Предметно-развивающая среда в доу для проведения сюжетно-ролевых игр старших дошкольников 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Предметно-развивающая среда в доу для проведения сюжетно-ролевых игр старших дошкольников



ПРЕДМЕТНО-РАЗВИВАЮЩАЯ СРЕДА В ДОУ ДЛЯ ПРОВЕДЕНИЯ СЮЖЕТНО-РОЛЕВЫХ ИГР СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ

 

 

Исполнитель:

Титова Елена Викторовна.

Руководитель: Ломаева М.В.,

к.п.н., доцент

 

Нижний Тагил 2014

 


ОГЛАВЛЕНИЕ

 

ВВЕДЕНИЕ

ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ОРГАНИЗАЦИИ ПРЕДМЕТНО-РАЗВИВАЮЩЕЙ СРЕДЫ ДЛЯ СЮЖЕТНО-РОЛЕВОЙ ИГРЫ В ДОУ

Характеристика сюжетно-ролевой игры старших дошкольников

Предметно-развивающая среда в ДОУ

Условия организации предметно-развивающей среды ДОУ для проведения сюжетно-ролевых игр старших дошкольников

ГЛАВА 2. ПРОЕКТИРОВАНИЕ ПРЕДМЕТНО-РАЗВИВАЮЩЕЙ СРЕДЫ В ДОУ ДЛЯ ОРГАНИЗАЦИИ СЮЖЕТНО-РОЛЕВОЙ ИГРЫ СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ

Изучение сформированности игровых навыков у старших дошкольников

Методические рекомендации по проектированию предметно-развивающей среды для организации сюжетно-ролевой игры старших дошкольников

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ


ВВЕДЕНИЕ

 

Ведущим мотивом игры в старшем дошкольном возрасте становится познавательный интерес, проявляющийся в стремлении познать окружающую действительность. Процесс познания - творческий процесс, и задача педагога - поддержать и развивать в ребёнке интерес к исследованиям, открытиям, создать необходимые для этого условия.

Формирование устойчивых познавательных интересов возможно лишь путем расширения детских представлений об окружающей жизни, о труде взрослых, которым дети подражают в своих играх.

Знакомство ребенка с окружающим миром начинается с первых мгновений жизни. Дети всегда и везде в той или иной форме соприкасаются с предметами и явлениями окружающего мира. Все привлекает внимание ребенка, удивляет его, дает богатую пищу для детского развития. Взрослый становится проводником в мир вещей, предметов, явлений и событий.

Ознакомление дошкольников с окружающим миром - это средство образования в их сознании реалистических знаний о мире, основанных на чувственном опыте и воспитание правильного отношения к нему. Знакомство с окружающим миром является источником первых конкретных знаний и тех радостных переживаний, которые часто запоминаются на всю жизнь.

Как показывает практика, воспитатели старших групп, главным образом разучивают с детьми готовые сюжеты игры, предусмотренные Программой. Воспитатели стремятся охватить игрой по заданному сюжету всю группу. Дети не хотят играть самостоятельно в «разученные» игры, но по предложению педагога они их воспроизводят. Это объясняется отсутствием у детей интереса к сюжетам игр.

Психологи и педагоги А.Н. Леонтьев, Д.Б. Эльконин, Л.С. Выготский, Е.А. Аркин и др. показывают, что для того, чтобы игра состоялась, необходимо игровое пространство, в котором существует игровое действие, сюжет и роль. Игровое пространство характеризуется нами на основе теории Л.С. Выготского о воображении, как основе творчества.Особенности сюжетно-ролевой игры раскрыты в работах психологов Л.С. Выготского, Д.Б. Эльконина, А.В. Запорожца и педагогов Р.И. Жуковской, Д.В. Менджерицкой, А.П. Усовой, Н.Я. Михайленко.

Под игровым пространством мы понимаем не конкретное место, а собирательный образ места, который создается для игры и чаще всего связан со словесным обозначением предметов.

