Поисковые указатели (индексы) 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Поисковые указатели (индексы)



КУРСОВАЯ РАБОТА

 

 

“ ПОИСК ИНФОРМАЦИИ В WWW ”

 

выполнил: ст-нт ФМФ-56

Разиньков А.Н.

Руководитель: Ежова Т.В.

 

КУРСК-2002

Содержание:

 

1. Поиск информации в www…………………………………………………………1

 

1.1.Основы поисковых служб…………………………………………………………………1

           Поисковые каталоги. Поисковые указатели (индексы). Сбор информации поисковыми роботами. Индексация ресурсов. Исполнение запроса клиента. Сравнение поисковых каталогов и указателей. От чего зависит качество поиска. Гибридные системы. Метапоисковые системы. Порталы. Рейтинговые службы.

 

1.2.Основные поисковые системы…………………………………………………8

      AltaVista. Ask Jeeves. Direct Hit. Excite. FAST Search. GO/Infoseek. GoTo.

       Google. HotBot. Inktomi. LookSmart. Lycos. MSN Search. Netscape Search.

       Northern Light. Open Directory. RealNames. WebCrawler. Yahoo.

    

1.3. Отечественные поисковые системы……………………………………………11

       Aport. Атрус(@Rus). Rambler. Яndex.

     

1.4. Приемы простого поиска информации в www………………………………...13

Ловушка для начинающих. Сложение наоборот. Арифметика вычитания.

Применим джокера. Контекстный поиск. Роль прописных букв. Поиск по

заголовкам. Поиск Web-узлов. Поиск URL-адресов. Поиск ссылок

 

1.5. Средства расширенного поиска…………………………………………………18

Команда OR. Команда AND. Команда NEAR. Вложение команд.

 

1.6. Выбор поисковой службы……………………. ………………………………………20

Как проверить незнакомую поисковую службу. Реферативный поиск.

Углубленный поиск. Специальный поиск. Выводы и рекомендации.

 

2.1 Технология и результат поиска……………………..…………………………22

Цели поиска: модель обучаемого. модель обучения. нейромодель обучаемого.

                  нейромодель обучения. нейросетевая модель обучаемого.

                  нейросетевая модель обучения.

 

 

Поиск информации в WWW

формацию или услугу в WWW, их надо, прежде всего, разыскать, а поиск информации — непростая задача. По состоянию на начало 2000 г. ресурсы Web оцениваются более чем в 850 миллионов Web-страниц.

Разумеется, рост Web-пространства в геометрической прогрессии не будет продолжаться вечно. Когда-то наступит момент насыщения. Можно пред­положить, что темпы развития WWW замедлятся на рубеже 3-4 млрд. Web-страниц. Одной из причин замедления, в частности, станет ограниченность поля IP адресов. Впрочем, к тому времени, наверное, уже заработает Интер-нет-2, и все будет по-другому.

Для поиска информации в Сети используются специальные поисковые службы. Обычно поисковая служба — это компания, имеющая свой сер­вер, на котором работает некая поисковая система. Услуги абсолютного большинства поисковых служб бесплатны, но, тем не менее, по темпам роста сегодня это самый эффективный бизнес в мире. Всего за несколько лет такие службы как Yahoo!, Alta Vista, Inktomi и некоторые другие разви­лись от лабораторных проектов с бюджетом в десяток-другой тысяч дол­ларов до компаний, стоимость которых составляет 10-15 миллиардов долларов. Такого темпа приращения капитала мир еще не знал, особенно для бесплатных (для конечного пользователя) услуг.

При этом интересно отметить, что ниша бизнеса далеко не освоена, и ниже мы увидим, как буквально в считанные месяцы из хорошей идеи «с нуля» рождаются новые гиганты.

Основы поисковых служб

Сегодня пользователь World Wide Web оказывается в той же ситуации, что ii читатель крупной библиотеки. Чем больше фонды библиотеки, тем труднее найти именно ту книгу, которая сейчас нужна. Для упрощения поиска в библиотеке существуют каталоги: систематический, алфавитный, предметный и другие. Существуют и специализированные каталоги, напри­мер каталоги новых поступлений.

В Сети поиск обеспечивают специальные поисковые службы. Умение пользоваться ими, собственно говоря, и составляет умение пользоваться Интернетом. Все поисковые системы WWW основаны на гиперссылках. Обращаясь к поисковой службе, мы формулируем запрос, в котором фор­мально описываем то, что хотим найти. Проведя нужные операции, служба формирует Web-документ, состоящий из гиперссылок, ведущих к ресур­сам WWW, соответствующим нашему запросу. Какой из этих гиперссылок м ы воспользуемся — дело наше.

