Философия жизни Ф.Ницше. Переоценка ценностей 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Философия жизни Ф.Ницше. Переоценка ценностей



(выступление с сообщением)

Контрольные вопросы и задания:

5.1 Объясните смысл такого основополагающего понятия философии Ницше как «воля к власти».

5.2 Какой из приведенных тезисов соответствует воззрениям Ницше? Объясните почему.

1. Мир – это устойчивая реальность, воспроизводящая в неизменном виде формы своего бытия

2. Мир – это поток становления, направленный в бесконечность

3. Мир – это становление, которое необходимо содержит в себе моменты возвращения, т.е. повторения того, что было

4. Мир – это эволюционное развитие, направленное на достижение высшей, предельной цели

5.3 Итак, образ сверхчеловека стал для Ницше высшим ценностным идеалом. Ницше подчеркивает неизмеримое превосходство сверхчеловека, понимаемого как сильная автономная личность, над современным человеком толпы или «стадным животным». Безусловно, в мировоззрении Ницше присутствует культ сильной личности. В связи с этим возникает вопрос: можно ли, исходя из указанной особенности взглядов Ницше, сделать вывод о том, что его философия – это социал-дарвинизм? Дайте обоснованный ответ.

Социал-дарвинизм – это социологическая теория, согласно которой открытые Ч.Дарвином закономерности естественного отбора и борьбы за существование в природе распространяются на отношения в человеческом обществе. Борьба за существование и естественный отбор как биологические механизмы, обеспечивающие выживание максимально приспособленных к среде обитания организмов, применительно к обществу рассматриваются в социал-дарвинизме как главный двигатель общественного развития. 

5.4Какие смысловые аспекты содержит известный тезис Ницше о смерти Бога? 

5.5 Подготовьте ответы на вопросы и выполните задания на основании изучения приведенных ниже извлечений из произведений Ницше.

Задание 1 (к текстовым фрагментам работы Ницше «По ту сторону добра и зла»)

a)  В чем Ницше видит основные различия между «моралью господ» и «моралью рабов»?

b) Сделайте предположение о том, как Ницше мог объяснять причины возникновения «морали рабов» и ее доминирование в обществе.

c) Почему тема противопоставления «морали господ» и «морали рабов» занимает столь важное место в идейном наследии Ницше?

Фридрих Ницше  (1844 – 1900) – немецкий мыслитель, один из основателей философии жизни, критик христианства и европейской культуры, призывавший к переоценке всех ценностей. Реальность, понимаемая как жизнь, предстает у Ницше как вечное абсолютное становление, лишенное какой-либо цели. Только воля вносит порядок в этот хаос. Отсюда Ницше развивает учение о «воле к власти». Важное место в творчестве Ницше занимает тезис о «смерти Бога» и миф о «сверхчеловеке».

…Люди знатной породы чувствуют себя мерилом ценностей, они не нуждаются в одобрении, они говорят: «что вредно для меня, то вредно само по себе», они сознают себя тем, что вообще только и дает достоинство вещам, они созидают ценности. Они чтут все, что знают в себе, – такая мораль есть самопрославление. Тут мы видим на первом плане чувство избытка, чувство мощи, бьющей через край, счастье высокого напряжения, сознание богатства, готового дарить и раздавать: и знатный человек помогает несчастному, но не или почти не из сострадания, а больше из побуждения, вызываемого избытком мощи. Знатный человек чтит в себе человека мощного, а также такого, который властвует над самим собой, который умеет говорить и безмолвствовать, который охотно проявляет строгость и суровость по отношению к самому себе и благоговеет перед всем строгим и суровым. «Твердое сердце вложил Вотан в грудь мою», говорится в одной старой скандинавской саге; и вполне верны эти слова, вырвавшиеся из души гордого викинга. Такая порода людей гордится именно тем, что она создана не для сострадания, – отчего герой саги и предостерегает: «у кого смолоду сердце нетвердо у того оно не будет твердым никогда». Думающие так знатные и храбрые люди слишком далеки от морали, видящей в сострадании, или в альтруистических поступках, или в desinteressment отличительный признак нравственного; вера в самого себя, гордость самим собою, глубокая враждебность и ирония по отношению к «бескорыстию» столь же несомненно относятся к морали знатных, как легкое презрение и осторожность по отношению к сочувствию и «сердечной теплоте». – Если кто умеет чтить, так это именно люди сильные, это их искусство, это изобретено ими.

