников. Предмет исследования: психолого-педагогические условия организации предметно-развивающей среды ДОУ для проведения сюжетно-ролевых игр старших дошкольников. Цель исследования: выявить и теоретически обосновать требования к организации предметно-развивающей среды для проведения сюжетно-ролевых игр старших дошкольников. Гипотеза исследования: при организации предметно-развивающей среды для проведения сюжетно-ролевых игр должны, вероятно, выполняться следующие условия: - среда должна выполнять организационную, образовательную, развивающую, воспитывающую, стимулирующую, коммуникативную функции; - среда должна регулярно обогащаться. В соответствии с целью и гипотезой исследования были определены следующие задачи: . Дать характеристику сюжетно-ролевой игры старших дошкольников. . Описать предметно-развивающую среду детского сада. . Выявить условия организации предметно-развивающей среды ДОУ для проведения сюжетно-ролевых игр старших дошкольников в соответствии с ФГОС ДО. . Изучить практику работы ДОУ по созданию предметно-развивающей среды для сюжетно-ролевых игр детей. . Разработать проект предметно-развивающей среды для организации сюжетно-ролевой игры старших дошкольников в соответствии с ФГОС ДО. Специфика объекта и предмета исследования определили необходимость использования разнообразных методов исследования: - теоретический анализ педагогической, психологической литературы, связанной с кругом проблем, обозначенных задачами исследования; - наблюдение за процессом сюжетно-ролевой игры дошкольников в группе. База исследования - МКДОУ «детский сад №18 «Вишенка» г. Реж Свердловской области. Структура и объем работы: работа состоит из введения, двух глав, заключения, библиографического списка, включающего 43 наименования, приложения. Общий объем работы 58 страницы компьютерного текста. Практическая значимость исследования заключается в том, что составлен и апробирован комплекс мероприятий, который направлен на организацию предметно-развивающей среды.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Особенности детской игры в старшем дошкольном возрасте состоят в том, что игра в этом возрасте непрерывно создает такие ситуации, которые требуют от ребенка действий не по непосредственному импульсу, а по линии наибольшего сопротивления. Специфическое удовольствие игры в старшем дошкольном возрасте связано с преодолением непосредственных побуждений, с подчинением правилу, заключенному в роли.
Под предметно-развивающей средой дошкольного учреждения следует понимать такое предметное наполнение, организация которого влияет на развитие ребёнка наиболее эффективно. Непременное условие её построения - опора на личностно-ориентированную модель взаимодействие между детьми и взрослыми. Отсюда мы делаем вывод, что предметно - развивающая среда должна выполнять две важнейшие функции - информативную и развивающую. Условиями организации предметно-развивающей среды для проведения сюжетно-ролевых игр являются следующие: среда должна выполнять организационную, образовательную, развивающую, воспитывающую, стимулирующую, коммуникативную функции; среда должна регулярно обогащаться. Изучение уровня сформированности сюжетно-ролевой игры у старших дошкольников показало, что сюжетно-ролевые игры детей характеризуются средним уровнем развития, бедны по содержанию и тематике. В самостоятельных играх наблюдается многократная повторяемость сюжетов, без внесения детьми новых сюжетных линий. С целью повышения уровня сформированности игровых навыков у старших дошкольников нами были разработаны методические рекомендации по организации предметно-развивающей среды в ДОУ. СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1. Федеральный закон от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ ОБ ОБРАЗОВАНИИ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ . Федеральный государственный образовательный стандарт среднего (полного) общего образования (утвержден приказом Минобрнауки России от 17 мая 2012 г. № 413) . Выписка из приказа управления образования администрации Николаевского муниципального района от 10.09.2012 г. № 299 -осн.