Несмотря на то, что результат всегда един (клиент получает список реко­мендованных гиперссылок), принцип действия у разных поисковых служб может быть различным. Ниже мы рассмотрим, как классифицируются поисковые службы по типам предоставляемых услуг, а также по способам формирования своих ресурсов. Последнее очень важно для эффективной работы не только пользователей, но и Web-мастеров. Пользователи должны учитывать способ формирования баз данных, чтобы знать, на что они могут рассчитывать при поиске информации, а Web-мастера должны это знать, чтобы добиться наилучшего представления своих ресурсов в основных поис­ковых службах мира.

 

Поисковые каталоги

Поисковые каталоги похожи на предметные каталоги общественных биб­лиотек. На начальной странице поискового каталога мы выбираем тему, которая нас интересует, затем в рамках темы выбираем категорию, потом подкатегорию, и так далее, пока не получим конкретный список Web-ресур­сов, рекомендованных для просмотра. Крупнейшим поисковым каталогом мира сегодня считается поисковая система Yahoo! (www.yahoo.com) Она предоставляет примерно 1 млн. ссылок к ресурсам WWW, то есть охва­тывает чуть более тысячной доли всего Web-пространства.

Основным недостатком и, в то же время, достоинством поисковых катало­гов является «человеческий фактор». Данные, которые заносятся в ката­лог, проходят «ручную обработку». Сегодня на Yahoo! работают до 150 редакторов, ежедневно просматривающих Web-пространство в поисках наиболее ценных ресурсов по темам, вызывающим общественный инте­рес. Кроме собственных редакторов служба использует и информацию, по­ставляемую Web-мастерами. Так, например, теоретически любой владелец Web-страницы может самостоятельно заполнить положенную анкету и направить ее в адрес службы. Правда, гарантии, что страница будет вклю­чена в каталог Yahoo!, это не дает, поскольку служба не замусоривает свои каталоги ссылками на страницы-однодневки. Клиентов службы всегда раздражают ссылки, указывающие на давно несуществующие ресурсы. Чтобы не иметь особой головной боли по проверке актуальности храня­щихся ссылок, служба Yahoo! предпочитает скрупулезно подходить к фор­мированию своих каталогов. Тщательность в подборе информации обеспечивает высокую репутацию Yahoo!, несмотря на то, что совокупный объем ее ресурсов крайне мал.

Другой подход к формированию каталога демонстрирует поисковая служба Open Directory (dmoz.org). В качестве источника для своих ресурсов она при­влекает пользователей WWW, которые на добровольной основе могут обо­зревать понравившиеся им Web-страницы, каталогизировать их и размещать ссылки на них на центральном сервере службы. Поскольку число добро­вольных помощников может быть очень большим, у этой службы есть все шансы перекрыть успех Yahoo!. Но принцип добровольности не гарантирует качественности работы, поэтому каталоги, равные Yahoo по качеству, по-видимому, появятся еще не скоро. Однако есть и другие подходы, основанные, например, на 5МАНГ-технологии, и мы их тоже рассмотрим.

 

 

Индексация ресурсов

Второй этап работы поисковой системы — индексация. Собрать на цен­тральном сервере образы сотен миллионов Web-страниц — это одно дело, а суметь выбрать те из них, которые нужны клиенту, сформировавшему запрос, — совсем другое. Отвечать надо очень быстро, а для этого данные надо хранить не как попало, а в виде специальных структур. Процесс пре­образования данных из той формы, в которой они хранятся на Web-стра­ницах, в другие формы, удобные для быстрого просмотра, называется индексацией. В результате индексации и образуется база данных, кото­рую называют поисковым указателем (индексом).

У каждой поисковой системы свои приемы и методы индексации. В част­ности, перед индексацией большинство систем очищают документ от заре­зервированных слов (stop - words), к которым относятся артикли, предлоги, союзы, местоимения и другие слова, имеющие менее 4 символов. Однако не только короткие слова могут быть зарезервированными. Очень распрос­траненные слова, такие как Computer и Internet тоже резервируются. Искать что-то по ним бесполезно, так как они встречаются повсеместно.

Специализированные поисковые службы могут использовать и другие слова в качестве зарезервированных. Например, если служба занимается поиском книг (books), то слово book для нее может считаться зарезервиро­ванным.

