Значительное влияние на безопасность движения оказывает способность к цветоразличению. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Значительное влияние на безопасность движения оказывает способность к цветоразличению.



Систематическая тренировка в определении расстояний развивает глазомер - важное качество водителя. Оценка скоростей движения автомобилей, пешеходов и других подвижных объектов лежит в основе динамического глазомера, который является одним из основных элементов, определяющих мастерство водителя. Так, например, большая часть ошибок водителей при обгоне связана с неправильной оценкой интервала времени, расстояния до встречного автомобиля и его скорости.

Иногда у водителей при управлении автомобилем возникает неправильное восприятие окружающих предметов, называемое иллюзией. Причины иллюзий различны: изменение (увеличение или снижение контрастности, освещения, особенности перспективы, меняющийся рельеф, утомление, отрицательные эмоции (неуверенность, страх), ослабление внимания, состояние алкогольного опьянения. Иллюзии могут возникать с различной частотой и в различной форме, степени выраженности и стойкости. Следует помнить, что иллюзорное восприятие крайне опасно! Даже при незначительном искажении реальности оно может привести к аварийной ситуации.

Слуховые ощущения и восприятия. Слуховое восприятие как средство получения информации является для человека вторым по значению после зрительного. Оно зависит от трех факторов: слухового анализатора, источника звука, среды распространения звука.

Слух позволяет довольно точно определить источник звука в пространстве и характер его перемещения. Водитель слышит и оценивает параметры внешней среды, а также работу агрегатов автомобиля. По интенсивности и частоте некоторых шумов он может судить о скорости движения и ее изменении. Считается, что человек воспринимает звуки в интервале частот от 20 до 20 000 Гц.

Постоянно действующий шум (а шум, возникающий при движении автомобиля, как правило, постоянный) оказывает отрицательное воздействие на органы слуха. Помимо этого под влиянием шума удлиняется скрытый период двигательной реакции, снижается зрительное восприятие, ослабевает сумеречное зрение, нарушаются координация движений и функции вестибулярного аппарата, наступает преждевременное утомление.

Ощущения равновесия, ускорений, вибраций. Равновесие - это способность воспринимать изменения положения тела в пространстве, а также действия на организм ускорений (перегрузок). В сохранении равновесия важную роль играют вестибулярный аппарат, зрение, мышечно-суставное чувство и кожная чувствительность. Статическое равновесие связано с сохранением определенной позы, а динамическое - с восстановлением равновесия в условиях, которые способствуют его нарушению.

Ускорения вызывают изменения скорости и направления движения тела: прямолинейное ускорение возникает при разгоне и торможении радиальное, или центростремительное, ускорение - при изменении направления движения (например, в повороте).

Ускорение всегда направлено на преодоление силы инерции. В медицине употребляют термин "перегрузка", показывающий, во сколько раз увеличилась сила тяжести тела при его ускорении по сравнению с обычной земной гравитацией. Реакция человека на перегрузки определяется величиной ускорения, временем его действия, скоростью нарастания и направлением вектора перегрузки, а также функциональным состоянием организма, зависящим от многих внешних и внутренних условий.

В результате длительного периодического воздействия ускорений (подъемы и спуски, движения по кривым малых радиусов) у водителя возможно появление симптомов так называемой "морской болезни": плохое самочувствие, головокружение, тошнота.

Двигательная реакция - это ответное действие организма человека на какой-либо раздражитель.

Двигательные реакции могут быть простыми и сложными. Простая двигательная реакция - это наиболее быстрый ответ заранее известным одиночным движениям на внезапно появившийся определенный сигнал.

При сложных двигательных реакциях ответные действия могут быть неодинаковыми и зависят от количественных и качественных характеристик воспринимаемых сигналов, времени и места их появления.

Если для выполнения одного конкретного действия его необходимо выбрать из ряда возможных, то такая сложная реакция называется реакцией с выбором.

Если по определенному сигналу или при изменении обстановки водителю следует изменить действие, то такая реакция называется реакцией с переключением.

В большинстве случаев реакция водителя на вспыхнувший сигнал торможения идущего впереди автомобиля относится к сложным двигательным реакциям. Время ее колеблется в широких пределах 0,4 - 1,5 с в зависимости от профессионального опыта и индивидуальных психофизиологических особенностей водителя.

Деятельность водителя представляет собой непрерывную цепь различных двигательных реакций. Несвоевременные или неточные реакции нередко приводят к ДТП. Время двигательных реакций увеличивается при болезненном состоянии водителя, его утомлении, после употребления алкоголя.

