Глава 1. Теоретические аспекты изучения особенностей процесса восприятия у детей дошкольного возраста 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Глава 1. Теоретические аспекты изучения особенностей процесса восприятия у детей дошкольного возраста



Введение

 

В настоящее время специалистов в области психологии интересует проблема развития ребенка. Их интерес не случаен, так как известно, что дошкольный период является наиболее интенсивным в физическом, психическом и нравственном развитии.

Изучению особенностей восприятия посвящено немало работ в психологии. Фундаментальными трудами являются труды В.И. Бельтюкова, Л.И. Божовича, В.А. Ганзена, Л.С. Выготского, П.Я. Гальперина,, А.В. Запорожца, С.Л. Рубинштейна и др.

В дошкольном возрасте интенсивно развивается не только познавательная сфера, но и речевая.

Большинство детей в дошкольном возрасте уже полностью овладевают звуковой стороной речи, имеют довольно развернутый словарный запас, умеют грамматически правильно строить предложения. Однако не у всех процесс овладения речью происходит одинаково.

В ряде случаев он может исказиться, и тогда у детей отмечаются различные отклонения в речи, нарушающие нормальный ход ее развития. Нарушенное речевое развитие оказывает влияние и на познавательное развитие, в том числе и на развитие восприятия, но в настоящее время этот вопрос является малоизученным, что делает эту тему актуальной для исследования.

Целью работы является характеристика особенностей восприятия у дошкольников с недоразвитием речи.

Предметом исследования являются особенности развития восприятия детей дошкольников.

Объект исследования - дети дошкольного возраста.

В соответствии с целью, предметом и объектом исследования были определены следующие задачи:

. дать общую характеристику восприятию;

. на материале специальной литературы изучить особенности развития восприятия у дошкольников;

. проанализировать особенности различных методик по развитию восприятия у дошкольников.

 


Глава 1. Теоретические аспекты изучения особенностей процесса восприятия у детей дошкольного возраста

Глава 2. Методики, способствующие развитию и совершенствованию форм восприятия

 

Заключение

 

Восприятие - психический процесс отражения предметов или явлений действительности при их непосредственном воздействии на органы чувств. Ребенок в процессе онтогенеза постоянно развивается, вместе с ним меняется и его восприятие окружающего мира. Так, ребенок узнает об изменяемости каждого цвета по насыщенности (более светлый, более темный), о том, что цвета разделяются на теплые и холодные, знакомится с мягкими, пастельными, и резкими, контрастными, сочетаниями цветов. Система мер (миллиметр, сантиметр, метр, километр) и способы их использования, как правило, в дошкольном возрасте еще не усваиваются. В старшем дошкольном возрасте у детей складываются представления об отдельных измерениях величины: длине, ширине, высоте, а также о пространственных отношениях между предметами. В дошкольном детстве совершенствуется восприятие пространства. Если в три-четыре года для ребенка точкой отсчета является свое тело, то к шести-семи годам дети научаются ориентироваться в пространстве независимо от собственной позиции, умеют менять точки отсчета.

Гораздо сложнее ребенку дается восприятие времени. Время текуче, оно не имеет наглядной формы, любые действия происходят не со временем, а во времени. Ребенок может запомнить условные обозначения и меры времени (минута, час, завтра, позавчера и т.п.), но не всегда умеет употреблять их верно, так как эти обозначения имеют условный и относительный характер. Старшие дошкольники активно входят в мир художественного творчества. Восприятие художественных произведений - это единство познания и переживания.

Ребенок учится не просто фиксировать то, что представлено в художественном произведении, но и воспринимать чувства, которые хотел передать его автор. В дошкольном возрасте развивается восприятие сказки. Особенности восприятия ребенком окружающих людей проявляются и в его оценочных суждениях. Наиболее яркую оценку дети дают тем взрослым, к которым испытывают привязанность. Восприятие детьми друг друга зависит от того, насколько популярен или же отвержен ребенок в детском сообществе. Если оценочные суждения об окружающих людях младшего дошкольника, как правило, недифференцированны, неустойчивы, изменчивы, то к шести-семи годам они становятся более полными, развернутыми, адекватными. По мере взросления дети все чаще воспринимают не столько внешние, сколько внутренние личностные качества других людей.

Восприятие-это: 1) психический процесс целостного отражения предметов и явлений окружающего мира, действующих на органы чувств в данный момент; 2) субъективный образ предмета, явления или процесса, непосредственно воздействующего на анализатор или систему анализаторов (перцептивный образ); 3) процесс формирования этого образа или система действий, направленных на ознакомление с предметом, воздействующим на органы чувств.

На протяжении дошкольного возраста ребенок все более точно начинает оценивать цвет и форму окружающих объектов, их вес, величину, температуру, свойства поверхности и др. К пяти годам ребенок легко ориентируется в гамме основных цветов спектра, называет базовые геометрические фигуры. В старшем дошкольном возрасте идет совершенствование и усложнение представлений о цвете и форме, умеет ориентироваться в пространстве, может запомнить условные обозначения и меры времени и т.д.

Нами были подобраны следующие методики для диагностики восприятия у детей: «Шумящие коробки», «Движения под музыку», «Путаница», «Точечный рисунок», «Кто бывает такого цвета?», «Красные штанги», «Фигурки Равиццы», «Ящик с кусочками ткани», которые помогают развивать различные виды восприятия.