На этапе подготовки к индексации может происходить нормализация слов (stemming) за счет отбрасывания суффиксов и окончаний. После такой «зачистки» фраза типа «Мы с братом любим ловить рыбу» превращается в ' нечто похожее на «брат люб лов рыб». Исходный документ может быть най­ден при поиске по ключевым словам «брат», «любовь», «ловить», «рыба», но никогда по словам «мы» или «с».

Некоторые системы производят нормализацию всегда. Ряд систем, бази­рующихся на службе Inktomi (см. ниже) могут действовать как тем образом, так и другим. Служба Alta Vista не производит нормализацию никогда, и это ее уникальная особенность, которая, как будет показано ниже, активно используется для контекстного поиска.

На основе «зачищенного» документа готовится индекс. Индекс — это осо­бая база данных, созданная специальным образом, чтобы ускорить поиск. Существует множество методов индексации. Разумеется, они не разглаша­ются. Как и поисковый робот, алгоритм индексации составляет коммер­ческую тайну поисковой службы, поэтому в качестве примера мы приведем лишь простейший тип индекса — так называемый обратный файл.

Суть обратного файла состоит в том, что составляется словарь из всех слов, встреченных во всех документах, собранных поисковым роботом, а затем для каждого слова записывается группа чисел, указывающих на то, в каких документах оно встречается, насколько часто, а также кое-какая служебная информация.

Исполнение запроса клиента

Третий этап — ответ на запрос клиента. Лучшие поисковые системы в ответ на запрос просматривают свои индексы за десятые доли секунды и немед­ленно возвращают списки ссылок, ведущих к затребованным ресурсам. Работа происходит следующим образом.

Система анализирует ключевые слова, которые клиент использовал в зап­росе. С ними производятся те же операции освобождения от зарезервиро­ванных слов и нормализации, после чего выполняется поиск совпадений с содержимым поисковых индексов. Эти операции в большинстве поис­ковых систем происходят примерно одинаково, но самая последняя опе­рация, когда по найденным совпадениям формируется итоговый список ссылок, всегда различается. У каждой поисковой системы своя политика формирования результирующего списка.

Если найдено очень много ссылок на ресурсы, удовлетворяющие запросу, то встает проблема их упорядочения. Здесь важно, какие ссылки дать в начале списка, а какие — в конце, то есть, надо вводить какой-то рейтинг. Разные поисковые системы имеют разные рейтинговые системы. При исчис­лении рейтинга учитывается множество параметров. За некоторые начис­ляются положительные баллы, а за некоторые — наоборот штрафные. Положительный рейтинг начисляется, в частности, при следующих обсто­ятельствах:

• если разыскиваемые слова встречаются на Web-странице неоднократно (но не слишком часто, и не подряд);

• если они расположены близко к началу страницы;

• если эти слова присутствуют в заголовке страницы;

• если Web-страница имеет иллюстрацию, альтернативный текст кото­рой тоже содержит слова, введенные пользователем.

Лучшие поисковые системы недавно ввели новый подход к рейтингованию. Они учитывают количество ссылок в проиндексированном простран­стве Web, ведущих к данному ресурсу. Это естественно, ведь чем больше публикаций ссылаются на данную страницу, тем она популярнее и тем выше вероятность того, что она будет полезной автору запроса. В традици­онном библиотечном деле такой подход известен. Например, в США давно издается многотомный ежегодный «Индекс цитирования» (Citational Index), в котором каталогизируются ссылки разных авторов на первоис­точники. Это непростой технически, но очень полезный для клиентов метод индексации ресурсов.

К современным относятся и коммерческие хитрости. Относительно недавно некоторые поисковые системы (в том числе и такая известная, как Alta Vista) начали повышать рейтинг тем, кто готов за это платить. Такой под­ход выглядит не очень красиво, но с точки зрения владельцев поисковых систем оправдан извечным тезисом «заботы о потребителе». Они заявляют, что для потребителя ценность информации на странице солидной фирмы, готовой нести расход на свою рекламу в Сети, все-таки выше, чем ценность доморощенной страницы никому не известного студента. Возможно, что они и правы. Во всяком случае тот, кто заплатил деньги за рейтингование своей страницы, наверное будет больше уделять внимания ее качеству, чем тот, кто сделал ее впопыхах и пристроил на первом попавшемся бес­платном сервере.