Предметно-игровая среда в современных дошкольных учреждениях должна отвечать определенным требованиям: это, прежде всего, свобода достижения ребенком темы, сюжета игры, тех или иных игрушек, места и времени игры.

Педагог должен обеспечить свободу действий в условиях групповой комнаты, предусмотреть ее тематический и сюжетный поворот, найти для каждой игры только ей присущий стиль игрового интерьера и оборудования. Управление игрой при помощи игрового материала может оказать существенное влияние на развитие в игре детей.

Благодаря идущей в настоящее время реформе дошкольного образования, в детских садах исчезло такое явление как нехватка свободного времени на игру. Но остались еще некоторые проблемы, одна из которых -организация предметно-игровой среды в разных возрастных группах в условиях детского сада. Как показывает изучение практики, многие педагоги считают, что главным в группе детского сада является создание так называемой «визуальной красоты и наполняемости». При таком подходе к организации среды группы полностью нивелируется ее содержательная сторона и такой принцип как обеспечение развивающего влияния среды на ребенка-дошкольника. Данный вопрос и определял актуальность нашего исследования.

В нашем исследовании рассматривалась более узкая часть предметно-развивающей среды - среда предметно-игровая, изучалось ее влияние на развитие сюжетно-ролевой игры детей старшего дошкольного возраста.

При изучении психолого-педагогической литературы нами было выявлено противоречие между необходимостью организации предметно-развивающей среды детей старшего дошкольного возраста в соответствии с требованиями ФГОС ДО и недостаточным оснащением помещений ДОУ.

Выявленное противоречие позволило обозначить проблему исследования: выявление условий организации предметно-развивающей среды в ДОУ для проведения сюжетно-ролевых игр старших дошкольников.

Данная проблема позволила сформулировать тему исследования: «Предметно-развивающая среда в ДОУ для проведения сюжетно-ролевых игр старших дошкольников».

Объект исследования: организация предметно-развивающей среды для старших дошкольников.

Предмет исследования: психолого-педагогические условия организации предметно-развивающей среды ДОУ для проведения сюжетно-ролевых игр старших дошкольников.

Цель исследования: выявить и теоретически обосновать требования к организации предметно-развивающей среды для проведения сюжетно-ролевых игр старших дошкольников.

Гипотеза исследования: при организации предметно-развивающей среды для проведения сюжетно-ролевых игр должны, вероятно, выполняться следующие условия:

-  среда должна выполнять организационную, образовательную, развивающую, воспитывающую, стимулирующую, коммуникативную функции;

-  среда должна регулярно обогащаться.

В соответствии с целью и гипотезой исследования были определены следующие задачи:

. Дать характеристику сюжетно-ролевой игры старших дошкольников.

. Описать предметно-развивающую среду детского сада.

. Выявить условия организации предметно-развивающей среды ДОУ для проведения сюжетно-ролевых игр старших дошкольников в соответствии с ФГОС ДО.

. Изучить практику работы ДОУ по созданию предметно-развивающей среды для сюжетно-ролевых игр детей.

. Разработать проект предметно-развивающей среды для организации сюжетно-ролевой игры старших дошкольников в соответствии с ФГОС ДО.

Специфика объекта и предмета исследования определили необходимость использования разнообразных методов исследования:

-  теоретический анализ педагогической, психологической литературы, связанной с кругом проблем, обозначенных задачами исследования;

-  наблюдение за процессом сюжетно-ролевой игры дошкольников в группе.

База исследования - МКДОУ «детский сад №18 «Вишенка» г. Реж Свердловской области.

Структура и объем работы: работа состоит из введения, двух глав, заключения, библиографического списка, включающего 43 наименования, приложения. Общий объем работы 58 страницы компьютерного текста.

Практическая значимость исследования заключается в том, что составлен и апробирован комплекс мероприятий, который направлен на организацию предметно-развивающей среды.