Большое значение для безаварийного вождения имеет память водителя. В процессе обучения, при накоплении опыта и знаний в памяти откладываются навыки работы, соответствующие определенным дорожным ситуациям. При этом движения начинают выполняться автоматически.

При появлении опасности для выполнения необходимых действий водитель использует сочетание таких психических факторов, как внимание, практический опыт, память, быстрота реакции. Вместе с ними важную роль играет способность водителя к прогнозированию последующей дорожно-транспортной ситуации. Чем лучше эта способность, тем меньше вероятность попадания его в аварийную ситуацию.

Сложную психическую деятельность для обеспечения безопасности движения в условиях непрерывного изменения дорожной ситуации выполняет мышление, неразрывно связанное с восприятием, памятью, воображением. Для водителей важна скорость мышления, т.к. умозаключения и следующие за ними действия зачастую должны производиться очень быстро. Наряду с этим у водителя должна быть развита широта мышления, позволяющая одновременно учитывать различные факторы дорожной обстановки и, соответственно, оценивать имеющиеся возможности. Это особенно важно в ситуациях выбора между различными действиями.

Эмоциональное состояние водителя постоянно находится под влиянием возникающих источников возбуждения психики: сложных ситуаций, подъездов к оживленным перекресткам и др. Способность не поддаваться растерянности и страху, а также хладнокровно, быстро и решительно действовать в любой ситуации определяется эмоциональной устойчивостью и является одним из существенных качеств водителя.

Важнейшей функцией, обеспечивающей прием и переработку информации, является внимание. По данным статистики, невнимательность - наиболее часто встречающаяся причина ДТП.

Внимание - это активная направленность сознания человека на те или иные предметы и явления действительности или на определенные их свойства и качества при одновременном отвлечении от всего остального. Главнейшими качествами внимания являются: устойчивость, концентрация, объем, распределение и переключение.

Устойчивость внимания - это способность сосредоточения в процессе работы в течение длительного времени. Устойчивость определяется временем неизменной интенсивности внимания (напряженности). С устойчивостью внимания тесно связана и его концентрация - сосредоточенность только на одном объекте с одновременным отвлечением от всего остального. У водителя концентрация внимания допустима в течение незначительных промежутков времени, например при проезде пешеходных переходов, остановок общественного транспорта и пр.

Пространство, в котором большую часть времени концентрируется внимание водителя на разных объектах, называется полем концентрации внимания. Взгляд водителя останавливается дольше всего у границ поля, т.к. именно там возможно появление новых объектов. С увеличением скорости автомобиля размеры поля концентрации внимания уменьшаются.

Чем больше скорость, тем меньше времени у водителя для того, чтобы отвести взгляд в сторону от дороги без риска допустить ошибку в управлении. В результате небольшие объекты на сравнительно большом расстоянии могут остаться незамеченными, а по мере приближения автомобиля оказаться вне поля зрения водителя.

Объем внимания характеризуется количеством объектов, которые могут быть восприняты водителем одновременно. Объем внимания человека составляет 4 - 6 объектов, если условия восприятия не слишком сложные. У опытных водителей объем внимания больше, чем у начинающих.

Распределение внимания - способность человека контролировать и одновременно успешно выполнять несколько различных действии. Обычно человек может распределять внимание между двумя разнородными действиями, причем одно из них для него привычно. Например, вождение автомобиля более безопасно, если водитель все внимание уделяет дорожной обстановке, при этом его руки и ноги работают автоматически. Успешное распределение внимания между двумя совершенно незнакомыми видами деятельности затруднительно. В аварийной ситуации требования к распределению внимания водителя повышаются. Он должен одновременно смотреть, думать и действовать.

Переключение и распределение внимания в сочетании с правильной последовательностью действий и активностью наблюдения являются основой осмотрительности и предосторожности водителя.

Известно, что при утомлении распределение и переключение внимания ухудшаются, время реакции увеличивается, точность восприятия и оценка дорожной обстановки снижается. Значительно сказываются на внимании и психическое перенапряжение болезнь, употребленная доза алкоголя. В то же время качество внимания можно развивать и совершенствовать.

По мере выполнения работы в организме человека происходят процессы, которые в определенный момент приводят к снижению его работоспособности и - утомлению, в результате которого ухудшаются зрительные функции, двигательная реакция и координация движений, снижается внимание, теряется чувство скорости, растет вероятность ослепления. При утомлении у водителя возникают апатия, вялость, заторможенное состояние; внимание рассеивается, возникают иллюзии, притупляется чувство ответственности.

Характерным признаком утомления могут служить мелкие, казалось бы, незначительные ошибочные действия, что недопустимо для водителя. В результате утомления водитель теряет готовность к экстренному действию, а это повышает вероятность дорожного происшествия.