Гибридные системы

В стремлении повысить качество работы поисковых служб есть попытки совместить оба подхода. При этом возможны два варианта: поисковые каталоги привлекают возможности поисковых указателей, переадресуя им запрос. Например, до последнего времени поисковый каталог Yahoo переадресовывал особо сложные запросы поисковому указателю Alta Vista.:

Сегодня Yahoo! привлекает средства другого партнера — Inktomi.    '

С другой стороны, поисковые указатели научились выполнять автоматическую каталогизацию своих ресурсов и предоставлять к ним доступ так как это принято в поисковых каталогах. Пример такого подхода являет самый мощный сегодня поисковый указатель Fast Search

 

Метапоисковые системы

К метапиисковым системам относится множество поисковых служб вто­рого эшелона. Они принимают от пользователя запрос и размещают его сразу на нескольких поисковых серверах. Потом они собирают поступив­шую от них информацию, обобщают ее, структурируют, рафинируют (очи­щают) и передают клиенту. Увеличенное время исполнения запроса компенсируется улучшенным качеством результатов поиска.

Первое время крупные поисковые системы спокойно смотрели на суще-, ствование «под собой» метапоисковых систем. Однако в последнее время в связи с бурным развитием идеи порталов все чаще и чаще встречаются запреть! на метапоиск. А если говорить точнее, крупные поисковые сис­темы начали заниматься им сами, привлекая ресурсы коллег на взаимо­выгодной основе.

Порталы

Входя в World Wide Web с помощью броузера, мы попадаем на какую-то страницу, которая задана в настройках броузера в качестве начальной. Пользователь может легко перенастроить свой броузер на работу с другой начальной страницы. Какую именно страницу он будет использовать — его личное дело. Опыт показывает, что очень удобно иметь в качестве началь­ной страницы такую, на которой уже представлено несколько ссылок на основные поисковые системы. Удобно здесь же иметь доступ к электрон­ной почте. Неплохо, если на этой странице всегда отображаются послед­ние новости из мира политики, искусства, спорта, бизнеса и т. п. Такие «готовые» начальные страницы называются порталами. В мире существу­ет множество порталов — настройте свой броузер на тот, который наилуч­шим образом соответствует вашим личным интересам. Хорошие порталы предоставляют пользователю возможность персональной настройки «под себя». Надо только включить флажки против тех поставщиков информа­ции, которые вам интересны, и выключить у тех, которые для вас неакту­альны.

Борясь за клиентов, многие поисковые системы превращаются в порталы. Это означает, что они не только готовы поставлять результаты поиска, но II способны выполнять другие услуги. Часто название порталов начинается со слова My (Мой/Моя/Мое). Например, если на поисковых системах Yahoo!, Alta Vista или DejaNews вам предлагают подписаться на службу MyYahoo, MyAltaVista или MyDejaNews, то, значит, речь идет о том, чтобы стать посто­янным клиентом удобного портала.

Другой причиной того, что поисковые системы постепенно превращаются в порталы, стал тот факт, что им стало трудно одновременно и «копиро­вать» пространство WWW, и индексировать гигантские базы данных, и "Услуживать запросы клиентов. Поисковые системы начинают распреде­лять обязанности. Задачи по контролю за Web-пространством постепенно передаются на партнерских основаниях «третьим» фирмам, а сами поис­ковые системы сосредоточиваются на обслуживании клиентов и привле­чении рекламодателей, то есть превращаются в порталы.

Рейтинговые службы

В последние три года появился новый тип служб, позволяющих быстро разыскивать информацию в Сети, — это так называемые реитинговые службы. Они занимают промежуточное положение между поисковыми службами и порталами и могут использоваться как в том, так и в другом качестве.

Суть рейтинговой службы состоит в том, что на ее сервере создаются тема­тические СП1-1СКИ ссылок на наиболее популярные Web-ресурсы. Хоть эти списки и небольшие, представительность их велика, поскольку именно эти ссылки предпочитают большинство клиентов Сети.

Когда мы выбираем одну из ссылок, представленных на сервере службы, срабатывает счетчик, и рейтинг этого ресурса увеличивается. Каждый следующий посетитель видит, сколько «нащелкали» его предшественники, и понимает, какой ресурс ему стоит посмотреть. Поиск с помощью рейтинговых служб можно рассматривать как поиск «по рекомендациям». Разумеется, он не может претендовать на объективность, но когда речь идет о темах, имеющих общественный интерес, таких как новости, поли­тика, спорт, кино, музыка, компьютерные игры и т. п., этим «рекоменда­циям» можно доверять. Самая популярная отечественная рейтинговая служба — Rambler (www.rambler.ru). Наиболее популярная зарубежная рей­тинговая служба — Webside Story (www.hitbox.com)