… Иначе обстоит дело со вторым типом морали, с моралью рабов. Положим, что морализировать начнут люди насилуемые, угнетенные, страдающие, несвободные, не уверенные в самих себе и усталые, – какова будет их моральная оценка? Вероятно, в ней выразится пессимистически подозрительное отношение ко всей участи человека, быть может даже осуждение человека вместе с его участью. Раб смотрит недоброжелательно на добродетели сильного: он относится скептически и с недоверием, с тонким недоверием ко всему «хорошему», что чтится ими, – ему хочется убедить себя, что само счастье их неистинное. Наоборот, он окружает ореолом и выдвигает на первый план такие качества, которые служат для облегчения существования страждущих: таким образом входят в честь сострадание, услужливая, готовая на помощь рука, сердечная теплота, терпение, прилежание, кротость и дружелюбие, – ибо здесь это наиполезнейшие качества и почти единственные средства, дающие возможность выносить бремя существования. Мораль рабов по существу своему есть мораль полезности. Вот где источник возникновения знаменитого противоположения «добрый» и «злой» – в категорию злого зачисляется все мощное и опасное, обладающее грозностью, хитростью и силой, не допускающей презрения. … Последнее коренное различие: стремление к свободе, инстинктивная жажда счастья и наслаждений, порождаемых чувством свободы, столь же необходимо связана с рабской моралью и моральностью, как искусство и энтузиазм в благоговении и преданности является регулярным симптомом аристократического образа мыслей и аристократической оценки вещей.

Ницше Ф. По ту сторону добра и зла // Ницше Ф. Сочинения в 2-х т. – М.: Мысль, 1990. – т.2, С.382-384

Задание 2   (к текстовому фрагменту работы Ницше «По ту сторону добра и зла»)

a) Объясните смысл такого понятия Ницше как «мораль стадных животных»

b) В чем Ницше усматривает связь между «моралью стадных животных» и религией?

c) Что означает утверждение Ницше, согласно которому «демократическое движение наследует христианскому»?

Мораль в Европе есть нынче мораль стадных животных: это, стало быть, на наш взгляд, только один вид человеческой морали, кроме которого, до которого и после которого возможны или должны быть возможны многие другие, прежде всего высшие морали. Но эта мораль защищается всеми силами против такой «возможности», против такого «должны быть»; непреклонная и упорная, она твердит: «я – сама мораль, и ничто, кроме меня, не есть мораль!» – С помощью религии, которая всегда была к услугам возвышеннейших стадных вожделений и льстила им, дело дошло даже до того, что и в политических, и в общественных установлениях мы видим все более явное выражение этой морали: демократическое движение наследует христианскому.

                                                                                      Там же, – с.320-321

Задание 3   (к текстовым фрагментам работ Ницше «Рождение трагедии, или эллинство и пессимизм» и «Антихрист»)

a) Сформулируйте основные положения, отражающие известную пессимистичность воззрений Ницше относительно развития человечества

b) Подготовьте собственный аналитический комментарий об отношении Ницше к христианству

 

Человечество не представляет собою развития к лучшему, или к сильнейшему, или к высшему, как в это до сих пор верят. «Прогресс» есть лишь современная идея, иначе говоря, фальшивая идея. Теперешний европеец по своей ценности глубоко ниже европейца эпохи Возрождения, поступательное развитие решительно не представляет собою какой-либо необходимости повышения, усиления.

Совсем в ином смысле, в единичных случаях и на различных территориях земного шара и среди различных культур, удается проявление того, что фактически представляет собою высший тип, что по отношению к целому человечеству представляет род сверхчеловека. Такие счастливые случайности всегда были и всегда могут быть возможны. И при благоприятных обстоятельствах такими удачами могут быть целые поколения, племена, народы.