р "О создании новой команды методистов по введению и сопровождению ФГОС НОО, ФГОС ООО" . Абузярова Л.А. Предметно-развивающая среда ДОУ // Ребенок в детском саду. - 2009. - №6. . Анурин В.Ф. Интеллектуальный тренинг [Текст] / В.Ф. Анурин. - М.: "Академический Проект", 2005г., 15с . Артамонова О. Предметно-пространственная среда: ее роль в развитии личности // Дошкольное воспитание. - 2005. - №4.. . Бабаева Т.И., Гогоберидзе А.Г. «Детство: Примерная основная общеобразовательная программа дошкольного образования» ООО «Издательство «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2011
. Бабаева Т.И., Гогоберидзе А.Г. «Мониторинг в детском саду». Научно-методическое пособие.- «Издательство «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2011 . Венгер, Л. А. А. В. Запорожец: Гуманизация дошкольного воспитания // Дошкольное воспитание. - 2008. - № 8. - С.5-7 . Выготский, Л.С. Игра и ее роль в психологическом развитии ребенка [Текст] /Л.С.Выготский // Вопросы психологии. - 2006. - №6. . Гринявичене Н.Т. Игра и новый подход к организации предметно-игровой среды. / Творчество и педагогика (материалы Всесоюзной научно-практической конференции) [Текст]/Н.Т.Гринявичене. - М.: Педагогика, 2006. - 311 с. . Денисенкова Н. Как организовать окружающую среду (практика развития) // Дошкольное воспитание. - 2003. - №12. - С.17-21. . Игра и дети/журнал «Дошкольное воспитание», 2008 год № 7 . Калинина Р. Р. Психолого-педагогическая диагностика в детском саду. - СПб.: Речь, 2003. - 144 с. . Кирьянова Р.А. Принципы построения предметно-развивающей среды в дошкольном образовательном учреждении[Текст] / Р.А. Кирьянова // Дошкольная педагогика. - 2004.- №11.- С. 27-30. . Кирьянова Р.А. Принципы построения предметно-развивающей среды в дошкольном образовательном учреждении[Текст] / Р.А. Кирьянова // Дошкольная педагогика. - 2004.- №11.- С. 27-30. . Козлова С.А., Куликова Т.А. Дошкольная педагогика. - М.: Академия, 2001. - 416 с. . Колунтаева Л.И. Организация предметной среды детского сада //Воспитатель ДОУ 2009 №5 . Краснощекова Н.В. Сюжетно - ролевые игры для детей дошкольного возраста / Ростов - на - Дону, 2007. . Либерман А., Репина О. Как развивать способность создавать игровой сюжет/журнал «Дошкольное воспитание» №10, с.38, № 11, с.39 . Лобанова Е.А. Дошкольная педагогика: учебно-методическое пособие. - Балашов: Николаев, 2005. - 76 с. . Маханева М.Д. Влияние среды на формирование и развитие личности ребенка // Дошкольное воспитание. - 2009. - №2. - С.4-6 . Менджерицкая Д. Детские игры/журнал «Дошкольное воспитание» № 5, стр.10 . Меремьянина О.Р., Казанцева А.С. Предметно-развивающее пространство в ДОУ //Воспитатель ДОУ 2008 №7 . Нищева Н.В Предметно-пространственная развивающая среда в детском саду. Принципы построения, советы, рекомендации / Сост. Н.В. Нищева. - Спб., “ДЕТСТВО-ПРЕСС”, 2006.-128 с., ил. . Новоселова С. Развивающая предметная среда: Методические рекомендации по проектированию вариативных дизайн - проектов развивающей предметной среды в детских садах и учебно-воспитательных комплексах Л.Н. Павлова. 2-е изд. - М.: Айресс Пресс, 2007. - 119 с. . Новоселова, С.Л. Игра: определение, происхождение, история, современность [Текст]/ С.Л.Новоселова//Детский сад: от А до Я, 2003.- №6.-С. 43-48. . Особенности ролевых игр в раннем и старшем дошкольном возрасте /журнал «Дошкольное воспитание» № 11, 2008 год, стр.54 . Петровский В.А. Построение развивающей среды в дошкольном учреждении. - М.: Просвещение, 1993. - 216 с. . Предметно-пространственная развивающая среда в детском саду. / Сост. Н. В. Нищева. СПб.: «ДЕТСТВО - ПРЕСС» 2007. - 128 с., ил.