Основные поисковые системы

AltaVista (http://www.altavista.com/)

По количеству индексированных Web-страниц Alta-Vista — одна из крупнейших (но не самая крупная, как это иногда считается) поисковых систем мира. Огромный объем охвата Web-пространства и мощ­ный набор поисковых команд делают эту систему излюбленным средством поиска для большинства пользователей. Система была запущена в эксплуа­тацию в декабре 1995 г. и долгое время считалась молодой, но бурно развива­ющейся. Для начинающих система имеет упрощенную службу, которая называется Ask Alta Vista. В своей работе эта служба привлекает другую поис­ковую службу — Ask Jeeves (см. ниже). Несмотря на то, что сегодня Alta Vista уже не является самым удобным средством поиска и владеет не самым большим индексом, ее популярность по-прежнему выше, чем у служб, кото­рые превзошли ее по многим показателям, что связано с устоявшимися привычками миллионов пользователей.

Ask Jeeves (http://www.askjeeves.com/)

Эта система представляет образец человеческого (неавтоматизированного) подхода к индексации и хранению информации о Web-документах. Ее цель не в том, чтобы выдать в ответ на запрос как можно больше возможных ссылок, в том, чтобы они были наиболее точны. В идеале система должна вас направить именно к той Web-странице, которая вам как раз и нужна. Сис­тема была введена в эксплуатацию в июне 1997 г. Результаты поиска в этой системе используются и при размещении запроса в Alta Vista.

Direct Hit (http://www.directhit.com/)

Систему Direct Hit можно назвать системой «рафинирования» результатов поиска, выдаваемых другимипоисковыми системами. Она контролирует, какими   результатами поисков клиенты пользуются наиболее часто и, тем самым, создает некий рейтинг популярности Web-стра­ниц. Этот рейтинг она предоставляет другим поисковым системам, и они учитывают его при выдаче результатов. Технология Direct Hit напрямую используется поисковой системой HotBot. Она также учитывается систе­мами Lycos, LookSmart и MSN Search.

Excite (http://www.exc1te.com/)

Excite — одна из самых популярных поисковых систем World Wide Web. Она имеет указатель среднего размера и кроме поиска Web-страниц предоставляет услуги по поиску других материалов, например сведений о компаниях или результатов спортивных соревнований. Система была создана в конце 1995 г., прошла этап бурного развития и в 1996 г. погло­тила двух ближайших конкурентов: систему Magellan и WebCrawler, хотя те по-прежнему сохраняют свои торговые марки и предоставляют поис­ковые услуги как самостоятельные службы.

FAST Search (http://www.alltheweb.com/)

Эта система, принадлежащая норвежской компании, ранее называлась All TheWeb. Несмотря на то, что она была запущена совсем недавно (в мае 1999 г.), перед ней ставится задача обогнать конкурентов в полноте коллекций ссылой;

на Web-страницы. Кажется, ей это удается. Летом 1999 г. FAST Search первое перешагнула 200-миллионный рубеж проиндексированных Web-докумеатов. Кроме системы FAST Search та же компания контролирует подразделение системы Lycos, занимающееся поиском музыкальных файлов в формате МРЗ.                                                      л!

Go/Infoseek (http://www.go.com/)

Go/lhfoseek — это сочетание известной в прошлом поисковой системы Infoseek (была основана в 1995 г.) и современного портала Go (создан в 1999 г. и принадлежит небезызвестной Walt Disney Co). Кроме поисковых возможностей Infoseek портал пре-| доставляет зарегистрированным пользователям возможность персональной настройки среды, бесплатную электронную почту и другие полезные cepвисы. Пользователи этой системы отмечают высокое качество ссылок, возвращаемых системой, что объясняется специальным «фирменным» алгоритмом! поиска. Кроме автоматизированного указателя система имеет также обширный каталог Web-узлов, составляемый вручную.

GoTo (http://www.goto.com/)

Поисковая служба GoTo не имеет отношения к порталу Go, и известна тем, что формирует результаты поиска на коммерческой основе. Компании, владеющие Web-узлами, за определенную плату могут договориться, чтобы ссылки на них появлялись на более высоких местах в списках итоговых результатов. Насколько известно, более никто, кроме Alta Vista, не занимается такими махинациями. Впрочем, служба GoTo не считаетэто махинацией, а полагает, что платежеспособность Web-издателя напрямую связана с качеством поставляемой им информации, и потому для пользователя такой подход полезен. При формировании списка служба берет оплаченные ссылки из собственной базы данных, а неоплаченные черпает от поисковой системы Inktomi (см. ниже).