Признаком раннего утомления является зевота. Она свидетельствует о гипоксии - кислородном голодании (и, как следствие, заторможенности) клеток головного мозга. В этом случае необходимо прекратить курение (если водитель курит) и проветрить салон автомобиля. Несколько активных физических упражнений также помогут снять кислородное голодание.

В позднем периоде утомления очень хочется спать. Именно стойкая сонливость - главный симптом этого крайне опасного состояния. Его начальная стадия может быть отмечена судорожными и внезапными кивками головы из-за снижения тонуса затылочных мышц.

Затем наступает самая опасная стадия: короткие периоды сна с открытыми глазами. Водителю в таком состоянии трудно удерживать автомобиль на курсе, и он начинает уходить то в одну, то другую сторону. В конце концов, если водитель не остановится и не даст возможность организму отдохнуть, неизбежно наступит сон за рулем, печальные последствия которого очевидны.

Состояние утомления является частой причиной ДТП. Иногда нарушение правил движения становится не следствием небрежности или недисциплинированности водителя, а результатом развившегося утомления.

Основными средствами предупреждения утомления и заторможенного состояния остаются организация режима труда и отдыха водителя, который управляет источником повышенной опасности, в силу чего вопрос приобретает особую важность.

Чтобы выбрать метод борьбы с утомлением, надо выяснить его причины. Если это длительная работа за рулем или плохой сон накануне поездки, то единственно правильным и эффективным средством будет остановка для отдыха и полноценного сна.

Если сонливость проявляется у нормально отдохнувшего водителя при движении в условиях информационного голода (загородные дороги с малой интенсивностью движения), то хорошее действие окажут разговоры с пассажирами, прослушивание радиопередач и другие средства, отвлекающие от монотонности езды.

ДТП от утомления не являются неизбежными. Опасному состоянию здесь всегда предшествует комплекс признаков, перечисленных выше Водитель никогда не должен оставлять их без внимания, а вовремя применять меры борьбы с утомлением и помнить, что никакие ухищрения не заменят нормального отдыха и сна. Именно поэтому Правила дорожного движения запрещают управлять транспортным средствам в состоянии утомления.


Профессиограмма водителя

 Наименование профессии  водитель или шофер
 Доминирующий способ мышления  приложение - процедура
 Область базовых знаний №1 и их уровень  механика, техника, уровень 2, средний (практическое использование знаний)
 Область базовых знаний №2 и их уровень  управление транспортом, уровень 1, низкий (знания получены опытным путем)
 Профессиональная область  транспорт
 Межличностное взаимодействие  редкое
 Доминирующий интерес  реалистический
 Дополнительный интерес  конвенциональный
 Условия работы  вне помещения, сидячий

Доминирующие виды деятельности профессии водитель:

осуществление транспортных и пассажирских перевозок;

эксплуатация, управление автомобилем;

наблюдение за показателями приборов (амперметра, указателей температуры воды и давления масла и т.д.);

техническое обслуживание автомобиля (мойка, заправка топливом и маслом, смазка, осмотр и пр.);

регулярное проведение осмотров транспортного средства перед выездом из гаража;

обнаружение и устранение неисправности в результате поломки на дороге;

участие в ремонте автомобиля в стационарных условиях.

Качества, обеспечивающие успешность выполнения профессиональной деятельности водителя

Способности Личностные качества, интересы и склонности
 - концентрация внимания (способность в течение длительного времени заниматься определенным видом деятельности); хорошая переключаемость внимания; большой объем внимания (то количество явлений, которое человек может замечать одновременно); хорошая зрительная память; хорошая моторная память; хорошая реакция на возможные неожиданные ситуации на дороге; высокая помехоустойчивость; хорошее пространственное воображение; способность контролировать свои эмоции; хороший глазомер.  - дисциплинированность; находчивость; осторожность; уравновешенность; рассудительность; уверенность; самообладание; выносливость.

Качества, препятствующие эффективности профессиональной деятельности:

невнимательность, рассеянность;

эмоциональная неустойчивость;

быстрая психическая утомляемость;

злоупотребление спиртными напитками;

недисциплинированность;

агрессивность;

склонность к риску.

Области применения профессиональных знаний:

§ автотранспортные предприятия (таксопарки, автобусные парки, автобазы, компании по автоперевозкам и т.д.);

·         промышленные предприятия;

·         автомобильный спорт;

·         работа в отраслях сельского хозяйства;

·         частный извоз.