. Программа воспитания и обучения в детском саду / под ред. М.А. Васильевой, В.В. Гербовой, Т.С. Комаровой. - М.: Воспитание дошкольников, 2008. - 208 с. . Проектирование развивающей предметно-пространственной среды современного детского сада.// Журнал "Справочник руководителя дошкольного учреждения", 2010. . Прохорова Л.Н. Организация экспериментальной деятельности дошкольников [Текст]: Методические рекомендации / под общ. Ред. Л.Н. Прохоровой. - М.: АРКТИ, 2003.-64с. . Прохорова Л.Н. Организация экспериментальной деятельности дошкольников [Текст]: Методические рекомендации / под общ. Ред. Л.Н. Прохоровой. - М.: АРКТИ, 2003.-64с. . Режиссерские игры с песком и водой/журнал «Дошкольное воспитание» № 10, 2007 год, стр.26 . Роль творческой игры в знакомстве детей с окружающей жизнью/журнал «Дошкольное воспитание», 2008 год, № 6, стр.15 . Руководство играми детей в дошкольном учреждении: Из опыта работы. Н.А. Рыжова. - М.: Линка-Пресс, 2004. -174 с. . Рыжова Н.А. Развивающая среда дошкольных учреждений (Из опыта работы). М., ЛИНКА-ПРЕСС, 2003.-192 с. . Савенков А.И. Психологические основы исследовательского подхода к обучению [Текст]: Учебное пособие / А.И. Савенков. - М.: Ось-89, 2006. - 480 с. . Савицкая Н.М., Сафонова Л.О., Лаврентьева О.И. Маркеры игрового пространства в предметно-развивающей среды ДОУ //Дошкольная педагогика. 2013 №2. . Смирнова Е. Детский сад: оценка предметно-развивающей среды //Дошкольное воспитание. 2010 №4. . Сюжетно-ролевые игры на прогулке/журнал «Дошкольное воспитание» № 1, 2008 год, стр.71 ПРЕДМЕТНО-РАЗВИВАЮЩАЯ СРЕДА В ДОУ ДЛЯ ПРОВЕДЕНИЯ СЮЖЕТНО-РОЛЕВЫХ ИГР СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ
Исполнитель: Титова Елена Викторовна. Руководитель: Ломаева М.В., к.п.н., доцент
Нижний Тагил 2014
ОГЛАВЛЕНИЕ
ВВЕДЕНИЕ ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ОРГАНИЗАЦИИ ПРЕДМЕТНО-РАЗВИВАЮЩЕЙ СРЕДЫ ДЛЯ СЮЖЕТНО-РОЛЕВОЙ ИГРЫ В ДОУ Характеристика сюжетно-ролевой игры старших дошкольников Предметно-развивающая среда в ДОУ Условия организации предметно-развивающей среды ДОУ для проведения сюжетно-ролевых игр старших дошкольников ГЛАВА 2. ПРОЕКТИРОВАНИЕ ПРЕДМЕТНО-РАЗВИВАЮЩЕЙ СРЕДЫ В ДОУ ДЛЯ ОРГАНИЗАЦИИ СЮЖЕТНО-РОЛЕВОЙ ИГРЫ СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ Изучение сформированности игровых навыков у старших дошкольников Методические рекомендации по проектированию предметно-развивающей среды для организации сюжетно-ролевой игры старших дошкольников ЗАКЛЮЧЕНИЕ СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ ВВЕДЕНИЕ
Ведущим мотивом игры в старшем дошкольном возрасте становится познавательный интерес, проявляющийся в стремлении познать окружающую действительность. Процесс познания - творческий процесс, и задача педагога - поддержать и развивать в ребёнке интерес к исследованиям, открытиям, создать необходимые для этого условия. Формирование устойчивых познавательных интересов возможно лишь путем расширения детских представлений об окружающей жизни, о труде взрослых, которым дети подражают в своих играх. Знакомство ребенка с окружающим миром начинается с первых мгновений жизни. Дети всегда и везде в той или иной форме соприкасаются с предметами и явлениями окружающего мира. Все привлекает внимание ребенка, удивляет его, дает богатую пищу для детского развития. Взрослый становится проводником в мир вещей, предметов, явлений и событий. Ознакомление дошкольников с окружающим миром - это средство образования в их сознании реалистических знаний о мире, основанных на чувственном опыте и воспитание правильного отношения к нему. Знакомство с окружающим миром является источником первых конкретных знаний и тех радостных переживаний, которые часто запоминаются на всю жизнь. Как показывает практика, воспитатели старших групп, главным образом разучивают с детьми готовые сюжеты игры, предусмотренные Программой. Воспитатели стремятся охватить игрой по заданному сюжету всю группу. Дети не хотят играть самостоятельно в «разученные» игры, но по предложению педагога они их воспроизводят. Это объясняется отсутствием у детей интереса к сюжетам игр. Психологи и педагоги А.Н. Леонтьев, Д.Б. Эльконин, Л.С. Выготский, Е.А. Аркин и др. показывают, что для того, чтобы игра состоялась, необходимо игровое пространство, в котором существует игровое действие, сюжет и роль. Игровое пространство характеризуется нами на основе теории Л.С. Выготского о воображении, как основе творчества.Особенности сюжетно-ролевой игры раскрыты в работах психологов Л.С. Выготского, Д.Б. Эльконина, А.