Служба была запущена в 1997 г. В ее основу был положен Web-краулер World Wide Web Worm, приобретенный у разработчика — университета штата Колорадо. С его помощью собиралась первичная база указателя. В 1998 г. служба перешла на нынешнюю «коммерческую» модель обслуживания и начала использовать систему Inktomi в качестве генератора «некоммерчес­ких» ссылок.

Google (http://www.google.com/)

Служба Google известна тем, что при генерации списка ссылок в первую очередь выдает ссылки на те Web-страницы, к которым из других документов ведет   наибольшее количество ссылок. Это дает очень интересный эффект. На большинстве поисковых систем совершенно бесполез­но искать информацию по таким тривиальным словам как Cars (Автомобили), Internet, WWW, Games (Игры). Поиск по этим словам вернет столько ссылок, что среди них невозможно найти самые полезные. Служба Google при про­ведении поиска по тривиальным словам дает отличные результаты, посколь­ку руководствуется мнением других пользователей, ранее осуществлявших подобный поиск.

HotBot (http://hotbot.lycos.com/)

По популярности среди сетевой общественности HotBot приближается к Alta Vista. Как и Alta Vista, эта служба имеет огромный поисковый указатель и много полезных функций. При генерации первой "^^ S ^^^^^ страницы ссылок HotBot использует результаты, поступающие от системы Direct Hit (см. выше). При генерации последующих страниц используется система Inktomi (см. ниже), услугами которой пользуются и другие поис­ковые службы. Кроме поиска по ключевым словам служба предоставляет также возможность поиска по тематическому каталогу. Данные для ката­лога черпаются из проекта Open Directory (см. ниже).

Служба HotBot была создана в мае 1996 г. компанией Wired Digitals, кото­рую в 1998 г. перекупила поисковая служба Lycos. Несмотря на это, HotBot продолжает функционировать как самостоятельная поисковая служба, парал­лельно с Lycos.

Inktomi (http://www.inktorm.com/)

Ядро поисковой системы Inktomi было разработано вуниверситете Калифорнии в Беркли. Несколько позже создатели системы учредили одноименную компанию и сформировали указатель ссылок Inktomi, которыйбыл использован в качестве основы службой HotBot. Сегодня этот указатель используют и некоторые другие поисковые службы. Несмотря на то, что при ответе на запрос пользователя все подключенные службы обращаются к одной и той же базе данных, результаты выдаются разные. Это связано с тем, что хотя Inktomi и обеспечивает партнерам доступ к общей базе указателей, система всетаки различает партнеров и приме­няет системы рейтингования и фильтрации результатов в соответствии с их идеологией.

LookSmart (http://www.looksmart.com/)

Служба LookSmart — ближайший последователь концепции Yahoo! в том, что касается «человеческого фактора» при составлении каталогов Web-ресурсов. Она предоставляет доступ к своему каталогу службе Alta Vista и другим партнерам. В тех случаях, когда поиск по архивам LookSmart не дает результата, ей помогает своими указателями Alta Vista.

Служба LookSmart была создана в 1996 г. при финансовой поддержке концерна Reader's Digest, но примерно через год ее учредители откупили ' службу, и сегодня она независима.

Lycos (http://www.lycos.com/)

Первоначально служба Lycos была запущена как поисковая система, основанная на программе-роботе, собирающей информацию из WWW. Запущенная в эксплуатацию еще в мае 1994 г., сегодня она счита­ется одной из старейших поисковых служб. Однако совсем недавно, в 1999 г. служба перешла на другую модель, похожую на Yahoo! и основанную на каталогизации Web-узлов. Свои основные каталоги служба получает от проекта Open Directory, а дополнительные возможности поиска опираются на мониторинг WWW с помощью программ-роботов. В качестве альтер­нативной услуги Lycos ведет еще один каталог — каталог Web-узлов Lycos Community Guides.

Название компании образовано из латинского словосочетания, которое можно перевести примерно как волкопаук. В 1998 г. служба Lycos выку­пила акции своего ближайшего конкурента HotBot, который продолжает автономную работу под общим управлением Lycos.

MSN Search (http://search.msn.com/)

Служба MSN Search, принадлежащая компании Microsoft была создана в 1998 г. и является порталом, на котором представлены и другие поисковые службы. В основу результатов поиска, выдаваемых службой, положен указатель, поставляемый системой Inktomi.