 


ЗАКЛЮЧЕНИЕ

 

Особенности детской игры в старшем дошкольном возрасте состоят в том, что игра в этом возрасте непрерывно создает такие ситуации, которые требуют от ребенка действий не по непосредственному импульсу, а по линии наибольшего сопротивления. Специфическое удовольствие игры в старшем дошкольном возрасте связано с преодолением непосредственных побуждений, с подчинением правилу, заключенному в роли.

Под предметно-развивающей средой дошкольного учреждения следует понимать такое предметное наполнение, организация которого влияет на развитие ребёнка наиболее эффективно. Непременное условие её построения - опора на личностно-ориентированную модель взаимодействие между детьми и взрослыми. Отсюда мы делаем вывод, что предметно - развивающая среда должна выполнять две важнейшие функции - информативную и развивающую.

Условиями организации предметно-развивающей среды для проведения сюжетно-ролевых игр являются следующие: среда должна выполнять организационную, образовательную, развивающую, воспитывающую, стимулирующую, коммуникативную функции; среда должна регулярно обогащаться.

Изучение уровня сформированности сюжетно-ролевой игры у старших дошкольников показало, что сюжетно-ролевые игры детей характеризуются средним уровнем развития, бедны по содержанию и тематике. В самостоятельных играх наблюдается многократная повторяемость сюжетов, без внесения детьми новых сюжетных линий.

С целью повышения уровня сформированности игровых навыков у старших дошкольников нами были разработаны методические рекомендации по организации предметно-развивающей среды в ДОУ.


СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

 

1. Федеральный закон от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ ОБ ОБРАЗОВАНИИ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

.   Федеральный государственный образовательный стандарт среднего (полного) общего образования (утвержден приказом Минобрнауки России от 17 мая 2012 г. № 413)

.   Выписка из приказа управления образования администрации Николаевского муниципального района от 10.09.2012 г. № 299 -осн.р "О создании новой команды методистов по введению и сопровождению ФГОС НОО, ФГОС ООО"

.   Абузярова Л.А. Предметно-развивающая среда ДОУ // Ребенок в детском саду. - 2009. - №6.

.   Анурин В.Ф. Интеллектуальный тренинг [Текст] / В.Ф. Анурин. - М.: "Академический Проект", 2005г., 15с

.   Артамонова О. Предметно-пространственная среда: ее роль в развитии личности // Дошкольное воспитание. - 2005. - №4..

.   Бабаева Т.И., Гогоберидзе А.Г. «Детство: Примерная основная общеобразовательная программа дошкольного образования» ООО «Издательство «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2011

.   Бабаева Т.И., Гогоберидзе А.Г. «Мониторинг в детском саду». Научно-методическое пособие.- «Издательство «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2011

.   Венгер, Л. А. А. В. Запорожец: Гуманизация дошкольного воспитания // Дошкольное воспитание. - 2008. - № 8. - С.5-7

.   Выготский, Л.С. Игра и ее роль в психологическом развитии ребенка [Текст] /Л.С.Выготский // Вопросы психологии. - 2006. - №6.

.   Гринявичене Н.Т. Игра и новый подход к организации предметно-игровой среды. / Творчество и педагогика (материалы Всесоюзной научно-практической конференции) [Текст]/Н.Т.Гринявичене. - М.: Педагогика, 2006. - 311 с.

.   Денисенкова Н. Как организовать окружающую среду (практика развития) // Дошкольное воспитание. - 2003. - №12. - С.17-21.

.   Игра и дети/журнал «Дошкольное воспитание», 2008 год № 7

.   Калинина Р. Р. Психолого-педагогическая диагностика в детском саду. - СПб.: Речь, 2003. - 144 с.

.   Кирьянова Р.А. Принципы построения предметно-развивающей среды в дошкольном образовательном учреждении[Текст] / Р.А. Кирьянова // Дошкольная педагогика. - 2004.- №11.- С. 27-30.

.   Кирьянова Р.А. Принципы построения предметно-развивающей среды в дошкольном образовательном учреждении[Текст] / Р.А. Кирьянова // Дошкольная педагогика. - 2004.- №11.- С. 27-30.

