Анализ результатов исследования 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Анализ результатов исследования



умственный одаренность воображение творческий

При помощи экспресс методики кандидатов психологических наук В. Кудрявцева и В. Синельникова мы провели исследование особенностей проявления умственной одаренности у дошкольников. Результаты представлены в таблицах 2.1 и Приложение 2.

 


Таблица 2.1 - Общие результаты диагностики универсальных способностей по группе

Способности Низкий уровень Средний уровень Высокий уровень
Реализм воображения 61,5% 38,5% 0%
Способность видеть целое раньше частей 0% 30% 70%
Надситуативно-преобразовательный характер решений 54% 8% 38%

 

Для изучения гибкости при создании слов исследования потребовались листы бумаги для каждого ребенка с написанным словом. В нашем случае было взято слово ЭЛЕКТРОСТАНЦИЯ. Детям было дано задание составить из букв этого слова как можно больше новых слов. Два раза одну и ту же букву в словах использовать нельзя. Время выполнения задания 5 минут. Для оценки гибкости подсчитывается количество верно составленных слов. Результаты представлены в таблице 2.2

Таблица 2.2 - Результаты анализа изучения гибкости

Уровень развития способностей Количество составленных слов
Высокий 9 и более
Средний 7-8
низкий 6 и менее

 

Следующий этап работы - это сочинение-сказка. Детям, было дано задание написать сказку на свободную тему, которая начиналась бы со слов, жили-были…, как-то раз…, однажды…

После проведенного исследования у нас получилось следующее:

Сначала проведем обобщенный анализ данных. В результате получается, что количество детей с низким уровнем составляет 20%, со средним - 53,3%, с высоким - 26,6%.

 


Рисунок 2.1 - Уровень одаренности дошкольников

 

Учитывая половой признак, получается, что:

мальчики: низкий уровень - 6,6%

средний уровень - 26,6%

высокий уровень - 6,6%

девочки: низкий уровень - 13,3%

средний уровень - 26,6%

высокий уровень - 20%

Это позволяет седлать вывод, что у девочек низкий и высокий уровень развития выше, а средний у мальчиков и девочек одинаковый.

Относительно возрастного показателя получились следующие данные:

Дети 4лет: 13,3% - низкий уровень

высокий и средний уровень не выявлены.

Дети 5лет: 6,6% - высокий уровень

,3% - низкий уровень

,6% средний уровень

Полученные данные позволяют сделать вывод, что дети 4-5 возраста имеют низкий уровень развития. Хотелось бы отметить, что у детей пятилетнего возраста, хотя и ниже, чему у других испытуемых ярко выражено стремление составить как можно больше слов, один из испытуемых составил 10 слов, что по данным таблицы характеризуется как высокий уровень, но поскольку в словах были допущены орфографические ошибки и использованы буквы те, которые отсутствовали в исходном слове, приведенные испытуемым новые слова не учитывались при установлении уровня развития.

Проанализировав первое и второе тестовое задание перейдем к третьему, последнему заданию: сочинение - сказка.

Делая анализ сочинений, нельзя не отметить влияние средств массовой информации на сознание им интересы детей. («Сказка про маленький Зубик, страшный кариес и про храбрый Бленд-а-мед»). Огромный поток рекламы обрушивается на ребенка с экранов телевизоров, часто не самого лучшего качества. Все это зачастую негативно влияет на неустойчивую детскую психику, появляются новые герои, которые далеки от нашей самобытной культуры.

Все же радует тот момент, что встречаются такие работы детей, как «Сказка про деревянного крокодила», «Сказка про медвежонка Пуха», «Маленькая синичка», «Про бабочку Майю». В этих сказках герои - это друзья детской жизни: игрушки, звери, птицы, наделенные волшебными свойствами. Присутствует традиционный конец, где добро побеждает зло. Удивительным светом веет от детских работ.