 


Список литературы

 

1.Бельтюков В.И. Взаимодействие анализаторов в процессе восприятия и усвоения устной речи. - М.: Педагогика, 1977. -176с.

.Дьякова Н.И. Диагностика и коррекция фонематического восприятия у дошкольников. - Издательство «Сфера», 2010. - 64с.

.Новикова Г. Р. Состояние высших психических функций у детей, поступающих в 1-ый класс общеобразовательной школы (по результатам нейропсихологического обследования). - Дефектология, 2000, № 2.

.Бабина Г.В., Грассе Н.А. Формирование навыка фонемного анализа у детей с общим недоразвитием речи. // Письмо и чтение: трудности обучения и коррекция. - М. - Воронеж: МОДЭК, 2001. - 174-192с.

.Веккер Л.М. Психические процессы. Т. 1. - Л., 1974.

.Дьяченко О.М., Лаврентьева Г.В. Психическое развитие дошкольников. - М.: Педагогика, 1984. -128с.

.Запорожец А.В. Психология детей дошкольного возраста. Москва. Знание. 1967 г. - 430с.

.Ганзен В.А. Восприятие целостных объектов. - Л., 1976. - 29с.

.Божович Л.И. Этапы формирования личности в онтогенезе. // Хрестоматия по возрастной психологии. М. Педагогика. 1994 - 254с.

.Мухина В.С. Возрастная психология: феноменология развития, детство, отрочество. // Учебник для студентов высших учебных заведений. Изд. 6-е стереотипное. - М., Академия. 2000. - 456с.

.Психология детства. Учебник. Под редакцией А.А. Реана - СПб., 2003. - 368 с.

.Урунтаева Г.А. Дошкольная психология: Учебное пособие для учащихся средних педагогических учебных заведений. - М.: Издательский центр «Академия», 1996.-336 с.

.Симонова Т.Ю. Изучение развития восприятия изображений у детей дошкольного возраста с общим недоразвитием речи // Молодые ученые - московскому образованию. Материалы IV городской научно-практической конференции молодых ученых и студентов учреждений высшего и среднего образования городского подчинения. - М., 2005.

.Организация коррекционно-логопедической работы в диагностических группах с детьми дошкольного возраста: Учебно-методическое пособие. Ч. 1. / Авт.-составители А.Ф. Леонова, Т.В. Волосовец, Е.Н. Кутепова, А.И. Данилкович. Под ред. Т.В. Волосовец, Е.Н. Кутеповой. - М.: РУДН, 2007.

.Ефименкова Л.Н. Формирование речи дошкольников. (Дети с общим недоразвитием речи) Кн. для логопедов. М., 1990г. - 18с.

.Лукина Н.А., Никкинен И.И. Научи меня слышать.- СПб.: "Паритет", 2003. - 35с.

.Логопедия: Учебник для студентов дефектол. фак. пед. вузов / Под ред. Л.С. Волковой, С.Н. Шаховской. - М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 1998. - 680 с.

.Работа логопеда с дошкольником (игры и упражнения)/ автор-составитель Большакова С.Е. - М.: АПО, 1996

.Мастюкова Е.М. «Специальная педагогика. Подготовка к обучению детей с особыми проблемами в развитии. Ранний и дошкольный возраст». Под ред. А.Г. Московкиной. М.: Классикс Стиль, 2003. - 320 с.

.Ткаченко Т.А. Логопедическая тетрадь. Развитие фонематического восприятия и навыков звукового анализа. СПб: - ДЕТСТВО-ПРЕСС,2000. - 32с.

. Основы теории и практики логопедии. Под ред. Р. Е. Левиной М.: «Просвещение» 1967.

Введение

 

В настоящее время специалистов в области психологии интересует проблема развития ребенка. Их интерес не случаен, так как известно, что дошкольный период является наиболее интенсивным в физическом, психическом и нравственном развитии.

Изучению особенностей восприятия посвящено немало работ в психологии. Фундаментальными трудами являются труды В.И. Бельтюкова, Л.И. Божовича, В.А. Ганзена, Л.С. Выготского, П.Я. Гальперина,, А.В. Запорожца, С.Л. Рубинштейна и др.

В дошкольном возрасте интенсивно развивается не только познавательная сфера, но и речевая.

Большинство детей в дошкольном возрасте уже полностью овладевают звуковой стороной речи, имеют довольно развернутый словарный запас, умеют грамматически правильно строить предложения. Однако не у всех процесс овладения речью происходит одинаково.

В ряде случаев он может исказиться, и тогда у детей отмечаются различные отклонения в речи, нарушающие нормальный ход ее развития. Нарушенное речевое развитие оказывает влияние и на познавательное развитие, в том числе и на развитие восприятия, но в настоящее время этот вопрос является малоизученным, что делает эту тему актуальной для исследования.

Целью работы является характеристика особенностей восприятия у дошкольников с недоразвитием речи.

Предметом исследования являются особенности развития восприятия детей дошкольников.

Объект исследования - дети дошкольного возраста.

В соответствии с целью, предметом и объектом исследования были определены следующие задачи:

. дать общую характеристику восприятию;

. на материале специальной литературы изучить особенности развития восприятия у дошкольников;

. проанализировать особенности различных методик по развитию восприятия у дошкольников.

 


Глава 1. Теоретические аспекты изучения особенностей процесса восприятия у детей дошкольного возраста



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2020-03-14; просмотров: 209; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.147.54.242 (0.018 с.)