Netscape Search (http://search.netscape.com/)

Поисковая служба Netscape Search получает первичные результаты поиска от проекта Open Directory и собственной базы Smart Browsing. Вторичные результаты Search поставляются службой Google. На портале Netscape NetCenter кроме этой соб­ственной службы присутствуют ссылки и на другие поисковые службы.

Yahoo! (http://www.yahoo.com/)

Yahoo'—одна из старейших и наиболее популярных поисковых служб. Ее каталог был запущен в эксплуатацию еще в 1994 г. Секрет успеха Yahoo' в < чело­веческом факкоре». На службу работают около 150 редакторов, неустанно улучшающих и пополняющих множество тематических разделов огром­ною каталога. В каталоге содержатся данные по одному миллиону Web-узлов. Если поиск по собственному каталогу не дает результата, привле­каются ресурсы поискового указателя Inktomi.

Ловушка для начинающих

Обычно наша задача состоит в том, чтобы выделить в пространстве Web самые нужные документы, однако многие начинающие ловятся на один и тот же крючок. Например, если вы хотите найти информацию о компьютерных играх (computer games), то кажется, что так и надо оформить запрос:

computer games

Увы, для большинства поисковых систем этот запрос будет ошибочным. При таком запросе система будет искать все Web-страницы, в которых встречается либо слово computer, либо слово games, либо оба вместе. В WWW полно страниц, на которых упоминаются компьютеры и нет ни слова про игры. Точно так же там полно страниц со спортивными, настольными и другими играми, которые нам не интересны. Вот всю эту массу и надо как-то отсеять, а мы наоборот ее запрашиваем.

Вот список поисковых систем, которые рассматривают группу слов, вве­денных через пробел, как задание на поиск любого из этих слов:

AltaVista     Excite        GoTo

Infoseek   LookSmart  Netscape Search

Snap      WebCrawler Yahoo!

Следующие системы тоже способны выполнять поиск по любому из слов группы, но для этого надо либо установить соответствующий флажок, либо выбрать соответствующий пункт в меню:

HotBot (через меню);

Lycos (в режиме расширенного поиска);

MSN Search (через меню);

Rambler (после установки флажка Все словоформы).

Система Northern Light позволяет производить поиск по любому из ключе вых слов только путем использования логической команды OR (см. ниже). Система Google вообще не имеет средств для такого поиска («ловушка для начинающих» в ней принудительно закрыта).

Сложение наоборот

Если нам надо, чтобы поисковая система нашла страницы, на которых одно временно присутствуют все использованные ключевые слова, то перед каж­дым из них надо поставить знак «+». Предположим, вы хотите узнать, не 'было ли в жизни известного лица каких-нибудь щекотливых ситуаций. В этом случае в условии поиска надо указать:

 +Клинтон +скандал

'Поисковая система выдаст список страниц, на которых встречаются оба слова, хотя, конечно, не исключено, что между ними нет прямой связи. Список слов может быть больше — тогда результаты поиска будут точнее, например:

+свет +оптика +линза

Использование знака «+» особенно полезно, если вы провели поиск по рас­пространенному слову, но в ответ получили так много ссылок, что не знаeтe, как с ними поступить. Используя знак «+», мы сужаем круг поиска и уменьшаем количество возможных ссылок.

Знак «+» понимают все основные поисковые системы, за исключением LookSmart. А следующие системы выполняют такой поиск по умолчанию, рдаже если знак «+» не указан:

 

Google         HotBot

Lycos            MSN Search

Northern Light Aport 2000

Rambler (в режиме простого поиска при сброшенном флажке Все словоформы).

Имеет отличия и российская система Яndex. Если слова разделены пробелами, то система ищет одновременное появление этих слов, но только в пределах одного предложения. Если же требуется одновременность в пределах всего документа, надо использовать знак «+».Интересную особенность имеет и российская система Rambler. В ней знак«+» можно использовать для управления весовым коэффициентом при рейтинговании результатов. Так, например, поставив несколько знаков «+» перед каким-либо словом, можно форсировать отображение страниц, содер­жащих его, в вершине результирующего списка.

 Арифметика вычитания

  Интересно, что сужать круг поиска можно не только знаком «+», но и знаком «-».Допустим, вам надо написать для детского сада реферат о деятельности президента Клинтона, но при этом не хочется вникать в его исто­рию с Моникой Ленински. Исключить Ленински из рассмотрения можно знаком «минус», например так.

