Глава 2. Внешняя политика перестройки. Ссср и США на международной арене конца 80-х - начала 90-х гг. XXв. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Глава 2. Внешняя политика перестройки. Ссср и США на международной арене конца 80-х - начала 90-х гг. XXв.



2.1. Завершение "холодной войны" и конец биполярной системы международных отношений в Европе. Завершение "холодной войны" в Европе

 

В Европе процесс перехода от конфронтационной модели отношений между Востоком и Западом к модели кооперационной развивался в 1988-1990 гг. как на многосторонней, так и на двусторонней основе. Поворот к сотрудничеству наступил сначала в экономической сфере - уже в 1988г. В политической сфере изменения начались позже - в 1989г., после окончания Венской встречи в рамках хельсинкского процесса.

В экономической области первым свидетельством перемен к лучшему в Европе стало подписание в июне 1988г. Совместной декларации об установлении официальных отношений между Советом экономической взаимопомощи и Европейским экономическим сообществом. В августе 1988 г. последовало установление официальных отношений между СССР и Европейскими сообществами. Появление этих документов символизировало окончание "холодной войны" в отношениях между СЭВ (Советом экономической взаимопомощи) и ЕЭС (Европейским экономическим сообществом).

"Помимо установления прямых связей между двумя основными экономическими союзами - СЭВ и ЕЭС - в Европе в конце 1980-х годов возникают новые формы взаимодействия на субрегиональной основе. Примером такого сотрудничества является выдвижение летом 1990г. так называемой "пятисторонней инициативы", или Пентагоналии, куда вошли государства, принадлежащие к разным общественным системам: Австрия, Венгрия, Италия, Чехословакия, Югославия". В качестве наблюдателя на переговорах присутствовали представители Румынии и Болгарии. Цель организации - создать новый механизм субрегионального сотрудничества в политической, социально - экономической и культурной областях. Значение Пентагоналии - в том, что она представляла собой модель субрегионального сотрудничества, лишенную блокового противостояния.

"Политический диалог об отношениях нового типа между НАТО и ОВД формально начался в декабре 1989 г., когда штаб-квартиру НАТО в Брюсселе посетил МИД СССР Э.А. Шеварнадзе. Это был первый за всю историю "холодной войны" визит советского министра в штаб-квартиру НАТО". В июле 1990г. в Москве переговоры об отношениях между НАТО и ОВД вели Э.А. Шеварнадзе и Генеральный секретарь НАТО М. Вернер.

В рамках контактов ОВД и НАТО в тот период обсуждалась идея трансформации обоих союзов, то есть перенесение акцента с военно-политических на преимущественно политические сферы деятельности.

Центральное место в переговорах между НАТО и ОВД в тот период занимал вопрос о сокращении обычных вооружений. Обсуждение этого вопроса проходило в рамках "переговоров 23-х", начавшихся в соответствии с венским мандатом СБСЕ 6 марта 1989 г.

Со второй половины 1989 г., когда состоялось несколько весьма успешных западноевропейских визитов М.С. Горбачева, начал формироваться новый формат двусторонних отношений между СССР и западноевропейскими государствами.

"Поворотным этапом в преодолении "холодной войны" в Европе стала внеочередная встреча на высшем уровне государств - участников СБСЕ, состоявшаяся в Париже 19-21 ноября 1990г. Именно эта встреча считается конечной вехой в истории "холодной войны". Принятые там документы - Парижская хартия для новой Европы, Совместная декларация двадцати двух государств, Договор об обычных вооруженных силах в Европе - создавали предпосылки для превращения СБСЕ в будущем в трансрегиональную структуру коллективной безопасности в Европе".

Парижская хартия для новой Европы констатировала, что "эра конфронтации и раскола Европы закончилась".

"Военно-политические основы новой, постконфронтационной системы безопасности в Европе были созданы в результате подписания 19 ноября 1990 г. а Париже Договора об обычных вооруженных силах в Европе (ДОВСЕ)". Суть предусмотренных договором сокращений обычных вооружений сил в Европе заключалась в том, чтобы:

.   Установить примерное равенство в обычных вооружениях между НАТО и ОВД на более низком уровне;

2. Ограничить наступательный потенциал обычных вооружений в Европе и минимизировать тем самым риск внезапного нападения. Сокращению подлежали пять категорий обычных вооружений, составляющих основу наступательного потенциала, - танки, бронемашины, артиллерия, боевые самолеты и ударные вертолеты.

.   Установить уровень достаточности вооружений для одной страны-участницы договора. Этот уровень не должен был превышать 1/3 от совокупного военного потенциала НАТО и ОВД в Европе.

.   Исключить возможность концентрации войск для осуществления внезапного нападения.

.   Создать действенную систему контроля за выполнением договора, включающую принцип инспекции на местах.

За два дня до подписания ДОВСЕ 17 ноября 1990г. был подписан разработанный в рамках "переговоров 35-ти" Венский документ о мерах укрепления доверия.

Оба документа - ДОВСЕ и Венский документ о мерах укрепления доверия - безусловно создавали новый климат доверия в Европе.

"Проблема заключалась в том, что сама эпоха блокового развития в Европе подходила к концу. Самороспуск ОВД и распад СССР в 1991г. создавали новую военно-политическую обстановку в Европе, в условиях которой ДОВСЕ уже не отвечал в полной мере интересам безопасности России как правопреемницы СССР".



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2020-03-14; просмотров: 230; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.144.1.230 (0.006 с.)