.   Козлова С.А., Куликова Т.А. Дошкольная педагогика. - М.: Академия, 2001. - 416 с.

.   Колунтаева Л.И. Организация предметной среды детского сада //Воспитатель ДОУ 2009 №5

.   Краснощекова Н.В. Сюжетно - ролевые игры для детей дошкольного возраста / Ростов - на - Дону, 2007.

.   Либерман А., Репина О. Как развивать способность создавать игровой сюжет/журнал «Дошкольное воспитание» №10, с.38, № 11, с.39

.   Лобанова Е.А. Дошкольная педагогика: учебно-методическое пособие. - Балашов: Николаев, 2005. - 76 с.

.   Маханева М.Д. Влияние среды на формирование и развитие личности ребенка // Дошкольное воспитание. - 2009. - №2. - С.4-6

.   Менджерицкая Д. Детские игры/журнал «Дошкольное воспитание» № 5, стр.10

.   Меремьянина О.Р., Казанцева А.С. Предметно-развивающее пространство в ДОУ //Воспитатель ДОУ 2008 №7

.   Нищева Н.В Предметно-пространственная развивающая среда в детском саду. Принципы построения, советы, рекомендации / Сост. Н.В. Нищева. - Спб., “ДЕТСТВО-ПРЕСС”, 2006.-128 с., ил.

.   Новоселова С. Развивающая предметная среда: Методические рекомендации по проектированию вариативных дизайн - проектов развивающей предметной среды в детских садах и учебно-воспитательных комплексах Л.Н. Павлова. 2-е изд. - М.: Айресс Пресс, 2007. - 119 с.

.   Новоселова, С.Л. Игра: определение, происхождение, история, современность [Текст]/ С.Л.Новоселова//Детский сад: от А до Я, 2003.- №6.-С. 43-48.

.   Особенности ролевых игр в раннем и старшем дошкольном возрасте /журнал «Дошкольное воспитание» № 11, 2008 год, стр.54

.   Петровский В.А. Построение развивающей среды в дошкольном учреждении. - М.: Просвещение, 1993. - 216 с.

.   Предметно-пространственная развивающая среда в детском саду. / Сост. Н. В. Нищева. СПб.: «ДЕТСТВО - ПРЕСС» 2007. - 128 с., ил.

.   Программа воспитания и обучения в детском саду / под ред. М.А. Васильевой, В.В. Гербовой, Т.С. Комаровой. - М.: Воспитание дошкольников, 2008. - 208 с.

.   Проектирование развивающей предметно-пространственной среды современного детского сада.// Журнал "Справочник руководителя дошкольного учреждения", 2010.

.   Прохорова Л.Н. Организация экспериментальной деятельности дошкольников [Текст]: Методические рекомендации / под общ. Ред. Л.Н. Прохоровой. - М.: АРКТИ, 2003.-64с.

.   Прохорова Л.Н. Организация экспериментальной деятельности дошкольников [Текст]: Методические рекомендации / под общ. Ред. Л.Н. Прохоровой. - М.: АРКТИ, 2003.-64с.

.   Режиссерские игры с песком и водой/журнал «Дошкольное воспитание» № 10, 2007 год, стр.26

.   Роль творческой игры в знакомстве детей с окружающей жизнью/журнал «Дошкольное воспитание», 2008 год, № 6, стр.15

.   Руководство играми детей в дошкольном учреждении: Из опыта работы. Н.А. Рыжова. - М.: Линка-Пресс, 2004. -174 с.

.   Рыжова Н.А. Развивающая среда дошкольных учреждений (Из опыта работы). М., ЛИНКА-ПРЕСС, 2003.-192 с.

.   Савенков А.И. Психологические основы исследовательского подхода к обучению [Текст]: Учебное пособие / А.И. Савенков. - М.: Ось-89, 2006. - 480 с.

.   Савицкая Н.М., Сафонова Л.О., Лаврентьева О.И. Маркеры игрового пространства в предметно-развивающей среды ДОУ //Дошкольная педагогика. 2013 №2.

