Основные направления борьбы с таможенными преступлениями 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Основные направления борьбы с таможенными преступлениями



 

Состояние таможенной преступности создает реальную угрозу экономической безопасности России. Борьба с таможенными преступлениями не соответствует современному уровню их опасности, она малоэффективна. Особенно низкие результаты в борьбе с таможенными преступлениями - в торговом обороте, хотя именно эти преступления представляют повышенную опасность. Вне поля зрения правоохранительных органов остаются наиболее опасные преступления, совершенные организованными преступными группировками, когда к ответственности привлекаются рядовые исполнители, а организаторы преступлений остаются безнаказанными.

Слабость борьбы с таможенными преступлениями объясняется также объективной сложностью их расследования, противодействием расследованию со стороны заинтересованных лиц. Задача усиления борьбы с таможенными преступлениями может быть решена лишь совместными усилиями, взаимодействием всех контролирующих таможенную сферу и правоохранительных органов: ФТС, МВД, ФСБ, генеральной прокуратуры. Только многоуровневые, межведомственные проверки с подключением всех имеющихся информационно-справочных систем, включая зарубежные, позволяют получить положительный эффект в борьбе с таможенными преступлениями.

Однако, на практике имеются существенные недостатки в этом взаимодействии, разобщенность деятельности структур по борьбе с преступностью. Не используются множество возможностей, которыми располагают эти органы, в т.ч. предоставленные международными соглашениями. Имеет место незаконная практика вынесения оправдательных приговоров по делам о таможенных преступлениях, что ослабляет борьбу с ними. Уголовное законодательство не позволяет эффективно бороться с некоторыми преступлениями, дознание по которым ведут таможенные органы, прежде всего - с невозвращением из-за границы средств в иностранной валюте. Необходимо изменить статью 193 УК РФ, предусмотрев ответственность за незаконный перевод денег за рубеж, устранить указание на специального субъекта этого преступления - «руководитель организации». Эти изменения должны сопровождаться изменениями таможенного законодательства в направлении расширения сферы валютного контроля таможенных органов. Необходимо совершенствовать уголовно-процессуальное законодательство, в частности, предусмотрев в числе неотложных следственных действий назначение экспертизы. Так, без экспертизы в настоящее время практически невозможно решить вопрос о возбуждении уголовных дел о таможенных преступлениях.

Таможенные преступления тесно связаны с другими преступлениями в сфере экономики, особенно с отмыванием "грязных" денег. Для контрабанды наркотиков, валюты используются те же способы, маршруты, курьеры, что и для отмывания "грязных" денег. Это позволяет вести борьбу с таможенными преступлениями через выявление отмывания "грязных" денег, и, наоборот, - с отмыванием через выявление и расследование контрабанды, уклонения от уплаты таможенных платежей. Вместе с тем, такая возможность не реализуется, что связано, прежде всего, с объективной сложностью их выявления при использовании преступниками возможностей, представляемых современной международной финансовой системой, русским оффшором, холдинговой структурой организации коммерческой деятельности (при которой запутываются финансовые потоки между материнской и дочерними фирмами, отсутствует контроль материнской фирмы за финансовыми операциями дочерних), с долларизацией российской экономики. В России до настоящего времени не создано надлежащей системы "сдержек и противовесов" этим преступлениям.

Имеются многочисленные возможности вывоза капитала по "законным" основаниям, под которые легко «маскируется» незаконный вывоз. Слабость борьбы с таможенными преступлениями и отмыванием "грязных" денег обусловлена тем, что валютный контроль таможенных органов носит весьма ограниченный характер, затрагивает только реальное перемещение товаров и транспортных средств через таможенную границу Российской Федерации, но - не перемещение услуг, работ, информации, объектов интеллектуальной собственности, банковские электронные переводы; не распространяется на другие таможенные режимы, кроме экспорта и импорта, в том числе, на такие криминализированные, как временный ввоз (вывоз), таможенный склад, а также - поставку товаров в свободные экономические и таможенные зоны; на физических лиц. Соответственно, эти пробелы должны быть устранены.

Требуется предоставление проверяющим дополнительных полномочий, в частности, всем таможенным органам - прав органов валютного контроля. Таможенным преступлениям, отмыванию «грязных» денег способствует то, что контроль за денежными переводами за рубеж со стороны банков - недостаточный. Необходим пересмотр концепции этого контроля. Он должен осуществляться не только Центробанком и уполномоченными банками, поскольку это - коммерческие организации. Они, прежде всего, заинтересованы в получении прибыли, в клиентуре, а максимальную прибыль дают именно незаконные операции. Поэтому Центробанк и уполномоченные банки сами нуждаются в контроле. Тем более им не следует поручать осуществление функций государственного контроля - это не свойственно коммерции. Нужен специальный государственный орган контроля за законностью банковских операций, для которого этот контроль - основная деятельность (проверок, со стороны, например Министерства финансов - недостаточно, контроль должен быть постоянным, а не эпизодическим). Снижаются и без того слабые барьеры, препятствующие незаконному переводу капиталов за рубеж, повышается уровень секретности банковских вкладов. Эту тенденцию необходимо прекратить.