Остановимся еще на одном сочинении. В сказке про месяц май сразу бросается в глаза большое количество использованных в сказке эпитетов, красочных сравнений говорит о преобладании образного мышления. Таким образом, вчитываясь внимательно в детские работы можно открыть все новые интересные моменты, иногда даже не ожидая их увидеть.

Выявление одаренных детей - продолжительный процесс, связанный с анализом развития конкретного ребенка. Эффективная идентификация одаренности посредством какой-либо одноразовой процедуры тестирования невозможна.

Поэтому вместо одномоментного отбора одаренных детей необходимо направлять усилия на постепенный, поэтапный поиск одаренных детей в процессе их обучения по специальным программам (в системе дополнительного образования), либо в процессе индивидуализированного образования.

Выводы

 

Таким образом, в результате проведенного экспериментального исследования можно сделать следующие выводы:

Полученные данные позволяют сделать вывод, что дети 4-5 возраста имеют низкий уровень развития. Хотелось бы отметить, что у детей пятилетнего возраста, хотя и ниже, чему у других испытуемых ярко выражено стремление составить как можно больше слов, один из испытуемых составил 10 слов, что по данным таблицы характеризуется как высокий уровень, но поскольку в словах были допущены орфографические ошибки и использованы буквы те, которые отсутствовали в исходном слове, приведенные испытуемым новые слова не учитывались при установлении уровня развития.

Выявление одаренных детей - продолжительный процесс, связанный с анализом развития конкретного ребенка. Эффективная идентификация одаренности посредством какой-либо одноразовой процедуры тестирования невозможна.

Поэтому вместо одномоментного отбора одаренных детей необходимо направлять усилия на постепенный, поэтапный поиск одаренных детей в процессе их обучения по специальным программам (в системе дополнительного образования), либо в процессе индивидуализированного образования.

 


Заключение

 

В нашей работе в теоретической части мы рассматривали проблемы умственной одаренности в трудах отечественных и зарубежных психологов. Из всего вышеизложенного материала вытекают следующие выводы:

На протяжении многих веков одаренность рассматривалась несколько автономно от социально-педагогической практики. И происходило это в первую очередь потому, что изыскания были не востребованы системой образования;

Основное внимание исследователей было обращено не на сам феномен одаренности как личностное образование или социально - психологическое явление, а на проблему его происхождения (божественное или земное);

Основными видами одаренности стало принято считать интеллектуальную и творческую одаренности;

Значительные изменения во взглядах ученых начала ХХ века были вызваны признанием научной деятельности как высшего вида творчества. Большая часть филологов, психологов, педагогов были склонны проявление высшей одаренности видеть в научном творчестве и научном мышлении.

Структурирование материала по принципу логарифмической спирали требует, чтобы педагог многократно возвращался с детьми к проработке ранее рассматриваемых проблем, но делал это каждый раз уже на новом, более сложном уровне.

Таким образом цель нашей работы достигнута. Работа не претендует на полноту исследования. Проект программы может быть использован в работе педагогов дополнительного образования с интеллектуально одаренными детьми.

Раскрытие проблем одаренных детей дошкольного возраста происходит через взаимосвязь их со сверстниками и взрослыми. Как выяснилось, дети имеют проблемы. В курсовой работе были упомянуты те из них, о которых наиболее часто сообщают исследователи.

В настоящее время не существует оптимальных программ для одаренных детей, которые помогли бы избежать им трудностей, либо они не в достаточной степени реализуются. Остается только надеяться, что что-то изменится и у таких детей не будет трудностей в будущем или хотя бы их станет меньше.

В работе были приведены ряд исследований, которые показали, что количество детей со средним уровнем развития преобладает над количеством одаренных детей. Но это не значит, что одаренные дети - это дети, описанные в учебной литературе, не существующие в реальности, это лишь еще раз доказывает, что одаренных детей не много. В связи с этим необходимо поддерживать и помогать развиваться таким детям.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2020-03-14; просмотров: 227; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.137.161.222 (0.007 с.)