.   Смирнова Е. Детский сад: оценка предметно-развивающей среды //Дошкольное воспитание. 2010 №4.

.   Сюжетно-ролевые игры на прогулке/журнал «Дошкольное воспитание» № 1, 2008 год, стр.71

ПРЕДМЕТНО-РАЗВИВАЮЩАЯ СРЕДА В ДОУ ДЛЯ ПРОВЕДЕНИЯ СЮЖЕТНО-РОЛЕВЫХ ИГР СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ

 

 

Исполнитель:

Титова Елена Викторовна.

Руководитель: Ломаева М.В.,

к.п.н., доцент

 

Нижний Тагил 2014

 


ОГЛАВЛЕНИЕ

 

ВВЕДЕНИЕ

ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ОРГАНИЗАЦИИ ПРЕДМЕТНО-РАЗВИВАЮЩЕЙ СРЕДЫ ДЛЯ СЮЖЕТНО-РОЛЕВОЙ ИГРЫ В ДОУ

Характеристика сюжетно-ролевой игры старших дошкольников

Предметно-развивающая среда в ДОУ

Условия организации предметно-развивающей среды ДОУ для проведения сюжетно-ролевых игр старших дошкольников

ГЛАВА 2. ПРОЕКТИРОВАНИЕ ПРЕДМЕТНО-РАЗВИВАЮЩЕЙ СРЕДЫ В ДОУ ДЛЯ ОРГАНИЗАЦИИ СЮЖЕТНО-РОЛЕВОЙ ИГРЫ СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ

Изучение сформированности игровых навыков у старших дошкольников

Методические рекомендации по проектированию предметно-развивающей среды для организации сюжетно-ролевой игры старших дошкольников

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ


ВВЕДЕНИЕ

 

Ведущим мотивом игры в старшем дошкольном возрасте становится познавательный интерес, проявляющийся в стремлении познать окружающую действительность. Процесс познания - творческий процесс, и задача педагога - поддержать и развивать в ребёнке интерес к исследованиям, открытиям, создать необходимые для этого условия.

Формирование устойчивых познавательных интересов возможно лишь путем расширения детских представлений об окружающей жизни, о труде взрослых, которым дети подражают в своих играх.

Знакомство ребенка с окружающим миром начинается с первых мгновений жизни. Дети всегда и везде в той или иной форме соприкасаются с предметами и явлениями окружающего мира. Все привлекает внимание ребенка, удивляет его, дает богатую пищу для детского развития. Взрослый становится проводником в мир вещей, предметов, явлений и событий.

Ознакомление дошкольников с окружающим миром - это средство образования в их сознании реалистических знаний о мире, основанных на чувственном опыте и воспитание правильного отношения к нему. Знакомство с окружающим миром является источником первых конкретных знаний и тех радостных переживаний, которые часто запоминаются на всю жизнь.

Как показывает практика, воспитатели старших групп, главным образом разучивают с детьми готовые сюжеты игры, предусмотренные Программой. Воспитатели стремятся охватить игрой по заданному сюжету всю группу. Дети не хотят играть самостоятельно в «разученные» игры, но по предложению педагога они их воспроизводят. Это объясняется отсутствием у детей интереса к сюжетам игр.

Психологи и педагоги А.Н. Леонтьев, Д.Б. Эльконин, Л.С. Выготский, Е.А. Аркин и др. показывают, что для того, чтобы игра состоялась, необходимо игровое пространство, в котором существует игровое действие, сюжет и роль. Игровое пространство характеризуется нами на основе теории Л.С. Выготского о воображении, как основе творчества.Особенности сюжетно-ролевой игры раскрыты в работах психологов Л.С. Выготского, Д.Б. Эльконина, А.В. Запорожца и педагогов Р.И. Жуковской, Д.В. Менджерицкой, А.П. Усовой, Н.Я. Михайленко.

Под игровым пространством мы понимаем не конкретное место, а собирательный образ места, который создается для игры и чаще всего связан со словесным обозначением предметов.