Имеются серьезные отставания в разработке новых подходов к концепции об ответственности лиц, участвующих в совершении таможенных и других преступлений в сфере ВЭД, в частности, в разработке проблем корпоративной ответственности, ответственности "профессионалов»: банковских служащих, адвокатов, оказывающих помощь преступникам.

Наиболее криминализированными участками таможенного дела являются складские операции, доставка товаров в таможни назначения, деятельность таможенных брокеров и перевозчиков, реализация товаров, обращенных в федеральную собственность, перемещение автотранспортных средств через таможенную границу РФ. Этому способствуют недостатки таможенного законодательства, слабый таможенный контроль, неправильная организация таможенного дела, обуславливающая создание преступных связей между работниками таможенных органов и участниками ВЭД, таможенными брокерами, перевозчиками и др. Необходимо, чтобы вышестоящие таможенные органы, прокуроры рассматривали в качестве приоритетных направлений своей деятельности контроль и надзор на этих участках. Контроль и надзор должны быть подняты на новый качественный уровень, следует использовать современную методику выявления преступлений. Должны быть устранены недостатки таможенного законодательства, способствующие совершению преступлений на этих "составляющих" таможенного дела.

Требуется устранить условия, способствующие коммерционализации таможенных органов, усилить контроль за недопущением совмещения работы в таможенных органах с коммерческой деятельностью, роль в выявлении таких фактов оперативных подразделений и служб собственной безопасности. Основными факторами, обусловившими современное состояние таможенных преступлений, явились отраженные в законодательстве: переход к новой экономической системе, недостатки проведенных реформ, выразившиеся в сверх всякой меры либерализации внешней торговли при отсутствии для этого адекватных условий и системы контроля, постоянное отставание мер реагирования на негативные процессы в состоянии преступлений. Эффективная борьба с таможенными преступлениями и правонарушениями, их профилактика, предполагает, прежде всего, анализ недостатков законодательства, регламентирующего таможенную сферу, его положений, нарушение которых используется в противоправных целях или само по себе содержит признаки преступления либо административного правонарушения. Следует своевременно отслеживать влияние изменений в таможенном законодательстве на состояние преступлений и правонарушений, а лучше - путем проведения криминологической экспертизы оценивать и прогнозировать возможные последствия законопроектов с точки зрения их криминогенности. Анализ таможенного законодательства должен проводиться и в целях максимального использования положений, обеспечивающих выявление, предупреждение таможенных преступлений и правонарушений.

 


ЗАКЛЮЧЕНИЕ

 

В настоящей работе проведено комплексное исследование вопросов, касающихся видов таможенных преступлений и их отличий от смежных составов. Рассмотрев всю совокупность материала, затрагивающего данную тему, сформулируем следующие обобщающие вводы.

. Складывающаяся экономическая обстановка в России показала, что успешная реализация уголовно-правовой защиты экономических, политических, культурных отношений возможна только при условии научно разработанной, четко выверенной и исходящей из существующих реалий уголовной политики, отражающей как ближайшую, так и более отдаленную перспективу.

. Уголовная политика в сфере борьбы с таможенными преступлениями призвана определять не только основные направления, цели и средства борьбы с противоправными посягательствами, но и ее формы и методы, роль и место органов, занимающихся правоприменительной практикой.

. Борьба с преступлениями, совершаемыми в таможенной сфере, с учетом их большой общественной опасности, должна вестись всеми предусмотренными законом средствами и, разумеется, только в рамках закона.

. Проведенное исследование в данной работе позволяет сделать вывод о необходимости научной доработки понятий и содержаний таможенных преступлений, вновь введенных в Уголовный Кодекс РФ, так как недостаточно четкая формулировка их составов в практике правоохранительных органов нередко приводит к ошибкам при квалификации преступлений и назначении наказаний. Более того, несоразмерность тяжести содеянного и привлечение к уголовной ответственности лиц, в действиях которых отсутствует состав преступления, - грубо нарушает конституционные права граждан, наносит ущерб престижу государства, являющегося гарантом соблюдения законности.

 


СПИСОК ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ

 

Нормативные правовые акты

1.  Международные правовые акты:

Таможенный кодекс таможенного союза [Электронный ресурс]: приложение к Договору о Таможенном кодексе таможенного союза, принятому Решением Межгосударственного Совета ЕврАзЭС на уровне глав государств № 17 от 27 ноября 2009 г. - БД Консультант Плюс

. Конституция РФ:

Конституция Российской Федерации: офиц. текст / Российская Федерация - БД Консультант Плюс

3. Законы РФ:

Уголовный кодекс Российской Федерации: Федеральный № 63-ФЗ от 13 июня 1996 г.: [ принят Гос. думой 24 мая 1995 г.: одобрен Советом Федерации 5 июня 1996 г. ] - БД Консультант Плюс

О вывозе и ввозе культурных ценностей [Электронный ресурс]: Закон № 5003-1 от 21 мая 1993 г. / Российская Федерация - БД Консультант Плюс

О валютном регулировании и валютном контроле [Электронный ресурс]: Федеральный закон № 173-ФЗ от 10 декабря 2003 г.: [принят Гос. думой 21 ноября 2003 г.: одобрен Советом Федерации 26 ноября 2003 г.] / Российская Федерация- БД Консультант Плюс

Литература

. Учебники и учебные пособия:

Здравомыслов Б.В. Уголовное право Российской Федерации. Общая часть: Учебник. М. // Юристъ. 2008. 515 с.