В. Запорожца и педагогов Р.И. Жуковской, Д.В. Менджерицкой, А.П. Усовой, Н.Я. Михайленко. Под игровым пространством мы понимаем не конкретное место, а собирательный образ места, который создается для игры и чаще всего связан со словесным обозначением предметов. Предметно-игровая среда в современных дошкольных учреждениях должна отвечать определенным требованиям: это, прежде всего, свобода достижения ребенком темы, сюжета игры, тех или иных игрушек, места и времени игры. Педагог должен обеспечить свободу действий в условиях групповой комнаты, предусмотреть ее тематический и сюжетный поворот, найти для каждой игры только ей присущий стиль игрового интерьера и оборудования. Управление игрой при помощи игрового материала может оказать существенное влияние на развитие в игре детей. Благодаря идущей в настоящее время реформе дошкольного образования, в детских садах исчезло такое явление как нехватка свободного времени на игру. Но остались еще некоторые проблемы, одна из которых -организация предметно-игровой среды в разных возрастных группах в условиях детского сада. Как показывает изучение практики, многие педагоги считают, что главным в группе детского сада является создание так называемой «визуальной красоты и наполняемости». При таком подходе к организации среды группы полностью нивелируется ее содержательная сторона и такой принцип как обеспечение развивающего влияния среды на ребенка-дошкольника. Данный вопрос и определял актуальность нашего исследования. В нашем исследовании рассматривалась более узкая часть предметно-развивающей среды - среда предметно-игровая, изучалось ее влияние на развитие сюжетно-ролевой игры детей старшего дошкольного возраста. При изучении психолого-педагогической литературы нами было выявлено противоречие между необходимостью организации предметно-развивающей среды детей старшего дошкольного возраста в соответствии с требованиями ФГОС ДО и недостаточным оснащением помещений ДОУ. Выявленное противоречие позволило обозначить проблему исследования: выявление условий организации предметно-развивающей среды в ДОУ для проведения сюжетно-ролевых игр старших дошкольников. Данная проблема позволила сформулировать тему исследования: «Предметно-развивающая среда в ДОУ для проведения сюжетно-ролевых игр старших дошкольников». Объект исследования: организация предметно-развивающей среды для старших дошкольников. Предмет исследования: психолого-педагогические условия организации предметно-развивающей среды ДОУ для проведения сюжетно-ролевых игр старших дошкольников. Цель исследования: выявить и теоретически обосновать требования к организации предметно-развивающей среды для проведения сюжетно-ролевых игр старших дошкольников. Гипотеза исследования: при организации предметно-развивающей среды для проведения сюжетно-ролевых игр должны, вероятно, выполняться следующие условия: - среда должна выполнять организационную, образовательную, развивающую, воспитывающую, стимулирующую, коммуникативную функции; - среда должна регулярно обогащаться. В соответствии с целью и гипотезой исследования были определены следующие задачи: . Дать характеристику сюжетно-ролевой игры старших дошкольников. . Описать предметно-развивающую среду детского сада. . Выявить условия организации предметно-развивающей среды ДОУ для проведения сюжетно-ролевых игр старших дошкольников в соответствии с ФГОС ДО. . Изучить практику работы ДОУ по созданию предметно-развивающей среды для сюжетно-ролевых игр детей. . Разработать проект предметно-развивающей среды для организации сюжетно-ролевой игры старших дошкольников в соответствии с ФГОС ДО. Специфика объекта и предмета исследования определили необходимость использования разнообразных методов исследования: - теоретический анализ педагогической, психологической литературы, связанной с кругом проблем, обозначенных задачами исследования; - наблюдение за процессом сюжетно-ролевой игры дошкольников в группе. База исследования - МКДОУ «детский сад №18 «Вишенка» г. Реж Свердловской области. Структура и объем работы: работа состоит из введения, двух глав, заключения, библиографического списка, включающего 43 наименования, приложения. Общий объем работы 58 страницы компьютерного текста. Практическая значимость исследования заключается в том, что составлен и апробирован комплекс мероприятий, который направлен на организацию предметно-развивающей среды.
|
|||||||||
Последнее изменение этой страницы: 2020-03-14; просмотров: 719; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.191.68.50 (0.069 с.) |