Предметно-игровая среда в современных дошкольных учреждениях должна отвечать определенным требованиям: это, прежде всего, свобода достижения ребенком темы, сюжета игры, тех или иных игрушек, места и времени игры.

Педагог должен обеспечить свободу действий в условиях групповой комнаты, предусмотреть ее тематический и сюжетный поворот, найти для каждой игры только ей присущий стиль игрового интерьера и оборудования. Управление игрой при помощи игрового материала может оказать существенное влияние на развитие в игре детей.

Благодаря идущей в настоящее время реформе дошкольного образования, в детских садах исчезло такое явление как нехватка свободного времени на игру. Но остались еще некоторые проблемы, одна из которых -организация предметно-игровой среды в разных возрастных группах в условиях детского сада. Как показывает изучение практики, многие педагоги считают, что главным в группе детского сада является создание так называемой «визуальной красоты и наполняемости». При таком подходе к организации среды группы полностью нивелируется ее содержательная сторона и такой принцип как обеспечение развивающего влияния среды на ребенка-дошкольника. Данный вопрос и определял актуальность нашего исследования.

В нашем исследовании рассматривалась более узкая часть предметно-развивающей среды - среда предметно-игровая, изучалось ее влияние на развитие сюжетно-ролевой игры детей старшего дошкольного возраста.

При изучении психолого-педагогической литературы нами было выявлено противоречие между необходимостью организации предметно-развивающей среды детей старшего дошкольного возраста в соответствии с требованиями ФГОС ДО и недостаточным оснащением помещений ДОУ.

Выявленное противоречие позволило обозначить проблему исследования: выявление условий организации предметно-развивающей среды в ДОУ для проведения сюжетно-ролевых игр старших дошкольников.

Данная проблема позволила сформулировать тему исследования: «Предметно-развивающая среда в ДОУ для проведения сюжетно-ролевых игр старших дошкольников».

Объект исследования: организация предметно-развивающей среды для старших дошкольников.

Предмет исследования: психолого-педагогические условия организации предметно-развивающей среды ДОУ для проведения сюжетно-ролевых игр старших дошкольников.

Цель исследования: выявить и теоретически обосновать требования к организации предметно-развивающей среды для проведения сюжетно-ролевых игр старших дошкольников.

Гипотеза исследования: при организации предметно-развивающей среды для проведения сюжетно-ролевых игр должны, вероятно, выполняться следующие условия:

-  среда должна выполнять организационную, образовательную, развивающую, воспитывающую, стимулирующую, коммуникативную функции;

-  среда должна регулярно обогащаться.

В соответствии с целью и гипотезой исследования были определены следующие задачи:

. Дать характеристику сюжетно-ролевой игры старших дошкольников.

. Описать предметно-развивающую среду детского сада.

. Выявить условия организации предметно-развивающей среды ДОУ для проведения сюжетно-ролевых игр старших дошкольников в соответствии с ФГОС ДО.

. Изучить практику работы ДОУ по созданию предметно-развивающей среды для сюжетно-ролевых игр детей.

. Разработать проект предметно-развивающей среды для организации сюжетно-ролевой игры старших дошкольников в соответствии с ФГОС ДО.

Специфика объекта и предмета исследования определили необходимость использования разнообразных методов исследования:

-  теоретический анализ педагогической, психологической литературы, связанной с кругом проблем, обозначенных задачами исследования;

-  наблюдение за процессом сюжетно-ролевой игры дошкольников в группе.

База исследования - МКДОУ «детский сад №18 «Вишенка» г. Реж Свердловской области.

Структура и объем работы: работа состоит из введения, двух глав, заключения, библиографического списка, включающего 43 наименования, приложения. Общий объем работы 58 страницы компьютерного текста.

Практическая значимость исследования заключается в том, что составлен и апробирован комплекс мероприятий, который направлен на организацию предметно-развивающей среды.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2020-03-14; просмотров: 719; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.191.68.50 (0.069 с.)