Анализ данных расследования причин ДТП показывает, что значительная часть ДТП с самыми тяжёлыми последствиями и смертельным исходом происходит в хороших дорожных условиях, при достаточной видимости, свободной дороге и надежном автомобиле, на прямых участках дороги. Кроме этого, просматривается повторяемость ДТП и нарушений ПДД у одних и тех же водителей, причем профессиональное повторное обучение и тренировка еще не предохраняют от ДТП.

По результатам исследований большая часть этих причин является следствием взаимодействия комплекса особенностей психологического характера.

Между возникновением ДТП и психологической устойчивостью водителя (остротой зрения, временем реакции, сенсорными, сенсомоторными, познавательными и поведенческими характеристиками водителя) существует явная корреляционная связь, то есть существуют психологические особенности, которые "предрасполагают к аварийности".

Каждая из причин ДТП, вскрываемая при расследовании, на самом деле имеет "скрытую" область, не лежащую на поверхности явлений, требующую для выявления специального психологического исследования водительской деятельности.

Диагностика психологических и психофизиологических особенностей водителей с любой целью (оценка профессиональных возможностей при расследовании происшествия, распределение по видам перевозок, учёт психологических особенностей при обучении) предполагает выявление характеристик низкого, среднего, хорошего и отличного уровня функционирования.

Рассматривая психологические аспекты безопасности деятельности водителя, отметим, что безопасность труда человека определяется опасными психофизиологическими и вредными производственными факторами.

В соответствии с ГОСТ 12.00.003-80 опасные и вредные производственные факторы подразделяются на физические, химические, биологические и психофизиологические.

Применительно к профессии водителя наиболее определяющими являются психофизиологические факторы.

Они обусловлены конкретным содержанием и характером данного вида деятельности и соответствием её физиологическим возможностям и психологическим особенностям организма человека. По характеру действия психофизиологические факторы делятся на физические и нервно-психические перегрузки. Физические перегрузки бывают статические и динамические. Они в основном определяются эргономичностью рабочего места.

К нервно-психическим перегрузкам относятся умственное перенапряжение анализаторов (водителей), монотонность труда и эмоциональное перевозбуждение.

Умственное перенапряжение существенно влияет на пропускную способность анализаторов воспринимаемой информации. Наиболее важным из органов чувств человека является зрение.

С помощью зрительных анализаторов человек получает от 80 до 90% информации, поэтому уровень работоспособности наиболее надёжно определять по степени пропускной способности зрительного анализатора.

Психологические причины травматизма - это пренебрежение требованиями безопасности, невнимательность, выполнение работ в болезненном состоянии, физическая и нервно-психическая перегрузка.

В происхождении несчастных случаев можно выделить две стороны: наличие травмоопасной ситуации и поведение в ее условиях. Обе они связаны химической регуляцией поведения, дезорганизация которой по тем или иным причинам создает предпосылки несчастного случая.

Одной из причин несчастных случаев является временное снижение психофизиологических качеств человека.

Такое снижение может происходить на фоне развивающегося утомления, которое возникает в результате длительной работы или под влиянием психофизиологических факторов производственной опасности.

Так, наибольшее число ДТП происходит перед обеденным перерывом и в конце рабочего дня. В связи с эти большое значение имеет контроль и оценка функционального состояния водителя непосредственно перед выездом на линию.

Решение вопросов психической надёжности специалистов, деятельность которых связана с ответственностью за жизнь, складывается из двух направлений.

Первое направление представляет собой организацию медицинского и профессионального отбора лиц для выполнения работ с повышенными формами эмоциональной (психической) нагрузки.

Второе направление составляет постоянный контроль за здоровьем, особенно за психическим и психологическим состоянием этой группы специалистов.

Повседневная практика и медико-психологические наблюдения свидетельствуют о предрасположенности определенных групп людей к рискованным поступкам и повышенной травматизации. К их числу относятся лица с психическими расстройствами (болезнями) или с признаками нервно-психической неустойчивости.

Под нервно-психической неустойчивостью понимается не болезнь, а группа признаков, указывающих на слабость психических процессов и предрасположенность человека к срывам в условиях высокой психической нагрузки.

От устойчивости психических функций зависит возможность водителя своевременно и правильно решать вопросы, связанные с безопасностью дорожного движения.

Уровень аварийности связан с такими психологическими критериями, как психическая работоспособная устойчивость человека к психическим и физическим нагрузкам, надёжность психических процессов при экстремальных воздействиях (сложная или аварийная ситуация). Решение этих проблем возможно путём внедрения в практику имеющегося опыта организации профессионального медико-психологического отбора.

К таким профессиям относится и деятельность водителя автомобиля. Для выявления нервно-психической неустойчивости также должны направляться водители, совершившие ДТП или склонные к их совершению.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2020-03-14; просмотров: 159; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.217.109.151 (0.04 с.)