Клинтон -Левински

Если, к примеру, нам надо написать реферат по оптике, но только по гео­метрической, а не по волновой, то поиск может быть таким:

+свет -оптика -волна

Последняя команда разыщет все страницы, где присутствуют слова свет и оптика, но покажет только ссылки на страницы, не содержащие слова волна.

Знак «-» понимают практически все основные поисковые системы.

Применим джокера

Возьмем следующее предложение:

В геометрической оптике световой луч рассматривается как прямая линия.

Интересно отметить, что поиск по команде +свет +оптика может его и но найти, хотя это самая настоящая геометрическая оптика. Мы дали команду искать слово свет, а в документе написано: световой. Мы дали команду искать слово оптика, а в документе написано: оптике. Разумеется, многие поисковые системы производят нормализацию слов, но не все и не всегда, так что не стоит на это полагаться, а следует использовать подстановочный символ «*». Как джокер в карточной колоде может заменить любую карту, так этот символ может заменить любой другой символ или набор любых символов до конца слова. Если бы мы сформировали свой запрос так:

+свет* +оптик* -волн* то наверное его результаты были бы шире без особой потери точности. Подстановочный символ «*» можно использовать в следующих поиско­вых системах:

AltaVista    HotBot

MSN Search Northern Light

Snap      Yahoo!

Некоторые из крупнейших поисковых служб поддерживают нормализа­цию слов по умолчанию, то есть, они уже учитывают сокращение слов до основы, и потому в них не надо использовать подстановочный символ. В частности, к таким службам относится Infoseek.

Контекстный поиск

А почему бы нам сразу не искать то, что надо?

+геометрическая +оптика

Может быть, это и было бы хорошим решением, но такой поиск выдаст ссылки на страницы, где упоминаются оба эти слова, причем совсем не Необязательно, что вместе. То есть, слово геометрическая может быть в одном конце текста, а слово оптика — совсем в другом. Если же мы хотим объедить оба эти слова в одно сочетание, то надо применить кавычки:

 "Геометрическая оптика"                "геометрическая оптика"

 случае использования кавычек поисковая система разыскивает документы, в которых абсолютно точно есть тот текст, который в них заключен. Поиск с помощью кавычек называется контекстным поиском.

Роль прописных букв

Прописные буквы при проведении поиска имеют особый статус. Вам ведь понятна разница между сочетаниями красная шапочка и Красная Шапочка? прописными буквами поисковые системы обращаются буквально, то есть разыскивают тексты, в которых слова записаны точно такими же буквами. Со строчными буквами все происходит демократичнее. Совпадения засчитываются и в том случае, когда в тексте стоит прописная буква, и в том случае, когда буква строчная.

поиск по словам:

 +красная +шапочка

вернет результаты, в которых будут и красная шапочка, и Красная шапочка, ДЦ красная Шапочка, и Красная Шапочка.

Ир Другой стороны, поиск по словам:

И| +красная +шапочка Издаст гораздо более узкий результат: Красная Шапочка, — и все.

Поиск по заголовкам

Каждая Web-страница может иметь заголовок, если Web-мастер не поленился его создать. Когда мы разыскиваем Web-страницы с помощью поисковых систем, то по результатам поиска нам обычно выдается ссылка, в которой присутствует заголовок Web-страницы, если он есть. Если его нет, то обычно выдается одно-два предложения первого абзаца.

Многие поисковые системы позволяют разыскивать Web-документы по тексту, содержащемуся в заголовках. Такой поиск существенно уменьшает количество возвращаемых ссылок, но очень точно выводит на нужные мате­риалы. Например, если вам нужны данные для доклада о Солнечной сис­теме, имеет смысл искать не просто словосочетание Solar System (Солнечная система), а страницы, в которых это сочетание присутствует в заголовке. Командой такого поиска является title:, например:

title: Solar System или (лучше)

title: solar system

Поиск заголовков Web-страниц по команде title: поддерживают следующие поисковые системы:

AltaVista    GoTo HotBot     Infoseek MSN Search Northern Light

Snap

Поисковый каталог Yahoo! тоже имеет команду для поиска заголовков. Она записывается так:

t: solar system

Система Lycos разыскивает заголовки только в режиме расширенного поиска.

Поисковая система Aport 2000 имеет несколько альтернативных команд для поиска заголовков. Основная команда — title =. Примеры:

title = Солнечная система

t = Солнечная система

заг = Солнечная система

з = Солнечная система В поисковой системе Япс1ех команда поиск



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2020-03-14; просмотров: 312; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.191.147.190 (0.148 с.)