Игнатюк А.З. Контрабанда и иные правонарушения во ВЭД: Теория и практика расследования. М. // Изд-во деловой и учебной литературы. Амалфея. 2001. 554 с.

Комментарий к Таможенному Кодексу Таможенного соза / Под ред. О. Г. Анохина - М.: Проспект, 2011. 448 с.

Комментарий к Уголовному Кодексу Российской Федерации / Отв. ред. В.И. Радченко, науч. ред. А.С. Михлин, В.А. Казакова. - М.: Проспект, 2008. 914 с.

Кудрявцев В.Н., Наумов А.В. Уголовное право России. Особенная часть: Учебник. М. // Юристъ. 2008. 506 с.

Ларичев В.Д., Милякина Е.В., Орлова Е.А. и др. Преступность в сфере внешнеэкономической деятельности. М. // Изд-во «Экзамен». 2008. 507 с.

Михайлов, В.И. Таможенные преступления: уголовно-правовой анализ: Учебное пособие / В.И. Михайлов. - СПб., 2007. 189 с.

Основы теории государства и права: Учебник / Отв. ред. Романова Е.В. - СПб.: Контракт, 2006. 705 с.

Таможенные преступления. Уклонение от уплаты таможенных платежей: Учебное пособие / Под ред. В.Д. Ларичева, Н.С. Гильмутдинова. - M.: Омега - Л, 2005. 366 с.

Таможенное право: Учебник / Отв. ред. Д.В. Чухвичев.- М.: Издательство Проспект, 2010. 498 с.

Таможенное право России: Учебник / Отв. ред. Н.И. Химичева. - М.: Юристъ, 2007. 504 с.

Уголовное право: Учебник / Отв. ред. В.А. Колпаков. - М.: Юристъ, 2009. 648 с.

Якушев, А.В. Теория государства и права: Учебное пособие / А.В. Якушев. - М.: Проспект, 2008. 332 с.

. Периодические издания:

Абдурахманов З.М. Отграничение состава преступления уклонения от уплаты таможенных платежей от контрабанды // Российский следователь. - 2008. - № 8. - с. 21-23

Беспалько В.Г. Уголовная ответственность за невозвращение культурных ценностей из-за границы // Закон. 2006. N 6. с. 9 - 59

Вощинин, А., Пастухов, И. Контрабанда и уклонение от уплаты таможенных платежей // Уголовное право. - 2002. - № 2. - с. 30-32

Горелов, М. Некоторые проблемные вопросы расследования уголовных дел о преступлениях в сфере таможенного дела // Закон и право. - 2008. - № 5. - с. 47-50

Грязнов, А.В. Контрабанда и другие преступления в сфере таможенного дела // Следователь. - 2007. - № 2. - с. 45-46

Дорофеев В. Основания уголовной ответственности за уклонение от уплаты таможенных платежей // Российская юстиция. 2004. № 2. с. 41

Душкин, С., Русов, С. Ответственность за уклонение от уплаты таможенных платежей // Законность. - 2008. - №7. - с. 56-58

Жалинский А.Э. Уголовная ответственность за уклонение от уплаты таможенных платежей // Законность, 2009. № 1. с. 10- 12

Кочергина, Т.Е., Богачев, Я.Б., Лабинский, В.А. Экономическая природа таможенных преступлений // Государство и право. - 2006.- № 1.- с. 29-33

Красиков, Ю.Г. Контрабанда и уклонение от уплаты таможенных платежей // Российская юстиция. - 2007.- № 12. - с. 24-28

Круглова, О., Котельников, А. Контрабанда и уклонение от уплаты таможенных платежей // Законность. - 2006. - № 5. - с. 89-91

Середа И.М. Юридический анализ уклонения от уплаты таможенных платежей, взимаемых с организации или физического лица // Юрист. 2007. № 10. с. 12-15

Талов Р.К. Некоторые проблемы уголовной характеристики состава контрабанды и ее отличие от уклонения от уплаты таможенных платежей // Современное право. - 2008. - N 9. - с. 12-17

Федоров В. О квалификации покушения на контрабанду // Роль таможенной службы в условиях переходного периода: Тезисы докладов Международной научно-практической конференции, 18 - 19 марта 1999 г. СПб., 1999. с. 133 - 135



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2020-03-14; просмотров: 910; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 13.58.82.79 (0.033 с.)