Ницше Ф. Антихрист // Ницше Ф. Сочинения в 2-х т. – М.: Мысль, 1990. – т.2, С.634

Христианство с самого начала, по существу и в основе, было отвращением к жизни и пресыщением жизнью, которое только маскировалось, только пряталось, только наряжалось верою в «другую» и «лучшую» жизнь. Ненависть к «миру», проклятие аффектов, страх перед красотой и чувственностью, потусторонний мир, изобретенный лишь для того, чтобы лучше оклеветать этот, на деле же стремление к ничто, к концу, к успокоению, к «субботе суббот» – все   это всегда казалось мне, вместе с безусловной волей христианства признавать лишь моральные ценности, самой опасной и жуткой из всех форм «воли к гибели» или, по крайней мере, признаком глубочайшей болезни, усталости, угрюмости, истощения, оскудения жизни…

Ницше Ф. Рождение трагедии или эллинство и пессимизм // Ницше Ф. Сочинения в 2-х т. – М.: Мысль, 1990. – т.1, С.53

Ни мораль, ни религия не соприкасаются в христианстве ни с какой точкой действительности. Чисто воображаемые причины («Бог», «душа» «Я», «дух», «свободная воля», – или даже «несвободная»); чисто воображаемые действия  («грех», «искупление», «милость», «наказание», «прощение греха»). Общение с воображаемыми существами («Бог», «духи», «души»); воображаемая наука о природе (антропоцентрическая; полно отсутствие понятия о естественных причинах); воображаемая психология (явное непонимание самого себя, толкование приятных или неприятных всем общих чувств – как, например, известных состояний nervus sympathicus – пр помощи символического языка религиозно моральной идиосинкразии, – «раскаяние», «угрызение совести», «искушение дьявола», «близость Бога»); воображаемая телеология («Царство Божье», «Страшный суд», «вечная жизнь»). – этот мир чистых фикций сильно отличается не в свою пользу от мира грез именно тем, что последний отражает действительность, тогда как первый извращает ее, обесценивает, отрицает. Только после того, как понятие «природа» было противопоставлении понятию «Бог», слово «природный», «естественный» должно было сделаться синонимом «недостойный» – корень всего этого мира фикций лежит в ненависти к естественному (действительность!); этот мир есть выражение глубокого отвращения к действительному… И этим все объясняется. У кого единственно есть основание отречься от действительности, оклеветавши ее? У того, кто от нее страдает. Но страдать от действительности – это значит самому быть неудачной действительностью… Перевес чувства неудовольствия над чувством удовольствия есть причина этой фиктивной морали и религии, а такой перевес дает содержание формуле decadence…

 Ницше Ф. Антихрист // Ницше Ф. Сочинения в 2-х т. – М.: Мысль, 1990. – т.2, С.641-642

                                                     

Христианское понятие о божестве (Бог как Бог больных, Бог как паук, Бог как дух) – это понятие есть одно из самых извращеннейших понятий о божестве, какие только существовали на земле; быть может, оно является даже измерителем той глубины, до которой может опуститься тип божества в его нисходящем развитии. Бог, выродившийся в противоречие с жизнью, вместо того чтобы быть ее просветлением и вечным ее утверждением! Бог, объявляющий войну жизни, природе, воле к жизни! Бог как формула всякой клеветы на «посюстороннее»! Бог, обожествляющий «ничто», освящающий волю к «ничто»!...

                                                                                         Там же, – с.644

5.6 Заполните в своих рабочих тетрадях сравнительную таблицу «Философские учения А.Шопенгауэра и Ф. Ницше»

  А.Шопенгауэр Ф.Ницше
Проблема «воли к жизни» и отношение к ней человека    
Этические взгляды    
Проблема Бога и отношение к религии    

 

На основании сравнительного анализа представленных в таблице данных сделайте обобщающие выводы, позволяющие отчетливо представить как идейное родство, так и принципиальные различия воззрений обоих философов. Выводы запишите в рабочих тетрадях.

5.7 Каков смысл ницшеанской программы переоценки ценностей?

 

·   Завершение семинара



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2020-03-14; просмотров: 1083; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.220.11.34 (0.013 с.)